Познавательно -творческий проект "Формирование творческих способностей, конструктивных умений и навыков у детей 4-5 лет"
проект (средняя группа)
Центральное место в формировании конструктивно –творческих способностей у детей занимает овладение детьми способами конструирования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань
"Детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по социально-личностному направлению развития детей №11 «Елочка»
Познавательно-творческий проект
«Формирование творческих способностей, конструктивных умений и навыков у детей 4-5 лет».
Автор проекта: Сафиюлина Т.В.
г. Нягань
2021 г.
2
Оглавление
Введение…………………………………………………………….…………….3
Комплекс проводимых мероприятий ……………….…………………….…….6
Заключение ………………………………………………………………………12
Список литературы ……………………………………………………………...13
Приложение 1 - Дидактические игры …………………………….....…………14
Приложение 2 - Пальчиковая гимнастика ………………………………....….16
3
1.Муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Няганьдетский сад №11 «Ёлочка».
2.Проект «Формирование творческих способностей, конструктивных умений и навыков у детей 4-5 лет».
3.Тип проекта: познавательно-творческий, групповой.
4.Продолжительность: долгосрочный.
5.Сроки реализации: сентябрь 2021 г. – май 2022 г.
6.Участники проекта: дети средней группы №4 «Звездочки», воспитатели группы, родители.
7.Автор проекта: Сафиюлина Татьяна Викторовна.
Введение.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) задает новые ориентиры развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений в организацию образовательной деятельности в ДОУ. На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребенка, является конструктивная деятельность.
Особое место в развитии детей дошкольного возраста занимает конструирование – продуктивная деятельность, направленная на создание конструкций, моделей из различных материалов, которые и определяют вид конструирования.
Под конструктивной деятельностью принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала. Она способствует развитию мелкой моторики и накоплению сенсорного опыта для формирования сложных
4
мыслительных действий, творческого воображения и механизмов управления собственным поведением. Именно в процессе конструирования возможно эффективное освоение математических представлений.
Проблема формирования интереса к конструированию у детей дошкольного возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике. Так как, разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности.
Актуальность проблемы проведения занятий по конструированию в дошкольных учреждениях состоит в том, что на данном этапе развития общества, конструированию уделяется мало часов для освоения детьми, нежели другим дисциплинам (языку, математике, рисованию и др.)
Исходя из вышесказанного, цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития у детей 4-5 лет конструктивных умений и творческих способностей.
Объект исследования: процесс формирования у детей 4-5 лет творческих способностей, конструктивных умений и навыков.
Предмет исследования: конструирование, как вид деятельности ребенка-дошкольника.
Цель: формирование творческих способностей, конструктивных умений и навыков детей 4-5 лет.
Разработаны задачи:
1.Воспитать у детей необходимые умения и навыки конструирования, творческие способности.
2.Дать детям знания о предметах, отображаемых в конструктивной
деятельности, об их внешнем виде, структуре, об основных частях, их форме,
пространственном расположении, относительной величине, о материалах, с
которыми они работают.
3.Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-моторную координацию, пространственную и плоскостную ориентации.
4.Воспитывать у детей самостоятельность в работе, творческую инициативу.
5
5.Организовать детско-родительское сотрудничество в конструктивной деятельности.
6.Обогатить предметно – пространственную среду атрибутами для конструирования.
Ожидаемый результат: Положительная динамика творческих способностей, конструктивных умений и навыков у детей.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный
-Выбор темы и разработка педагогического проекта.
-Организация развивающей среды.
-Подготовить информационную копилку (консультации, анкет, текстов) с целью активизации интереса родителей к конструированию, повышению педагогической грамотности родителей в вопросах разностороннего развития детей дошкольного возраста.
-Разработать картотеку игр на развитие конструктивных способностей.
2 этап – основной
-Подборка диагностического материала, проведение диагностики, коррекции конструктивных умений и навыков.
