Конспект открытого занятия в старшей группе "Птицы весной"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Занятие построено в игровой форме. Дети получают письмо от одного из Эколят Шалуна, получают задание. В ходе занятия дети изучают городских птиц (макет города и картинки птиц), лесных птиц (макет леса) и находят ответ на вовпрос Шалуна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект "Птицы весной" | 24.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе «Птицы весной»
Воспитатель: М.С. Шварева
Цель: расширять представления детей о птицах
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с перелетными птицами, их внешнем виде, образе жизни; с видами гнезд и их размещении; познакомить с интересными фактами из жизни птиц, показать их уникальность;
- Закреплять знания детей о зимующих птицах; о признаках весны;
- Формировать умение видеть взаимосвязь между состоянием погоды и образе жизни птиц;
Развивающие:
- Развивать интерес к жизни птиц;
- Развивать воображение, мышление, диалогическую речь детей;
- Активизировать и обогащать словарь детей;
Воспитательные:
- Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам;
- Воспитывать экологическую грамотность.
Предварительная работа: разучивание загадок о птицах; рассматривание картины Саврасова «Грачи прилетели»; наблюдение за сезонными изменениями в природе, за птицами, за гнездованием птиц во время прогулок; беседа о перелетных и зимующих птицах, разучивание физкультминуток по теме, рассматривание картин и фотографий с птицами.
Оборудование: макет «Улицы нашего города»; макет «Лес»; картинки и фотографии птиц; картинка на палочке «солнышко», конверты с разрезанными картинками, гнездо, картинки с гнездами, дид. игра «Найди насекомых» (контейнер с песком, где спрятаны жуки, червяки, личинки); дид. игра: «Найди корм» (контейнер с песком, где спрятаны сушеные ягоды, семечки, семена, зерна); игра «Поймай комара»; карточки «Правила поведения в лесу», аудиозапись «Голоса птиц», плакат «Берегите птиц!», медали «Бережем птиц»
Ход занятия:
Дети подходят к почтовому ящику, стоят полукругом.
- Ребята, нам прислали письмо. Вы догадались от кого? Верно, от эколят.
«Здравствуйте, ребята, пишет вам «Шалун». Я вчера гулял в лесу и вдруг услышал жалобный писк, подошел поближе и увидел в кустах какую- то птичку. Она была очень слаба и не могла летать. Наверное, она возвращалась из теплых стран и отстала от своей стаи. Жалко мне эту птичку, надо ей помочь. Может быть, вы знаете, что это за птица и где она живет? Высылаю вам ее фотографию»
- Ребята, поможем Шалуну разобраться что это за птица?
- Посмотрите, вам знакома эта птица? Вы знаете, как ее зовут? Давайте вместе сейчас это узнаем.
- Ребята, где можно встретить птиц? (на улице, в лесу, на воде, в небе)
- Можно встретить птиц в нашем городе? Давайте отправимся на улицы нашего города и посмотрим, какие птицы живут рядом с человеком.
Подходим к столу, на котором выставлен макет города (иллюстрация «Наш Зеленогорск», дома из конструктора, дороги, транспорт, деревья, снег), картинки «Зимующих птиц» (перевернуты, если дети затрудняются с ответом – переворачиваю)
- Ребята, представьте, что мы оказались на улице нашего города.
- В каком мы городе живем? (Зеленогорск)
- Каких же птиц мы можем встретить здесь? (синичек, ворон, воробьев, голубей).
- Эти птицы улетали на юг? Как их можно назвать? (зимующие), а раз эти птицы живут в городе, как их можно назвать? (городские)
- Скажите, есть птицы, которые улетали на юг? Как их можно назвать? (перелетные).
- В какое время года они улетели? (осенью), а когда возвращаются? (весной) Какое сейчас время года? (весна), какой месяц весны? (март, апрель), снег еще лежит повсюду, листочки еще не выросли, как можно назвать такую весну? (ранняя).
- Как раз в это время начинают прилетать птицы с теплых краев. Почему они возвращаются? (стало тепло, просыпаются насекомые).
- Снег потихоньку тает и вот, мы видим, что к нам уже прилетели первые птицы.
Дети «находят» грача.
