Окружающий мир
Познавательная викторина
В подготовительной группе
“ВЕСНА НАСТУПИЛА”
Цель:
• Обощить и систематизироватьз знания и представления о весне, весенних явлениях в живой и неживой природе.
Задачи:
Обучающие:
• Систематизировать и обобщать знания и представления о весне.
• Повысить интерес к окружающему миру, расширить кругозор.
• Обучать связной по смыслу и грамматически правильной речи.
• Формировать уменя определять время года, опираясь на характерные признаки, называть весенние, зимние, летние, осенние месяца.
Развивающие:
• Развивать мышление, память, внимание.
• Развивать логическое мышление, разговорную речь детей.
Воспитательные:
• Воспитывать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.
• Умение выполнять совместную работу, на достижение общего результата.
• Воспитывать любовь к природе и уважительного к ней отношения.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в интересное путешествие - викторину “Весна наступила”. Давайте с вами закроем глаза и послушаем удивительные звуки весенней природы.
Аудиопрослушивание
“Звуки весенней природы”.
Воспитатель: Ребята, вот и наступила весна, которая радует нас ярким солнышком, пением птиц, капелью, первыми теплыми деньками, первыми цветочками. Все мы стали замечать, что природа и все вокруг стало меняться. И сейчас я вам предлагаю поиграть в игру и вспомнить времена года и названия всех месяцев.
Дидактические игра по изучению месяцев года для старших дошкольников
Дидактическая игра «Месяцы года» – пособие, позволяющее дошкольникам быстро запомнить названия 12-ти месяцев, сформировать представление о цикличности природных изменений. Занятие необходимо, поскольку дети испытывают затруднения при запоминании временных названий, не всегда правильно сопоставляют их с сезонными особенностями. Сложнее всего дошкольникам запомнить очередность месяцев от января к декабрю.
· Для игры сделайте 12 карточек, к каждой из них приклейте изображение, ассоциирующееся с конкретным месяцем. Например, для декабря – рождественскую елку, для марта – прилетевших грачей, для августа – спелые ягоды и фрукты на ветках. Смешайте карточки, попросите ребят азложить их в ряд от начала к концу года.
· Дети играют по четверо. Задаем каждому из них сезон года. Каждый игрок должен отыскать в ворохе карточек 3 штуки, соответствующие заданному сезону.
· Дети играют по очереди. Задайте ребенку название месяца. Он должен отыскать соответствующую карточку, затем прочитать связанное с заданным месяцем четверостишье ( это задание для читающих детей).
Воспитатель: Ребята, разминку с вами провели и к викторине мы теперь готовы. Всего будет пять заданий, в каждом задании самому активному будет выдана буква, всего мы должны собрать пять букв и в конце викторины узнать, что же за слово у нас с вами получится.
Задание №1
• Как называются цветы, которые первыми появляются после снега? (подснежники).
• Какие животные просыпаются весной после зимней спячки? (медведь, еж).
• Какие цветы мы обычно дарим мамам на 8 марта? (тюльпаны).
• Как называется дерево, на котором весной распускаются пушистые почки? (верба).
• Как называется природное явление “таяние сосулек”? (капепль).
• Как назывется цветок из которого появилась девочка дюймовочка? (тюльпан).
• Назовите весенние праздники, которы мы с вами знаем? ( 8 марта, День космонавтики, День птиц, День Земли, День Победы).
•
Задание №2
Воспитатель: Посмотрите, ребята, на столе много разных следов. А кому они принадлежат, нужно узнать. Буду помогать вам и читать загадки.
• Кто зимой холодной, ходит злой, голодный? (волк).
• Рыжая кума всех провела. (лиса).
• Он всю зиму долго спал, лапу правую сосал, а проснулся - стал реветь, этот зверь лесной .... (медведь).
• Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу , в дупле на старом дубе, орешки я грызу? ( белка).
Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь давайте немножко отдохнем.
