Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
учебно-методический материал (окружающий мир, старшая группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskie_igry_i_uprazhneniya.docx | 229.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека экологических игр и упражнений для педагогов.
Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Игровое упражнение «Угадай по описанию».
Цель. Воспитывать у детей умение учитывать названные признаки предмета; развивать наблюдательность.
ОПИСАНИЕ. У воспитателя на столе стоят пять комнатных растений, на которых видны явные признаки различия (растение цветущее и нецветущее, с крупными и мелкими листьями, с листьями гладкими и шероховатыми). Воспитатель, поочерёдно обращаясь к каждому ребёнку, даёт словесное описание растения, а ребёнок находит его среди остальных. (Например: это растение цветёт, а у него большие листья, а у этого растения толстый стебель).
Игровое упражнение «В зимней столовой».
Цель. Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия. Развивать умения подражать их повадкам.
Материал. Силуэты птиц, ветка на подставке, кормушка.
ОПИСАНИЕ. Воспитатель закрепляет силуэт птицы на ветке, обращает внимание детей на то, какая птица прилетела к кормушке. Предлагает назвать её и показать, как она кричит. Дети называют птиц, подражают их звукам, изображают, как они летают, прыгают.
Игровое упражнение «Какая это птица».
Цель. Закрепить знания детей о том, какие звуки издают птицы, учить чётко произносить звук «Р».
Материал. Красочные изображения птиц.
ОПИСАНИЕ. Воспитатель, подражая крику какой – либо птицы, спрашивает у детей, кто так кричит. Дети, угадывая, выбирают соответствующую картинку и выставляют её на панно. Например:
- Кто кричит «кар-кар»? Подойди, Оля, покажи эту птицу.
- Все покричим, как ворона.
- Кто кричит «чирик-чирик»?
- Покричим, как воробей.
Игровое упражнение «Птички».
Цель. Упражнять детей в умении согласовывать свои слова и действия, активизировать речь детей.
ОПИСАНИЕ. Воспитатель рассказывает стихотворение:
Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились –
Все люди дивились.
Воспитатель предлагает двум детям сыграть роль птичек. Все садятся на стулья и слушают слова потешки, которую читает воспитатель, а выбранные «птички» имитируют движения настоящих птиц.
Затем выбираются новые птички, и упражнение выбирается снова.
Игровое упражнение «Да или нет».
Цель. Закрепить знания детей о частях тела котёнка и какие звуки он издаёт.
Материал. Игрушечный котёнок.
ОПИСАНИЕ. Воспитатель просит показать, где у котёнка нос, глаза, хвост и т.д. Дети показывают. После этого воспитатель предлагает малышам отвечать словами «да» и «нет» на такие вопросы:
- Есть у котёнка нос?
- Есть у котёнка уши?
- Есть у котёнка рога?
И т.д.
Игровое упражнение «Где спряталась матрёшка».
Цель. Закрепить у детей название растений, воспитывать любознательность, находчивость.
ОПИСАНИЕ. Растения, находившиеся в группе, располагают так, чтобы они были хорошо видны и к ним можно было легко подойти. Одному из детей завязывают глаза платком. Воспитатель прячет матрёшку под растением. Ребёнка освобождают от платка, он находит матрёшку и говорит название растения.
Игровое упражнение «Где спряталась рыбка».
Цель. Развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.
Материал. Голубая ткань или бумага (пруд), несколько видов растений, камушки, ракушки, палочки, коряга.
ОПИСАНИЕ. Детям показывают маленькую рыбку (рисунок, игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза. «Как же найти рыбку?» - спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И говорит, на что похож тот предмет, за которым «спряталась» рыбка. Дети отгадывают.
Игровое упражнение «Воробушки и автомобиль».
Цель. Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами воспитателя.
Материал. Игрушечный руль.
ОПИСАНИЕ. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Посмотрите, какой у меня руль. Я буду автомобилем, а вы – птичками. Вы будете летать и прыгать на полянке».
Прилетели птички,
Птички – невелички,
Весело скакали,
Зёрнышки клевали.
Дети – птички летают и прыгают – садятся на корточки, стучат пальчиками об пол. Воспитатель поворачивает в руках руль, гудит и приговаривает: «Автомобиль по улице бежит, пыхтит, спешит, гудок гудит: «Тра-та-та, берегись, посторонись».
Игровое упражнение «Угадай, что в руке».
Цель. Учить узнавать названный предмет с помощью одного из анализаторов.
Материал. Муляжи овощей и фруктов.
Игровое действие. Бег к воспитателю с предметом, указанным на ощупь.
Игровое правило. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.
ОПИСАНИЕ. Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям овощи и фрукты. Затем показывает один из овощей, фруктов. Дети, которые определили у себя такой же овощ или фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю.
Игровое упражнение «Угадай, чей хвост».
Цель. Развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных.
Материал. Вырезанные из картона изображения мордочек и хвостов различных животных.
ОПИСАНИЕ. Воспитатель раздаёт детям нарисованные мордочки животных, а затем поочерёдно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «своё» животное и подобрать для него подходящий хвост.
