«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» для детей в возрасте от 5 до 7 лет
рабочая программа (старшая группа)

Абдрахманова Алёна Фёдоровна

Парциальная программа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл partsialnaya_programma_starshiy_vozrast.docx98.43 КБ

Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КИРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД № 172 «Сказка»

630106, г. Новосибирск                                                                                  

телефон/факс 349-04-00

ул. Зорге, 99

ds_172@edu54.ru

Принято:                                                        Утверждаю:

на педагогическом совете № 1                                       Заведующий МКДОУ д/с №172                                                              

От «      »                 2020 г.                                _________________ Кузярина Н.Ю.                                               

                   

                                         

                                        

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

для детей в возрасте от 5 до 7 лет

Составили:

Гончарова Н.С.

воспитатель высшей

квалификационной категории,

Абдрахманова А.Ф.

воспитатель первой

квалификационной категории

Новосибирск 2021

Содержание

Раздел

Содержание

Страницы

I.

Раздел -

Целевой

1.1. Пояснительная записка Программы:

3

1.1.1. цель и задачи реализации Программы

4

1.1.2. принципы отбора содержания образования дошкольников

4

1.2. Планируемые результаты освоения программы М. Д. Маханевой, О. Л Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

5

1.3. Мониторинг освоения детьми программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

6

II.

 Раздел

 Содержательный

2.1. Основные направления реализации программы

8

2.1.1. Формы образовательной деятельности детей

10

2.1.2. Учебный план и его обоснование

12

2.1.3. Планирование образовательной деятельности

2.1.4. Формы взаимодействия с семьями воспитанников

14

III.

Раздел - Организационный

  1. Описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания

23

  1. особенности организации предметно-пространственной развивающей среды

23

 3.1.2. описание материально-технического обеспечения       программы

25

1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

Для развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине, приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в МКДОУ д/с № 172  реализуется парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» для детей в возрасте от 5 до 7 лет (далее Программа) . Программа разработана на основе ООП МКДОУ д/с № 172 и АООП МКДОУ д/с № 172 , с учетом парциальной программы «Приобщение детей к истокам   русской народной культуры» взята одноименная парциальная программа О.Л. Князевой, М. Д. Маханевой.

Образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой -это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.

Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» определяет новые ориентиры в нравственно – патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и культуре. Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры.

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» способствует социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому, физическому развитию детей. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.

Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» рассчитана на работу с детьми старшего и подготовительного возраста – с 5 до 7 лет. Оптимальные условия для развития ребенка – это продуманное соотношение свободной, регламентированной и нерегламентированной деятельности. Объем регламентированной (ООД) деятельности в год составляет 35 часов. В процессе ООД сочетается групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс в МКДОУ строится в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями детей.

  1. Цель и задачи реализации программы

Цель Программы:

  • Создание условий способствующих усвоению детьми дошкольного возраста норм и ценностей принятых в обществе на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему традициями и  особенностями культуры.

Задачи:

  • развивать у дошкольников интерес к русскому народному творчеству через: фольклор (песни, загадки, пословицы, поговорки, частушки), литературу и живопись;
  • развивать навыки эффективного социального взаимодействия через народные подвижные и театрализованные игры;
  • учить детей различать и знать народное искусство, как основу национальной культуры русского народа.
  • способствовать формированию у детей дошкольного возраста патриотических чувств
  • обогатить художественные впечатления, эстетические эмоции.

  1. Принципы отбора содержания образования дошкольников

Программа знакомства ребенка с основами русской народной культуры опирается на принципы построения общей дидактики: связи с жизнью, систематичности,        реалистичности,        активности,        контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности. А также:

-учет возрастных особенностей детей при отборе содержания. Тематики занятий, задач воспитания и обучения;

-принцип комфортности образовательной среды;

-уважение личности        каждого ребенка;

-принцип отбора содержания учебного материала.

Принципы организации совместной деятельности воспитателя и детей:

-желание ребенка посещать занятия;

-учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

-наглядность, доступность и мера;

-систематичности и последовательности.

  1. Планируемые результаты освоения Программы

Ребенок знает:

  • основные литературные понятия по   фольклору;
  • краткое        содержание        прочитанных литературных произведений;
  • быт и традиции русского народа;
  • песни, частушки, потешки, загадки,   заклички, поговорки, пословицы.

