проект "Профессия - строитель"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Расширять представления детей о профессиях. Формировать у детей первичное ценностное представление и положительное отношение к профессии строителя, результатам труда строителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 265.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«ПРОФЕССИЯ-СТРОИТЕЛЬ»
Разработала: воспитатель МБДОУ д/с №11 «Лучик» г. Петровска
Вельшикаева Галия Шамилевна
Тема: «Профессия-строитель»
Тип проекта: познавательный, информационно-творческий, игровой, краткосрочный.
Участники проекта:
Воспитанники старшей группы, педагоги, родители воспитанников, сотрудники детского сада.
Цель проекта.
Расширять представления детей о профессиях. Формировать у детей первичное ценностное представление и положительное отношение к профессии строителя, результатам труда строителей.
Задачи:
• познакомить детей с профессией строителя и ее особенностями;
• активизировать внимание и память;
• развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности;
• развивать словесно-логическое мышление и речь детей;
• развивать коммуникативную компетентность детей
• воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
• поощрять творческие проявления в ролевых играх о профессиях.
• развивать мелкую моторику пальцев
•содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО-конструированием.
• разработать цикл мероприятий по изучению профессий, в частности, профессии строителя.
Актуальность проблемы
Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны,
И актуальны, и важны:
Спасатель, фермер, гувернер,
Телеведущий и актер,
Автомеханик, финансист,
И менеджер, и визажист…
И ты скорее подрастай,
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить.
В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление со строительными специальностями обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир архитектуры, приобщение к его ценностям. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение строительных специальностей способствует развитию представлений об их значимости, ценности труда каждого мастера.
Планируемые результаты
- Расширение знаний детей о профессии строитель.
- Пополнение словарного запаса на тему «Строитель»
- Воспитание у детей уважительного отношения к человеку труда.
План реализации проекта
1 этап. Организационный
- Определение основных направлений работы.
- Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических).
- Индивидуальные беседы с детьми кто такой строитель, что он делает, важность профессии.
- Внесение в уголок книг и открыток, иллюстраций, картин с изображением профессий, инструментов, предметов-помощников;
- Оформление папки- передвижки для родителей «Все профессии нужны, все профессии важны».
- Консультация для родителей «Как сформировать положительное отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями».
- Организация развивающей предметной среды: подбор художественной литературы в книжном уголке, подбор иллюстраций, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности, подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями, пополнение уголка сюжетно-ролевых игр атрибутами.
- Сотворчество детей и родителей в оформлении выставки рисунков.
2 этап.Основной.
- Презентация для детей «Профессия-строитель»
- Беседы о профессиях, в частности, о профессии строителя. Беседа «Кто построил новый дом? » (строители). Беседа «Кем ты будешь, когда вырастешь»
- Использование книг-раскрасок
- Рассматривание иллюстраций.
- Загадки, стихи и пословицы о профессиях, в частности строителя, об инструментах
- Заучивание стихотворения Б. Заходера «Строители».
- Пальчиковые игры «Дом»«Дом и ворота», и др.
- Организация сюжетно-ролевой игры «Строительство», «Мы строители»
- Организация словесных и настольных, игр: «Подскажи словечко», «Угадай кто это», «Кто больше расскажет о профессии», «Угадайте, что я делаю», «Что делают этим предметом», «Что расскажет предмет», «Чей инструмент?», «Назови профессию по действию», лото «Все профессии важны», «Собери картинки».
- Дидактические игры: «Кто чем занимается», «Профессии», «Подбери по признаку», «Разрезные картинки», «Четвертый лишний», «Кто больше знает профессий», «Один-много», «Отгадай загадку», «Кому что нужно для работы», «Кто что делает?», «Ассоциации». «Знаю все профессии», «Кто где трудится», игра-лото «Профессии».
- Пальчиковые игры (приложение)
- Чтение художественных произведений: В. Маяковский: «Кем быть», Дж. Родари: «Чем пахнут ремесла? », М. Пожаров «Маляры», С. Младовой «Как пчелы дом строили», С. Баруздин «Кто построил новый дом», Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим»,
- Показ театра по мотивам сказки «Заюшкина избушка».
- Художественно-эстетическое творчество: Рисование, аппликация «Такие разные дома» Конструирование: «Строим дом»
- Сюжетно-ролевые игры: «Мы-строители», «Дом для друзей»
Самостоятельная деятельность детей:
- Раскрашивание раскрасок, игры с крупным и мелким строительным материалом, конструктором «Лего», рассматривание книг, иллюстраций, открыток, фото по теме, рисование мелками на асфальте, постройки из песка.
3 этап.Итоговый.
Проведение развлечения «Телепередача «Юные строители»
Выставка рисунков «На стройке» (сотворчество детей и родителей)
Размещение информации на сайте ДОУ
Литература:
- Илларионова Ю.Г.. Учите детей отгадывать загадки;
- Ильчук Н. П. Гербов В.В Хрестоматия для дошкольников 4 – 5 лет Кн. Для воспитателя дет. Сада. 1-е издание – Издательство АСТ, 1999г.- 608стр.
- Максаков А.И. «Учите играя» 2000г
- Мы в профессии играем // http://www.solnet.ee/holidays/s9_22.html
- «Профессии, какие они» Шорыгина Т.А.2010г. Шорыгина Т.А. О профессиях. Методическое пособие М ТЦ Сфера,2015. – 128с
-.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения. – М.: Мозаика- Синтез, 2005.
-БондаренкоА.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1985.
-.Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» /Под ред. В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.- 3-е изд.- М.: Мозаика - Синтез,2006.
-Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
-Волкова С.И. Конструирование. – М.: Просвещение, 1989.
-Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. – М.: Феникс, 2009. – 79 с.
- Интернет ресурсы
Пальчиковая гимнастика
Дом.
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
Дом и ворота
На поляне дом стоит,
«Дом» изобразить двумя руками,крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.
Ну а к дому путь закрыт. Правая и левая руки повернуты ладонями к себе,
средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»).
