Познавательно - творческий проект "В мире цветов"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Лето – это маленькая жизнь! Цветы – украшение и праздничный наряд лета. Цветы играют огромную роль в нашей жизни, украшая ее и наполняя неземными ароматами.
С глубокой древности человек стремился украсить своё жилище цветами. Человек ощущал себя единым целым с природой, к ней он обращался за исцелением, перенося частицу живой природы в свой дом, было давно известно: живые растения улучшают состав воздуха и очищают атмосферу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_detskiy_sad.docx | 80.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«В МИРЕ ЦВЕТОВ»
Автор работы: Абунагимова Айгуль Расулевна
воспитатель МБДОУ детский сад № 40 г. Туймазы
Стаж работы: 5 лет
2018 г
Познавательно – творческий проект
«В мире цветов»
Лето - яркая пора, любит лето детвора.
Летом солнечно, тепло, детям летом хорошо!
Нам ведь некогда скучать, можно целый день играть!
А какая красота - разноцветная пора!
Желтенькое солнышко на небе голубом,
Оранжевый цветочек на клумбе под окном.
А по зеленой травке, жучок наверх ползет
И красный сарафанчик, подсказку нам дает!
Вид проекта: познавательно-экологический, творческий, краткосрочный, групповой.
Сроки реализации: 1 месяц
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатель, родители.
Возраст детей: 6 – 7 лет
Актуальность. Лето – это маленькая жизнь! Цветы – украшение и праздничный наряд лета. Цветы играют огромную роль в нашей жизни, украшая ее и наполняя неземными ароматами.
С глубокой древности человек стремился украсить своё жилище цветами. Человек ощущал себя единым целым с природой, к ней он обращался за исцелением, перенося частицу живой природы в свой дом, было давно известно: живые растения улучшают состав воздуха и очищают атмосферу.
Лето - самый благоприятный период для общения ребенка с природой.
В современных условиях проблема экологического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Экологическая грамотность, любовь к природе и бережное отношение к ней – важные задачи работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Необходимо создать условия для общения ребёнка с миром природы, чтобы каждый день он узнавал в нём что-то новое о растениях.
Дети старшего дошкольного возраста осознают, что жизнь на Земле не может существовать без растений, которые не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Обычно дома, в любом детском саду в уголках природы красуется множество самых различных растений, цветов.
Во время прогулки девочка сорвала понравившийся ей цветок на клумбе, но не смогла назвать его, объяснить какую пользу приносят цветы. Так возникла проблема: «Для чего нужны цветы? Какую пользу приносят?» Цветы – не только красота, но и часть природы, которую надо знать, беречь и охранять. Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, далеко не все. Участие детей в проекте позволит сформировать представления о разнообразии цветов, их пользе, развить творческие способности у детей.
Проблема: Недостаточные представления воспитанников о цветах, растениях. Постановка главного вопроса: «Для чего нужны цветы?»
Цель: расширение представлений воспитанников о цветах, воспитание бережного, заботливого отношения к ним.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать знакомить воспитанников с многообразием цветов и растений нашей местности.
- Продолжать формировать умения воспитанников классифицировать цветы по месту их произрастания.
- Расширять представления воспитанников о цветах (комнатные, луговые и садовые), особенностях их строения.
- Формировать умения различать цветы по внешнему виду, окрасу, запаху.
- Уточнить знания воспитанников о роль человека в жизни растительного мира.
Развивающие:
- Развивать интерес к растительному миру, любознательность.
- Развивать речевые навыки детей: активизировать словарь, формировать грамматический строй речи, развивать связную речь, развивать умение вести диалог.
- Развивать творческие способности, воображение, коммуникативные навыки. Способствовать формированию словесно-логического мышления.
Воспитательные:
- Воспитывать у воспитанников бережное и заботливое отношение к цветам, чувства сопричастности к окружающей природе.
- Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
- Продолжать формировать экологическую культуру воспитанников.
Предполагаемый результат:
- В группе будет улучшена развивающая среда, накоплен и систематизирован наглядный, дидактический материал по ознакомлению дошкольников по экологическому воспитанию.
- Будет создано методическое пособие мини-энциклопедия о цветах.
- Воспитанники получат новые знания о цветах, научаться ухаживать и заботится о них.
- Родители станут участниками процесса проекта.
Продукт проекта:
- Выставка мини-книжек о цветах.
Этапы реализации проекта
Этапы | Содержание деятельности |
I этап Организационный |
|
II этап Практический | Наблюдения на прогулке:
Беседы:
Продуктивная деятельность: Рисование:
Лепка:
Аппликация:
Игровая деятельность: Подвижные игры:
Словесно - дидактические игры:
Рассматривание иллюстрации:
Просмотр видеоматериала:
Досуги:
Слушание музыки:
Чтение художественной литературы:
Здоровьесберегающие технологии: Пальчиковая гимнастика:
Дыхательная гимнастика:
Ароматерапия (Лечение ароматом цветов) Опыты:
Работа с родителями:
|
III этап. Заключительный |
|
По результатам проекта «Цветы» получены следующие результаты:
- В группе накоплен и систематизирован наглядный, дидактический материал по ознакомлению дошкольников по экологическому воспитанию.
