Познавательно -творческий проект "Формирование творческих способностей, конструктивных умений и навыков у детей 4-5 лет"
проект (средняя группа)

Центральное место в формировании конструктивно –творческих способностей у детей занимает овладение детьми способами конструирования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань

"Детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по социально-личностному направлению развития детей №11 «Елочка»

Познавательно-творческий проект

«Формирование творческих способностей, конструктивных умений и навыков у детей 4-5 лет».

Автор проекта: Сафиюлина Т.В.

г. Нягань

2021 г.

2

Оглавление

Введение…………………………………………………………….…………….3

Комплекс проводимых мероприятий ……………….…………………….…….6

Заключение ………………………………………………………………………12

Список литературы ……………………………………………………………...13

Приложение 1 - Дидактические игры …………………………….....…………14

Приложение 2 - Пальчиковая гимнастика ………………………………....….16

3

1.Муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Няганьдетский сад №11 «Ёлочка».

2.Проект «Формирование творческих способностей, конструктивных умений и навыков у детей 4-5 лет».

3.Тип проекта: познавательно-творческий, групповой.

4.Продолжительность: долгосрочный.

5.Сроки реализации: сентябрь 2021 г. – май 2022 г.

6.Участники проекта: дети средней группы №4 «Звездочки», воспитатели группы, родители.

7.Автор проекта: Сафиюлина Татьяна Викторовна.

Введение.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) задает новые ориентиры развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений в организацию образовательной деятельности в ДОУ. На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребенка, является конструктивная деятельность.

Особое место в развитии детей дошкольного возраста занимает конструирование – продуктивная деятельность, направленная на создание конструкций, моделей из различных материалов, которые и определяют вид конструирования.

Под конструктивной деятельностью принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала. Она способствует развитию мелкой моторики и накоплению сенсорного опыта для формирования сложных

4

мыслительных действий, творческого воображения и механизмов управления собственным поведением. Именно в процессе конструирования возможно эффективное освоение математических представлений.

Проблема формирования интереса к конструированию у детей дошкольного возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике. Так как, разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности.

Актуальность проблемы проведения занятий по конструированию в дошкольных учреждениях состоит в том, что на данном этапе развития общества, конструированию уделяется мало часов для освоения детьми, нежели другим дисциплинам (языку, математике, рисованию и др.)

Исходя из вышесказанного, цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития у детей 4-5 лет конструктивных умений и творческих способностей.

Объект исследования: процесс формирования у детей 4-5 лет творческих способностей, конструктивных умений и навыков.

Предмет исследования: конструирование, как вид деятельности ребенка-дошкольника.

Цель: формирование творческих способностей, конструктивных умений и навыков детей 4-5 лет.

Разработаны задачи:

1.Воспитать у детей необходимые умения и навыки конструирования, творческие способности.

2.Дать детям знания о предметах, отображаемых в конструктивной

деятельности, об их внешнем виде, структуре, об основных частях, их форме,

пространственном расположении, относительной величине, о материалах, с

которыми они работают.

3.Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-моторную координацию, пространственную и плоскостную ориентации.

4.Воспитывать у детей самостоятельность в работе, творческую инициативу.

5

5.Организовать детско-родительское сотрудничество в конструктивной деятельности.

6.Обогатить предметно – пространственную среду атрибутами для конструирования.

Ожидаемый результат: Положительная динамика творческих способностей, конструктивных умений и навыков у детей.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный

-Выбор темы и разработка педагогического проекта.

-Организация развивающей среды.

-Подготовить информационную копилку (консультации, анкет, текстов) с целью активизации интереса родителей к конструированию, повышению педагогической грамотности родителей в вопросах разностороннего развития детей дошкольного возраста.

-Разработать картотеку игр на развитие конструктивных способностей.

2 этап – основной

-Подборка диагностического материала, проведение диагностики, коррекции конструктивных умений и навыков.

-Разработка методических рекомендаций для родителей по

совершенствованию навыков пространственной ориентации.

-Составление перспективного плана работы по развитию конструктивных навыков детей на основании диагностических данных.

-Разработка примерных конспектов коррекционно – развивающих занятий.

-Апробирование методики игры.

-Проведение консультации для родителей.

3 этап – обобщающий

-Подведение итогов работы с детьми (диагностики).

-Изготовление фотоальбома «Конструируем, играем, наших деток развиваем».

Комплекс проводимых мероприятий.

Форма работы с детьми

Цели

Сентябрь

1

«Дорога для машин, светофор»

 (LEGO-конструктор).

Закреплять знания о транспорте. Закреплять навыки конструирования.

2

П/Г «Игрушки».

Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

3

Д/И «Найди такую же деталь, как на рисунке».

Соотносить схему развертку с деталью конструктора закреплять названия деталей конструктора.