Мы ворота открываем,
Ладони разворачиваются параллельно друг другу.
В этот домик приглашаем.
Профессии
Много есть профессий знатных,
(Соединять пальцы правой руки с большим.)
И полезных, и приятных.
(Соединять пальцы левой руки с большим.)
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель…
(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)
Сразу всех не называю,
(Сжимать и разжимать кулачки.)
Вам продолжить предлагаю.
(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.)
Домик
Я гуляю во дворе ( хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой )
Вижу домик на горе ( ритмичные хлопки ладошками )
Я по лесенке взберусь ( раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев )
И в окошко постучусь.
Тук, тук, тук, тук! ( поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой )
Замок.
На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаются)
Пальчиковая гимнастика «Строители».
Мы строители, мы строим, Ребенок стучит кулачком о кулачок.
Много мы домов построим, Загибает по очереди пальцы на обеих руках.
Много крыш и потолков,
Много окон, стен, полов,
Много комнат и дверей,
Лифтов, лестниц, этажей.
Будет у жильцов веселье – Произносит слова веселым голосом.
В новом доме новоселье! Произносит громко слово «новоселье», поднимая руки вверх.
Стихи о профессии «Строитель»
Архитектор
Большой красивый новый дом
Растет в квартале нашем.
Как много башенок на нем,
И как он весь украшен!
Чтоб этот дом построен был,
Работал архитектор:
В уме сначала сочинил
Десятка два проектов.
Потом один он отобрал
И на листе бумажном
В разрезе дом нарисовал –
Здесь все детали важны.
Вот здесь – карниз, а здесь – фасад,
Здесь – арка и балконы,
Окон высоких строгий ряд,
Внизу деревьев кроны.
Ну да, деревьев. И о них
Подумал архитектор –
В каштанах новый дом густых
Быть должен по проекту.
Но вот уже, смотри, вокруг
И стройка закипела.
Здесь тысяча рабочих рук
Взялись скорей за дело.
Красуясь, новый дом растет.
И смотрит архитектор,
Как здесь строительство идет –
Согласно ли проекту?
С рулоном толстым чертежей
Почти без остановки
Он башню в десять этажей
Проходит шагом ловким.
Вот дом построен, наконец,
Любуемся с балкона.
А архитектор – молодец:
Он дом рисует снова!
Строители
Пусть не сердятся родители,
Что измажутся
Строители,
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит!
И неважно, что пока
Этот домик из песка!
(Б. Заходер)
Будущий строитель.
Не дарите мне игрушек:
Зайцев, мишек, безделушек.
Мне совсем-совсем не надо
Ни конфет, ни шоколада.
Я люблю пилить, строгать,
Гвозди ловко забивать.
Стану взрослым я когда,
Буду строить города!
А пока не вырос, братцы,
Надо мне тренироваться.
Подарите мне набор:
Молоток, пилу, топор.
(Т. Ашмарина)
Строитель
Точно в срок построит он:
Небоскрёб и стадион.
Детский садик и больницу,
Магазинов вереницу.
Даже дом, скажу вам я,
Где живет моя семья,
(и другие жители)
Строили – строители!
(И. Ильх)
На стройке
Там, на стройке,
кран огромный
Поднимает в небо тонны
Плит из железобетона.
Сварщики железо плавят,
Штукатуры стены правят,
Каменщик кирпич кладет,
Маляры окрасят свод.
Бригадир за всем следит,
А прораб – руководит,
Чтобы строить для народа
И квартиры, и заводы!
(И. Ильх)
Новый дом
Грузовик привез, рыча,
Полный кузов кирпича.
А другой привез шофер
Щебень, известь и раствор.
Звон и гром стоят кругом.
Быстро строят новый дом.
Он уже почти готов,
И бригада маляров
Красит в синий цвет фасад:
В доме будет детский сад.
(Л. Рашковский)
Строители
Кот и Кошка строят дом:
Чтоб котят устроить в нём,
Чтобы им не мыкаться
По чужим углам,
Чтоб не жить на улице
С горем пополам.
То ли дело – дом под крышей,
И подвал. В подвале… мыши!
(Ю. Саакян, пер. с армянского И. Токмакова)
Строитель.
Строит он за домом – дом
И в жару, и в холод.
Как мы назовём потом
Этот новый город?
(Е. Санин)
Строим город.
Строить город мы решили,
Дом из кирпичей сложили.
Но один мы можем дом
Городом назвать с трудом.
Нужно десять или двадцать.
Что ж придется постараться.
Строим мы дома, и вот
Город на глазах растет.
Только без воды и света
От домов тех пользы нету.
Ток и воду по сети
Нужно к зданьям провести.
А чтоб греть дома зимою,
ТЭЦ мы рядышком построим.
С ней горячая вода
Будет в городе всегда.
Чтобы справить новоселье
И отпраздновать веселье,
Люди в МАГАЗИН пойдут,
А его и нету тут.
Горожан мы не расстроим,
Магазины вмиг построим.
Только чем в них торговать,
Где продукты доставать?
Привезти товаров много,
Можно, если есть ДОРОГА.
Но, чтоб всё по ней возить,
Нужен для машин бензин,
Так что мы шоссе вдогонку
Возведем БЕНЗОКОЛОНКУ.
Вот товары завезли,
Люди в магазин пришли,
Но не знают, как им быть
Денег нет, чтоб всё купить.
Чтобы деньги заработать,
В городе нужны ЗАВОДЫ,
ФАБРИКИ и КОМБИНАТЫ –
Жить нельзя без них, ребята.
Кто не производит, тот
Быстро по миру пойдет.
А, чтоб выдавать зарплату,
Рядом БАНК построить надо.
В банке денег ого-го,
Чтоб не грабили его,
Строим злыдням для острастки
ПОЛИЦЕЙСКИЕ УЧАСТКИ,
А для тех, ко всё ж рискнул,
СУД и прочную ТЮРЬМУ,
Ведь преступникам не место
Среди добрых граждан честных.
