Программа кружковой работы «Волшебное тесто»
план-конспект занятия (младшая группа) по теме

Чечелева Нина Вениаминовна

Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhkovoy_raboty.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружковой работы «Волшебное тесто»

вторая младшая группа

воспитатели: Елисеева А.А., Чечелева Н.В.

2013-2014 учебный год

Содержание:

1. Пояснительная записка.

2. Принципы построения программы.

3. Цели и задачи.

4. Методы, формы и средства обучения.

5. Ожидаемые результаты.

6. Тематическое планирование работы.

7. Список используемой литературы.

  1. Пояснительная записка.

Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов.

Старинный русский народный промысел – лепка из соленого теста – упоминается в летописях уже в Xll веке. Центром промысла является Русский Север, Архангельская область. Фигурки из соленого теста были не простыми игрушками, они играли магическую, ритуальную роль – служили оберегами.

В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Считалось, что эти сувениры приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.

В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки цвет.

В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами.

Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возраждаться. В последние двадцать лет она вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.

Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье, и хлеб с солью всегда будут водиться на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто – «ХЛЕБОСОЛ».

Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества, развивающим мелкую моторику рук, способствующим развитию творческого воображения.

Хотя поделки из теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.

Соленое тесто  в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослыми.

Можно говорить о том, что работа с соленым тестом – это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

2. Принципы построения программы:

- учет возрастных и индивидуальных возможностей;

- от простого к сложному;

- связь знаний и умений с жизнью и практикой;

- доступность;

- системность знаний;

- воспитывающая и развивающая направленность;

- активность и самостоятельность.

Программа рассчитана на 1 год.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 15минут по подгруппам:

 (1, 3 неделя – 1 подгруппа детей; 2, 4 неделя – 2 подгруппа детей).

Место проведения: групповая комната.

3. Цели и задачи на год:

1. Познакомить детей с пластичным материалом – тестом;

2. Обучить разнообразным  приемам действия с пластичным материалом –  

     тестом: разминание, отщипывание, раскатывание, сплющивание,

     шлепание»;

3. Формировать интерес к работе с пластичным материалом;

4. Развивать мелкую моторику рук.

4. Методы, формы, средства обучения:

Методы: наглядный: (показ готовых образцов поделок, показ приемов

                   выполнения задания);    

                   словесный: (беседа, пояснения, вопросы, художественное слово);

                   практический (выполнение работы).

Формы:   индивидуальная, групповая.

Средства: соленое тесто, доски для лепки, стеки, краска – гуашь, формочки для

                   теста(звезда, сердечко), колпачки от фломастеров(дырки в сыре),

                   семечки(ушки для мышки), горох для украшения(новогодний шарик),

                   игрушки –персонажи.

 

5. Ожидаемые результаты:

К концу года дети 3-4 лет научаться:

- отделять от большого куска теста небольшие комочки;

- раскатывать комок теста прямыми и круговыми движениями;

- сворачивать столбики, раскатанные прямыми движениями, соединять концы;

- сплющивать комок теста между ладонями;

6. Календарно –тематическое планирование:

Октябрь (№  1)

Тема: «Волшебный комочек»

Цель:     1. Познакомить детей с тестом, его свойствами: мягкое, хорошо лепится.

       2. Развивать мелкую моторику, речь детей.

       3. Развивать интерес к лепке из соленого теста.        

Материал: Дощечки для лепки, соленое тесто.

Октябрь (№ 2)        

Тема: «Колобок»

Цель:  1. Учить лепить из соленого теста.

               Учить отрывать комочек теста и раскатывать его круговыми движениями.

            2. Развивать воображение детей.

Материал: Дощечки для лепки, соленое тесто, колобок – игрушка.        

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ноябрь (№ 1)

Тема:  «Морковка для зайчика»        

Цель: 1.Учить лепить морковку на основе конусообразной формы.

            2. Развивать интерес к лепке из соленого теста.        

Материал: Дощечки для лепки, соленое тесто, игрушка – зайчик.        

Ноябрь ( № 2)

Тема: «Мышка – норушка»

Цель:   1. Продолжать учить детей лепить на основе конусообразной формы.

             2. Развивать воображение детей, мелку моторику.        

Материал: Дощечки, тесто, серого цвета, для ушек – семечки, для хвостика – шерст. нитка, стека (делать глазки).        

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Декабрь (№ 1)        

Тема: «Тарелочка для куклы»        

Цель: 1. Учить детей передавать форму тарелочки (катать шарик и вдавливать его    

                пальцем.

            2. Формировать желание лепить.

Материал: Дощечки для лепки, соленое тесто, кукла.        

Декабрь (№ 2)        

Тема: «Новогодний шарик»        

Цель:  1. Познакомить детей с изготовлением игрушки к празднику.

    2. Упражнять детей в умении катать шарик.

    3. Учить украшать изделие горохом.

    4. Развивать моторику рук.        

