Проект в старшей группе «Такие разные врачи»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Пуганова Светлана Владимировна

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект в старшей группе «Такие разные врачи»

Актуальность

В старшем дошкольном возрасте представления ребёнка о профессиях ограничены достаточно небогатым жизненным опытом – он знает о работе мамы и папы, воспитателя, профессиях летчика, водителя, продавца и еще немногих. Знания эти порой ограниченны и поверхностны.

Однако ориентация в безграничном мире человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.

В современной эпидемиологической обстановке, профессия врача как никогда ценится и уважается, поскольку люди этой профессии спасают миллионы жизней по всему миру. Необходимо донести до детей важность и значимость данной профессии, дать понятие о разнообразии специальностей,  а так же сформировать у детей устойчивое понимание роли данной профессии в жизни людей.

В условиях быстро меняющейся жизни в настоящее время от человека требуется не сколько владение огромным количеством знаний, сколько умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

развитие личности ребёнка-дошкольника неразрывно связано с накоплением познавательного опыта во многих сферах деятельности человека. Поэтому знакомство воспитанников дошкольном возрасте с трудом профессий рассматривается нами как оно из сторон развития познавательной активности ребёнка.

Проблема. Дети знают, что есть такая профессия - врач, однако знания поверхностные и неточные. У них недостаточно знаний о работе врача, о разнообразии специальностей, о том какие предметы необходимы врачу в работе.

Цель: расширение и систематизация знаний детей об узконаправленных специальностях медицинских работников, формирование предпосылок к профориентации и понимания важности профессии врача в современной жизни, понимание важность сохранения и укрепления собственного здоровья.

Задачи проекта:

  • Обобщать, расширять и обогащать представления детей о специальностях медицинских работников и трудовых функциях.
  • Формировать чувство уважения к благородной профессии врача
  • Обогащать активный и пассивный словарного запаса
  • Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, приобщать к ЗОЖ
  • Развивать познавательный интерес, способность к поисковой деятельности, любознательность, коммуникативные и творческие способности ,  высшие психические функции
  • Способствовать созданию единого образовательного пространства «Детский сад-семья» посредством вовлечения родителей в образовательную деятельность.

Предполагаемые результаты

для детей:

  • Сформированность представлений о работе узких специалистов, положительное отношение к профессии врача
  • Повышение уровня развития речи, активный и пассивный словарь.
  • Повышение уровеня мотивации к ЗОЖ, осознание ценности собственного здоровья и пути его сбережения.

для родителей:

  • Укрепление детско-родительских отношений
  • Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах образования и воспитания детей дошкольного возраста.
  • Повышение уровня мотивации семей воспитанников к ЗОЖ.

для педагогов:

  • создание единого образовательного пространства «Детский сад-семья»

Формы работы:

1. Совместная деятельность воспитателя с детьми.

2. Самостоятельная деятельность детей.

3. Беседы.        

4. Чтение художественной литературы.

5. Экспериментальная деятельность.

6. Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.

7. Целевая прогулка в медицинский кабинет.

Проблемные вопросы:

  • Зачем нужны врачи?
  • Какие бывают врачи?
  • Каким должен быть врач?
  • Что лежит в чемоданчике у врача?
  • Что нужно делать, чтобы не заболеть?
  • Кто лечит зверей?

Тип проекта: краткосрочный, практико-ориентированный

Участники проекта : воспитатели, дети старшей  группы и их родители.

План реализации проекта

Этапы работы:

I этап. Организационно-подготовительный.

1.  Определение темы, проблемы проекта, её актуальности, постановка цели.

2.  Анализ и оптимизация развивающей пространственно-предметной среды группы под тематику проекта

3.  Подборка методического материала для реализации проекта

4. Разработка календарно-тематического планирования проекта

5. Составление графика проведения образовательной.

6. Взаимодействие с родителями по участию в реализации проекта, составление рекомендаций.

