Познавательно-творческий проект для детей среднего дошкольного возраста "Северный валенок"
проект (средняя группа) по теме
Цель проекта - заинтересовать родителей и детей в сохранении здоровья при ношении валяной обуви (валенок). Расширять представление детей и взрослых о русской северной обуви, её происхождением, о лечебных свойствах.Воспитывать у детей и родителей интерес к здоровому образу жизни, потребность заботиться о своем здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_severnyy_valenok.docx | 63.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад М.Монтессори».
Познавательно – творческий проект для детей среднего дошкольного возраста
Воспитатели:
Волова Елена Энгельсовна,
высшая квалификационная категория
Попова Галина Николаевна,
1 квалификационная категория
п. Октябрьский
2015 год
Содержание:
1.Познавательно - творческий проект для детей среднего дошкольного возраста «Северный валенок»».
2. Список литературы и интернет - ресурсы.
3.Приложения:
1. Консультация для родителей «О пользе валенок».
2. Информация для бесед с детьми:
- откуда валенки пошли;
- о пользе валенок;
- как делают валенки;
- интересные факты про валенки.
3. Конспект НОД «Кузины валенки».
4. Фольклорные жанры.
5. Положение о конкурсе «Эх, валенки».
6. Сценарий развлечения «Эх, валенки, валенки».
7. Комментарии к презентации «Валенки, валенки – красивые, да ладненькие!»
(http://vospitateljam.ru/valenki-valenki-krasivye-da-ladnenkie/)
8.Фотографии:
- на прогулку в валенках;
- игры в музее;
- экскурсия на рынок;
- «Дело мастера боится» (мастер – класс);
- «Наши валенки малы, но уж очень хороши» (НОД);
- «Кузины валенки» (НОД);
- «Эх, валенки» (конкурс);
- «Эх, валенки, валенки» (развлечение).
9. Детские работы.
10. Итоговая презентация «Северный валенок».
Познавательно – творческий проект
«Северный валенок»
Проблема: на прогулке в зимнее время у детей в ботинках часто мерзнут ноги.
Вид: групповой.
Продолжительность: краткосрочный.
Участники: воспитатели и воспитанники средней группы, родители, музыкальный руководитель.
Области:
1.Физическое развитие
2.Познавательное развитие
3.Социально – коммуникативное развитие
4.Речевое развитие
5.Художественно-эстетическое развитие
Актуальность:
Валенки - вещь полезная, во всех отношениях. А все благодаря овечьей шерсти. Она не только надежно греет, но и лечит. Целебные свойства войлочной обуви были замечены давно и их благотворное влияние на здоровье человека. Натуральные волокна шерсти валенка имеют большую теплоемкость, что позволяет ногам не мерзнуть при очень низких температурах. Валенок охраняет стопу человека не только от холода, но и от жары. Ноги в валенках не потеют, так как волокна шерсти обеспечивают естественную циркуляцию воздуха. Натуральная овечья шерсть замечательно поглощает и испаряет влагу, сама оставаясь сухой. Именно такое сухое тепло и помогает при простудах. Также валенки часто рекомендуют людям с нарушенной системой кровообращения. Обутая на босую ногу, валяная обувь оказывает массажное воздействие. За счет трения создается электростатическое поле, которое способствует улучшению циркуляции крови. Валенки очень полезны при болезнях опорно-двигательной системы, потому что стопа в такой обуви не деформируется, к тому же, валяная обувь пропускает воздух, что препятствует развитию грибковых заболеваний. Валенки помогают снять нервное напряжение, чувство усталости и тяжести в ногах, боли в спине. Натуральные шерстяные валенки обладают положительной для человека энергетикой.
Цель:
Заинтересовать родителей и детей в сохранении здоровья при ношении валяной обуви (валенок). Познакомить со свойствами теплой, мягкой, полезной обуви.
Задачи:
- Расширять представления детей с русской северной обувью, её происхождением, о лечебных свойствах.
- Развивать интерес к русским народным традициям северного народа
- Воспитывать у детей и родителей интерес к здоровому образу жизни, потребность заботиться о своем здоровье.
Предварительная работа:
- Чтение русской народной сказки «Два Мороза».
- Просмотр художественного фильма «Морозко»
- Заучивание потешек, частушек, танца с валенками.
- Консультация для родителей «О пользе валенок».
- Конкурс для родителей и детей на лучшее оформление валенка «Эх, валенки»
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный:
- сбор информации;
- создание консультации для родителей;
- привлечение родителей к участию в конкурсе «Эх, валенки».
- Организационный:
- беседы с детьми;
- просмотр презентации « Валенки, валенки – красивые, да ладненькие»
- участие в мастер-классе «Валяние валенка»;
- художественное творчество (лепка, аппликация, рисование);
- чтение художественной литературы;
- посещение музея по теме: «Откуда валенок пришел»;
- организация и проведение конкурса.
3. Итоговый:
- Развлечение «Эх, валенки, валенки».
- Итоговая презентация по проделанной работе.
Формы реализации проекта:
- Тематические беседы по ознакомлению с окружающим.
- Чтение художественной литературы.
- Разучивание стихов, потешек, частушек.
- НОД.
- Просмотр презентации.
- Посещение музея.
- Организация выставки.
