Программа кружковой работы «Волшебное тесто»
план-конспект занятия (младшая группа) по теме
Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружковой работы «Волшебное тесто»
вторая младшая группа
воспитатели: Елисеева А.А., Чечелева Н.В.
2013-2014 учебный год
Содержание:
1. Пояснительная записка.
2. Принципы построения программы.
3. Цели и задачи.
4. Методы, формы и средства обучения.
5. Ожидаемые результаты.
6. Тематическое планирование работы.
7. Список используемой литературы.
- Пояснительная записка.
Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов.
Старинный русский народный промысел – лепка из соленого теста – упоминается в летописях уже в Xll веке. Центром промысла является Русский Север, Архангельская область. Фигурки из соленого теста были не простыми игрушками, они играли магическую, ритуальную роль – служили оберегами.
В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Считалось, что эти сувениры приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.
В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки цвет.
В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами.
Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возраждаться. В последние двадцать лет она вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.
Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье, и хлеб с солью всегда будут водиться на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто – «ХЛЕБОСОЛ».
Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества, развивающим мелкую моторику рук, способствующим развитию творческого воображения.
Хотя поделки из теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.
Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослыми.
Можно говорить о том, что работа с соленым тестом – это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.
2. Принципы построения программы:
- учет возрастных и индивидуальных возможностей;
- от простого к сложному;
- связь знаний и умений с жизнью и практикой;
- доступность;
- системность знаний;
- воспитывающая и развивающая направленность;
- активность и самостоятельность.
Программа рассчитана на 1 год.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 15минут по подгруппам:
(1, 3 неделя – 1 подгруппа детей; 2, 4 неделя – 2 подгруппа детей).
Место проведения: групповая комната.
3. Цели и задачи на год:
1. Познакомить детей с пластичным материалом – тестом;
2. Обучить разнообразным приемам действия с пластичным материалом –
тестом: разминание, отщипывание, раскатывание, сплющивание,
шлепание»;
3. Формировать интерес к работе с пластичным материалом;
4. Развивать мелкую моторику рук.
4. Методы, формы, средства обучения:
Методы: наглядный: (показ готовых образцов поделок, показ приемов
выполнения задания);
словесный: (беседа, пояснения, вопросы, художественное слово);
практический (выполнение работы).
Формы: индивидуальная, групповая.
Средства: соленое тесто, доски для лепки, стеки, краска – гуашь, формочки для
теста(звезда, сердечко), колпачки от фломастеров(дырки в сыре),
семечки(ушки для мышки), горох для украшения(новогодний шарик),
игрушки –персонажи.
5. Ожидаемые результаты:
К концу года дети 3-4 лет научаться:
- отделять от большого куска теста небольшие комочки;
- раскатывать комок теста прямыми и круговыми движениями;
- сворачивать столбики, раскатанные прямыми движениями, соединять концы;
- сплющивать комок теста между ладонями;
6. Календарно –тематическое планирование:
Октябрь (№ 1)
Тема: «Волшебный комочек»
Цель: 1. Познакомить детей с тестом, его свойствами: мягкое, хорошо лепится.
2. Развивать мелкую моторику, речь детей.
3. Развивать интерес к лепке из соленого теста.
Материал: Дощечки для лепки, соленое тесто.
Октябрь (№ 2)
Тема: «Колобок»
Цель: 1. Учить лепить из соленого теста.
Учить отрывать комочек теста и раскатывать его круговыми движениями.
2. Развивать воображение детей.
Материал: Дощечки для лепки, соленое тесто, колобок – игрушка.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ноябрь (№ 1)
Тема: «Морковка для зайчика»
Цель: 1.Учить лепить морковку на основе конусообразной формы.
2. Развивать интерес к лепке из соленого теста.
Материал: Дощечки для лепки, соленое тесто, игрушка – зайчик.
Ноябрь ( № 2)
Тема: «Мышка – норушка»
Цель: 1. Продолжать учить детей лепить на основе конусообразной формы.
2. Развивать воображение детей, мелку моторику.
Материал: Дощечки, тесто, серого цвета, для ушек – семечки, для хвостика – шерст. нитка, стека (делать глазки).
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Декабрь (№ 1)
Тема: «Тарелочка для куклы»
Цель: 1. Учить детей передавать форму тарелочки (катать шарик и вдавливать его
пальцем.
2. Формировать желание лепить.
Материал: Дощечки для лепки, соленое тесто, кукла.
Декабрь (№ 2)
Тема: «Новогодний шарик»
Цель: 1. Познакомить детей с изготовлением игрушки к празднику.
2. Упражнять детей в умении катать шарик.
3. Учить украшать изделие горохом.
4. Развивать моторику рук.
Материал: Дощечки, тесто разного цвета, горох для украшения.