-Разработка методических рекомендаций для родителей по
совершенствованию навыков пространственной ориентации.
-Составление перспективного плана работы по развитию конструктивных навыков детей на основании диагностических данных.
-Разработка примерных конспектов коррекционно – развивающих занятий.
-Апробирование методики игры.
-Проведение консультации для родителей.
3 этап – обобщающий
-Подведение итогов работы с детьми (диагностики).
-Изготовление фотоальбома «Конструируем, играем, наших деток развиваем».
Комплекс проводимых мероприятий.
№ | Форма работы с детьми | Цели |
Сентябрь | ||
1 | «Дорога для машин, светофор» (LEGO-конструктор). | Закреплять знания о транспорте. Закреплять навыки конструирования. |
2 | П/Г «Игрушки». | Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. |
3 | Д/И «Найди такую же деталь, как на рисунке». | Соотносить схему развертку с деталью конструктора закреплять названия деталей конструктора. |
4 | «Осенний букет» (природный материал). | Знакомить детей с миром цветов и листьев, учить составлять композиции из цветов и листьев, подбирая их по цветовой гамме. |
5 | «Зайчик», «Мишка» (блоки Дьенеша). | Развитие и совершенствование умения проводить анализ формы предметов. |
Октябрь | ||
1 | Аппликация (аранжировка) из осенних листьев и плодов. | Учить детей создавать композиции из природного материала – засушенных листьев, лепестков, семян; развивать чувство формы и композиции, воспитывать интерес и бережное отношение к природе. |
2 | «Грибная полянка»(LEGO-конструктор). | Выделять основные части постройки, определять их назначение. Закреплять умения скреплять детали разными способами (со смещением, на плато, скрепляя 2 детали одной). |
3 | «Постройка по рисунку» (деревянный строительный конструктор). | Формировать умение определять последовательность, отбирать материал, согласовывать свои действия с действиями товарищей. |
4 | Д/И «Построй, не открывая глаз». | Формировать умение находить строительную деталь на ощупь, развитие внутреннего плана действий, воспитывать выдержку. |
Ноябрь | ||
1 | Д/И «Помоги архитектору». | Формировать умение сравнивать контурную схему и постройку предмета. |
2 | «Птица» (оригами). | Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами, формировать умения следовать устным инструкциям. |
3 | П/Г «Хлеб». | Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. |
4 | «Бусы для мамы» (блоки Дьенеша). | Закреплять знания о форме, размере и цвете предметов, развивать логическое мышление, учить устанавливать закономерность. |
Декабрь | ||
1 | «Будка для собаки» (деревянный строительный конструктор). | Закреплять умение строить будку из строительного материала; формировать умение передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме. |
2 | Д/И «Где твой дом?» | Развитие осмысленного восприятия формы строительных деталей; узнавание детали на рисунке только с помощью зрительного анализатора. |
3 | «Моделируем снежинку» (оригами). | Изготовление снежинки из бумаги способом оригами. |
4 | Игрушка из шишки (природный материал). | Учить создавать поделки из природного материала. |
5 | «Ёлочка» (LEGO-конструктор). | Продолжать учить выполнять постройки по образцу; развивать мелкую моторику; развивать конструктивные и творческие способности. |
Январь | ||
1 | П/Г "Мы – пожарные". | Развитие познавательной активности детей и формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности; соотносить движения с текстом. |
2 | «Пожарные машины» (конструирование). | Учить детей находить новые конструкторские решения при выполнении задания по условию и в соответствии с общим замыслом . |
3 | «Цветок» (счетные палочки). | Расширять и обогащать практический опыт детей в процессе конструирования из счетных палочек. |
4 | «Мой дом, стол и стул» (LEGO-конструктор). | Формировать умение соединять детали различными способами; продолжать знакомить с новыми деталями конструктора. |
Февраль | ||
1 | «Государственный Флаг» (аппликация). | Продолжать формировать навыки аккуратного наклеивания различных форм, умение располагать цвета в определенной последовательности, сделать Российский флаг в технике аппликация. |
2 | «Конструирование транспорта: «Парусник», «Пароход»» (LEGO-конструктор). | Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, упражнять в счете, развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление. |
3 | «Рыбка» (счетные палочки). | Предложить детям «нарисовать» рыбку с помощью счетных палочек, развивать воображение, творческую активность. |
4 | «Рубашка для папы» (оригами). | Учить складывать лист бумаги, четко проглаживая линии сгиба; работать в соответствии со схемой и объяснением; побудить желание поздравить своих родных подарком, сделанным своими руками. |
Март | ||
1 | «Подарок для мамы» (цветная бумага, цветные салфетки). | Предложить детям создать подарок для мамы к 8 марта, учить аккуратно работать с клеем, развивать мелкую моторику рук, творческую активность, вызвать желание порадовать родных поделкой. |
2 | «Первые цветы» (оригами). | Совершенствовать умения детей работать в технике оригами; воспитывать любовь и бережное отношение к природе. |
3 | «Музыкальные инструменты, мы артисты» (LEGO-конструктор). | Изготовление дудочки, побуждать детей представлять, какой будет их будущая постройка, инсценировка выступления с выполненными работами. Дать возможность детям поэкспериментировать с конструктором lego. |
4 | «Ворота для машины Айболита» (конструктор). | Учить строить ворота из двух вертикально стоящих кирпичиков, на которые кладется еще один кирпичик. |
5 | «Страус» (палочки Кюизенера). | Формирование у детей умения конструировать по образцу, развивать творческое воображение, художественный вкус, аккуратность в работе. Воспитывать у детей добрые чувства и желание заботиться о пернатых братьях. |
Апрель | ||
1 | П/Г «С добрым утром». | Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. |
2 | «Ракета» (блоки Дьенеша). | Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, умение читать кодовое обозначение, упражнять в счете, развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление. |
3 | «Мостик для животных» (по образцу) (деревянный строительный конструктор). | Закреплять представление о назначении и строении мостов, название их частей: опоры, пролет, скаты, делать постройку устойчивой, формировать умение различать «длинный – короткий». |
4 | «Строим дом» (палочки Кюизенера). | Создание условий для закрепления геометрических фигур с палочками Кюизенера. |
Май | ||
1 | «Танки и военные корабли» (конструктор). | Учить подбирать материал для постройки по замыслу, развивать умение работать в команде, вызвать желание обыгрывать свои постройки. |
2 | П/Г «Семья». | Развивать мелкую моторику рук. |
3 | Д/И «Сделай орнамент». | Знакомить с понятиями формы, цвета, величины, создание начальных математических представлений; знакомить с геометрическими фигурами, их основными признаками, обучить счету, пониманию отношения целого и части; конструктивная деятельность: складывание предмета из частей, развитие логического мышления, внимания, памяти, речи, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, развитие фантазии, творческой активности. |
4 | «Цветок из пластилина» (пластилинография). | Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение цветка. |
Как показывает ряд исследований Л.П. Лурия, Н.Н. Поддьякова, А.Н. Давидчик, Л.А. Парамоновой конструктивная деятельность, отвечая интересам и потребностям дошкольников, обладает чрезвычайно широкими возможностями в плане умственного воспитания детей.
Работая с изделиями из бумаги и картона, ребёнок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор. Он развивает образное представление о возможностях предметов, учится конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты использования.
На данном этапе нами решались следующие задачи: формирование у детей интереса к конструированию и развитие коммуникативных навыков.
Данные формы работы позволили детям научиться конструированию из конструкторов различного типа, в том числе из нетрадиционного материала.
Таким образом, поставленная задача была выполнена в полном объеме.
Список использованной литературы
1. Венгер, Л. А. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 11. – С. 32-38.
2. Давидчук, А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1976. – 790 с.
3. Дворникова, З. Русский строительный материал. Радует, развлекает, развивает // Дошкольное воспитание. – 2001. - №5. – с.112-115.
4. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / Л.В. Трубайчук, С.Д. Кириенко, С.В. Проняева. – Челябинск, ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2010. – 290 с.
5. Елжова, Н.В. Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения / Н.В.Елжова. – Изд. – 2-е, перер. И дополн. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 250 с.
6. Ерофеева, Е.М. Конструирование для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. / Е.М. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. – 339 с.
7. Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 240 с.
8. Лиштван, З.В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду: книга для воспитателя детского сада. – М., 2000. – 175 с.
9. Лурия, А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольников: вопросы психологии ребенка дошкольного возраста // Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. – М. – Л.: Издательство АПН РСФСР, 1948. – с.34-64.
10. Лыкова, И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала / И.А. Лыкова. – М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2010. – 160 с.
11. Поддъяков, Н.Н. Мышление дошкольников. – М.: Педагогика, 1977. – 272 с.
12. Поддъяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества дошкольников // Вопросы психологии. – 1990. - №1. – С.16-19.
13. Урадовских, Г.А. Художественное конструирование из деталей конструктора/ // Дошкольное воспитание. - 2005. -№ 2 - С.15-22.
Приложение 1 - Дидактические игры.
Д/И «Построй, не открывая глаз».
Цель: Формировать умение находить строительную деталь на ощупь, Развитие внутреннего плана действий, воспитывать выдержку.
Оборудование: Набор конструктора, схемы конструкции.
Ход игры: Предложить рассмотреть схему конструкции и строительные детали. Построить конструкцию закрытыми глазами (3-5 детали).
Упростить задачу: предварительно построить конструкцию разобрать, затем собрать с закрытыми глазами.
Усложнение: увеличить количество деталей.
Д/И «Найди такую же деталь, как на рисунке».
Цель: Соотносить схему развертку с деталью конструктора закреплять названия деталей конструктора.
Оборудование: Схемы развертки и детали конструктора к ним.
Ход игры: Дети по очереди берут схему развертку детали конструктора, находят соответствующую строительную деталь.
Усложнить деталь выкладывают, согласно схемы будущей конструкции.
Д/И «Помоги архитектору».
Цель: Формировать умение сравнивать контурную схему и постройку предмета.
Оборудование: Готовые конструкции, карточки, с контурными изображениями построек сложной формы (дома с разными крышами, пристройками).
Ход игры: Дети находят соответствующую контурную схему, дорисовывают ее.
Д/И «Где твой дом?»
Цель: Развитие осмысленного восприятия формы строительных деталей; узнавание детали на рисунке только с помощью зрительного анализатора.
Оборудование: Строительные детали игры. Карты с изображением строительных деталей.
Ход игры: Играющие делятся на 2-е группы: у одной группы строительные детали у другой карточки с изображением деталей. Дети с деталями занимают свои места (встают в начерченные круги).
Остальные участники игры получают карточки – это приглашение переехать в новый дом. Чтобы не спутать свой дом с чужим, нужно внимательно рассмотреть детали в домах и выбрать такую же, как изображено на карточке. По сигналу «Где твой дом?» дети разбегаются по своим домам. Как только дом будет полностью заселен, все жильцы поднимают свои карточки. Воспитатель и «хозяева» домов проверяют, в каком доме раньше собрались жильцы и все ли правильно нашли свой дом.
Д/И «Сделай орнамент».
Цель: Знакомство с понятиями формы, цвета, величины, создание начальных математических представлений: знакомства с геометрическими фигурами, их основными признаками, обучение счету, понимание отношения целого и части, конструктивная деятельность: складывание предмета из частей, развитие логического мышления, внимания, памяти, речи, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, развитие фантазии, творческой активности.
Материал: набор плоскостных геометрических фигур основных цветов, рамки, разрезанные фигуры.
Ход: В основе орнамента лежит расположение повторяющихся элементов на плоскости. Орнаменты можно делать как из одинаковых, так и из разных фигур располагая их по линии, веером, цветком или накладывая частично друг на друга.
