Проект "Покормите птиц"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете – птицам; желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Покормите птиц" | 324.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5 «Ромашка» городского округа Вичуга
Проект
«Покормим птиц!»
Выполнила:Кукушкина Елена Валерьевна воспитатель
2022год
Карточка проекта
Вид | краткосрочный (1 неделя) |
Тип | познавательный |
Срок | |
Возрастная категория | 3-4 года |
Участники проекта | воспитатели, дети, родители |
Продукт проекта: | фотоколлаж «Как дети птичкам помогали» |
Актуальность
Одним из важных направления формирования экологической культуры у подрастающего поколения является воспитание в духе природосбережения.
Дошкольники только начинают познавать этот мир, и ответственная задача вхрослых, находящихся рядом – сформировать у них чувство ответственности за природное окружение. Первый шаг к выполнению этой нелегкой задачи - забота о животных.
Настоящий проект посвящен птицам.
С приходом холодов эти милые создания находятся на грани смерти ввиду исчезновения корма. Именно поэтому самые ответственные жители нашей страны уже с осени заготавливают корм для пичужек, а потом подкармливают птичек, значительно облегчая их существование. Их пример ответственности и природолюбия послужил отправной точкой для реализации проекта «Покормим птиц!».
Цель: создание условий для воспитания экологической культуры детей младшего дошкольного возраста посредством расширения их представлений о заботе о птицах в зимнее время.
Задачи:
Образовательные:
- активизировать познавательный интерес детей;
- способствовать расширению кругозора;
- формировать представление о жизни зимующих птиц в холодное время года;
- формировать представление о правилах подкармливания птиц;
Развивающие:
- развивать воображение, память, мышление;
- развивать речь;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к птицам.
Предполагаемый результат:
- Дети станут проявлять интерес к птицам.
- Дети проявят желание заботиться о птицах.
План реализации проекта:
Этапы | Название мероприятия | Сроки |
1. Подготовительный | Изучение литературы, работа с интернет – источниками. Обогащение предметно – пространственной развивающей среды в соответствии с темой проекта (иллюстрации с изображением зимующих птиц, раскраски). | В течение всего срока реализации проекта |
2. Основной | Работа с воспитанниками НОД «Птицы – наши друзья» Наблюдение за птицами на прогулке Чтение: С. Маршак «Где обедал воробей» Пальчиковые игры: «Воробьи» | Первый день |
НОД «Поможем птицам зимой» Установка кормушки на территории участка Чтение: В. Звягина «Воробей» Лепка «Как дети птичек кормили» Пальчиковые игры: «Птичка крылышками машет» | Второй день | |
НОД «Подкормим птиц зимой» Насыпание корма в кормушку Пальчиковые игры: «Птичья кормушка» | Третий день | |
Рисование «Синичка» Наблюдение за птицами на прогулке Чтение: Ю. Никонов «Зимние гости» | Четвертый день | |
НОД «Кормушка для зимующих птиц» Наблюдение за птицами на прогулке Пальчиковые игры: «Мы кормушку смастерили» | Пятый день | |
Работа с родителями: Памятка «Чем подкармливать птиц» | Первый день | |
Оказание помощи в реализации проекта (изготовление и размещение кормушек на территории ДОО) | В течение всего периода | |
3. Заключительный | Оформление фотоколлажа «Как дети птичкам помогали» | Пятый день |
Список использованной литературы
- Детская энциклопедия «Я познаю мир». - М., Живая природа от А до Я.
- Энциклопедия для детей. Птицы и звери. - М.; изд.: «Мир энциклопедий Аванта +», 2011
- Энциклопедия «Всё обо всём». - М.,2000
Конспект НОД художественного творчества (рисование) во второй младшей группе "Синичка".
Цель занятия: сформировать у детей общее представление о синицах, об их пользе для человека, об особенностях их внешнего вида и поведения.
Задачи: 1) познакомить детей с синицей, 2) учить отличать синиц от других видов птиц, 3) воспитывать доброе, бережное отношение к природе, развивать интерес к жизни птиц.
Материал и оборудование: аудиозаписи с пением синицы, плакат с рисунком ветки дерева, паззлы, цветные восковые мелки, шапочки для игры, обручи, тарелки с крупой.
Ход НОД.
Сюрпризный момент.
Звучит музыка с записью голоса синицы
- Ребята, а кто это поет? (птицы) Где живут птицы? (на улице).
Подойдем к окну и посмотрим что у нас за окном. Какое сейчас время года? А как вы узнали, что сейчас зима? (снег, холодно). А как вы думаете, как сейчас живется птицам? Что они едят? Тяжело ли им достать еду? Как мы можем им помочь? А чем?
Давайте посмотрим, может к нам в группу тоже прилетели птицы?
Молодцы, нашли наших гостей, а хотите познакомится с еще одной птицей, которая прилетела к нам в гости.
Садятся на ковер, рассматривание иллюстрации.
Это, ребята, синичка. Посмотрите какая у нее нарядная внешность, у нее желтая грудка, разделенная черной полосой как галстуком, черная шапочка на голове, белые щечки и острый короткий клювик, и серые крылья и хвост. Она очень любит крупу и сало. А как вы думаете, ребята, почему синиц так назвали? Потому,что они поют: "синь- синь- синь".
А сейчас мы поиграем с синичкой. Она принесла нам паззлы. Давайте их сложим.
Молодцы, справились с заданием. И синичка предлагает нам поиграть с ней, согласны?
Игра «День и ночь» (вы будете синичками, которые летают днем и спят в гнездышках ночью. Когда говорю – день - вы летаете, а когда - ночь – вы прячетесь).
Молодцы, поиграли. Ой, а наша птичка что –то перестала петь. Почему? А ей стало грустно одной. Давайте нарисуем ей подружек.
Садятся за столы.Пальчиковая гимнастика: (дети играют с крупой)
К нам в окно стучится птичка -
Желтогрудая синичка
На нас смотрит сквозь стекло
Говорит: "У вас тепло.
А мне холодно.Обидно:
Зернышек нигде не видно.
Я прошу вас: вы немножко
Мне насыпьте хлебных крошек.
Давайте уберем наши тарелки с крупой.
Показ раскрашивания синички восковыми мелками.
Самостоятельная работа детей, помощь при необходимости. Раскрашенных синиц прикрепляет на ветку.
Рефлексия. Снова звучат голоса синиц в записи.
Вот и снова запела наша птица, синица.
- Вам понравилось? Что мы сейчас делали? Какую птичку рисовали? Как мы можем помочь птицам? Да, пойти с мамой и папой гулять и покормить птиц.
Вы все очень внимательно слушали и прекрасно играли, а также правильно, красиво и аккуратно раскрасили птичек. Всем большое спасибо!
Познавательное занятие во второй младшей группе
Тема: «Птицы – наши друзья»
Цель: расширить и уточнить знания детей о зимующих птицах города.
Задачи.
1. Образовательная. Продолжать знакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, голубь, снегирь, синица, сорока), особенностями их внешнего вида и поведения через знакомство с моделью «Птицы».
2. Развивающая. Развивать мыслительную деятельность: умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать через решение проблемных поисковых вопросов и заданий. Активизировать словарь детей с помощью художественного слова (загадок и стихотворений).
3. Воспитательная. Воспитывать умение слушать взрослого и друг друга, продолжать учит отвечать на вопросы. Обращать внимание детей на необходимость зимней подкормки птиц.
Материал к занятию: игрушка Карлсона, кормушка, картинки с изображением вороны, воробья, синицы, снегиря, голубя, сороки, модель «птицы», картинки насекомых – бабочка, стрекоза, муха, комар, набор картинок с изображением птиц по количеству детей для игры «Птичья столовая», карточки «Что забыл художник?», «Кто лишний?», фломастеры.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие спешит гость, послушайте… Я слышу его приближение, а вы? (Карлсон жужжит и влетает в группу.)
- Здравствуйте детишки – девчонки и мальчишки! Я – Карлсон, вы, конечно, меня узнали? Я пролетал мимо вашего сада и увидел какие-то домики на деревьях развешаны, а для кого они не понял. Вот хочу узнать.
В-ль: Здравствуй, Карлсон, а ты спроси у ребят. (Дети отвечают, что это кормушки.)
Вопросы к детям:
В-ль: А для кого мы повесили кормушки? (Для птиц.)
Карлсон: А чем вы кормите птиц, котлетами? Вареньем? (Крошки хлеба, зернышки, семечки.)
Карлсон: А какие птицы прилетают к вам на кормушки? (Голуби, вороны, сороки, воробьи, синицы.)
В-ль: А зачем зимой надо подкармливать птиц? (…)
Карлсон: Как интересно. А я ничего не знаю о птицах…
В-ль: А ты не спеши улетать, оставайся с нами и узнаешь много нового. Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Тогда послушайте и отгадайте:
Загадки:
Чик – чирик,
К зернышкам прыг.
Клюй. Не робей,
Кто это? (Воробей.)
Выставляет картинку воробья.
Окраска сероватая.
Повадка вороватая.
Известная персона…
Кто это? (Ворона.)
Выставляет картинку вороны.
Воспитатель и дети сравнивают по картинкам ворону и воробья, обговаривают:
- Какая ворона по размеру? (Большая.) Покажите руками…
- А какой по размеру воробей? (Маленький.) Покажите руками…
- Какого цвета ворона? А воробей?
- Покричите, как ворона… А как поет воробей? Правильно, молодцы.
Вывод: Все у вороны и воробья разное – ворона большая, а воробей… Ворона ходит, а воробей… Ворона каркает, а воробей…
Физминутка под музыку: Ребята, давайте изобразим, как ходит большая ворона, а теперь, как прыгает маленький воробушек, а теперь полетим, как большие вороны, а теперь, как маленькие воробушки… Молодцы.
Рассматривание птиц
Воспитатель на мольберте выставляет картинки птиц – синица, снегирь, голубь, сорока.
- Посмотрите, сколько у меня птиц и все они разные. Это кто? А это?... Как одним словом назовем? (Воспитатель обводит рукой все картинки.) Да, это птицы. Все птицы разные, но чем-то они все похожи. Подумайте, чем?
- Сколько ног (лап) у птиц. У всех по две (показ модели).
- Чем покрыто тело у всех птиц? Перьями (показ модели).
- Как едят? Чем клюют? (Мы едим ртом, а птицы клюют…) У всех птиц есть клюв. (Показ модели.)
- Что помогает им летать? Крылья, хвост. (Показ модели.)
Карлсон: Ой, а у меня тоже есть интересные картинки птиц, давайте поиграем, я буду показывать картинки, а вы их называйте. (Выставляет картинки бабочки, стрекозы, мухи и комара.)
В-ль: Карлсон, а ты считаешь, что это птицы? (Да, конечно, у них же есть крылья.) А вы, дети, как думаете? Почему? Давайте разберемся – у них тело покрыто перьями? Есть клюв? А сколько ног? (Не две, а много.)
Вывод. Это не птицы, а насекомые.
Дидактическая игра «Птичья столовая»
В-ль: Ребята, давайте поиграем в игру «Птичья столовая». Вы будете птенчиками, какими захотите, выбирайте себе картинку. (Предлагается набор маленьких картинок с изображением птиц по числу детей.) Узнайте и назовите, кто нарисован на вашей картинке…
А вот здесь (показывает) будет кормушка для птиц, но всем лететь не надо, я буду читать стих, а когда вы услышите свое название птицы, тогда смело летите к кормушке. Проводится игра, сопровождается стихом:
Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли,
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели. (В центр выходят дети - синицы.)
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири. (В центр выходят дети - снегири.)
А вороны были в среду.
Прилетели все к обеду. (Выходят дети - вороны.)
А в четверг со всех краев
Стая смелых воробьев. (Выходят дети - воробьи.)
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей. (Дети - голуби.)
А в субботу белобока
Прилетела к нам сорока. (Выходят дети - сороки.)
В воскресенье, воскресенье
Было общее веселье! (Выходят все дети - птицы.)
- Молодцы, ребята. Все запомнили своих птичек и прилетели в свой черед, не ошиблись. (Карлсон играл вместе детьми.)
Карлсон: У меня для вас есть картинки, но в них что-то не так… Помогите мне разобраться, пожалуйста.
В-ль: Конечно, Карлсон, мы тебе поможем.
1 картинка «Что забыл художник»
(В-ль и Карлсон раздают картинки на каждого ребенка с незаконченным рисунком.)
- Ребята, на картинке что не так? (Художник забыл дорисовать к кормушке веревочки.) Нарисуйте веревочки от кормушки к веточке дерева.
(Фломастеры, мелки на выбор детей.) А кормушка пустая – дорисуйте зернышки…
2 картинка « Кто лишний»
- Посмотрите на картинку внимательно, кто нарисован лишний? Почему вы так думаете? Да, верно, это собака, а все остальные птицы. Обведите собаку в кружочек, чтобы Карлсон не запутался.
Рефлексия:
- Кто к нам приходил?
- Зачем? (хотел узнать о птицах).
- Что вы узнали сегодня на занятии? (Узнали, что все птицы разные, но у них есть общее – клюв, перья крылья, хвост.) Но не все, у кого есть крылья – птицы. Ребята, сейчас мы будем собираться на прогулку и какое угощение возьмем для птиц? Да, в зимнее время, Карлсон, не забывай заботиться о наших маленьких друзьях.
Конспект НОД
«Поможем птицам зимой»
Вторая младшая группа
Цель: Формирование у детей младшего дошкольного возраста ценностного отношения к животному миру.
Задачи:
- расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании;
- дать детям представление о видах питания зимующих птиц;
- развивать зрительное восприятие, координацию движений;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; сообразительность;
- развивать познавательный интерес у детей к жизни птиц;
- воспитывать сопереживание, сочувствие, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.
Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Предварительная работа:
- наблюдение за птицами во время прогулок;
- рассматривание дидактических картинок «Зимующие птицы»;
Оборудование:
Презентация «Зимующие птицы», картинки с изображением воробья, снегиря, синицы, голубь, вороны, сороки;
дидактическая игра «Кормушка», рисунок веточки рябины без ягод, пластилин красного цвета.
Ход занятия
Организационный момент.
Создание мотивации для деятельности детей (психогимнастика – включение детей в деятельность, создание положительного эмоционального настроя).
Дети заходят в группу. Воспитатель привлекает их внимание. Здороваются с гостями
Дети встают в круг.
Воспитатель: Дружно за руки возьмемся
И почувствуем тепло.
Повернемся, улыбнемся –
Словно наше солнышко.
Мы ребята дружные - да - да – да.
Мы совсем не скучные – да – да – да.
Настроение – отличное – да – да - да.
Все готовы – да – да – да.
Ну, тогда уже приступим.
Воспитатель: А какое сейчас время года?Дети: Зима.Воспитатель: Правильно, ребята, зима.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, когда я утром шла в детский сад я увидела у нашего крыльца на дереве письмо. А как вы думаете, кто его принес?
Дети:?.