Материал: Дощечки, тесто разного цвета, горох для украшения.        

Январь (№ 1)        

Тема:   «Снеговик»        

Цель: 1. Упражнять детей в умении катать комочек теста круговыми  

               движениями.

           2. Показать способы создания выразительного образа (палочки для рук,

                стекой – глазки, рот.)

Материал: Дощечки, соленое тесто(белое), палочки для рук, стека.        

Январь (№ 2)        

Тема: «Снежинка»        

Цель: 1.Познакомить детей с поделкой на основе картона.

            2. Упражнять детей в умении раскатывать палочку.

            3. Учить умению составить снежинку из отдельных палочек.

Материал: Дощечки, белое тесто, синий картон.        

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Февраль (№ 1)

Тема:  «Пирог для»        

Цель: 1. Упражнять детей в умении раскатывать тесто круговыми движениями и

                  его сплющивании.

           2. Упражнять в умении украшать диск.

           3. Развивать чувство композиции.        

Материал: Дощечки, соленое тесто.        

Февраль (№ 2)

Тема:  «Звезда для папы»        

Цель: 1. Упражнять детей в умении раскатывать комочек теста круговыми

                 движениями и его сплющивании.

           2. Познакомить детей с вырезанием звездочки с помощью формочки.

Материал: Дощечки для лепки, соленое тесто (красное), формочка звездочки.        

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Март (№ 1)        

Тема: «Подарок для мамы»        

Цель: 1. Познакомить детей с изготовлением поделки к празднику.

            2. Совершенствовать умение  навыки детей в изготовлении простых

               элементов.

           3. Поощрять разные способы соединения деталей.        

Материал: Дощечки для лепки, соленое тесто. (8 или сердечко))        

Март (№ 2)

Тема: «Сыр для мышки»        

Цель: 1. Упражнять в умении лепить из соленого теста (раскатывать, сплющивать).

           2. Показать, как с помощью колпачков от фломастера делать отверстия в

               «сыре».

          3.Развивать воображение, память.        

Материал: Дощечки, соленое тесто (желтое), колпачки от фломастеров        

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Апрель (№ 1)        

Тема: «Весеннее дерево»        

Цель: 1.  Совершенствовать умение лепить  палочки.

            2. Познакомить детей с изображением дерева из палочек.

            3. Формировать интерес к лепке из соленого теста.

Материал:  Дощечки для лепки, соленое тесто (коричневое)        

Апрель (№ 2)        

Тема: «Солнышко»        

Цель: 1. Упражнять детей в умении раскатывать кусочек теста и сплющивать его.

            2. Упражнять детей в умении отщипывать кусочек теста и катать из него

                 палочки – лучики.

Материал: Дощечки, соленое тесто (желтое).        

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Май (№ 1)        

Тема: «Улитка – длинные рожки»        

Цель: 1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

            2. Упражнять детей в умении катать палочку и  скатывать её для получения

               «улитки».

            3. Развивать мышление, мелкую моторику.        

Материал: Доска для лепки, соленое тесто, игрушка –улитка.        

Май (№ 2)

Тема: «Угощение для куклы»        

Цель: 1.Совершенствовать умение детей лепить угощение для куклы.

      2. Показать разнообразные формы мучных изделий: печенье – круг, пряник

          полусфера, колобок – шар, бублик – кольцо.

           3. Закрепить умение детей использовать ранее усвоенные навыки.        

Материал: Дощечки, соленое тесто (разного цвета), колпачки от фломастеров.        

7. Литература:

- Лыкова Л.А. «Изобразительная деятельность в детском саду»;

- Методические рекомендации. Младшая группа. –М:КАРАПУЗ_ДИДАКТИКА,  

  2008;

- Сайт Компании УМНИЦА – Как слепить мир…АДРЕС: info/um

- Халезова М.Б., Грибовская А.А. «Лепка в д/с

  Творческий центр Сфера М, 2010;

- Доронина Т.Н., Якобсон С.Г. «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке,  

  аппликации» М. Просвещение 1992.

-  Анищенкова Е.С.«Пальчиковая гимнастика»

     М.:АСТ: Астрель; Владимир:ВКТ, 2011.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы «Волшебное тесто»

Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов....

план кружковой работы "Волшебное тесто"

программа расчитана на среднюю группу....

Кружковая работа «Волшебное тесто»

Пояснительная запискаЛепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Старинный русский народный промысел – лепка из соленого теста упоминается в летопи...

Кружковая работа «Волшебное тесто»

Пояснительная запискаНАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ: Художественно-эстетическое, доминирующая область: «Художественно-эстетическое развитие». Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольн...

Программа кружковой деятельности "Волшебное тесто"

Тесто -хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувени...

Программа по кружковой работе "Волшебное тесто"

Пояснительная запискаВ связи с введением новых федеральных образовательных стандартов возникла необходимость разработки образовательных программ вне учебной деятельности.Тестопластика – один из ...

Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...