- Дети познакомились с классификацией цветов: садовые, комнатные, луговые.
- Расширение представлений о цветах;
- Развитие трудовых навыков по уходу за цветами;
- Знать о пользе, которую приносят людям цветы, находить сходства и различия;
- Создано методическое пособие макет «Времена года» для организации тематических недель: «Наши пернатые друзья», «Животные нашего края», «Природа нашего края. Зима. Весна. Осень. Лето»
Перспективный план образовательной деятельности
по реализации проекта «В мире цветов»
I неделя (1 - 3 августа) | Среда |
Программное содержание: Выявить уровень знания воспитанников по теме «Цветы»
Программное содержание: Продолжать анализировать знания воспитанников о цветах.
|
Четверг |
Программное содержание: Расширять и систематизировать знания о растениях. Воспитывать любовь к природе, родному краю. Закреплять знания о зеленом мире. Формировать желание воспитанников заботиться об окружающем мире.
Программное содержание: Продолжать формировать и расширять представления воспитанников о цветущих растениях, об особенностях. Воспитывать желание беречь окружающую природу.
Программное содержание: Продолжать воспитывать интерес воспитанников к художественной литературе.
Программное содержание: Закреплять знания воспитанников о цветах; воспитывать интерес и любовь к красоте родного края. | |
Пятница |
Программное содержание: продолжать формировать у воспитанников трудовых навыков, обучение уходу за садовыми растениями. С учетом структуры трудового процесса.
Программное содержание: Формирование основ музыкальной культуры воспитанников.
| |
II неделя (6 – 10 августа) | Понедельник |
Программное содержание: Продолжать знакомить воспитанников с разнообразными цветами, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки; классифицировать цветы по их месту произрастания.
Программное содержание: Доставить детям радость, воспитывать эмоциональную отзывчивость. Закреплять знания о значении цветов в жизни насекомых.
Программное содержание: Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям; отвечать на вопросы воспитателя по тексту.
|
Вторник |
Программное содержание: закреплять умение работать с бумагой; развивать творческие способности, воображение, фантазию воспитанников; развивать мелкую моторику, аккуратность при работе с клеем; воспитывать терпение, уверенность в своих делах.
Программное содержание: заучивание пальчиковой гимнастики и тренировка пальцев рук, мелкой моторики.
Программное содержание: Формирование основ музыкальной культуры воспитанников. | |
Среда |
Программное содержание: Продолжать знакомить воспитанников с многообразием цветов, развивать кругозор детей, воспитывать бережное отношение к цветам.
Программное содержание: Доставить воспитанникам радость, воспитывать эмоциональную отзывчивость. Закреплять знания о значении цветов в жизни насекомых.
Программное содержание: Продолжать воспитывать интерес воспитанников к художественной литературе. Воспитывать бережное отношение к природе через чтение художественной литературы. | |
Четверг |
Программное содержание: Закреплять знания воспитанников о цветах; воспитывать интерес и любовь к красоте родного края.
Программное содержание: Продолжать воспитывать интерес воспитанников к художественной литературе; внимательно и заинтересованно слушать стихотворение, отвечать на вопросы.
Программное содержание: закрепить знания воспитанников о характерных признаках наиболее часто встречающихся цветов. | |
Пятница |
Программное содержание: Продолжать знакомиться со цветами родного края.
Программное содержание: Закреплять умение узнавать и называть садовые цветы по внешнему виду; активизировать словарь детей, развивать фиксацию взора; развивать зрительное восприятие.
Программное содержание: Продолжать воспитывать интерес воспитанников к художественной литературе. Воспитывать бережное отношение к природе через чтение художественной литературы. | |
III неделя (13 – 17 августа) | Понедельник |
Программное содержание: Закрепить знания о названии комнатных растений; уточнить представления о последовательности роста и развития растения; поддерживать интерес к комнатным растениям
Программное содержание: обобщить знания о способах ухода за комнатными растениями (полив, удаление пыли, рыхление); развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний.
Программное содержание: показать разнообразие комнатных цветов; закрепить знания об основных потребностях комнатных растений.
|
Вторник |
Программное содержание: выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений – вода. Выявить, что если долго не поливать цветы, листочки увядают, а цветок падает.
Программное содержание: формировать умение воспитанников подбирать, как можно больше прилагательных, описывающих цветок; интерес к красоте родного языка, природы; развивать словарь прилагательных, внимание, образность речи. | |
Среда |
Программное содержание: закрепить знание воспитанников о комнатных растениях; продолжать закреплять умения сравнивать растения, находить сходство и различия во внешних признаках; закрепить знания об условиях роста комнатных растений; развивать желания ухаживать за растениями.
Программное содержание: закрепить названия цветов, развивать умение бегать, не наталкиваясь друг на друга.
