Познавательно - творческий проект " Русское чудо - елецкие валенки"
проект (старшая группа)

Трубицына Елена Николаевна

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_russkoe_chudo_-_eletskie_valenki.doc806.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 34 г. Ельца

Познавательно – творческий проект

«Русское чудо – елецкие валенки»

Разработала:

воспитатель высшей категории

Трубицына Елена Николаевна

                                     ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

1. Вид проекта – познавательно - творческий, фронтальный.

2. Продолжительность – средней продолжительности (1 неделя)

3. Участники – воспитатель Трубицына Е.Н.. дети средней группы, родители.

4. Образовательные области: познавательное, речевое, социально – коммуникативное, физическое, художественно – эстетическое развития.

5. Актуальность.

  Каждый человек с «материнским молоком» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим духовное становление личности. Каждый народ не должен терять своих корней, забывать о своем культурном прошлом. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Чтобы воспитать такую личность, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил себя в ней, принял и полюбил историю и культуру своей нации     Реализация проекта «Русский валенок» направлена на то, чтобы заинтересовать детей и  родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению,  поддерживать у детей и родителей потребность в совместной и творческой деятельности. Известно, что совместный труд, совместная работа сближают детей и взрослых, делают их общение более плодотворным, интересным. У многих детей нет возможности познакомиться с русским национальным костюмом, посетить музей, выставку по прикладному искусству, а у родителей  не хватает времени, чтобы передать ребенку свои знания, связанные с истоками народного творчества.

6. Цель - формирование  у детей знаний о народной культуре, приобщение к ценностям семейных и национальных традиций русского народа.

7. Задачи:

  • 1. познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок, их изготовлении;
  • 2. формировать у детей потребность получать новые знания об истории народного костюма;
  • 3. поддерживать у детей и родителей потребность в совместной творческой деятельности.;
  • 4. развивать интерес детей к труду мастеров родного края и их произведениям искусства;
  • 5. воспитывать любовь к родному краю.

8. Основные направления реализации познавательного проекта «Русое чудо – елецкие валенки»:

- Чтение художественной литературы:

Михаил Пришвин “Дедушкин валенок»,

Владимир Новиков  Сказка “Теплые валенки”.

- Рассматривание иллюстраций, фотографий разных видов валенок, обсуждение их.

- Прослушивание аудио записи русской народной песни  «Валенки».

- Разучивание частушек о русских валенках.

- Решение проблемной задачи: “Как можно использовать валенки не по назначению”.

- Заочная экскурсия в музей народных промыслов г. Ельца.

- Консультация для родителей «Валенки, валенки,  ой да не подшиты стареньки…»

- ОД «Валенки для зайчат»

- Сюжетно – ролевая игра «Магазин сувениров».

- Развлечение «Праздник русского валенка».

9. Предварительная работа: отображение целей и задач проекта , составление плана – схемы мероприятий, обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта. Создание комфортной развивающей предметно – пространственной среды, подбор наглядного материала, литературы, пособий и дидактических игр.

10. Обеспечение:

1. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детский сад № 4 г. Ельца

2. Т. П. Анчикова , М. Ю.Виноградова  “Праздник русского валенка”, Журнал “Воспитатель”, № 4, 2008 г., с.70-75.  

3. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

4. О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.

5. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

6. Конспекты ОД «Валенки для Зайчат» и развлечения «Праздник русского валенка».

7. Атрибуты к подвижной игре   «Пробеги в валенках до сугроба и обратно» и сюжетно – ролевой игре  «Магазин сувениров».

11. Предполагаемый результат: предполагаю сформировать у детей познавательный интерес к предмету русского народного промысла – елецкому валенку, повысить уровень родительской активности к старинным традициям города -  сапоговалянию.

12. Продукт проектной деятельности: организована выставка изделий елецкой сапоговаляльной  фабрики в группе детского сада, создана методическая копилка по данной теме.

13. Презентация проекта:

- Развлечение «Праздник русского валенка».

- Выставка  елецких валенок.

ПЛАН –СХЕМА

ПОЗНАВАТЕЛЬНО –ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА

«РУССКОН ЧУДО – ЕЛЕЦКИЕ ВАЛЕНКИ»

Месяц

Январь

Тема

1 день

Рассматривание иллюстраций, фотографий разных видов валенок, обсуждение их.

Чтение рассказа М. Пришвина «Дедушкин валенок».

Разучивание частушек о валенках.

2 день

Заочная экскурсия в музей народных промыслов г. Ельца.