Ну а если вдруг злодей
Ранит в городе людей,
Чтоб им было, где лечиться,
Надо выстроить БОЛЬНИЦУ.
Коль больного привезут,
Там его врачи спасут.
Но болеть гораздо реже
Помогает воздух свежий.
Чтоб могли дышать все им,
Город мы озеленим –
Красоты и пользы ради
Всё деревьями засадим.
Будут много теть и дядь
В ПАРКАХ парами гулять,
Чтоб влюбиться и жениться,
Значит, ЗАГС им пригодится,
РЕСТОРАН, чтоб всё отметить,
А когда родятся дети,
Будет каждый папа рад
Отвести их в ДЕТСКИЙ САД.
Мы еще построим ШКОЛУ,
СПОРТПЛОЩАДКУ для футбола,
И ДОМ ТВОРЧЕСТВА, чтоб там
Мастерить мог каждый сам.
Умников спасем от скуки,
Им построив ДОМ НАУКИ,
ПЛАНЕТАРИЙ и МУЗЕЙ
С экспозициею всей.
А еще нужны, наверно,
ЦИРК, ТЕАТР и ЗАЛ КОНЦЕРТНЫЙ,
Интересно иногда
Всей семьей пойти туда.
Но не вежливо, ребята,
На концерт ходить лохматым.
Надо бы построить нам
ПАРИКМАХЕРСКУЮ там,
КРАСОТЫ САЛОН… а впрочем
Пусть их строит, кто захочет.
Чтоб их в городе открыть,
Малый бизнес должен быть.
Строим для него заранье
МНОГООФИСНОЕ зданье.
А теперь пора понять,
Как всем этим управлять.
Чтоб все вовремя и дружно
Исполняли то, что нужно,
И для всяких важных мер
Должен в городе быть мэр.
В центре МЭРИЮ построим,
Двери всем в нее откроем.
Тут же кто-то в дверь вбежал
С криком: «В городе пожар!»
Мы так заняты всем были,
Что про главное забыли –
ЧАСТЬ ПОЖАРНАЯ нужна!
Раз нужна, так вот она!
С воем, не жалея шины,
Мчатся из нее машины,
Чтобы ночью или днем
Битву выиграть с огнем.
Пламя быстро потушили,
Город съесть не разрешили.
Жители кричат «Ура!».
А строителям пора
Уезжать туда, где скоро
Будем строить НОВЫЙ ГОРОД.
(О. Емельянова )
Крановщик.
Парень низенького роста
И не очень-то силён,
А смотри – легко и просто
Управляет краном он.
Если путь закрыт, он сразу
Может кран остановить,
Крановщик всегда обязан
На работе зорким быть.
Под руками три штурвала,
По порядку вертит их.
Не боится этот малый
Блоков самых тяжелых.
Плотник.
Летят опилки белые,
Летят из-под пилы.
Это плотник делает
Рамы и полы.
Топором, рубанком
Выстругивает планки.
Сделал подоконники
Без сучка-задоринки.
Сварщик.
Он в синей спецовке
И в синих очках,
Он синюю молнию
Держит в руках.
Она как живая:
Подвижна, сильна.
Смотрите, как яростно
Бьётся она!
Вот смолкла,
Затихла,
Свернулась клубком,
А сварщик коснулся её
Проводком,
И молния брызнула
Золотом звёзд,
Как будто жар-птица
Расправила хвост!
Кровельщик.
Чтобы в доме было сухо и тепло,
Чтобы снег зимою в дом не занесло,
Чтоб не мокли люди в доме под дождём,
Кровельщик железом покрывает дом.
Маляр.
Красить комнату пора,
Пригласили маляра.
Но не с кистью и ведром
Наш маляр приходит в дом.
Вместо кисти он принёс
Металлический насос.
Брызжет краска по стене,
Солнце светится в окне.
Стали стены голубыми,
Словно небо в вышине.
Новый дом почти готов,
Примет к празднику жильцов.
Вот, кто строит этот дом –
Дом, в котором мы живём.
СТИХИ ОБ ИНСТРУМЕНТАХ и СПЕЦМАШИНАХ
Подъёмный кран
С утра до вечера
Вдвоем
Мы будем строить
Новый дом.
Ты не смотри
По сторонам:
Я строю
и
Подъемный кран.
(В. Борисов)
Экскаватор
Не воронка и не кратер –
Яму вырыл экскаватор.
Не совочком ковырял,
А ковшом её копал.
Дело для него простое,
Лишь бы не было простоя!
За песочницей – гора!
А в песочнице... – дыра.
Бульдозер
Кто над всклоченной землёю
Смело кучи разгребает?
Это маленький бульдозер
Своим носом всё ровняет!
(М. Погарский)
Бетономешалка
Бетономешалка с бетономешалкой
Делилась рецептом бетонного теста:
«Песка насыпаю я, сколько не жалко,
Щебенки по вкусу кладу и асбеста,
Потом заливаю водой из-под крана
И, чтобы бетон получился на славу,
Мешаю его я внутри барабана
То справа налево, то слева направо».
(Г. Дядина)
Самосвал
Можно нагрузить немало
В мощный кузов самосвала.
Отвезёт он всё что нужно
Быстро, весело и дружно!
(М. Погарский)
Асфальтовый каток
Вот асфальтовый каток
Для строительства дорог.
Чтоб разглаживать морщины
Лучше не найти машины!
(М. Погарский)
Трактор
Этот трактор сильный очень,
Не боится ям и кочек.
Он сегодня нам помог
Домой доехать без дорог.
(М. Погарский)
Рулетка
Достаю свою рулетку
И, где надо, ставлю метку.
Не поможет глазомер,
Нужен точный мне размер.
(С. Чертков)
Топор
Верно служит с давних пор
Людям плотницкий топор.
Если хочешь строить дом,
Поработай топором!
А еще топор готов
Нарубить для печки дров,
Чтобы дровяной запас
Обогрел зимою нас.