4

«Осенний букет»

(природный материал).

Знакомить детей с миром цветов и листьев, учить составлять композиции из цветов и листьев, подбирая их по цветовой гамме.

5

«Зайчик», «Мишка»

(блоки Дьенеша).

Развитие и совершенствование умения проводить анализ формы предметов.

Октябрь

1

Аппликация (аранжировка) из осенних листьев и плодов.

Учить детей создавать композиции из природного материала – засушенных листьев, лепестков, семян; развивать чувство формы и композиции, воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

2

«Грибная полянка»(LEGO-конструктор).

Выделять основные части постройки, определять их назначение. Закреплять умения скреплять детали разными способами (со смещением, на плато, скрепляя 2 детали одной).

3

«Постройка по рисунку» (деревянный строительный конструктор).

Формировать умение определять последовательность, отбирать материал, согласовывать свои действия с действиями товарищей.

4

Д/И «Построй, не открывая глаз».

Формировать умение находить строительную деталь на ощупь, развитие внутреннего плана действий, воспитывать выдержку.

Ноябрь

1

Д/И «Помоги архитектору».

Формировать умение сравнивать контурную схему и постройку предмета.

2

«Птица» (оригами).

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами, формировать умения следовать устным инструкциям.

3

П/Г «Хлеб».

Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

4

«Бусы для мамы» (блоки Дьенеша).

Закреплять знания о форме, размере и цвете предметов, развивать логическое мышление, учить устанавливать закономерность.

Декабрь

1

«Будка для собаки» (деревянный строительный конструктор).

Закреплять умение строить будку из строительного материала; формировать умение передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме.

2

Д/И «Где твой дом?»

Развитие осмысленного восприятия формы строительных деталей; узнавание детали на  рисунке только с помощью зрительного анализатора.

3

«Моделируем снежинку» (оригами).

Изготовление снежинки из бумаги способом оригами.

4

Игрушка из шишки

(природный материал).

Учить создавать поделки из природного материала.

5

«Ёлочка» (LEGO-конструктор).

Продолжать учить выполнять постройки по образцу; развивать мелкую моторику; развивать конструктивные и творческие способности.

Январь

1

П/Г "Мы – пожарные".

Развитие познавательной активности детей и формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности; соотносить движения с текстом.

2

«Пожарные машины» (конструирование).

Учить детей находить новые конструкторские решения при выполнении задания по условию и в соответствии с общим замыслом .

3

«Цветок»

(счетные палочки).

Расширять и обогащать практический опыт детей в процессе конструирования из счетных палочек.

4

«Мой дом, стол и стул»

(LEGO-конструктор).

Формировать умение соединять детали различными способами; продолжать знакомить с новыми деталями конструктора.

Февраль

1

«Государственный Флаг» (аппликация).

Продолжать формировать навыки аккуратного наклеивания различных форм, умение располагать цвета в определенной последовательности, сделать Российский флаг в технике аппликация.

2

«Конструирование транспорта: «Парусник», «Пароход»» (LEGO-конструктор).

Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, упражнять в счете, развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

3

«Рыбка» (счетные палочки).

Предложить детям «нарисовать» рыбку с помощью счетных палочек, развивать воображение, творческую активность.

4

«Рубашка для папы» (оригами).

Учить складывать лист бумаги, четко проглаживая линии сгиба; работать в соответствии со схемой и объяснением; побудить желание поздравить своих родных подарком, сделанным своими руками.

Март

1

«Подарок для мамы» (цветная бумага, цветные салфетки).

Предложить детям создать подарок для мамы к 8 марта, учить аккуратно работать с клеем, развивать мелкую моторику рук, творческую активность, вызвать желание порадовать родных поделкой.

2

«Первые цветы» (оригами).

Совершенствовать умения детей работать в технике оригами; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

3

«Музыкальные инструменты, мы артисты» (LEGO-конструктор).

Изготовление дудочки, побуждать детей представлять, какой будет их будущая постройка, инсценировка выступления с выполненными работами. Дать возможность детям поэкспериментировать с конструктором lego.

4

«Ворота для машины Айболита» (конструктор).

Учить строить ворота из двух вертикально стоящих кирпичиков, на которые кладется еще один кирпичик.

5

«Страус» (палочки Кюизенера).

Формирование у детей умения конструировать по образцу, развивать творческое воображение, художественный вкус, аккуратность в работе. Воспитывать у детей добрые чувства и желание заботиться о пернатых братьях.

Апрель

1

П/Г «С добрым утром».

Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

2

«Ракета» (блоки Дьенеша).

Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, умение читать кодовое обозначение, упражнять в счете, развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

3

«Мостик для животных» (по образцу) (деревянный строительный конструктор).