Предполагаемые результаты:
- У детей сформированы знания об истории русского валенка и его лечебных свойствах.
- У дошкольников развивается интерес к истории традиционной русской одежде, традициям севера.
- Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.
- Приобретение валяной обуви для прогулок детям и взрослым.
Оценка результата:
Реализация задач данного проекта проходила через все виды деятельности.
Работа над проектом позволила достичь активного сотрудничества родителей, детей и педагогов. Повысить интерес детей и родителей к истории традиционной русской обуви – валенкам. Сформировать знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления и их лечебных свойствах. Каждый из участников проекта попробовал себя в роли модельера, украсил свои валенки. Пение частушек, русских народных песен, чтение потешек, исполнение танца в валенках, хоровода, способствовали глубже прочувствовать народный быт.
В ходе реализации проекта создана благоприятная атмосфера для сближения всех участников проекта, реализованы творческие способности взрослых и детей.
Хотелось бы верить, что приобретенные знания, опыт оставят свой след в сознании каждого участника проекта. В дальнейшем такая форма работы будет использоваться в приобщении дошкольников к истокам народной культуры, к передаче их подрастающему поколению.
Список литературы:
1. «Метод проектов в дошкольном образовании» (методическое пособие). Издательство АО ИППК РО, 2011 год, г. Архангельск.
2. «Проектная деятельность старших дошкольников». Журавлева В.Н. Издательство «Учитель», 2009 года, г. Волгоград.
Журналы:
1.Дошкольное образование. №2, январь, 2010 года, стр. 24.
Интернет – ресурсы:
- http://www.o-detstve.ru/
- http://wikikurgan.orbitel.ru/index.php/Учебный_проект_"Валенки_да_валенки,_ой,_да_не_подшиты,_стареньки"
- http://tmndetsady.ru/
- http://vospitateljam.ru/valenki-valenki-krasivye-da-ladnenkie/
Приложение 1.
Консультация для родителей
О пользе валенок
Валенки – как русская матрёшка, как пуховый платок – национальный атрибут России. Невозможно представить зиму без валенок. Даже самые взыскательные модницы, в суровые морозы предпочитают валенки. Ноги, обутые в валенки, ощущают комфорт, тепло и сухость. Волокна шерсти обладают очень низкой теплопроводностью, что позволяет ногам не мерзнуть при низких температурах. Недаром гласит русская пословица «Держи ноги в тепле…», ведь только натуральная шерсть хорошо сохраняет тепло. Войлок и от морозов защитит и здоровье сохранит. В том, что ничего лучше не придумаешь, чем валенки в морозы для ребенка, знают все. В них комфортно, сухо и тепло. Валенки просто не заменимы при детских прогулках зимой, так как это полезно и практично, да и ноги всегда в тепле. Шерсть не только греет, но и лечит. Обутая на босую ногу валяная обувь оказывает массажное воздействие, из-за чего ее часто рекомендуют людям с нарушенным кровообращением, так как это способствует улучшению циркуляцию крови. Валяная шерсть богата ланолином (животным воском), поэтому стопа в такой обуви не деформируется и хорошо согревает суставы. Шерсть хорошо поглощает и испаряет влагу, оставаясь сухой, и именно это помогает при простудах. Отмечено так же, что валяная обувь препятствует развитию грибковых заболеваний, ускоряет заживление ран и переломов. Так же валенки помогают при болях в спине, отеках ног, усталости, нервозности, и многих других неприятных симптомах. Важно отметить и то, что натуральную шерсть получают от овец, не причиняя при этом им никакого вреда. Эта чудо-обувь, изготовленная без единого шва, обладает положительной энергетикой. Наши ученые заметили, что если дети носят валенки до 12-13 лет, то у них не развиваются воспалительные процессы: мальчикам не грозит простатит и импотенция, а у девочек – воспаление придатков, и как следствие, бесплодие.
Без валенок наши предки не мыслили святочные масленичные гуляния, колесование, ярмарки, во время которых стояли трескучие морозы. Такой обувкой не брезговали даже коронованные особы.
Валенки – удобная и целебная обувь. Мягкие и теплые, они не деформируют ногу и никогда не садятся (речь идет о валенках, сделанных по канонам изготовления валяной обуви). Чистая овечья шерсть, свалянная тёплыми руками мастера, даёт человеку силу и душевный покой.
Купите пару настоящих валенок, и несколько раз в неделю просто ходите в них по квартире минут по 15-20 и сразу почувствуете оздоровительный эффект. Из истории возникновения валенок известно, что они появились в Сибири. Эти валяные из шерсти сапоги спасали от лютых морозов. На Алтае из шерсти делали ковры, а в Азии – стельки, утеплители стен домов.
Изготовление валенок – трудоемкий процесс, требующий специальных умений и оборудования. Сначала шерсть очищали и отбивали, чтобы она стала мягкой, затем – валяли вручную, обрабатывали паром, выдерживали в горячем солевом растворе и только после этого надевали на специальную форму, сбивали войлок до нужного размера на заурядной колодке. Искусство изготовления валенок передавалось из поколения в поколение, и каждый имел свой секрет не похожий на другие.