Программное содержание: Закреплять умение воспитанников преобразовывать базовую форму в разные поделки. Закреплять навыки точных, аккуратных сгибов, внимательно слушать воспитателя и выполнять точно показанной инструкцией. Развивать глазомер и мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к природе. | |
Четверг |
Программное содержание: Продолжать расширять кругозор воспитанников о цветах, об умении определять по ним время.
Программное содержание: Формирование основ музыкальной культуры воспитанников.
Программное содержание: развивать мелкую моторику рук, умение вырезать предметы из бумаги; воспитывать аккуратность, самостоятельность при выполнении работы; воспитывать желание детей порадовать своих близких. | |
Пятница |
Программное содержание: Закреплять умение поливать растения на участке, помогать взрослым; сформировать желание ухаживать за растениями.
Программное содержание: Формировать умение воспитанников различать цветы: садовые, луговые, комнатные. Развивать зрительное внимание, наблюдательность, память, речь.
Программное содержание: Продолжать воспитывать интерес воспитанников к художественной литературе. Воспитывать бережное отношение к природе через чтение художественной литературы. | |
IV неделя (20 – 24 августа) | Понедельник |
Программное содержание: продолжать знакомить воспитанников с понятием «луг» и луговыми цветами - мак, ромашка, василек, клевер, колокольчик; развивать образное мышление; воспитывать умение видеть красоту и беззащитность природы.
Программное содержание: закреплять названия цветов, их цвет; сформировать эстетический вкус, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к растениям. Развивать чувство прекрасного, речь.
Программное содержание: повторить с воспитанниками названия знакомых цветов; упражнять в отбивании мяча. |
Вторник |
Программное содержание: продолжать знакомить воспитанников с новой изобразительной техникой рисования «по мокрому»" – акварелью; продолжать знакомство воспитанников с луговыми цветами; воспитывать интерес к познанию природы и отображению своих чувств от общения с природой в рисунках; развивать умение правильно размещать изображение на листе; развивать воображение.
| |
Среда |
Программное содержание: Заинтересовать воспитанников делать цветы своими руками. Совершенствовать навыки работы с ножницами и бумагой. Развивать индивидуальную творческую способность, мелкую моторику; воспитывать аккуратность при изготовлении цветов.
Программное содержание: формировать умения воспитанников составлять целый предмет из частей. Развивать ловкость, координацию, быстроту реакции.
Программное содержание: выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения.
Программное содержание: укрепление физиологического дыхание у воспитанников. | |
Четверг |
Программное содержание: Формирование основ музыкальной культуры воспитанников.
Программное содержание: Воспитывать интерес к художественной литературе. Создание условий для воспитания таких нравственных качеств, как любовь, доброта, сочувствие, сострадание, трудолюбие, дружба.
Программное содержание: Приобщение воспитанников к здоровому образу жизни, закрепить названия цветов, развивать двигательную активность. | |
Пятница |
Программное содержание: формировать представление о цветочном магазине и его услугах; культуру общения по телефону; развивать сюжет, придумывать новые речевые обороты, вопросы по теме; диалогическую речь, воображение; использовать в речи вежливые обращения, характерные для телефонных разговоров.
Программное содержание: подвести воспитанников к пониманию нравственного смысла сказки, оценке поступков и характера главной героини.
Программное содержание: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. | |
V неделя (27 – 31 августа) | Понедельник |
Программное содержание: в доступной форме объяснить воспитанникам, для чего нужно охранять природу; обогащать и расширять представления об окружающем мире.
Программное содержание: Продолжать знакомить воспитанников с Красной книгой. Расширить представление о Красной книге, конкретизировать знания о том, как люди заботятся о животных растениях, как охраняют природу (создают заповедники, заказники).
|
Вторник |
Программное содержание: Подмечено, что приятные запахи повышают работоспособность, поднимают настроение, а неприятные - могут вызвать головную боль, повысить давление.
Программное содержание: знакомить воспитанников с барельефным способом лепки; обогащать технические приемы работы (использовать фольгу, отпечатки вилкой); продолжать формировать умения выстраивать композицию на листе картона; развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать художественный вкус.
Программное содержание: Формировать навыки коллективного труда. Продолжать знакомить воспитанников с правилами сбора и хранения семян. | |
Среда |
Программное содержание: продолжать совершенствовать речевые навыки воспитанников, умение строить предложения.
Программное содержание: развитие эмоционально-ценностного отношения к художественному слову. | |
Четверг |
Программное содержание: Формирование основ музыкальной культуры воспитанников.
Программное содержание: создать условия для возникновения положительных эмоций, праздничного настроения. Уточнить представление о текущем времени года (лето заканчивается, наступает осень.) Закрепить ранее изученные способы ходьбы и бега; развивать ловкость, умение ориентироваться в пространстве. Развивать умение отгадывать загадки.
Программное содержание: продолжать закреплять умения воспитанников внимательно слушать сказку, умение отвечать на вопросы после прочитанного.
Программное содержание: выявить в ходе исследовательской деятельности, какие условия благоприятны для цветов.
|
Андрей Платонов
Сказка – быль «НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК»
Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; коровы и козы не ходили туда, и дети из пионерского лагеря там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду — и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь. В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали.