ОД «Валенки для Зайчат».

3 день

Чтение сказки В. Новикова «Теплые валенки».

Прослушивание аудиозаписи русской народной песни «Валенки».

Сюжетно – ролевая игра «Магазин сувениров».

4 день

Решение проблемной задачи «Как можно использовать валенки не по назначению».

Консультация для родителей

«Валенки, валенки,  ой да не подшиты стареньки…»

5 день

Развлечение «Праздник русского валенка».

Выставка елецких валенок.

                                                    Вывод:

Работа над проектом позволила достичь активного сотрудничества родителей, детей и педагогов в освоении народной культуры, повысить интерес детей и родителей к истории традиционной русской обуви – валенкам, сформировать знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления. Каждый из участников проекта попробовал себя в роли модельера, украсил свои валенки. Пение частушек,  русских народных песен, чтение  исполнение танца в валенках, хоровода, способствовали глубже прочувствовать народный быт.

 В ходе реализации проекта создана благоприятная атмосфера для сближения всех участников проекта, реализованы творческие способности взрослых и детей.

           Хотелось бы верить, что приобретенные знания, опыт оставят свой след в сознании каждого участника проекта. В дальнейшем такая форма работы будет использоваться в приобщении дошкольников к истокам народной культуры, к передаче их подрастающему поколению.

Приложение

РАЗВЛЕЧЕНИЕ

«ПРАЗДНИК РУССКОГО ВАЛЕНКА»

Предварительная работа с детьми и родителями.        

  • Знакомство с историей русского валенка.
  • Художественное оформление детских валенок.
  • Разучивание русского танца с родителями и детьми.

Оборудование: валенки детские и взрослые, гармошка детская, фуражка с цветком, ширма, самовар, чашка.

 Декорация: Стоит печка, на печке – валенки. На центральной стене рушники, салфетки, самодельные дорожки, контуры валенок, вырезанные из картона и раскрашенные, деревенские половики, расписные платки.

В зале звучат русские народные песни, большими буквами написано «Выставка «Русские валенки».

Действующие лица:

1-й скоморох – ребенок,

2-й скоморох – ребенок,

Ванюша – ребенок,

Дуняша – взрослый,

Дедушка – взрослый.

Забегают в зал два скомороха.

1-й скоморох: К вам на праздник по дорожке,

                          Прибежали скоморошки.

2-й скоморох: Я – скоморох Прошка, а он – скоморох Тимошка.

1-й скоморох: Пришли мы вас позабавить,

                          С праздничком поздравить!

2-й скоморох: Людей посмотреть, да себя показать!

Вместе: Сейчас начинаем представление всей Европе на удивление!

Под русскую народную мелодию «Прялица» выходит Дуняша и танцует.

Дуняша:     Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости!

                     Если валенок вам дорог,

Если в доме, на работе

У вас валенок в почете,

Мы вас, как своих друзей,

Приглашаем поскорей

На праздник русского валенка.

Вместе: Валенки, валенки – красивые да модные!

Дуняша: Ребята, вы знаете, что валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ великой обуви! В старину валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно. В валенках не страшны метели, морозы. Поэтому лучшей обуви для гуляний на Руси не было! В них – праздновали масленицу, колядовали, плясали под гармонь.

1-й скоморох: У кого там хмурый вид, снова музыка звучит!

2-й скоморох: Мы грустить не разрешаем, и играть здесь начинаем!

Конкурс: «Бой валенками». Участвуют двое мальчиков, которые получают по валенку, встают на лавку и стараются сбить противника.

Дуняша: Вижу я издалека, едет Ваня к нам сюда,

                Едет прямо в хоровод, расступитесь честной народ!

Хоровод «Как на тоненький ледок», русская народная мелодия.

Девочка: Ой, Ванюша, ты не ушибся?

Ваня: Нет… Я падал понарошку, рассмешить хотел немножко!

Девочка (Дуняше): А у нашего Ванюшки большое горюшко:

                                   Валенки с дырой! Стоит один под горой.

Дуняша: так пойдёмте к моему дедушке. Он быстро вам валенки подошьет. Он на все руки мастер. Снег-снежочек отряхнем да во горницу войдём. А вот и мой дедушка, дедушка Всеведушка!

Появляется Дедушка-Всеведушка.

Дедушка-Всеведушка: деточки мои родные, очень даже дорогие. Рад вас видеть, проходите, мою избу посмотрите. (Дети рассаживаются на скамейки) Все уселись? Сегодня у нас веселье, праздника продолжение!

