МБДОУ детский сад № 34 г. Ельца
Познавательно – творческий проект «Русское чудо – елецкие валенки»
Разработала: воспитатель высшей категории Трубицына Елена Николаевна
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
1. Вид проекта – познавательно - творческий, фронтальный. 2. Продолжительность – средней продолжительности (1 неделя) 3. Участники – воспитатель Трубицына Е.Н.. дети средней группы, родители. 4. Образовательные области: познавательное, речевое, социально – коммуникативное, физическое, художественно – эстетическое развития. 5. Актуальность. Каждый человек с «материнским молоком» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим духовное становление личности. Каждый народ не должен терять своих корней, забывать о своем культурном прошлом. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Чтобы воспитать такую личность, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил себя в ней, принял и полюбил историю и культуру своей нации Реализация проекта «Русский валенок» направлена на то, чтобы заинтересовать детей и родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению, поддерживать у детей и родителей потребность в совместной и творческой деятельности. Известно, что совместный труд, совместная работа сближают детей и взрослых, делают их общение более плодотворным, интересным. У многих детей нет возможности познакомиться с русским национальным костюмом, посетить музей, выставку по прикладному искусству, а у родителей не хватает времени, чтобы передать ребенку свои знания, связанные с истоками народного творчества. 6. Цель - формирование у детей знаний о народной культуре, приобщение к ценностям семейных и национальных традиций русского народа. 7. Задачи: - 1. познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок, их изготовлении;
- 2. формировать у детей потребность получать новые знания об истории народного костюма;
- 3. поддерживать у детей и родителей потребность в совместной творческой деятельности.;
- 4. развивать интерес детей к труду мастеров родного края и их произведениям искусства;
- 5. воспитывать любовь к родному краю.
8. Основные направления реализации познавательного проекта «Русое чудо – елецкие валенки»: - Чтение художественной литературы: Михаил Пришвин “Дедушкин валенок», Владимир Новиков Сказка “Теплые валенки”. - Рассматривание иллюстраций, фотографий разных видов валенок, обсуждение их. - Прослушивание аудио записи русской народной песни «Валенки». - Разучивание частушек о русских валенках. - Решение проблемной задачи: “Как можно использовать валенки не по назначению”. - Заочная экскурсия в музей народных промыслов г. Ельца. - Консультация для родителей «Валенки, валенки, ой да не подшиты стареньки…» - ОД «Валенки для зайчат» - Сюжетно – ролевая игра «Магазин сувениров». - Развлечение «Праздник русского валенка».
9. Предварительная работа: отображение целей и задач проекта , составление плана – схемы мероприятий, обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта. Создание комфортной развивающей предметно – пространственной среды, подбор наглядного материала, литературы, пособий и дидактических игр. 10. Обеспечение: 1. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детский сад № 4 г. Ельца 2. Т. П. Анчикова , М. Ю.Виноградова “Праздник русского валенка”, Журнал “Воспитатель”, № 4, 2008 г., с.70-75. 3. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003. 4. О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004. 5. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. 6. Конспекты ОД «Валенки для Зайчат» и развлечения «Праздник русского валенка». 7. Атрибуты к подвижной игре «Пробеги в валенках до сугроба и обратно» и сюжетно – ролевой игре «Магазин сувениров». 11. Предполагаемый результат: предполагаю сформировать у детей познавательный интерес к предмету русского народного промысла – елецкому валенку, повысить уровень родительской активности к старинным традициям города - сапоговалянию. 12. Продукт проектной деятельности: организована выставка изделий елецкой сапоговаляльной фабрики в группе детского сада, создана методическая копилка по данной теме. 13. Презентация проекта: - Развлечение «Праздник русского валенка». - Выставка елецких валенок.