- Посмотрите, ребята, оказывается к нам уже прилетели самые первые птицы, которые не боятся мороза, снегопада. Это птица грач. Посмотрите, похож грач на фотографию нашей птички? (нет)
- Опишите грача (он большой, черный, большой клюв)
- Как вы думаете, что ест грач? (жуков, червяков). Где он их найдет? (в земле)
- Снег сейчас везде растаял? (нет), где быстрее тает снег? (где много солнца).
- Как называются островки, где уже растаял снег? (проталины).
- Верно, вот тут-то и будут грачи добывать себе еду. Посмотрите, на клюв грача, он какой? (большой), зачем ему такой клюв? (доставать насекомых).
- Поможем грачу найти насекомых?
Игра «Найди насекомых» 2-3 человека (дети отыскивают в песке игрушки насекомых, называют их)
- Молодцы, ребята, вот грачи поели, отдохнули после долгого полета, что же они будут делать дальше? (вить гнездо, высиживать яйца). Верно, грачи строят свои гнезда высоко на деревьях.
- Из чего они делают свои гнезда? (Показываю картинку гнезда, демонстрирую макет гнезда, даю возможность потрогать, рассмотреть)
Дети делают предположения (ветки, трава, мох).
Молодцы. Посмотрите, может вы еще какую-то перелетную птицу увидите?
Дети «находят» скворца.
- Похожа эта птица на фотографию? (нет). Это птица скворец. Опишите ее (маленькая, черная, в крапинку, маленький желтый клюв)
- Чем питается скворец? (насекомыми).
- Скворец может питаться не только насекомыми, он может отыскать прошлогодние ягоды, семена, зерна. Поможем скворцу отыскать корм?
Игра «Найди корм» (дети отыскивают в песке ягоды, семечки, зерна, называют их)
- Где живет скворец? (в скворечнике)
- Кто делает скворечники? Давайте, построим для скворцов новые скворечники?
Игра «Собери картинку» по подгруппам (по три человека)
Пока дети собирают картинки, я убираю снег с улиц, переворачиваю деревья другой стороной, где есть листочки, помещаю ласточку.
- Молодцы, ребята, справились с заданием
- Посмотрите, может пока мы строили скворечники, к нам еще кто-то прилетел?
Дети «находят» ласточку.
- Похожа она на фотографию? (нет). Это птица ласточка.
- Опишите ее (маленькая, черного и белого цвета, клюв маленький).
- Посмотрите, вы замечаете, что на улицах нашего города уже нет снега, на деревьях появились листочки. Значит уже какая весна наступила? (поздняя).
- Чем же будет питаться ласточка? (насекомыми)
- Верно, насекомыми, но только не теми, которые живут в земле, а теми, которые летают в воздухе. Ласточка почти всегда находится в полете. Она и ест на лету, и пьет, и, даже, спит тоже на лету. Каких вы знаете летающих насекомых? (мухи, пчелы, комары)
Пальчиковая игра «Насекомые»
Дружно пальчики считаем
Насекомых называем: (сжимаем и разжимаем пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом. (Поочередно сгибаем пальцы в кулак)
Это кто же тут звенит? (вращаем мизинцем)
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь! (прячем руки за спину)
- Поиграем с комаром? (да)
Игра «Поймай комара» (картинка комара прикреплена на палочке с веревочкой, дети должны подпрыгнуть и «поймать» комара)
- Ребята, как вы думаете, где живет ласточка? (в гнезде)
- Посмотрите на гнездо ласточки (показ картинки). Где делает себе гнездо ласточка? (под крышей домов), из чего? (?) Ласточка строит гнездо из комочков земли, смачивая своей слюной, как клеем.
- Сколько мы уже нашли перелетных птиц? (три)
- Но мы так и не нашли нашу потерявшуюся птичку. В городе она не живет. Где мы еще можем ее поискать? (в лесу). Давайте мы с вами отправимся в лес. На чем мы можем туда поехать? (на машине, на поезде). Я предлагаю вам поехать в лес на электричке, но не на простой, а очень быстрой. Знаете, как она называется?
(нет) Ласточка. Как вы думаете почему? (быстрая)
Показ картинки «Поезд - Ласточка». Звук гудка поезда, дети цепляются друг за друга.