II этап. Практический.

1. Внедрение проекта в образовательный процесс

2. Организованная образовательная деятельность по тематике проекта.

III этап. Итоговый:

Подведение итогов проекта, создание продукта проектов.

Реализация проекта.

Период

Содержание работы

Деятельность

1-10 ноября

1. Анализ развивающей предметно-пространственной среды.

2. Обсуждение со специалистами их роли в реализации проекта.

3. Поиск необходимого методического материала для применения с детьми в ходе реализации проекта.

4. Организованная образовательная деятельность по тематике проекта.

5. Диагностика знаний детей о специальностях врачей.

1. Беседа для уточнения имеющихся знаний у детей о медицинских работниках.

2. Встреча со специалистами по участию в реализации проекта (медсестра, ветеринар).

3. Разработка конспектов занятий, поиск необходимого материала в интернет-ресурсах.

4. Индивидуальные и подгрупповые беседы с родителями по участию в проекте, привлечение родителей к организации тематической зоны «Медицинский центр»

5. Подбор и изготовление дидактических игр.

6. Составление плана мероприятий для реализации проекта, подбор тематики бесед

10-25 ноября

1. Наполнение развивающей предметно-пространственной среды

2. Внедрение проекта в образовательный процесс

4. Ознакомление родителей с разработанным проектом и рекомендации родителям по совместной работе проекта.

1. Игровое оборудование («кейс врача», костюмы для с/р игр «медицинская сестра», «врач», «плакат человеческого скелета»

2.Выставка книг: К. Чуковский «Доктор Айболит»; В. Сутеев «Про бегемота, который боялся прививок»; А.Чарикова «Детям о врачах»; И. Соковия «Сказки доктора Неболейкина»; Е. Благинина «Больной зайка»; Я. Райнис «Кукла заболела»; А. Барто «Мы с Тамарой»; А. Кардашова «Наш доктор».

3. ОД воспитателя: Занятие познавательного цикла:  НОД «Специальности врачей»

4. Художественно-эстетиская деятельность: Аппликация «Доктор»; Рисование на свободную тему «Доктор»

5. Беседы: «Как утроено наше тело», «Как нужно себя вести в кабинете у врача?»

Проблемные ситуации «Что делать если заболел?», «Береги себя»

6. Экскурсия в медицинский блок, встреча с мамой медсестрой Головой О.А.

7. Экскурсия в ветеринарную клинику «Кот Матросскин»

7. С/р игры: «Травмпункт», «На приеме у педиатра», «Стоматология», «Помоги Айболиту».

7. Дидактические и настольные игры «Чудесный мешочек»; «Чей инструмент», «Подбери пару», «Разрезные картинки» «Скорая помощь»

8. Работа с раскрасками по теме проекта.

9. На занятиях по музыке: Слушание П. Чайковский «Болезнь куклы».

10.С родителями: Консультации «Если ребенок боится врачей», «Игры для здоровья», «Состав детской аптечки»;

11. Папки передвижки «Здоровье детей в детском саду», «Грипп не пройдет!».

 «Как психологически подготовить ребенка к походу к врачу».

12. Мультимедийные презентации «Те, кто нас лечит», «Все профессии нужны, все профессии важны».

13. Просмотр познавательных фильмов и мультфильмов: «Мудрые сказки тетушки Совы»,  «Уроки осторожности - Лекарства».

1. Подведение итогов проекта.

2.Создание уголка сюжетно-ролевой игры «Медицинский центр»

3. Составление презентации

1.Организация выставки детских работ в раздевалке.

2. Фотоколлаж в группе, проведение открытого досуга с родителями «День матери»

В результате реализации проекта:

• Дети овладели необходимой информацией о медицинских профессиях;

• Дети знают и активно употребляют в речи слова, связанные с профессиями;

• Дети продолжают учиться планировать свою деятельность, пользоваться различными источниками информации, отбирать нужные материалы, выражать своё мнение, создавать конечный продукт – материальный носитель проектной деятельности, оценивать себя и других;

• Дети научились выполнять элементарные профессиональные действия врача.