ПЛАН –СХЕМА ПОЗНАВАТЕЛЬНО –ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА «РУССКОН ЧУДО – ЕЛЕЦКИЕ ВАЛЕНКИ»
Месяц Январь | Тема | 1 день | Рассматривание иллюстраций, фотографий разных видов валенок, обсуждение их. Чтение рассказа М. Пришвина «Дедушкин валенок». Разучивание частушек о валенках. | 2 день | Заочная экскурсия в музей народных промыслов г. Ельца. ОД «Валенки для Зайчат». | 3 день | Чтение сказки В. Новикова «Теплые валенки». Прослушивание аудиозаписи русской народной песни «Валенки». Сюжетно – ролевая игра «Магазин сувениров». | 4 день | Решение проблемной задачи «Как можно использовать валенки не по назначению». Консультация для родителей «Валенки, валенки, ой да не подшиты стареньки…» | 5 день | Развлечение «Праздник русского валенка». Выставка елецких валенок. |
Вывод: Работа над проектом позволила достичь активного сотрудничества родителей, детей и педагогов в освоении народной культуры, повысить интерес детей и родителей к истории традиционной русской обуви – валенкам, сформировать знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления. Каждый из участников проекта попробовал себя в роли модельера, украсил свои валенки. Пение частушек, русских народных песен, чтение исполнение танца в валенках, хоровода, способствовали глубже прочувствовать народный быт. В ходе реализации проекта создана благоприятная атмосфера для сближения всех участников проекта, реализованы творческие способности взрослых и детей. Хотелось бы верить, что приобретенные знания, опыт оставят свой след в сознании каждого участника проекта. В дальнейшем такая форма работы будет использоваться в приобщении дошкольников к истокам народной культуры, к передаче их подрастающему поколению.
Приложение
РАЗВЛЕЧЕНИЕ «ПРАЗДНИК РУССКОГО ВАЛЕНКА»
Предварительная работа с детьми и родителями. - Знакомство с историей русского валенка.
- Художественное оформление детских валенок.
- Разучивание русского танца с родителями и детьми.
Оборудование: валенки детские и взрослые, гармошка детская, фуражка с цветком, ширма, самовар, чашка. Декорация: Стоит печка, на печке – валенки. На центральной стене рушники, салфетки, самодельные дорожки, контуры валенок, вырезанные из картона и раскрашенные, деревенские половики, расписные платки. В зале звучат русские народные песни, большими буквами написано «Выставка «Русские валенки». Действующие лица: 1-й скоморох – ребенок, 2-й скоморох – ребенок, Ванюша – ребенок, Дуняша – взрослый, Дедушка – взрослый. Забегают в зал два скомороха. 1-й скоморох: К вам на праздник по дорожке, Прибежали скоморошки. 2-й скоморох: Я – скоморох Прошка, а он – скоморох Тимошка. 1-й скоморох: Пришли мы вас позабавить, С праздничком поздравить! 2-й скоморох: Людей посмотреть, да себя показать! Вместе: Сейчас начинаем представление всей Европе на удивление! Под русскую народную мелодию «Прялица» выходит Дуняша и танцует. Дуняша: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Если валенок вам дорог, Если в доме, на работе У вас валенок в почете, Мы вас, как своих друзей, Приглашаем поскорей На праздник русского валенка. Вместе: Валенки, валенки – красивые да модные! Дуняша: Ребята, вы знаете, что валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ великой обуви! В старину валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно. В валенках не страшны метели, морозы. Поэтому лучшей обуви для гуляний на Руси не было! В них – праздновали масленицу, колядовали, плясали под гармонь. 1-й скоморох: У кого там хмурый вид, снова музыка звучит! 2-й скоморох: Мы грустить не разрешаем, и играть здесь начинаем! Конкурс: «Бой валенками». Участвуют двое мальчиков, которые получают по валенку, встают на лавку и стараются сбить противника. Дуняша: Вижу я издалека, едет Ваня к нам сюда, Едет прямо в хоровод, расступитесь честной народ! Хоровод «Как на тоненький ледок», русская народная мелодия. Девочка: Ой, Ванюша, ты не ушибся? Ваня: Нет… Я падал понарошку, рассмешить хотел немножко! Девочка (Дуняше): А у нашего Ванюшки большое горюшко: Валенки с дырой! Стоит один под горой. Дуняша: так пойдёмте к моему дедушке. Он быстро вам валенки подошьет. Он на все руки мастер. Снег-снежочек отряхнем да во горницу войдём. А вот и мой дедушка, дедушка Всеведушка! Появляется Дедушка-Всеведушка. Дедушка-Всеведушка: деточки мои