Долгосрочный проект по краеведению «Моя семья» в группе раннего возраста
проект по окружающему миру

Данилина Татьяна Николаевна

Данный проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_semya.docx37.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Дедовская средняя общеобразовательная школа №3

Дошкольное отделение корпус №3 «Снегирёк»

Долгосрочный проект

по краеведению

«Моя семья»

в группе раннего возраста

Выполнили:

воспитатели группы раннего возраста

Иванова Е.В.

Данилина Т.Н.

Ноябрь 2022- апрель 2023

Снегири, 2022-2023

Паспорт проекта

Вид проекта – познавательно - информационный, игровой.
Продолжительность
: долгосрочный, ноябрь 2020 г. - апрель 2021 г.

Участники проекта: воспитатели, дети группы раннего возраста, родители

Возраст детей: 2-3года

Актуальность

Академик Д. С. Лихачёв когда-то писал, что любовь к родному краю, своей стране начинается с любви к семье. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к социуму.

В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки самой семьи».

В.А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

Самое главное в жизни любого ребенка – его семья. В наше время родители редко бывают дома с детьми. Чаще всего, дети предоставлены сами себе. В создавшейся ситуации большое влияние на воспитание ребенка оказывают средства массовой информации и компьютерные технологии. Дети не интересуются своей семьей, историей ее создания, не знают о семейных ценностях и традициях. Поэтому у меня возникло желание создать проект, который будет направлен на приобщение детей к общечеловеческим ценностям и любви к своей семье.

Данный проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.

Цель: формирование у детей первоначальных представлений о семье; воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.

Задачи:
Обучающие: формировать у детей представление о семье. 

  • Формировать гендерную принадлежность воспитанника с учетом возрастных изменений.
  • Формировать представление о родственных отношениях между «близкими» ребенку членами семьи (мама, папа, родные брат и сестра, бабушка, дедушка).

Развивающие: развивать крупную и мелкую моторику.

  • Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
    Воспитательные:
  • Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.                                                                                                 Планируемые результаты
  • Дети больше узнают о своей семье: о членах семьи, о жизни бабушек и дедушек; совместная деятельность будет способствовать укреплению детских – родительских отношений

Ожидаемые результаты:

  • Дети узнают больше о своей семье, о членах семьи, традициях.
  • Научатся проявлять уважение и заботы ко всем членам семьи.
  • Сформируется умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
  • Совместная деятельность с родителями будет способствовать укреплению детских-родительских отношений.
  • Дети будут понимать многообразие социальных ролей, выполняемых взрослыми.

Методы и приемы работы:

1.  Создание игровой ситуации, сюрпризных моментов.
2. Рассматривание картин и книжных иллюстраций.
3. Самостоятельная продуктивная деятельность детей.
4. Проблемные ситуации.
5. Беседы.
6. Консультации для родителей.
7. Совместная организованная образовательная деятельность педагога и детей, детей и родителей.
8. Оформление информации для родителей в родительском уголке.
9. Организованная творческая деятельность детей, родителей и педагогов ДОУ.

Формы организации:

  • создание игровых ситуаций;
  • проведение игр;
  • индивидуальная работа с ребенком;
  • коллективные работы;
  • тематические занятия

План реализации проекта:

I этап-подготовительный

  • Создание предметно – развивающей среды
  • Подбор художественной литературы
  • Изучение научно – методической литературы

II этап – практический

Ноябрь

Тема 1 и 2 недели «Я люблю свою маму»

Цель: закреплять знание детьми имен мам, воспитывать любовь и уважение к мамам.

Тема 3 и 4 недели «Мы получили письмо» (День матери)

Цель: формировать представление о том, что такое семья, воспитывать любовь и уважение к родным.

Декабрь

Тема 1и 2 недели «Твои обязанности»

Цель: воспитывать интерес к выполнению своих обязанностей в группе детского сада, дома, на улице, на природе.

Тема 3 и 4 недели «Новогодняя мастерская» (изготовление новогодних поделок)

Цель: создать условия для творческого взаимодействия детей, родителей и воспитателей.

Январь                                                                                                                                                 Тема недель «Из-за леса, из-за гор»

Цель: продолжать знакомить детей с понятиями «семья» и родственные отношения на основе небылицы «Из-за леса, из-за гор»

Февраль

Тема 1 и 2 недели Игра-драматизация по сказке «Волк и семеро козлят»

Цель: воспитывать чувственно-эмоциональную отзывчивость, нравственные качества: быть внимательным и доброжелательным. Прививать навыки и   знания о безопасном поведении дома и на улице среди незнакомых людей.

