«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» для детей в возрасте от 3 до 5 лет
рабочая программа
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД № 172 «СКАЗКА»
630106, г. Новосибирск телефон/факс 349-04-00
ул. Зорге, 99 ds 172@edu54.ru
ПРИНЯТО: Педагогическим советом Протокол № _____ от «____»__________ 2022г. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МКДОУ д/с №172 «Сказка» ________________ Н.Ю. Кузярина Приказ №_____ от ______________ |
Дополнения и изменения в парциальную программу
по социально-коммуникативному развитию детей
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» для детей в возрасте от 3 до 5 лет
Составили:
Гончарова Н.С., воспитатель высшей
квалификационной категории,
Абдрахманова А.Ф., воспитатель первой
квалификационной категории
Новосибирск 2022
Содержание
Раздел | Содержание | Страницы |
I. Раздел - Целевой | 1.1. Пояснительная записка Программы: | 3 |
1.1.1. цель и задачи реализации Программы | 4 | |
1.1.2. принципы отбора содержания образования дошкольников | 4 | |
1.2. Планируемые результаты освоения программы М. Д. Маханевой, О. Л Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» | 5 | |
1.3. Мониторинг освоения детьми программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» | 6 | |
II. Раздел Содержательный | 2.1. Основные направления реализации программы | 8 |
2.1.1. Формы образовательной деятельности детей | 8 | |
2.1.2. Учебный план и его обоснование | 9 | |
2.1.3. Планирование образовательной деятельности | 10 | |
2.1.4. Формы взаимодействия с семьями воспитанников | 15 | |
III. Раздел - Организационный |
| 16 |
3.1.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды | 16 | |
3.1.2. описание материально-технического обеспечения программы. | 16 |
- ЦЕЛЕВОЙ
- Пояснительная записка
Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры. Без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности. Без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.
В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Тенденции современного мира таковы, что первое место в жизни человека занимают не духовные, а материальные ценности. В постоянном беге человек забывает заповеди, данные ему свыше. Человек перестал задумываться о том, что без знаний своих корней, истории прошлого, нет, и не может быть благодатного и плодотворного будущего. Поскольку мышление и сознание начинают формироваться с раннего возраста, ребенок нуждается в грамотной и заботливой помощи взрослых наставников – педагогов, воспитателей, родителей.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с произведений устного народного творчества – потешек, прибауток, песен, народных сказок. Особую значимость фольклор приобретает в период привыкания к новой обстановке детского сада, когда он скучает по дому, маме, еще не может общаться с взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.
Язык произведений фольклора отличается образностью, выразительностью, он воздействует не только на мысли, но и на чувства ребенка. Именно ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.
Если знакомить детей, начиная с младшего дошкольного возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашего народа.
В настоящее время, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам – национальной культуры. Именно сейчас, возникает необходимость знакомить детей с лучшими традициями нашего народа.
Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малышей. Прекрасно, если родители способны обогатить среду, в которой он растёт. А народное поэтическое слово, как раз и сможет обогатить эту духовную среду.
Для развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине, приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в МКДОУ д/с № 172 «Сказка» реализуется парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» для детей в возрасте с 3 до 5 лет (далее Программа). Программа разработана на основе ООП МКДОУ д/с № 172 «Сказка» и АООП МКДОУ д/с № 172 «Сказка», с учетом парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» взята одноименная парциальная программа О.Л. Князевой, М. Д. Маханевой.
Образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.
Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» определяет новые ориентиры в нравственно – патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и культуре. Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры.
Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» способствует социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому, физическому развитию детей. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.
Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» рассчитана на работу с детьми младшего и среднего возраста с 3 до 5 лет. Оптимальные условия для развития ребенка – это продуманное соотношение свободной, регламентированной и нерегламентированной деятельности. Объем регламентированной (ООД) деятельности в год составляет 35 часов. В процессе ООД сочетается групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс в МКДОУ строится в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями детей.
- Цель и задачи реализации программы
Цель: Создание условий способствующих усвоению детьми младшего дошкольного возраста норм и ценностей принятых в обществе на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему традициями и особенностями культуры.
Задачи:
- развивать у дошкольников интерес к русскому народному творчеству через: фольклор (песни, загадки, пословицы, поговорки, частушки), литературу и живопись;
- развивать навыки эффективного социального взаимодействия через народные подвижные и театрализованные игры;
- учить детей различать и знать народное искусство, как основу национальной культуры русского народа.
- способствовать формированию у детей дошкольного возраста патриотических чувств
- обогатить художественные впечатления, эстетические эмоции.