Как топор работать любит!
Он и тешет, он и рубит.
А в руках у мастеров
Чудеса творить готов!
(К. Нефедова)
Пила
Пила распилит все подряд:
Деревья, доски, бревна…
У ней зубов железный ряд –
Блестящих, острых, ровных.
Ей зубы не затем даны,
Чтоб мило улыбаться,
А для того они нужны,
Чтоб в дерево вгрызаться!
Пила звенит, пила поет,
Туда-сюда она снует.
Что в зубы острые возьмет –
То на две части разжует!
(К. Нефедова)
Зубастая Пила
Я, зубастая Пила,
Много зубьев у меня,
Каждый день пилю, пилю,
Доски, брёвна и пою!
Зубья крепкие, из стали,
Не болят и не устали,
С плотником дружу всегда!
За работу мне пора!
(Л. Алейникова)
Рубанок
Шерстью колкою торчат
Из доски занозы.
А для взрослых и ребят –
Явная угроза!
Но с занозистой доской
Справится рубанок,
Он работать в мастерской
Будет спозаранок.
Дерева срезая слой,
Он вперед несется,
Стружка лентой золотой
За рубанком вьется.
Стала гладкою доска,
Ровной, без изъянов,
Ни занозы, ни сучка!
Молодец, рубанок!(К. Нефедова)
Отвертка
Крутится, вращается,
Нам помочь старается.
Шустрая и верткая,
Звать ее – отверткою.
Если нужно где-нибудь
Винт, шурупчик завернуть,
Закрутить деталь надежно
Без отвертки невозможно!
(К. Нефедова)
Пассатижи
Довелось мне нынче, братцы,
С крокодилом повстречаться.
Он на ящике лежал
И добычу поджидал.
Крокодильчик небольшой,
Но, наверно, очень злой,
Ишь как пасть свою открыл –
Видно, съесть меня решил!
Пригляделся я и вижу:
Это ж просто пассатижи!
Но на крокодила все же,
Хоть немного, да похожи:
Гвозди зубками хватают
И из досок вырывают,
Проволоку в пасть возьмут,
Перекусят и согнут.
Этот крокодил железный –
Инструмент весьма полезный.
Никому бы не признался,
Как его я испугался!
(К. Нефедова)
Дрель
В доме картину повесить решили,
Очень тяжелую – еле втащили.
Прежде, чем в стенку шурупы ввернем,
Дрель непременно мы в руки возьмем.
В дереве или в другом материале
Сделать отверстия нужно вначале.
Дрель - очень нужный для нас инструмент –
Дырку любую просверлит в момент!
Если нам кто-то начнет говорить:
“Дело нехитрое – дырки сверлить!”,
Мы б с интересом тогда посмотрели,
Как же он сделает дырку без дрели?
(К. Нефедова)
Молотком стучу, стучу
Молотком стучу, стучу,
Сто гвоздей заколочу
Буду строить дом, дом,
Будем жить в нем, в нем.
Вместе с папой
Папа дал мне молоток
И сказал: "Давай, сынок,
Вместе сделаем забор,
Приведем в порядок двор.
Буду я пилить, строгать,
Ты – дощечки прибивать".
Дружно взялись мы за дело,
И работа закипела.
(Н. Ковалева)
Мастер
У сарая слышен стук –
Забивает гвозди внук.
Чтобы выйти в мастера,
Он старается с утра.
Промахнулся – бух по пальцу!
Плакать хочется страдальцу.
Но какой от плача толк,
Если спрячут молоток?
(Н. Городецкая)
Гвоздик
Рядом с папой
Я кружусь.
Знаю –
Папе пригожусь.
Папа пилит –
Я стою.
Он строгает –
Я пою.
Прибивает –
Я гляжу,
Гвоздик
Тоненький
Держу.
(В. Левановский)
Лучше дела не найти
Для меня без молотка
Жизнь была бы несладка.
Без рубанка и пилы
Дни бы стали немилы.
Так и лезли бы с утра
Скука и зевота
Без клещей, без топора,
Без коловорота.
Хорошо, что в мастерской
Все, что надо, под рукой.
Строгай, теши –
От всей души!
Сверли, колоти –
Лучше дела не найти!
(А. Шибаев)
ЗАГАДКИ
Строю я высотный дом,
Чтобы люди жили в нём.
Есть готовый котлован,
Есть леса, подъёмный кран.
Есть кирпич. Раствор месите.
Догадались? Я ... (СТРОИТЕЛЬ)
***
С утра до вечера
Он старательно фырчит,
Кирпичи на стройку мчит.
Грузы развозить привык
Сильный, мощный...
(Грузовик.)
***
Кто не может жить без грузов,
У кого огромный кузов?
Все, что хочешь, увезет,
Никогда не устает.
По дороге напрямик
Груз доставит...
(Грузовик.)
***
На дыбы поставил кузов
И избавился от груза.
(Самосвал.)
***
Он легко одной рукой
Строит дом для нас с тобой
Что за чудо-великан?
Скажут все – ...
(Подъемный кран.)
***
Из железа парень стойкий
Честно трудится на стройке.
Однорукий великан
С именем — подъемный...
(Кран.)
***
Поднимает великан
Груды груза к облакам.
Там, где встанет он, потом
Вырастает новый дом.
(Подъёмный кран.)
***
Снизу – вверх, по этажам
Дом растит для горожан.
(Подъёмный кран.)
***
Стальной журавль за окном
За разом раз поклоны бьет.
Он помогает строить дом
И клювом плиты подает.
(Подъемный кран.)
***
Ходит по небу рука,
Задевает облака,
А под нею – гам и гром –
Вырастает новый дом.
Длинной шеей поверчу
Груз тяжелый подхвачу:
Где прикажут – положу,
Человеку я служу.
(Подъёмный кран.)
***
Я открыл на кухне кран
И набрал воды стакан.
Но на стройке городской
Есть ещё и кран другой!