Физминутка.
Физминутка «Весна»
Если речка голубая пробудилась ото сна (Руки через стороны вверх, потянулись.)
И бежит в полях, сверкая, (Прыжки.)
Значит, к нам пришла весна (Хлопки.)
Если снег везде растаял, и трава в лесу видна (Приседания.)
И поет там птичек стая, значит, к нам пришла весна (Хлопки.)
Если солнце разрумянит наши щека докрасна (Наклоны головой.)
Нам еще приятней станет, значит, к нам пришла весна! (Хлопки.)
Воспитатель: А мы с вами продолжаем.
Задание №3
Загадки - задачки.
• Сколько крыльев у ласточек?
• Сколько крыльев у двух ласточек?
• Сколько лап у зайцев?
• Сколько лап у двух зайцев?
• Весной зацвела береза и на ней созрели 5 яблок. Одно яблоко склевала ворона. Сколько яблок осалось на березе? (на березе яблоки не растут).
Викторину продолжаем и загадки отгадаем:
• Рыхлый снег на солнце тает,
ветерок в ветвях играет.
Звонче птичьи голоса,
значит к нам пришла ...(весна).
• Отступили вдруг морозы,
На дворе стоит апрель,
С крыши капать стали слёзы,
Называем их… (Капель)
• ⠀Посмотрите поскорее,
Это чудо на деревьях.
Что за тёмные комочки?
Притаились в них листочки.
(Почки)
• ⠀Осенью на юг умчались,
С нами громко попрощались,
Но вернутся в дом родной
Они раннею весной.
(Перелетные птицы)
• ⠀По зиме пурга кружила
И перину разложила,
Так была пышна, бела,
Но весною поплыла.
Греет солнце после стужи,
И перина стала… (Лужей)
Воспитатель: Какие вы молдцы!
Игра “ Скажи какой (какая) и изобрази”
Лиса какая? ( хитрая, рыжая, юркая ).
Волк какой? ( серый, злой, голодный ).
Заяц какой? (быстрый, шустрый, ловкий, трусливый, прыгучий ).
Медведь какой? (неуклюжий, косолапый, большой, бурый ).
Игра “Отгадай и назови, кто где живет”
Кто забрался под листья? ( еж ).
Кто залез в берлогу? ( медведь ).
Кто юркнул в берлогу? ( белка ).
Кто укрылся под кустом? ( заяц ).
Кто живет в логово? ( волк ).
Кто живет в норе? ( лиса ).
Кто строит хатку? ( бобер ).
Задание №4
Воспитатель: Продолжаем нашу викторину и задания наши становятся сложнее. Весна – удивительное время пробуждения природы от зимнего сна, когда мир будто начинает жить заново. На протяжении веков весна являлась порой вдохновения для писателей и поэтов.
Назовите мне известные вам произведения о весне, временах года, о цветах.
Дети : “Снегурочка”, “Дедушка Мазай и зайцы”, “Двенадцать месяцев”, “ Аленький цветочек”, “Весення гроза”, “Черемуха”, “Четыре художника”, “ Синичкин календарь”
Воспитатель: Ребята, сколько произведений вы смогли сказать, вы просто молодцы!
Задание №5
Воспитатель: Подходит наша викторина к концу и нам осталось последнее задание и будет оно веселым, музыкальным. Я буду включать музыку без слов, вам нужно будеть отгадать слова или напеть эту песенку. Отвечаем, поднимая руку, не выкрикиваем, хорошо?
• “Чунга-Чанга”
• “В траве сидел кузнечик”
• “Песня крокодила Гены”
• “Буратино”
• “Бременские музыканты”
• “Песня Красной Шапочки”
• “Песня Мамонтенка”
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Столько всего знаете о весне. А теперь мы должны разгадать наше слово. Предлагаю выйти ребятам с буквами и собрать слово. У нас получилось: “ВЕСНА”.