Ребенок умеет:

  • рассказывать        русские        народные     сказки, потешки и обыгрывать их;
  • использует в игре предметы быта русского народа;

создает творческие        работы по   фольклорным произведениям.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  1. Приобретение детьми знаний о культурном богатстве русского народа.
  2. Сформированный       первоначальный   опыт,         помогающий        ребенку ориентироваться в образцах устного народного творчества, некоторых видах народного искусства (дымковской, Городецкой, хохломской росписью, русским фольклором).
  3. Сформированность нравственных качеств: способность к эмоциональному сопереживанию, одобрению прекрасного, доброго и осуждению безобразного, злого в жизни и искусстве.
  4. Воспитание устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию его необходимости и ценности, уважения к труду и таланту мастеров.
  5. Применение дошкольниками полученных знаний в повседневной жизни, что проявляется в поступках, культуре поведения, в речи.
  6. Сформированность патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста: гордость за свою страну, за ее успехи и победы.

  1. Мониторинг        освоения        детьми        программы

Оценка эффективности в усвоении воспитанниками МБДОУ программного материала по приобщению детей к истокам русской народной культуры производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики. Основным методом диагностического исследования является использование специально подобранных диагностических заданий, которые предлагаются детям в игровой форме. При этом учитывается состояние ребенка, его хорошее настроение, спокойное эмоциональное состояние, физическое самочувствие. Длительность одного мониторингового задания не превышает 30 минут.

Знания оцениваются по следующим направлениям:

  • содержания сказок, былин, легенд;
  • герои русских народных произведений;
  • народных игры, праздники;
  • виды народных искусств;
  • русский народный фольклор. Ожидаемые результаты:
  • Ребенок может уметь:

различать и узнавать русскую народную культуру.

  • Ребенок может знать:
  • название жанров русского народного искусства;
  • название народных промыслов;
  • название народных игр;
  • название народных праздников.
  • Ребенок может иметь представление:
  • о значимости русского народного искусства в мировой истории;
  • о значимости русского человека в мировой истории;
  • о русской народной культуре как о важной составляющей мировой цивилизации.

Диагностическая карта

        

п/п

ФИО.

ребенка

Знание названий и назначений

предметов русского народного быта.

 О занятиях людей в старину.

Имеет представление об особенностях

 русского народного костюма

Знание основных народных праздников

 и обычаев с ними связанных

Знание названий и правил

русских народных игр

Знание русских народных сказок,

потешек, различает пословицы и загадки.

Имеет представления о народных

 промыслах, называет их.

Итоговый показатель по каждому

 ребенку (среднее значение)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Задание 1.  Индивидуальная беседа с ребенком по иллюстрации. «Русская изба»

Рассмотри картинку и расскажи, что ты на ней видишь? Как ее можно назвать?

Какие предметы тебе знакомы? Назови.

Чем занимаются люди (прядет, вышивает, играет?)

Покажи, где прялка, шкатулка, и т. д., где их можно встретить в наше время? Задание 2. Диагностическая ситуация «Одень кукол»

Стимульный материал: 6 плоскостных кукол (юноши и девушки), изображающих русских людей, современных людей, людей другой национальности. Отдельно комплекты современной и старинной национальной одежды (русский, украинский, грузинский костюмы, костюм северных народов).

Предъявление задания. Рассмотри фигурки людей, объедини их в пары. Рассмотри и разложи одежду людей разных национальностей и современную одежду. Людям, каких народов подходят эти национальные костюмы? Наряди кукол в подходящие костюмы. Объясни свой выбор. Объясни пословицу: «Не поносишь старого — не носить и нового» (в случае затруднения взрослый сам или совместно с ребенком объясняет пословицу: крестьяне одежду донашивали, перешивали и латали до полной ветхости). Скажи, что можно узнать о старинном русском костюме из произведений устного народного творчества

Задание 3. Экспериментальная ситуация «Выбери праздник».

Стимульный материал: подборка иллюстраций с изображением обрядовых праздников: «Рябинник», «Колядки», «Пасха», «Рождество», «Масленица».

Предъявление задания: Рассмотри картинки. На них изображены разные русские народные праздники.

  • Выбери те праздники, которые ты знаешь, назови их. Как узнал?
  • Расскажи, что ты знаешь об этом празднике?
  • Выбери те, которые тебе незнакомы?
  • Ты бы хотел о них узнать?

Задание 4. Наблюдение за игровой деятельностью детей в течение дня

Выявить наличие у детей интереса к народным подвижным играм, наличие игровых умений и характер использования стихотворных текстов в играх, а также желание и возможности использовать считалки при выборе водящего.

Стимульный материал: заранее предметно-развивающая среда дополняется атрибутами для подвижных народных игр, например «шапочка-маска «медведь» (для игры «У медведя во бору»), яркий платок (для игры «Платочек»),

Задание 5. Индивидуальная беседа с ребенком

Стимульный материал: иллюстрированные детские книги с текстами русских народных сказок, колыбельных песенок, потешек, прибауток, загадок.

