Конспект открытого занятия по экологии
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
Страничка первая. Кое-что о муравьях и пчелах
Цель. Познакомить детей с насекомыми (внешний вид, повадки) и дать представление о взаимосвязи любого живого организма со средой обитания. Активизировать словарь (насечки, пыльца, нектар, ячейки, соты)2.
Материал. Иллюстрации, изображающие муравьев и пчел; графическая модель, отражающая процесс получения меда; кора и листья, поврежденные насекомыми.
Ход занятия
Воспитатель. Мы с вами уже знаем, что насекомых очень много и живут они всюду: в лесу, в поле, в саду, в озерах... Каких насекомых вы знаете? Как отличить их от других живых существ? (Ответы детей. Показ рисунка, на котором четко изображены голова, грудь и брюшко муравья.) Из каких частей состоит тело муравья?
(Правильно, оно делится на голову, грудь и брюшко и состоит из насечек — маленьких частичек.) А сколько ног у муравья? (Шесть.) И у всех насекомых их шесть. (Показывает рисунок, изображающий пчелу, чтобы дети могли убедиться в правильности этого утверждения.) А теперь сравните муравья и пчелу. (Пчела крупнее, у нее полосатое брюшко, ворсинки на лапках, прозрачные крылышки.)
Воспитатель загадывает загадку («Не найдешь у нас пилы, не рубили мы стволы, не стучали топором, а под елью вырос дом») и приступает к беседе по вопросам:
Где живут муравьи?
Из чего они строят муравейники?
Почему с приближением ненастья закрывают все входы в него?
Что находится внутри муравейника?
Чем питаются муравьи?
Почему муравьев называют «санитарами леса»?
После беседы воспитатель читает рассказ И. Никитского «Муравьи» и задает детям следующие вопросы: как муравьи находят дорогу домой? Как они распределяют между собой обязанности? Что произойдет, если в муравейник попадет «чужой» мургдей?
Воспитатель читает письмо от дедушки Зная: «Рыжие лесные муравьи из одного большого муравейника могут уничтожить за лето около 10 миллионов погибших насекомых. Охраняйте муравейники!»
После музыкальной паузы начинается вторая часть занятия.
Воспитатель (показывая любой цветок). Как вы думаете, как цветок может накормить пчелу? (Ответы детей.) Да, у каждого цветка есть нектар и пыльца, которые и служат пищей для многих насекомых, в том числе и для пчелы. Все знают, что мед, который не только вкусен, но и полезен, дают пчелы. А как это происходит? (На видное место выставляется графическая модель сот. Дети ищут ответ на поставленный вопрос, воспитатель дополняет и уточняет их рассказы.) Итак, пчелы собирают пыльцу и нектар с цветов, затем переносят нектар ячейки сот, где он и превращается в мед. Зимой этим медом пчелы и питаются.
Затем воспитатель показывает листья и кору, поврежденные насекомыми, и задает следующие вопросы: что с ними произошло? Какие насекомые могли это сделать? Можно сказать, что они вредные и потому ненужные?
Воспитатель. Все в природе взаимосвязано, и все живые существа нужны для сохранения в ней равновесия. Если исчезнет хоть один вид насекомых, на Земле может произойти катастрофа. Представьте, что произойдет, если исчезнут муравьи.
В конце занятия вместе с детьми воспитатель повторяет, как можно отличить насекомое от других живых существ, формулирует правило поведения: «Нельзя ловить насекомых, разорять муравейники, осиные гнезда и т. д.»
В свободное время целесообразно рассказать детям о шмеле и прочитать отрывки из книги В. Зотова «Лесная мозаика» («Этот жужжащий, ползающий, летающий мир»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stranichka_pervaya.docx | 15.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Страничка первая. Кое-что о муравьях и пчелах
Цель. Познакомить детей с насеко¬мыми (внешний вид, повадки) и дать представление о взаимосвязи любого живого организма со средой обитания. Активизировать словарь (насечки, пыльца, нектар, ячейки, соты)2.
Материал. Иллюстрации, изображаю¬щие муравьев и пчел; графическая модель, отражающая процесс получе¬ния меда; кора и листья, поврежденные насекомыми.
