Конспект организованной образовательной деятельности «Знакомство с былиной» для детей от 5 до 6 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Задачи:
- знакомить детей с русскими народными инструментами, с былинным жанром, с новыми понятиями.
- формировать представления о жизни наших предков, формах устного народного творчества, о героическом прошлом русского народа, о русских богатырях.
- расширять словарный запас.
- воспитывать интерес к жанрам устного народного творчества, к историческому прошлому, чувство гордости и уважения к русским богатырям, стремление им подражать.
- развивать умение отвечать на вопросы, рассуждать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_poznovatelnoy_deyatelnosti_znakomstvo_s_bylinami.docx | 25.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 № «Крепыш»
Конспект организованной образовательной деятельности
«Знакомство с былиной»
для детей от 5 до 6 лет
Составил:
Никитина О.И., воспитатель
Мегион
Задачи:
- знакомить детей с русскими народными инструментами, с былинным жанром, с новыми понятиями.
- формировать представления о жизни наших предков, формах устного народного творчества, о героическом прошлом русского народа, о русских богатырях.
- расширять словарный запас.
- воспитывать интерес к жанрам устного народного творчества, к историческому прошлому, чувство гордости и уважения к русским богатырям, стремление им подражать.
- развивать умение отвечать на вопросы, рассуждать.
Средства, оборудование, материалы: картины с изображением гуслей, богатырей, калик перехожих, видео «Игра на гуслях Кирилл Богомолов», русские народные музыкальные инструменты из музыкального уголка (ложки, трещотка, бубенцы, балалайка, гармошка, гусли), картинки с изображением музыкальных инструментов.
Словарная работа: Гусли, гусляр, калики.
Ход:
Педагог: - Ребята, вы уже знакомы с некоторыми русскими народными музыкальными инструментами. Я вам буду показывать картинки, а вы будете говорить название инструмента.
Дети называют: балалайка, гармошка, дудочка, трещотка, свистулька, бубен.
Педагог: Посмотрите, какой я вам сегодня принесла инструмент. Кто знает его название?
Дети: Гусли.
Педагог: Правильно это гусли. Гусли это старинный струнный инструмент. Гусли довольно простой музыкальный инструмент, который состоит из корпуса и закрепленных на нем струн, которые натягиваются на гвоздики (картинка гусли). В наше время есть люди, которые продолжают изготавливать этот красивый инструмент, играют на гуслях. А вы слышали когда-нибудь игру на гуслях? У нас с вами сегодня есть прекрасная возможность послушать игру на этом знаменитом русском инструменте. Садитесь по удобнее, можете даже закрыть глазки и представить себе всё, о чём вам расскажут гусли.
Педагог: Расскажите, понравилось вам звучание инструмента? (ответы детей)
Педагог: Можете рассказать, как звучат гусли?
Дети: Нежно, ласково, сказочно и т.д.
Педагог: Какие чувства вы испытывали, когда слушали игру на гуслях?
Дети: Добрые, необыкновенные, спокойные, радостные и т.д.
Педагог: Что вы себе представляли, когда слушали? (Природу, лес, речку, как плывёт лодочка, волшебных птиц, сказку и т.д.)
Педагог: Кто знает, как называют человека, играющего на гуслях?
Педагог: Гусляр. Вы обратили внимание, как ловко гусляр перебирает струны? Такой искусной игре нужно долго учиться, и конечно же, очень любить музыку.
Ребята, вы уже знаете, что когда-то, очень давно не было книг, школ не было, а люди владели разными знаниями. Как вы думаете, как люди получали знания, например о других странах, людях, о каких-то давних событиях? Дети: Рассказывали друг другу.
Педагог: Правильно! Старшие рассказывали младшим, собирались вместе, за какой-то работой или вовремя отдыха и слушали рассказы. Особенно любимы были гусляры, люди, которые много странствовали, много видели. И их рассказы были необычны, потому что они их пропевали, как песню и подыгрывали себе на гуслях. Песни эти были длинные, в которых они рассказывали о подвигах мужественных воинов, богатырях, которые сражались за свою землю русскую с чужеземцами, с чудовищами, например, со Змеем Горынычем, о великих князьях, о странах заморских. Назывались эти песни былинами. Былина от слова «быль», она рассказывает о реальных событиях, о подвигах героев, которые действительно жили на русской земле и защищали ее от врагов, но описываются эти события как сказочные. Некоторые былины дошли и до наших дней, благодаря людям, которые их записали и напечатали в книгах. Сегодня мы с вами познакомимся с одной из былин. А перед этим немного отдохнём.
Динамическая пауза «Богатыри»
Дружно встанем – раз, два, три!
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим.
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.
Дружно встанем раз, два, три.
Мы теперь богатыри!
Дети садятся на стульчики.
Педагог читает былину «Болезнь и исцеление Ильи Муромца», по ходу чтения поясняет незнакомые слова.
