"Как живут наши пернатые друзья"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе.
Тема: «Как живут наши пернатые друзья зимой»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, социально- коммуникативное развитие.
Цель: выявить экологические знания детей
Задачи:- расширять представления детей о птицах; закрепить название зимующих птиц; продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам; дать представления о значении подкормки для зимующих птиц;- активизировать внимание, память и мышление; развивать мелкую моторику рук, вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания, совершенствовать диалогическую речь;- воспитывать интерес и любовь к природе родного края, формировать эмоциональную и неравнодушную личность в ребёнке, способную понять и пожалеть «братьев наших меньших»; вызывать стремление беречь птиц, помогать им.
Словарная работа: синица, ворона, снегирь, сорока, свиристель, воробей, дятел,
Предварительная работа: разучивание стихов о птицах, рассматривание иллюстраций с изображением птиц нашего края, отгадывание загадок о птицах, беседа о зиме, как о голодном и трудном времени для птиц.
Материал: аудиозапись с голосами птиц, иллюстрации с изображениями птиц, разрезные картинки для игры «Собери птицу».
Вводная часть | Стихотворение «Птичка» беседа | 2 мин |
Основная часть | игра «Собери и расскажи про птичку». Физминутка | 20 мин |
Заключительная часть | Подведение итогов | 3 мин |
Длительность 30 минут
Вводная часть
(Дети располагаются в полукруг).
- Доброе утро! - птицы запели -
Добрые люди встают с постели;
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по делам!
Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц? Какой сегодня день недели? (ответы детей)
-А какая в этом году зима? (морозная, снежная)
Вос-ль: Ребята, вы любите стихи? У меня есть любимое стихотворение, послушайте его.
"Птичка"
Пахнет полем воздух чистый.
В безмятежной тишине
Песни птички голосистой
Раздаются в вышине.
(Автор: Я. Полонский)
Как вы думаете о ком мы сегодня будем говорить? (О птицах)
Вос-ль: А какие бывают птицы? (Зимующие и перелетные).
Вос-ль: Почему мы так их называем? (Перелетные, потому что осенью эти птицы улетают в теплые края. Зимующие птицы остаются у нас на зиму.)
II. Основная часть.
Воспитатель:
Вначале мы отправимся с вами на птичью выставку. Экскурсоводами будут наши ребята-птицы.
Послушайте загадки про птиц.
1. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
2. Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это. (Снегири)
3. Птичка-невеличка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)
4. Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Кто она?. (ворона)
5. Кто летает, кто стрекочет?
Рассказать всем новость хочет? (Сорока)
3. Закрепление пройденного материала
Игра «Четвертый лишний»
-Воробей, ворона, синица, ласточка
-Почему ласточка лишняя в этом ряду (она улетает)
-Синица, воробей, голубь, грач
-Какая птица лишняя в этом ряду (грач, она тоже улетает в теплые края)
-снегирь, ворона, свиристель, скворец (улетает в теплые края)
вос-ль: Молодцы! А сейчас мы с вами поиграем с нашими птицами
Игра «Улетают – не улетают».
Воспитатель раскладывает картинки с изображением птиц картинкой вниз. Дети под музыку бегут по кругу на носочках и делают взмахи руками (летят). По окончанию музыки дети поднимают и переворачивают картинки. Те дети, у которых картинки с изображением зимующих птиц, приседают, а у которых перелетные птицы, делают взмахи руками. Игра повторяется 2 раза.
В: Ребята, легко ли зимующим птицам зимой. Почему? (ответы детей)
Д: Нет, нелегко им холодно и голодно.
В: Правильно, им очень тяжело приходится зимой и корма зимой мало и холодно. Кто же приходит к ним на помощь? (ответы детей) Что произойдет, если все птицы погибнут от холода и голода?
Д: Погибнут птицы – некому будет уничтожать вредных насекомых, заболеют и погибнут деревья, кусты, травы. Животным нечего будет есть и они покинут лес. Без птиц, без животных, без леса человеку не прожить. Поэтому птиц надо беречь, помогать им. Они приносят огромную пользу.
В: Молодцы, ребята, все правильно. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери и расскажи про птичку».
Первый ребенок складывает картинку с изображением синицы.
Д: Это птица синица. Грудка у синицы жёлтая, а посредине чёрный галстук, на голове черная шапочка и т. д. Синица произносит звуки: синь-синь-синь. Синицы приносят очень большую пользу лесам, паркам и садам.
- Синица очень прожорлива - ест она в течение дня почти непрерывно, причем даже в том случае если не голодна: она все равно охотится для того, чтобы спрятать добычу, а потом, когда проголодается, - съесть. Складывает синица она свои запасы в укромном месте - дупле, расщелине.
В: Как много и интересно вы мне рассказали, а я недавно прочитала в книге, что синица, а именно самцы весной начинают петь одни из первых, поэтому говорят, что песня синицы приносит с собой весну. Народная примета гласит, первое массовое появление синиц у домов - признак наступления больших холодов. Синичка с утра начинает пищать — жди мороза.
Второй ребенок собирает изображение воробья.
Д: Это птица воробей.
В: А, что про него вы можете рассказать?
Д: У вробья серо- коричневое оперение, короткий хвостик, тонкие лапки, он маленький, но шустренький. Рассаживаются на изгородях, ветках кустарников и задорно чирикают: «Чик – чирик- чик-чирик».
