Экологический проект «Исследователи на грядке»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Смиричинская Евгения Яковлевна

Создание условий для развития познавательного интереса детей  дошкольного возраста к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала, вовлечение детей  в практическую деятельность по  выращиванию культурных огородных растений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ovoshchi_moy_-_kopiya.docx64.43 КБ

Предварительный просмотр:

 

C:\Users\Андрей\Desktop\фото для аттестата\овощи\image (44).jpg

                                 


Информационная карта проекта

1.Полное название  экологического проекта: «Исследователи на грядке»

2.Автор проекта: Смиричинская Е.Я.,Аввакумова Е.А.

3.Вид проекта: познавательно- исследовательский, творческий.

4.Продолжительность:   долгосрочный (с апреля по сентябрь)

5.Участники: Дети 5-6 лет, воспитатель,  родители.

6.Актуальность проекта: 

Огород в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями. На территории нашего сада создали мини - огород, которые используется для экологического и трудового воспитания дошкольников.

Трудовое и экологическое воспитание является важным фактором в воспитании и развитие ребенка дошкольного возраста. Выполняя трудовые поручения на огороде, дети перенимают опыт, начиная с подготовкой почвы для сеяния семян, посадки рассады помидор, огурцов, цветов.

Развивающая среда служит не только объектом и средством деятельности ребёнка, но и позволяет формировать познавательные интересы, формирует предпосылки поисковой деятельности, внимательность, наблюдательность, активность. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно,  огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят.

7.Цель проекта:   

Создание условий для развития познавательного интереса детей  дошкольного возраста к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала, вовлечение детей  в практическую деятельность по  выращиванию культурных огородных растений

8.Задачи проекта:

1.Способствовать развитию воспитания экологической культуры. 

2. Расширять и систематизировать знания детей об овощных культурах (огурцах, помидорах): строение, польза, уход за ними.

      3. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений

      4. Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.

      5.Воспитывать у детей трудолюбие, накапливать опыт внимательного и заботливого отношение к природе родного края, к труду человека.

9.Предполагаемый результат: 

  • У детей появится желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появится интерес и стремление к взаимодействию с ними.
  •   Повысится экологическая компетентность детей: дети смогут различать некоторые виды растений, узнают особенности строения растения, научаться правильно, ухаживать за ними.
  •  Дети узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия необходимые для их роста.
  •   Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы.
  • Повысится уровень коммуникативных навыков общения в совместном труде.
  • Приобретение первого положительного опыта, получения результатов собственных трудовых действий.

Способы оценки успешности: наблюдения, беседы, практикумы.

10.Формы и методы реализации проекта:

  •  исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
  • наглядные: визуальный и тактильный контакт с растениями; дидактические и сюжетно - ролевые игры.
  • словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей,.

объяснения, указания, словесные инструкции; заучивание загадок, пословиц и поговорок.

11.Работа с родителями: 

  • Сбор информации: подбор иллюстраций и художественной литературы; рассматривание энциклопедий.
  • Анкетирование родителей «Исследовательская деятельность на приусадебном участке».  
  • Консультации «Витамины в овощах и фруктах», «Полезные свойства овощей», «Огород на подоконнике в домашних условиях», «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Экологическое воспитание ребенка в семье».
  • Памятка каждой семье воспитанников  «Правила поведения на  территории детского сада»  

  •  Совместное творчество родителей с детьми из природного материала(выставка поделок)

12.Продукт проектной деятельности: 

  • Презентация этапов работы по проекту.
  • Фотографии наблюдений природных объектов;
  • Организация выставки выращенной продукции«Овощные превращения».
  • Выставка рисунков ««Чудо – огород» 
  • Изготовили героев инсценировки «Морковкины сказки».(театр)
  • Конкурс семейных поделок из даров осени «Осенние чудеса»;
  • итоговое мероприятие развлечение «Веселый огород »


13.Этапы реализации проекта.

I   ЭТАП    ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ. 

  • Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях)
  • Составление плана работы над проектом.
  • Сбор материала, необходимого для реализации проекта.
  • Планирование деятельности, направленной на реализацию проекта.
  • Проведение анкетирование родителей по данной теме.
  • Разработка конспектов занятий и презентации по планируемой теме. Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
  • Изготовление дидактических игр и пособий

II    ОСНОВНОЙ ЭТАП (практическая деятельность).

  • Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль воспитателя).
  • Реализация проекта через различные виды деятельности.
  • Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельность.

III   ЭТАП     ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.

  • Коллектив группы (взрослые и дети) собрали урожай огурцов и помидор. Дети с большим удовольствием попробовали овощи выращенные своими руками.
  • Все этапы проекта фотографировались и в результате мы оформили вместе с родителями альбом.
  • Была организована выставка выращенной продукции «Овощные превращения» (совместная деятельность воспитателя и детей)
  •  Конкурс семейных поделок из даров осени «Осенние чудеса»;
  • Выставка детских рисунков «Чудо – огород»
  • Совместно с физкультурным руководителем подготовили и провели для всех желающих увидеть наш проект праздничное мероприятие «Весёлый огород», где дети пели песни, отгадывали загадки, играли в русско – народные игры посвящённые данной теме.