Дуняша: дедушка выручай, подшей валеночки.

Дедушка-Всеведушка: что ж, это можно, а вы, ребята, чтоб веселей работалось, частушки б спели да поиграли, порадовали старика.

Ребята поют частушки.

Частушки

         Начинаю петь частушку,

         Первую, начальную

         Я хочу развеселить

         Публику печальную.

                                             

         Раздайся, народ,

         Меня пляска берет

         Пойду, попляшу,

         На народ погляжу!

         Чтоб прогнать мороз и стужу,

         Мы в ладоши хлопаем,

         В валенках через сугробы

         Радостные топаем!

         

         Подарила маменька

         Беленькие валенки.

         С ними я не расстаюсь,

         Даже спать я в них ложусь!

         А я валенки надену,

         Выпью простокваши,

         Вся душа истосковалась

         По любимой Маше.

         Наши девки маленьки

         Чуть побольше валенка.

         Ну, а как заголосят,

         Всех в округе удивят.

         Охоньки да охоньки,

         Какие парни махоньки,

           Из-за кочек, из-за пней

           Не видать наших парней.

           Тетеньки и дяденьки,

           Все носите валенки.

           Реже станете болеть

           И начнете молодеть!

           Моя Милка маленькая,

           Чуть побольше валенка,

           В валенки обуется,

           Как пузырь надуется.

           

          Если кто меня обидит –

          Я не плачу, не реву,

          Сразу валенок снимаю,

          Подзатыльник им даю!

          Мы про валенки частушки

          Еще долго можем петь,

          Так что, хлопая в ладошки,

          Вы все можете вспотеть!

          Мы вам пели и плясали,

          Дорогая публика,

          Не держитесь за карманы,

          Не возьмем ни рублика.

         Дедушка-Всеведушка: Ребята, а вы знаете, как делают валенки, из чего?

        Дети: Отвечают.

        Дедушка-Всеведушка:  Садитесь вот здесь, на лавочку, а я расскажу вам об этом промысле, и надеюсь, это знание поможет вам.

Валенки – удобная и целебная обувь. В валенках не страшны самые лютые морозы. Чистая овечья шерсть, свалянная теплыми руками мастера, дает человеку силу и душевный покой.

Надо сказать, что технология изготовления за последние триста лет совсем не изменилась: и сейчас валенки делают точно так же, как и деды, и прадеды мои. Изготовление валенок – дело не простое, здесь нужна физическая сила и много терпения, на которое способны немногие. Для того, чтобы сделать валенки, нужны сноровка и умение, но самое главное – это любовь мастера к своему делу и к людям, которые будут носить эту обувь. Может, потому так удобно и комфортно носить валенки, что они сохраняют тепло своих создателей. Как и прежде, ремесло валяния передается от мастера к мастеру из поколения в поколение.

Валяльщик в былые времена – почитаемый на Руси мастер, и корни его мастерства уходят в века. Валенки не раз спасали русского человека во времена невзгод, чему свидетельствуют фотографии времен Великой Отечественной войны. Без валенок было бы невозможно освоение северных регионов, совершение экспедиций на Северный и Южный полюсы.

Вы уже знаете, что валенки изготавливаются из овечьей шерсти. После того, как овечку остригли, шерсть моют и вычесывают, потом прогоняют через шерстобитную машину, в результате получается тонкое мягкое полотно.

Его долго сглаживают пальцами, чтобы шерсть слиплась. Затем, словно из пластилина, лепят из полученной заготовки форму валенка и вываривают ее в кипящей воде, чтобы шерсть свалялась еще плотнее. Эта заготовка уже отдаленно напоминает по форме валенок, только очень большого размера. Потом заготовку натягивают на колодку и старательно отбивают со всех сторон деревянной колотушкой, пока изделие не примет форму обычного валенка и нужного размера.

По завершении всех этих процедур валенок отправляют сушиться, и его остается только побрить, чтобы он стал гладким и блестящим.

В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для новых идей модельеров, которые превращают обычный валенок в произведение искусства. Ведущие модельеры предвещают даже то, что в ХХI веке валенок будет самой модной обувью!

Дуняша: Дедушка, спасибо тебе за интересный рассказ о валенках. Как мы теперь знаем, валенки – не только полезная натуральная обувь, но и, как теперь утверждают дизайнеры, модная. 

Дедушка-Всеведушка: ну вот, принимайте работу, новые валенки на вырост!