Закреплять представление о назначении и строении мостов, название их частей: опоры, пролет, скаты, делать постройку устойчивой, формировать умение различать «длинный – короткий».

4

«Строим дом» (палочки Кюизенера).

Создание условий для закрепления геометрических фигур с палочками Кюизенера.

Май

1

«Танки и военные корабли» (конструктор).

Учить подбирать материал для постройки по замыслу, развивать умение работать в команде, вызвать желание обыгрывать свои постройки.

2

П/Г «Семья».

Развивать мелкую моторику рук.

3

Д/И «Сделай орнамент».

Знакомить с понятиями формы, цвета, величины, создание начальных математических представлений; знакомить с геометрическими фигурами, их основными признаками, обучить счету, пониманию отношения целого и части; конструктивная деятельность: складывание предмета из частей, развитие логического мышления, внимания, памяти, речи, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, развитие фантазии, творческой активности.

4

«Цветок из пластилина» (пластилинография).

Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение цветка.


Как показывает ряд исследований Л.П. Лурия, Н.Н. Поддьякова, А.Н. Давидчик, Л.А. Парамоновой конструктивная деятельность, отвечая интересам и потребностям дошкольников, обладает чрезвычайно широкими возможностями в плане умственного воспитания детей.

Работая с изделиями из бумаги и картона, ребёнок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор. Он развивает образное представление о возможностях предметов, учится конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты использования.

На данном этапе нами решались следующие задачи: формирование у детей интереса к конструированию и развитие коммуникативных навыков.

Данные формы работы позволили детям научиться конструированию из конструкторов различного типа, в том числе из нетрадиционного материала.

Таким образом, поставленная задача была выполнена в полном объеме.

        

Список использованной литературы

1. Венгер, Л. А. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 11. – С. 32-38.

2. Давидчук, А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1976. – 790 с.

3. Дворникова, З. Русский строительный материал. Радует, развлекает, развивает // Дошкольное воспитание. – 2001. - №5. – с.112-115.

4. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / Л.В. Трубайчук, С.Д. Кириенко, С.В. Проняева. – Челябинск, ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2010. – 290 с.

5. Елжова, Н.В. Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения / Н.В.Елжова. – Изд. – 2-е, перер. И дополн. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 250 с.

6. Ерофеева, Е.М. Конструирование для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. / Е.М. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. – 339 с.

7. Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 240 с.

8. Лиштван, З.В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду: книга для воспитателя детского сада. – М., 2000. – 175 с.

9. Лурия, А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольников: вопросы психологии ребенка дошкольного возраста // Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. – М. – Л.: Издательство АПН РСФСР, 1948. – с.34-64.

10. Лыкова, И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала / И.А. Лыкова. – М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2010. – 160 с.

11. Поддъяков, Н.Н. Мышление дошкольников. – М.: Педагогика, 1977. – 272 с.

12. Поддъяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества дошкольников // Вопросы психологии. – 1990. - №1. – С.16-19.

13. Урадовских, Г.А. Художественное конструирование из деталей конструктора/ // Дошкольное воспитание. - 2005. -№ 2 - С.15-22.

Приложение 1 - Дидактические игры.

Д/И «Построй, не открывая глаз».

Цель: Формировать умение находить строительную деталь на ощупь, Развитие внутреннего плана действий, воспитывать выдержку.

Оборудование: Набор конструктора, схемы конструкции.

Ход игры: Предложить рассмотреть схему конструкции и строительные детали. Построить конструкцию закрытыми глазами (3-5 детали).

Упростить задачу: предварительно построить конструкцию разобрать, затем собрать с закрытыми глазами.

Усложнение: увеличить количество деталей.

Д/И «Найди такую же деталь, как на рисунке».

Цель: Соотносить схему развертку с деталью конструктора закреплять названия деталей конструктора.

Оборудование: Схемы развертки и детали конструктора к ним.

Ход игры: Дети по очереди берут схему развертку детали конструктора, находят соответствующую строительную деталь.

Усложнить деталь выкладывают, согласно схемы будущей конструкции.

Д/И «Помоги архитектору».

Цель: Формировать умение сравнивать контурную схему и постройку предмета.

Оборудование: Готовые конструкции, карточки, с контурными изображениями построек сложной формы (дома с разными крышами, пристройками).

Ход игры: Дети находят соответствующую контурную схему, дорисовывают ее.

Д/И «Где твой дом?»

Цель: Развитие осмысленного восприятия формы строительных деталей; узнавание детали на рисунке только с помощью зрительного анализатора.

Оборудование: Строительные детали игры. Карты с изображением строительных деталей.

Ход игры: Играющие делятся на 2-е группы: у одной группы строительные детали у другой карточки с изображением деталей. Дети с деталями занимают свои места (встают в начерченные круги).