родные, очень даже дорогие. Рад вас видеть, проходите, мою избу посмотрите. (Дети рассаживаются на скамейки) Все уселись? Сегодня у нас веселье, праздника продолжение! Дуняша: дедушка выручай, подшей валеночки. Дедушка-Всеведушка: что ж, это можно, а вы, ребята, чтоб веселей работалось, частушки б спели да поиграли, порадовали старика. Ребята поют частушки. Частушки Начинаю петь частушку, Первую, начальную Я хочу развеселить Публику печальную. Раздайся, народ, Меня пляска берет Пойду, попляшу, На народ погляжу! Чтоб прогнать мороз и стужу, Мы в ладоши хлопаем, В валенках через сугробы Радостные топаем! Подарила маменька Беленькие валенки. С ними я не расстаюсь, Даже спать я в них ложусь! А я валенки надену, Выпью простокваши, Вся душа истосковалась По любимой Маше. Наши девки маленьки Чуть побольше валенка. Ну, а как заголосят, Всех в округе удивят. Охоньки да охоньки, Какие парни махоньки, Из-за кочек, из-за пней Не видать наших парней. Тетеньки и дяденьки, Все носите валенки. Реже станете болеть И начнете молодеть! Моя Милка маленькая, Чуть побольше валенка, В валенки обуется, Как пузырь надуется. Если кто меня обидит – Я не плачу, не реву, Сразу валенок снимаю, Подзатыльник им даю! Мы про валенки частушки Еще долго можем петь, Так что, хлопая в ладошки, Вы все можете вспотеть! Мы вам пели и плясали, Дорогая публика, Не держитесь за карманы, Не возьмем ни рублика. Дедушка-Всеведушка: Ребята, а вы знаете, как делают валенки, из чего? Дети: Отвечают. Дедушка-Всеведушка: Садитесь вот здесь, на лавочку, а я расскажу вам об этом промысле, и надеюсь, это знание поможет вам. Валенки – удобная и целебная обувь. В валенках не страшны самые лютые морозы. Чистая овечья шерсть, свалянная теплыми руками мастера, дает человеку силу и душевный покой. Надо сказать, что технология изготовления за последние триста лет совсем не изменилась: и сейчас валенки делают точно так же, как и деды, и прадеды мои. Изготовление валенок – дело не простое, здесь нужна физическая сила и много терпения, на которое способны немногие. Для того, чтобы сделать валенки, нужны сноровка и умение, но самое главное – это любовь мастера к своему делу и к людям, которые будут носить эту обувь. Может, потому так удобно и комфортно носить валенки, что они сохраняют тепло своих создателей. Как и прежде, ремесло валяния передается от мастера к мастеру из поколения в поколение. Валяльщик в былые времена – почитаемый на Руси мастер, и корни его мастерства уходят в века. Валенки не раз спасали русского человека во времена невзгод, чему свидетельствуют фотографии времен Великой Отечественной войны. Без валенок было бы невозможно освоение северных регионов, совершение экспедиций на Северный и Южный полюсы. Вы уже знаете, что валенки изготавливаются из овечьей шерсти. После того, как овечку остригли, шерсть моют и вычесывают, потом прогоняют через шерстобитную машину, в результате получается тонкое мягкое полотно. Его долго сглаживают пальцами, чтобы шерсть слиплась. Затем, словно из пластилина, лепят из полученной заготовки форму валенка и вываривают ее в кипящей воде, чтобы шерсть свалялась еще плотнее. Эта заготовка уже отдаленно напоминает по форме валенок, только очень большого размера. Потом заготовку натягивают на колодку и старательно отбивают со всех сторон деревянной колотушкой, пока изделие не примет форму обычного валенка и нужного размера. По завершении всех этих процедур валенок отправляют сушиться, и его остается только побрить, чтобы он стал гладким и блестящим. В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для новых идей модельеров, которые превращают обычный валенок в произведение искусства. Ведущие модельеры предвещают даже то, что в ХХI веке валенок будет самой модной обувью! Дуняша: Дедушка, спасибо тебе за интересный рассказ о валенках. Как мы теперь знаем, валенки – не только полезная натуральная обувь, но и, как теперь утверждают дизайнеры, модная. Дедушка-Всеведушка: ну вот, принимайте работу, новые валенки на вырост! Показ новейших моделей валенок, декорированных родителями и детьми (под музыку дети представляют дизайнерские модели валенок). Дуняша: Великолепные валенки. Во славу их наши родители сейчас подарят нам замечательный танец. Танец «Валенки» (исполняют родители с детьми). - Игра «Пробеги в валенках до сугроба и обратно».