Показ новейших моделей валенок, декорированных родителями и детьми (под музыку дети представляют дизайнерские модели валенок).

        Дуняша: Великолепные валенки. Во славу их наши родители сейчас подарят нам замечательный танец.

Танец «Валенки» (исполняют родители с детьми). 

  1. Игра «Пробеги в валенках до сугроба и обратно».
  2. Конкурс для родителей (Проскакать в валенках на скакалках).

Дуняша: Как же нам, дедушка тебя за работу отблагодарить?

Дедушка: А, я, Дедушка-Всеведушка,

                   Долго живя, много видал,

                   Что на свете знаю,

                   К себе в решето собираю.

Все бы мне про валеночки что-нибудь рассказали, а я бы к себе в решето положил. У меня в нем много чего: и загадки, и пословицы, и потешки.

1-й ребенок:     Баю, баю – баюньки,

Скатаем Маше валенки,

Валенки по ножкам,

Бегать по дорожкам,

К бабушке по прянички,

К дедушке по яблочки.

2-й ребенок:    Без шубы и валенок –

И зима без конца.

3-й ребенок:     Как у Даши маленькой чёсаные валенки

А шуба багряная, а личико румяное.

Вот какая Даша красавица,

Красавица наша!

Дедушка: А теперь загадки:

    Не ботиночки, не сапожки,

    Но их тоже носят ножки, в них мы

    Бегаем зимой, утром – в садик,

    Днем – домой. (Валенки)

Треплют, катают, а зиму таскают (Валенки)

Весь в шерсти, а кожи нет (Валенки)

Да, отгадка одна – это валенки.

Дедушка: спасибо вам, ребята, прибавилось в моём решете. За это я хочу вас позабавить, посмешить и немножко даже удивить. А ну-ка, валенки, появитесь, попляшите, порезвитесь.

Дуняша: Я тоже знаю одну забаву, в старину в крещение девушки бросали валенок за порог – куда нос укажет, оттуда жди сватов. Надо только сказать слова: «Брошу валенок через забор, ступай валенок к миленочку во двор». Ну, а жених в валенках считался состоятельным человеком.

1-й скоморох: Ай, да веселье, всем на удивление.

2-й скоморох: А чтоб было ещё веселей, танцевать выходите все скорей!

Танец «Кадриль». Дедушка дарит детям валенок, а дети дарят гостям и дедушке валенки из теста.

Дуняша:  Ну вот и подошел к концу наш замечательный праздник. Но зимы не кончаются. Они приходят к нам каждый год, дарят морозные дни и новые встречи с валенками. Так пусть же валенки остаются традиционной российской любимой обувью.

Дети под веселую русскую народную мелодию выходят из зала.

Конспект ОД «Валенки для Зайчат».

Цель: создать условия для развития творческих способностей посредством продуктивной деятельности.
Задачи: 
1. Создать условия для развития творческих способностей.
2. Способствовать развитию поисковой деятельности дошкольников.
3. Формировать представление о сезонной обуви.
4. Способствовать воспитанию отзывчивости, желание оказать помощь.
Дети входят в группу. Раздается плач.

На стульчик сидит игрушечный зайка и плачет: «Ой холодно! Ой как холодно! Лапки замерзли у меня и моих зайчат ходить по снегу» (запись голоса на диктофоне)
Воспитатель: Ребята,  почему зайка плачет? (ответы детей)
Воспитатель: Почему лапки замерзли? (ответы детей)
Воспитатель: Что нужно для того, чтобы не замерзать зимой на улице?
Дети перечисляют.
Воспитатель: Что делать, ребята? 
Дети: Нужно помочь Зайке найти обувь.
Воспитатель: Ребята, где то у меня была коробка, в которой лежала обувь. Помогите мне её найти.
Дети ищут коробку.
В группе спрятано 4 коробки с настоящей обувью (только валенки из картона)
1 коробка – сандалии
2 коробка – туфли
3 коробка – кроссовки
4 коробка – валенки (находят самую последнюю)
Когда дети находят коробки ведётся беседа с детьми. Почему не подходят сандалии/кроссовки/туфли? В них ходят летом или зимой? Обувь эта летняя или зимняя? Сможем ли мы подарить Зайке? Не замерзнут ли лапки?
Затем дети находят коробочку с валенками.
Воспитатель: Что это?
Дети: Валенки.
Воспитатель: А в валенках когда ходят зимой или летом? (ответы детей)
Воспитатель: значит это какая обувь? (ответы детей)
Воспитатель: Можем ли мы подарить валенки зайке ? Не замерзнут ли у неё лапки?
Дарят валенки Зайке.
Физминутка.
Зайка серенький сидит
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (делает ручками ушки на голове и ими шевелит)
Вот так, вот так
И ушами шевелит. (2 строки 2 раза)
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть. (хлопает в ладоши)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть..(2 строки 2 раза)
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать. (прыгает)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать. (2 раза)