Раньше валенки считали дорогим удовольствием. Редко когда в семье была не одна пара валенок, поэтому их носили по очереди и передавали следующему поколению. Петр I лечил в валенках похмелье, а придворные дамы и даже императрицы носили валенки под бальными платьями.
Велико значение валенок для русского солдата, ведь именно валенки помогли одержать победу над Наполеоном и в Великой отечественной войне, так как у немцев валенок отродясь не было и Сибирские морозы им неведомы. А освоение Южного и Северного полюсов и вовсе без валенок было бы невозможным.
Валенки делали не только из овечьей шерсти, но и из козьей, верблюжьей и даже собачей.
Однако, у валенок есть один недостаток – они намокают в сырую погоду. Поэтому, валенки берегли и носили с калошами, а бедняки надевали поверх валенок – лапти. Иметь валенки было роскошью. Парень в валенках был завидным женихом.
В настоящее время спрос на валенки не падает. Эта обувь остается актуальной из-за удобства, ногам комфортно и тепло. Уже осенью выстраиваются очереди за валенками - самокатками на предприятия, где их изготавливают. И по цене доступные, и в хозяйстве незаменимые, особенно в сельской местности. Да и в городах сейчас мода на валенки. Нередко увидишь украшенные валенки вышивкой, молнией.
Валенки – это залог здоровья, долголетия и комфорта. Каждый из нас в детстве носил валенки, ведь родители знают, если ноги в тепле – простуда малышу не страшна.
Приложение 2.
Откуда валенки пошли
“Валенки — род башмаков или сапог, свалянных из шерсти”, такое определение можно прочесть в словаре Владимира Даля. Однако для нас эта обувь настолько знакома и привычна, что не нуждается в описании. В представлении же иностранцев валенки еще недавно слыли неофициальным символом нашей страны, одним из колоритных атрибутов образа русского человека.
Валенки так прочно вошли в наше сознание, что кажется: они существуют испокон веков. Их упоминают в исторических романах, повествующих о временах Дмитрия Донского (“Семен Гордый” Дмитрия Балашова) или Петра I (“Петр I” Алексея Толстого). Валенки можно увидеть на картине художника Б. Ф. Иогансона, изобразившего Никиту Демидова — колоритную фигуру начала XVIII века. Основатель уральских заводов обут в белые валенки, очень напоминающие бурки советской номенклатуры.
Однако широко распространенное представление о древности валенок ошибочно. В действительности ни при Петре I, ни тем более при Дмитрии Донском валяной обуви не было. Первые валенки, как считают историки костюма, появились в Семеновском уезде Нижегородской губернии лишь в самом конце XVIII века (хотя жители Ярославской губернии и древнейшего городка Мышкин отстаивают свой патент на их изобретение). Более ранних сведений о существовании валенок не удается проследить ни по этнографическим данным, ни по историческим документам.
А вот материал, из которого делают валенки, известен с 4 века до нашей эры – именно к этому времени археологи относят изделия из шерсти, обнаруженные на Алтае при раскопках Пазырыкского кургана.
Самые древние изделия из валяной овечьей шерсти – ковры и чепраки. Этот метод обработки шерсти был хорошо известен кочевым племенам евразийских степей, а также горным скотоводам Тибета, Памира, Кавказа и Карпат. Из свалянного войлока шили теплые и надежные покрытия для жилища – кошмы, делали войлочные подушки, подстилки для сна, стельки для обуви и чулки-вкладыши в кожаный сапог. Войлок использовали в качестве кольчуги и подкладки под шлем, а также им обшивали крепостные стены, чтобы в нем застревали стрелы. Таким образом, не исключено, что шерстобитное дело проникло на просторы Древней Руси благодаря соседству и постоянным контактам с тюркскими народами
Первые русские шерстобиты поначалу мастерили шляпы, банные колпаки и легкие башмаки вроде галош под названием «коты», «чуни» или «кеньги». Из войлока также делали специальные мягкие подкладки под лошадиную упряжь – подседельники и хомутины, предохранявшие кожу животного от натирания.
Как уже было сказано, первые валенки в виде цельного сапога появились в конце XVIII века. Но так как кустарей валяльного мастерства было немного, а технологию производства держали в секрете, передавая из поколения в поколение (промышленное производство валенок началось лишь в конце 19 века), стоили валенки дорого, их носили лишь зажиточные люди. Относились к валенкам с трепетом: войдя в новый дом, хозяин ставил их на почетное место возле печи. Семья, в которой были хоть одни валенки, считалась богатой. Их берегли, носили по старшинству и передавали в наследство. Получить такой подарок — считалось удачей. Тот, у кого были валенки, среди девушек считался завидным женихом. А незамужняя девушка, чтобы обратить внимание любимого парня кидала свой валенок к нему во двор – засылай, мол, сватов.
Не пренебрегали валенками и царские особы. Большая модница и обладательница огромного гардероба Екатерина Великая носила валенки под кринолином, спасая, таким образом, свои больные ноги. Для нее специально изобрели мягкие чесанки из тонкой черной шерсти.