- Конкурс для родителей (Проскакать в валенках на скакалках).
Дуняша: Как же нам, дедушка тебя за работу отблагодарить? Дедушка: А, я, Дедушка-Всеведушка, Долго живя, много видал, Что на свете знаю, К себе в решето собираю. Все бы мне про валеночки что-нибудь рассказали, а я бы к себе в решето положил. У меня в нем много чего: и загадки, и пословицы, и потешки. 1-й ребенок: Баю, баю – баюньки, Скатаем Маше валенки, Валенки по ножкам, Бегать по дорожкам, К бабушке по прянички, К дедушке по яблочки. 2-й ребенок: Без шубы и валенок – И зима без конца. 3-й ребенок: Как у Даши маленькой чёсаные валенки А шуба багряная, а личико румяное. Вот какая Даша красавица, Красавица наша! Дедушка: А теперь загадки: Не ботиночки, не сапожки, Но их тоже носят ножки, в них мы Бегаем зимой, утром – в садик, Днем – домой. (Валенки) Треплют, катают, а зиму таскают (Валенки) Весь в шерсти, а кожи нет (Валенки) Да, отгадка одна – это валенки. Дедушка: спасибо вам, ребята, прибавилось в моём решете. За это я хочу вас позабавить, посмешить и немножко даже удивить. А ну-ка, валенки, появитесь, попляшите, порезвитесь. Дуняша: Я тоже знаю одну забаву, в старину в крещение девушки бросали валенок за порог – куда нос укажет, оттуда жди сватов. Надо только сказать слова: «Брошу валенок через забор, ступай валенок к миленочку во двор». Ну, а жених в валенках считался состоятельным человеком. 1-й скоморох: Ай, да веселье, всем на удивление. 2-й скоморох: А чтоб было ещё веселей, танцевать выходите все скорей! Танец «Кадриль». Дедушка дарит детям валенок, а дети дарят гостям и дедушке валенки из теста. Дуняша: Ну вот и подошел к концу наш замечательный праздник. Но зимы не кончаются. Они приходят к нам каждый год, дарят морозные дни и новые встречи с валенками. Так пусть же валенки остаются традиционной российской любимой обувью. Дети под веселую русскую народную мелодию выходят из зала.
Конспект ОД «Валенки для Зайчат».
