Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе " Россия - Родина моя"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кривцова Елена Юрьевна

Воспитание у детей старшего возраста чувство патриотизма, уважения к своей Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_neposredstvenno.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «Россия — Родина моя».

Воспитатель: Кривцова Е.Ю.

Цель: Формировать у детей представление о Родине - России, стране, в которой мы живём, её символах.

Задачи:

-Познакомить детей с глобусом, с картой.

- Ввести понятие слова «Родина», малая Родина;

-Познакомить с государственной символикой России, столицей.

-Расширить представления детей об особенностях родной страны.

-Развивать активную речь, речевую выразительность, словарный запас словами: россияне, кузнечани.

-Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывать у детей чувства патриотизма и любви к Родине.

Предварительная работа:

Рассматривание физической карты России; беседы о Москве-столице, о гербе России, рассматривание альбома о г. Кузнецке в котором мы живем; беседы на темы: «Улица, на которой я живу»; оформление фотовыставки и выставки рисунков «Город, в котором я живу», дидактические игры «Россия – Родина моя», чтение русских народных сказок; наблюдение за берёзой, рисование берёзы, обсуждение пословиц о Родине.

Ход занятия.

Воспитатель:

-Ребята, давайте встанем в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся.

Ребята, а вы заметили что-то новое в группе? (на столе глобус). Давайте его рассмотрим. Глобус имеет форму шара, потому что это модель Земли. На глобусе изображены все страны мира, моря и океаны. Посмотрите как много стран на земном шаре? А какие страны вы знаете (Германия, Франция, Англия, Америка? Но есть на земле одна страна, которую мы с вами любим и которую мы называем родиной? Как она называется? (Россия).

- Вы хотите узнать больше о России?

Я предлагаю вам сесть на стульчики под своим номером. Для этого нужно взять карточку, посчитать точки на ней и определить цифру. (от 1до 10)

Воспитатель проводит беседу:

На этой карте изображена страна, в которой мы живём – Россия. Кто хочет показать нашу страну?

- Мы живём в России, значит мы кто? (россияне). Россия – богатая, могучая, великая страна. Она настолько огромна, что когда в одной его части наступает ночь, то в другой - начинается утро, в одной его части – идет снег, а в другой – светит солнце. (показываю на карте)

- Ребята, как вы понимаете слово Родина? Что это для вас? (город, дом, родители)

- У каждого из нас есть свой уголок земли, где мы родились, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом. В каком городе мы живём? (Кузнецке) Значит мы кто? (кузнечане). Кузнецк– частица России. (показываю на карте).

Послушайте стихотворение, которое приготовила для вас….

Слышишь песенку ручья?

Это — Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это — Родина твоя.

Руки мамочки твоей,

Звон дождей, и шум ветвей,

И в лесу смородина —

Это тоже Родина.

- А какие пословицы или поговорки вы знаете о Родине?

-Всякому мила своя сторона.

-Нет земли краше, чем Родина наша.

- Береги землю родимую, как маму любимую.

-Всюду хорошо, а дома лучше.

-Если народ един – он непобедим.

-Одна у человека мать – одна и Родина.

-Жить - Родине служить.

-Родина - мать, умей за нее постоять.

.-Родная земля и в горсти мила.

-Человек без Родины, что земля без семени.

Все они учат любить свою Родину, заботиться и беречь родную природу.

У любой страны есть отличительные знаки - символы. Что это за символы? (флаг, герб, гимн).

Давайте рассмотрим российский флаг. Из каких цветов он состоит? (из белого, синего, красного).

Наш флаг появился, очень давно во времена правления царя Петра 1. До правления Петра флагов у нас в стране не было, царь побывал в различных странах, где были уже символы и решил созвать знатных князей и бояр, чтобы придумать символы для России. Долго думали царь, князья и бояре и наконец один из князей предложил.

-Пусть будет Российский флаг трехцветным:

Необъятные просторы нашей Родины зимой покрыты сверкающим снегом. Так пусть будет первая полоса белая, как снег и обозначать она будет мир, чистоту, совесть. И на флаге появилась белоснежная полоска.

В России много морей, озер, больших и малых рек. Поэтому вторая полоса будет иметь синий цвет, который еще символизирует небо, верность и правду. Так на флаге появилась синяя полоска.

По утрам над страной встает красное солнце. Поэтому быть на российском флаге красной полосе, красный цвет символ огня и отваги. И третья полоска на флаге стала красной.

Вот какой он наш российский флаг: три полосы - белая, синяя и красная. Российский флаг иногда называют «триколор», что значит «трехцветный».

- Мы познакомились с российским флагом. А Анастасия нам прочитает стихотворение про флаг.

