познавательно-творческий проект "Русский валенок"
проект по окружающему миру

Обоснование выбора темы, актуальность.

Разработка темы проекта была выбрана неслучайно. В ФГОС ДО одной из задач является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Проблема духовно-нравственного воспитания детей стала чрезвычайно актуальной, следовательно, обязанность педагога приобщать ребенка к красоте, развивать его творческие способности, обогащая его духовный мир. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_russkiy_valenok.docx48.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс руководящих и педагогических работников образовательных организаций, подведомственных Управлению образованием Асбестовского городского округа, на лучшую методическую разработку

в 2023/2024 учебном году

Полное название образовательной организации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 29» Асбестовского городского округа

Наименование тематики, вида методической разработки:«Технологические карты, конструкты занятий».

Тема работы: проект «Русский валенок».

Форма представления в финальном этапе: презентация

Автор: Филимонова Елена Владимировна, воспитатель,  Высшая КК,

8-996-172-77-83

Асбестовский городской округ 2023/2024 учебный год

Содержание:

  1. Пояснительная записка.
  2. Проект «Русский валенок»
  3. Список литературы.
  4. Приложения.

Пояснительная записка

Обоснование выбора темы, актуальность.

Разработка темы проекта была выбрана неслучайно. В ФГОС ДО одной из задач является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Проблема духовно-нравственного воспитания детей стала чрезвычайно актуальной, следовательно, обязанность педагога приобщать ребенка к красоте, развивать его творческие способности, обогащая его духовный мир. С уверенность, можно сказать, что большинство, к сожалению, поверхностно знакомо с культурой нашего народа.

 Как жили русские люди? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Как одевались? Какие праздники отмечали и как? Ответить на эти вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

 Для этого нужно обратиться к истокам русской народной культуры, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, порождающим личность. 

      «Без прошлого - нет будущего» гласит народная пословица. И с этим трудно не согласиться. Интерес к прошлому, к своим корням, к истории, культуре, быту народа, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, есть мировая тенденция. Без знаний своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего свою страну, уважающего ее обычаи. 

        Уникальность разработки состоит в том, что  данная технология осуществляется через интеграцию всех образовательных областей, а именно:

- социально-коммуникативное развитие осуществляется за счет общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становления самостоятельности, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками;

-познавательное развитие предполагает развитие любознательности, формирование познавательных действий, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях;

- речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;

-художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия,  и понимания произведений искусства,      восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей;

-физическое развитие включает приобретение опыта в  двигательной деятельности, овладение подвижными играми с правилами, становление ценностей здорового образа жизни.

Почему мой проект посвящен валенкам?

     Валенки, также как шапка-ушанка и матрешка – это один из символов России, доказывающий талантливость русского народа и богатую самобытную культуру нашей страны. «Валенки – род башмаков или сапог, сваленных из шерсти», такое определение можно прочесть в словаре Владимира Даля. Однако для нас эта обувь настолько знакома и привычна, что не нуждается в описании, но не каждый из нас знает тонкости производства валенок, их пользу и их связь с историей нашей России. Слово «валенок» часто вызывает у нас улыбку как нечто устаревшее и просто забавное. Но, несмотря на все современные технологии, не придумали для нашей русской зимы ничего более удобного и теплого, чем валенки.

       Кроме того, после реализации данного проекта, возможно, будет реализовать и другие проекты, связанные с приобщением детей к русской национальной культуре, к национальным промыслам разных народов, живущих в нашей стране.   Так, например детям моей группы очень понравились гадания на валенках. Следовательно, следующий проект будет связан с обрядами гадания, ворожбы на Руси.

        Я предоставляю свой педагогический опыт  по данной проблеме и хочу поделиться своими достижениями и тем, как, воспитывая детей дошкольного возраста посредством приобщения их к русской народной культуре, я сама расту и развиваюсь как профессионал. 

       Целью проекта является: Формирование у детей интереса к народной культуре, приобщение к национальным ценностям и традициям русского народа, интереса к народным  промыслам. Формирование умения применять полученные знания в повседневной жизни.