Тема 3 и 4 недели «Как папа служил в армии»

Цель: воспитывать любовь и уважение к папам, интерес к службе в армии

Март Тема 1 и 2 недели «8 Марта – мамин день»

Цель: воспитывать любовь к самому родному человеку, желание разучивать

стихи, песни, танцы, сделать подарок для мамы

Тема 3 и 4 недели «Матрешка – любимая игрушка»

Цель: продолжать знакомить детей с понятиями «семья» и родственные

отношения на примере русской национальной игрушки матрёшки.

Апрель

Тема 1 и 2 недели «Весёлый этикет»

Цель: Формирование у детей культуры поведения, способствовать расширению представлений детей о правилах хорошего тона для построения настоящих и будущих отношений

Тема 3 и 4 недели «Тайны семейного счастья»

Цель: расширить представления о семьях; создать дружеское, доброжелательное отношение, соблюдать правила семейного этикета.

План работы по реализации проекта

ФЦКМ:

  • «Катя и Таня - сестренки», «Кто в домике живет?», «Моя любимая мамочка», «Мамины помощники», «Кукла в ванночке не плачет», «Напои мишку чаем» ,«Застегни пальто», «Наши имена», «Матрёшки -сестрички» «Помоги одеть куклу на прогулку»   «Одежда. Обувь», «Мама купает ребенка»

Изобразительная деятельность:

Рисование:

«Платочек для мамочки», «Украсим шарфик для куклы Кати», «Украсим тарелочку» «Цветы для мамы» «Украсим кукле платье»

  • Лепка:
  • «Угощение для бабушки и дедушки» «Чашка с блюдцем»

Дидактические игры:

  • Д/и: «Назови ласково», «Вежливые слова», «Позвони по телефону маме (папе)», «Мой портрет», «Помоги маме (папе)»,  «Где мы были, что мы видели», «Кто, что любит делать?»,  «Кому что подарить?»,  «Кому, что нужно для работы?»,  «Хорошо или плохо?»,  «Встречаем гостей», «Можно – нельзя», «Накормим куклу»,  «Уложим куклу спать»,  «Кукла заболела». Стало», «Кошка и котята», «Что есть у собаки», «Найди детеныша», «Какая корова, какой теленок», «Домик для коровы», ЧХЛ;

В. Берестов «Больная кукла», Яблоки для куклы», Д. Грабе:

  • «Мама», Л. Квитко «Бабушкины руки»; И. Муравейко?], «Я сама» Е. Благинина «Солнышко» ,Ф. Фребеля «Вот дедушка», О. Бундур «Папу с мамой берегу»«Подарок», Е. Благинина «Посидим в тишине» ,   Л. Славина «Таня и братик»«Петушок с семьей», С .Капутикян «Моя бабушка», С .Баруздин «Мамина работа» Е .Благинина «Научу обуваться и братца»;

Беседы;

  • «Что такое семья», «Как я помогаю дома», «О братишках и сестренках». «Моя дружная семья», «Праздники в нашей семье». «Любимые блюда нашей семьи», «Папа - мой лучший друг». «О бабушке и дедушке», «Моя любимая мамочка», «Для чего человеку имя? «Правила поведения за столом» «Любимые занятия: членов нашей семьи». «Как правильно вести себя в общественных местах»;

Беседа по картинкам:

  • «Где работает мама (папа?)» Что делать, если кто-то заболел?», «Что такое хорошо и что такое плохо?»;

Пальчиковые гимнастики:

  • «Братцы», «Семья», «Строим дом» «Здравствуй», «С добрым утром»«Деток в гости пригласим, пирожками угостим»«Мы капусту рубим…»«Апельсин»«Птенчики в гнезде «Деток в гости пригласим, пирожками угостим», «Братцы»;

Сюжетно-ролевые игры:

  • «Семья принимает гостей», «День рожденья куклы», «Дочка заболела», «Семья», «Дочки - -матери», «Детский сад», «Магазин», «Больница», «Повара», «Мама готовит обед». «Красиво накрытый стол для чая и обеда»;

Настольные игры:

  • «Большие и маленькие», «Собери семью», «Ассоциации», лото «Продукты», «Одежда», «Мой дом», «Мама и малыш» пазловая  игра «Найди тень», «Накрой на стол», «Собери портреты», разрезные картинки , «Разложи правильно»;

Рассматривание: иллюстраций на тему: 

  • «Моя семья», Бабушки и дедушки», «Мой дом»;

Консультации для родителей:

  • «Роль семьи в воспитании ребёнка», «Как провести праздник в моей семье», «Что значит «слушаться», «Уважайте «я» своего «ребёнка», «Права ребёнка в семье», «Можно ли обойтись без наказания?», «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому», «Отец – как воспитатель», Памятка «Родительские заповеди», Памятка «Создание благоприятной семейной атмосферы»;

III Заключительный этап

  • Подведение итогов работы.
  • Работа с родителями

Итоговое мероприятие: интегрированная НОД «Семья куклы Маши»

Цель: формировать представления о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей, об эмоциональном состоянии членов семьи; воспитывать любовь и уважение к своим родным.

