Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: формировать представления о русской матрешке.
Задачи:
Познавательное развитие.
1. Познакомить с историей возникновения русской матрешки, с видами матрешек (Сергиево-Посадская, Семеновская, Полхов-Майданская, Кировская, Тверская ), с этапами изготовления матрешки.
2. Развивать умение различать виды росписи.
3. Формировать умение составлять целое из частей.
Речевое развитие.
4. Развивать умение поддерживать беседу; выразительно, с естественной интонацией читать стихи.
5. Обогащать словарный запас: Сергиево-Посадская, Семеновская, Полхов-Майданская, Кировская, Тверская .
Художественно-эстетическое развитие.
6. Формировать умение выкладывать узоры из цветов и листьев из шерстяных ниток на бархатной бумаге.
7. Развивать воображение, умение доводить начатое до конца.
Социально-коммуникативное развитие.
8. Формировать умение выполнять правила игры.
9. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть.
Предварительная работа: складывание разрезных картинок; заучивание стихов о матрешке; выкладывание цветов и узоров из шерстяных ниток на бархатной бумаге, из счетных палочек на картоне по схемам; рисование лица матрешки; выкладывание из шерстяных ниток узелка и концов платочка, рук матрешки.
Дидактическое обеспечение:
1. Чудесный мешочек, игрушка – матрешка, дидактическая игра «Сложи матрешку».
2. Презентация «Русская матрешка».
3. Плоскостные матрешки из цветного картона с фартуками из бархатной бумаги, шерстяные нитки разного цвета и длины.
Ход занятия:
Дети становятся в круг
Воспитатель: Ребята, сегодня я принесла чудесный мешочек. Что же в нем? Вам интересно?
Маша знает одну интересную загадку и сейчас она вам её загадает, а вы попробуйте отгадать, о ком же эта загадка:
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – пять, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская….
(дети отгадывают «матрёшка»)
Воспитатель: Молодцы! Конечно, это матрёшка.
Дети рассматривают , любуются матрешкой.
Воспитатель: Деревянные подружки любят прятаться друг в дружке,
носят яркие одёжки, называются - матрёшки. (Разбирает матрёшек и ставит их друг за другом.)
Воспитатель: Какая матрешка?
Дети: Деревянная, красочная, яркая, разъемная, веселая, интересная, загадочная, румяная.
Воспитатель: Смотрите – на столах лежат разноцветные матрешки, красная, зелёная, синяя, оранжевая и жёлтая, в фартучках у них по одной разрезанной матрешке.
(Дидактическая игра «Сложи матрешку»).
Воспитатель: Ребята, сосчитаем матрешек. Один, два, три, четыре, пять – будем мы с матрешками играть! Правила игры такие. У каждой матрешки в фартучке по одной разрезанной матрешке. Вам нужно будет их сложить. Но в начале, из чудесного мешочка, достаньте по одной фишки. Кто достанет красную фишку идет к красной матрешке, зеленую к зеленой, синюю к синей, оранжевую к оранжевой, жёлтую к жёлтой. Чья команда первой выложит матрешку – выигрывает. Дети достают из мешочка фишки, делятся на команды.
Воспитатель: Один, два, три – матрешку быстро сложи! (Дети складывают под народную мелодию матрешек). Воспитатель подводит итоги игры.
Воспитатель: Ребята, Родина этих красавиц – Россия, страна, в которой мы с Вами живем. Хотите узнать из каких они городов? Как появилась матрешка? Как выглядела первая матрешка? Как изготавливают матрешку? (Да)
Садитесь на стульчики. Сейчас я Вам об этом расскажу.
Показ презентации «Русская матрешка». (Видео на Мультимедиа-проекторе).
Воспитатель: Понравился Вам мой рассказ?
А сейчас пройдём в мини-музей к выставке матрёшек, посмотрите, какие они разные и очень красивые. Вот перед нами Сергиево-Посадская матрёшка из города Сергиев-Посад (Московской области). И про неё нам расскажет … (воспитатель вызывает ребёнка).
«Я из Сергиево-Посада. Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор на переднике узор».
Воспитатель: Сергиево-Посадская матрёшка очень похожа на первую матрешку, мы с вами её видели в презентации, девушка с петухом. Часто в руках она держит какой-нибудь предмет: корзинку, узелок, самовар, чайник, грибок, яблоко… Сергиев Посад, красочный, истинно русский город, расположен не очень далеко от Москвы. Сергиев Посад прославился тем, что здесь была сделана первая русская матрешка.
Слайд №1(Показ на ноутбуке).
А вот, Семеновская матрешка из города Семенова (Нижегородской области). Слайд № 2
Слайд № 3
Про нё нам расскажет…( вызывается 2 ребёнок).
