Конспект занятия по окружающему миру «Жизнь лесных животных зимой»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Пикулина Людмила Ивановна

Цель: Расширить знания детей о жизни диких животных в зимних условиях.

Задачи: Способствовать формированию представлений детей о жизни диких животных в зимних условиях;

- Упражнять детей в умении определять приспособленческие признаки животных к зиме;

- Развивать любознательность, умение употреблять разные типы предложений;

- Воспитывать, бережное отношение ко всему живому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kak_zimuyut_zhivotnye_v_lesu.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по окружающему миру

«Жизнь лесных животных зимой»

Цель: Расширить знания детей о жизни диких животных в зимних условиях.

Задачи: Способствовать формированию представлений детей о жизни диких животных в зимних условиях;

- Упражнять детей в умении определять приспособленческие признаки животных к зиме;

- Развивать любознательность, умение употреблять разные типы предложений;

- Воспитывать, бережное отношение ко всему живому.

Материалы: презентация с изображением зимнего леса, лесных животных и их жилищ; следы животных; морковка, листья капусты, шишки, рыбка, березовый веник; аудио запись «Вой волка», декорация деревьев, кустов.

Ход занятия:

С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома

Значит, к нам пришла… (зима)

Воспитатель: ребята как вы думаете, зачем люди зимой надевают шубы, теплые куртки, шапки, валенки?
Ответы детей.
Воспитатель: А как животные в лесу спасаются от холода зимой?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, у всех зверей зимой шерсть становится более пушистой и теплой.

Вы хотели бы посмотреть, как животные живут в зимнем лесу? (Слайд – «Зимний лес»)

Тогда представьте себе, что мы тепло оделись, взяли с собой угощение и пошли в зимний лес.

Лесные животные очень пугливые, поэтому нам надо вести себя осторожно. Зимой в лесу холодно и голодно. Посмотрите, какой красивый зимний лес! Все засыпало снегом. Лес как будто спит под пуховым одеялом. В лесу очень тихо. Как вы думаете, может в лесу никого нет? И все звери и птицы исчезли из леса.
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята посмотрите на кору дерева , она вся обгрызена и возле дерева чьи то следы. Кто здесь пробежал?

(Слайд – «Следы зайца, обгрызенная кора на дереве»)

Ответы детей.
Воспитатель: Чем питается заяц зимой и на что похожи следы зайца?
Ответы детей: Корой деревьев и мелкими ветками, а следы похожи на капельки.
Воспитатель: Посмотрите возле кустиков заяц, остановился, и насторожился. Как вы думаете ,что помогает зайчику заметить опасность?
Ответы детей: Большие чуткие уши.
Воспитатель: Давайте посмотрим кого испугался зайчик , чьи это следы?

(Слайд –«Следы лисы»)

Что напоминают следы?

Ответы детей: Следы лисицы похожи на цветочек.

 Воспитатель:

А какие еще есть враги в лесу у зайца?

Что помогает зайцу быстро убегать от своих врагов? Ведь им , не легко поймать зайчика.
Ответы детей: Сова, волк, лиса, длинные ноги.
Воспитатель: Вот бежит заяц петляет, запутывает свои следы. И если его настигает враг, останавливается и защищается. Он начинает отбиваться лапами и кусаться зубами. Шубка у зайца зимой белая. Скажите , а какие зубы у зайца и почему заяц зимой меняет свою шубку?
Ответы детей: Зубы острые, а белая шубка помогает ему спасаться от врагов.
Воспитатель: Заяц приспособился в лесу в зимнее время. У него белый мех, длинные задние ноги. Заяц может, быстро бегать, петлять, затаиваться. Ребята давайте дадим зайчику морковку и капустные листья и пойдем вон к той еле.

(Слайд - «Ель»)

Воспитатель: Посмотрите под деревом лежат пустые шишки, шелуха. Интересно, кто побывал здесь?

Ответы детей: Белка.
Воспитатель : Кто из вас видел белку? Что она ищет в шишках? И зачем ей семена? Чем еще питается белка?
Ответы детей.
Воспитатель: Смотрите ребята , а вот и сама белочка.

(Слайд – «Белка»)

Давайте ее рассмотрим. Какого цвета белочка и почему?
Ответы детей: Серая, деревья зимой голые и серые.
Воспитатель: Правильно. А белочку, какого цвета будет лучше видно зимой серую или рыжую?
(Сравнение двух белок)
Воспитатель: А где живет белочка?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, в дупле у белочки сухо и тепло, все дырочки она заделала мхом. Белочка очень хорошая хозяйка аккуратная и запасливая. В народе белку называют хлопотуньей. Забирается белка в дупло, сворачивается клубочком и закрывает носик своим хвостиком. Когда на улице очень холодно белка из дупла не выходит.

Кто скажет , как же белка спасается от врагов?
Ответы детей: Лазит быстро по деревьям, прыгает с ветки на ветку по деревьям, питается на стволе дерева.

Физкультминутка.

Зарядкой белочке не лень

Заниматься целый день.                                    