А вот позднее люди известные, дерзавшие на публике появиться в столь эпатажной обуви, вызывали массу кривотолков. Зимой 1912 года Сергей Есенин приехал в Петербург. Когда он впервые появился в светском салоне, то получил весьма холодный прием. Крестьянский самородок, восхищавший Москву не только стихами, но и всем своим народным колоритом, был публично осмеян поэтессой Зинаидой Гиппиус. Очевидцы так описывают скандальный эпизод: «На одном из чопорных приемов, Гиппиус, изысканно наставив лорнет на валенки Есенина, громко одобрила их, с воодушевлением сказав: «Какие на вас интересные гетры!». Все присутствующие покатились со смеху». Позднее Есенин рассказывал: «Очень мне обидно стало тогда... Ведь я был доверчив, наивен...».
С уважением к произведениям народного промысла относились многие видные политики новейшего времени. Валенками спасался в сибирской ссылке Сталин, в валенках прошло детство Никиты Хрущева. Индивидуальные заказы на изготовление валенок для высокопоставленных чиновников постоянно поступают российским производителям валяной обуви, правда, имена заказчиков корректно держат в тайне.
Неоценима заслуга валенок в военное время. Зимой наших солдат одевали только в валенки. Говорят, дефицитом войлочных изделий было обусловлено поражение в финской войне. Зато Наполеона и Гитлера мы победили и благодаря достаточному количеству теплой обувки.
Без валенок было бы невозможно освоение северных регионов и снаряжение экспедиций на Северный и Южный полюсы.
Среди постоянных "носителей" валенок - подразделения МО, МВД, МЧС, ГТК, ФПС РФ, а также охранные структуры, рыболовные и охотничьи хозяйства.
За последние десятилетия валенки стали менее популярными из-за превращения русских зим в мягкие и слякотные, заменяясь более лёгкой и влагостойкой обувью. Валенки ассоциируются с традиционным деревенским стилем одежды; в городах их обычно носят маленькие дети, либо их носят в сильные морозы, когда другая обувь мало спасает от холода.
Однако сегодня валенки возвращают к себе любовь горожан, а для дизайнеров и модельеров становятся актуальным объектом творчества.
О пользе валенок
Валенки - вещь полезная. Во всех отношениях. А все благодаря овечьей шерсти. Она не только надежно греет, но и лечит. Целебные свойства войлочной обуви были замечены еще во времена Петра I (он давал следующий совет: «Если утром голова болит с похмелья - надеть на босу ногу валенки да выхлебать миску горячих кислых щей»). Медицина подтверждает благотворное влияние валенок на здоровье человека.
· Натуральные волокна шерсти валенка имеют большую теплоемкость, что позволяет ногам не мерзнуть при очень низких температурах
· Валенок охраняет стопу человека не только от холода, но и от жары. Ноги в валенках не потеют, так как волокна шерсти обеспечивают естественную циркуляцию воздуха.
· Натуральная овечья шерсть замечательно поглощает и испаряет влагу, сама оставаясь сухой. Именно такое сухое тепло и помогает при простудах.
· Шерсть богата ланолином, приносящем облегчение при ревматизме, радикулите и прочих заболеваниях мышц и суставов, а также ускоряющим заживление ран и переломов.
· Также валенки часто рекомендуют людям с нарушенной системой кровообращения. Обутая на босую ногу, валяная обувь оказывает массажное воздействие. За счет трения создается электростатическое поле, которое способствует улучшению циркуляции крови.
· Валенки очень полезны при болезнях опорно-двигательной системы, потому что стопа в такой обуви не деформируется, к тому же, валяная обувь пропускает воздух, что препятствует развитию грибковых заболеваний.
· Валенки помогают снять нервное напряжение, чувство усталости и тяжести в ногах, боли в спине.
· Натуральные шерстяные валенки обладают положительной для человека энергетикой.
· А еще отечественные ученые сделали открытие: оказывается, если мальчики до 12 лет носят валенки, то в зрелом возрасте импотенция им не грозит. Вся хитрость в бараньей шерсти, недаром во многих культурах баран олицетворяет мужскую силу. При длительном ношении валенок из бараньей шерсти сексуальная потенция неустанно аккумулируется.
Как делают валенки
Производство настоящих валенок очень трудоемко. Выражение «прост как валенок» можно отнести лишь к их форме. В кустарном производстве сырьем для выделки валенок, как правило, служит овечья шерсть — летнина, или клочьё, снимаемая с овец летом. Вначале ее освобождают от примесей — травинок, колючек — и разбивают, превращая в мягкую и пушистую массу. Чем больше в валенках летнины, тем они мягче.
Разрыхленную шерсть складывают в форме большого носка и начинают катать, или правильнее сказать – валять. Отсюда и происходит слово валенок (второе название - катанки или катанцы). Делают это руками (для чего нужна большая сила) и накручивая на специальную скалку, имеющею вид четырехгранной палки. В результате получается толстый, плотный шерстяной носок. Чтобы валенок стал мягким, шесть поливают горячей водой и продолжают валять. В процессе валки валенок становится все меньше и меньше. Затем делается носок валенка, и пятка. Чтобы валенок получился теплее и плотнее, его растирают на специальной доске с ребрышками. Она называется дергуч. Затем валенок надевают на разборную деревянную колодку и выправляют деревянной колотушкой. Потом поверхность валенка трут пемзой и ставят в печь для просушки. Для окончательной отделки высушенный валенок еще раз натирают пемзой или деревянным бруском.