Остальные участники игры получают карточки – это приглашение переехать в новый дом. Чтобы не спутать свой дом с чужим, нужно внимательно рассмотреть детали в домах и выбрать такую же, как изображено на карточке. По сигналу «Где твой дом?» дети разбегаются по своим домам. Как только дом будет полностью заселен, все жильцы поднимают свои карточки. Воспитатель и «хозяева» домов проверяют, в каком доме раньше собрались жильцы и все ли правильно нашли свой дом.

Д/И «Сделай орнамент».

Цель: Знакомство с понятиями формы, цвета, величины, создание начальных математических представлений: знакомства с геометрическими фигурами, их основными признаками, обучение счету, понимание отношения целого и части, конструктивная деятельность: складывание предмета из частей, развитие логического мышления, внимания, памяти, речи, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, развитие фантазии, творческой активности.

Материал: набор плоскостных геометрических фигур основных цветов, рамки, разрезанные фигуры.

Ход: В основе орнамента лежит расположение повторяющихся элементов на плоскости. Орнаменты можно делать как из одинаковых, так и из разных фигур располагая их по линии, веером, цветком или накладывая частично друг на друга.

Д/И «Мостик для животных».

Цель: Продолжать учить две лесенки и делать перекрытие (накладывать сверху пластину, играть с постройкой.

Словарь: лесенка, высота, сверху, мост, рядом, пластина. Материал: кубики и кирпичики, пластина.

Ход игры: Вот у нас широкая река. А нам с вами необходимо перевести игрушки. – Что нам делать? Конечно же построить мост. (Воспитатель строит образец) Предлагает детям построить свой мост и перевезти игрушки.

Приложение 2 - Пальчиковая гимнастика.

«Хлеб»

Муку в тесто замесили,

(Сжимают и разжимают кулачки)

А из теста мы слепили:

(Прихлопывают ладошками, «лепят»)

Пирожки и Сдобные ватрушки,

(Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца)

Булочки и калачи – Всё мы испечём в печи.

(Обе ладошки разворачивают вверх)

Очень вкусно!

(Гладят живот)

«Игрушки».

Я с игрушками играю:

(Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю,

(Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю,

(Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю.

(Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем)

"Мы – пожарные"

На машине ярко – красной

(Двумя руками имитируем езду на машине «крутим руль»)

Мчимся мы вперёд.

(Ритмично щёлкаем пальцами рук)

Труд тяжёлый и опасный

(Энергично потираем ладонь о ладонь вертикально)

Нас, пожарных, ждёт.

(Скрещивают руки на груди и ритмично похлопываем по плечам скрещенными руками)

Вой пронзительный сирены

(Ритмично покачивают головой)

Может оглушить

(Указательные пальцы обеих рук подносим к ушам, ритмично постукиваем)

Будем и водой, и пеной

(Ритмично «выбрасываем» пальцы из сжатого кулака).

Мы пожар тушить.

(Ритмично постукивают кулачками друг о друга)

И в беду попавшим людям

(Ритмично потирают ладони)

Сможем мы помочь

(Ритмично похлопывают руками по бокам)

С пламенем бороться будем,

(Ритмично потопывают)

Мы и день и ночь!

(Ритмично хлопают в ладоши)

«Семья».

(С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого).

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

«С добрым утром».

(Поглаживание частей тела, о которых говорится. Глазки смотрят в бинокль, ушки слушают, ручки хлопают, ножки притопывают, руки к солнышку, голова вверх, улыбнуться.)

С добрым утром, глазки.

Вы проснулись?

С добрым утром, ушки.

Вы проснулись?

С добрым утром, ручки.

Вы проснулись?

С добрым утром, ножки.

Вы проснулись?

С добрым утром, солнце.

Я проснулся?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с родителями по проблеме формированию конструктивных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста через оригами

перспективный план работы с родителями по формированию конструктивных умений и навыков старшегот дошкольного возраста через оригами...

Перспективный план занятий по формированию конструктивных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста, используя технику оригами.

перспективный план занятий по формированию конструктивных умений и навыков у деетй старшего дошкольного возраста используя технику оригами...

Формирование конструктивных умений и навыков - основа детского научно-технического творчества

Конструирование из снега как средство развития позновательных способностей детей...

Методические рекомендации по теме: «Развитие конструктивных умений и навыков дошкольников при использовании конструктора «ТИКО».

Методические рекомендации по развитию конструктивных умений и навыков дошкольников при использовании конструктора "ТИКО"...

Методические рекомендации по теме: «Использование конструктора «ТИКО» в непрерывной образовательной деятельности в ДОУ по ФГОС для развития конструктивных умений и навыков дошкольников».

Методические рекомендации описывают систему работы по развитию конструктивных умений и навыков дошкольников в соответствии с возрастом, проанализированы возможности современного дидактического средств...