Из него никак водицы
Не набрать и не напиться.
Кто же этот великан?
Великан – ...
(Подъемный кран.)
***
Я – великан:
вон ту громадную
многопудовую плиту
Я, словно плитку шоколадную,
вмиг поднимаю в высоту.
И если я могучей лапою
слона и верблюда сцапаю, –
Я их обоих буду рад
поднять, как маленьких ребят!
(Подъёмный кран.)
***
Что за машина:
Шея, как у гуся, сила, как у слона?
(Подъёмный кран.)
***
Это что за великан
Тащит груз тяжелый,
Помогает строить нам
И дома и школы?
(Подъёмный кран.)
***
Быстро яму без лопаты
Вырыть может…
(Экскаватор.)
***
Гусь железный с гибкой шеей
Роет длинную траншею.
(Экскаватор.)
***
Гусь по улице идет,
Клювом улицу грызет.
(Экскаватор.)
***
За высокою горою
Гусь железный землю роет.
(Экскаватор.)
***
К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдёт,
Если крот откроет рот.
(Экскаватор.)
***
Кто своим ковшом на славу
Прокопает вам канаву?
Строить дом и элеватор
Помогает...
(Экскаватор.)
***
Начинает он копать,
заменяет сто лопат.
(Экскаватор.)
***
Не живой я, а шагаю,
землю рыть я помогаю.
Вместо тысячи лопат
я один работать рад!
(Экскаватор.)
***
Однорукий Великан
Глубокий роет котлован.
Самосвал подставит спину
На спину вывалит он глину.
Самосвал задрожит
И со стройки побежит.
Нагруженный!
Натруженный!
(Экскаватор.)
***
Однорукий Землехват
Заменяет сто лопат.
Он своей рукой-ручищей
Постоянно что-то ищет.
Ты не прятал, я не прятал
Что же ищет ...
(Экскаватор.)
***
Там, где нужно сто лопат,
Я один трудиться рад.
(Экскаватор.)
***
Он в земле карьер копает,
Гравий, щебень загружает.
Ковш железный, не лопата...
Как зовут все? ...
(Экскаватор.)
***
Для цемента и бетона –
Для постройки дачи, дома –
Машина с бочкою-мешалкой
Зовется...
(Бетономешалка.)
***
К стройке подъехала бочка большая,
Крутится медленно, что-то мешая.
В бочку строитель цемент насыпает,
Щебня, песка и воды добавляет.
Ловко замесит для всех – ей не жалко –
Что за машина?
(Бетономешалка.)
***
Чтобы выровнять асфальт,
Ездит он вперед-назад.
Проложить дорожки смог
Наш старательный...
(Каток.)
***
Если бы сосны да ели
Бегать и прыгать умели,
Они от меня без оглядки умчались бы
И больше со мной никогда не встречались бы,
Потому что — скажу вам, не хвастая, —
Я стальная и злая, и очень зубастая.
(Пила.)
***
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела, дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.
(Пила.)
***
Быстро грызёт, мелко жуёт,
Сама не глотает.
Что это, кто отгадает?
(Пила.)
***
Толстый тонкого побьёт.
Тонкий что-нибудь прибьёт.
(Молоток и гвоздь.)
***
Тит на работу вышел —
Каждый услышал!
(Молоток.)
***
Бьют Ермилку по затылку,
Ну а он не плачет,
Только носик прячет.
(Гвоздь.)
***
Я – работник деловой,
Ухожу в работу с головой.
Мне, молодцу,
Шляпка – очень к лицу!
(Гвоздь.)
***
Сам худ – голова с пуд.
На работу вышел – каждый услышал.
(Молоток.)
***
В каждом хозяйстве
Есть штука такая –
Лёгкая лестница переносная.
Стоя на ней,
Можно стены белить
Или же лампочку
В люстру вкрутить.
(Стремянка.)
***
Ленту мерную скрутили
И в футлярчик поместили.
Измерять длину по меткам
Помогает нам …
(Рулетка.)
***
Змеёй в коробочке свернётся,
А надо – метром обернётся,
Измерить точно всё поможет,
Да и рост твой скажет тоже.
Беседа «Профессия – строитель».
Цель: познакомить детей с профессией строителя, обогатить тематический словарь детей, воспитывать уважение к труду строителей.
Ход занятия:
Вводная беседа. Мы с вами живем в красивой и богатой стране. Как она называется?(Россия). Кто же делает нашу страну богатой и красивой? (Люди). Именно от их труда зависит, какой будет наша страна. Сегодня мы поговорим о профессии строителя.
Основная часть. Рассказ воспитателя. «Профессия строителя существует давно, столько, сколько существует человечество. Благодаря тем, кто строил, украшал и отделывал здания, мы многое знаем сегодня о людях и событиях далекой-далекой поры.
Человек всегда нуждался и нуждается в зданиях, где бы он мог жить, учиться, работать, развлекаться. Поэтому работа строителей так важна и необходима. Постройкой здания занимается множество людей разных специальностей – все они строители. Архитектор проектирует здания, делает их чертеж. Экскаваторщик работает на экскаваторе, роет котлован под будущее здание. Крановщик укрепляет краном, поднимает и доставляет тяжелые части дома: кирпичи, панели, рамы. Кровельщик кроет крышу здания. Штукатур отделывает стены. Маляр красит стены, потолок, рамы, пол, двери. Стекольщик вставляет стекла. Строитель должен быть очень внимательным, добросовестным, ответственным человеком. Ему нужно много знать, уметь, чтобы хорошо выполнить свою работу.
-Подумайте, дети, для чего строителю нужна специальная одежда: каска, рукавицы, комбинезон и т. д.
Физминутка.
Тук-тук-постук
Раздается где-то стук
Молоточки стучат
Строят домик для зайчат.
Вот с такою крышею!
Вот с такими стенами!
Вот с такими окнами!
Вот с такою дверью!
Вот с таким замком!
(выполняются движения в соответствии с текстом).
Вопросы для закрепления.