Лото с элементами моделирования «Кто во что одет»
Цель. Закреплять умение детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть). Формировать навык пользования моделями.
Материал. Большие карты с изображением моделей покрова тела животных, картинки животных.
ОПИСАНИЕ. Ведущий раздаёт детям большие карты с изображением моделей покрова тела животного (перо, чешуя, шерсть) (рис. 1). Затем ведущий достаёт по одной маленькой картинке с изображением птиц, рыб, зверей. Дети закрывают пустые квадраты в соответствии с моделью на своей карте. Тот, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.
Рис. 1
Лото с элементами моделирования «Кто где живёт»
Цель. Закреплять умение детей систематизировать животных по среде обитания. Формировать навык пользования моделями.
Материал. Большие карты с изображением разных сред обитания животных, картинки с изображениями животных.
ОПИСАНИЕ. Ведущий раздаёт детям большие карты с изображением моделей (рис. 2) различных сред обитания животных (вода, воздух, земля). Затем ведущий достаёт маленькие картинки с изображением птиц, рыб, зверей, насекомых и предлагает их детям. Дети закрывают пустые квадраты на карте маленькими картинками в соответствии с моделью на своей карте. Тот из детей, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.
Рис. 2
Лото с элементами моделирования «Кто как двигается»
Цель. Закреплять умение детей систематизировать животных по способу передвижения (ноги, крылья, плавники). Формировать навык пользования моделями.
Материал. Большие карты с изображением моделей способов передвижения животных, картинки животных.
ОПИСАНИЕ. Ведущий раздаёт детям большие карты с изображением моделей (рис. 3) органов движения животных (ноги, крылья, плавники). Затем он достаёт маленькие картинки с изображением птиц, рыб, зверей. Дети закрывают пустые квадраты на своих картах маленькими картинками в соответствии с моделью на большой карте. Тот из детей, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.
Рис. 3
В данную игру одновременно может играть подгруппа детей из трёх человек. Для этого рекомендуется подбирать картинки с изображением птиц, рыб, зверей, которые хорошо знакомы малышам.
Ботаническое лото с элементами моделирования «Овощи и фрукты»
Цель. Закреплять умение детей различать и называть овощи и фрукты.
Материал. Две большие карты с изображением фрукта и овоща, картинки овощей и фруктов.
ОПИСАНИЕ. Ведущий раздаёт детям большие карты. На одной карте в середине изображён фрукт, на другой – овощ (рис. 4). Затем поочерёдно достаёт маленькие картинки с изображением различных овощей и фруктов. Дети закрывают пустые квадраты на своих картах маленькими картинками в соответствии с изображением. Тот из детей, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.
В данной игре в роли ведущего выступает воспитатель, однако в конце года, когда дети хорошо её освоят, эту роль можно предлагать и ребёнку.
При проведении игры рекомендуется подбирать картинки с хорошо знакомыми детям изображениями овощей и фруктов.
Игровое упражнение «Через ручеёк».
Цель. Развивать у детей чувство равновесия, внимание.
Материал. Доска (ширина 25-30 см, длина 2 м), цветные лоскутки, разноцветные кубики.
ОПИСАНИЕ. На пол (землю) кладут доску. Это мостик через ручеёк.
Ребёнку предлагается осторожно пройти по мостику на другой берег, напоминая, что ручеёк глубокий и надо идти очень осторожно, чтобы не намочить ноги. Дети переходят на другой берег и оказываются на красивой сказочной поляне, где играют и рвут цветы (разложенные по полу разноцветные кубики, цветные лоскутки). По сигналу «Домой!» дети бегут по мостику по одному. Сначала малышу надо помочь пройти, а затем он идёт самостоятельно.
Игровое упражнение «Кто быстрее найдёт берёзу, ель, дуб».
Цель. Найти дерево по названию.
Правило. Бежать к названному дереву можно только по команде «Беги!».
ОПИСАНИЕ. Воспитатель называет хорошо знакомое детям дерево, имеющее яркие отличительные признаки, и просит детей подбежать к нему. Например:
- Кто быстрее найдёт берёзу?
-Раз, два, три – к берёзе беги!
Дети должны найти дерево и подбежать к любой из берёз, растущих на участке, где проводится игра.
Игровое упражнение «Вороны».
Цель. Развитие слухового внимания, умения двигаться в соответствии с произносимыми словами; упражнять в правильном произношении звука «Р»; учить говорить то громко, то тихо.
ОПИСАНИЕ. Дети – вороны стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит воспитатель нараспев. Слова «кар-кар-кар» произносят все дети.
Вот под ёлкой зелёной Дети бегают по комнате,
размахивая руками, как крыльями.
Скачут весело вороны:
«Кар-кар-кар» (Громко)
Целый день они кричали, Дети громко произносят, повторяя за
воспитателем.
Спать ребятам не давали:
«Кар-кар-кар» (Громко)
Только к ночи умолкают То же.
И все вместе засыпают:
«Кар-кар-кар» (Тихо) Дети тихо произносят. Садятся на корточки,
руки под щёку – засыпают.
Игра проводится после наблюдения за вороной.