      Задачи

  • Воспитательные:

- Воспитывать уважительное отношение к человеку труда - раскрыть значимость профессии валяльщика, (каталы, пимоката);

- Воспитывать познавательный интерес детей к труду взрослых;

- Воспитывать навыки социально-коммуникативной компетентности детей;

-Воспитывать у детей и родителей интерес к здоровому образу жизни,потребность заботиться о своем здоровье;

- Сформировать умение совместно работать с детьми и педагогом в процессе познавательной и творческой  деятельности.

  • Образовательные (обучающие):

- Формировать представление детей о профессииваляльщика  (каталы, пимоката);

- Формировать представления детей   о традициях русского народа, об истории возникновения  русской обуви – валенки;

-  Познакомить с процессом изготовления валенок, с назначением и применением валенок в жизни человека, познакомить с их разновидностями;

- Познакомить с разнообразными свойствами валенка;

- Формировать умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы, вести диалог;

- Формировать познавательную активность детей при наблюдении, проведении экспериментов с шерстью;

- Формировать умения отражать полученные знания и впечатления в речи и продуктивных видах художественно-эстетической деятельности;

- Научить делать выводы в процессе экспериментирования и наблюдений.

  • Развивающие:

- Развивать у дошкольников познавательную сферу;

- Развивать творческие способности и творческое мышление у дошкольников;

- Развивать воображение, речь, умение анализировать, сравнивать, обобщать;

- Развивать у детей и родителей зрительскую активность, художественный вкус; эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и художественным образам. Развивать интерес к русской народной песне и её жанровому разнообразию.

  • Коррекционные:

- Формировать у детей с нарушением зрения умения и навыки осязательного восприятия предметов. Обучать их приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов, развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук, развитию общей моторики;

- Создать предметную среду, повышающую функциональную активность сохранных анализаторов ребенка;

- Создание педагогических ситуаций и использование приемов, обеспечивающих системное развитие сенсорных функций (тактильных, слуховых, зрительных, двигательных);

Планируемые результаты:

  1. Выработана система взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса;
  2. Воспитанники обогатили свой внутренний мир знаниями, связанными с традициями и обычаями русского народа, проявляют интерес к историческому прошлому  народа, имеют представления о ценности и своеобразии народной культуры, народной одежды, народных ремесел, интересуются традициями, которые имеют непосредственное к ним отношение, были ими пережиты. (обряд гадания на валенках, валяние валенок, украшение валенок  росписью, изготовление  маленьких валенок- шептунов с целью загадывания желания);
  3. Проявляют желание использовать знания о народной культуре на практике, а именно: широко используют произведения  фольклора, играют в народные игры с валенками, организуют подвижные игры («Главное вместе -главное дружно»), сочинят сказки и рассказы про «вторую» жизнь валенка;
  4. Знают историю русского костюма, в том числе валенок.

 Возраст участников: слабовидящие дети, дети с амблиопией и косоглазием 5-7 лет (группа компенсирующей направленности).

Условия проведения мероприятия: группа компенсирующей направленности для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием 5-7 лет.

Обеспечение проекта (материально-техническое): Наличие компьютеризированного рабочего места педагога, проектор, доступ к  информационным ресурсам в сети Интернет. Выстраивание развивающей среды группового помещения в соответствии с проектом.

Учебно-методическое:  Методическая литература, дидактический и наглядный материал по теме, фото и видеоматериалы, конспекты занятий, сценарии праздников, подборка игр, «технический материал» (шерсть овечья, козья, колодки для изготовления валенка, большие ножницы для стрижки овец, чесальный инструмент, разные виды валенок и т.д.) Важно: взаимодействие с Асбестовским историческим музеем, городской детской библиотекой, центром народной культуры «Лад».

Срок реализации проекта: с 01декабря по 28 февраля (3 месяца)

Тип проекта: познавательно-творческий.

Новизна проекта заключается в придумывании детьми рассказов и сказок  про валенки,  в которых они описывают их дальнейшее применение после носки, валяние валенок в домашних условиях, изготовление из старого войлока валенок-«шептунов» для загадывания желаний.