С одной ветки, прыгнув влево,

На сучке она присела.                                         

Вправо прыгнула потом,

Покружилась над дуплом.              

Влево - вправо целый день

Прыгать белочке не лень.                                                                      

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)


Воспитатель: Как, белка приспособилась жить зимой в лесу?

Ответы детей: Живет она в дупле, у нее серебристо серый мех, острые ногти, пушистый хвост, она легко может лазить по деревьям.

Воспитатель: Давайте угостим белочку шишками (дети кладут шишки под ель).

 Как красиво в лесу. Снег сверкает словно серебро. Ребята, посмотрите, а вот нора, интересно, чья она? Как вы думаете, кто там живет?

Ответ детей (лиса).
Воспитатель: Окраску лисы не меняют.

(Слайд – «Лиса»)

Знает лисонька краса в шубе вся ее краса.

Шубы нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей.

Лисица проворный и осторожный зверь. Днем лисица прячется в глубокой норе, которую устраивает в глухом лесу. Зимой в лесу жизнь замирает и главным лисьим кормом становятся мыши-полевки. Ходит лиса по полю и прислушивается, где пищат мыши в своих норках. Как вы думаете зачем лисе нужен такой пушистый длинный хвост?

Ответы детей: Согревает, следы заметает.

Воспитатель: Что помогает лисице выискивать добычу?
Ответы детей: Хороший слух и нюх.
Воспитатель: Кончик хвоста у лисы белый для того, чтобы в темноте лисята не потеряли мать, когда бегут за ней. Давайте лисоньку угостим рыбкой (дети оставляют рыбку возле норы).
Воспитатель: Ребята, кто это? (аудио запись «Вой волка»)
Ответ детей (волк).

(Слайд – «Волк»)

Воспитатель: Что согревает волка зимой? Какого цвета шерсть волка?

 Ответы детей: Густая, плотная, теплая шерсть, серебристо серая.

Воспитатель: На кого охотятся волки?

Ответы детей: Волки охотятся на крупных животных: оленей, лосей.
Недаром говорят, что волка ноги кормят. Волки охотятся стаей, они окружают добычу и нападают на неё. Спят волки на снегу, укрывают нос и лапы своим пышным хвостом. В волчьей стае всегда есть вожак. Это самый сильный, умный и опытный волк. Другие слабые волки ему подчиняются.
 В зимнюю пору волки чаще появляются, вблизи жилья человека, чтобы полакомиться домашним скотом. Бывает, даже собаку схватят.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, чьи это следы на полянке?

Ответ детей: Это следы лося.

Воспитатель:

Чуть копытами касаясь,

 Ходит по лесу красавец,

 Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(Слайд – «Лось»)

Лось - большое животное, высокое, имеет длинные ноги, сильные копыта, рога. Лоси умеют легко бегать по глубокому снегу. Защищаются сильными копытами и рогами.

Чем питается лось?

Ответ детей: Лось питается ветками деревьев.

 После сильных снегопадов трудно прокормиться этим животным. Кустарники и низкие деревца оказываются под снегом, и ни лось, ни заяц не могут их достать. На помощь к животным приходят люди- лесники. (Слайд – «Лесники»)

Они подкармливают животных и птиц. Раскладывают березовые и осиновые венички, сено, делают кормушки. Давайте и мы поможем лосю, что оставим ему? (березовый веник)

Воспитатель: Долго мы с вами по лесу ходили, но почему-то не встретили следов медведя?

Ответ детей: Медведь зимой спит в берлоге.

Воспитатель: Почему медведь зимой спит?

Ответ детей: Зимой медведю трудно найти пропитание.

Воспитатель: Давайте не будем здесь шуметь, а то разбудим косолапого, пусть спит до весны.

Вот и закончилась наша прогулка по зимнему лесу.

Итог:

Ребята, понравилась вам прогулка, кого встретили в зимнем лесу? (Ответы детей).      

Воспитатель: Спасибо вам, ребята, вы порадовали меня своими знаниями. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по окружающему миру «Жизнь лесных зверей зимой».

Обобщение знаний учащихся о жизни лесных зверей в зимнее время....

Конспект занятия по окружающему миру "Как звери к зиме готовятся"

Конспект занятия по окружающему миру "Как звери к зиме готовятся"...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ "КАК ЗВЕРИ К ЗИМЕ ГОТОВЯТСЯ" ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

РАСШИРЯТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ О ДИКИХ ЖИВОТНЫХ, КАК ОНИ ПРИСПОСАБЛИВАЮТСЯ К ЗИМНИМ УСЛОВИЯМ...

Конспект НОД в подготовительной группе "Жизнь лесных животных зимой"

ПРИМЕРНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Подготовительная группа. Тема: «Жизнь...

Конспект занятия по окружающему миру " Как звери к зиме готовятся"

Конспект занятия по окружающему миру" Как звери к зиме готовятся"...

Конспект занятия по окружающему миру . Тема: «Дикие животные»

Познакомить детей с обитателями леса с дикими животными. Отметить характерные признаки диких животных.Уточнить, что каждому животному необходимо жилище, пища, тепло. Воспитывать у детей доброе отношен...