А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камнем и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти.
Так начал жить на свете тот маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с черной тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья. А когда листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз; она увлажняла черные земляные пылинки, что принес ветер, и разъедала мертвую глину.
Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу. Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев.
Если же ветер подолгу не приходил на пустырь, плохо тогда становилось маленькому цветку, и уже не хватало у него силы жить и расти.
Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину. В такое время листья его не могли напитаться полной силой и стать зелеными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета. Это случалось оттого, что цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами. Сам цветок, однако, этого не знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть.
В середине лета цветок распустил венчик вверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою.
И вот шла однажды поутру девочка Даша мимо того пустыря. Она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери. Она написала матери письмо и понесла письмо на станцию, чтобы оно скорее дошло. По дороге Даша целовала конверт с письмом и завидовала ему, что он увидит мать скорее, чем она.
На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. Она поглядела вокруг. Вблизи никаких цветов не было, по тропинке росла одна маленькая травка, а пустырь был вовсе голый; но ветер шел с пустыря и приносил оттуда тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни. Даша вспомнила одну сказку, ее давно рассказывала ей мать. Мать говорила о цветке, который все грустил по своей матери — розе, но плакать он не мог, и только в благоухании проходила его грусть.
«Может, это цветок скучает там по своей матери, как я» — подумала Даша.
Она пошла в пустырь и увидела около камня тот маленький цветок. Даша никогда еще не видела такого цветка — ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде. Она села на землю возле цветка и спросила его:
— Отчего ты такой?
— Не знаю, — ответил цветок.
— А отчего ты на других непохожий?
Цветок опять не знал, что сказать. Но он впервые так близко слышал голос человека, впервые кто-то смотрел на него, и он не хотел обидеть Дашу молчанием.
— Оттого, что мне трудно, — ответил цветок.
— А как тебя зовут? — спросила Даша.
— Меня никто не зовет, — сказал маленький цветок, — я один живу.
Даша осмотрелась в пустыре.
— Тут камень, тут глина! — сказала она. — Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?
— Не знаю, — ответил цветок.
Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку.
На другой день в гости к маленькому цветку пришли все пионеры. Даша привела их, но еще задолго, не доходя до пустыря, она велела всем вздохнуть и сказала:
— Слышите, как хорошо пахнет. Это он так дышит.
Пионеры долго стояли вокруг маленького цветка и любовались им, как героем. Потом они обошли весь пустырь, измерили его шагами и сосчитали, сколько нужно привезти тачек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину.
Они хотели, чтобы и на пустыре земля стала доброй. Тогда и маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнет, а из семян его вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде.
Четыре дня работали пионеры, удобряя землю на пустыре. А после того они ходили путешествовать в другие поля и леса и больше на пустырь не приходили. Только Даша пришла однажды, чтобы проститься с маленьким цветком. Лето уже кончалось, пионерам нужно было уезжать домой, и они уехали.
А на другое лето Даша опять приехала в тот же пионерский лагерь. Всю долгую зиму она помнила о маленьком, неизвестном по имени цветке. И она тотчас пошла на пустырь, чтобы проведать его.
Даша увидела, что пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка-труженика.
Однако прошлогоднего цветка, жившего меж камнем и глиной, уже не было. Должно быть, он умер в минувшую осень. Новые цветы были тоже хорошие; они были только немного хуже, чем тот первый цветок. И Даше стало грустно, что нету прежнего цветка. Она пошла обратно и вдруг остановилась. Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок — такой же точно, как тот старый цвет, только немного лучше его и еще прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне.
Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее к себе безмолвным голосом своего благоухания.
Е. Алябьева
«Цветник»
Цветник в нашем парке все лето красив.
В нем праздник цветочный повсюду.
Весной первоцветы здесь нежно цветут.
Букет хризантем осень будит.
Соцветия флоксов нектаром полны,
А рядом анютины глазки.
Ковром разноцветным петунья зовет.
Не клумбы — цветочная сказка!
Как чудо, цветущие розы в саду!
Не зря цветовод их так любит.
В траве земляника лесная цветет,
В цветках пустоцвета не будет.
ДЕТЯМ НРАВЯТСЯ ЦВЕТЫ...
Детям нравятся цветы: Гоше – ГЕОРГИНЫ,
Потому что он – Георгий, в этом вся причина;
Роза – РОЗЫ обожает, Лиля любит ЛИЛИИ.
Любит Ромка лишь РОМАШКИ, в диком изобилии.
Мил Максиму алый МАК, а ЖАСМИН – Жаннетте.
Любит ИРИСЫ Иринка, больше всех на свете.
Симпатичен ЛЮТИК Любе, цветик АСТРА – Асеньке.
Лёве мил цветок ЛЕВКОЙ, ВАСИЛЁЧКИ – Васеньке;
Наде с Натою – НАРЦИСС, солнышко апреля.
А МИМОЗЫ любит Миша, НЕЗАБУДКИ – Нелля.
По душе ФИАЛКИ Филе, ОДУВАНЧИК – Оленьке,
Маргарите – МАРГАРИТКИ, КОЛОКОЛЬЧИК – Коленьке.