Ход занятия
Воспитатель. Мы с вами уже знаем, что насекомых очень много и живут они всюду: в лесу, в поле, в саду, в озерах... Каких насекомых вы знаете? Как отличить их от других живых существ? (Ответы детей. Показ рисун¬ка, на котором четко изображены голова, грудь и брюшко муравья.) Из каких частей состоит тело муравья?
(Правильно, оно делится на голову, грудь и брюшко и состоит из насечек — маленьких частичек.) А сколько ног у муравья? (Шесть.) И у всех насекомых их шесть. (Показывает рисунок, изобра¬жающий пчелу, чтобы дети могли убедиться в правильности этого утвер¬ждения.) А теперь сравните муравья и пчелу. (Пчела крупнее, у нее полосатое брюшко, ворсинки на лапках, прозрач¬ные крылышки.)
Воспитатель загадывает загадку («Не найдешь у нас пилы, не рубили мы стволы, не стучали топором, а под елью вырос дом») и приступает к беседе по вопросам:
Где живут муравьи?
Из чего они строят муравейники?
Почему с приближением ненастья закрывают все входы в него?
Что находится внутри муравейни¬ка?
Чем питаются муравьи?
Почему муравьев называют «санита¬рами леса»?
После беседы воспитатель читает рассказ И. Никитского «Муравьи» и задает детям следующие вопросы: как муравьи находят дорогу домой? Как они распределяют между собой обязан¬ности? Что произойдет, если в мура¬вейник попадет «чужой» мургдей?
Воспитатель читает письмо от де¬душки Зная: «Рыжие лесные муравьи из одного большого муравейника могут уничтожить за лето около 10 миллио¬нов погибших насекомых. Охраняйте муравейники!»
После музыкальной паузы начинает¬ся вторая часть занятия.
Воспитатель (показывая любой цве¬ток). Как вы думаете, как цветок может накормить пчелу? (Ответы де-тей.) Да, у каждого цветка есть нектар и пыльца, которые и служат пищей для многих насекомых, в том числе и для пчелы. Все знают, что мед, который не только вкусен, но и полезен, дают пчелы. А как это происходит? (На видное место выставляется графиче¬ская модель сот. Дети ищут ответ на поставленный вопрос, воспитатель до¬полняет и уточняет их рассказы.) Итак, пчелы собирают пыльцу и нектар с цветов, затем переносят нектар ячейки сот, где он и превращается в мед. Зимой этим медом пчелы и питаются.
Затем воспитатель показывает листья и кору, поврежденные насекомыми, и задает следующие вопросы: что с ними произошло? Какие насекомые могли это сделать? Можно сказать, что они вредные и потому ненужные?
Воспитатель. Все в природе взаимо¬связано, и все живые существа нужны для сохранения в ней равновесия. Если исчезнет хоть один вид насекомых, на Земле может произойти катастрофа. Представьте, что произойдет, если ис¬чезнут муравьи.
В конце занятия вместе с детьми воспитатель повторяет, как можно от¬личить насекомое от других живых существ, формулирует правило поведе¬ния: «Нельзя ловить насекомых, разо¬рять муравейники, осиные гнезда и т. д.»
В свободное время целесообразно рассказать детям о шмеле и прочитать отрывки из книги В. Зотова «Лесная мозаика» («Этот жужжащий, ползаю¬щий, летающий мир»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по экологии на тему: «Природа и ее охрана» с использованием здоровьесберегающих технологий
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №15 «Сказка» Конспект открытого занятия по экологии на тему:«Природа и ее охрана»...
Конспект открытого занятия по экологии "Осень золото роняет"
Цель открытого занятия: Расширять представления детей о характерных признаках осени; учить находить их в природе; уточнив представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; дать сведен...
Конспект открытого занятия по экологии «Царство животных»
Конспект открытого занятия по экологии «Царство животных» в старшей группе....
Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе Тема: «Грибное царство»
Ход занятия:...
Конспект открытого занятия по экологии "Сохраним природу вместе"
Занятие посвящено обощению и закреплению знаний по теме "Охрана природы"...
Конспект открытого занятия по экологии «В гостях у Феи»
конспект занятия помогает уточнить и закрепить знания детей о явлениях природы,о жизни и среде обитания животных....
Конспект открытого занятия по экологии в младшей группе "Черепаха"
Предлогаю вашему вниманию конспект занятия по экологическому воспитанию во второй младшей группе- знакомство с водоплавающей черепахой. Занятие первичное, с дидактической игрой....