Опять плач Зайки: «Ребята, эти валенки белые и совсем не нарядные!» (голос записать на диктофон)
Воспитатель: Ребята, что делать?
Дети: Нужно украсить валенки!
Ребята подходят к столами, где им предоставляется выбор инструментов для украшения.

Пальчиковая гимнастика.

Дети украшают валенки аппликацией (фигурками и картинками), разрисовывают фломастерами, карандашами на выбор.
Дети дарят красивые украшенные валенки Зайке.

Консультация для родителей

«Валенки, валенки,  ой да не подшиты стареньки…»

«Валенки — род башмаков или сапог, сваляных из шерсти» — такое определение дает валенкам словарь В. Даля. Однако для нас валенки настолько знакомы и привычны, что не нуждаются в описании. В представлении иностранцев эта обувь еще недавно слыла неофициальным символом России, одним из ярких атрибутов образа русского человека.

Первые упоминания о валяных изделиях впервые были обнаружены еще при археологических раскопках города Помпеи.Тогда были обнаружены кусочки сваленного войлока. А найденные при раскопках курганов на Алтае изделия из шерсти исследователи относят аж к 4 веку до нашей эры. Еще одно упоминание о неких войлочных сапогах можно обнаружить в переводе с древнерусского языка «Слова о полку Игореве». Ученые предполагают, что такие сапоги были «прародителями» современных валенок. 

На Руси валенки стали популярны в 8 веке. В них щеголяли не только зимой, но и летом, так как в валенках не страшны ни мороз, ни жара. Однако валенки наших предков были мало похожи на современные: они представляли собой низкие валяные ботинки без голенищ и именовались «чуни», «коты», «валенцы». Причем такая шерстяная обувь была со швом. Сначала мастера делали отдельную стельку или верх валенка, а затем уже одну часть пришивали к другой. Лишь в 18 веке в моду вошли бесшовные закатывающиеся в круговую валенки. Появившись в начале в Нижегородской губернии, они сразу стали неотъемлемой частью русского костюма.

валенки

Действительно, и в мороз и в жару, ноги, обутые в валенки, ощущают комфорт, сухость и тепло. Эта обувь никогда не “садится” и не деформирует стопу. Широко известен и лечебный эффект валяной обуви, которая хорошо прогревает суставы. Все эти свойства сделали валенки очень популярными в России с ее холодными зимами. Они были незаменимы как на фронтах Великой Отечественной войны, так и на сибирских стройках. В советское время партийному начальству, командному составу красной армии и председателям богатых колхозов выдавали специальные валенки — так называемые бурки, изготовленные из белого войлока, обшитые понизу кожей и на кожаной подошве.

валяние

В старину валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно. По валенкам для невест выбирали жениха. Если жених в валенках, — значит состоятельный человек. На Руси даже существовали гадания на суженого-ряженого с помощью валенка. В Святки девушки выходили во двор и кидали валенок. В какую сторону смотрит его носок, там и живет жених.

Отдельно стоит отметить праздничные расписные валенки. Узоры, которыми украшались такие шерстяные сапоги, были прошиты не насквозь, а поверхностно. Неизменный атрибут зимней обуви прошлых столетий — это доходящие до середины бедра голенища. Заправленные в такие валенки штаны никогда не сбивались в комок и не вылезали наружу во время долгих пеших прогулок. С развитием городской культуры валенки стали короче, потому что, в отличии от деревни, где снега по колено, в городе его — намного меньше. Со временем появились валенки на каблуках — модницы могли носить их, не снимая туфелек.