Д/И «Мостик для животных».
Цель: Продолжать учить две лесенки и делать перекрытие (накладывать сверху пластину, играть с постройкой.
Словарь: лесенка, высота, сверху, мост, рядом, пластина. Материал: кубики и кирпичики, пластина.
Ход игры: Вот у нас широкая река. А нам с вами необходимо перевести игрушки. – Что нам делать? Конечно же построить мост. (Воспитатель строит образец) Предлагает детям построить свой мост и перевезти игрушки.
Приложение 2 - Пальчиковая гимнастика.
«Хлеб»
Муку в тесто замесили,
(Сжимают и разжимают кулачки)
А из теста мы слепили:
(Прихлопывают ладошками, «лепят»)
Пирожки и Сдобные ватрушки,
(Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца)
Булочки и калачи – Всё мы испечём в печи.
(Обе ладошки разворачивают вверх)
Очень вкусно!
(Гладят живот)
«Игрушки».
Я с игрушками играю:
(Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю,
(Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю,
(Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю.
(Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем)
"Мы – пожарные"
На машине ярко – красной
(Двумя руками имитируем езду на машине «крутим руль»)
Мчимся мы вперёд.
(Ритмично щёлкаем пальцами рук)
Труд тяжёлый и опасный
(Энергично потираем ладонь о ладонь вертикально)
Нас, пожарных, ждёт.
(Скрещивают руки на груди и ритмично похлопываем по плечам скрещенными руками)
Вой пронзительный сирены
(Ритмично покачивают головой)
Может оглушить
(Указательные пальцы обеих рук подносим к ушам, ритмично постукиваем)
Будем и водой, и пеной
(Ритмично «выбрасываем» пальцы из сжатого кулака).
Мы пожар тушить.
(Ритмично постукивают кулачками друг о друга)
И в беду попавшим людям
(Ритмично потирают ладони)
Сможем мы помочь
(Ритмично похлопывают руками по бокам)
С пламенем бороться будем,
(Ритмично потопывают)
Мы и день и ночь!
(Ритмично хлопают в ладоши)
«Семья».
(С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого).
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
«С добрым утром».
(Поглаживание частей тела, о которых говорится. Глазки смотрят в бинокль, ушки слушают, ручки хлопают, ножки притопывают, руки к солнышку, голова вверх, улыбнуться.)
С добрым утром, глазки.
Вы проснулись?
С добрым утром, ушки.
Вы проснулись?
С добрым утром, ручки.
Вы проснулись?
С добрым утром, ножки.
Вы проснулись?
С добрым утром, солнце.
Я проснулся?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы с родителями по проблеме формированию конструктивных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста через оригами
перспективный план работы с родителями по формированию конструктивных умений и навыков старшегот дошкольного возраста через оригами...
Перспективный план занятий по формированию конструктивных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста, используя технику оригами.
перспективный план занятий по формированию конструктивных умений и навыков у деетй старшего дошкольного возраста используя технику оригами...
«Формирование компетентности родителей по вопросу развития у детей 2 – 3 лет конструктивных умений и навыков».
Повышение родительской компетенции в игре с ребёнком....
Формирование конструктивных умений и навыков - основа детского научно-технического творчества
Конструирование из снега как средство развития позновательных способностей детей...
Методические рекомендации по теме: «Развитие конструктивных умений и навыков дошкольников при использовании конструктора «ТИКО».
Методические рекомендации по развитию конструктивных умений и навыков дошкольников при использовании конструктора "ТИКО"...
Методические рекомендации по теме: «Использование конструктора «ТИКО» в непрерывной образовательной деятельности в ДОУ по ФГОС для развития конструктивных умений и навыков дошкольников».
Методические рекомендации описывают систему работы по развитию конструктивных умений и навыков дошкольников в соответствии с возрастом, проанализированы возможности современного дидактического средств...