Содержание проекта. АПРЕЛЬ Посадка семян. Экспериментальным путем выяснить растениям нужен свет, влага (огород на подоконнике). Зарисовать все этапы проведенного эксперимента в дневник наблюдений.

МАЙ Экспериментальным путем закрепить знания о том, что растениям для роста необходима влага.

Посадка помидоров,огурцов. Наблюдение за всеми фазами роста растений. Экспериментальным путем закрепить знания о том, что для роста растениям нужно тепло. Продолжать вести наблюдения.

 ИЮНЬ Сбор урожая редиски. Наблюдения за ростом растений. Уход за цветником и огородом. Прополка, полив.

ИЮЛЬ, АВГУСТ Сбор урожая томат, огурцов. Прополка, полив. Наблюдение за ростом цветов, овощей.

СЕНТЯБРЬ Сбор семян помидор и огурцов,цветов для посадки будущего урожая.

  II   ЭТАП ОСНОВНОЙ (практическая деятельность).

На  основании  разработанной  сетевой паутинки  по  проекту,  включающей  все  направления  развития  ребёнка  (образовательные области)

План реализации проекта:(старшая группа)

Образовательная область

Формы работы с детьми

Познавательное развитие

Беседы:  Что я знаю о здоровом питании?».

 «Для чего растению семена? ». «Овощи и фрукты полезные продукты»

Познавательная деятельность с детьми «Овощи на столе»

Незрелый вкусный овощ  (заинтересовать детей удивительной
информацией об огурце).

Зелёный канатоходец (Познакомить детей с удивительной
особенностью огурца зацепляться усиками и виться по опоре)

Сначала цветок, а потом – плод. (Познакомить детей с помидором, обратить внимание на его цветочки и плод)

Зачем подвязывают помидоры?»,

«Бытовые приборы для переработки овощей».Лето в банке».

«Какие блюда состоят из овощей».                

Опытно-экспериментальная деятельность .    

  • «Все начинается с семечки» 
  • Вода и растения (выявить, насколько вода необходима для роста растений)
  • Солнце и растение (определить роль солнца в жизни растений)
  • Созревание томатов на грядке и сорванных зелёных плодов в помещении.
  • Сбор семян огурцов и помидор

Наблюдение 

  • За всходами и ростом.
  •  За изменением состояния растений.
  • За ростом рассады, вытягиванием её к солнцу Наблюдение в огороде, подвязывание огурцов.
  • За появлением плодов; за насекомыми
  • За состоянием листьев в утреннее и полуденное время, за созреванием плодов.
  • За изменением состояния растений.    

             

РМП: д\и «Выложи узор из листьев», «Посчитай сколько…», «Где спрятались листочки», игры с палочками Кюизенера

Конструирование из природного материала:

«Рыбка», «Бабочка» (из листьев), «Ежик в гости к нам пришел» (из шишек)

Экскурсия в парк «Осень длинной тонкой кистью  перекрашивает листья».Приложение №

Социально-коммуникативное развитие

Дидактические игры:

 «Что растет в саду, что в огороде?»

«Что где растет?», «Какой сок из...»

«Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус»

«Узнай по описанию»,«Мой любимый овощ»

«Пазлы», «Овощехранилище»

«Чудесный сундучок»

Драматизация сказки Сеньор - Помидор

 

Настольно – печатные игры: лото «В саду, на поле, огороде»,  «Времена года», «Что к чему…», «Один - много»,пазлы Расширение словарного запаса, классификация растений по месту произрастания: различие овощей и фруктов 

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин- продукты»«Приятного аппетита: сюжет - «Кафе»«Ярмарка». Развитие игровой деятельности. Развитие речи 

Трудовая деятельность:Трудовой десант»

  • Полив всходов. Пикирование.
  • Подготовка грунта. Полив, высаживание рассады огурцов.
  • Полив. Высадка рассады томатов, прополка сорняка.
  • Сбор урожая огурцов, прополка после дождя.
  • Полив капусты, сбор томатов, уборка сухих растений.

Беседы: «Труд людей осенью».

«Орудия труда. Безопасная работа в огороде». «Как нужно ухаживать за овощными культурами»

Речевое развитие

Диактические игры: «Объясни словечко», «Какой сок из...», «Большой – маленький» «Овощи и фрукты»,«Опиши овощ»,«Угадай,:чтоэто»,«Вершки корешки»,«Четвёртый лишний», «Овощехранилище» Цель: Учить детей отбирать и группировать овощи и фрукты для хранения (некоторые хранят в свежем виде, другие солят, консервируют). Обогащение словарного запаса

Беседы: 

«Могут ли овощи принести вред человеку?»