Список используемых ресурсов:

1.Губанова Н. Ф. «Игровая деятельность в детском саду» / Н. Ф. Губанова. – М.: Синтез, 2006.

2. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир / О. В. Дыбина. – Москва, 2009.

3. Кондрашов В. П.Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов. –Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.

4. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т. В. Потапова. – М.: ТЦ Сфера, 2008 – 64с.

5. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т. А. Шорыгина. – М.: Издательство ГНОМ, 2014.

Приложение 1.

Дидактические игры с детьми на тему: «Больница».

1.Дидактическая игра «Назови предметы»

Цель: закрепить знания о предметах, необходимых для работы врача. Ввести в активный словарь слова из медицинской терминологии.

Ребята, посмотрите на эти предметы и скажите, как они называются. (Термометр, шприц, вата, бинт, фонендоскоп, таблетки, грелка, зеленка, пинцет, массажер).

А знаете ли вы, человеку какой профессии необходимы эти предметы? Врачу. Что делает врач? Лечит, следит за нашим здоровьем, делает прививки, массаж, взвешивает и т. д.)

2.Дидактическая игра «Скажи, что делают этими предметами»

Цель: активизировать в речи детей глаголы и употребление с ними существительных.

Скажите, как врач использует эти предметы?

Что делает врач шприцем? Делает уколы.

Что делает врач термометром? Измеряет температуру.

Что делает врач ватой? Смазывает кожу перед уколом.

Что делает врач зеленкой? Смазывает царапину.

Что делает врач бинтом? Перевязывает рану.

Что делает врач массажером? Делает массаж.

Что делает врач фонендоскопом? Слушает дыхание и биении сердца.

Что делает врач грелкой? Прогревает больное место.

Что делает врач пинцетом? Достает занозы.

Что делает врач пластырем? Заклеивает мозоли.

3.Дидактическая игра «Найди различия»

Цель: развивать произвольное внимание, наблюдательность, закрепить умение различать и называть цвета.

Взгляните на эту картинку. Кто на ней изображен? Врач. Как вы думаете, почему у врачей халаты белого цвета? Если халат испачкается, на белом сразу будет заметно, и халат постирают. А на этой картинке кто изображен? Тоже врач. Одинаковые ли эти картинки? Эти картинки очень похожи, но все-таки не одинаковые. Ваша задача найти различия.

4.Дидактическая игра «К какому врачу пойдем?»

Цель: упражнять детей в различении выражений лица и сопоставлении их с чувствами и эмоциями. Учить говорить сложными предложениями.

Ребята, посмотрите на эти лица. К какому из этих врачей пошел бы ты? Почему? (К доброму, ласковому, веселому, внимательному, заботливому). Как вы поздороваетесь и представитесь врачу? Здравствуйте, меня зовут …, а беспокоит меня …

5.Дидактическая игра «Витамины – это таблетки, которые растут на ветке»

Цель: расширить знания детей о витаминах, закрепить знания об овощах, фруктах и ягодах.

Ребята, помочь сохранить здоровье и заболеть можно с помощью витаминов. Кто-нибудь из вас принимал витамины? Витамины делают наш организм крепким и здоровым, не поддающийся болезням. Но витамины бывают не только в таблетках, они еще растут на ветках. Очень много витаминов содержится в ягодах, фруктах и овощах.

Назовите, какие вы знаете фрукты? Овощи? Ягоды?

6.Дидактическая игра «Кто первый окажет помощь».

Цель: учить детей пользоваться приемами первой помощи, развивать быстроту реакции.

Выбираются два ребенка. В качестве больного может быть кукла. Воспитатель показывает, что у куклы заболело, например, нога детям нужно по команде перевязать ногу кукле. Кто первый тот и победил.