Нонна любит НОГОТКИ, ГЛАДИОЛУС – Глаша.
Сидор – белую СИРЕНЬ, розовую – Саша.
От НАСТУРЦИИ в восторге Настя до безумия,
ЛАНДЫШ нравится Ларисе, Пете же – ПЕТУНИЯ.
Любит Эдик ЭДЕЛЬВЕЙС, Эля любит тоже,
Он ведь цветик гор и скал, на звезду похожий!
Поле по сердцу ПОДСНЕЖНИК – любит, рвать не смея;
Кузе – милые КУВШИНКИ, Косте же – КОСМЕЯ.
А Прасковья влюблена в синие ПРОЛЕСКИ,
Мальчик Гия – в ГИАЦИНТЫ, в солнца вешнем блеске.
Любит Аннушка АНЮТКИ – цветики-трёхцветики...
Любят мамы нас, детишек, мы для них – БУКЕТИКИ!
Сказка « КАК ПОСПОРИЛИ РАСТЕНИЯ»
А в т о р. Был очень хороший весенний день. Солнце светило так ласково, словно улыбалось. Ветерок был легким и теплым. И никак не верилось, что весна только-только началась. В такой день растения просто не могли не заговорить. И они заговорили, завели между собой спор: какое из них, растений, самое замечательное.
Мать-и-мачеха. Самое замечательное растение - это я, - мать-и-мачеха. Потому, что я самая смелая! Я зацвела раньше всех - на первых проталинах!
Первоцвет весенний. Нет, это я самое замечательное растение? Потому, что я самый первый зацветаю, а ещё, даже древние греки, уже знали меня и считали лекарственным цветком Олимпа!
Медуница. Подумаешь, я - медуница - зацвела чуть-чуть попозже, но зато как зацвела! Посмотрите: есть на мне цветки красные, есть фиолетовые, есть синие. Сначала-то все были красные, а потом взяли и переоделись! Самое замечательное растение - я, потому что самое разноцветное.
Перелеска. Нашла чем хвастаться медуница! Самая разноцветная... Вот я самая благородная. А почему? Потому что я - перелеска - не пестрая, как ты, а нежно-голубая, как весеннее небо.
Хохлатка. Может быть... Может быть, вы смелые, и благородные, но я лучше вас. Потому что я - хохлатка - самая и нежная. Хороший человек до меня даже дотронуться не решится, такая я нежная. Совсем недолго радую людей своей хрупкой красотой. А потом, ох, увядаю...
Ветреница. Ну нет, это еще доказать надо, кто самый нежный! Меня вот от каждого ветерка качает. За это и ветреницей назвали. Посмотрите, какой у меня стебелек - тонкий-тонкий...
Чистяк. Ха-ха-ха! И что же в этом хорошего? Вы на меня, на меня посмотрите. Какой я крепкий, блестящий, умытый! Какой я сочный, свежий, здоровый! Недаром меня чистяком величают. Нет-нет, не спорьте, самое замечательное растение - это я!
А в т о р. Но растения продолжали спорить. Медуница сказала, что она не только самая разноцветная, но и самая медоносная, недаром ее так любят шмели и пчелы. Хохлатка похвасталась хохолками, которые у нее есть на цветках. Первоцвет говорил, что он главный лекарь…
И тут появился человек. Он услышал спор растений и улыбнулся.
Человек. Да, ты, мать-и-мачеха, самая смелая. Ты, первоцвет, самый лечебный. А ты, медуница, разноцветная и медоносная. Вы, хохлатка и ветреница, самые нежные. Чистяк- умытый и свежий… Но замечательны вы все! Вы все прекрасны! И все, без исключения дороги нам, людям. Все растения интересны и важны.
Загадки о цветах
Белый цветок, кислый листок —
В суп пригодится.
Зовут его... (кислица).
* * *
В белой шапке стоит дед,
Если дунешь, шапки нет! (Одуванчик.)
* * *
Если я отправлюсь в путь,
Он посмотрит на меня
И шепнет мне: «Не забудь
Про родимые края!»
Голубой цветочек хрупкий,
Он зовется... (незабудкой).
* * *
Вдоль дороги у межи
В золотистой спелой ржи,
Словно синий глазок,
Смотрит в небо... (василек),
* * *
Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (Ирис.)
* * *
Пахучая и нежная,
Она, как королева.
Хоть телом и колючая,
Но средь цветов все ж первая.
(Роза.)
Е. Алябьева
* * *
Цветем одно мы лето
И украшаем сад.
На бархат мы похожи,
Нам каждый будет рад.
(Бархатцы.)
Е. Алябьева
* * *
Все глазками увидеть можем,
На глазки девочки похожи.
Какой расцветки только нет!
Анюте шлем мы свой привет. (Анютины глазки, виола.)
Е. Алябьева
* * *
Знакома с детства каждому
Их белая рубашка.
С середкой ярко-желтой
Что за цветок? (Ромашка.)
* * *
Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми... (гвоздиками).