«Я из тихого зеленого городка Семенова. В гости к вам пришла.
Букет цветов, садовых, розовых, бордовых, в подарок принесла. Только у семеновской матрешки на платке есть кайма с цветочными бутонами».
Дети рассматривают иллюстрацию.
Воспитатель: Полхов-Майданская матрешка из села Полхов-Майдан. Слайд № 4
Большое село Полхов-Майдан находится около Нижнего Новгорода, раскинувшегося на берегу Волги. Слайд № 5
«Майдан» очень старинное слово, и означает оно «сборище людей». А Полховка-это река, на которой стоит село. Вот и получается: сборище на Полховке (реке) -Полховский Майдан.
А вот про эту матрёшку расскажет нам … ( вызывается 3 ребёнок).
«Я матрешка из Майдана. Украшен мой наряд цветами с сияющими лепестками. И ягодами разными, спелыми и красными».
Воспитатель: Сколько труда и любви пришлось вложить мастерам, чтобы эти матрёшки засияли радостной красотой.
Давайте подойдём с вами к следующей репродукции. Это Вятская матрёшка. Вятская матрешка (Кировская) из города Кирова. Вятка название реки, на которой он стоит. Слайд № 6
Про эту матрёшку нам расскажет…( вызывается 4 ребёнок).
«Наши губки бантиком, да щечки будто яблоки,
С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.
Мы матрешки вятские, всех на свете краше.
Расписные, яркие сарафаны наши. Матрёшек украшают узорами из ржаной соломки» Дети рассматривают репродукцию .
Воспитатель обращает внимание детей на репродукцию Тверской матрёшки.
Про неё нам расскажет …( вызывается 5 ребёнок).
Тверская матрёшка ( г. Тверь) Слайд № 7
«Деревянную куклу часто изображают в виде сказочного персонажа:
Царевна Несмеяна, Снегурочка, Василиса Премудрая»
Воспитатель: Русская матрешка вместе с русской березкой и русским самоваром стала символом России. Она перемещается по всему миру, не признавая никаких расстояний и границ. И сейчас (вызывается ребёнок) расскажет нам стихотворение «Велика Россия наша»
«Велика Россия наша и талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах на весь мир молва идёт.
Наша русская матрёшка не стареет сотни лет.
В красоте, таланте русском весь находится секрет!» ( 6 ребенок)
Физкультминутка (под музыкальное сопровождение аудиозаписи).
Хлопают в ладошки дружные матрешки (хлопают в ладоши).
На ногах сапожки (руки на поясе, поочерёдно выставляют на пятку правую и левую ноги),
Топают матрешки (топают ногами).
Влево, вправо наклонились (наклоны влево, вправо).
Всем знакомым поклонились (поклон).
Воспитатель: А сейчас, давайте, подойдем к матрешкам, которых Вы сложили. Скажите мне, пожалуйста, откуда они, какие это матрешки? (Из Сергиево-Посада – Сергиево-Посадская, из Полхов-Майдана – Полхов-Майданская, из Кирова – Кировская, из Семенова – Семеновская, из Твери – Тверская).
Воспитатель: Мы с Вами тоже делаем матрешек, как народные умельцы. Они почти уже готовы. Вам осталось украсить фартучки.
«Мастера, скорей за дело, украшать матрёшек смело!
Выберем любой узор, чтоб порадовал он взор!»
А узор мы будем выкладывать из шерстяных ниток. И получатся у нас настоящие авторские матрешки. Воспитатель обращает внимание детей на схемы цветов и схемы узоров, размещенных перед детьми на столах.
Пальчиковая гимнастика:
Чтоб матрёшек украшать, надо пальчики размять (показывают руки, пальцы раздвинуты).
Указательный и средний, безымянный и последний поздоровались с большим, чтоб работать от души (пальчики «здороваются»).
А теперь потрём ладошки друг о друга мы немножко (трут ладошки).
Кулачки разжали, сжали, кулачки разжали, сжали - вот и пальчики размяли (разжимают, сжимают кулачки).
А сейчас нам, мастера, за работу всем пора (пальчики «здороваются»)!
Руки поработают – будет красота (хлопают в ладоши)!
Дети выполняют под звучание народной мелодии аппликацию из шерстяных ниток на бархатной бумаге (фартуке). Ставят матрёшек на полки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые матрёшки у вас получились! Каждая хороша! Они будут украшать наш мини-музей .
А скажите мне , что Вам больше всего понравилось на нашем занятии? Что запомнилось? Что было интересного? А какие трудности вы испытывали? Что было выполнять труднее всего?
Вы ребята, молодцы, потрудились от души, посмотрите, в чудесном мешочке еще что-то есть, приготовленное для вас. Дети угощаются конфетами – леденцами петушок на палочке.