Предъявление задания. Индивидуально детям задаются вопросы:

  • Что такое колыбельная песня?
  • Какую колыбельную поет тебе мама?
  • Какую колыбельную ты можешь спеть кукле Маше?
  • Какие русские народные сказки ты знаешь?
  • Назови самую любимую русскую народную сказку. Почему она тебе нравится?
  • Какие маленькие народные стишки-потешки ты знаешь? Почему они так называются?
  • Какие загадки ты знаешь? Почему они так называются?
  • Кто придумал русские народные сказки, потешки, колыбельные, загадки?

В случае затруднения внимание детей обращается на приготовленные заранее книги, и задаются вопросы: Узнаешь ли ты по картинкам сказки? Назови, какие из них тебе знакомы? Посмотри: на картинке спят детки и зверюшки... Как ты думаешь, какие песенки им пели, чтобы они скорее заснули? Спой одну. Читали ли тебе эти книжки с короткими стишками-потешками? Помнишь ли ты их? Расскажи одно из них. К каким загадкам нарисованы в этой книге отгадки? Вспомни народные загадки о... (зайчике, морковке и т.д.).

Задание 6. Диагностическая ситуация «Разложи игрушки»

Стимульный материал: подборка разных видов русских народных промысловых игрушек и/или их изображений (дымковская, филимоновская, семеновская игрушка, каргопольская сюжетная игрушка, народные деревянные двигающиеся игрушки-забавы и т.п.).

Предъявление задания. Рассмотри русские народные игрушки. Разложи их по видам, назови игрушки разных видов. Что ты знаешь о них? Какие из них тебе больше всего нравятся? Почему? Какие народные игрушки ты еще знаешь? Есть ли народные игрушки в твоей группе детского сада? Есть ли народные игрушки у тебя дома?

Для чего можно использовать народные игрушки? Для чего они нужны лично тебе?

В - (высокий) — ребенок выполняет все параметры опенки самостоятельно.

С - (средний) — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки,

Н - (низкий) — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает.

  1. Содержательный раздел

  1. Основные направления реализации программы.

Парциальная программа обеспечивает нравственно- патриотическое воспитание дошкольников, основанное на приобщении к истокам русской народной культуры. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с дошкольного возраста, но подобно любому другому чувству, он обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Поэтому педагоги должны пробудить в ребенке чувство любви к Родине и для этого педагогическим коллективом МБДОУ №172 «Сказка» были выбраны следующие приоритеты:

  • Знакомить дошкольников с народной декоративно-прикладной культурой и предметной средой русского дома, с убранством дома осуществляется посредством работы мини-музея «Русская изба». Окружающие предметы, расположенные в мини-музее, «пробуждают» душу ребенка, воспитывают в нем чувство красоты, любознательность.
  • Использовать в работе все виды фольклора: устный фольклор (русские народные сказки, пословицы, поговорки, потешки), игровой русский фольклор (русские народные хороводные игры, народные игры с правилами, подражательные игры). Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря чему, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
  • Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Поэтому ежегодно в годовой план деятельности МКДОУ д/с №172 «Сказка» включаются следующие мероприятия: «Рябинник», «Колядки», «Масленица», «Пасха».
  • Очень важно знакомить детей с народной декоративной росписью, национальным изобразительным искусством.

Процесс реализации программы  осуществляется в старших и подготовительных группах; носит комплексный и плановый характер. Предусмотрено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей и педагогов в разных ее видах. Образовательный процесс происходит в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей.

Образовательный процесс по программе строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, на основе личностно-ориентированного подхода и социо – игровых подходов. В процессе ООД сочетается индивидуальная и групповая работа.

2.1.1. Формы работы по образовательным областям

В работе используются различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия)

Интегрированные занятия, включающие в себя развитие детей по всем образовательным областям.

      2.1.2. Учебный план и его обоснования

Организованная      образовательная      деятельность        с воспитанниками осуществляется на основе учебного плана МКДОУ и организации режима пребывания детей на учебный год в соответствии с примерной общеобразовательной программой «Детский сад 2100» под редакцией А.А. Леонтьева с сентября по май.

При составлении учебного плана учитывался максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию. Объем нагрузки на детей не превышает предельно допустимую норму и соответствует требованиям санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Постановление от 15 мая 2013 г. № 26).

Для реализации программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой и М.Д. Маханевой в расписание занятий с детьми 5-7 лет включены занятия в мини-музее «Русская изба» (1 раз в месяц занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры в группе, которое проводится в мини - музее).

Специализированная ООД согласно перспективно-тематического планирования по ознакомлению с предметным миром, традициями, бытом русских людей проводятся в мини-музее занятия проводит руководитель музея педагог Гончарова Н.С.

Возрастные образовательные нагрузки

Старшая группа

Подготовительная группа

Длительность ООД (в мин.)

20-25

мин.

25-30

мин.

Количество условных учебных часов в неделю

1

1

Образовательный процесс в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей

Возраст детей

Регламентированная

деятельность (ООД)

Регламентированная

деятельность (ООД)

Нерегламентированная

деятельность, мин

В месяц

В год

Совместная деятельность

5-6 лет

4 по 25 мин

36 часов

6-7 лет

4 по 30 мин

36 часов

Расписание занятий

День недели

Время

пятница

15.40-16.10

   2.1.3. Планирование образовательной деятельности

Основой образовательного процесса является планирование, т.е. проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса, который придает ему содержательность, определенность, управляемость.

Принципы планирования:

  • комплексный подход, обеспечивающий взаимосвязь всех звеньев и сторон педагогического процесса;
  • построение        педагогического        процесса        с        опорой        на        взаимодействие, партнерство взрослого с детьми;
  • реальный учет особенностей региона, обстановки, сезона возраста детей.

План        образовательной        деятельности        должен        отвечать        определенным

требованиям:

  • основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
  • на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
  • обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.

Планирование деятельности педагогов опирается на результаты педагогической оценки индивидуального развития детей и направлено в первую очередь на создание психолого-педагогических условий для развития каждого ребенка, в том числе, на формирование развивающей предметно- пространственной среды.

В МБДОУ используются две основные формы планирования: годовой и тематический календарный план. Педагогами используются такие виды планирования: комплексно-тематическое перспективное и календарное. В основе комплексно-тематического планирования лежит примерный перечень тем для каждой возрастной группы, разработанной на основе парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М. Д. Маханевой.

Тематический годовой план занятий

Старшая группа

Князева О.Л., Маханева М.Д.  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Номер

занятия

Тема занятия

Содержание

Сентябрь

1

«Что летом родится, - зимой

пригодится»

Беседа о лете. Народные приметы, пословицы, поговорки, песенки о лете. Загадывание загадок о летних явлениях

природы

 с.94

2

«Гуляй, да присматривайся»

Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах.

Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Разучивание песенки-попевки «Восенушка- осень»

  с.64

3

«Вершки да корешки»

Знакомство со сказкой «Мужик и медведь».

Дидактическая игра «Вершки да корешки». Загадывание детьми загадок.

   с.66

4

«Хлеб – всему голова»

Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинными орудиями труда – цепом и серпом.

Пословицы и поговорки о хлебе

   с.66

Октябрь

5

«Октябрь пахнет капустой»

Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода – деревянным корытцем, тяпкой. Повторение попевки «Восенушка-

осень»

   с.67

6

«Зайчишка-

трусишка»

Знакомство со сказкой «Заяц-хваста». Разучивание

потешки «Зайчишка-трусишка»

   с.68

7

«У страха глаза

велики»

Беседа о страхе. Знакомство со сказкой «У страха глаза

велики»

   с.68

8

«Друг за дружку держаться –

ничего не бояться»

Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный». Беседа о взаимовыручке и поддержке

   с.68

Ноябрь

9

«Знаешь ли ты сказки?»

Литературная викторина по сказкам «Заяц-хваста», «У

страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый да масляный».

   с.69

10

Гончарные мастеровые

Дидактическая игра «Что как называется?» Рассказ о

гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин»

   с.69

11

Дикие животные

Знакомство со сказкой «Лиса и рак». Разучивание песенки-потешки о лисе. Беседа о диких животных с

использованием загадок о них

   с.70

12

«Что нам осень

принесла?»

Беседа об осени с использованием соответствующих

народных примет, песенок, загадок, пословиц

   с.71

Декабрь

13

«Здравствуй, зимушка-зима»

Беседа о характерных особенностях декабря с использованием соответствующих пословиц и поговорок.

Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз»

   с.71

14

«Проказы старухи зимы»

Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой

К.Д. Ушинского «Проказы старухи зимы»

   с.72

15

«Лиса-обманщица»

Викторина по сказкам. Разыгрывание сюжета сказки

«Лисичка-сестричка и серый волк»

  с.72

Январь

16

«Пришла коляда –

отворяй ворота»

Рассказ о рождественских праздниках и колядовании.