Воспитатель: Я тоже не знаю. А вы хотите узнать, что же нам написали?
Дети: Да.
Письмо: Я и мои подружки не улетели в тёплые края. Нам срочно нужна ваша помощь. Помогите нам, ждем вас. Синичка.
Воспитатель: Так значит, ребята, не все птицы осенью улетели в тёплые края.
Воробьи, вороны и некоторые другие птички остались с нами зимовать.
А раз они зимуют вместе с нами, их называют – ЗИМУЮЩИЕ. Посмотрите, кто остается на зиму и никуда не улетает (презентация, показ демонстрационных картинок «Зимующие птицы»: воробей, ворона, сорока, голубь, синица, снегирь).
Воспитатель - Ребята, посмотрите внимательно на птичек и скажите, чем они все похожи? (у всех птиц есть туловище, голова, лапки, клюв, крылья, хвост, а тело покрыто перьями).
Воспитатель - Зачем птицам крылья? (летать)
Воспитатель - Зачем птицам лапки? (передвигаться по земле, цепляться за ветки)
Воспитатель - Зачем птицам клюв? (есть, пить) – демонстрация заводной игрушки – «птичка клюет зернышки»
Воспитатель - Ребята, чем отличаются эти птицы друг от друга?
Воспитатель –Правильно, воробей и синица поменьше, а снегирь побольше.И по окраске они разные: у снегиря грудка красная, а у синицы желтая. И повадки у птиц разные: воробьи любят сидеть на кустиках, а, снегири на веточках рябины.
Воспитатель Ребята, какие вы молодцы! Как много вы рассказали мне о птицах. А теперь давайте представим, что мы птички, синички, и полетим друг за другом вон на ту полянку
Давайте отдохнем и попрыгаем как веселые и шустрые синички.
Физкультминутка «Шустрые синички».
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки — на плетень,
Тири-тири, Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)
Воспитатель - Синички - ребята попрыгали, размялись, и захотелось птичкам покушать. Но мы ведь так и не разобрались, что любят есть разные птицы. Летом и осенью синицы и воробьи питались жуками, кузнечиками, гусеницами. Но сейчас, зимой, жуки и кузнечики спят под двумя одеялами – осенним и зимним, не добраться до них. Зимой птицам холодно и голодно. Птицам тяжело найти себе корм под снегом.
Когда нечего кушать, птицы прилетают поближе к человеку.
Люди добрые, они пожалеют несчастных птичек и накормят их.
Воспитатель: А куда можно положить корм для птичек?
Дети: В кормушку.
Воспитатель Ребята, давайте поиграем в игру, на столе птички синички (жёлтое брюшко) и снегири (красное брюшко) посадите синичек в желтую кормушку, а снегирей в красную. (во время игры, воспитатель хвалит ребят, подбадривает, помогает, если кто-то затрудняется; ребята называют какого цвета брюшко у птички на картинке, которую они взяли, как зовут эту птичку)
Воспитатель: Молодцы, ребята, как красиво птички сидят в кормушках. Ой, мы совсем забыли, а кормушки то у нас пустые, птички ведь есть хотят.
Воспитатель - Ребята, скажите, чем питаются птицы? (хлебом, крошками, семечками). - Синицы питаются зёрнышками, крошками, семенами, любимое их лакомство – сало.
Воспитатель – А ещё птички любят клевать ягоды рябины. Мерзлые ягоды хорошо поддаются мощному клюву
Воспитатель – Ребята, возьмите стульчики и пройдем к столикам где приготовлены для каждого пластилин и картинка с веточкой рябины, но без ягод. Из пластилина слепим ягоды рябины. Какого цвета ягодки должны быть?
Воспитатель подробно объясняет и показывает, как лепить ягоды.
Воспитатель - А теперь давайте разомнем пальчики, потренируемся кормить птичек.
Прилетайте, птички! («зовущие» движения пальцев)
Сала дам синичке (4 раза – «режущие» движения одной ладони по другой)
Приготовлю крошки (пальцы щепоткой – «крошим хлеб»)
Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям (вытянуть вперед правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки – воробьям (то же левой рукой)
Галки да вороны
Ешьте макароны! (тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»).
Дети приступают к лепке. В процессе работы воспитатель помогает, хвалит, подбадривает детей.
Итог занятия.
Воспитатель Дети, вместе мы разобрались, что надо положить птицам в кормушку. Давайте положим корм в кормушку, а когда пойдем на прогулку – подвесим ее на ветку дерева для наших пернатых друзей. А каких зимующих птиц вы видели?
Какой корм мы положили птичкам в кормушку?
Я хочу вас поблагодарить и подарить подарки (картинки птичек выбирают сами).
Конспект занятия во второй младшей группе
«Подкормим птиц зимой»
Цель: уточнить представления детей о птицах, об условиях их жизни. Продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам. Дать представление о значении подкормки для зимующих птиц.
Задачи:
Образовательная: закреплять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям кормушку для птиц.
Воспитывающие: воспитывать в детях любовь к природе. Формировать желание подкармливать птиц зимой.
Развивающие: расширять представления о зимующих птицах.Оборудование и материалы: Кормушка на улице, корм для птиц.
(Внимание! Привлечь птиц на участок можно, если выносить корм ежедневно рано утром (в 7-8 часов). Корм должен быть сухим, чтобы он не замерз. Не рекомендуется использовать в качестве корма каши, макароны, картофель и свежий хлеб).
Связь с другими занятиямии видами деятельности: Наблюдения за птицами, прилетающими на участок. Кормление птиц. Подвижные игры «Птички и птенчики», «Птички в гнездышках», «Воробушки и кот». Рисование «Украсим дымковскую уточку».
Ход занятия: (Занятие рекомендуется проводить на улице)
(Выйдя с детьми на участок, предложить им подойти к кормушке для птиц.)
- Ребята, посмотрите, эту кормушку смастерили дети старшей группы вместе со своими родителями. Как вы думаете, для чего они сделали эту кормушку? (ответы детей)
Художественное слово:
Трудно птицам зимовать
Надо птицам зимовать. (А. Чепурнова)
-А как вы думаете, для чего на кормушке крыше? Крыша нужна для того, чтобы снег не падал на кормушку, а птицы легко могли отыскать корм, так как в снегу корм искать трудно. Зимой птицам очень сложно выжить без помощи людей. Чтобы помочь птицам, люди развешивают кормушки. Как вы думаете, чем можно кормить птиц?
(обобщить ответы детей)
-Птицы любят клевать хлебные крошки, зернышки и семена растений.
(дать детям возможность рассмотреть корм).
-Ребята, возьмите немного корма и насыпьте его на кормушку. Я предлагаю вам подождать и посмотреть, какие птички прилетят сегодня на нашу кормушку. Близко к кормушке подходить нельзя.
- Как вы думаете, почему нельзя подходить близко к кормушке? Птички будут нас бояться и не прилетят на кормушку. Поэтому нужно немного отойти от кормушки, на безопасное расстояние.
(расположить детей так, чтобы им была видна кормушка, а птицы не боялись людей, могли прилететь и спокойно клебать корм)
-Посмотрите, птички стали прилетать на кормушку. Постойте и тихонько понаблюдайте, какие птички прилетят на кормушку, что они будут делать. -Какие птички прилетели на кормушку? (ответы детей)
-Н а кормушку прилетают разные птицы, в основном маленькие - воробьи и синички. Обратите внимание дети на то, как птицы клюют зернышки и хлебные крошки острым клювом, как они легко прыгают по кормушке.
-А теперь возьмите из чашки еще немного корма и насыпьте его прямо на землю: «Посмотрите, корм нужно насыпать так, чтобы птички могли его увидеть и достать, поэтому не нужно сыпать зернышки в снег. Иногда птички могут ссориться из-за корма. Птицы боятся близко подлетать к человеку, но они хотят кушать и поэтому иногда подлетают близко к людям. Особенно близко к человеку подходят голуби. Если птиц что-то испугает, они быстро улетят.
-Какие птицы прилетели к нам на кормушку? (ответы детей)
Вместе с большими голубями и воронами могут прилетать и маленькие воробьи и синички.
-Какая птичка понравилось вам больше всего?
-А вы заметили, какой она корм клевала? (ответы детей)
(после того, как птицы улетят)
-А сейчас обратите внимание на следы птиц на снегу. «Зимой нужно не забывать каждый день подкармливать птиц. Когда наступит весна, им самим легче будет найти корм - червячков, мошек».
Рассказать детям прибаутку: Воробышек чи-чи-чи
По камушкам поскачи.
-А что будет, если к кормушке по дереву залезет кошка? (ответы детей)-Почему птички быстро улетят с кормушки? Птички боятся кошки и поэтому быстро улетают.
Поиграть в игру «Воробушки и кот» (игра повторяется 2-3 раза)
Пальчиковые игры на тему
«Зимующие птицы»
Птичья кормушка
Мы повесили кормушки,
В них насыпали зерно.
Для голодных птиц зимою
Очень вкусное оно.
Прилетайте к нам, синицы,
Голубь, клест и воробей!
И, конечно, ждем мы в гости
Красногрудых снегирей.
Дети имитируют движения.
Имитируют движения.
Загибают по очереди пальцы, перечисляя птиц.
Я зимой кормлю всех птиц
Я зимой кормлю всех птиц –
Голубей, ворон, синиц,
Воробьев и снегирей –
Вот кормушка у дверей.
Дам им булки, пшенной каши,
Дам им зерна, семена.
А синице дам я сало,
Пусть клюет его она.
Дети загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя птиц.
Показывают одной рукой на кормушку.
Загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя корм.
Собранными в щепотку пальцами рук имитируют движения.
***
Воробьи – воробушки,
Серенькие перышки!
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!
Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают.
Как бы нам поладить,
Чтоб дались погладить?
Пальцы в кулак, указательный и большой вытянуты – клювик.
Шевелят выпрямленными пальцами рук.
Стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони и наоборот.
Подуть на раскрытые ладони.
Погладить тыльные стороны рук поочередно.
Хлопки в ладоши.
Потереть ладоши друг о друга.
***
Сколько птиц в кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек.
Сжимать и разжимать кулачки.
На каждое название птицы загибать пальцы.
Сжимать и разжимать кулачки.
***
Птичка крылышками машет
И летит к себе в гнездо.
Птенчикам своим расскажет,
Где она взяла зерно.
Большие пальцы соприкасаются, ладони – крылья машут.
Пальцы правой руки обхватить левой ладонью.
Шевелить ими – птенцы.
***
Ну-ка, посчитай-ка!
Десять птичек – стайка.
Вот ворона, галка тут,
Здесь воробушки живут.
Голуби воркуют,
По теплу тоскуют.
Сидя на снегу глубоком,
Растрещалася сорока.
Красногрудый снегирек
Солнышку подставил бок.
Свиристели прилетали,
Всю рябину обклевали.
А синица-озорница
Со сестрицами резвится.
Дятел дерево долбит,
Молча клест в гнезде сидит.
Хлопки в ладоши.
Ладони открыты, пальцы растопырены.
Загибать пальцы поочередно.
***
С
Мы столовую открыли…
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник – посмотри –
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг, со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу, в столовой нашей,
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
Удары кулачками друг о друга сверху.
Раскрыть ладошки.
Поочередно загибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинцев.
Хлопки в ладоши чередовать с ударами о колени.
Дятел
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть он скрылся под корой,
Все равно он будет мой.
Раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки – клюв дятла. На каждую строчку – четыре удара пальца по ладони
Воробей
Ловит воробей жучков,
Уплетает червячков,
И на юг не улетает –
Так, под крышей обитает.
Прыг, да прыг,
Да чик-чирик!
Жить он в городе привык!
Сложить пальцы обеих рук в щепоть и «клевать» со стола воображаемых жучков и червячков.
Соединить ладони с сомкнутыми пальцами и поднять руки вверх.
Опираясь на кончики пальцев, поочередно «подпрыгивать» обеими руками над поверхностью стола.
Сел на ветку снегирек
Сел на ветку снегирек,
Брызнул дождик
Он промок.
Ветерок, подуй слегка,
Обсуши нам снегирька.
«Попрыгать» ладошками по плечам.
Потрясти кистями рук перед собой.
Обхватить себя руками и слегка «подрожать», как от холода.
Поднять руки вверх и покачать ими.
Помахать руками – «крылышками»
Летит над полем птичка
Летит над полем птичка.
Чирик-чик-чик,
Чирик-чик-чик.
Что несет синичка?
Чирик-чик-чик,
Чирик-чик-чик.
Несет травинку птичка.
Чирик-чик-чик,
Чирик-чик-чик.
Гнездо совьет синичка.
Чирик-чик-чик,
Чирик-чик-чик.
Положить крест-накрест повернутые к себе ладошки, большими пальцами зацепиться – «голова птицы», помахать пальчиками – «крылья»
Хлопать по коленям то одной ладошкой, то другой на каждый слог.
Изобразить удивление – приподнять плечи.
Хлопать по коленям то одной ладошкой, то другой на каждый слог.
Соединить большой и указательный пальцы, как будто держим травинку.
Хлопать по коленям то одной ладошкой, то другой на каждый слог.
Поставить рядом слегка округленные ладошки – «гнездо».
Хлопать по коленям то одной ладошкой, то другой на каждый слог.
Дятел
Вдруг в лесу раздался стук.
Это дятел долбит сук.
Он деревья не калечит,
Он деревья клювом лечит.
Постукивать по столу подушечкой указательного пальца правой руки. Затем тоже самое проделать левой рукой.
Воробей
Шустро скачет воробьишка,
Птичка – серая малышка.
По двору шныряет,
Крошки собирает.
Стучат пальцами по столу.
Сжимают и разжимают пальцы в кулак.
Пальцами «ходят» по столу.
Стучат пальцами по столу.
Лесной лекарь
Дятел на суку сидит,
Дятел дерево долбит,
Лечит дятел старый дуб,
Добрый дятел дубу люб.
На одной руке соединить все пальцы с большим – «дятел». Другую руку поставить вертикально перед собой – «дерево».
Изобразить, как дятел стучит клювом по дереву.
Помахать кистями рук – «летящая птица».
Сорока
Рано утром издалека
Прилетела к нам сорока.
Стала громко стрекотать,
Длинным хвостиком махать,
Зернышки она клевала,
Все на свете рассказала.
Соединить кисти рук крест-накрест, соприкасаясь запястьями; помахать обеими кистями, как крыльями.
Ладони с сомкнутыми пальцами прижать друг к другу и наклонять их вправо-влево.
Пальцы обеих рук собрать в щепоть и «клевать зернышки» с поверхности стола.
Птички
В гости к нашей сестричке
Весной прилетали птички:
Эта птичка – совушка,
Ну а эта – скворушка.
Эта птичка – воробей,
Ну а эта – соловей.
Эта – дятел, эта – стриж,
Эта же – поющий чиж,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – свиристель,
Ну а это издалека
Прилетела к нам сорока.
Поднять обе руки и помахать кистями, изображая крылья птиц.
Называя птиц, поглаживать, разминать или растирать поочередно каждый палец.
Птичка
Птичка дом себе вила,
В гнездо веточку несла.
Там, где курочка гуляла,
Три пушиночки нашла.
Хлев овечий обошла,
Две соломинки нашла.
Получился дом отличный,
Можно отложить яички.
Пальцы складывают «домиком».
Каждый пальчик удаляется от пальчика (запястье не отводить).
Пальчики «ходят» по столу.
Пальчики стучат по столу.
Пальцы складывают «домиком».
Каждый палец постукивает о другой (в сложенном «домике»).
***
Зимовать у нас остались
Дятлы, совы, воробьи,
Галки, голуби, синицы…
Прилетели снегири.
Руки на столе, ладошками вниз; разводить пальцы в стороны и соединять.
Последовательно поднимать большой, указательный, средний пальцы правой руки.
Поднимать безымянный палец, мизинец правой руки и большой палец левой руки.
Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямить и переплести – «птичка», остальными пальцами совершать колебательные движения.
Снегири
Снегири.
Раз, два, три.
Прилетели, посидели,
Погалдели, улетели.
Улетели в небеса.
Вот какие чудеса!
Стоят лицом в круг. Хлопают опущенными руками по бокам.
Загибают по три пальчика на обеих руках, начиная с больших.
Загибают оставшиеся два пальчика на каждой руке.
Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями.
Останавливаются, машут скрещенными ладонями.
С удивлением разводят руками.
Сорока
Сорока, сорока,
Научи меня летать,
Невысоко,
Недалеко,
Чтобы солнышко видать.
Ладони раскрыты, большие пальцы переплетены, машем кистями рук, как крыльями.
Руку поднимаем вверх.
Кисть руки прикладываем к глазам.
Рисуем в воздухе круг.
Конспект НОД
«Кормушка для зимующих птиц»
Возрастная группа: вторая младшая группа, дети 3-4 лет
Форма НОД: занятие, деятельностный подход.
Тип: Конструирование по образцу и словесному объяснению.
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная)
Цель: Развивать конструкторские навыки, пространственное мышление.
Программное содержание:
1. Расширять представления детей о зимующих птицах, о том, как и что они едят суровой зимой.
2. Учить детей строить по образцу домик-кормушку для птиц; анализировать образец, выделять его основные части (основание, стенки, крыша), объяснять их функциональное назначение.
3. Учить строить кормушку-домик из трех видов строительного материала (кирпичик, треугольная призма, пластина); соединять детали по горизонтали и вертикали в вертикальной конструкции; правильно соединять части конструкции в целую постройку; зрительно контролировать правильность выполнения образца.
4. Учить детей работать самостоятельно в едином темпе со сверстниками.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением птиц, беседа на тему «Как люди заботятся о птицах зимой», наблюдения за птицами на кормушке, рассматривание кормушки.
Демонстрационный и раздаточный материал: картинки с изображением птиц и птичьих кормушек; кирпичики (2 шт.), треугольные призмы (2–3 шт.), тонкая пластина квадратной формы (1 шт.) или картонка для каждого ребенка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вместе с детьми понаблюдать из окна за птицами на кормушке, прочесть стихотворение Н.Нищева
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть ворон и голубей,
Дятел в пестрых перышках
Всем хватило зернышек.
1. Воспитатель показывает детям картинки с изображением птиц, просит назвать их.
Вопросы к детям при рассматривании картинок:
— Кто это? (Это птичка.)
— Что у нее есть? (У птички есть голова, туловище, хвост, клюв, лапки, перья, крылья, глазки.)
— А глазки у нее какие? (Маленькие, черные.)
— Какая голова? (Круглая, маленькая.)
— Какое туловище? (Овальное, длинное.)
— Чем покрыто тело птицы? (Перьями.)
— Какой у нее клюв (лапки, хвост)?
Затем воспитатель рассказывает, что едят птицы, как им трудно приходится холодной зимой, показывает картинки с изображениями птичьих кормушек, предлагает детям сделать самим такие кормушки.
Вопросы к детям:
— Что едят птички? (Зернышки, семечки, хлебные крошки.)
— Как они едят? (Они клюют.)
— Чем они клюют корм? (Клювом.)
2. Воспитатель показывает детям образец конструкции домика-кормушки (из двух кирпичиков и двух призм), предлагает его внимательно рассмотреть: выделить основные части кормушки (боковые и верхние) и выбрать необходимые детали строительного материала для конструирования каждой из них, объясняет способы соединения деталей в вертикальной конструкции.
Вопросы к детям при рассматривании образца:
— Что это? (Кормушка.)
— Что есть у кормушки?
— Сколько стенок у кормушки?
— Из чего построены стенки?
— С чего надо начинать строить?
— Этот кирпичик стоит или лежит?
— Как надо ставить кирпичики? На широкую или узкую сторону?
