Конспект Открытого занятия в старшей группе по теме "Весна"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Романенко Юлия Сергеевна

Данный конспект открытого занятия по теме "Весна" для детей с ТНР поможет коллегам в их работе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка логопедического занятия

в старшей группе по теме «Весна»

Коррекционно-образовательные цели:  

•Обобщение представлений о весне и типичных весенних явлениях в природе.

•Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме "Весна".

•Учить составлять сказку на предложенную тему и изображать её на бумаге, передавая особенности сказочного жанра.

•Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам.

•Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде.

•Закреплять уже известные способы словообразования.

•Развивать способность передавать интонацией различные чувства.

•Развивать художественные и творческие способности.

Коррекционно-развивающие цели: Развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, мышления, творческого воображения, тонкой моторики.

Коррекционно-воспитательные цели: Воспитание эмоционального отклика на изображение на картине, инициативности, самостоятельности.

Материал и оборудование:  Игрушка "Солнечный зайчик"; весенние пейзажи; аудиозаписи: шума ветра, пения птиц, шума дождя, журчание ручейка; кубик с наклеенными на сторонах картинками природных явлений (солнца, ветра); скворечник и скворец.

Ход занятия

Минута релаксации (Звучит запись “Звуки весны”)

Логопед.  Прислушайтесь, вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?

Кто пришёл так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно бегемот

          Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зеленые травинки,

Сняв зелёные ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит

 Тише всех пришла весна!

Логопед.  Вот и к нам пришла весна. Вы уже догадались, что сегодня говорить мы будем о весне. Посмотрите на картину, на которой изображена весна, и скажите, без чего не бывает весны?

Дети.  "Не бывает весны без солнышка (без сосулек, без ручейков, без луж, без одуванчиков, без насекомых, без птиц, без листочков, без ледохода)".

Логопед. Молодцы! А теперь мы с вами поиграем в игру «О чем можно сказать?»

Звонкий, весёлый, звенящий, журчащий. Что это? (ручей)

Высокое, чистое, голубое, ясное … (небо)

Длинная, тонкая, ледяная … (сосулька)

Яркое, весеннее, ласковое, тёплое … (солнце)

Красивый, хрупкий, нежный, первый … (подснежник).

Логопед. Замечательно! А теперь попробуйте подобрать как можно больше слов про то, что делают весной солнце, снег, ручьи.

Дети. Солнце – светит, пригревает, ласкает, улыбается.

          Снег – тает, темнеет, оседает, чернеет.

          Ручьи – бегут, звенят, журчат, веселятся.

Логопед.  Послушайте звуки весны, и отгадайте что это? Включить запись: шума ветра, пение птиц, журчание ручейка; поиграть несколько раз.

Логопед.  Вставайте в кружок поиграем в игру "Скажи - наоборот" (игра с мячом).

Зимой небо пасмурное, а весной  - ….ясное

Зимой солнце стоит низко, а весной… (высоко)

Зимой воздух холодный, а весной…. (теплый)

Зимой день короткий, а весной…. (длинный)

Логопед.  Молодцы!  А как ласково можно назвать

Солнце? (Солнышко)

Ручей? (Ручеёк)

Снег? (Снежок)

Ветер? (Ветерок)

Логопед. Отлично! Сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!

Логопед. Скажите, а что ещё происходит весной в природе?

Дети. Прилетают птицы.

         Просыпаются медведи.

         Появляется трава и первые цветы.

         На деревьях набухают почки, и появляются первые листочки.

Логопед. Молодцы! Вы отлично справились с заданием! А теперь давайте выполним подвижное упражнение  «Заботливое солнышко»

(физкультурная минутка)

Солнце с неба посылает              Дети ритмично скрещивают

Лучик, лучик, лучик.                   руки над головой

И им смело разгоняет

          Тучи, тучи, тучи.                          Плавно покачивают руки вверху.

                                                                               

 Летом нежно согревает               Ритмично потирают щеки.

 Щечки, щечки, щечки.

А весной на носик ставит             Ритмично постукивают пальцем по                                                        

 Точки-точки-точки.                      носу.

Золотят веснушки деток.

Очень нравится им это!

Логопед. Ребятки, посмотрите, солнышко прислало нам свой лучик! Какой он ласковый, тёплый, а ещё он волшебный. (Показать СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧИК) Сейчас он превратит нас в сказочников! Посмотрите, какой у него волшебный кубик, он поможет нам сочинить сказку о весне. Сейчас каждый из вас кинет кубик, какая картинка выпадет, про то явление природы нужно будет составить предложение. Посмотрите: ДУЕТ ТЁПЛЫЙ, ВЕСЕНИЙ, ОЗОРНОЙ ВЕТЕР.

Логопед.  Молодцы, послушайте, какая сказка у нас получилась (Логопед составляет рассказ из составленных детьми предложений).

Логопед.  К нам прилетел гость скворец-скворушка. Скажите, как называется домик скворца? (Показать скворечник).

Дети. Скворечник

Логопед. Молодцы! Посмотрите, где сидит скворец?

Логопед ставит на стол скворечник и совершает манипуляции с игрушками. Дети их комментируют. Каждому ребёнку предоставляется возможность ответить, а также манипуляции с игрушками могут совершать и сами дети по очереди, тогда игра будет ещё интересней.

- скворец вылетел из скворечника

- скворец облетел вокруг скворечника

- скворец взлетел на крышу скворечника

- скворец слетел с крыши скворечника и улетел и т.д.

Логопед. Скворец будет обустраивать свой дом для выведения птенцов, а нас волшебный лучик предлагает превратить в художников, вы согласны? Я вам раздам фрагменты картины, а вы должны её сложить все вместе.

Логопед. Молодцы! Посмотрите, какая получилась картина. Какое время года на ней изображено? Когда смотришь на эту картину настроение радостное, веселое. Веселый лучик предлагает нам вдохнуть запах весны. Закройте глазки, и послушайте, чем пахнет (предлагаю понюхать влажную землю, растертые листья тополя). Вы почувствовали, чем пахнет весна?

Логопед. Давайте вспомним, какая весна? Что происходит весной? А вы рады весне?

Логопед подводит итог занятия

Список использованной литературы

  1. Нищева  Н.В. Четыре времени года. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
  2. Сычева  Г.Е. Опорные картинки для пересказа текстов. – М.: Книголюб, 2007.
  3. Теремкова  Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 2,3. – М.:ГНОМ и Д., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи».

Тема: «В поисках сюрприза»Программное содержание:Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение ...

Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи». Тема: «В поисках сюрприза»

Программное содержание:Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение называть соседей цифр, находить ...

Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи».

Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение называть соседей цифр, находить несколько одинаковых ци...

Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи».

Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи».Тема: « Мальвина в гостях у ребят»Программное содержание:Формировать у детей элементарные математич...

Конспект открытого занятия в старшей группе по познавательному развитию «Необычное путешествие к самому себе» в старшей группе

laquo;Необычное путешествие к самому себе»  Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации.Задачи:Образовательные задачи: формировать представления о здоровье, з...

Конспект открытого занятия в старшей группе педагога-психолога «Путешествие в мир эмоций» Старшая группа

Конспект открытого занятия в старшей группе педагога-психолога  «Путешествие в мир эмоций»Цель:- Развивать эмоциональный интеллектЗадачи:-Учить определять эмоции по основным...