Программа кружковой работы «Волшебный мир природы» по экологическому воспитанию детей 6 - 7 лет с элементами экспериментальной деятельности
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)
Целью пограммы является воспитание у старших дошкольников эмоционально - положителього отношения к окружающему миру. В процессе проекта у воспитанников разовьются навыки элементарной природоохранной деятельности. А так же навыки экспериментирования, умения выдвигать гипотизы, проверять и подтверждать их, делать выводы на основе полученных результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota_podgotovit_gr.docx | 41.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад № 486 комбинированного вида"
Программа кружковой работы
«Волшебный мир природы»
по экологическому воспитанию
детей 6 - 7 лет
с элементами экспериментальной деятельности
Воспитатель: Козлова Е.В.
Подготовительная группа
2022 – 2023 учебный год
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума.»
В. Сухомлинский.
Пояснительная записка
Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Истинная красота заложена в природе и задача взрослых состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее и научиться ценить. В результате при ознакомлении детей с природой откроются широкие возможности для воспитания личности.
Подрастающее поколение олицетворяет наше ближайшее и отдаленное будущее, и поэтому особое место в формировании личности подрастающего поколения занимает система экологических ценностей.
В современной ситуации экологическая культура является отправной точкой для пересмотра многих ценностей современной цивилизации. При этом базовым условием сохранения естественной среды обитания человека становится формирование экологического сознания, важнейшим элементом которого является личная ответственность каждого человека за результаты своей деятельности.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами в жизни общества. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе. Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно - действенное и наглядно - образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Основная идея программы – осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека, постижение причинно-следственных связей в окружающем мире, формирование начал экологического мировоззрения и культуры.
Новизна. На сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно, в практику работы дошкольных учреждений внедряется медленно. Внимательно изучив методическую литературу по познавательному развитию детей, было выявлено, что опытно - экспериментальная работа совсем не присутствует в разработках, недостаточно раскрыты наблюдения (в них дети получают информацию только из рассказов педагога). Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования.
Цель программы: Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности.
Задачи программы:
Воспитательные задачи:
1. Воспитание эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость.
2. Воспитание желаний и навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.
3. Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам флоры и фауны, вне зависимости от симпатий и антипатий.
4.Осознание ребенком себя как части природы.
Развивающие задачи:
1. Развивать навыки экспериментирования, умение выдвигать гипотезы, проверять, подтверждать и делать выводы на основе полученных результатов.
2.Развивать умения и навыки наблюдать за природными объектами и явлениями.
2. Развивать у детей понимание ценности и многообразия природы.
Обучающие задачи:
1. Расширять и обобщать знания детей о мире живой природы, как целостной взаимосвязанной системе.
2. Расширять и обобщать представления детей о объектах не живой природе (солнце, почва, вода, воздух) их современном состоянии и значении в жизни человека.
3. Дать детям представление о производстве разных материалов (древесина, бумага, ткань, пластмасса, стекло, резина, металл) их свойствах и значении в жизни человека.
4.Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
5.Закреплять правила техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Предполагаемый результат:
1. У детей старшего дошкольного возраста сформируются доступные их пониманию элементарные научные экологические знания.
2. Сформируются умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями.
3. Сформируются представления детей об объектах не живой природы (солнце, почва, вода, воздух) их современном состоянии и значении в жизни человека.
4. Сформируются представления о производстве разных материалов (древесина, бумага, ткань, пластмасса, стекло, резина, металл) их свойствах и значении в жизни человека.
5.Сформируются первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
6.Сформируется опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Объекты программы:
- дети 6 - 7 лет;
- семьи детей посещающих детский сад;
- педагогический персонал детского сада.
Методы работы:
1. Объяснительно - иллюстративные;
2. Репродуктивные методы обучения (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
3.Частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).
4. Исследовательские методы обучения (овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы).
Формы организации работы:
- групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная.
Принципы комплектования группы и организации работы:
- учет интересов и способностей детей;
- желание родителей;
-добровольное участие;
- учет психофизических особенностей детей.
Продолжительность реализации программы
Данный курс состоит из 35 занятий по 25 – 30 минут каждое. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев.
Для определения уровня результативности реализации программы используется модификация методики О.А. Соломенниковой.