Воспитатель строит кормушку для птиц, поясняя: «Главное — нужно правильно расположить кирпичики-стенки. Один кирпичик следует точно поставить напротив другого. Сверху на стенки надо осторожно положить одну призму (крышу), затем — другую призму (вторую часть крыши)». Воспитатель учит аккуратно работать с деталями строительного материала. «А теперь постройте такие же кормушки, как у меня».
Физкультминутка «Птички»
Птички в гнездышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят,
И тихонько все летят.
(Дети «разлетаются» - машут руками, как крыльями.)
3. Самостоятельная работа детей. Воспитатель руководит практической деятельностью детей, побуждает к высказываниям, сопровождающим процесс работы.
Вопросы к детям в ходе работы:
— Возьмите такой кирпичик. Покажите мне. Какой это кирпичик? (Длинный.)
— Саша, что ты взял?
— Ты положил или поставил кирпичик (крышу)?
— Ты аккуратно положил крышу?
— Ты поставил кирпичики напротив друг друга?
— Что у тебя получилось?
— Получилась кормушка?
— Что ты возьмешь? (Кирпичик, крышу.)
— Ты положишь или поставишь кирпичик?
— На что ты кладешь крышу? (На кирпичики.)
— Где у кормушки стенки? Покажи, Лена.
— Скажи, Лена, что это? (Это кормушка.)
— Что ты делаешь, Маша? (Я строю кормушку.)
— А что делает Милена? (Она строит кормушку.)
— Что ты сделал, Витя? (Я поставил кирпичик. Я положил дощечку.)
4. В конце работы воспитатель хвалит всех детей, отмечает наиболее удачные домики-кормушки.
Вопросы к детям:
— Посмотрите, какие домики-кормушки у нас получились.
— У тебя какая кормушка, Дима? (У меня большая.)
— А у тебя какая кормушка, Витя? (У меня маленькая.)
— Сколько кормушек у нас получилось? (Много.)
12 ноября
Синичкин день
История праздника
Несколько лет назад в России появился еще один экологический праздник – Синичкин день.
Он создан по инициативе Союза охраны птиц России и отмечается 12 ноября. В этот день жители разных населенных пунктов страны готовятся к встрече «зимних гостей» – птиц, остающихся на зимовку в наших краях: синиц, щеглов, снегирей, соек, чечеток, свиристелей. Люди заготавливают для них подкормку, в том числе и «синичкины лакомства»: несоленое сало, нежареные семечки тыквы, подсолнечника или арахиса, – делают и развешивают кормушки. Несмотря на то, что в качестве экологического праздника Синичкин день отмечается относительно недавно, его история уходит корнями в далекое прошлое. В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника.
По народным приметам, именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода, перелетали из лесов ближе к человеческому жилью и ждали помощи от людей. Наши предки замечали: если птицы целыми стайками появлялись у дома, значит, вот-вот грянут морозы. А еще в этот день наши наблюдательные предки предсказывали погоду по особым приметам: если синица свистит – быть ясному дню, если пищит – быть ночному морозу, собирается много синиц на кормушках – к метели и снегопаду.
Кстати, название «синица» произошло вовсе не от синего оперения этих птиц, как многие могут подумать. Свое имя они получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!».
Интересные факты о синице
- за сутки синица кормит своих птенцов тысячу раз (до
60 раз в час).
- без дополнительной подкормки человеком из 10 синиц к
весне выживают только две.
- синица за сутки съедает столько насекомых, сколько
весит сама.
- зимой основу питания синицы составляют семена и яйца
бабочек, а весной - семена и жуки.
- лесных птиц,
в том числе и синиц, нельзя кормить чёрным хлебом. Охотнее всего синицы берут с
кормушек семянки подсолнечника, тыквы, зерна гречихи и несолёное сало;
- синицы -
птицы лесные, они плохо себя чувствуют в неволе.
- синица, взяв
семечко (например подсолнечника), не пытается его очистить. Вместо этого,
прижав семянку лапкой к ветке, птица ловко пробивает её клювом и выклёвывает
мякоть. Причём даже если в лапке окажется уже расколотое пополам семечко, она
все равно будет упорно отщипывать кусочки мякоти, вместо того чтобы проглотить
всё целиком;
- синицы охотно берут еду с ладони.
- зимой, особенно долгой и холодной, многие синицы
откочёвывают в город, где легче найти еду.
- если вы
хотите, чтобы зимним утром вас будил бодрый перезвон синиц, повесьте перед
окном своей спальни кормушку, или разбросайте корм прямо на балконе;
- название
"синица" произошло не от синевы оперения этих птиц. А имя своё птицы получили за звонкие песни, напоминающие перезвон
колокольчика: "Зинь-зинь!";
- синицы разных
видов зимой объединяются в стаи с дятлами и пищухами и такими группами кочуют
по лесу в поисках еды.
- у большой
синицы много разных названий. За ловкие прыжки по веткам зовут её
"кузнечиком", за размеры - "большаком", ну а за звонкую
песню - на иностранный манер - "зинзивером"
Зимующие птицы
Покормите птиц
Александр Яшин
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой стайки на крыльцо.
Не богаты их корма: горсть зерна нужна
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать улететь могли
А остались зимовать заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...
Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)
Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...
Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада
Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....