Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Части суток
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Цель занятия: создать условия для формирования знаний о частях суток через познавательно-исследовательскую деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: Создать условия для формирования знаний о частях суток через познавательно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:

Познакомить с понятиями «сутки», «части суток».

Дать представление о признаках частей суток и их последовательности.

  1. Коррекционно-развивающие:

Развивать логическое мышление через экспериментальную деятельность по выяснению причин смены дня и ночи.

Развивать речь: умение подбирать слова – действия; умение отвечать полными ответами, правильно согласовывать слова в предложении.

Развивать зрительную память через игры «Какая картинка пропущена», «Расставь по порядку».

Закреплять знание и умение писать цифры.

  1. Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать уважение к товарищам; умение работать дружно, выслушивать ответы, не перебивая.

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.

Демонстрационный материал: Средство ТСО с записью диалога фиксиков. Иллюстрации «утро», «день», «вечер», «ночь». Картинки на каждое действие: Утро - встаём, делаем зарядку, умываемся, одеваемся, завтракаем; День – занимаемся, играем, идем на прогулку, обедаем, спим; Вечер – играем, отдыхаем, читаем книги, смотрим телевизор, ужинаем, готовимся ко сну; Ночь – спим. Глобус. Фиксики. Мяч.

Раздаточный материал: Карточки для индивидуальной работы. Простые карандаши, наборы цифр от 1-4.

Ход занятия

Мотивация к деятельности

Сюрпризный момент:

- У нас в гостях фиксики. Они пришли к нам не с пустыми руками. Они нам что-то принесли. (коробочка)

- Как думаете, что там? Хотите узнать? Тогда отгадайте загадку:

Планета голубая, любимая, родная.

Она твоя, она моя, а называется …(Земля)

- Что это? Это глобус – модель нашей планеты.

Однажды, я случайно услышала разговор фиксиков: (включаю запись диалога с конечным вопросом: - Почему на Земле бывает то день, то ночь?)

- А как вы думаете, почему бывает то день, то ночь?

- Хотите узнать?

- Для этого нам нужно провести небольшой эксперимент.

Организация познавательной деятельности

Глобус – это наша Земля. Лампа – это солнце.

Вот солнце, а фиксики на земле.

У Нолика светло? (темно) Значит, у него ночь.

А у Симки? (светло) Значит, у неё – день.

Вертим землю.

У Нолика наступил - …? (день), а у Симки – (ночь).

(вертим) У Нолика опять стемнело, значит – (ночь), а у Симки – (день).

Наша планета Земля всё время вращается вокруг своей оси. Она поворачивается к солнцу то одной, то другой своей стороной. На той части нашей планеты, которая не освещена солнечными лучами, царит ночь, а на освещенной части Земли сияет светлый день. Земля вращается непрерывно, поэтому день и ночь сменяют друг друга.

Итак, почему бывает то день, то ночь? (потому, что Земля вертится)

Один круг, который проходит Земля, называется сутки.

(Представьте, что я (вы) Земля. Давайте покажем, как земля делает один оборот вокруг своей оси. Это и есть сутки.)

- Как думаете, можно ли сутки разделить на части?

- Как они называются? (На доске иллюстрации) утро, день, вечер, ночь - 4 времени суток.

1- Какое время суток изображено на 1 картинке? (утро)

- Почему вы так думаете?

- Что делают люди утром? Подберите подходящие картинки. (Просыпаются, умываются, идут в детский сад и на работу, делают зарядку, завтракают, занимаются)

2. Какая часть суток идёт за утром? Найдите день на картинке.

- Почему вы думаете, что здесь изображён день?

-Найдите картинки, действия на которых происходят днем? (Люди днём делают самые важные дела- дети находятся в детском саду: они играют, гуляют, обедают, спят; школьники учатся, взрослые работают).

3. Какая часть суток идёт за днём? Найдите вечер на картинке. Почему вы так думаете?

-Что люди делают вечером?

(возвращаются домой с работы, из детского сада, с учебы, ужинают, отдыхают: смотрят телевизор, играют, чистят зубы, ложатся спать)

4. Какое время суток идет далее? (ночь)

- Почему можно утверждать, что на картинке - ночь?

-А что вы делаете ночью?

  • Физкультминутка

Утро, день, вечер, ночь- Убежали сутки прочь.

Чтоб о сутках не жалеть, нужно каждый час беречь,

Чтоб успеть потанцевать, почитать, порисовать,

Поиграть с друзьями и помочь чтоб маме.

Закрепление, включение в систему знаний

Поиграем с фиксиками:

  • Д/игра «Какое время суток пропущено?»

(Детям предлагаются картинки, и они рассказывают какое время суток пропущено. Нет картинки, на которой утро; …)

  • Расставьте картинки по порядку, начиная с утра.

-Назовите части суток по порядку.

- Что сначала, а что потом: утро или день, день или вечер, вечер или ночь?

-Как эти части называются одним словом? (сутки, части суток, время суток)

  • Работа на карточках «Части суток»

- Поставьте цифры по порядку, начиная с утра. (дети подготовительной группы пишут цифры, дети старшей группы – выкладывают)

  • Д/И «Закончи предложение» (игра с мячом)

- В детском саду спим днём, а дома спим – (ночью).
-Спим мы ночью, а делаем зарядку…(утром).
-Днем мы обедаем, а завтракаем …(утром).
-Солнце светит днем, а луна …(ночью).

- В детский сад идём утром, а из детского сада – (вечером).

- Занимаемся утром, а гуляем – (днём).

Рефлексия познавательной деятельности

- Почему бывает то день, то ночь?

-На какие 4 части можно разделить сутки?

-Какое время суток самое светлое?

-Какое время суток самое темное?

Фиксики благодарят вас за помощь и прощаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе по теме «Части тела».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группепо теме «Части тела»....

Ознакомление с окружающим миром. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья".

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья"....