- Поехали!
Подходим к макету «Лес»
Звучат птичьи голоса.
- Ребята, что вы слышите? (птиц) Почему они так громко поют? Как вы думаете, о чем они хотят нам рассказать? (рады весне, теплу, солнцу)
- Посмотрите, как много разных птиц в лесу. Вам знакомы какие-то из них? (ласточка, сова, скворец, дятел, синицы)
- А есть птицы, которые вам не знакомы? (да)
- Может среди них мы найдем нашу птичку?
Дети внимательно смотрят на фотографию и находят кукушку.
- Молодцы, ребята, вот мы и нашли птицу, которая отстала от своей стаи.
- Это - кукушка. Знакомо вам такое название? (да)
- Кукушки очень полезные птицы, они единственные птицы, которые могут есть ядовитых гусениц. Тем самым они спасают засеянные поля от уничтожения. А еще, кукушки единственные птицы, которые не вьют гнезда. А знаете почему? Потому что кукушки свои яйца подкладывают в чужие гнезда, сами птенцов не высиживают. Вот такие интересные птицы бывают в природе.
- Как вы думаете, остались еще птицы о которых мы сегодня не узнали? (да)
- Конечно, на Земле обитает очень много птиц. Мы с ними обязательно познакомимся на других занятиях.
- Хотите, я вам открою секрет, о каких птицах мы еще не поговорили? (да) Есть птицы, которые не умеют летать, но зато очень быстро бегают. Есть птицы, которые не умеют летать, но зато быстро плавают. Есть птица, у которой нет крыльев. Есть птицы, которые умещаются в ладошке ребенка, а есть птицы, которые выше человека в несколько раз.
- Но, все это мы узнаем в другой раз. Сейчас нам пора возвращаться в наш город. Поехали!
Нахожу на столе конверт.
- Ребята, смотрите, пока мы путешествовали, нам пришло еще одно письмо от Эколят. Прочитаем? (Да)
«Ребята, птица, которую я нашел в лесу, ожила и улетела. Вам удалось узнать, что это за птица и где она живет? Сможет она остаться в нашем лесу?»
- Ребята, удалось нам помочь Шалуну? (да)
- Как называется птица, которую он нашел в лесу? (ласточка)
- Что вы запомнили про ласточку? (есть ядовитых гусениц, не вьет гнезда, не высиживает птенцов)
- Молодцы, Гоша, что ты сегодня узнал нового про птиц? (первым прилетает грач)
- Настя, что ты узнала сегодня? (ласточка ест и пьет на лету)
- Ребята, как вы думаете, надо ли беречь, охранять птиц? (да) Как? (кормить, строить скворечники)
- Верно, ребята. Люди даже придумали праздник «День птиц» и празднуют его 1 апреля. В этот день люди обсуждают, какие проблемы есть, связанные с птицами; как эти проблемы решить.
- Давайте мы тоже сделаем плакат «Берегите птиц!»
Дети совместно с воспитателем размещают знаки на плакате, обсуждают правила безопасного обращения с птицами. В конце дети получают медали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе с использованием ИКТ. Тема: Методы работы по формированию слоговой структуры слова. Весна.
Занятие в старшей логопедической группе по работе над формированием слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха с использованием валеологического приветствия, ритмомодуля, логоритмик...
Конспект Открытого занятия в старшей группе по теме "Весна"
Данный конспект открытого занятия по теме "Весна" для детей с ТНР поможет коллегам в их работе...
Сценарий открытого занятия в старшей группе "Весна, приметы весны"
Активизация словарного запаса по лексической теме...
Конспект открытого занятия "В гости к Весне" Старшая группа
Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе "Ромашка" по художественно-эстетическому развитию на тему "В гости к весне"...
Конспект открытого занятия в старшей группе «Встречаем весну»
Закрепить знания о смене времен года, помочь запомнить названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней и поздней весной в природе. Развивать навыки элементарной ...
конспект открытого занятия в старшей группе по окружающему миру "Весна-Красна пришла".
Беседа, игра,итог занятий....
Конспект открытого занятия по развитию речи «Весна» в старшей группе
Конспект открытого занятия по развитию речи в страшей группе...