Кроме обычной технологии существовало множество разнообразных “секретов”. Так, для чернения войлока применяли квасцы, медный купорос и синий сандал, а для осветления мастер использовал белила, смешанные с парным молоком. Полученную смесь втирали до сухости в войлок и ставили в слабо натопленную печь “на вольный дух”.
Так делают валенки вручную. Но в 19 веке в России появились фабрики по изготовлению валенок. Они существуют и сейчас. Самые крупные из них:
Кукморский валяльно-войлочный комбинат — 800—900 тыс. пар.
Ярославская фабрика валяной обуви — 550—600 тыс. пар.
Омский комбинат валяной обуви — 170 тыс. пар.
Калужская обувная фабрика — 150 тыс. пар.
Егорьевская обувная фабрика — 100 тыс. пар.
Одним из самых старых производителей валенок является Битцевская фабрика валенок, известная с 90-х годов XIX века. В настоящее время валенки под маркой Битцевской фабрики выпускаются в городе Калязин Тверской области. На фабрике для превращения клока шерсти в пару исконно русской обуви, нужно 5 дней упорной тяжёлой работы, 45 технологических переходов. Рабочие двадцати специальностей трудятся над ее созданием, чтобы мы могли согреться в зимнюю стужу натуральными экологически чистыми шерстяными валенками. Весь процесс производства валенок на этой фабрике представлен в фильме.
Описание для тех, кто не хочет смотреть фильм.
Валенки на фабрике делают из нескольких видов шерсти. После замешивания, шерсть размельчают, и отправляют в смесевую башню. Под давлением из смесевых башен шерсть попадает в цеха, где ее укладывают в шерсточесальные машины.
Путем этих операций получается однородная масса, которая должна сутки вылежаться, а затем по пневмотранспорту подается в чесально-основальный цех.
На чесальных станках шерсть прочесывается и превращается в пушистое шерстяное облако. Им оборачивают несколько раз матерчатый чехол, таким образом получается «ватная» заготовка голенища - конус.
Ватный конус уплотняется между сильно разогретыми паром плитами специальных машин. Горячие плиты хлопают друг по другу, как будто какое-то мифическое чудовище пережевывает в пасти шерстяное облако. От этого оно теряет свою воздушность - свойлачивается.
Далее вручную формируют валенок. Чтобы это проделать, нужно обладать немалым опытом и ловкостью рук. Войлочную заготовку требуется свернуть так, чтобы в будущем из нее получилась головка валенка, причем нужного размера и толщины. Полученная в результате заготовка похожа на войлочный носок гигантского «гулливеровского» размера.
Чтобы этот «носок» превратился в маленький плотный валеночек, он должен пройти огонь, воду и… деревянные барабаны. Основы, увлажненные и свернутые в рулон, помещаются между деревянными барабанами, которые начинают вращаться и сильно их сжимать - это первый этап уплотнения.
Затем будущие валенки попадают в воду. Постепенно заготовки становятся меньше размером и все более плотными. Чтобы придать валенку окончательную плотность, его еще несколько раз «стирают». Там, в горячей воде определенной температуры, подвергаясь ударным механическим воздействиям, происходит окончательное уплотнение и усадка.
Пройдя несколько этапов стирки «гулливеровский носок» становится похож на мокрый сапожок. Превращение для тех, кто видит это впервые, почти мистическое. Он уменьшается более чем в 10 раз. Легендарный русский валенок почти готов. Осталось только придать ему форму и высушить.
Для того чтобы он приобрел надлежащую форму, его насаживают на механическую колодку. Работают насадчиками обычно люди недюжинной силы - ведь валенок при насадке очень сильно расправляется. А колодки - металлические, вес каждой - от 2,5 до 10 килограмм, так что сила нужна хотя бы для того, чтобы их поднимать.
Насаженные на колодки валенки по конвейеру поступают в сушильную камеру на 8 часов. Температура там под 100 градусов.
Посушившись, валенки, как румяные пирожки, по конвейеру выезжают из сушильной камеры - горяченькие и почти готовые. В отделочном цехе их.подчищают от ворса, чтобы не были лохматыми.
В цехе подборки главная задача каждого валенка - найти себе пару. Ведь они не шьются по лекалам, а формируются вручную, а потому каждый валенок в своем роде неповторим. Он может получиться чуть полнее, чуть «курносее», чуть выше. Пред подборщицей лежит целая груда таких "одиночек", и ее задача составить из них идеальные пары. Сделать оба валеночка одинаковыми по высоте не сложно - сверху их голенища обрезают на специальном станке. Затем валенки измеряют по внутренней длине стопы - определяют точный размер и маркируют.
Если требуется резиновая подошва, валенок отправляют в цех горячей вулканизации. Резиновая подошва на фабрике к валенкам не приклеивается, а приваривается под воздействием высокой температуры прессовым методом. Поэтому она так прочно держится на готовом изделии (действительно - проверено несколькими зимами, у меня у всей семьи такие валенки).
В отделочной мастерской рукодельницы вручную вышивают на валенках различные узоры, фигурно обрезают голенища, продевают шнурки, пришивают мех. Благодаря замыслу дизайнера и умению швеи, готовые изделия приобретают нарядный и стильный вид (есть очень красивые валенки!! - у меня с искусственным мехом, детские - с тесьмой, очень красиво!).