С развитием овцеводства в Центральной части России, в Поволжье, Тверской и Нижегородской губернии зародился и валяный промысел. Елецкая сапоговаляльная фабрика — сегодня единственная фабрика в России, которая полностью сохранила эту уникальную технологию, хотя еще полвека назад и задумывалась как современное производство.  Валяли валенки дома крестьяне-одиночки, которые потом сбывали их через перекупщиков. Труд крестьянина был тяжелым, ручным — мастер перемешивал с шерстью мыло, соду, слабый раствор серной кислоты. Отпаривал, раскатывал и отбивал… «Рецепты» производства валенок хранились в тайне и передавались по наследству. Известно, что для изготовления одной пары валяной обуви не самого большого размера необходимо около одного килограмма шерсти, то есть можно постричь целую овцу. Шерсть сортируют, моют и сушат, а после этого специальная машина измельчает ее и превращает в вату. Затем чесальная машина делает ее воздушной и закатывает в овечьи валуны — кудель, из которой позже кроят валенки. Чтобы вата стала валяным полотном, кудель проходит стадию притирки: прессовочная машина или инструмент тщательно утрамбовывает его в валяное сукно. Сам валенок выкраивается по специальному трафарету. Особое внимание уделяется сращиванию подошвы, на которую накладывается толстый слой шерсти, ведь это должна быть самая прочная валенка. Подготовленную основу заворачивают в мокрую ткань и тщательно утрамбовывают, чтобы пышная шерсть улеглась. Все это делается вручную. Скатывание производиться вдоль сапога, а катание самого войлока делается по его ширине. Привычную форму он получает только на выкатке, где становиться жестким.

Чтобы процесс усадки проходил быстрее, применяли медный купорос, а в советские времена — серную кислоту. Шерстинка или ворсинка имеет цилиндрический вид, это некие гладкие чешуйки. Под действием кислоты на шерсть эти чешуйки раскрываются, цепляясь друг за друга, и поэтому шерсть уплотняется быстрее. Однако такие валенки не были экологически чистыми.

Самыми лучшими и очень мягкими остаются, конечно, валенки свалянные вручную. Для того, чтобы получиться таким, изделие проходит несколько этапов:

1. Битье вороха овечьей шерсти — летнины.

2. Выделка формы будущего валенка на обыкновенной деревянной скалке.

3. Мокрая валка.

4. Придание формы при помощи металлических стержней и деревянных колодок.

5. Натирание специальным валком, чтобы прогладить поверхность.

Современные заводы по изготовлению валенок работают по бескислотному методу. Необходимой плотности добиваются путем определенного технологического режима, совмещая циклы валки и температуру. Валенок получается экологически чистым и более мягким. Отделка и форма валенок также отличаются невероятным разнообразием: вышивка, аппликация, стразы и даже разноцветные перья экзотических птиц. Да и форма валенок может быть весьма разнообразной.

Целебный свойства, которыми обладает войлочная обувь:

  • валенки обладают противоаллергическими, обезболивающим противовоспалительными свойствами;
  • натуральные волокна шерсти имеют большую теплоемкость, что позволяет ногам не мерзнуть в студёную зимнюю пору;
  • валенок спасает стопу человека не только от холода, но и от жары;
  • ноги в валеночках не потеют. Волокна шерсти пропускают воздух. Благодаря этому, валенки прекрасно поглощают и испаряют влагу;
  • улучшают микроциркуляцию крови стопы;
  • натуральные шерстяные валенки поднимают настроение. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект "Русские богатыри" для детей старшего возраста.

Актуальность.Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. Поэтому важно, чтобы ребёнок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Отчизне, личную ответственность за родну...

Краткосрочный познавательно-творческий проект "Русская матрешка"

Тематическое поле проекта: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушкиЦель проекта: формирование духовно-нравственного отношения и чувства соприч...

познавательно творческий проект" Русские богатыри" для детей подготовительной группы

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ РУССКИЕ БОГАТЫРИ ДЛЯ ДЕТЕЙ подготовительной группы Проект «Русские богатыри».  Актуальность. Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. П...

познавательно творческий проект" Русские богатыри" для детей подготовительной группы

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ РУССКИЕ БОГАТЫРИ ДЛЯ ДЕТЕЙ подготовительной группы Проект «Русские богатыри».  Актуальность. Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. П...

Познавательно-творческий проект «Это чудо — космос» (подготовительная группа)

Тип проекта: познавательно-творческий, долговременный(февраль-апрель)По содержанию: иформационно-практико-ориентированный. Цель проекта: создать условия для усвоения и закрепления детьми знаний о...

Познавательно-исследовательский проект "Русское чудо-валенки".

Актуальность проекта состоит в том, что валенки несмотря на разнообразие обуви – валенки остаются самой удобной и теплой обувью. В них не страшны ни метели, ни лютые морозы. В наши дни вале...

познавательно-творческий проект "Русский валенок"

Обоснование выбора темы, актуальность.Разработка темы проекта была выбрана неслучайно. В ФГОС ДО одной из задач является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе...