«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» для детей в возрасте от 5 до 7 лет
рабочая программа (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КИРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД № 172 «Сказка»
630106, г. Новосибирск | телефон/факс 349-04-00 | ||
ул. Зорге, 99 | |||
Принято: Утверждаю:
на педагогическом совете № 1 Заведующий МКДОУ д/с №172
От « » 2020 г. _________________ Кузярина Н.Ю.
ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
для детей в возрасте от 5 до 7 лет
Составили:
Гончарова Н.С.
воспитатель высшей
квалификационной категории,
Абдрахманова А.Ф.
воспитатель первой
квалификационной категории
Новосибирск 2021
Содержание
Раздел | Содержание | Страницы |
I. Раздел - Целевой | 1.1. Пояснительная записка Программы: | 3 |
1.1.1. цель и задачи реализации Программы | 4 | |
1.1.2. принципы отбора содержания образования дошкольников | 4 | |
1.2. Планируемые результаты освоения программы М. Д. Маханевой, О. Л Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» | 5 | |
1.3. Мониторинг освоения детьми программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» | 6 | |
II. Раздел Содержательный | 2.1. Основные направления реализации программы | 8 |
2.1.1. Формы образовательной деятельности детей | 10 | |
2.1.2. Учебный план и его обоснование | 12 | |
2.1.3. Планирование образовательной деятельности 2.1.4. Формы взаимодействия с семьями воспитанников | 14 | |
III. Раздел - Организационный |
| 23 |
| 23 | |
3.1.2. описание материально-технического обеспечения программы | 25 |
1. Целевой раздел
- Пояснительная записка
Для развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине, приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в МКДОУ д/с № 172 реализуется парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» для детей в возрасте от 5 до 7 лет (далее Программа) . Программа разработана на основе ООП МКДОУ д/с № 172 и АООП МКДОУ д/с № 172 , с учетом парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» взята одноименная парциальная программа О.Л. Князевой, М. Д. Маханевой.
Образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой -это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.
Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» определяет новые ориентиры в нравственно – патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и культуре. Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры.
Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» способствует социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому, физическому развитию детей. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.
Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» рассчитана на работу с детьми старшего и подготовительного возраста – с 5 до 7 лет. Оптимальные условия для развития ребенка – это продуманное соотношение свободной, регламентированной и нерегламентированной деятельности. Объем регламентированной (ООД) деятельности в год составляет 35 часов. В процессе ООД сочетается групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс в МКДОУ строится в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями детей.
Цель и задачи реализации программы
Цель Программы:
- Создание условий способствующих усвоению детьми дошкольного возраста норм и ценностей принятых в обществе на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему традициями и особенностями культуры.
Задачи:
- развивать у дошкольников интерес к русскому народному творчеству через: фольклор (песни, загадки, пословицы, поговорки, частушки), литературу и живопись;
- развивать навыки эффективного социального взаимодействия через народные подвижные и театрализованные игры;
- учить детей различать и знать народное искусство, как основу национальной культуры русского народа.
- способствовать формированию у детей дошкольного возраста патриотических чувств
- обогатить художественные впечатления, эстетические эмоции.
Принципы отбора содержания образования дошкольников
Программа знакомства ребенка с основами русской народной культуры опирается на принципы построения общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности. А также:
-учет возрастных особенностей детей при отборе содержания. Тематики занятий, задач воспитания и обучения;
-принцип комфортности образовательной среды;
-уважение личности каждого ребенка;
-принцип отбора содержания учебного материала.
Принципы организации совместной деятельности воспитателя и детей:
-желание ребенка посещать занятия;
-учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
-наглядность, доступность и мера;
-систематичности и последовательности.
Планируемые результаты освоения Программы
Ребенок знает:
- основные литературные понятия по фольклору;
- краткое содержание прочитанных литературных произведений;
- быт и традиции русского народа;
- песни, частушки, потешки, загадки, заклички, поговорки, пословицы.
Ребенок умеет:
- рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их;
- использует в игре предметы быта русского народа;
создает творческие работы по фольклорным произведениям.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- Приобретение детьми знаний о культурном богатстве русского народа.
- Сформированный первоначальный опыт, помогающий ребенку ориентироваться в образцах устного народного творчества, некоторых видах народного искусства (дымковской, Городецкой, хохломской росписью, русским фольклором).
- Сформированность нравственных качеств: способность к эмоциональному сопереживанию, одобрению прекрасного, доброго и осуждению безобразного, злого в жизни и искусстве.
- Воспитание устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию его необходимости и ценности, уважения к труду и таланту мастеров.
- Применение дошкольниками полученных знаний в повседневной жизни, что проявляется в поступках, культуре поведения, в речи.
- Сформированность патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста: гордость за свою страну, за ее успехи и победы.
Мониторинг освоения детьми программы
Оценка эффективности в усвоении воспитанниками МБДОУ программного материала по приобщению детей к истокам русской народной культуры производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики. Основным методом диагностического исследования является использование специально подобранных диагностических заданий, которые предлагаются детям в игровой форме. При этом учитывается состояние ребенка, его хорошее настроение, спокойное эмоциональное состояние, физическое самочувствие. Длительность одного мониторингового задания не превышает 30 минут.
Знания оцениваются по следующим направлениям:
- содержания сказок, былин, легенд;
- герои русских народных произведений;
- народных игры, праздники;
- виды народных искусств;
- русский народный фольклор. Ожидаемые результаты:
- Ребенок может уметь:
различать и узнавать русскую народную культуру.
- Ребенок может знать:
- название жанров русского народного искусства;
- название народных промыслов;
- название народных игр;
- название народных праздников.
- Ребенок может иметь представление:
- о значимости русского народного искусства в мировой истории;
- о значимости русского человека в мировой истории;
- о русской народной культуре как о важной составляющей мировой цивилизации.
Диагностическая карта
№ п/п | ФИО. ребенка | Знание названий и назначений предметов русского народного быта. О занятиях людей в старину. | Имеет представление об особенностях русского народного костюма | Знание основных народных праздников и обычаев с ними связанных | Знание названий и правил русских народных игр | Знание русских народных сказок, потешек, различает пословицы и загадки. | Имеет представления о народных промыслах, называет их. | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) |
1. | ||||||||
2. | ||||||||
3. | ||||||||
4. | ||||||||
5. | ||||||||
6. | ||||||||
7. | ||||||||
8. | ||||||||
9. | ||||||||
10. | ||||||||
11. | ||||||||
12. | ||||||||
13. | ||||||||
14. | ||||||||
15. | ||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Задание 1. Индивидуальная беседа с ребенком по иллюстрации. «Русская изба»
Рассмотри картинку и расскажи, что ты на ней видишь? Как ее можно назвать?
Какие предметы тебе знакомы? Назови.
Чем занимаются люди (прядет, вышивает, играет?)
Покажи, где прялка, шкатулка, и т. д., где их можно встретить в наше время? Задание 2. Диагностическая ситуация «Одень кукол»
Стимульный материал: 6 плоскостных кукол (юноши и девушки), изображающих русских людей, современных людей, людей другой национальности. Отдельно комплекты современной и старинной национальной одежды (русский, украинский, грузинский костюмы, костюм северных народов).
Предъявление задания. Рассмотри фигурки людей, объедини их в пары. Рассмотри и разложи одежду людей разных национальностей и современную одежду. Людям, каких народов подходят эти национальные костюмы? Наряди кукол в подходящие костюмы. Объясни свой выбор. Объясни пословицу: «Не поносишь старого — не носить и нового» (в случае затруднения взрослый сам или совместно с ребенком объясняет пословицу: крестьяне одежду донашивали, перешивали и латали до полной ветхости). Скажи, что можно узнать о старинном русском костюме из произведений устного народного творчества
Задание 3. Экспериментальная ситуация «Выбери праздник».
Стимульный материал: подборка иллюстраций с изображением обрядовых праздников: «Рябинник», «Колядки», «Пасха», «Рождество», «Масленица».
Предъявление задания: Рассмотри картинки. На них изображены разные русские народные праздники.
- Выбери те праздники, которые ты знаешь, назови их. Как узнал?
- Расскажи, что ты знаешь об этом празднике?
- Выбери те, которые тебе незнакомы?
- Ты бы хотел о них узнать?
Задание 4. Наблюдение за игровой деятельностью детей в течение дня
Выявить наличие у детей интереса к народным подвижным играм, наличие игровых умений и характер использования стихотворных текстов в играх, а также желание и возможности использовать считалки при выборе водящего.
Стимульный материал: заранее предметно-развивающая среда дополняется атрибутами для подвижных народных игр, например «шапочка-маска «медведь» (для игры «У медведя во бору»), яркий платок (для игры «Платочек»),
Задание 5. Индивидуальная беседа с ребенком
Стимульный материал: иллюстрированные детские книги с текстами русских народных сказок, колыбельных песенок, потешек, прибауток, загадок.
Предъявление задания. Индивидуально детям задаются вопросы:
- Что такое колыбельная песня?
- Какую колыбельную поет тебе мама?
- Какую колыбельную ты можешь спеть кукле Маше?
- Какие русские народные сказки ты знаешь?
- Назови самую любимую русскую народную сказку. Почему она тебе нравится?
- Какие маленькие народные стишки-потешки ты знаешь? Почему они так называются?
- Какие загадки ты знаешь? Почему они так называются?
- Кто придумал русские народные сказки, потешки, колыбельные, загадки?
В случае затруднения внимание детей обращается на приготовленные заранее книги, и задаются вопросы: Узнаешь ли ты по картинкам сказки? Назови, какие из них тебе знакомы? Посмотри: на картинке спят детки и зверюшки... Как ты думаешь, какие песенки им пели, чтобы они скорее заснули? Спой одну. Читали ли тебе эти книжки с короткими стишками-потешками? Помнишь ли ты их? Расскажи одно из них. К каким загадкам нарисованы в этой книге отгадки? Вспомни народные загадки о... (зайчике, морковке и т.д.).
Задание 6. Диагностическая ситуация «Разложи игрушки»
Стимульный материал: подборка разных видов русских народных промысловых игрушек и/или их изображений (дымковская, филимоновская, семеновская игрушка, каргопольская сюжетная игрушка, народные деревянные двигающиеся игрушки-забавы и т.п.).
Предъявление задания. Рассмотри русские народные игрушки. Разложи их по видам, назови игрушки разных видов. Что ты знаешь о них? Какие из них тебе больше всего нравятся? Почему? Какие народные игрушки ты еще знаешь? Есть ли народные игрушки в твоей группе детского сада? Есть ли народные игрушки у тебя дома?
Для чего можно использовать народные игрушки? Для чего они нужны лично тебе?
В - (высокий) — ребенок выполняет все параметры опенки самостоятельно.
С - (средний) — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки,
Н - (низкий) — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает.
Содержательный раздел
- Основные направления реализации программы.
Парциальная программа обеспечивает нравственно- патриотическое воспитание дошкольников, основанное на приобщении к истокам русской народной культуры. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с дошкольного возраста, но подобно любому другому чувству, он обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Поэтому педагоги должны пробудить в ребенке чувство любви к Родине и для этого педагогическим коллективом МБДОУ №172 «Сказка» были выбраны следующие приоритеты:
- Знакомить дошкольников с народной декоративно-прикладной культурой и предметной средой русского дома, с убранством дома осуществляется посредством работы мини-музея «Русская изба». Окружающие предметы, расположенные в мини-музее, «пробуждают» душу ребенка, воспитывают в нем чувство красоты, любознательность.
- Использовать в работе все виды фольклора: устный фольклор (русские народные сказки, пословицы, поговорки, потешки), игровой русский фольклор (русские народные хороводные игры, народные игры с правилами, подражательные игры). Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря чему, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
- Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Поэтому ежегодно в годовой план деятельности МКДОУ д/с №172 «Сказка» включаются следующие мероприятия: «Рябинник», «Колядки», «Масленица», «Пасха».
- Очень важно знакомить детей с народной декоративной росписью, национальным изобразительным искусством.
Процесс реализации программы осуществляется в старших и подготовительных группах; носит комплексный и плановый характер. Предусмотрено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей и педагогов в разных ее видах. Образовательный процесс происходит в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей.
Образовательный процесс по программе строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, на основе личностно-ориентированного подхода и социо – игровых подходов. В процессе ООД сочетается индивидуальная и групповая работа.
2.1.1. Формы работы по образовательным областям
В работе используются различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия)
Интегрированные занятия, включающие в себя развитие детей по всем образовательным областям.
2.1.2. Учебный план и его обоснования
Организованная образовательная деятельность с воспитанниками осуществляется на основе учебного плана МКДОУ и организации режима пребывания детей на учебный год в соответствии с примерной общеобразовательной программой «Детский сад 2100» под редакцией А.А. Леонтьева с сентября по май.
При составлении учебного плана учитывался максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию. Объем нагрузки на детей не превышает предельно допустимую норму и соответствует требованиям санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Постановление от 15 мая 2013 г. № 26).
Для реализации программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой и М.Д. Маханевой в расписание занятий с детьми 5-7 лет включены занятия в мини-музее «Русская изба» (1 раз в месяц занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры в группе, которое проводится в мини - музее).
Специализированная ООД согласно перспективно-тематического планирования по ознакомлению с предметным миром, традициями, бытом русских людей проводятся в мини-музее занятия проводит руководитель музея педагог Гончарова Н.С.
Возрастные образовательные нагрузки
Старшая группа | Подготовительная группа | |
Длительность ООД (в мин.) | 20-25 мин. | 25-30 мин. |
Количество условных учебных часов в неделю | 1 | 1 |
Образовательный процесс в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей
Возраст детей | Регламентированная деятельность (ООД) | Регламентированная деятельность (ООД) | Нерегламентированная деятельность, мин |
В месяц | В год | Совместная деятельность | |
5-6 лет | 4 по 25 мин | 36 часов | |
6-7 лет | 4 по 30 мин | 36 часов |
Расписание занятий
День недели | Время |
пятница | 15.40-16.10 |
2.1.3. Планирование образовательной деятельности
Основой образовательного процесса является планирование, т.е. проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса, который придает ему содержательность, определенность, управляемость.
Принципы планирования:
- комплексный подход, обеспечивающий взаимосвязь всех звеньев и сторон педагогического процесса;
- построение педагогического процесса с опорой на взаимодействие, партнерство взрослого с детьми;
- реальный учет особенностей региона, обстановки, сезона возраста детей.
План образовательной деятельности должен отвечать определенным
требованиям:
- основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
- на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
- обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.
Планирование деятельности педагогов опирается на результаты педагогической оценки индивидуального развития детей и направлено в первую очередь на создание психолого-педагогических условий для развития каждого ребенка, в том числе, на формирование развивающей предметно- пространственной среды.
В МБДОУ используются две основные формы планирования: годовой и тематический календарный план. Педагогами используются такие виды планирования: комплексно-тематическое перспективное и календарное. В основе комплексно-тематического планирования лежит примерный перечень тем для каждой возрастной группы, разработанной на основе парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М. Д. Маханевой.
Тематический годовой план занятий
Старшая группа
Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Номер занятия | Тема занятия | Содержание | |
Сентябрь | |||
1 | «Что летом родится, - зимой пригодится» | Беседа о лете. Народные приметы, пословицы, поговорки, песенки о лете. Загадывание загадок о летних явлениях природы | с.94 |
2 | «Гуляй, да присматривайся» | Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Разучивание песенки-попевки «Восенушка- осень» | с.64 |
3 | «Вершки да корешки» | Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая игра «Вершки да корешки». Загадывание детьми загадок. | с.66 |
4 | «Хлеб – всему голова» | Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинными орудиями труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе | с.66 |
Октябрь | |||
5 | «Октябрь пахнет капустой» | Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода – деревянным корытцем, тяпкой. Повторение попевки «Восенушка- осень» | с.67 |
6 | «Зайчишка- трусишка» | Знакомство со сказкой «Заяц-хваста». Разучивание потешки «Зайчишка-трусишка» | с.68 |
7 | «У страха глаза велики» | Беседа о страхе. Знакомство со сказкой «У страха глаза велики» | с.68 |
8 | «Друг за дружку держаться – ничего не бояться» | Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный». Беседа о взаимовыручке и поддержке | с.68 |
Ноябрь | |||
9 | «Знаешь ли ты сказки?» | Литературная викторина по сказкам «Заяц-хваста», «У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый да масляный». | с.69 |
10 | Гончарные мастеровые | Дидактическая игра «Что как называется?» Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин» | с.69 |
11 | Дикие животные | Знакомство со сказкой «Лиса и рак». Разучивание песенки-потешки о лисе. Беседа о диких животных с использованием загадок о них | с.70 |
12 | «Что нам осень принесла?» | Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц | с.71 |
Декабрь | |||
13 | «Здравствуй, зимушка-зима» | Беседа о характерных особенностях декабря с использованием соответствующих пословиц и поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз» | с.71 |
14 | «Проказы старухи зимы» | Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К.Д. Ушинского «Проказы старухи зимы» | с.72 |
15 | «Лиса-обманщица» | Викторина по сказкам. Разыгрывание сюжета сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» | с.72 |
Январь | |||
16 | «Пришла коляда – отворяй ворота» | Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки | с.73 |
17 | «С Новым годом со всем родом!» | Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение колядок | с.73 |
18 | «Гуляй, да присматривайся» | Беседа о характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко» | с.74 |
19 | «Хороший город Городец» | Рассказ о городе Городце и Городецкой росписи. Пение частушек | с.74 |
Февраль | |||
20 | «Городецкая роспись» | Продолжение рассказа о Городецкой росписи. Составление узоров из готовых форм. Повторение пословиц и поговорок о мастерстве | с.75 |
21 | «Гуляй, да присматривайся» | Беседа о характерных особенностях февраля. Знакомство со сказкой «Два Мороза» | с.75 |
22 | Сказка для Кузи | Самостоятельное рассказывание детьми сказок. Словесная игра «Аюшки» | с.78 |
23 | Письмо Нафане | Составление детьми письма Нафане – другу домовенка Кузи. Знакомство с обрядовыми песнями, посвященными Масленице | с.76 |
Март | |||
24 | «Ой, ты, Масленица!» | Рассказ о Масленице. Пение обрядовых песен | с.77 |
25 | «Нет милее дружка, чем родимая матушка» | Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме | с.77 |
26 | «Мудреному и счастье к лицу» | Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок | с.78 |
27 | «Гуляй, да присматривайся» | Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание заклички о весне «Жаворонки, прилетите» | с.78 |
Апрель | |||
28 | «Весна, весна, поди сюда!» | Пение закличек о весне. Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне» | с.79 |
29 | «Шутку шутить – людей насмешить» | Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях | с.80 |
30 | «Небылица в лицах, небывальщина» | Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц | с.81 |
31 | Красная горка | Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальное неделе. Словесные игры. Пение частушек. | с.82 |
Май | |||
32 | «Апрель ленивого не любит, проворного голубит» | Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян | с.82 |
33 | «Весна красна цветами» | Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадок. Знакомство со сказкой Н. Павловой «Под кустом». | с.83 |
34 | «Победа в воздухе не вьется, а руками достается» | Рассказ о воинах-защитниках Отечества. Знакомство со сказкой «Каша из топора» | с.83 |
35 | «А за ним такая гладь – ни морщинки не видать» | Знакомство детей с различными способами глажения белья. Загадывание загадок о предметах обихода | с.84 |
36 | Прощание с «избой» | Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Пение частушек | с.85 |
Подготовительная группа
Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Номер занятия | Тема занятия | Содержание |
|
Сентябрь | |||
1 | «Что летом родится, - зимой пригодится» | Беседа о лете. Повторение пословиц, поговорок, песенок о лете. | с.86 |
2 | «Восенушка-осень – сноп последний косим» | Беседа о первом осеннем месяце и его особенностях и приметах. Повторение заклички «Восенушка-осень» | с.86 |
3 | «Хлеб – всему голова» | Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использовании. | с.87 |
4 | «К худой голове своего ума не приставишь» | Беседа об уме и о глупости. Знакомство со сказкой «Про Филю». Словесная игра «Филя и Уля» | с.87 |
Октябрь | |||
5 | «Град на усть Оки» | Рассказ об истории Нижнего Новгорода. Прослушивание русских народных песен (в грамзаписи). | с.88 |
6 | «Октябрь-грязик – ни колеса, ни полоза не любит» | Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрова. | с.88 |
7 | «Злое истребление» | Рассказ о монголо-татарском нашествии и предания о граде Китеже. Знакомство со старинным оружием. | с.89 |
8 | «Камень-град» | Знакомство с легендами о строительстве Нижегородского кремля – пограничной крепости Московского государства | с.89 |
Ноябрь | |||
9 | «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» | Экскурсия в Нижегородский кремль | с.89 |
10 | Синичкин день | Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки | с.90 |
11 | «Где живет перо Жар- птицы?» | Знакомство детей с хохломской росписью | с.90 |
12 | «Чудо-чудное, диво- дивное – золотая Хохлома» | Рассказ о традициях Хохломской росписи («Кудрина», «травка» и т.п.) | с.90 |
Декабрь | |||
13 | «Светит, да не греет» | Беседа о разных источниках освещения. Показ теневого | с.91 |
14 | «Светит, да не греет» | Беседа о разных источниках освещения. Показ теневого театра | с.91 |
15 | «Пришел мороз – береги ухо и нос» | Знакомство со сказкой В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе. Повторение песенки «Как на тоненький ледок» | с.92 |
16 | Снегурочка – внучка Деда Мороза | Знакомство со сказкой «Снегурочка». Прослушивание фрагментов оперы М.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» (в грамзаписи) | с.92 |
Январь | |||
17 | «Пришла коляда накануне Рождества» | Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях, пение песенок. | с.93 |
18 | «Зимние узоры» | Знакомство с творчеством вологодских кружевниц | с.93 |
19 | «Гжель прекрасная» | Знакомство с гжельским художественным промыслом | с.94 |
20 | «Гжель прекрасная» | Самостоятельное рисование детьми гжельских узоров | с.94 |
Февраль | |||
21 | «Дело мастера боится» | Знакомство со сказкой «Семь Симеонов». Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве. | с.94 |
22 | «Живет в народе песня» | Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Разучивание русской народной песни «Ой, вставала я ранешенько» | с.95 |
23 | «На героя и слава бежит» | Рассказ о русских богатырях | с.95 |
24 | «Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!» | Беседа о Масленице. Пение песен, частушек. | с.95 |
Март | |||
25 | «Сердце матери лучше солнца греет» | Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок. | с.96 |
26 | Русская матрешка | Рассказ о матрешке. Разучивание частушек. | с.96 |
27 | Поэзия народного костюма | Рассказ о народном костюме. Прослушивание русских народных песен (в грамзаписи) | с.97 |
28 | «Грач на горе – весна на дворе» | Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне. | с.97 |
Апрель | |||
29 | «Шутку шутить – людей насмешить» | Беседа о народном юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «Путаница» | с.98 |
30 | Наши земляки | Рассказ о М. Горьком. Сказка М. Горького «Про Иванушку-дурачка» | с.98 |
31 | Красная горка | Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки» | с.98 |
32 | «Путешествие на златогривой чудо- тройке» | Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве (Городецкая, палехская, хохломская росписи). Рассказ о мастерах Палеха. Прослушивание народных песен, воспевающих русскую тройку (в грамзаписи). | с.99 |
Май | |||
33 | «Человек без Родины, что соловей без песни» | Заключительная беседа о прошлом родного края и героях-земляках. Просмотр диафильмов | с.99 |
34 | Литературная викторина | Литературная викторина. Игра-драматизация | с.99 |
35 | «Край родной, навек любимый» | Экскурсия. Русские народные подвижные игры на открытом воздухе. | с.100 |
36 | Прощание с «избой» | Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне. Коллективное изготовление панно из лоскутков | с.100 |
План русских народных игр во время проведения обрядовых праздников, посвященных разным циклам земледельческого календаря
Время проведения | Обрядовые праздники | Название игры | |
Старшая группа | Подготовительная группа | ||
Сентябрь | Рябинник | «Гуси-гуси» «Скакалка» «Уточка» | «Волк и гуси» «Скакалка» «Гуси-гуси» «Утка и селезень» |
Октябрь | «Капуста» «Лягушки на болоте» «Гори, гори ясно» | «Капуста» «Плетень» «Молчанка» | |
Ноябрь | «Заря - заряница» «Пятнашки» «Узнай кто» | «Кружева» «У дедушки Трифона» «Пятнашки» | |
Декабрь | Новый год | «Бабка Ёжка» «В углы» «Мороз красный нос» | «Башмачник» «Бабка Ёжка» «В углы» |
Январь | Зимние святки | «Два Мороза» | «Два Мороза» |
Февраль | «Салки» «Черного» и «белого» не говорить «да и нет» не повторять «Хромая лиса» | «Дедушка-рожок» «Прялица» «Гуськи» «Краской» «Курица и чулок» «Черного» и «белого» не говорить «да и нет» не повторять | |
«Крута гора» «Лапти» «Пирог» «Салки» «Пятнашки» | «Взятие снежной крепости» «Горелки» «Летят-не летят» «Салки - догонялки» «В каравай» «Водить козла» «Гори, гори ясно» «Крута гора» «Лапти» «пирог» «Салки» |
мячом» | «салки с мячом» «Салки-сороконожки» «Пятнашки с мячом» | ||
Март | Масленица Пасха | «Золотые ворота» «Ручеёк» «Лошадка» | «Золотые ворота» «Ручеёк» |
Апрель | «Матушка Весна!» «Пирог» «Горелочки с платочком» | «В птицы» «Воробей» «Ворон» «Коршун» «Птички» «Пчёлы и ласточка» « Ай да птица, что за птица!» «Бабочки и ласточка» «В воробья» «Голуби» «Жаворонок» «Ласточки» «Огородник и воробей» | |
Май | «Лошадки» «Цепи кованные» «Жмурки» | «Цепи кованные» | |
2.1.4. Формы взаимодействия с семьями воспитанников
Для успешного осуществления работы по организации взаимодействия ДОУ и семьи по приобщение детей к истокам русской народной культуры была проведена работа с родителями по привлечению родителей к участию в образовательном процессе. В работе с семьёй использовались различные формы взаимодействия как коллективные, так и индивидуальные:
- родительские собрания;
- консультации;
- информационные стенды;
- буклеты, памятки;
В группе старшего возраста было проведено анкетирование по вопросам приобщения дошкольников к основам русской народной культуры (приложение 1) 20 родителей, где были получены следующие результаты:
- 26,6% (7 чел) знают о народных промыслах;
- 41,8% (11чел) регулярно читают детям сказки;
- 11% (3 чел) посещают краеведческие и другие музеи;
- 30,4%(8 чел) поют колыбельные песни.
Самыми продуктивными формами работы в ДОУ родители хотят видеть:
- 58,8% совместные мероприятия
- 10,8% консультации
- 8,3% совместные посещения музеев
- 4,7% родительские собрания.
Проанализировав результаты анкетирования, выявилась актуальность проблемы: современным родителям приходится нелегко, из-за нехватки времени, занятости, стремлению к карьерному росту, и ответственность за воспитание ребёнка перекладывается на педагогов и образовательное учреждение.
Работая с детьми дошкольного возраста, я поставила перед собой цель создать все необходимые условия для приобщения детей к истокам русской народной культуры, поэтому в своей работе я использую разнообразные формы и методы организации детей.
Организационный отдел
- Описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда МКДОУ д/с №172 «Сказка» (далее – РППС) соответствует требованиям ФГОС ДО и санитарно- эпидемиологическим требованиям: содержательно-насыщенной, развивающей; трансформируемой; полифункциональной; вариативной; доступной; безопасной; здоровьесберегающей; эстетически-привлекательной.
Развивающая предметно – пространственная среда используется для совместной деятельности взрослого и ребенка, и самостоятельной деятельности детей, отвечает потребностям детского возраста. Мебель соответствует возрасту детей, игрушки – обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.
В МБДОУ №172«Сказка» правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения. Развивающая предметно- пространственная среда условно разделена на три зоны: рабочую зону, зону активных видов деятельности и зону спокойных игр, уединения.
РППС МКДОУ выступает не только условием для творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества педагогов. В каждой группе выработан свой стиль в оформлении интерьера, в котором обязательно присутствуют продукты ручного труда взрослых и детей, а также работы, выполненные совместно с родителями.
Во всех возрастных группах созданы следующие центры активности, обеспечивающие развитие ребенка по основным направлениям: социально-коммуникативному,познавательно-речевому,художественно-эстетическому, «центр патриотического воспитания с материалами о Российской федерации, Новосибирской области, городе Новосибирске и центр двигательной активности «Островок здоровья». Содержание предметно- пространственной среды наполняется (обновляется) в соответствии с возрастом детей, реализуемой темой (проекта) и с соблюдением обязательных требований, что все ее элементы должны иметь единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей.
Система работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры требует, организаций особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. В группе педагогами созданы и оборудованы центры русского быта, где размещены предметы русского быта: самовары, горшки, деревянные ложки и т.д. В МКДОУ д/с №172 «Сказка» организован и работает мини-музей «Русская изба».
Основной задачей педагогов МКДОУ было введение детей в особый самобытный мир путем его действенного познания, поэтому обстановка избы предельно проста, что соответствует тогдашнему деревенскому образу жизни. Вдоль стены тянется лавка, над ней полки - полавочники. Рядом с лавками- обеденный стол. Напротив стола стоит печь. В углу, за печью висит лубяная зыбка (люлька - кроватка для младенца), под люлькой старинный сундук (хранятся русские народные костюмы для мальчиков; расшитые сарафаны, кокошники, домашняя одежда русских крестьянок для девочек). Возле печи стоят лавочки. На стене, рядом с печкой, полка.
На полках в русской избе размещены разнообразные произведения – предметы прикладного искусства (Городец, Хохлома, Гжель, Дымка и др.), так как в обстановке убранства русской избы воспитатели знакомят детей с народными промыслами всей России. Таким образом, в русской избе разместились: лапти, корзинки, коромысло; на столе – самовар; на полке – домашняя утварь (кринки, горшки, миски, чугунки и др.); у печки – ухват, кочерга, веник – голик; на полках – предметы прикладного искусства. Для празднования Масленицы - хранится кукла Масленица.