Интересные факты про валенки
Обычно валенки делают из овечьей шерсти. Но бывают козьи, верблюжьи и даже собачьи валенки.
На изготовление одной пары уходит в зависимости от размера от 4 до 7 килограммов шерсти.
Среди валенок есть свои рекордсмены. На место в Книге рекордов Гиннесса претендуют два валенка-гиганта. Один, 120-го размера, высотой 157 см и весом 7,5 кг, был сделан в селе Кубенском под Вологдой. Другой, еще громаднее, сваляли в Семипалатинске. Его высота - 178 см, вес - 16,5 кг, а размерчик как раз впору Гулливеру - 146-й!
В свое время огромные валенки смастерили по спецзаказу для Олега Попова - клоун запрыгивал в них во время трюка.
Чемпионаты по метанию валенок уже несколько лет проходят в Пятигорске и в Сыктывкаре. Как говорят участники, главное в валенкометании не сила броска, а точность прицела, ведь валенок в силу своих специфических аэродинамических свойств часто капризничает и летит не по заданной траектории.
В 2002 году модельер Джанфранко Ферре создал специальную коллекцию валенок. А на зимней Олимпиаде - 2002 в Солт-Лейк-Сити российская сборная была патриотично обута в валенки с галошами.
В Иркутске вручается ежегодная журналистская премия «Золотой валенок» - за самые исключительные промахи и ляпы.
Приложение 3.
МБОУ «Начальная школа-детский сад М.Монтессори»
Воспитатели: Волова Е.Э. Попова Г.Н.
п.Октябрьский. 2015 г.
Конспект Непосредственной образовательной деятельности
на тему: «Кузины валенки» для детей средней группы.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: заучивание потешек о валенках, презентация «Как делают валенки», показ мастер-класса «Валенки», беседы о валенках.
Цель: обобщить знания детей о производстве валенок, их назначении, обычаях, связанных с этой обувью.
Задачи:
- Формировать представления о русской северной обуви.
- Развивать интерес к данной теме, желание узнавать новое о валенках.
- Воспитывать любовь к русским традициям.
Ход занятия
В группу заходит домовенок.
- Здравствуйте, куда это я попал? Как в детский сад, что такое детский сад? Меня зовут Кузя, я у бабы Яги живу под печкой. Она, вообще-то не злая, только вредная немножко. У нее волшебные валенки есть, я только хотел их померять и оказался тут, ох, оказия, недоразумение.
- Не огорчайся, Кузя, погости у нас в детском саду.
- Ладно. Погощу, если отгадаете мою загадку:
Треплют, катают, а зиму таскают. (Валенки)
- Молодцы, а что вы знаете про валенки? (ответы детей)
- А на улице мороз
Щиплет щечки, щиплет нос.
Чтобы нам не заболеть
Нужно валенки надеть.
Кто готов отправиться со мной в зимний лес? А замерзнуть не боитесь?
- Нет, Кузя не боимся. Мы даже знаем потешку про валенки:
Баю, баю, баиньки,
Скатаем Маше валенки!
Валенки по ножке-
Бегать по дорожке,
К бабушке по прянички,
К дедушке по яблочки.
Без шубы и валенок –
Зима без конца.
- Тогда одеваем все валенки (Имитация). Я только забыл, а почему зимой носят валенки? (дети объясняют)
- Это самая теплая обувь, а я думаю, почему баба Яга так валенки любит. А почему они самые теплые? (дети рассказывают)
- Мы пришли в лес, снега-то намело, ой беда, беда-огорчение. Придется идти через сугробы. (идут, высоко поднимая колени).
-Ну, вот здесь под елочкой отдохнем, (садятся на ковер), мне баба Яга рассказывала, чтобы шерсть превратить в валенки, требуется несколько дней тяжелой работы. Состриженную шерсть обрабатывают паром или кипятком. Затем взбивают шерсть и получают войлок. Потом войлок катают на столе. Потом на колодке. Пришлепывают, прижимают. Получается большой валенок. Потом валенок стирают, красят, сушат, зачищают. А вы знаете, баба Яга ласково называют валенки? Катанки, потому что их катают. В давние времена на Руси валенки были очень дорогим подарком. Молодой парень считался завидным женихом, если у него были валенки. Валенки берегли, носили по очереди.
- Ну, что отдохнули? Чтобы не замерзнуть, надо нам поплясать немножко (пляска под музыку «валенки, валенки, не подшиты, стареньки»)
- Вот мы и пришли. В нашем лесу живу не только я и баба Яга, еще здесь живет Кикимора болотная, Леший – мой дружок и старичок–лесовичок. А зимой стужа в лесу лютая, ой, беда, беда, огорчение. Как же они-то без валенок.
Мы поможем, Кузя. Мы с ребятами сделаем всем твоим друзьям валенки
(дети украшают шаблоны валенок кусочками шерстяных ниток).
-Ой, спасибо, вот помогли, так помогли, какие катанки скатали, всем на удивление. Давайте, развесим валенки на деревья, мои друзья придут и увидят. А ваши валенки я сейчас превращу волшебные, и вы сразу окажетесь в детском саду. Надо только всем закрыть глаза. (Кузя уходит).
Теплые удобные валенки мои.