Цель: создать условия для развития творческих способностей посредством продуктивной деятельности. Задачи: 1. Создать условия для развития творческих способностей. 2. Способствовать развитию поисковой деятельности дошкольников. 3. Формировать представление о сезонной обуви. 4. Способствовать воспитанию отзывчивости, желание оказать помощь. Дети входят в группу. Раздается плач. На стульчик сидит игрушечный зайка и плачет: «Ой холодно! Ой как холодно! Лапки замерзли у меня и моих зайчат ходить по снегу» (запись голоса на диктофоне) Воспитатель: Ребята, почему зайка плачет? (ответы детей) Воспитатель: Почему лапки замерзли? (ответы детей) Воспитатель: Что нужно для того, чтобы не замерзать зимой на улице? Дети перечисляют. Воспитатель: Что делать, ребята? Дети: Нужно помочь Зайке найти обувь. Воспитатель: Ребята, где то у меня была коробка, в которой лежала обувь. Помогите мне её найти. Дети ищут коробку. В группе спрятано 4 коробки с настоящей обувью (только валенки из картона) 1 коробка – сандалии 2 коробка – туфли 3 коробка – кроссовки 4 коробка – валенки (находят самую последнюю) Когда дети находят коробки ведётся беседа с детьми. Почему не подходят сандалии/кроссовки/туфли? В них ходят летом или зимой? Обувь эта летняя или зимняя? Сможем ли мы подарить Зайке? Не замерзнут ли лапки? Затем дети находят коробочку с валенками. Воспитатель: Что это? Дети: Валенки. Воспитатель: А в валенках когда ходят зимой или летом? (ответы детей) Воспитатель: значит это какая обувь? (ответы детей) Воспитатель: Можем ли мы подарить валенки зайке ? Не замерзнут ли у неё лапки? Дарят валенки Зайке. Физминутка. Зайка серенький сидит Зайка серенький сидит И ушами шевелит. (делает ручками ушки на голове и ими шевелит) Вот так, вот так И ушами шевелит. (2 строки 2 раза) Зайке холодно сидеть Надо лапочки погреть. (хлопает в ладоши) Вот так, вот так Надо лапочки погреть..(2 строки 2 раза) Зайке холодно стоять Надо зайке поскакать. (прыгает) Вот так, вот так Надо зайке поскакать. (2 раза)
Опять плач Зайки: «Ребята, эти валенки белые и совсем не нарядные!» (голос записать на диктофон) Воспитатель: Ребята, что делать? Дети: Нужно украсить валенки! Ребята подходят к столами, где им предоставляется выбор инструментов для украшения. Пальчиковая гимнастика. Дети украшают валенки аппликацией (фигурками и картинками), разрисовывают фломастерами, карандашами на выбор. Дети дарят красивые украшенные валенки Зайке.
Консультация для родителей «Валенки, валенки, ой да не подшиты стареньки…»
«Валенки — род башмаков или сапог, сваляных из шерсти» — такое определение дает валенкам словарь В. Даля. Однако для нас валенки настолько знакомы и привычны, что не нуждаются в описании. В представлении иностранцев эта обувь еще недавно слыла неофициальным символом России, одним из ярких атрибутов образа русского человека. Первые упоминания о валяных изделиях впервые были обнаружены еще при археологических раскопках города Помпеи.Тогда были обнаружены кусочки сваленного войлока. А найденные при раскопках курганов на Алтае изделия из шерсти исследователи относят аж к 4 веку до нашей эры. Еще одно упоминание о неких войлочных сапогах можно обнаружить в переводе с древнерусского языка «Слова о полку Игореве». Ученые предполагают, что такие сапоги были «прародителями» современных валенок. На Руси валенки стали популярны в 8 веке. В них щеголяли не только зимой, но и летом, так как в валенках не страшны ни мороз, ни жара. Однако валенки наших предков были мало похожи на современные: они представляли собой низкие валяные ботинки без голенищ и именовались «чуни», «коты», «валенцы». Причем такая шерстяная обувь была со швом. Сначала мастера делали отдельную стельку или верх валенка, а затем уже одну часть пришивали к другой. Лишь в 18 веке в моду вошли бесшовные закатывающиеся в круговую валенки. Появившись в начале в Нижегородской губернии, они сразу стали неотъемлемой частью русского костюма.
Действительно, и в мороз и в жару, ноги, обутые в валенки, ощущают комфорт, сухость и тепло. Эта обувь никогда не “садится” и не деформирует стопу. Широко известен и лечебный эффект валяной обуви, которая хорошо прогревает суставы. Все эти свойства сделали валенки очень популярными в России с ее холодными зимами. Они были незаменимы как на фронтах Великой Отечественной войны, так и на сибирских стройках. В советское время партийному начальству, командному составу красной армии и председателям богатых колхозов выдавали специальные валенки — так называемые бурки, изготовленные из белого войлока, обшитые понизу кожей и на кожаной подошве.