Формы работы с детьми:

  1. Организованная образовательная деятельность;
  2. Совместная деятельность;
  3. Беседы;
  4. Праздники и развлечения;
  5. Чтение познавательной и художественной литературы;
  6. Наблюдения в быту и природе;
  7. Экскурсии в музей, детскую библиотеку, ЦНК «Лад»
  8. Организация конкурсов  рисунков и поделок;
  9. Просмотр презентаций;
  10. Слушание музыки;
  11. Игровая деятельность;
  12. Решение проблемных ситуаций;
  13. Экспериментирование

Предварительная работа:

Рассматривание картин и иллюстраций о  русских народных промыслах, в том числе о валянии валенок,  слушание песен «Валенки» в исполнении ансамбля «Задорушка» и Л. А. Руслановой. Рассматривание иллюстраций с изображением валенок, наблюдения на улице за людьми, которые ходят в валенках, разучивание стихов о зиме, о валенках. Отгадывание загадок. Создание в группе экспозиции, посвященной истории русского валенка.

Риски, которые могут возникнуть в процессе реализации проекта:

  1. Потеря интереса и желания детей за счет однообразия педагогических техник;
  2. Отсутствие интереса и желания родителей участвовать в совместной деятельности;
  3. Снижение общего уровня восприятия учебного материала за счет углубления и расширения содержания образовательного процесса;
  4. Отсутствие «технического материала» для практической совместной и самостоятельной деятельности.

Выводы: В ходе реализации данного проекта дошкольники в доступной, занимательной, игровой форме познакомились с историей и народными обычаями русского народа, связанного с изготовлением, применением валенка, его целительными  свойствами. Сами побывали в роли валяльщика.   У детей появилось  стремление   сохранять народные обычаи, культуру.  В процессе у детей появилась наблюдательность, умение ориентироваться во времени (прошлое и настоящее). Проект помог сплочению детско-родительских отношений.   Родители вовлечены в совместную с детьми творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.

Заключение: Хотелось бы верить, что приобретённые знания, опыт оставят свой след в сознании каждого участника проекта. В дальнейшем такая форма работы будет использоваться в приобщении дошкольников к истокам народной культуры, к передаче их подрастающему поколению.

Сводная таблица результатов опроса детей в начале и в конце реализации проекта

Участвовали в опросе 10 чел.

п/п

Вопрос

Ответ (Да/нет)

В начале проекта

% от общего

кол-ва

Ответ (Да/нет)

В конце проекта

% от общего кол-ва

1

Знаете ли вы, что есть такая обувь – валенки?

Да -10 чел.

100%

Да -10 чел.

100%

2

Есть ли у вас валенки?

Да- 4 чел.

Нет -6 чел.

40%

60%

Да-10 чел.

Нет- 0 чел

100%

0%

3

Согласны, ли вы поменять кожаные сапожки на валенки?

Да -8 чел.

Нет -2 чел

80%

20%

Да-0 чел

Нет -10 чел.

0%

100%

4

Знаете ли вы, что валенки полезны для здоровья?

Да -1 чел.

Нет-9 чел.

10%

90%

Да-10 чел.

Нет-0 чел.

100%

0%

5

Знаете ли вы, как валенки изготавливают?

Да – 1 чел

Нет -9 чел.

10%

90%

Да-10 чел.

Нет-0 чел.

100%

0%

6

Знаете как  называется профессия людей, которые делают валенки?

Да – 0 чел

Нет -10 чел.

0%

100%

Да-10 чел.

Нет-0 чел.

100%

0%

7

Знаете какие инструменты нужны для изготовления валенка? Как они называются?

Да – 0 чел

Нет -10 чел.

0%

100%

Да- 9 чел.

Нет-1 чел.

90%

10%

8

Знаете почему валенки считают русской обувью?

Да – 2 чел

Нет -8 чел.

20%

80%

Да-10 чел.

Нет-0 чел.

100%

0%

9

Знаете как использовали валенки раньше и сейчас? ( кроме носки)

Да – 1 чел

Нет -9 чел.

10%

90%

Да-10 чел.

Нет-0 чел.

100%

0%

10

Почему валенки назвали валенками?