План работы с родителями
Месяц | Формы работы | Цели |
Сентябрь | 1.Анкетирование родителей по теме «Экологическое воспитание детей в семье». | Выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье. |
Октябрь | 1. Родительское собрание «Экология и мы». 2. Привлечь родителей к участию в конкурсе поделок «Осенняя фантазия». | 1.Рассмотреть доступные методы и приемы экологического воспитания дошкольников. 2.Создать условия для развития творческого потенциала детей и родителей в рамках культурно-образовательного пространства учреждения. |
Ноябрь | 1.Консультации для родителей «Поможем крылатым докторам». 2. Привлечь родителей к участию в акции «Кормушка для пичужки». | 1.Дать практические советы родителям по воспитанию гуманного отношения животным и птицам. 2.Привлечь родителей и детей к изготовлению кормушек для зимующих птиц. |
Декабрь | 1.Консультация для родителей «Знакомим детей с природой родного края». 2. Привлечь родителей к участию в конкурсе поделок «Зимняя фантазия». | 1.Дать практические советы родителям по проведению наблюдений за природными объектами вместе с детьми. 2.Создать условия для развития творческого потенциала детей и родителей в рамках культурно-образовательного пространства учреждения. |
Январь | 1.Консультация для родителей «Животные и растения Новосибирской области, занесенные в «Красную книгу». 2. Привлечь родителей к изготовлению книг на тему «Их осталось мало». | 1.Обозначить роль «Красной книги» в сохранении животных и растений Новосибирской области. 2.Укрепить детско-родительские отношения в процессе изготовления книг. Формировать бережное отношение детей к животным. |
Февраль | 1.Консультация для родителей «Сортировка мусора. Зачем это нужно?» 2.Привлечь родителей к участию в фото – выставке «Я умею сортировать мусор» | 1.Дать родителям практические советы по воспитанию у детей навыков раздельного сбора мусора. 2. Создать условия для формирования у детей навыков сортировки мусора. |
Март | 1.Консультация для родителей «Азбука поведения в природе». 2.Привлечь родителей к участию в акции «Скворечник». | 1.Дать практические советы родителям по воспитанию у детей культуры безопасного поведения, как для природы, так и для человека. 2. Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе родного края. |
Апрель | 1.Консультация для родителей «Цветы — земной красы начало» 2.Привлечь родителей к участию в акции «Самая красивая клумба». | 1.Дать практические советы родителям по воспитанию бережного отношения к растительному миру. 2.Вовлечь родителей и детей в активную деятельность по озеленению территории детского сада. |
Май | Анкетирование родителей по теме «На пути к экологическому воспитанию дошкольников». | Анализировать работу родителей по экологическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста. |
Перспективное планирование занятий по экологическому воспитанию детей
6 - 7 лет с элементами экспериментальной деятельности
Месяц | Тема занятия | Задачи | |
Сентябрь 1 неделя | Диагностические беседы с детьми | Определить уровень экологических представлений у детей. | |
Сентябрь 2 неделя | Беседа «Что изучает экология? Как стать юным экологом?» В.Н.Чернякова, стр.74. | Сформировать представление о том, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о животных существах, создает для них хорошие условия. | |
Живая природа | |||
Сентябрь 3 неделя | Беседа «Растения огорода» В.Н.Чернякова, стр. 92. | Расширять представления детей о разнообразии огородных растений. | |
Сентябрь 4 неделя | Экспериментирование «Куда растут корни?», «Где прячутся детки?». | Расширять представления детей о строении растений. Учить детей выделять ту часть растения, из которой могут появиться новые растения. | |
Октябрь 1 неделя | Беседа «Растения сада» В.Н.Чернякова, стр. 91. Игра «Вершки и корешки» | Расширять представления детей о разнообразии плодовых деревьев и кустарниках. Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно - корень или плоды на стебле). | |
Октябрь 2 неделя | Экспериментирование «У кого какие детки?», «Вкусный сок». | Побуждать детей к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка. Познакомить с процессом приготовления сока. | |
Октябрь 3 неделя | Беседа «Злаковые растения» Игра «Злак - крупа - каша» | Расширять представления детей об особенностях внешнего вида, условиях произрастания, использовании зерновых в пищу. | |
Октябрь 4 неделя | Экспериментирование «Превращение зерна в муку, «Превращение муки в тесто» | Обогатить представления детей о свойствах пшеницы. Учить анализировать, сравнивать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. | |
