Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры для детей подготовительной группы.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Данный конспект может быть полезен воспитателям подготовительных групп при подготовке к занятиям по теме "Рождество Христово" и при подготовке к проведению праздника "Рождество Христово".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры для детей подготовительной группы.
Автор: Верещагина Оксана Викторовна, воспитатель, Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад комбинированного вида №58, г. Апатиты, Мурманская обл.
Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность.
Задачи:
Образовательные:
Расширить представления детей о празднике Рождество Христово.
Развивающие:
Развивать творческие способности детей;
Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при пении песен, колядок;
Развивать словарь детей за счёт слов: коляда, вертеп, рождественская ярмарка.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к русской народной культуре.
Материал для проведения: ноутбук, проектор, экран, детская презентация «Детям о Рождестве Христовом», оформление группы в русском народном или новогоднем стиле, ширма, куклы для спектакля.
Предварительная работа: беседа с детьми на тему «Рождество Христово», рассматривание иллюстраций русских художников по теме «Рождество Христово», чтение художественной литературы по теме «Рождество Христово», разучивание с детьми колядок, подготовка с детьми кукольного спектакля «Чудо Рождества», изготовление кукол для спектакля.
Ход мероприятия:
(Дети сидят полукругом на стульях). (1 слайд – открытка «Рождество Христово»)
Воспитатель: Сегодня мы с вами продолжим наш разговор о празднике Рождество Христово.
Сочельник. Когда-то Рождество Христово начинали праздновать 6 января. Пока мама готовила праздничный ужин из 12 блюд, дети ждали появления первой звезды. Как только она появлялась в небе, начинался Сочельник. Тогда отец вносил в дом сено. Хозяйка стелила его на стол. Почему, как вы думаете?
Дети: (Высказывают свои мнения).
Воспитатель: Ведь именно на сено положили маленького Иисуса! Из этого сена делали гнёздышко, в которое ставили горшок с кутьёй. (2 слайд с изображением кутьи и сена на столе). Перед ужином зажигали восковую свечу и все вместе вслух молились. Радостно и торжественно было в этот момент. И только после молитвы можно было начинать ужин. Самое важное блюдо на столе — кутья. Кто знает, что это за блюдо? Из чего его делают?
Дети: (Высказывают свои мнения)
Воспитатель: Готовили её из пшеницы, добавляли мак, орехи, изюм и мёд. Говорили, что это истинная пища Бога. Кроме кутьи, по обычаю подавали рыбу, голубцы с грибной подливой, пироги с капустой, гречкой, блины... (3 слайд с изображением рождественского стола). Еду запивали узваром — компотом из сухофруктов. На десерт подавали пышки, начинённые фруктовым джемом с тёртой булкой или маковой начинкой. После домашнего Сочельника дети шли к своим крёстным родителям. У кого из вас есть крёстные?
Дети: (Рассказывают про своих крёстных).
Воспитатель: Это была их святая обязанность. Малыши несли ужин (кутью, хлеб-соль, калачи), а крёстные с нетерпением ждали маленьких крестников. Они угощали их, дарили конфеты, деньги. В рождественскую ночь до самого утра принято колядовать. (4 слайд с изображением колядующих детей). Дети и молодёжь поют песни —колядки. Кто знает, что это за песни такие? Может быть, кому-то из вас родители рассказывали?
Дети: Колядки – это такие песни.
Воспитатель: Всё верно. Колядки - такие прославительные песни. В них хозяевам желают добра, достатка, здоровья. А гостеприимные хозяева взамен одаривают колядников сладостями и звонкими монетками. Чем больше колядовщиков посетит дом, тем больше радости будет в этом году. Кто-нибудь из вас когда-нибудь пел такие песни или может быть к вам в дом, в дом ваших родителей, приходили такие певцы под Рождество?
Дети: (Рассказывают).
Воспитатель: И мы с вами такие песни тоже знаем. Давайте их пропоём для наших гостей. «Коляда, коляда».
Дети:
Сколько осиночек — столько вам свиночек,
Сколько елок — столько и коровок,
Сколько свечек — столько и овечек!