7.Дидактическая игра «У кого что болит».

Цель: угадывать по движению, по эмоции состояние человека.

Выбирается один ребенок. Всем остальным детям воспитатель дает задание (Н-р: покажи, что у тебя болит нога, покажи что у тебя болит голова и т.п.).Ребенок, которого выбрали угадывает у кого , что болит.

8.Дидактическая игра «Кто что лечит».

Цель: закрепить знания детей по специализациям врачей.

Воспитатель показывает картинки врачей. Дети должны определить, какой врач на чем специализируется, то есть, что лечит.

9. Дидактическая игра «Что нужно врачу?».

Цель: закрепить знания детей о медицинских инструментах.

Воспитатель называет разные предметы, дети слушают внимательно , и когда называется предмет , который нужен врачу в работе, хлопают.(Халат, шприц, зонт, бинт , йод, градусник, игрушка, блокнот, ручка, тарелка , заколка, шарф, лекарство , бокал и т.п.)

Беседа по познавательному развитию

Тема: «Он вылечит корь, и бронхит, и ангину, пропишет пилюли и витамины».

Цель: Расширение знаний детей о профессии врача-педиатра.

Задачи: знакомить с профессией врача - педиатра, с некоторыми профессиональными действиями, предметами-помощниками;

- развивать речевую активность детей, память, мышление;

- воспитывать чувство признательности и уважения к чужому труду.

Словарная работа: шприц, градусник, педиатр, фонендоскоп.

Методы: наглядные; словесные (объяснение, рассказ, диалог); практические (игра)

Оборудование: фонендоскоп, шпатель, градусник, халат, компьютерная презентация, наборы детские «Медицинские инструменты» (шприц, градусник, фонендоскоп, бинт, молоточек, лейкопластырь, спиртовая салфетка).

I Организационный момент

 Ребята я знаю, что вы уже многому научились, много знаете, умеете, и вы готовы идти в школу. Но мне хочется, чтобы вы еще больше знали и умели! Хотите узнать что-то интересное об одной из профессий!

 Я хочу вам рассказать стихотворение, и вы сразу поймёте, о ком и о чём мы с вами будем говорить:

Чтоб резвился, как котенок,

И улыбкою сиял -

Должен быть здоров ребенок,

А не грустен или вял.

Если вдруг живот схватило

Или если лоб горяч -

Мчит на помощь что есть силы,

Педиатр - детский врач.

Ребята, вы, наверное, догадались что мы будем говорить сегодня о враче-педиатре. Кто такой Педиатр? (Ответы детей)

    Участковый педиатр наблюдает малышей, проживающих на его участке, с самого раннего возраста, следит, чтобы им вовремя делались прививки, лечит в случае болезни, даёт рекомендации родителям по режиму дня, питанию, направляет к другим специалистам.

II. Основная часть

Воспитатель: Ребята давайте с вами поиграем в игру «Убери лишнее». Ваша задача убрать лишние предметы и оставить те, которые используются врачами в работе.

Физкультминутка «Профессии»

Если хочешь стать маляром — делай так, (красят кистью)

Если хочешь стать швеей, то делай так (строчат на машинке)

Если будешь ты водитель — делай так (вращают руль)

Если будешь ты сапожник — делай так (топают ногами)

Если будешь ты столяр — делай так (хлопают руками)

Если будешь ты спортсмен – делай так (приседают)

Хватит в профессии играть,

Пора занятие продолжать.

Воспитатель: Молодцы, ребята давайте с вами поиграем еще в одну игру

«Кто скорее соберет врачу чемоданчик»

Задачи: учить детей группировать предметы, предназначенные для работы врача; закрепить знания о предметах, необходимых для работы врача;

воспитывать уважение к профессии врача.

