Организация занятий по сенсорному развитию детей дошкольного возраста
статья по окружающему миру
Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств — это глаза, уши, чувствительные рецепторы кожи, слизистой рта и носа. Но наличие органов чувств — это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация занятий по сенсорному развитию в дошкольном возрасте
Сенсорный опыт ребенка, полученный им в дошкольном возрасте, является необходимой базой для успешного развития в дальнейшем. Именно поэтому очень важно обеспечить малышу все наиболее благоприятные условия для полноценного сенсорного развития.
Обычно из всего спектра сенсорных ощущений особое внимание уделяется зрительным ощущениям, а именно восприятию цвета, формы, величины предметов, а также их расположению в пространстве. Тем не менее, я придерживаюсь той точки зрения, что ребенку необходимо познать самые разные свойства предметов, материалов и явлений, узнать мир во всем его разнообразии. При этом основное внимание уделяется развитию зрительных, слуховых ощущений, осязательных ощущений, а занятия по развитию обоняния и вкуса могут проводиться по желанию, не являются обязательными.
Следует отметить, что в обычных общеобразовательных детских садах сенсорному развитию малышей обычно не посвящают отдельные занятия, оно является частью занятий по ознакомлению с окружающим, продуктивным видам деятельности, или частью предметной игры.
Однако правильно, когда сенсорное развитие стоит на первом месте, и весь процесс обучения построен на создании специальной предметной среды («специально подготовленной культурно-развивающей среды»). Итальянский педагог Мария Монтессори сделала настоящий прорыв в педагогике, разработав целый ряд специальных автодидактических пособий — игрушек, которые сами обучают ребенка. Манипулируя с такой игрушкой, малыш в конце концов постигает основной принцип, который лежит в ее основе (это может быть величина, или форма, и т.д.). Обучающие Монтессори-игры теперь с успехом используются педагогами всего мира.
Однако, следует отметить, что предметы стоят на первом месте в обучении детей, педагог играет лишь вспомогательную роль помощника, в отличие от нашей классической педагогики, в которой педагог в ходе обучения как бы ведет ребенка за собой, является главным звеном образовательного процесса.
Одна из целей сенсорного развития— избежать при подборе и проведении игр и заданий излишнего дидактизма. Необходимо приблизить сенсорное воспитание к жизни, а не создавать специальные «лабораторные условия».
При подборе и создании игр и заданий, направленных на сенсорное развитие, ставились следующие цели:
1. Добиться, чтобы сенсорный признак стал по-настоящему значимым для детей, чтобы дети научились выделять его среди остальных, и использовать знания о нем в разных ситуациях.
2. Дать наиболее полное представление о каждом из сенсорных свойств.
3. Дать возможность постепенного усложнения игр и заданий. Ход игры должен быть не однозначен, может меняться в зависимости от уровня сложности игры. Игры постепенно усложняются, учитывая опыт ребенка.
4. Игры и задания должны быть удобны в подготовке и просты в проведении.
5. Создать игровой мотив деятельности детей в ходе проведения описанных игр. Когда детям по-настоящему интересно играть, обучение происходит незаметно, ненавязчиво, так сказать, не прямым, а косвенным образом, что особенно важно в работе с дошкольниками
6. Подобрать игры, базирующиеся на опыте детей и расширяющие их представления об окружающем мире, формирующие полезные в повседневной жизни навыки. Педагоги и родители малышей могут использовать представленный материал довольно гибко. Почти каждую игру можно проводить в двух вариантах — индивидуально или в группе, либо сочетать индивидуальное обучение с групповым, а также дополнять и расширять материал.
Кроме этого, сами дети часто придумывают и предлагают свои интересные варианты проведения игры, которые также можно использовать.
Не забывайте, что занятия для малышей — это прежде всего игра, требующая эмоциональной вовлеченности, интересного сюжета.
Вместе с тем задачи, которые встают перед детьми в ходе выполнения заданий по сенсорному развитию, бывают достаточно сложны. Поэтому их выполнение требует терпения и упорства со стороны детей и настойчивости со стороны педагога, а также серьезной подготовки материала для занятий, разнообразия пособий, предметов и материалов, сюжетов для игр.
Также следует помнить, что ребенку требуется достаточно времени и необходимое число попыток для выполнения задания. Поэтому лучше планировать поначалу очень несложные задания, возможно также продолжение игры и выполнение начатого ранее задания на следующем занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/23/picture-786415-1548230148.jpg)
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (использование сенсорных коробок в работе с детьми)
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Огромную роль в работе с детьми играет сенсорное развитие.Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формированиепредста...
Презентация для воспитателей "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Игры, направленные на сенсорное развитие"
В презентации педагоги детского сада смогут освежить свои знания о сенсорном развитии детей дошкольного возраста. Мы, педагоги, знаем, насколько важно сенсорное воспитание на протяжении всего дошкольн...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/11/picture-892711-1486787744.jpg)
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (в том числе развитие мелкой моторики как части сенсорного развития)
В консультации рассмотрены теоретические аспекты проблемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, его важность для последующего развития познавательных процессов у детей. Отдельно подчеркива...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/19/picture-465098-1405793163.jpg)
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Задачи сенсорного развития детей в детском саду.
В статье рассматривается значение сенсорного развития дошкольников и его задачи для разных возрастов....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/18/picture-1138341-1555569707.jpg)
«Сенсорные коробки, как инструмент сенсорного развития детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/25/picture-1347986-1666714657.jpg)
Консультация для родителей дошкольников на тему: "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Понятия «сенсорика», сенсорное развитие".
Сенсорное развитие в дошкольном возрасте — это неоценимый вклад в общее развитие ребенка. Этот возраст самый благоприятный для улучшения работы органов чувств и увеличения понятий о мире окружаю...