Сделаны из шерсти, мех у них внутри.
Я надену валенки, в лес пойду гулять.
Буду в теплых валенках я в снежки играть.
Приложение 4.
Художественное слово
Частушки
Начинаю петь частушку, А мне милый подарил
Первую, начальную Пимы – самокаты,
Я хочу развеселить Каждый вечер провожал
Публику печальную. Он меня до хаты
Чтоб прогнать мороз и стужу, Не хочу ботинок я,
Мы в ладоши хлопаем, Не хочу сапожек,
В валенках через сугробы Валенок удобнее
Радостные топаем! Нет обуви для ножек!
Подарила маменька Если кто меня обидит –
Беленькие валенки. Я не плачу не реву,
С ними я не расстаюсь, Сразу валенок снимаю,
Даже спать я в них ложусь! Подзатыльник им даю!
Тётеньки и дяденьки, Мы про валенки частушки
Все носите валенки. Ещё долго можем петь.
Реже станете болеть Так что, хлопая в ладошки,
И начнёте молодеть. Вы все можете вспотеть!
А я валенки надену, Наши девки маленьки
Выпью простокваши, Чуть побольше валенка
Вся душа истосковалась Ну, а как заголосят
По любимой Маше. Всех в округе удивят.
Охоньки да охоньки, Моя Милка маленькая
Какие парни махоньки, Чуть побольше валенка,
Из-за кочек, из-за пней В валенки обуется,
Не видать наших парней. Как пузырь надуется.
Мы вам пели и плясали, , Сидя на завалинке
Дорогая публика, Подшивал дед валенки Не держитесь за карманы, К нему бабка подошла
Не возьмем ни рублика. Дедка бросил все дела
.
На окошке два цветочка Я частушки пропою
Голубой да аленький, Гармонист мне подыграет
Я возьму да променяю Про пимы да валенки
Сапоги на валенки. Сидя у завалинки.
Эх, кто к нам идет Мы не знаем как у вас
Широко шагает, А у нас на даче,
Рыжик валенки одел, Ходит в валенках народ
Чего–то воображает И не как иначе!
Глазки я свои накрашу Огонек в глазах сверкает
Губки ярко подведу, Знать душою молода!
Новы валенки обую В валенках зимой гуляю
На свидание пойду. Не берут меня года.
Хорошо гармонь играет Буду в валенках плясать
Душу рвет на части, Это очень просто
Я как валенки куплю Буду, девочки, гулять
Забуду все несчастья. Лет до девяносто.
Президент Медведев Дмитрий
Поступает очень хитро:
Летом туфли обувает -
Зимой в валенках шагает
Пословицы с валенками:
Простые избы деревень, окошки и завалинки.
На перекошенный плетень, старик повесил валенки.
Просушит валенки старик, потом оденет снова.
Он с ними сжился, к ним привык, сам крепкий и здоровый.
А как по снегу, да зимой, крестьянину в пургу?
Дойти сугробами домой, не утонув в снегу?
В селе без них ни как нельзя, колхознику в дорогу.
Носите валенки,друзья, как дед, - на босу ногу! С умного по шерстинке – дураку валенки. Сани и валенки готовь с лета. Прост, как сибирский валенок. Кто раньше встал, тот и валенки одел.
Загадки
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой
Утром – в школу,
Днём – домой.
Знает взрослый человек,
Знает даже маленький.
Чтоб зимою не болеть
Надевают………..
Тёплые, удобные
Ноги согревают,
Долго, долго по сугробам
Ходить позволяют?
Треплют, катают, а зиму таскают.
Все в шерсти, а кожи нет.
Потешки.
Баю- баю, баиньки скатали Маше валенки,
Валенки по ножкам, бегать по дорожкам,
К бабушке по прянички, к дедушке по яблочки.
Как у Даши маленькой, чёсаные валенки,
А шуба багряная, а личико румяное,
Вот какая Даша - красавица наша.
Приложение 5.
УТВЕРЖДАЮ
_________________ Агафонова Н.Н.
директор МБОУ «Начальная школа –
детский сад М.Монтессори»
Положение о конкурсе «Эх, валенки»
- Общие положения
Конкурс проводится воспитателями группы «Светлячок» МБОУ «Начальная школа - детский сад М.Монтессори» (Волова Е.Э., Попова Г.Н.)
- Цель
Развитие фантазии, инициативы родителей и родителей, приобщение к народной культуре северного народа.
- Участники конкурса
В конкурсе принимают участие дети и родители группы «Светлячок».
- Требования
На конкурс представляются валенки, оформленные декором или макеты валенок, выполненные из разных материалов. Работы должны быть подписаны. На этикетке необходимо указать фамилию участника и название работы. Обязательное участие детей в оформлении.
- Подведение итогов конкурса
Для подведения итогов организовано жюри в составе:
Борисова И.В.- старший воспитатель МБОУ «Начальная школа-детский сад М.Монтессори.
Сопочкина М.Н. - воспитатель МБОУ «Начальная школа-детский сад М.Монтессори.
Шерягина Т.В. – воспитатель по изодеятельности МБОУ «Начальная школа -детский сад М.Монтессори»
- Время проведения
Работы принимаются до 1 февраля 2015г.