Муниципальное образовательное учреждение

Дедовская средняя общеобразовательная школа №3

Дошкольное отделение корпус №3 «Снегирек»

Отчет проекта

по теме «Моя семья»

                                                               Выполнили:

воспитатели группы раннего возраста

Иванова Е.В.

Данилина Т.Н.

Снегири 2022-2023

С ноября по апрель 2020-2021 учебного года в младшей группе была проведена работа по реализации проекта «Моя семья». Тему этого проекта считаем актуальной на данное время, поскольку основным содержанием работы по теме семья лежит в основе формирования у детей социального опыта воспитания привязанности к близким людям. В процессе работы у ребенка начинается постепенно складываться образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношения. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Все проведённые мероприятия нацелены на: знакомство детей с понятием «Семья»; воспитание привязанности к семье, чувство любви и заботливое отношение к членам семьи, продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями; закреплять знания детей о семье и членах семьи, о том, что в семье все любят, заботятся и помогают друг другу.

Наш проект прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому. Проблема: большинство детей почти ничего, кроме имени не знают о своих родителях, бабушках, дедушках. Плохо рассказывают о своей семье. Часто в раздевалке между детьми и родителями происходят конфликты. При общении друг с другом нет взаимопонимания. Родители (по итогам анкетирования) считают, что нужно

иметь в семье какие-либо традиции, и хотят, чтобы у их детей были семейные традиции

Результатом нашей деятельности стало расширение представлений детей о семье, о родственных отношениях, о социальных ролях в семье, а также повышение уровня эмоциональной отзывчивости у детей на состояние близких людей, проявление к ним сочувствия, сострадания.

Муниципальное образовательное учреждение

Дедовская средняя общеобразовательная школа №3

Дошкольное отделение корпус №3 «Снегирек»

Конспект итогового НОД по проекту

«Семья куклы Маши»

                                                               Выполнили:

воспитатели группы раннего возраста

Иванова Е.В.

Данилина Т.Н.

16.04.2023

Цель: Cформировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе.

Задачи:

  • Образовательные: учить правильно называть членов семьи, формировать понятие: мой дом, моя семья;
  • Развивающие: развивать представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Закрепить навыки работы клеевой кисточкой, используя ранее изученные приемы аппликации.
    Развитие умения рассуждать и доказывать, развитие мышления
  • Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к близким людям, чувство взаимопомощи в семье. Дать ребенку почувствовать радость и гордость за то, что у него есть семья.
  • Интеграция образовательных областей: Познание, Социализация, Коммуникация, Художественное творчество.

Ход НОД

В: утром встали малыши,

В детский садик свой пришли.

Вам мы рады, как всегда.

Гости здесь у нас с утра,

Поздоровайтесь, друзья!

Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся

Воспитатель: А теперь, я с вами хочу поздороваться.

Здравствуйте, ребята!

Вы, ребята, котята? (Нет)

Здравствуйте, ребята!

Вы, ребята, козлята? (Нет)

Здравствуйте, ребята!

Вы, ребята, поросята? (Нет)

А кто вы? У вас есть имя, фамилия?

Дети: Да.

Воспитатель: ну-ка, ну-ка, не молчите и скорей их назовите!

Дети: Дети называют свое имя и фамилию.

Воспитатель: ну вот, теперь мы знаем, что вы не козлята и у которых есть имя и фамилия.

Вводная часть

Ребята, что за домик тут стоит, а в окошке свет горит...

Давайте-ка его рассмотрим, что у домика есть, повторяйте за мной!