В старину валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно. По валенкам для невест выбирали жениха. Если жених в валенках, — значит состоятельный человек. На Руси даже существовали гадания на суженого-ряженого с помощью валенка. В Святки девушки выходили во двор и кидали валенок. В какую сторону смотрит его носок, там и живет жених. Отдельно стоит отметить праздничные расписные валенки. Узоры, которыми украшались такие шерстяные сапоги, были прошиты не насквозь, а поверхностно. Неизменный атрибут зимней обуви прошлых столетий — это доходящие до середины бедра голенища. Заправленные в такие валенки штаны никогда не сбивались в комок и не вылезали наружу во время долгих пеших прогулок. С развитием городской культуры валенки стали короче, потому что, в отличии от деревни, где снега по колено, в городе его — намного меньше. Со временем появились валенки на каблуках — модницы могли носить их, не снимая туфелек. С развитием овцеводства в Центральной части России, в Поволжье, Тверской и Нижегородской губернии зародился и валяный промысел. Елецкая сапоговаляльная фабрика — сегодня единственная фабрика в России, которая полностью сохранила эту уникальную технологию, хотя еще полвека назад и задумывалась как современное производство. Валяли валенки дома крестьяне-одиночки, которые потом сбывали их через перекупщиков. Труд крестьянина был тяжелым, ручным — мастер перемешивал с шерстью мыло, соду, слабый раствор серной кислоты. Отпаривал, раскатывал и отбивал… «Рецепты» производства валенок хранились в тайне и передавались по наследству. Известно, что для изготовления одной пары валяной обуви не самого большого размера необходимо около одного килограмма шерсти, то есть можно постричь целую овцу. Шерсть сортируют, моют и сушат, а после этого специальная машина измельчает ее и превращает в вату. Затем чесальная машина делает ее воздушной и закатывает в овечьи валуны — кудель, из которой позже кроят валенки. Чтобы вата стала валяным полотном, кудель проходит стадию притирки: прессовочная машина или инструмент тщательно утрамбовывает его в валяное сукно. Сам валенок выкраивается по специальному трафарету. Особое внимание уделяется сращиванию подошвы, на которую накладывается толстый слой шерсти, ведь это должна быть самая прочная валенка. Подготовленную основу заворачивают в мокрую ткань и тщательно утрамбовывают, чтобы пышная шерсть улеглась. Все это делается вручную. Скатывание производиться вдоль сапога, а катание самого войлока делается по его ширине. Привычную форму он получает только на выкатке, где становиться жестким. Чтобы процесс усадки проходил быстрее, применяли медный купорос, а в советские времена — серную кислоту. Шерстинка или ворсинка имеет цилиндрический вид, это некие гладкие чешуйки. Под действием кислоты на шерсть эти чешуйки раскрываются, цепляясь друг за друга, и поэтому шерсть уплотняется быстрее. Однако такие валенки не были экологически чистыми. Самыми лучшими и очень мягкими остаются, конечно, валенки свалянные вручную. Для того, чтобы получиться таким, изделие проходит несколько этапов: 1. Битье вороха овечьей шерсти — летнины. 2. Выделка формы будущего валенка на обыкновенной деревянной скалке. 3. Мокрая валка. 4. Придание формы при помощи металлических стержней и деревянных колодок. 5. Натирание специальным валком, чтобы прогладить поверхность. Современные заводы по изготовлению валенок работают по бескислотному методу. Необходимой плотности добиваются путем определенного технологического режима, совмещая циклы валки и температуру. Валенок получается экологически чистым и более мягким. Отделка и форма валенок также отличаются невероятным разнообразием: вышивка, аппликация, стразы и даже разноцветные перья экзотических птиц. Да и форма валенок может быть весьма разнообразной. Целебный свойства, которыми обладает войлочная обувь: - валенки обладают противоаллергическими, обезболивающим противовоспалительными свойствами;
- натуральные волокна шерсти имеют большую теплоемкость, что позволяет ногам не мерзнуть в студёную зимнюю пору;
- валенок спасает стопу человека не только от холода, но и от жары;
- ноги в валеночках не потеют. Волокна шерсти пропускают воздух. Благодаря этому, валенки прекрасно поглощают и испаряют влагу;
- улучшают микроциркуляцию крови стопы;
- натуральные шерстяные валенки поднимают настроение.
|