Педагог: Ребята, о ком рассказывается в былине?
Дети: О богатыре Илье Муромце.
Педагог: Всегда Илья Муромец был таким сильным?
Дети: Нет.
Педагог: А что с ним было? –
Дети: Он лежал в избе неподвижным, ходить не мог.
Педагог: Сколько времени он был больным?
Дети: Тридцать лет и три года.
Педагог: Кто ему помог исцелиться?
Дети: Калики перехожие.
Педагог: Кто такие калики перехожие?
Дети: Это странствующие люди, которые прославляют бога, поют песни, рассказывают истории.
Педагог: Каким образом калики перехожие помогли исцелиться?
Дети: Они попросили его принести напиться браги из погреба, а он встал и пошёл. Потом попросили они его самому выпить. А он выпил и силу почувствовал.
Педагог: Сколько раз они просили его испить?
Дети: Три раза.
Педагог: А зачем три?
Дети: Потому что, когда он второй раз выпил, почувствовал очень много силы, столько, что мог перевернуть землю матушку.
Педагог: Правильно! И решили, что не нужно ему столько силы, поэтому попросили его?
Дети: Ещё выпить, чтобы уменьшить силу.
Педагог: Что Илье Муромце сказали ещё калики перехожие? Каким он станет?
Дети: Могучим богатырём, и что в бою смерти он не найдёт.
Педагог: Что ещё наказали ему калики перехожие?
Дети: Купить жеребёночка, который будет верным богатырским конём.
Педагог: Кому будет служить Илья Муромец?
Дети: Служить русскому народу верой и правдой.
Педагог: Ребята, а вам не показалось странным, что до этого Илья был неподвижным и вдруг пошёл? Как вы думаете, в чём секрет?
Дети: Наверное, калики обладали волшебной силой
Педагог: Да, многие из них обладали такой целительной силой и даром предсказания.
Педагог: Обрадовался Илья Муромец и поспешил обрадовать мать с отцом. Как он их удивил? Где были его родители в тот момент и что делали?
Дети: Его родители пал спалили и прилегли отдохнуть. А Илья пока они спали все коренья повыворотил и землю вспахал.
Педагог: Удивились его родители. Рассказал им Илья о том кто к нему приходил, да исцелил его. И рассказал он им так же, что собирается он их покинуть. Почему Илья Муромец собрался покинуть свой дом и своих родителей?
Дети: Потому что он решил пойти на богатырскую службу, на заставу, свою землю от врагов охранять.
Педагог: На другое утро раным-рано купил Илья жеребенка, косматого, и принялся его выхаживать. Припас все доспехи богатырские, всю тяжелую работу по хозяйству переделал. А косматый жеребеночек той порой вырос, стал могучим богатырским конем. Оседлал Илья добра коня, снарядился сам в доспехи богатырские, распростился с отцом, с матерью и уехал из родного села Карачарова.
Педагог: Ребята, многое в былинах кажется нам неправдоподобным. Слагая былины о героях, народ нередко преувеличивал их силу и удаль. Таким образом он хотел выразить своё уважение к богатырям и воспеть их силу. Скажите, какими ещё ценными качествами характера, кроме силы обладал Илья Муромец?
Дети: Он был добрым, заботливым, честным, верным, отважным и т.д.
Педагог: Что для вас сегодня было интересным?
Дети: Мы узнали о былинах и богатыре Илье Муромце. Услышали, как звучат гусли. Узнали, как выглядят разные гусли. Узнали много новых слов. Узнали, кто такие калики перехожие.
Педагог: Ребята, сегодня вы узнали много о прошлом нашей страны, о её героическом прошлом, о её традициях. Это очень важно. А дальнейшее знакомство с другими былинами нам поможет узнать ещё больше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности "Знакомство с предметами быта:прялка, веретено" ("Приобщение к основам русской народной культуры и быта")
Открытое занятие для родителей....
Конспект познавательно-организованной образовательной деятельности «Знакомство с черепахой»
Конспект познавательного занятия "Знакомство черепахой". Конспект включает исследовательскую деятельность и художественный труд....
Организованная образовательная деятельность "Знакомство с мебелью"
Закрепление знаний детей о мебели...
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Знакомство с цифрой 8" для детей средней группы.
Познакомить детей с цифрой 8....
Конспект организованной образовательной деятельности "Знакомство со звуком [м]"
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область: «Речевое развитие". Раздел: «Звуковая культура речи» Тема: «Знакомство со звуком М.» ...
Сценарий специально организованной образовательной деятельности «Знакомство с русской избой» в группе среднего дошкольного возраста
Цель – знакомство детей с бытом русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям.Задачи:·познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, ...
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности «Знакомство с профессией врача» для детей среднего дошкольного возраста
КОНСПЕКТорганизованной образовательной деятельности «Знакомство с профессией врача»для детей среднего дошкольного возраста...