Разучивание колядки

   с.73

17

«С Новым годом со

всем родом!»

Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение

колядок

   с.73

18

«Гуляй, да

присматривайся»

Беседа о характерных особенностях января. Знакомство со

сказкой «Морозко»

   с.74

19

«Хороший город

Городец»

Рассказ о городе Городце и Городецкой росписи. Пение

частушек

   с.74

Февраль

20

«Городецкая роспись»

Продолжение рассказа о Городецкой росписи. Составление узоров из готовых форм. Повторение

пословиц и поговорок о мастерстве

   с.75

21

«Гуляй, да

присматривайся»

Беседа о характерных особенностях февраля. Знакомство

со сказкой «Два Мороза»

   с.75

22

Сказка для Кузи

Самостоятельное рассказывание детьми сказок. Словесная

игра «Аюшки»

   с.78

23

Письмо Нафане

Составление детьми письма Нафане – другу домовенка

Кузи. Знакомство с обрядовыми песнями, посвященными Масленице

   с.76

Март

24

«Ой, ты,

Масленица!»

Рассказ о Масленице. Пение обрядовых песен

   с.77

25

«Нет милее дружка, чем

родимая матушка»

Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме

   с.77

26

«Мудреному и

счастье к лицу»

Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок

   с.78

27

«Гуляй, да

присматривайся»

Беседа о характерных признаках начала весны.

Разучивание заклички о весне «Жаворонки, прилетите»

   с.78

Апрель

28

«Весна, весна,

поди сюда!»

Пение закличек о весне. Словесное упражнение «Какие

краски и для чего нужны весне»

   с.79

29

«Шутку шутить – людей насмешить»

Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних

явлениях

   с.80

30

«Небылица в лицах,

небывальщина»

Знакомство с русскими народными небылицами.

Самостоятельное придумывание детьми небылиц

   с.81

31

Красная горка

Знакомство с традициями народных гуляний на

Пасхальное неделе. Словесные игры. Пение частушек.

   с.82

Май

32

«Апрель ленивого не любит, проворного

голубит»

Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян

   с.82

33

«Весна красна цветами»

Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадок. Знакомство со сказкой Н. Павловой «Под кустом».

   с.83

34

«Победа в воздухе не вьется, а руками

достается»

Рассказ о воинах-защитниках Отечества. Знакомство со сказкой «Каша из топора»

   с.83

35

«А за ним такая гладь – ни морщинки не

видать»

Знакомство детей с различными способами глажения белья. Загадывание загадок о предметах обихода

   с.84

36

Прощание с

«избой»

Словесные народные игры. Рассказывание докучных

сказок. Пение частушек

   с.85

Подготовительная группа

Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Номер

занятия

Тема занятия

Содержание

             

                                        Сентябрь

1

«Что летом родится, -

зимой пригодится»

Беседа о лете. Повторение пословиц, поговорок,

песенок о лете.

с.86

2

«Восенушка-осень – сноп последний

косим»

Беседа о первом осеннем месяце и его особенностях и приметах. Повторение заклички «Восенушка-осень»

  с.86

3

«Хлеб – всему

голова»

Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство

с жерновами и их использовании.

   с.87

4

«К худой голове

своего ума не приставишь»

Беседа об уме и о глупости. Знакомство со сказкой «Про Филю». Словесная игра «Филя и Уля»

   с.87

Октябрь

5

«Град на усть Оки»

Рассказ об истории Нижнего Новгорода. Прослушивание русских народных песен (в

грамзаписи).

    с.88  

6

«Октябрь-грязик – ни колеса, ни полоза не

любит»

Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрова.

    с.88

7

«Злое истребление»

Рассказ о монголо-татарском нашествии и предания о

граде Китеже. Знакомство со старинным оружием.

    с.89

8

«Камень-град»

Знакомство с легендами о строительстве

Нижегородского кремля – пограничной крепости Московского государства

    с.89

Ноябрь

9

«Лучше один раз

увидеть, чем сто раз услышать»

Экскурсия в Нижегородский кремль

    с.89

10

Синичкин день

Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках

Синичкин день и Кузьминки

    с.90

11

«Где живет перо Жар-

птицы?»

Знакомство детей с хохломской росписью

    с.90

12

«Чудо-чудное, диво- дивное – золотая

Хохлома»

Рассказ о традициях Хохломской росписи («Кудрина»,

«травка» и т.п.)