Белый - облако большое,

Синий – небо голубое,

Красный – солнышка восход;

Новый день Россию ждет.

Символ мира, чистоты-

Это флаг моей страны.

Воспитатель:

А теперь мы отдохнём, физкульминутку проведём:

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький цветок,

Мы живём в родном краю,

Любим Родину свою.

(физкультминутка -2 раза)

Воспитатель:

Второй символ государства -герб. Это отличительный знак, официальная эмблема. Все страны мира, существующие на земле, имеют свои и флаги и гербы.

Знатные князья и бояре часто бывали в заморских странах и видели, что на гербах многих стран изображены звери, или птицы, которые были очень сильными.

Начали князья и бояре думать, а какой зверь или птица самый сильный и храбрый, который живет в российских лесах. Стали они думать и решили, быть на гербе России Орлу. Есть у нас король птиц - орел он самый умный, самый сильный, летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны: направо и налево. Он всегда знает, что в разных концах страны делается. Так появился двуглавый Орел. Если внимательней рассмотреть герб, то мы увидим на нем кроме двух - главного орла, изображенного воина на белом коне и страшный дракон, которого воин поражает своим копьем. Этого воина зовут Георгий Победоносный. Это был богатырь земли Российской, он давно умер и превратился в святого. Он защищает от всякого зла нашу страну с неба и Россия всегда побеждает всех врагов. В его честь по всей стране построено много православных храмов.

А наши дети знают стихи и про герб, давайте послушаем.

-Герб страны – орел двуглавый

Гордо крылья распустил,

Держит скипетр и державу,

Он Россию сохранил.

На груди орла – щит красный,

Дорог всем: тебе и мне.

-Скачет юноша прекрасный

На серебряном коне.

Развевается плащ синий,

И копье в руке блестит.

Побеждает всадник сильный,

Злой дракон у ног лежит

-Подтверждает герб старинный

Независимость страны.

Для народов всей России

Наши символы важны.

Ребята скажите, а где можно увидеть изображения герба?

(На знаменах, печатях, денежных знаках, на паспорте, свидетельстве о рождении, официальных документах, пограничных столбах).

Воспитатель:

Третий символ нашей страны - гимн России. Это один из главных символов страны, поэтому его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все присутствующие встают, а военные отдают честь или салютуют оружием. Гимн всегда поют и слушают стоя.

Сегодня, друзья, мы услышать должны

Главную музыку нашей страны.

Она называется коротко – «гимн»,

Мы каждое утро встречаемся с ним.

(Дети слушают гимн России)

Воспитатель:

Теперь вы можете сесть на свои места,

Величаво и спокойно

Гимн России прозвучал.

Каждый слушал, тихо стоя,

Затаив дыханье зал.

С этой музыкой взрослеем,

С этой музыкой растем,

Эту музыку по жизни

В нашем сердце пронесем.

- Ребята, кто знает, что такое гимн? (ответы детей). Это самая главная, самая торжественная песня страны, которая славит страну. Гимны появились намного раньше, чем флаги и гербы. Ребята, а вызнаете, когда исполняется Государственный гимн? (когда наш президент приезжает в другую страну с визитом, когда героям вручают награды, когда получают спортсмены медали на соревнованиях, на военных парадах, на торжественных праздниках).

Воспитатель:

Сегодня мы поговорили о государственных символах – гербе, флаге, гимне. Ко всем символам нашей страны нужно относиться с уважением. Все мы граждане большой страны России и гордимся ее достижениями, переживаем вместе горе и радости, стараемся сделать страну сильной и богатой.

- А ещё в каждой стране есть самый главный город. Вы знаете, какой город главный в нашей стране? (Москва) показ иллюстраций.

- Как называется самая главная площадь страны? (Красная площадь). Правильно ребята, самая главная достопримечательность Москвы – это Красная площадь, кремль, где работает правительство во главе с президентом. Как зовут президента России? (Владимир Владимирович Путин) показ иллюстрации.

В России живёт много разных народов: калмыки, татары, башкиры, буряты, азербайджанцы…У каждого народа свой язык, свои традиции, национальные костюмы и своя национальная еда. Но все мы живём дружно и разговариваем на русском языке. Скоро Россия будет отмечать праздник – День народного единства. Пока весь народ един – он непобедим.

Есть у России и другие символы, которые характерны только для нашей страны.

- Посмотрите на фотопейзажи. Какое дерево на них запечатлено (берёза). Берёза считается символом и гордостью России. В народе её называют русской белоствольной красавицей. Почему её так называют?

- Кору берёзы называют берестой. Вокруг берёзки в праздники раньше водили хороводы и наряжали её яркими ленточками. Возьмите каждый ленточку, придумайте красивое слово про берёзку и повесьте на березку ленточку.