В: Ребята, а я знаю, что воробей в течение своей жизни места жительства не меняет, разве только нужда заставит. Например: гнездо разорят или беда какая случится. И всю жизнь воробей свое гнездо ремонтирует, утепляет и держит его в чистоте. А еще есть примета, если зимой воробьи сидят на деревьях или зданиях тихо — будет снег без ветра. А дружно чирикают — к потеплению. Воробьи залезают в тайники, под крыши или груды хвороста — к морозу или перед пургой.
Третий ребенок складывает картинку с изображение снегиря.
Д: Это птица снегирь.
В: Расскажите, чем эта птица отличается от других?
Д: У снегиря грудка красная, спинка серая, на голове шапочка, крылышки и хвостик чёрные.
В: И про снегиря вы много знаете. И я поделюсь с вами интересными фактами. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова усесться неподвижно на некоторое время. И так целый день. С приближением темноты вся стайка улетает в кусты или на деревья, где и ночует, скрытая в ветках. С наступлением весны снегири исчезают из поселка, но оказывается, они не улетают на север, а поселяются в хвойных лесах, выводят там птенцов и ждут зимы. Примета гласит, если запел снегирь - быть вьюге. Снегирь под окном зимой поет - к оттепели.
Четвертый ребенок складывает картинку с изображением сороки
В: Посмотрим, какую птицу собрали они.
Д: Это сорока. У сороки есть прозвище - белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные, как у ворона. Очень красив у сороки хвост - длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красивым зеленоватым отливом.
В: Сороку невозможно спутать ни с одной другой птицей. Всем известна, её привычка красть и прятать блестящие предметы. Сорока обычно селится в открытом месте с множеством деревьев и кустов. Она избегает густого леса. Поверье гласит -сорока под стреху (крышу) лезет - к вьюге.
Пятый ребенок собирает картинку с изображением свиристеля
Зимой в наших лесах можно услышать звонкое «Свири - свири – свири». Из - за своей песни эта небольшая птица и получила название «свиристель». Свиристель - красивая птица. Оперение плотное, шелковистое. Посмотрите на голове украшение - большой хохолок серовато - розового цвета.
Шестой ребенок собирает картинку с изображением дятла
У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел.)
В: Ребята, а я хочу вам рассказать об оляпке (водяной воробей)
Маленькая буровато – серая, с с белым пятном на груди птичка. Она поднимается вверх, делает круг и бросается в холодную воду. Проходит немного времени и птичка показывается из воды, держа в клюве водяного жука. Оляпка может плавать и бегать под водой даже против течения. Она хорошо видит под водой. Мороз ей не страшен. Правда, когда он скует льдом речку, ей приходиться искать прорубь.
Физминутка
Скачет шустрая синица
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево - вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири - тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)
В: Ребята, а вы знаете, чем питаются птицы зимой. (ответы детей)
Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то. Что в летнее время никогда бы не стали есть.
1. Питается синица семенами подсолнечника, тыквы, не откажется и от зерен гречихи, любит несолёное сало. Живёт она в парках и садах. На зиму эти птички не улетают в тёплые страны, но в поисках корма стайки перелетают с места на место. Там, где корма много, синицы задерживаются. Подкармливая, их можно удержать в своём саду.
2. Воробей питается хлебными крошками, ягодами, семенами подсолнечника.
3.. Снегирь питается почками и семенами деревьев и кустарников, ягодами, из которых он выбирает семена, а мякоть выбрасывает. Отведав рябины, снегирь чистит клюв: к нему прилипают семена рябины. Во время чистки клюва они попадают на землю, а весной прорастают.
4. Сорока и ворона- всеядны. Зимой питается остатками человеческой кухни. Любят зерна злаков, подсолнечника, арбуза, дыни, семена различных растений, насекомыми-вредителями и мелкими грызунами.
Заключительная часть
В: скоро закончится зима и мы будем ждать перелетных птиц, а пока мы будем продолжать подкармливать птиц, которые остались с нами зимовать.
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий совместной деятельности "Как живут наши пернатые друзья"
Сценарий разработан с учетом федеральных государственных требований к организации взаимодействия взрослого и детей в совместной деятельности....
Как живут наши пернатые друзья зимой
НОД в старшей группе...
Беседа совместно с родителями в средней группе: "Как живут наши пернатые друзья зимой?"
Цель: воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях...
Конспект НОД по природному миру на тему :«Как живут наши пернатые друзья зимой»
Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношение птиц во время зимовки. Вызвать...
Методическая разработка для детей в подготовительной к школе группе на тему «как живут наши пернатые друзья зимой»
Интеграция образовательных областей: «Познание», формирование целостной картины мира, расширение кругозора: предметное и социальное окружение. Ознакомление с природой. «Речевое разви...
Конспект занятия «Как живут наши пернатые друзья» (в старшей группе.)
Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами, установить связь между формой клюва и питанием птиц, отметить взаимоотношение птиц во время зимовки, вызвать желание помочь нашим крылатым...
БЕСЕДА "КАК ЖИВУТ НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ ЗИМОЙ?"
Цель: Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?Дети: зимаВоспитатель: Какие изменения произошли в природе?Дети: день стал коротки...