Воспитатель: Вам нужно как можно быстрее собрать в чемоданчик (аптечку) предметы которые врач может использовать в своей работе. (ребята выбирают нужные предметы и складывают их в чемоданчик)

Воспитатель: Молодцы ребята, сейчас мы проверим как вы справились с заданием! (воспитатель выкладывает из чемоданчика предметы и подтверждает правильность выбранных предметов)

III Итог:

И так наше занятие подошло к концу.

- Мне очень понравилось, как вы сегодня отвечали на вопросы и играли. А вам понравилось наше занятие?

- Что интереснее всего было для вас?

Беседа «Знакомство с работой врача окулиста».

Цели. Расширять представление детей о труде взрослых и результатах его труда, его значимости. Познакомить детей с работой врача окулиста. Продолжать раскрывать понятие важности зрения в жизни человека, закреплять правила как сберечь зрение, развивать зрительно-двигательную активность. Совершенствовать умения работать карандашами (красками).

Материалы и оборудование: Таблица с картинками и заслонка для глаз, иллюстрации с гимнастикой для глаза, либо электронная презентация «Гимнастика для глаз»

Содержание организованной деятельности детей.

1.Вводное слово воспитателя.

Ребята отгадайте загадку.

Не всегда ему мы рады,

Но лечить детишек надо,

И бывает – запретить

Может этот кто-то

Даже в детский сад ходить!

Кто же это...? (Доктор)

-А С какими врачами вы встречались в поликлинике, к каким врачам вы ходили с мамами, что они смотрели, проверяли?

-А сейчас отгадайте еще одну загадку

Чтобы в цель попасть не раз,

Зоркий требуется…(Глаз)

- Правильно. Вот сегодня мы и поговорим о врачах, которые лечат и проверяют наши глаза.

2.Беседа о труде врача.

-Кто знает, как называется этот врач. Правильно это глазной врач, еще их называют окулист, офтальмолог. Врач-окулист работает в глазных кабинетах, поликлиниках, медицинских центрах, институтах.

-Вы все ходили к врачу окулисту. Вспомните что необходимо окулисту, чтобы проверить ваше зрение? (показать заслонку для глаз и таблицу с картинками разной величины). - А вот если мы не видим картинки или буквы, которые показывает нам врач, окулист начинает подбирать очки, в которых мы будем хорошо видеть, после этого он выписывает нам рецепт на очки.

- А зачем еще нужен врач окулист? (лечить глазные болезни).

Физминутка:

Мы устали, засиделись

Нам размяться захотелось. Маршируют на месте.

Вправо, влево посмотрели

На соседа поглядели. Глазами вправо, влево.

Чтобы стать еще умнее, Круговые вращения

Мы слегка покрутим шеей. головой

Мы глазами хлоп-хлоп

Мы ногами топ-топ.

Мы глазами миг-миг, Головой

Мы плечами чик-чик.

Раз-два, раз-два

Заниматься нам пора. Хлопки

-Как думаете, а зрение, глаза нужно беречь? (Ответы детей). Чтобы глаза лучше видели, для них также как рукам, ногам и всему нашему телу нужна гимнастика. Давай посмотрим, что советует нам доктор (показ слайдов или таблиц).

Гимнастика для глаз (по слайдам или таблицам).

4.Итог.

Конспект занятия по аппликации «Доктор Айболит»

Предварительная работа: рассматривание картинок по теме: «Профессии», чтение стихов о профессиях, чтение сказки «Айболит» Чуковский и рассматривание иллюстраций из книги, отгадывание загадок по теме: «Профессии», экскурсия в мед. кабинет детского сада, беседа «Все профессии важны, все профессии нужны».

Цель: расширить и уточнить знания детей по теме: «Профессии»; формировать элементарные представления о медицинской помощи. продолжать учить аккуратно наклеивать детали опираясь на образец; продолжать учить ориентироваться на листе бумаги; продолжать учить детей пользоваться клеем, кисточкой, салфеткой в ходе изготовления аппликации; развивать внимание, память, мышление, наблюдательность, моторику; воспитывать уважение к труду взрослых; бережное отношение к своему творчеству.