Январь (№ 1)
Тема: «Снеговик»
Цель: 1. Упражнять детей в умении катать комочек теста круговыми
движениями.
2. Показать способы создания выразительного образа (палочки для рук,
стекой – глазки, рот.)
Материал: Дощечки, соленое тесто(белое), палочки для рук, стека.
Январь (№ 2)
Тема: «Снежинка»
Цель: 1.Познакомить детей с поделкой на основе картона.
2. Упражнять детей в умении раскатывать палочку.
3. Учить умению составить снежинку из отдельных палочек.
Материал: Дощечки, белое тесто, синий картон.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Февраль (№ 1)
Тема: «Пирог для»
Цель: 1. Упражнять детей в умении раскатывать тесто круговыми движениями и
его сплющивании.
2. Упражнять в умении украшать диск.
3. Развивать чувство композиции.
Материал: Дощечки, соленое тесто.
Февраль (№ 2)
Тема: «Звезда для папы»
Цель: 1. Упражнять детей в умении раскатывать комочек теста круговыми
движениями и его сплющивании.
2. Познакомить детей с вырезанием звездочки с помощью формочки.
Материал: Дощечки для лепки, соленое тесто (красное), формочка звездочки.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Март (№ 1)
Тема: «Подарок для мамы»
Цель: 1. Познакомить детей с изготовлением поделки к празднику.
2. Совершенствовать умение навыки детей в изготовлении простых
элементов.
3. Поощрять разные способы соединения деталей.
Материал: Дощечки для лепки, соленое тесто. (8 или сердечко))
Март (№ 2)
Тема: «Сыр для мышки»
Цель: 1. Упражнять в умении лепить из соленого теста (раскатывать, сплющивать).
2. Показать, как с помощью колпачков от фломастера делать отверстия в
«сыре».
3.Развивать воображение, память.
Материал: Дощечки, соленое тесто (желтое), колпачки от фломастеров
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Апрель (№ 1)
Тема: «Весеннее дерево»
Цель: 1. Совершенствовать умение лепить палочки.
2. Познакомить детей с изображением дерева из палочек.
3. Формировать интерес к лепке из соленого теста.
Материал: Дощечки для лепки, соленое тесто (коричневое)
Апрель (№ 2)
Тема: «Солнышко»
Цель: 1. Упражнять детей в умении раскатывать кусочек теста и сплющивать его.
2. Упражнять детей в умении отщипывать кусочек теста и катать из него
палочки – лучики.
Материал: Дощечки, соленое тесто (желтое).
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Май (№ 1)
Тема: «Улитка – длинные рожки»
Цель: 1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста.
2. Упражнять детей в умении катать палочку и скатывать её для получения
«улитки».
3. Развивать мышление, мелкую моторику.
Материал: Доска для лепки, соленое тесто, игрушка –улитка.
Май (№ 2)
Тема: «Угощение для куклы»
Цель: 1.Совершенствовать умение детей лепить угощение для куклы.
2. Показать разнообразные формы мучных изделий: печенье – круг, пряник
полусфера, колобок – шар, бублик – кольцо.
3. Закрепить умение детей использовать ранее усвоенные навыки.
Материал: Дощечки, соленое тесто (разного цвета), колпачки от фломастеров.
7. Литература:
- Лыкова Л.А. «Изобразительная деятельность в детском саду»;
- Методические рекомендации. Младшая группа. –М:КАРАПУЗ_ДИДАКТИКА,
2008;
- Сайт Компании УМНИЦА – Как слепить мир…АДРЕС: info/um
- Халезова М.Б., Грибовская А.А. «Лепка в д/с
Творческий центр Сфера М, 2010;
- Доронина Т.Н., Якобсон С.Г. «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке,
аппликации» М. Просвещение 1992.
- Анищенкова Е.С.«Пальчиковая гимнастика»
М.:АСТ: Астрель; Владимир:ВКТ, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/19/picture-406222-1458418927.jpg)
Программа кружковой работы «Волшебное тесто»
Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/13/picture-973062-1510585089.jpg)
Кружковая работа «Волшебное тесто»
Пояснительная запискаЛепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Старинный русский народный промысел – лепка из соленого теста упоминается в летопи...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/13/picture-973062-1510585089.jpg)
Кружковая работа «Волшебное тесто»
Пояснительная запискаНАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ: Художественно-эстетическое, доминирующая область: «Художественно-эстетическое развитие». Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольн...
Программа кружковой деятельности "Волшебное тесто"
Тесто -хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувени...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/22/picture-1459971-1677050909.jpg)
Программа по кружковой работе "Волшебное тесто"
Пояснительная запискаВ связи с введением новых федеральных образовательных стандартов возникла необходимость разработки образовательных программ вне учебной деятельности.Тестопластика – один из ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/26/picture-1471083-1682494070.jpg)
Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год
laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...