- Награждение
Награждение поводится по номинациям:
- Настоящий русский валенок
- декоративный валенок
Победители и участники получают грамоты и призы.
Приложение 6.
Развлечение «Эх, валенки, валенки»
Забегают в зал два скомороха в валенках.
1-й скоморох: К вам на праздник по дорожке прибежали скоморошки.
2-й скоморох: Я – скоморох Прошка, а он – скоморох Тимошка.
1-й скоморох: Пришли мы вас позабавить
2-й скоморох: Людей посмотреть, да себя показать!
Вместе: Сейчас начинаем представление всей Европе на удивление!
1-й: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости!
Если валенок вам дорог,
Если в доме, на работе
У вас валенок в почете,
Мы вас, как своих друзей,
Приглашаем поскорей
На праздник русского валенка.
Вместе: Валенки, валенки – красивые да модные!
2-й: Вы знаете, что валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ великой обуви! В старину валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно. В валенках не страшны метели, морозы. Поэтому лучшей обуви для гуляний на Руси не было! В них – праздновали масленицу, колядовали и плясали .
Пляска «Эх, валенки, валенки»
2-й: Чтоб прогнать мороз и стужу
Мы в ладоши хлопаем,
В валенках через сугробы
Радостные топаем!
«Пробеги до сугроба» (дети в валенках бегут, а родители , прыгая через скакалку)
1-й: Отгадайте-ко загадки
Не ботиночки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки, в них мы
Бегаем зимой, утром – в садик,
Днем – домой. (Валенки)
Треплют, катают, а зиму таскают (Валенки)
Весь в шерсти, а кожи нет (Валенки)
Да, отгадка одна – это валенки.
1-й: Раздайся, народ,
Меня пляска берет
Пойду, попляшу,
На народ погляжу!
Частушки
Мы про валенки частушки
Вместе с вами пропоем
Мы в морозы не замерзнем,
Очень весело живем
…………………………………………………
Подарила маменька
Беленькие валенки.
С ними я не расстаюсь,
Даже спать я в них ложусь!
………………………………………………………
А мы валенки наденем,
Выпью простокваши,
Вся душа истосковалась
По девчонкам нашим.
…………………………………………………………
Наши девки маленьки
Чуть побольше валенка.
Ну, а как заголосят,
Всех в округе удивят.
Охоньки да аханьки,
Какие парни махоньки,
Из-за кочек, из-за пней
Не видать наших парней.
………………………………………………………….
Тетеньки и дяденьки,
Все носите валенки.
Реже станете болеть
И начнете молодеть!
……………………………………………………………
Моя Милка маленькая,
Чуть побольше валенка,
В валенки обуется,
Как пузырь надуется.
………………………………………………………………….
Мы про валенки частушки
Еще долго можем петь,
Так что, хлопая в ладошки,
Вы все можете вспотеть!
1-й: Баю, баю – баюньки,
Скатаем Маше валенки,
Валенки по ножкам,
Бегать по дорожкам,
К бабушке по прянички,
К дедушке по яблочки.
«Пробеги по дорожке» (парами: ребенок с мамой, обутые каждый в один валенок в обнимку бегут по «дорожке» и обратно.)
«Кто сильнее» (толкание с бревна валенком)
2-й: Я тоже знаю одну забаву, в старину в крещение девушки бросали валенок за порог – куда нос укажет, оттуда жди сватов. Надо только сказать слова: «Брошу валенок через забор, ступай валенок к миленочку во двор». Ну, а жених в валенках считался состоятельным человеком.
«Кто дальше кинет валенок»
1-й скоморох: Ай, да веселье, всем на удивление.
2-й скоморох: А чтоб было ещё веселей, танцевать выходите все скорей!
Пляска в валенках
Итоги конкурса, награждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-творческий проект для детей среднего дошкольного возраста " Обо всём расскажет книжка"
Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век - век развития к...
«Книга своими руками» Творческая мастерская в рамках познавательно-творческий проекта для детей среднего дошкольного возраста «Наш город «ДА!»
Верю, Знаю, Строю, Прыгаю, Лечу, Укушу, Не-Верю, Не-Пою, Не-сплю, Ругаюсь - это не просто бессмысленный набор слов, это персонажи волшебных городов "Да" и "Нет...
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ для детей среднего дошкольного возраста «ДЕТИ ЗА РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР МУСОРА!»
Цель проекта: осознание подрастающим поколением целесообразности раздельного сбора твёрдых бытовых отходов (ТБО), переработки и изготовления из мусора различных нужных вещей....
Познавательно-творческий проект для детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи по правилам дорожного движения «Наш друг - светофор»
Вид проекта: познавательно-творческий....
Познавательно-творческий проект для детей среднего дошкольного возраста «Мама-солнышко лучистое»
Познавательно-творческий проект для детей среднего дошкольного возраста «Мама-солнышко лучистое» ...
Познавательно-исследовательский проект для детей среднего дошкольного возраста в средней группе №10 «Почемучка» «Нам интересно всё знать!»
Экспериментальная деятельность основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно – ориентирована на каждого ребенка. Дети учатся искать условия решени...
Познавательно-творческий кружок "Всезнайка" для детей средней группы
Познавательно-творческий кружок "Всезнайка".Средняя группа...