-Какие строительные специальности вы знаете? В чем заключается их работа?
-Какими качествами должны обладать представители этой профессии?
-Что помогает им в работе?
Заключительная часть.
-О чем сегодня говорили на занятии?
-Что нового узнали?
- Почему профессия строителя — одна из самых важных?
- Из чего строили в старину? Почему?
- Из чего теперь строят дома?
- Как называют строителей строящих деревянный дом? Какими инструментами пользуются плотники?
- Рабочие каких специальностей участвуют в строительстве дома?
- Как называют рабочих, укладывающих кирпичи?
- Как называют рабочих, которые кроют крышу?
- Каких рабочих называют «отделочниками»?
- Кто красит окна, двери, рамы, клеит обои?
- Кто устанавливает оконные рамы, двери?
«Экскурсия на стройку»
Цель:
Расширять представления о профессии строителя.
Задачи:
• Дать детям элементарные представления об архитектуре;
• Развивать представление о труде, о некоторых профессиях, доступных восприятию дет: Продолжать знакомить детей с профессиями, познакомиться людьми строительных специальностей ( каменщик, крановщик, штукатур ), Познакомить с содержанием труда рабочих, с транспортом , который требуется для строительства ( кран , бетономешалка, экскаватор камаз) .Помочь детям сделать вывод о пользе работы строителей для людей. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
ей(архитектор, каменщик,маляр, строитель, крановщик.) ;
Предварительная работа:
• чтение художественной литературы: Г. Люшнин. «Строители»; С. Баруздин. «Строим дом»; С. Михалков. «Три поросенка»,
• рассматривание картинок, связанных со строительными профессиями, составление описательных рассказов по ним,
• проведение сюжетно-ролевых («Строим дом», «Строители») и дидактических игр («Кому что?», «Что лишнее?», «Угадай по описанию»).
Ход занятия:
Воспитатель:
Сегодня мы отправимся на экскурсию туда, куда обычно детям вход воспрещён, даже висит табличка "Родители! Не пускайте детей на стройплощадку!". Догадались куда? Ну, конечно же, на строительную площадку.
Как вы думаете, кто работает на стройплощадке? На стройплощадке работают люди, профессия которых называется строитель. Но под общим называнием профессии строитель скрывается много специальностей: это и каменщики, и штукатуры, монтажники, плиточники, бетонщики и т.д.
Ну что ж готовы? Отправляемся!
Чтение стихотворения С Баруздина. « Кто построил этот дом» Рассматривание иллюстраций .Беседа по картинам.
2 Экскурсия Дети рассматривают место стройки.
Воспитатель: Дети, что вы здесь видите , давайте посмотрим с чего начинается строительство дома , кто знает?( с фундамента) Фундамент –это такая огромная яма , которую выкладывают плитами и блоками А уже потом начинается само строительство дома Строители кладут кирпичи , смазывая их между собой , чем , кто знает? (бетоном)
Дети, А кто из вас знает какой транспорт требуется для выкапывания ямы под фундамент ( правильно экскаватор)
Дети , а это что за машина?( бетономешалка)
Для чего она нужна ? ( делает бетон)
А для чего нужен бетон? ( чтобы кирпичи не рассыпались , держались друг на друге.) Дети ,а это что за транспортное средство? ( кран)
Для чего он нужен? ( для того чтобы поднимать для стройки кирпичи , бетон на высокий этаж, поднимать тяжелые плиты.)
Дети ,а на чем привозят материалы для стройки (камаз)
Ребята , а теперь мы с вами познакомимся с профессиями строителей
Кто знает какие профессии нужны для строительства ( каменщик)
Что делает каменщик ? Кладет кирпич.Каменщик должен обладать физической силой и выносливостью, гибкостью и подвижностью тела и особенно рук, развитым чувством равновесия, отсутствием боязни высоты.
Каменщики с помощью специальных ручных инструментов (молоточек-кирка, лопата и др.) сооружают, стены и прочие конструкции. Они работают и на старых зданиях, ремонтируя кирпичную кладку. Некоторые каменщики занимаются укладкой брусчатки на мостовых, тротуарах и т.д. Каменщик должен обладать физической силой и выносливостью, гибкостью и подвижностью тела и особенно рук, развитым чувством равновесия, отсутствием боязни высоты.
Но не только каменщики занимаются постройкой стен здания. Им в этом помогает строительная техника. Какую строительную технику вы знаете? (Ответы детей). Молодцы!
А что делает крановщик? (он управляет краном , подает строительные материалы)
Дети ,а еще есть такая профессия , штукатур.
Как вы думаете , что делает штукатур? Замазывает стены бетоном, чтобы стены были ровные , красивые и теплые.
Кто же такие маляр и штукатур? Они готовят под окраску бетонные, деревянные и металлические конструкции. Поверхности окрашивают вручную или при помощи валиков, краскопультов, пистолетов и других приспособлений, наклеивает обои. Владеют приемами работы высококачественной и декоративной штукатурки, а также приемами многоцветной окраски фасадов, зданий специальными составами.
Как вы думаете, легко ли работать маляром или штукатуром? Почему?(Ответы детей).
Штукатуру и маляру необходимы физическая выносливость, подвижность тела и рук, их координация, чувство равновесия, хорошее зрение (острота, цветоразличение), хороший глазомер, наглядно-обзорное мышление и память. Они должны быть аккуратными, иметь художественный вкус.
Как вы думаете нужная профессия строить дома?
Почему?
Дети , а кто из вас хочет стать строителем ?
Дидактические игры.
Карточки «Что лишнее».
Цели и задачи: Развивать умение детей различать в предметах одинаковое и разное. Развивать внимательность, умение обобщать. Развивать связную речь.
Имеются игровые поля с изображением инструментов, необходимых для строительства. На каждой карточке один лишний предмет.
Игра:Предложить детям внимательно посмотреть на карточки и определить, что на этих карточках лишнее, объяснить почему.
Дидактическая игра « Что кому пригодится?