Да – 1 чел

Нет -9 чел.

10%

90%

Да-10 чел.

Нет-0 чел.

100%

0%

 

Проект «Русский валенок»

          Участники реализации    

                                     проекта:

Этапы проекта:

Деятельность воспитателей:

Деятельность специалистов (музыкальный руководитель, учитель-дефектолог, учитель-логопед)

Деятельность детей:

Деятельность родителей:

I этап: Подготовительный (Планирование)

Проведение опроса среди детей и анализ его результатов с цельювыявления уровнязнаний по теме  проекта.

Примерные вопросы:

-Знаете ли вы, что есть такая обувь – валенки?

-Есть ли у вас валенки?

-Согласны, ли вы поменять кожаные сапожки на валенки?

-Знаете ли вы, что валенки полезны для здоровья?

-Знаете ли вы, как валенки изготавливают?

- Как называется профессия людей, которые делают валенки?

- Какие инструменты нужны для изготовления валенка? Как они называются?

-Почему валенки назвали валенками?

-Почему валенки считают русской обувью?

- Как использовали валенки раньше и сейчас? ( кроме носки)

1.Определение «проблемного поля» в знаниях детей по теме проекта. Постановка целей и задач.

2.Изучение методической литературы и подбор необходимого информационного материала.

3.Составление  плана работы

4. Подбор произведений художественной литературы:  (рассказы  и сказки русских писателей о валенках: их целебных свойствах, об их применении, стихи, загадки, пословицы); (приложения 1,2,3,4)

5.Подбор игр (подвижные, дидактические, музыкальные,  хороводные;

( приложение 5, 5.1)

6. Подбор и подготовка дидактического материала, пособий, «технического материала»;

7.Подбор фильмов:

«Детям – о профессии валяльщика», «История валенка», «История одного предмета», «Музей валенка»

(приложения 6,7,8,9)

8.Создание экспозиции в группе мини-музея русского валенка с целью обогащения предметно-развивающей среды, расширения кругозора детей по теме проекта

Подбор необходимого материала по теме проекта.  (песни, частушки, народные игры, сценарии развлечений)

Учитель-логопед, учитель-дефектолог участвует в опросе детей по теме проекта, вносит свои предложения, совместно с воспитателями ведет подбор произведений художественной литературы, комплексов пальчиковой гимнастики. Участвует в организации развивающей среды в группе. Планирует коррекционное направление в работе,    которое позволяет преодолевать и компенсировать отклонения в развитии, преодолевать разрыв между обучением и развитием в условиях взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса.

Участие в опросе.

Выявление уровня знаний детей.Вхождение в проблему, возникновение у детей желания как можно больше узнать

Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе,  подбор наглядного материала.

Просматривание интернет ресурсов, познавательных телепередач, беседы          (с детьми дома)

II этап: Практический (реализация проекта)

Проведение занятия:

1.« Народные промыслы Урала. Эх, валенки! »; (приложение 10)

2. «Чудо- валенки»;(приложение 11)

3. «Валенки поносишь- годков десять сбросишь» (приложение 12)

Просмотр фильмов

Беседы:

1.Праздники и обряды с гаданием на Руси;

(приложение 17)

2.Целительные свойства валенка;

3.Как применяли старые (поношенные) валенки на Руси. Как применяют сейчас

4. «Русский национальный костюм (лето, зима)

Конкурс «Ай, да валенки!»-

(  как можно использовать дырявые, непригодные для носки валенки.)

1.Валенок засовывали в наволочку и спали, как на подушке.

2. Валенок прибивали на ворота и использовали, как почтовый ящик.

3. Валенок использовали, как клюшку для хоккея.

4. В валенке хранили разные вещи.

5.В валенках дозревали овощи.

6. В валенке любят спать домашние животные.

7. Играли с валенками в разные игры

8. Из старых валенок делали игрушки.

9. В них живут домовые.