Ноябрь 1 неделя | Беседа «Деревья на территории детского сада» В.Н.Чернякова, стр.88. Игра «С какого дерева лист и плод?» | Расширять знания детей о лиственных и хвойных деревьях. Учить выделять их характерные и отличительные признаки. | |
Ноябрь 2 неделя | Экспериментирование «Летающие семена», «Секрет сосновой шишки». | Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит. Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды. | |
Ноябрь 3 неделя | Беседа «Лекарственные растения» В.Н.Чернякова, стр.97. Дидактическая игра «Вершки – корешки» | Познакомить с видовым составом, местом произрастания, применением лекарственных растений. Закреплять представления детей, какие части растений используются для лечения. | |
Ноябрь 4 неделя | Экспериментирование «Определи по запаху», «Дегустация лечебных чаев». | Учить детей определять лекарственные растения по запаху и вкусу. | |
Ноябрь 5 неделя | Беседа «Растения Красной книги», В.Н.Чернякова, стр.100. Игра «Четвертый лишний» | Познакомить детей с растениями, занесенными в Красную книгу. Воспитывать бережное отношение к природе. Дать представление о том, что люди плохо зная природу, погубили много растений. Учить детей классифицировать объекты природы и обосновывать свои действия. | |
Неживая природа | |||
Декабрь 1 неделя | Беседа «Солнце – большая звезда» Экспериментирование «Солнце высушивает предметы», «Измерение размеров изображения с помощью различных линз» | Обратить внимание детей на постоянное присутствие солнца в нашей повседневной жизни. Наблюдать за способностью солнца нагревать предметы. Познакомить с оптическим прибором – линзой; сформировать представления о свойстве линзы увеличивать изображения. | |
Декабрь 2 неделя | Беседа «Воздух» Экспериментирование «Как образуются волны и барханы», «Пламя загрязняет воздух». | Познакомить детей с понятием «воздушная среда», его современным состоянием и значением в жизни человека. Показать, как ветер образует волны и барханы. | |
Декабрь 3 неделя | Беседа «Вода» Экспериментирование «Путешествие капельки», «Фильтрование воды» | Познакомить детей с понятием «водная среда», ее современным состоянием и значением в жизни человека. Формирование знаний о круговороте воды в природе, объяснение причины выпадения осадков в виде дождя и снега. Дать детям представление об очистке воды. | |
Декабрь 4 неделя | Беседа «Почва» Экспериментирование «Как передвигается вода в почве», «Загрязнение почвы». | Познакомить детей с понятием «почва», его современным состоянием и значением в жизни человека. Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого. | |
Январь 1 неделя | Беседа «Человек неживая природа» Игра «Живая или неживая природа» | Показать взаимосвязь компонентов неживой природы и зависимость от них человека. Упражнять детей в классификации объектов живой и неживой природы. | |
Животный мир | |||
Январь 2 неделя | Беседа «Дикие животные» В.Н.Чернякова, стр.107. | Уточнять и расширять представления детей о диких животных, особенностях их внешнего вида, условиях обитания, повадках. | |
Январь 3 неделя | Экспериментирование «Зачем зайчику другая шубка?», «Как маскируются животные?» | Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Выяснить, как маскируются животные. | |
Февраль 1 неделя | Беседа «Птицы вокруг нас» В.Н.Чернякова, стр.110. Игра «Узнай по описанию» | Расширять представления детей о знакомы птицах, условиях их жизни, роли человека в их жизни. Формировать представления детей о внешнем виде, повадках, питании, местах обитания. | |
Февраль 2 неделя | Экспериментирование «Зачем утке такие лапки?» «Птицы и нефть». | Познакомить с особенностями внешнего вида некоторых птиц, позволяющих приспособиться к жизни в окружающей среде. Помочь детям понять, как загрязнение водоемов нефтью влияет на водоплавающих птиц. | |
Февраль 3 неделя | Беседа «Рыбы наших водоемов» В.Н.Чернякова, стр.112. Игра «Морская или речная рыбка?» | Расширить представления детей о видовом составе, особенностях питания, передвижения, среде обитания рыб. Закреплять умение детей классифицировать рыбы по месту обитания. | |
Февраль 4 неделя | Экспериментирование «Зачем рыбке чешуя?», «Определение возраста рыбы» | Дать детям представление о внешнем строении рыб, научить определять возраст рыб по чешуе. | |
Март 1 неделя | Беседа «Насекомые» В.Н.Чернякова, стр.114. Игра «Угадай по описанию» | Расширять представления детей о насекомых, их характерными особенностями, ролью в природе. Закреплять умение детей определять насекомое по словесному описанию. | |