    с.90

Декабрь

13

«Светит, да не греет»

Беседа о разных источниках освещения. Показ теневого

   с.91

14

«Светит, да не греет»

Беседа о разных источниках освещения. Показ теневого

театра

   с.91

15

«Пришел мороз – береги ухо и нос»

Знакомство со сказкой В.Ф.Одоевского «Мороз

Иванович». Загадывание загадок о морозе. Повторение песенки «Как на тоненький ледок»

   с.92

16

Снегурочка – внучка Деда Мороза

Знакомство со сказкой «Снегурочка». Прослушивание фрагментов оперы М.А.Римского-Корсакова

«Снегурочка» (в грамзаписи)

   с.92

Январь

17

«Пришла коляда

накануне Рождества»

Беседа о рождественских праздниках, святочных

гаданиях, пение песенок.

   с.93

18

«Зимние узоры»

Знакомство с творчеством вологодских кружевниц

   с.93

19

«Гжель прекрасная»

Знакомство с гжельским художественным промыслом

   с.94

20

«Гжель прекрасная»

Самостоятельное рисование детьми гжельских узоров

   с.94

Февраль

21

«Дело мастера боится»

Знакомство со сказкой «Семь Симеонов».

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве.

   с.94

22

«Живет в народе песня»

Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Разучивание русской народной песни «Ой, вставала я ранешенько»

   с.95

23

«На героя и слава

бежит»

Рассказ о русских богатырях

   с.95

24

«Масленица Прасковейка, встречаем тебя

хорошенько!»

Беседа о Масленице. Пение песен, частушек.

   с.95

Март

25

«Сердце матери

лучше солнца греет»

Этическая беседа о маме с включением народных

пословиц и поговорок.

   с.96

26

Русская матрешка

Рассказ о матрешке. Разучивание частушек.

   с.96

27

Поэзия народного

костюма

Рассказ о народном костюме. Прослушивание русских

народных песен (в грамзаписи)

   с.97

28

«Грач на горе –

весна на дворе»

Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение

закличек о весне.

   с.97

Апрель

29

«Шутку шутить –

людей насмешить»

Беседа о народном юморе (докучные сказки,

скороговорки, дразнилки). Словесная игра «Путаница»

   с.98

30

Наши земляки

Рассказ о М. Горьком. Сказка М. Горького «Про

Иванушку-дурачка»

   с.98

31

Красная горка

Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры

«Садовник», «Бирюльки»

   с.98

32

«Путешествие на златогривой чудо- тройке»

Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве (Городецкая, палехская, хохломская росписи). Рассказ о мастерах

Палеха. Прослушивание народных песен, воспевающих русскую тройку (в грамзаписи).

   с.99

Май

33

«Человек без Родины,

что соловей без песни»

Заключительная беседа о прошлом родного края и героях-земляках. Просмотр диафильмов

   с.99

34

Литературная

викторина

Литературная викторина. Игра-драматизация

   с.99

35

«Край родной, навек

любимый»

Экскурсия. Русские народные подвижные игры на

открытом воздухе.

   с.100

36

Прощание с «избой»

Заключительная беседа о русской избе и национальной

кухне. Коллективное изготовление панно из лоскутков

   с.100

План русских народных игр во время проведения обрядовых праздников, посвященных разным циклам земледельческого календаря

Время

проведения

Обрядовые праздники

Название игры

Старшая группа

Подготовительная группа

Сентябрь

Рябинник

 «Гуси-гуси»

 «Скакалка»   «Уточка»

«Волк и гуси» «Скакалка»

«Гуси-гуси» «Утка и селезень»

Октябрь

 «Капуста»

 «Лягушки на      болоте»

 «Гори, гори ясно»

 «Капуста»

 «Плетень»

 «Молчанка»

Ноябрь

 «Заря - заряница»     «Пятнашки»

 «Узнай кто»

 «Кружева»

 «У дедушки Трифона»

 «Пятнашки»

Декабрь

Новый год

 «Бабка Ёжка» «В углы» «Мороз красный нос»

«Башмачник» «Бабка Ёжка» «В углы»

Январь

Зимние святки

«Два Мороза»

 «Два Мороза»

Февраль

«Салки» «Черного» и «белого» не говорить «да и нет» не повторять

«Хромая лиса»

«Дедушка-рожок»

«Прялица»

«Гуськи»

«Краской»

«Курица и чулок» «Черного» и «белого» не говорить «да и нет» не повторять

 «Крута гора» «Лапти»

«Пирог»

«Салки»

 «Пятнашки»

«Взятие снежной крепости» «Горелки»

«Летят-не летят»

«Салки - догонялки»

«В каравай»

«Водить козла»

«Гори, гори ясно»

«Крута гора»

«Лапти»

«пирог»

«Салки»

мячом»

«салки с мячом» «Салки-сороконожки» «Пятнашки с мячом»