* * *
Зеленый плот
По реке плывет,
На плоту красавица
Солнцу улыбается. (Кувшинка.)
* * *
Четыре ярко-красных
Блестящих лепестка
И зернышки в коробочке
У этого цветка.
Коробочка засохнет
И лопнет на заре,
А зернышки рассыплются
По утренней траве. (Мак.)
* * *
Словно шарик золотой,
У меня головка.
На высоком тонком стебле
Держится так ловко. (Золотой шар.)
Е. Алябьева
* * *
Зовут нас, словно девочку,
Мы цветики-малышки.
Бордюры из малышек
В саду совсем не лишние. (Магаритки.) Е. Алябьева
А. Фетисточник
«Маленькое солнце на моей ладошке»
Маленькое солнце на моей ладошке,
- Белая ромашка на зеленой ножке.
С белым ободочком желтые сердечки…
Сколько на лугу их, сколько их у речки!
Зацвели ромашки – наступило лето.
Из ромашек белых вяжутся букеты.
В глиняном кувшине, в банке или чашке
Весело теснятся крупные ромашки.
Наши мастерицы принялись за дело –
Всем венки плетутся из ромашек белых.
И козленку Тимке и телушке Машке
Нравятся большие, вкусные ромашки.
Сказка «Про ромашку»
"Ромашка" - белый цветочек, золотая серединка
Среди многочисленных ромашек эта - особая, её так и называют в ботанике: аптечная. А растут они на пустыре, на сорном месте, те цветы, что умеют лечить... Румынская сказка о Ромашке...
Давно это было. Правил тогда страной храбрый и могучий король Михай. На самом высоком месте стоял его замок, окруженный стенами и глубоким рвом - неприступным он был для врагов. Любимым занятием для короля была охота - лихо скакал он по полям и лесам со своими верными слугами. "Тру-ру-ру", - трубили рога, и звонким лаем заливались королевские гончие. Случалось, уезжал король на войну - и никакие враги не смели нарушить границ его государства.
Но был Михай на охоте или воевал - всегда торопился он поскорее вернуться в свой замок: уж очень любил он свою молодую королеву - прекрасную Аницу, и никогда не расставался с нею надолго. Не только король - все придворные восхищались доброй и весёлой королевой, и все слуги и служанки - до самого последнего поварёнка - любили её и старались во всём угодить.
Но однажды, возвращаясь с охоты, глянул король Михай на высокую башню, где его всегда ждала Аница, и не увидел там никого: мрачным и тихим был замок, даже птицы смолкли вокруг, и деревья стояли, не шелохнувшись. Въехал король со свитой в ворота, и тут кинулась ему навстречу старая нянюшка королевы: - Ах, слегла, заболела наша милая Аница, не может шагу ступить, головы поднять!..
Лучших лекарей призвал Михай. Уж как только они не лечили королеву, но ей не становилось лучше. И тогда вспомнила старая нянюшка, что ещё в детстве лечила её мать отваром из ромашки - и средство это помогало и детям, и взрослым. Взяла нянюшка корзинку и отправилась в лес. Там, где было посветлее, росло множество этих цветов. Склонилась она к одному: - Скажи мне, цветочек, белый лепесточек, золотая серединка, можешь ли ты вылечить нашу королеву? - Не могу, - отвечает цветок. - Нет у меня такой силы...
Дальше идёт нянюшка, снова ромашки увидела: - Белые цветочки, резные листочки, скажите, ответьте, можете ли вы нашу королеву излечить? - Нет, - закачались ромашки, - нет, не дано нам такой силы... Ты пойди-ка дальше - там, на пустыре, на сорном месте, растут наши сестры - те цветы, что умеют лечить...
Дошла-добрела нянюшка до того пустыря, до того сорного места. Смотрит: и здесь ромашки, только не такие крупные и высокие, как в лесу, а вовсе невзрачные, но тоже - с золотыми макушечками. - Что, бабушка, за помощью к нам пришла? - тихо зашелестели цветы. - Сама ли больна, или кто другой? И когда рассказала старая женщина, в чём дело, цветы тут же отозвались: - Мы можем, можем - вылечим, поможем...
Обрадовалась нянюшка, целую корзинку цветов набрала, идёт домой, торопится... Приготовила она целебный отвар, стала им поить Аницу - потихоньку, украдкой, чтобы знаменитые лекари не заметили, да её, тёмную старуху, не прогнали. День ото дня всё лучше становилось королеве, а через неделю она и вовсе поправилась!
* * *
Ромашку люди знают и любят с давних пор. Какой полевой букет без неё обойдется! Девушки украшают себя венками из ромашек, а еще - гадают, обрывая белые лепестки:
Любит - не любит,
Придёт - не придёт,
К сердцу прижмёт,
Другую найдёт!
Но главное - ромашку собирают как лекарственное растение. И тут надо сказать: не всякий её вид для этого годится! Среди многочисленных ромашек эта - особая, её так и называют в ботанике: аптечная. Ромашка - сложноцветное растение: его корзинка составлена из множества трубчатых жёлтых цветков - то, что мы называет "серединкой"; корзинку окаймляют белые язычки - "лепестки".