Игровое упражнение «Воробышки и кот».
Цель. Учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увёртываться от ловящего, быстро убегать, находить своё место. Приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкаться.
ОПИСАНИЕ. Дети становятся на высокие скамеечки или кубики (высотой 10-12 см), положенные на пол в одной стороне площадки или комнаты, - это воробышки на крыше. В другой стороне площадки, подальше от детей, сидит хитрый кот – он спит. «Воробышки вылетают на дорогу!» - говорит воспитатель, и дети спрыгивают со скамеек, разлетаются в разные стороны. Просыпается кот – он потягивается, - произносит «мяу-мяу» и бежит ловить воробышков, которые прячутся на крыше. Пойманных воробышков кот отводит к себе в дом.
Указания к проведению. Скамеечки и кубики следует раскладывать подальше один от другого, чтобы детям было удобно стоять и спрыгивать, не мешая друг другу.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети, спрыгивая, приземлялись мягко, показывает, как это надо делать.
Игровое упражнение «Солнышко и дождик».
Цель. Учить детей ходить и бегать в рассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их действовать по сигналу воспитателя.
ОПИСАНИЕ. Дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит «Солнышко! Идите гулять». Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик! Скорее домой» они бегут на свои места. Когда воспитатель снова произносит «Солнышко!», игра повторяется.
Указания к проведению. В игре участвует сначала небольшое количество детей, затем могут быть привлечены 10 – 12 человек. Вместо домиков – стульев можно использовать большой пёстрый зонтик, под который тети прячутся по сигналу «Дождик». Во время прогулки можно предложить детям пособирать цветы, попрыгать, походить парами. При повторении игру можно усложнить, разместив домики в разных местах площадки (комнаты). Дети должны запомнить свой домик и по сигналу бежать к нему.
Игровое упражнение «Лохматый пёс».
Цель. Учить детей двигаться в соответствии с текстом стихотворения, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаться.
ОПИСАНИЕ. Дети стоят на одной стороне зала или площадке. Один ребёнок, находящийся на противоположной стороне, на ковре, изображает пса. Дети гурьбой тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:
Вот лежит лохматый пёс,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдём к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет?
Дети приближаются к псу. Как только воспитатель заканчивает чтение стихотворения, пёс вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, пёс гонится за ними и старается поймать кого-нибудь и увести к себе. Когда все дети спрячутся, пёс возвращается на место и опять ложиться на коврик.
Указания к проведению. Пространство между псом и детьми должно быть большим. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не трогали пса при приближении к нему и не толкали друг друга, убегая от него.
Игровое упражнение «Птички в гнёздышках».
Цель. Учить детей ходить и бегать в рассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Приучать их действовать быстро, по сигналу воспитателя, помогать друг другу.
ОПИСАНИЕ. Дети сидят на стульчиках, расставленных по углам комнаты, - это гнёздышки. По сигналу воспитателя все птички вылетают на середину комнаты, разлетаются в разные стороны, приседая, разыскивая корм, снова летают, размахивая руками-крыльями. По сигналу воспитателя «Птички в гнёздышки!» дети возвращаются на свои места.
Указания к проведению. Воспитатель следит за тем, чтобы дети-птички действовали по сигналу, улетали от гнёздышка как можно дальше и возвращались бы только в своё гнёздышко.
Для гнёздышек можно использовать большие обручи, положенные на пол, а на улице это могут быть круги, начерченные на земле, в которых дети приседают на корточках. Воспитатель учит детей быть внимательными во время бега, уступать место бегущему на встречу, чтобы не столкнуться.
Игровое упражнение «Уточка».
Цель. Закреплять знания о повадках утки. Учить имитировать движение утят.
ОПИСАНИЕ. Воспитатель показывает игрушки – большую уточку и маленьких утят, рассматривает их с детьми, рассказывает о том, что уточки любят плавать. Впереди всегда плывёт уточка, а за неё утята. Читает стихотворение про уточку:
Уточка луговая,
Серая, полевая,
Где ты ночку ночевала?
Под кустиком, под берёзкой.
Сама, утя, хожу,
Детей своих вожу,
Сама, утя, поплыву,
Детей своих поведу.
После этих слов детки – утята встают за уточкой в колонну и, переваливаясь с ноги на ногу, плывут по комнате.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический образовательный проект для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста «Формирование у детей ценностей здоровья и здорового образа жизни»
Формирование у детей здоровья и здорового образа жизни....
Картотека подвижных игр по плаванию для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
подвижные игры в бассейне для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....
Картотека игр технологии ТРИЗ для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Картотека игрдля развития логических, творческих качеств....
Основные задачи музыкального воспитания детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей и воспитателей....
Картотека игр, направленных на формирование правильного звукопроизношения для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
1. «Пускание корабликов»Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п (п-п-п) на одном выдохе. Воспит...
План работы по самообразованию Тема «Формирование экологической культуры через ознакомление с природой детей старшего дошкольного возраста»
Повышение собственной профессиональной квалификации....
Отчет по самообразованию Тема «Формирование экологической культуры через ознакомление с природой детей старшего дошкольного возраста»
Реализация творческих возможностей....