Для обыгрывания колыбельных песен, потешек, прибауток в избе поместили люльку с куклой-младенцем. Детей встречает Хозяйка избы. В будние дни Хозяйка встречает детей в традиционной домашней одежде русских крестьянок, а в праздники надевает расшитый сарафан и кокошник.
Для организации ООД и самостоятельной деятельности в избе используются игрушки в виде животных, наиболее часто встречающихся в фольклорных произведениях (котик, собачка, петушок, лисичка, мишка). Дети старшего возраста сами участвуют в пересказе сказки уже знакомых произведений. При этом может быть организована викторина по знакомым сказкам или использован кукольный и пальчиковый театр.
Система занятий в избе может включать не только активное знакомство детей с устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством. Здесь иначе звучат и поются народные песни, частушки, заклички. Чтобы донести до понимания детей короткое фольклорное произведение, ведь в поговорках, закличках, потешках часто употребляются слова, давно не встречающиеся в современной речи.
Описание материально-технического обеспечения программы
№ п/п | Автор и название | Количество (экз.) |
1 | О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (издательство «Детство- ПРЕСС» г. С-П 2017г.) | 1 |
2 | Л.С.Куприна «Знакомим детей с русским народным творчеством» конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждениях(издательство «Детство-ПРЕСС» г.С-П 2015г.) | 1 |
3 | В.Н. Полунина «Одолень-трава». Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. | 1 |
4 | В.А.Степанов «Мы живём в России» (издательство «Оникс» 2006г.) | 1 |
5 | М. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду» (издательство «Сфера»2001г.) | 1 |
6 | «Моя страна» (практическое пособие), 2005г «С чего начинается Родина?» под ред. Л.А. Кондрыкиной (опыт работы по патриотическому воспитанию, М-2004г) | 1 |
7 | «Мой город Новосибирск» (методические рекомендации для воспитателей ДОУ) | 1 |
8 | «Дошкольнику – об истории и культуре России» Г.Н. Данилова, М-2004г | 1 |
9 | «Дошкольникам о музейной культуре» О.Г. Тихонова (метод. пособие, М-2006г) | 1 |
10 | М.Тихонова «Красна изба» (издательство «Пресса» г. С-П 2000г.) | 1 |
11 | Л. Царенко «От потешек к Пушкинскому балу…»(издательство «Линка-Пресс») | 1 |
12 | Музыкальный сборник для занятий в детском саду «Едем в сказку», М- 2006г. ТЦ «Сфера» | 1 |
13 | Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду»: «Народные праздники в детском саду» | 1 |
14 | Степаненкова Ю.Я. Сборник русских народных подвижных игр 2-7 лет ФГОС | 1 |
15 | Народное искусство детям «Филимоновская игрушка» наглядно- дидактическое пособие, 2016г | 1 |
16 | Народное искусство детям «Сказочная гжель» наглядно-дидактическое пособие, 2016г | 1 |
17 | Народное искусство детям «Дымковская игрушка» наглядно- дидактическое пособие, 2016г | 1 |
18 | Народное искусство детям «Филимоновская игрушка- свистулька» наглядно-дидактическое пособие, 2016г | 1 |
19 | Славянская семья: родство и занятия. Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально. 2014г. | 1 |
20 | Народное искусство детям «Городецкая роспись» наглядно- дидактическое пособие, 2016г | 1 |
21 | Беседы по картинкам «Весна. Лето». Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. | 1 |
22 | Времена года. Серия «Рассказы по картинкам» дидактический материал | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности по приобщению детей к истокам русской народной культуры для детей средней группы «В гостях у Хозяюшки»
данная разработка поможет педагогам приобщить детей к истокам русской народной культуры,используя макет избы...
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...
Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Знакомство детей с веретеном.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры . Знакомство детей с веретеном....
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» для детей в возрасте от 3 до 5 лет
Парциальная программа...
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» для детей в возрасте от 5 до 7 лет
Парциальная программа...
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» для детей в возрасте от 3 до 5 лет
Парциальная программа...
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры для детей старшего дошкольного возраста Тема: «История появления ложки на Руси»
Задачи:Обучающие:Расширить знания дошкольников об истории возникновения ложки, способах ее изготовления в разные времена;Закрепить знания о видовом многообразии ложек (разные по размеру, мат...