Март

Масленица

Пасха

«Золотые ворота» «Ручеёк»

«Лошадка»

«Золотые ворота»

«Ручеёк»

Апрель

«Матушка Весна!» «Пирог»

«Горелочки с платочком»

«В птицы»

«Воробей»

«Ворон»

«Коршун»

«Птички»

«Пчёлы и ласточка»

« Ай да птица, что за птица!» «Бабочки и ласточка»

«В воробья»

«Голуби»

«Жаворонок»

«Ласточки»

«Огородник и воробей»

Май

«Лошадки»

«Цепи кованные»

«Жмурки»

 «Цепи кованные»

       2.1.4. Формы взаимодействия с семьями воспитанников

Для успешного осуществления работы по организации взаимодействия ДОУ и семьи по приобщение детей к истокам русской народной культуры была проведена работа с родителями по привлечению родителей к участию в образовательном процессе. В работе с семьёй использовались различные формы взаимодействия как коллективные, так и индивидуальные:

  1. родительские собрания;
  2. консультации;
  3. информационные стенды;
  4. буклеты, памятки;

В группе старшего возраста было проведено анкетирование по вопросам приобщения дошкольников к основам русской народной культуры (приложение 1) 20 родителей, где были получены следующие результаты:

  • 26,6% (7 чел) знают о народных промыслах;
  • 41,8% (11чел) регулярно читают детям сказки;
  • 11% (3 чел) посещают краеведческие и другие музеи;
  • 30,4%(8 чел) поют колыбельные песни.

Самыми продуктивными формами работы в ДОУ родители хотят видеть:

- 58,8% совместные мероприятия

- 10,8% консультации

- 8,3% совместные посещения музеев

- 4,7% родительские собрания.

Проанализировав результаты анкетирования, выявилась актуальность проблемы: современным родителям приходится нелегко, из-за нехватки времени, занятости, стремлению к карьерному росту, и ответственность за воспитание ребёнка перекладывается на педагогов и образовательное учреждение.

Работая с детьми дошкольного возраста, я поставила перед собой цель создать все необходимые условия для приобщения детей к истокам русской народной культуры, поэтому в своей работе я использую разнообразные формы и методы организации детей.

  1. Организационный отдел

  1. Описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания
  1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда МКДОУ д/с №172 «Сказка» (далее – РППС) соответствует требованиям ФГОС ДО и санитарно- эпидемиологическим требованиям: содержательно-насыщенной, развивающей; трансформируемой; полифункциональной; вариативной; доступной; безопасной; здоровьесберегающей; эстетически-привлекательной.

Развивающая предметно – пространственная среда используется для совместной деятельности взрослого и ребенка, и самостоятельной деятельности детей, отвечает потребностям детского возраста. Мебель соответствует возрасту детей, игрушки – обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

В МБДОУ №172«Сказка» правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения. Развивающая предметно- пространственная среда условно разделена на три зоны: рабочую зону, зону активных видов деятельности и зону спокойных игр, уединения.

РППС МКДОУ выступает не только условием для творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества педагогов. В каждой группе выработан свой стиль в оформлении интерьера, в котором обязательно присутствуют продукты ручного труда взрослых и детей, а также работы, выполненные совместно с родителями.

Во всех возрастных группах созданы следующие центры активности, обеспечивающие развитие ребенка по основным направлениям: социально-коммуникативному,познавательно-речевому,художественно-эстетическому, «центр патриотического воспитания с материалами о Российской федерации, Новосибирской области, городе Новосибирске и центр двигательной активности «Островок здоровья». Содержание предметно- пространственной среды наполняется (обновляется) в соответствии с возрастом детей, реализуемой темой (проекта) и с соблюдением обязательных требований, что все ее элементы должны иметь единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей.

Система работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры требует, организаций особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. В группе педагогами созданы и оборудованы центры русского быта, где размещены предметы русского быта: самовары, горшки, деревянные ложки и т.д.  В МКДОУ  д/с №172 «Сказка» организован и работает мини-музей «Русская изба».

Основной задачей педагогов МКДОУ было введение детей в особый самобытный мир путем его действенного познания, поэтому обстановка избы предельно проста, что соответствует тогдашнему деревенскому образу жизни. Вдоль стены тянется лавка, над ней полки - полавочники. Рядом с лавками-   обеденный стол. Напротив стола стоит печь. В углу, за печью висит лубяная зыбка (люлька - кроватка для младенца), под люлькой старинный сундук (хранятся русские народные костюмы для мальчиков; расшитые сарафаны, кокошники, домашняя одежда русских крестьянок для девочек). Возле печи стоят лавочки. На стене, рядом с печкой, полка.