Цель: научить детей среди специальных инструментов находить те, которые пригодятся людям определённой профессии. Развивать логическое мышление. Объяснить, почему выбрали именно эти предметы. Правильно разложить карточки на группы.
Подготовка: Необходимо подобрать картинки с изображением специальных инструментов. Например, для маляра – кисть и валик, для плотника – рубанок и топор, для электрика – отвёртка и кусачки, для каменщика – молоток и мастерок. Подготовить картинки с изображением людей строительных профессий.
1 вариант игры: карточки делятся между игроками, карточки нужно разложить по профессиям.
2 вариант игры: воспитатель выкладывает перед игроками несколько карточек, среди которых будут 2 карточки, относящиеся к одной профессии и одна лишняя.
«Строим домик для зверей».
Ход игры. Воспитатель объясняет, что домик для зверей будем строить из досок. Доски надо распилить. Дети встают по двое, взявшись за руки, крест на крест. “Пилят”: с-с-с-с. (язычок надо крепко держать за нижними зубами). Если пила будет сильно пилить, то она звенит: з-з-з-з.
Пили пила, пили живей,
Мы строим домик для зверей.
С-с-с-с. (делают медленные движения)
З-з-з-з. (движения ускоряются).
В нём серый зайка будет жить,
И с нами будет он дружить.
Упражнение "Один - много".
Один крановщик - много крановщик
Один маляр - много ….
Один водитель – много ….
Один экскаваторщик – много ….
Сюжетно-ролевая игра «Строительство».
Цель: формирование умения творчески развивать сюжет игры, формирование у детей конкретных представлений о строительстве, о его этапах; закрепление знаний о рабочих профессиях, воспитание уважения к труду строителя.
Игровой материал: строительный материал, каски, предметы-заместители.
Подготовка к игре: экскурсия на стройку. Беседа о профессии строителя. Чтение художественных произведений. Рисование на тему «Строительство дома». Изготовление атрибутов для игр.
Игровые роли: строитель, каменщик, шофер, грузчик.
Ход игры:
Показать детям картинку с изображением красивого дома и предложить построить такой же, но только работать надо вместе, как рабочие. Для игры воспитатель делит детей и поручает каждой из них определенный участок работы: первая бригада грузит стрйматериал в машины, другая привозит его на стройку, третья-разгружает, четвертая возводит стены дома. Сначала воспитатель возглавляет бригаду строителей, дает советы рабочим, чтобы те действовали согласованно. Воспитатель всячески поощряет все вносимые в игру новшества, содействует творчеству детей и в случае необходимости помогает им. Игра, меняя форму, может преобразовываться, видоизменяться за счет развития ее содержания. Так, дети могут строить новый дом для кукол, магазин, дачу и, перевезя туда на лето кукол, развернуть на этой основе новую самостоятельную игру.
По окончании игры воспитатель разговаривает с детьми о проведенной игре, В целях коррекции ролевых отношений отметить отдельные недостатки: водитель машины далеко сгрузил стройматериалы, и каменщикам было трудно работать; маляры не сложили свой рабочий инструмент. Отметить, кто в бригаде хорошо работал и кому из строителей надо вынести благодарность за добросовестный труд.
Развлечение «Телепередача
«Юные строители»
Цель: расширить знания детей о профессии строитель.
Задачи: продолжать знакомить с разными строительными материалами;
обогащать познавательные знания (знакомство с бетоном его свойствами и
качествами, способом его изготовления);
показать значимость профессии строитель;
воспитывать уважительное отношение к человеку труда.
Предварительная работа: чтение художественных произведений С. Михалков «Три поросенка», В. Маяковский «Кем быть?», рассматривание картинок связанных со строительными профессиями, составление описательных рассказов по ним, Сюжетно-ролевые игры «Строим дом», «Строители», д/и «Кому что?», «Что лишнее», , ИЗО «Красивые дома», «Улица нашего города», лепка - «Дом для собачки»,
аппликация «Картонный замок»,
Материал к занятию: игрушка лиса, настольный театр, домики трех поросят, материал для проведения игры – эксперимента (песок, щебень, цемент, вода, формочки, салфетки, готовые плитки бетона), слайды с изображением зданий города, картинки домов, бревно, пластмасс, фартуки,
Методы и приемы: словесный, наглядный, продуктивный, практичный, игровой, одобрения, напоминание, поощрения, поэтическое слово взрослого.
Ход
Воспитатель:
-Представьте себе, что нас пригласили в телестудию на детскую передачу «Юные строители». Вы согласны быть участниками передачи?
Дети: - да!
В: Займите свои места в студии. Приготовились. Начали. Добрый день уважаемые телезрители! Свою передачу я хочу начать со знакомства участников с разнообразием строительных материалов. К нам на передачу пришло письмо, в котором спрятана загадка. Вы должны отгадать, кто сегодня придет к нам в гости.
Посмотрите-ка, какая
Вся горит, как золотая
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
Д: лиса.
В: Правильно это лисичка – сестричка (появляется лиса).
Лиса: Здравствуйте, я лиса Патрикеевна. Мне нужна ваша помощь: весна – красна пришла и моя избушка таять начала.
В: из какой сказки к нам пришла лиса?
Д: из сказки «Заюшкина избушка».
В: почему растаял домик лисы? Из чего он был сделан?
Д: у лисы домик был сделан изо льда, поэтому он и начал таять с наступлением весны.
Лиса: Вы не думайте, я зайчика выгонять из его домика не собираюсь. Он мой друг и обещал мне помочь в строительстве нового, красивого дома. Но я не знаю, какой материал использовать, чтобы он получился крепким и надежным.
В: лисичка, ты правильно сделала, что к нам на передачу обратилась. Мы тебе обязательно поможем правда ребята.
Лиса: я слышала, что у нас в сказочном мире три поросенка живут. Говорят, они красивые дома строят из разных материалов.