Аптечную ромашку надо уметь отличить от других. Растение это невысокое, с сильно ветвистым стеблем, на верхушках веточек - одиночные цветочные корзинки - их-то и собирают, высушивают и заготавливают как лечебные. Аптечная ромашка неприхотлива: растет она по лугам, степям, на пустырях, на улицах, во дворах. Она содержит в себе много полезных веществ. Одно из них - азулен, самая ценная часть ромашкового масла.
Отваром из цветков, ромашки лечат от разных воспалений, от простуды, болей в животе, делают примочки на глаза. Ромашку добавляют и в смеси с другими растениями. Такие средства используют в виде примочек, припарок, мазей, кремов. Женщины издавна умывались отваром ромашки, он делает кожу мягкой, матовой, а блондинки моют им волосы, чтобы стали они золотистыми и блестящими.
(Олег Тихомиров)
Игра с мячом «Я знаю пять цветов»
(по типу игры «Я знаю пять имен»)
Задачи:
— закреплять знания о луговых и садовых цветах;
— формировать умение отбивать и ловить мяч, ритмично произнося названия цветов, не сбиваясь с темпа;
— интерес к использованию знаний о цветах в играх со сверстниками;
— сочетать существительное с числительным;
— развивать ловкость, быстроту реакции, скорость мышления.
* * *
Ребенок (отбивает о землю мяч и произносит). Я знаю пять названий луговых цветов: ромашка — раз, колокольчик — два, гвоздика — три и т.д.
Если ребенок сбивается или делает большую паузу, он проигрывает, и мяч передается другому ребенку.
Дидактическая игра «Звонок в цветочный магазин»
Задачи:
— формировать представление о цветочном магазине и его услугах;
— культуру общения по телефону;
— учить строить диалог в контексте беседы;
— развивать сюжет, придумывать новые речевые обороты, вопросы по теме;
— диалогическую речь, воображение;
— использовать в речи вежливые обращения, характерные для телефонных разговоров.
Дидактическое упражнение «Кто больше подберет слов для описания цветка»
Задачи:
— формировать умение подбирать как можно больше прилагательных, описывающих цветок;
— интерес к красоте родного языка, природы;
— развивать словарь прилагательных, внимание, образность речи.
* * *
Воспитатель задает объект описания, а дети подбирают признаки. В описании они не должны повторяться, за каждое определение ребенок получает фишку.
Например, роза — пахучая, красивая, гордая, благородная, ароматная, полезная, красная, розовая, желтая, колючая, нежная, бархатная и т.п.
Как опору можно использовать наглядный материал с изображением разных сортов одного цветка и наводящие вопросы: «Что есть на стебле у розы?», «Как можно назвать цветок с колючим стеблем?», «Если из цветков розы можно сварить варенье, сделать лечебный отвар, набить сухими лепестками душистые подушечки, как можно назвать этот цветок?» и т.п.
Воспитателю необходимо заранее составить карточки с набором прилагательных по выбранным цветам и вспомогательными вопросами.
Маленьких детей можно спросить о цвете и форме, а старших учить выделять более сложные признаки.
Загадывание загадок о цветах
Задачи:
— активизировать знания об основных особенностях внешнего вида и произрастания цветов;
— развивать умение логически мыслить, выделять признаки, по которым можно определить отгадку, делать умозаключения;
— развивать речь.
Зачем одуванчику «парашютики»?
Цель: выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения.
Оборудование: семена одуванчика, лупа, вентилятор или веер.
Ход опыта: Почему одуванчиков так много семян? Рассмотрите растение с созревшими семенами, сравните семена одуванчика с другими по весу, наблюдайте за полетом, за падением семян без «парашютиков», делайте вывод (семена очень мелкие, ветер помогает «парашютикам» улететь далеко).
НЕЗАБУДКА (подвижная)
Выбирается «незабудка» и водящий. Остальные дети – цветы, им раздаются по одной карточке с изображением какого-либо цветка. «Цветы» разбегаются по всей комнате. Водящий выбирает три цветка, ставит детей в одну линию и произносит: «Всем цветам всегда я рад. Посажу цветочки в ряд. Мак, ромашка, василек (или другие три цветка)». Водящий ставит цветы в определенной последовательности. Далее три выбранных «цветка» «теряются» среди других. «Незабудка» должна найти их, поставить в нужном порядке и назвать.
ЦВЕТЫ (пальчиковая)
Наши алые цветки распускают лепестки.
(раскрываются пальчики, кисти рук поворачиваются вправо- влево)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
(потихоньку пошевелить пальчиками)
Наши алые цветки, закрывают лепестки,
(сомкнуть пальцы вместе в бутон)
Тихо засыпают, головками качают.
(кисти рук опустить вниз, круговые движения кистями рук).
«ПОДУЙ НА ОДУВАНЧИК» (дыхательная)
В яркий солнечный денек
Золотой расцвел цветок.
Дует легкий ветерок- закачался наш цветок.
Сильный ветер дует- лепестки волнует.
(дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой и наблюдают за интенсивностью движения лепестков)
Белым шариком пушистым
Красовался в поле чистом, на него подуй слегка,
Был цветок - и нет цветка.
(затем дуют на ватку - «одуванчик» не раздувая щек).
Исследовательская деятельность:
Для данного исследования были взяты цветы – бархатцы. Первый цветок мы посадили в ёмкость с землёй и стали за ним ухаживать (поливать). Второй тоже посадили, но поливать его не стали. Третий цветок мы срезали с клумбы, и поставили в ёмкость с водой. Четвёртый – срезанный цветок, мы поставили в пустую ёмкость. Во время исследования возникли следующие вопросы: - «Цветы не поливаешь, что произойдет?»; - «Можно ли срывать цветы и выбрасывать?»; - «Как продлить жизнь срезанным цветам?». - «Какой цветок проживёт дольше?»;
Дидактическая игра «Собери цветок»
Игра предоставлена для детей среднего возраста.
Цель: Закрепить знания детей о геометрических фигурах;
Задачи:
1. Учить детей составлять цветы из лепестков геометрической формы;
2. Закрепить знания о цветовом восприятии, лепестки разноцветные;
3. Развивать зрительное внимание и логическое мышление;
4. Формировать эстетическое восприятие, видеть красоту геометрических цветов;
5. Развивать творчество и самостоятельность, умение чередовать цвета.
6. Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, рассматривая цветы своих товарищей.
Материал: На полу разложены круги (середины цветов) и набор геометрических фигур из картона разного цвета (квадраты, прямоугольники, треугольники).
Описание игры: В-ль предлагает украсить группу красивыми цветами. Объясняет, что у цветка есть середина и лепестки (квадратные, треугольные и прямоугольные). Предлагается детям составить цветы так, чтобы лепестки были одной формы.
В конце игры дети рассматривают полянку геометрических цветов и называют какой формы лепестки.
- Игры с мячом «Я назову пять названий цветов»
«Я знаю три названия животных (цветов)» или «Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)»
. Раз и два, и три, четыре — Все мы знаем в этом мире.
Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.
Ход игры. Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша, Витя, Коля, Андрей, Володя». Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте
Все луговые цветы ,полевые, лесные, многие садовые имеют очень приятый запах. Ученые наблюдали за цветением трав и цветов и поведением насекомых. Узнали, что цветы «разговаривают« запахом. По запаху можно определить состояние цветка – здоров ли цветок, хорошо ли ему в этой почве, радуется или грустит цветок. Излучение запаха зависит и от разного времени суток, например, он может быть очень сильным ночью и не ощущаться днем .
Каждый цвет имеет свой запах. Сколь богат аспект окружающего мира. Поэтому когда вам придется срезать цветы для букета, не срезайте и не рвите лишних и не рвите совсем, если знаете, что скоро выбросите их. Мать-и-мачеха ,одуванчики не стоят в букете, они гибнут сразу же, их сорвут. В Природе еще очень много тайн, которые еще предстоит познать человечеству. И такой закон, как Единение, тоже есть в Природе, и нам надо учиться у нее. Цветы на лугу – их такое множество, травы, и все растут вместе. Каждый цветок и каждая травка развивается только в свой срок, но питаются они одной влагой, Солнышко им одно светит, вот и люди так же должны жить дружно на одной Земле под одним Солнцем.
О цветах, травах сложено много мифов, легенд, сказок, в которых жизнь человека связана с цветами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-творческий проект «Какого цвета Зима»
Формировать элементарные представления о зиме (солнце светит, но не греет, холодно, идёт снег, дует холодный ветер, морозный день, вьюга, метель и т. д.)....
Проект по познавательно-творческому развитию "Волшебный мир цветов"
Цветы-не только красота,но и часть живой природы,которую надо беречь и охранять.Цель проекта:Познакомить детей с разнообразием цветов....
Краткосрочный познавательно-творческий проект для средней группы «Волшебный мир цветов»
Тема: «Волшебный мир цветов».Актуальность: Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, дети испытывают потребность в общении с природой. Цветы - это н...
Познавательное занятие «В мире растений: комнатные цветы».
Занятие подготовлено и проведено в 3 классе коррекционной школы 8 вида....
Открытый просмотр по ОО «Познавательное развитие» ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА «В МИРЕ ЦВЕТОВ»
Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие по миру цветов с помощью викторины. Все вопросы и задания будут посвящены этим прекрасным растениям. Сейчас мы узнаем, кого из вас можно назвать насто...
Познавательно-творческий проект " Три цвета светофора"
В нашей стране, как и во всем мире, увеличивается число дорожно-транспортных происшествий. По статистике каждой десятой жертвой ДТП является ребенок. Часто это связано с несоблюдением правил дорожного...
Совместная познавательно-творческая, игровая деятельность образовательная область: познавательное развитие Тема: « Удивительное приключение Эльзы в современном мире красоты»
Совместная познавательно-творческая, игровая деятельностьобразовательная область: познавательное развитиеТема: « Удивительное приключение Эльзы в современном мире красоты»...