конспект НОД ОО Познавательное, Речевое развитие по теме: "Светит свет в окошке" Ознакомление с истоками русской народной культуры для детей среднего возраста с 4-х до 5-ти лет
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель: Познакомить с предметами обихода деревенской избы (лучина, свеча, керосиновая лампа, фонарь)
Воспитывать бережное отношение к предметам русской культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка-детский сад № 15 «Семицветик»
Конспект НОД
ОО Познавательное развитие, речевое развитие
По теме: « Светит свет в окошке »
Ознакомление с истоками русской народной культуры
для детей среднего возраста
с 4-х-5-ти лет
Составила: воспитатель высшей квалификационной категории
Л.А. Демидова
Озёрск, 2022 год
Содержание. Знакомство с лучиной, свечой, керосиновой лампой, фонарём, подсвечником. Чтение рассказа Б. В. Зубкова «Как солнце в дом пришло». Дидактическая игра «Найди и назови предмет».
Цель. Познакомить детей с предметами обихода деревенской «избы».
(лучиной, свечой, керосиновой лампой, фонарь).
Задачи:
Обучающие:
Продолжать знакомить детей с истоками русской народной культуры, предметами обихода деревенской «избы».
Развивающие:
Создавать условия для развития психических процессов у детей (связная речь, память, мышление, воображение, сообразительность).
Воспитывающие:
Воспитывать бережное отношение к предметам русской культуры.
Интеграция областей:
- Познавательное развитие — формировать познавательные действия, расширять представления о социально-культурных ценностях нашего народа.
- Социально – коммуникативное развитие — развитие общения ребёнка и взрослого.
- Речевое развитие — обогащение активного словаря, развитие связной и грамматически правильной речи.
- Художественно – эстетическое развитие — становление эстетического отношения к окружающему миру.
- Физическое развитие — способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата через организацию физминуток.
Приёмы:
наглядный
словесный
вопросы к детям
поощрение
индивидуальная работа
обобщение
использование мультимедиа.
Активизация словаря: лучина, свеча, керосиновая лампа, подсвечник, керосин, парафин, электричество, фонарь.
Ход занятия.
Дети заходят в «избу», усаживаются на лавки полукругом.
— Ребята, сегодня на занятии я вас познакомлю с предметами старины – лучиной, керосиновой лампой, свечой, подсвечником, фонарём.
На экране появляется фотография лучины. (Слайд № 1)
— Прошло много – много лет. Чтобы по вечерам было светло в доме, люди зажигали лучину.
Лучина – это просто щепочка, от полена отщепленная, длинненькая и тоненькая. От лучины, конечно света чуть – чуть. Но люди и лучине были рады. От печи тепло, от лучины свет.
Обращаю внимание детей на свечу. (Слайд № 2)
— Дети, кто знает, что это такое?
Ответы детей.
— Правильно. Это — свеча, а сделана она из парафина. Скажем вместе — парафин.
Свеча горела ярче лучины, но от неё было душно. Свечи ставили в подсвечники.
На экране появляется керосиновая лампа. (Слайд № 3)
— Ребята, вам известен этот предмет? Как он называется?
Ответы детей.
— Правильно! Это керосиновая лампа.
— Люди из нефти научились делать керосин. И лампы особые придумали — керосиновые. Огонёк стеклом прикрывали, и горела такая лампа довольно ярко, словно много свечей сразу горит.
— Повторим все вместе — керосиновая лампа.
Обращаю внимание детей на экран. На экране фотография фонаря. (Слайд № 4)
— Дети этот предмет называется — фонарь. Фонари использовали обычно на улице. Чтобы ветер не задувал огонь, фонарь сверху закрывали специальной крышкой.
В настоящее время мы пользуемся электрическими лампами. (Слайд № 5)
Физминутка «Погаси свечку».
Чтение рассказа Б. В. Зубкова «Как солнце в дом пришло».
Дидактическая игра «Найди и назови предмет».
Дети на полке находят предметы старины и называют его. (Керосиновую лампу, подсвечник, свечу, лучину)
Итог занятия.
— Ребята, скажите, пожалуйста, с какими новыми предметами мы познакомились?
Ответы детей. Благодарю за ответы.
Обобщение ответов детей.
— Правильно! Это лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампа, фонарь, подсвечник.
Ребята, вы сегодня хорошо работали. Я благодарю вас за работу и приглашаю вас ещё в гости в музей «Горенка».
Литература:
Е.С.Бабунова программа «Наш дом — Южный Урал» Магнитогорск 2004г.
Б.В.Зубков издательство «Малыш» 1979г. «Как солнце в дом пришло»
Князева О.Л., Маханёва М.Д. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Санкт-Петербург 2004г.
Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/27/picture-601114-1425048777.jpg)
Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры для детей подготовительной группы.
Данный конспект может быть полезен воспитателям подготовительных групп при подготовке к занятиям по теме "Рождество Христово" и при подготовке к проведению праздника "Рождество Христово"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/19/picture-89738-1361300298.jpg)
Конспект непрерывной образовательной деятельности по приобщению детей к истокам русской народной культуры для детей средней группы «В гостях у Хозяюшки»
данная разработка поможет педагогам приобщить детей к истокам русской народной культуры,используя макет избы...
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» для детей в возрасте от 3 до 5 лет
Парциальная программа...
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» для детей в возрасте от 5 до 7 лет
Парциальная программа...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/07/picture-1090780-1544192475.jpg)
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» для детей в возрасте от 5 до 7 лет
Парциальная программа...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/07/picture-1090780-1544192475.jpg)
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» для детей в возрасте от 3 до 5 лет
Парциальная программа...
Тематический годовой план НОД в музее «Русская изба» по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры для детей среднего дошкольного возраста
Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования. Это мировоззренческие, нравств...