(приложение 14)

Ознакомление с художественной литературой

Загадки для детей

Пословицы и поговорки

Разучивание скороговорок

Игры:

-хороводные

-подвижные

- речевые

- дидактические

- музыкальные

 

Экспериментирование с шерстью для валяния валенка, решение проблемной ситуации: как избавиться от резкого запаха шерсти, в какую воду (холодную, горячую, или теплую поместить шерсть для очистки, сваливания, в какую среду поместить свалянный валенок: в тепло, или прохладное место)

Валяние валенка (приложение 15)

Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования: Городской музей, детская библиотека, ЦНК «Лад».

Продуктивная деятельность:

(валяние валенка из ваты, украшение валенка узором русской росписи, лепка, аппликация)

(приложение 16)

Рассматривание иллюстраций, экспозиций в мини- музее

Разучивание русских народных песен про валенки, частушек,  хороводов

Музыкальные игры:

Танцевально-игровое творчество:

Поиски путей решения проблемной ситуации (совместная деятельность)

Игры, развлечения

Рассматривание экспозиции в мини-музее:

Узнавание и название предметов, размещенных в мини-музее, действия с ними;

Изготовление из старых валенок игрушек, поделок

( совместное творчество с родителями)

(Сувенирные крошечные валенки получили название «шептуны» - считается, что они исполняют желание: прошепчите желание в такой валенок - и оно непременно сбудется, кормушки для птиц с применением войлока в качестве утепления, изготовление домика для домового)

Дети правильно ухаживают за валенками: отряхивают с них снег, ставят, или кладут сушить

Самостоятельно организуют подвижные игры на прогулке с валенками

Самостоятельная продуктивная деятельность: лепка, аппликация, рисование

Придумывание сказок про валенки детьми совместно с родителями (приложение 13)

Проговаривание выученных скороговорок про валенки

Выполняют зрительные нагрузки:штрихуют, обводят, дорисовывают элементы, узорываленок

Папка-передвижка, Информация в родительском уголке о проекте;

«Роль семьи в развитии познавательной активности ребенка»

Совместная творческая деятельность с детьми по изготовлению игрушек, поделок из войлока, сочинение сказок

III этап: Заключительный (обобщение информации)

Подведение итогов;

Создание альбома со сказками и рассказами«Вторая жизнь валенка»;

Выставка  поделок;

Выставка рисунков к придуманным сказкам и рассказам;  

Фольклорный праздник:

16 февраля-день рождения русского валенка

Литература:

1.     Анчикова Т.П., Виноградова М.Ю. “Праздник русского валенка”, Журнал “Воспитатель”, № 4, 2008 г., с.70-75.  

2.     М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

3.     О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.

4.     Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

5.     Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по  государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

6.     Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

7.     Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект для детей среднего дошкольного возраста "Северный валенок"

Цель проекта  - заинтересовать родителей и детей  в сохранении здоровья при ношении валяной обуви (валенок). Расширять представление детей и взрослых о  русской северной обуви, её...

Творческий проект: Познавательное творческое развитие детей через игры с песком и водой

Развитие творческих способностей детей через игры с песком.Задачи:- развитие творческих способностей , самостоятельность , уверенность ,инициативность;-развитие творческого потенциала, фантазии;- закр...

«Книга своими руками» Творческая мастерская в рамках познавательно-творческий проекта для детей среднего дошкольного возраста «Наш город «ДА!»

   Верю, Знаю, Строю, Прыгаю, Лечу, Укушу, Не-Верю, Не-Пою, Не-сплю, Ругаюсь - это не просто бессмысленный набор слов, это персонажи волшебных городов "Да" и "Нет...

Познавательно – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста "Русский валенок"

Проект «Русский валенок» был разработан  с целью ознакомления детей с историей традиционной русской обуви – валенки, их назначении, обычаями, связанными с этой обувью....

Познавательно-творческий проект «Творческое наследие династии Скифа в старшей группе».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2  (ДЕТСКИЙ САД)Р.П. КУЙТУН  Познавательно-творческий проект«Творческое наследие династии ...

Познавательно - творческий проект " Русское чудо - елецкие валенки"

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста...

Познавательно -творческий проект "Формирование творческих способностей, конструктивных умений и навыков у детей 4-5 лет"

Центральное место в формировании конструктивно –творческих способностей у детей занимает овладение детьми способами конструирования....