В: да, действительно, есть такая замечательная сказка про трех поросят. Я ее с собой на передачу захватила. Мы сейчас с вами посмотрим, какие дома строили поросята. Только лиса запомни, в строительстве красота не главное. Ребята, скажите, лисичке какими должны быть дома?
Д: крепкими, прочными, надежными.
В: правильно, молодцы. Предлагаю совершить небольшое путешествие по сказке «Три поросенка» (показывает первый домик). Взгляните, вот домик, который построил себе Ниф- Ниф. Из чего он построен?
Д: из соломы
В: как вы думаете, солома подойдет для строительства домика для лисы? Почему?
Д: нет, не подойдет, потому что солома ломкая и непрочная.
В: верно, солома не прочный материал , и в этом мы сейчас убедимся (предлагаю детям взять в руки соломинки и разломать их пополам, подуть на нее). По этому, когда волк дунул на домик, он разлетелся в разные стороны. А вот этот домик построил себе поросенок Нуф- Нуф (выставляет второй домик). Кто мне скажет, из какого материала он построен?
Д: из прутиков, веток и листьев.
В: веточки и прутики прочный материал?
Д: нет
В: давайте в этом убедимся (дети ломают веточки, дуют на них) можно использовать этот материал для строительства? Почему?
Д: нет, нельзя. Это не прочный материал.
В: ребята, лиса ходит в лесной детский сад и хотела бы узнать о следующем: на столе у вас лежат солома и прутья нужно их сравнить путем условной единицы, что длинее прутья или солома?
Д: прутья длиннее соломы.
В: ребята, может вы мне подскажете, чей это домик? (выставляет домик Наф - Нафа).
Д: это домик Наф – Нафа.
В: что можно рассказать про него лисе? Из чего он построен?
Д: этот домик построен из камня (дети рассматривают камни, испытывают их на прочность).
В: какой же домик получился у Наф – Нафа?
Д: прочный, надежный.
В: правильно. Наф – Наф оказался самым сообразительным, поэтому его домик получился прочным и надежным. Лисе снова хочется узнать? Перед вами лежат камни.
Сколько всего камней?
Д: 5.
В: порядковый и обратный счет.
Д: 1-2-3-4-5; 5-4-3-2-1.
В: вот какая увлекательная и познавательная сказка «Три поросенка».
Физминутка: «Ветер тихо клен качает».
Лиса: теперь мне ясно, какие строители три поросенка. А можно узнать из какого материала люди строят дома?
В: ребята, предлагаю поиграть в игру «Подбери строительный материал». Покажем и расскажем лисе. У меня есть картинки домов. Ваша задача, сказать из чего построен каждый дом и подобрать нужный материал ( играют, из дерева- бревна, из кирпича – кирпич, и т.д.).
В: а это панельный дом, его строят из бетонных плит. Для вас это новые слова. Вместе проговорим: бетон, бетонный (дети повторяют). Какие по прочности получаются дома из бетона?
Д: прочные, надежные.
Лиса: я тоже хочу жить в таком доме.
В: у нас есть лаборатория, здесь мы проведем игру – эксперимент «Изготовим бетон» (дети в лаборатории) рассмотрим, что у нас есть (вода, песок), а это щебень, и цемент (рассматривают) щебень похож на камушки, только мелкий, цемент как песок, сыпучий. Повторим название этих материалов (щебень, цемент).
Д: все перемешиваем и разливаем по формочкам.
В: чтобы бетон стал прочным, необходимо дать ему время для застывания. Для строительства домов необходимо много бетонных плит, их делают на бетонном заводе, затем уже готовые плиты привозят на стройку (встаем в круг, проводится игра «Назови какой?») у меня в руках бетонная плитка, мы будем передавать ее друг другу и называть свойства бетона (твердый, прочный, качественный, надежный, крепкий и т.д.).
Лиса: молодцы, сколько свойств бетона вы назвали, и я теперь знаю из какого строительного материала нужно строить домик, чтобы он был прочным и надежным.
В: чтобы построить настоящий дом, много мастеров должно потрудиться (отгадывают загадки)
Растет этаж за этажом
И с каждым часом
С каждым днем
Все выше, выше новый дом (каменщик).
Топором, рубанком
Выстругает планки.
Сделал подоконники
Без сучка – задоринки (плотник).
Брызжет сказка по стене,
Солнце светиться в окне
Стали стены голубыми
Словно небо в вышине (маляр).
В: правильно, все эти профессии, нужны, чтобы строить прочные и надежные дома. Лисичка, ты наверное впервые в нашем городе?
Лиса: да.
В Наш город с каждым днем становиться все краше, появляется много красивых, новых зданий, вот посмотрите (слайды или фотографии зданий города) а чьим трудом это все сделано?
Д: строители.
Лиса: спасибо, я теперь знаю какая это важная и нужная профессия строитель. И спасибо вам за помощь.
В: верно заметила лиса – профессия строителей действительно имеет огромное значение в нашей жизни. Какие же дома должны строить строители?
Д: крепкие, надежные.
В: правильно.
Вырос дом большой и светлый
Люди жить придут сюда
И строитель так ответит
Счастье – строить города!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Профессия - строитель"
Занятие по теме "Профессия - строитель" направлено на обогащение и уточнение представления детей о профессии строителя. Конспект содержит перечень оборудования и ход занятия....
Конспект по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Профессия - строитель"
Цель: развивать интерес к профессиям; воспитывать уважение к людям труда....
«Будем как родители мы с тобой строители»
Технологические карты по методу проекта....
Технологическая карта проекта "Будем как родители мы с тобой строителями"
Технологическая карта проекта "Будем как родители мы с тобой строителями"...
Занятие познавательно - речевое с элементами конструирования "Юные строители" страший возраст
Представлен материал для проведения познавательно - речевого занятия по теме " Профессии на стройке" с элементами конструирования: конспект, презентация части занятия, схемы построек....
Конспект занятия по лексической теме "Строитель. Строительные специальности. Орудия труда строителя".
Конспект заняти по теме "Профессии"....