«Для чего растению семена?»

«Что нужно для роста здоровых растений?»

«Полезные продукты»

«Овощи на нашем столе»

«Какие овощи вы знаете»

«Какие витамины вы знаете?»

«Какие блюда состоят из овощей».

 «Что такое огород и для чего он нужен»,

«Загадывание загадок»

 Пластические этюды: «Сажаем огород»,«Собираем урожай»

Образно-пластическое творчество детей: «Угадайте, что я делаю»

Театрализованная деятельность.

«Репка», «Под грибом», «Расскажите, звери, мне, как готовитесь к зиме»;

С      « Сказка о том, почему помидор стал красным».

 

Заучивание стихов и загадок с использованием мнемотаблиц

Чтение  художественной  литературы : «Чипполино» Д. Родари, Н.Носов «Огородники», Г. Юдина «Сказка о том, как овощи воевали». Е. Благинина «Приходите в огород», В.Волина «Наша грядка», Е. Надёжкина «Огуречное семечко Ю. Тувим«Овощи», Т. Шорыгина«Летнийдождик»«Корзина овощей»«Росток», «Сказка о том,как помидор стал красным»

Р.н.с. «Пых»,  «Мужик  и  медведь»,  

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация:  «Плоды нашего труда». 

Лепка:«Наши овощи созрели!» 

Рисование:   «Что растёт в огороде?», «Наш урожай». Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в художественном конструировании.

Рассматривание картины Левитана «Золотая осень»;

«Осень в деревни».

Самостоятельная художественная деятельность:

Аппликация «Ветка рябины»

Рисование «Чем нам осень нравится»

Драматизация сказки «Спор овощей»

- Разучивание песен об осени.

Музыкальные игры «У тебя мы осень спросим»,

 Досуги, развлечения:

Викторина «Веселый огород»

Физическое развитие

Подвижные игры: «Огуречик», Веселая эстафета

«Баба сеяла горох!», «Осенние листочки», « «Поймай грибок», «Вершки - корешки», «Овощи - фрукты»;

Игры – соревнования: «Кто быстрее обежит лужи»

Физкультминутки:

«Клён», «Листопад», «Грибы», «Осень», «Дождь», «Птички».

Пальчиковая гимнастика: Мы капусту рубим»

«Сколько грядок у Федоры», «У Лариски две редиски» ,«Варим мы компот»

11. Предполагаемый результат проектной деятельности.

У детей появится желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появится интерес и стремление к взаимодействию с ними.

 Повысится экологическая компетентность детей: дети смогут различать некоторые виды растений, узнают особенности строения растения, научаться правильно, ухаживать за ними.

Дети узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия необходимые для их роста.

Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы.

 Повысится уровень коммуникативных навыков общения в совместном труде. Приобретение первого положительного опыта получения результатов собственных трудовых действий.

Взрослые станут более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий, конкурсов.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП Так как наши дети являются городскими жителями, часто они не могут знать о том, как выращиваются овощи, фрукты, цветы. Опыт показывает, что изучать объекты живой и неживой природы лучше всего в проектной деятельности. Технология проектирования позволяет формировать у детей навыки сотрудничества и со сверстниками и взрослыми. Участие детей в экологическом проекте «Исследователи на грядках» способствовало развитию поисково -исследовательской деятельности, экологического воспитания, трудовой деятельности. Наш проект расширил диапазоны живого общения с природой, воспитало в наших детях бережное отношение к природе, к окружающему миру, к труду взрослых, открыло возможность формирования собственного жизненного опыта. Дети участвовали в проекте с большим энтузиазмом, они получили удовлетворение не только от результата, что является - сбор урожая, но и от процесса ухаживания и наблюдением за цветами и огородом, что является важным фактором в воспитании трудолюбивого, активного, любознательного, дисциплинированного, социально адаптированного человека.

12. Список литературы:

1. С. Н. Николаева «Юный эколог», программа М., 1999г

2. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников» М., 1999г

3. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. »-М. : ТЦ Сфера, 2007. -240с.

4. А. В. Кочергина «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников», 2005г

5. С. А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой», М., 1973г

6. Л. А. Владимирская «От осени до осени», 2004г

7. А. И. Иванова «Живая экология. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», 2005

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...

Проект «Исследователи на грядке» (сбор урожая на огороде) Подготовительная к школе группа

Огород в детском саду – это ещё и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и ...

Экологический проект «Исследователи на грядке»

Экологический проект «Исследователи на грядке»...

Презентация проекта «Исследователи на грядке»

Развивающая среда служит не только объектом и средством деятельности ребёнка, но и позволяет формировать познавательные интересы, формирует предпосылки поисковой деятельности, внимательность, наблюдат...