Оборудование: предметные картинки, иллюстрации из сказки «Айболит», детали для аппликации, по числу детей, клей, кисточки, тканевые салфетки, образец аппликации, цветная бумага, фломастеры, животные  Африки, ткань зеленого цвета, пальмы из бумаги, корабль, витамины.

Ход занятия.

На ковре остров из ткани, пальмы и расставлены животные Африки.

- Ребята мы с вами оказались на острове Лимпопо.

- Посмотрите, какие животные здесь живут?

- Мы недавно читали сказку про этот остров, где все животные ждали одного человека. О ком она была? (Об Айболите)

- Зачем животные ждали Айболита?

- Представляете они опять заболели, и вылечить их сможет только Айболит. Но он сильно занят и пока не может приехать…

- Давайте поможем им!

- Сейчас каждый из вас сможет им помочь, давайте сделаем своих Айболитов и отправим их к больным животным!

-А для этого нам нужно вернуться в детский сад. На чем можно вернуться к нам в садик? (Ответы детей)

- Мы поплывем на лодках. (Имитация движений гребли в лодке)

Дети рассаживаются за столы. На столах лежат листы цветной бумаги, элементы для аппликации, клей, кисточки, тканевые салфетки для удаления лишнего клея. Повторение правил использования клея и салфеток.

Последовательность работы:

В центре голову, на голову колпак, вниз приклеиваем бороду, приклеиваем очки и крест, дорисовываем глазки.

Физминутка.

Мы работали, устали.

Дружно на ковёр все встали.

Ручками похлопали - 1. 2. 3.

Ножками потопали - 1. 2. 3.

Сели, встали.

Сели и друг друга не задели.

Мы немножко отдохнём

И рассказ составлять начнём.

Мы захлопали в ладоши -

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали -

Дружно и сильнее.

По коленочкам ударим-

Тише – 3 раза,

Наши ручки, поднимайтесь –

Выше -3 раза.

Наши ножки закружились- 2раза

И остановились.

Подтянитесь на носочках столько раз,

Сколько пальцев на руке у вас!

1.2.3.4.5 – топаем ногами.

1.2.3.4.5 – хлопаем руками.

Подведение итогов. Рефлексия.

- Ребята, посмотрите какие замечательные Айболиты у нас получились, давайте посадим их на корабль и отправим на остров. Теперь все животные выздоровеют и будут счастливы.

- Вам понравилось помогать животным из страны Лимпопо? Что больше всего понравилось?

- Все животные говорят вам большое спасибо! А Айболит прислал вам витамины, чтобы вы не болели, и смогли и дальше всем помогать. Вы большие молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие в старшей группе "Такие разные слова"

Цель: Создание в группе благоприятного психоэмоционального климата....

Информационный проект для старших дошкольников "Такой разный Дед Мороз"

Вниманию коллег представлен паспорт информационного  проекта  для старших дошкольников , цель которого -расширение  представлений о традиции  празднования Нового года в Росси...

познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников "Такие разные камни"

Данный проект строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, а так же на самостоятельной экспериментальной деятельности воспитанников. Проект по экологии «Такие раз...

Проект по безопасности в старшей группе "Такие разные предметы"

Забота здоровье и безопасности детей - приоритетная задача окружающих взрослых. Предотвратить несчастный сучай иногда бывае очень сложно, поэтому так важно научить детей быть внимательными, осмотрител...

2020 Проект в старшей группе: «Такие разные открытки»

Проект в старшей группе: «Такие разные открытки»...

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные» Тема: «Такие разные животные» (старшая группа

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные»Тема: «Такие разные животные» (старшая группа...

Краткосрочный проект в старшей группе "Такие разные эмоции"

Проект  направлен на развитие эмоциональной сферы, гармонизацию отношений детей старшего дошкольного возраста, умение понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей, фор...