Счастья вам,
Хозяин с хозяюшкой,
Большого здоровья,
С Новым годом
Со всем родом!
Коляда, коляда!
Воспитатель: Колядка «Тётенька добренька».
Дети: Тётенька добренька,
Дай кулички сдобненькой.
Коляда-моляда,
Накануне Рождества,
Подавай, не ломай,
Все по целой подавай,
Не подашь лепёшки —
Разобьём окошки.
Воспитатель: И ещё одну мы знаем. «Коляда».
Дети: Коляда светлая!
Пришла Коляда
Вперёд Рождества.
Коляда-моляда
Прикатила молода!
Мы нашли коляду
Во Мироновом двору.
Эй, дядька Мирон,
Выноси добро во двор.
Как на улице мороз
Подмораживает нос.
Не велит долго стоять,
Велит скоро подать
Или тёпленький пирог,
Или маслица, творог,
Или денежку копьём,
Или рубль серебром!
Воспитатель: Замечательное исполнение! А ещё в этот вечер показывали вертеп. Кто из вас знает, что это такое?
Дети: (Высказывают свои мнения).
Воспитатель: Вертеп — спектакль о рождении Иисуса. (5 слайд с изображением детей с вертепом). Дети группами ходили от дома к дому с маленьким сундучком, обклеенным цветной бумагой, который изображал пещеру, где родился Сын Божий. С помощью самодельных кукол, закреплённых на палках, разыгрывали рождественские спектакли. Сюжеты вертепов были связаны с рождением Христа. И мы для наших гостей сейчас покажем такой спектакль.
Дети: (Показывают кукольный спектакль «Чудо Рождества»).
Воспитатель: Замечательное получилось представление! Издревле на Руси к празднику Рождество Христово устраивались и ярмарки, где можно было приобрести товары к столу, подарки близким и дорогим сердцу людям. (6 слайд с изображением рождественской ярмарки). На ярмарке посетителям предлагались различные сувениры и подарки ручной работы: платки, рамы для икон, бижутерию, открытки с храмом, мыло ручной работы, хлебобулочные изделия, мед, пряники и товары народного промысла. Такие ярмарки проводятся до сих пор и в нашей стране, и в других странах тоже. А сейчас давайте попробуем сравнить два праздника: Новый год и Рождество Христово. Подумаем все вместе, чем похожи эти праздники и чем отличаются? Итак, чем они похожи? (7 слайд с изображением открытки «С Новым годом и Рождеством!»)
Дети: Это народные праздники. Они отмечаются зимой. В эти праздники дарят подарки и всех поздравляют. Люди накрывают праздничный стол. Главное дерево на обоих праздниках – ель. Главное украшение ёлки и на Новый год, и на Рождество – звезда.
Воспитатель: Молодцы! Всё правильно назвали. А ещё оба эти праздника, и Новый год, и Рождество Христово, отмечают не везде, не во всех странах. Есть страны, в которых, их вовсе нет. Теперь подумаем, чем эти праздники отличаются друг от друга?
Дети: Праздник Рождество Христово – ещё и православный праздник, а Новый год - нет. В Новый год нам дарит подарки Дед Мороз, а в Рождество - нет. Рождество – это праздник в честь рождения Иисуса Христа, а Новый год – праздник в честь прощания со старым годом и прихода нового.
Воспитатель: Очень хорошо! Я ещё думаю, что Новый год более шумный праздник, чем Рождество Христово. Больше взрывают петард, больше запускают фейерверков. Рождество Христово, по-моему, больше домашний праздник. Вот и подошло к концу наше занятие. Понравилось вам оно? Что именно вам понравилось?
Дети: (Высказывают свои мнения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»
В статье рассматривается вид деятельности дошкольников - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...
Проект "Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
Материал содержит систему работы в средней групппе по теме приобщения детей к истоком народной культуры: цели, задачи, формы работы. план мероприятий...
Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"
В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество...
НАРОДНОЕ ПЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ.
Статья из опыта работы музыкального руководителя посвящена народному пению в детском саду. Так же представлен сценарий праздника "8 марта" на основе народного фольклора....
Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования наци...
Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством мини-музея «Русская изба»
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством мини-музея «Русская изба»...