Пальчиковая игра «Дом»

У дома есть крыша, (Руки треугольником над головой.)
У дома есть окно, (Показываем с помощью пальчиков прямоугольник., у дома есть дверь, (Ладони перед грудью.)
На двери весит замок: (Скрестили пальцы ладоней в кулак.)
Кто его открыть бы смог? (Покрутили сцепленными в замок пальцам Тук-тук-тук, тук-тук-тук, открывайте я ваш друг! (Кулачком ста ладони.)
В: что-то никто не открывает, постучу еще разок: тук-тук-тук! (Воспитатель стучит по двери дома, выходит кукла Маша.)
Кукла: здравствуйте, в домике живу я, зовут меня кукла Маша. В ко мне в гости? Я очень рада вас видеть. Живу я в доме не одна.
У меня есть папа,
У меня есть мама,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я.
Это вся моя...
Д: Семья.
Кукла: Правильно, молодцы, я живу в этом доме со своей семьей.
Мы живем дружно, помогаем и заботимся друг о друге, весело и
интересно проводим время.

В: но посмотрите, ребята! Почему-то все грустные такие. Наверно они поссорились, давайте мы их помирим.

Рефлексия «Помирились»

Плохое настроение у нас в семье с утра,
И потому в семье у нас не ладятся дела.
(голова опущена вниз, руки вдоль туловища, повороты вправо, влево)
У дедушки у нашего весь день болит спина,
(наклониться вперёд, руки за спину)
У бабушки у старенькой кружится голова, (круговые движения головой)
Папуля гвоздь хотел забить, по пальцу вдруг попал
(стучим кулачками друг о друга)
У мамы ужин подгорел, такие вот дела
(смотрим на раскрытые ладони)
Давайте будем их мирить, семью свою нужно любить.
Друг другу улыбнёмся и за руки возьмёмся
(взяться за руки и улыбнуться друг другу)
Дружно все обнимемся и тогда помиримся!
В: Ребята, посмотрите, вся семья снова улыбается, всё у них хорошо


Кукла Маша: Физкультминутка.

Игра «Кому что подходит»


Ребята, я совсем запуталась, не знаю какие предметы для папы. мамы. Поможете мне их разобрать?
В обруче лежат разные предметы, мальчики должны положить в
которые подходят для папы, а девочки те, которые подходят для
В: Молодцы! Ребята, а кто в семье самый старший?
Д: Ответы детей. (В. с ребёнком выкладывает на мольберт картинку бабушки и дедушки)

В: Бабушка и дедушка у нас какие? (Ответы детей). А вы видели, как бабушка печёт блины или оладьи? Покажем нашим гостям?


Пальчиковая игра «Ладушки-ладушки»


- Ладушки, ладушки, Пекла бабка оладушки, (хлопать в ладоши, которые надо держать горизонтально, при этом сверху то правая, то левая рука) 

- Маслом поливала, (левая ладонь горизонтально, а правая рука стучит по ней, собранными в щепотку пальцами) 

- Детишкам раздавала. (обе руки вытянуть перед собой) 

- Маше два! (показать средний и указательный палец правой руки) 

- И Саше два! (показать средний и указательный палец левой руки)

- Ване - два! (показать средний и указательный палец правой руки) 

- И Тане два! (показать средний и указательный палец левой руки)

- Всем ребятам раздала! (вытянуть руки в стороны и вперед и слегка
поклониться)

Ребята, посмотрите, какая замечательная семья у Маши.
- Маша говорит нам: «Спасибо» за помощь и угощает пряниками.

- Давайте скажем спасибо за угощение.
- Ребята, попрощаемся с Машей и ее семьей.
- А нам пора возвращаться в детский сад.
Подведение итога занятия.
- Ребята, у кого в гостях мы были?
- С кем познакомились?
- До свидания, гости!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема проекта «Моя семья» в группе раннего возраста «Солнышко»

Тема проекта «Моя семья» в группе раннего возраста «Солнышко»...

Проект "Моя семья" в группе раннего возраста

Проект "Моя семья" в группе раннего возраста...

Проект «Моя семья» в группе раннего возраста.

Цель: Формирование у детей понятие «Семья»....

проект "Моя семья" в группе раннего возраста

Это материал о проекте который мы провели в группе раннего возраста во время адаптации...

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию в группе раннего возраста «Для меня моя семья - маленькая Родина»

Проект предназначен для работы с детьми группы раннего возраста, для формирования у детей первоначальных представлений о семье, воспитания чувств привязанности и любви к своим роди...

Проект на тему "Моя семья" в группе раннего возраста.

Цель проекта: формирование предпосылок нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста через знакомство с семьей....

Методическая разработка Педагогический проект «Мой дом - моя семья» вторая группа раннего возраста

Академик Д. С. Лихачёв когда-то писал, что любовь к родному краю, своей стране начинается с любви к семье. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к социуму.В младшем дошкольном возрасте у детей начина...