На полках в русской избе размещены разнообразные произведения – предметы прикладного искусства (Городец, Хохлома, Гжель, Дымка и др.), так как в обстановке убранства русской избы воспитатели знакомят детей с народными промыслами всей России. Таким образом, в русской избе разместились: лапти, корзинки, коромысло; на столе – самовар; на полке – домашняя утварь (кринки, горшки, миски, чугунки и др.); у печки – ухват, кочерга, веник – голик; на полках – предметы прикладного искусства. Для празднования Масленицы - хранится кукла Масленица.

Для обыгрывания колыбельных песен, потешек, прибауток в избе поместили люльку с куклой-младенцем. Детей встречает Хозяйка избы. В будние дни Хозяйка встречает детей в традиционной домашней одежде русских крестьянок, а в праздники надевает расшитый сарафан и кокошник.

Для организации ООД и самостоятельной деятельности в избе используются игрушки в виде животных, наиболее часто встречающихся в фольклорных произведениях (котик, собачка, петушок, лисичка, мишка). Дети старшего возраста сами участвуют в пересказе сказки уже знакомых произведений. При этом может быть организована викторина по знакомым сказкам или использован кукольный и пальчиковый театр.

Система занятий в избе может включать не только активное знакомство детей с устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством. Здесь иначе звучат и поются народные песни, частушки, заклички. Чтобы донести до понимания детей короткое фольклорное произведение, ведь в поговорках, закличках, потешках часто употребляются слова, давно не встречающиеся в современной речи.

  1. Описание материально-технического обеспечения программы

№ п/п

Автор и название

Количество (экз.)

1

О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (издательство «Детство-

ПРЕСС» г. С-П 2017г.)

1

2

Л.С.Куприна «Знакомим детей с русским народным творчеством» конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных

учреждениях(издательство «Детство-ПРЕСС» г.С-П 2015г.)

1

3

В.Н. Полунина «Одолень-трава». Эстетическое воспитание детей и

подростков в общении с народным искусством.

1

4

В.А.Степанов «Мы живём в России» (издательство «Оникс»

2006г.)

1

5

М. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду»

(издательство «Сфера»2001г.)

1

6

«Моя страна» (практическое пособие), 2005г

«С чего начинается Родина?» под ред. Л.А. Кондрыкиной (опыт работы по патриотическому воспитанию, М-2004г)

1

7

«Мой город Новосибирск» (методические рекомендации для

воспитателей ДОУ)

1

8

«Дошкольнику – об истории и культуре России» Г.Н. Данилова, М-2004г

1

9

«Дошкольникам о музейной культуре» О.Г. Тихонова (метод. пособие, М-2006г)

1

10

М.Тихонова «Красна изба» (издательство «Пресса» г. С-П 2000г.)

1

11

Л. Царенко «От потешек к Пушкинскому балу…»(издательство

«Линка-Пресс»)

1

12

Музыкальный сборник для занятий в детском саду «Едем в сказку», М-

2006г. ТЦ «Сфера»

1

13

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду»:

«Народные праздники в детском саду»

1

14

Степаненкова Ю.Я. Сборник русских народных подвижных игр 2-7 лет

ФГОС

1

15

Народное искусство детям «Филимоновская игрушка» наглядно- дидактическое пособие, 2016г

1

16

Народное искусство детям «Сказочная гжель» наглядно-дидактическое пособие, 2016г

1

17

Народное искусство детям «Дымковская игрушка» наглядно- дидактическое пособие, 2016г

1

18

Народное искусство детям «Филимоновская игрушка- свистулька» наглядно-дидактическое пособие, 2016г

1

19

Славянская семья: родство и занятия. Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально. 2014г.

1

20

Народное искусство детям «Городецкая роспись» наглядно- дидактическое пособие, 2016г

1

21

Беседы по картинкам «Весна. Лето». Комплект наглядных пособий для

дошкольных учреждений и начальной школы.

1

22

Времена года. Серия «Рассказы по картинкам» дидактический

материал

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по приобщению детей к истокам русской народной культуры для детей средней группы «В гостях у Хозяюшки»

данная разработка поможет педагогам приобщить детей к истокам русской народной культуры,используя макет избы...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Знакомство детей с веретеном.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры . Знакомство детей с веретеном....

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры для детей старшего дошкольного возраста Тема: «История появления ложки на Руси»

Задачи:Обучающие:Расширить знания дошкольников об истории возникновения ложки, способах ее изготовления в разные времена;Закрепить знания о видовом многообразии ложек (разные по размеру, мат...