Март 2 неделя | Экспериментирование «Как спрятаться бабочкам?» | Найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. | |
Март 3 неделя | Беседа «Цепи питания» В.Н.Чернякова, стр.109. Игра «Что с чем связано» | Расширять представления детей о взаимосвязи обитателей леса, цепочках питания. Учить находить связи между объектами, даже, если они связаны не напрямую, а через посредника. | |
Март 4 неделя | Беседа «Животные Красной книги» В.Н.Чернякова, стр.116. | Расширять представления о животных, занесенных в Красную книгу. Воспитывать бережное отношение к животным, стремление заботится о них. | |
Рукотворный мир | |||
Март 5 неделя | Беседа «Древесина» Экспериментирование «Качества и свойства древесины» | Дать детям представление о производстве древесины и ее значении в жизни человека. Учить узнавать предметы из дерева, определять ее качества и свойства. | |
Апрель 1 неделя | Беседа «Как ткань делают?» Экспериментирование «Свойства ткани» | Дать детям представление о производстве ткани и ее значении в жизни человека. Закреплять знания детей о теплых и тонких тканях. Учить устанавливать зависимость изготовления ткани от сезона, показать разнообразие цветов и рисунков на ткани. | |
Апрель 2 неделя | Беседа «Откуда стекло берется?» Экспериментирование «Необычные кораблики» «Увеличительные стёкла». | Дать детям представление о производстве стекла и его значении в жизни человека. Познакомить со свойствами стеклянных предметов. Учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклом. | |
Апрель 3 неделя | Беседа «Как резина появилась?» Экспериментирование «Качества и свойства резины» | Дать детям представление о производстве резины и ее значении в жизни человека. Учить узнавать предметы, изготовленные из резины, определять ее качества и свойства. | |
Апрель 4 неделя | Беседа «Как пластмассу делают?» Экспериментирование «Качества и свойства пластмассы» | Дать детям представление о производстве пластмассы и ее значении в жизни человека. Учить узнавать предметы из пластмассы, определять ее качества и свойства. | |
Май 1 неделя | Беседа «Как металл делают?» Экспериментирование «Свойства металла» | Дать детям представление о производстве металла и его значении в жизни человека. Учить узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства. | |
Май 2 неделя | Беседа «Магнит» Экспериментирование «Притягиваются – не притягиваются», «Как достать скрепку из воды не намочив рук», «Магнитный театр». | Расширять и систематизировать знания детей о магните и некоторых его свойствах. Учить находить предметы, взаимодействующие с магнитом, определить материалы, которые с магнитом не взаимодействуют. | |
Май 3 неделя | Беседа «Роль человека в природе» В.Н.Чернякова, стр.117. Игра «Сортируем мусор» | Показать детям ошибочность мнения о том, что человек – царь, повелитель природы, так как эти убеждения приносят природному миру вред. Формировать умение детей сортировать мусор при его сборе. | |
Май 4 неделя | Диагностические беседы с детьми. | Определить уровень экологических представлений у детей. |
Список литературы
1.Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2010.
2.Лукина Т. Н. Сборник опытов и экспериментов с детьми дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие» / Лукина Т. Н. МБДОУ № 19, Армавир, 2019.
3.Соломенникова О.А.»Ознакомление с природой в детском саду» Младшая группа. Изд – во «Мазаика – синтез», 2015.
4.Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы «Волшебное тесто»
Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов....
Программа кружковой работы «Волшебное тесто»
Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов....
Программа кружковой работы "Волшебные полоски"
Программа кружковой работы "Волшебные полоски"...
Программа кружковой работы "Волшебные ладошки"
Кружковая работа по нетрадиционному рисованию во второй младшей группе...
Программа кружковой работы "Волшебные ручки" (художественно-эстетическое направление)
Цель:Развитие у детей творческих способностей, фантазию, воображение и активизацию творческого потенциала средствами нетрадиционной аппликацииОсновные задачи: Образовательные: 1.Познакомить...
Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год
laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...
Программа кружковой работы «Волшебный мир природы» по экологическому воспитанию детей 3 - 4 лет с элементами игрового макетирования и экспериментальной деятельности
Основная идея программы – осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека, постижение причинно-следственных связей в окружающем мире...