Речевое упражнение «Придумай красивые слова о березе».

(кудрявая, белоствольная, стройная, красавица, русская, высокая).

Отгадайте загадку:

У лесной сторожки,

Стоит Солнышко на ножке.

Середка желтая, юбка белая.

Ромашка символизирует дружбу, любовь и доброту.

Ромашка приготовила для вас загадки, садитесь на ковёр и слушайте:

1. Хожу в пушистой шубе.

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе.

Орешки я грызу (БЕЛКА)

2. Есть на реке работники.

Не столяры, не плотники,

А выстроят плотину

Хоть пиши картину.(БОБРЫ)

3. Лежала между ёлками.

Подушечка с иголками,

Тихонечко лежала,

Потом вдруг побежала.(ЁЖИК)

Воспитатель:

- В Российских лесах живут разные дикие животные. (показываю иллюстрацию)

Задание:

Я буду вам показывать животное, а вы должны сказать где его дом, убежище.

Лиса- живёт в норе, медведь – в берлоге, волк – в логове, бобёр – в хатке, белка – в дупле.

- Россия знаменита также русскими народными сказками. Почему их называют народными? (придумал народ)

Задание:

Я вам расскажу отрывок из сказки, а вы догадайтесь из какой.

1. Один медведь был отец, звали его Михайло Иванович. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и её звали Настасья Петровна.

2. Где же моя скалочка? Давайте мне за неё курочку!

3. Захотелось дедушке однажды репки. Вот и пошел он в огород. Наклонился дедушка к репке, а под кустом кто-то: "Пы-ыхх! Пы-ыхх!"

Молодцы!

Воспитатель:

Давайте поиграем в русскую народную игру «Карусель». Ведь в России на праздниках всегда катались на карусели.

Еле - еле, еле - еле,

Закружились карусели,

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите,

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Воспитатель:

А сейчас я хочу вам предложить взять свои стульчики и пройти к столам. Мы с вами выполним аппликацию, где каждый для себя сделает Российский флаг. А будет он из клубков ниток. А какие цвета ниток вы возьмете для российского флага? Правильно- красный, синий и белый клубочки. Сначала мы нарежем ниточки – каждый цвет в разные тарелочки. У вас у каждого на столе лежит картон белого цвета, на нем две полоски. Не забудьте как нужно клеить, вначале нужно взять кисточку и клеем намазать верхнюю полоску. А затем посыпьте ее нитками белого цвета. Лишние нитки нужно стряхнуть в тарелочку. Затем клеем мажем вторую полоску и посыпаем нитками синего цвета. Лишние нитки нужно стряхнуть в тарелочку. И клеем мажем нижнюю полоску и посыпаем нитками красного цвета. Лишние нитки нужно стряхнуть на тарелочку.

Воспитатель:

Наша встреча подошла к завершению. И на прощание мне хочется сказать такие слова:

В сердце ты у каждого,

Родина, Россия!

Белые березки,

Колос налитой,

Нет тебя привольней,

Нет тебя красивей,

Нет другой на свете

Родины такой!

Ребята, вам было интересно на занятии? Я надеюсь, что вы узнали очень много нового о своей Родине. Кто хочет поделиться своими впечатлениями?

Воспитатель: Ребята, ваши новые знания помогут вам без затруднений рассказать о России своим друзьям и родителям.

Будущее России во многом зависит от вас, ребята, когда станете взрослыми можете многое сделать для процветания нашей Родины. Но уже и сейчас вы можете сделать нашу страну крепкой и дружной, если будете любить своих близких и друзей, и не будете ссориться в группе. Давайте возьмёмся за руки и все вместе скажем: «Если дружба велика – будет Родина крепка!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе: «Моя Родина – великая Россия».

Расширять представления детей о символике Российсского государства, их историческом происхождении....

Конспект непосредственной образовательной области по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе на тему: «Цирк»

обогащение личного опыта детей в процессе знакомства с культурным пространством цирка, расширение и систематизирование знания детей о цирке, его профессиях, животных, атрибутах....

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности с применением ИКТ в старшей группе не тему«Паровоз загадок»

Цель: создать условия к развитию устойчивого интереса к музыкальной деятельности детей. Задачи:1. Развивать музыкально-двигательные способности  детей (ритмичность, координацию движений, про...

НОД по познавательному развитию в старшей группе "Россия - Родина моя"

Конспект "Россия - Родина моя"Программное содержание: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.Задачи: Обучающая:      -Формировать уважительное ...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Есть такая профессия – Родину защищать!».

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по  познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Есть такая профессия – Родин...