Принципы отбора содержания образования дошкольников
Программа знакомства ребенка с основами русской народной культуры опирается на принципы построения общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.
А также:
- учет возрастных особенностей детей при отборе содержания. Тематики занятий, задач воспитания и обучения;
- принцип комфортности образовательной среды;
- уважение личности каждого ребенка;
- принцип отбора содержания учебного материала.
Принципы организации совместной деятельности воспитателя и детей:
- желание ребенка посещать занятия;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- наглядность, доступность и мера;
- систематичности и последовательности.
Планируемые результаты освоения Программы
• проявляет интерес к устному народному творчеству (песенки, сказки, потешки, скороговорки), с помощью взрослых рассказывает, договаривает их.
• проявляет желание участвовать в театрализованных и подвижных играх, с интересом следит за действиями героев кукольного театра.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- Приобщить детей к знаниям о культурном богатстве русского народа.
- Сформировать первоначальный опыт, помогающий ребенку ориентироваться в образцах устного народного творчества, некоторых видах народного искусства (дымковской, городецкой, хохломской росписью, русским фольклором).
- Сформировать нравственные качества: способность к эмоциональному сопереживанию, одобрению прекрасного, доброго и осуждению безобразного, злого в жизни и искусстве.
- Воспитать устойчивый интерес к народному искусству, лучшему пониманию его необходимости и ценности, уважения к труду и таланту мастеров.
- Применять с младшими дошкольниками полученных знаний в повседневной жизни, что проявляется в поступках, культуре поведения, в речи.
- Сформировать патриотические чувства у детей младшего дошкольного возраста: гордость за свою страну, за ее успехи и победы.
Мониторинг освоения детьми программы
Оценка эффективности в усвоении воспитанниками МКДОУ д/с № 172 «Сказка» программного материала по приобщению детей к истокам русской народной культуры производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики. Основным методом диагностического исследования является использование специально подобранных диагностических заданий, которые предлагаются детям в игровой форме. При этом учитывается состояние ребенка, его хорошее настроение, спокойное эмоциональное состояние, физическое самочувствие. Длительность одного мониторингового задания не превышает 15-20 минут в младшем дошкольном возрасте.
Знания в младшем дошкольном возрасте оцениваются по следующим направлениям:
- понимает значение слов: изба, хозяйка, колыбелька;
- имеет представление:
- о русской народной игрушке – матрешке;
- предметах старинного быта: самовар, ухват, чугунок, лавка;
- предметах рукотворного мира: варежки, рукавицы, перчатки;
- малых формах фольклора: потешки, песенки, сказки);
- эмоционально отзывается на состоянии близких людей, сверстников, животных, героев сказок);
- имеет представление о труде работников детского сада: повар, няня, медицинская сестра;
- имеет элементарные представления о правилах поведения за столом.
Диагностическая карта
№ п/п п/ | ФИО. ребенка | Понимает значение слов: изба, хозяйка, колыбелька; имеет представление о– предметах старинного быта: самовар, ухват, чугунок, лавка; | Имеет представление о русской народной игрушке – матрешке, неволяшке, пирамидке. | Имеет представление о малых формах фольклора: потешки, песенки, сказки; проявляет желание участвовать в театрализованных и подвижных играх | Эмоционально отзывается на состоянии близких людей, животных, героев сказок; | Имеет представление о труде работников детского сада: повар, няня, медицинская сестра… | Знание обрядовых праздников «Капустник», «Колядки», «Пасха», «Рождество», «Масленица». | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | |||||||
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | ||
1. | |||||||||||||||
2. | |||||||||||||||
3. | |||||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Задание 1. Индивидуальная беседа с ребенком по картинкам. «Русская изба»
Рассмотри картинку и расскажи, что ты на ней видишь? Как ее можно назвать?
Какие предметы тебе знакомы? Назови.
Что делает хозяйка (прядет, вышивает, играет?)
Покажи, где колыбелька, прялка, сундук, самовар, ухват, чугунок, лавка?
Задание 2. Диагностическая ситуация «Разложи игрушки»
Предъявление задания. Рассмотри русские народные игрушки. Какие народные игрушки ты еще знаешь? Есть ли народные игрушки в твоей группе детского сада? Есть ли народные игрушки у тебя дома?
Для чего можно использовать народные игрушки? Для чего они нужны лично тебе?
Задание 3. Индивидуальная беседа с ребенком
Стимульный материал: иллюстрированные детские книги с текстами русских народных сказок, колыбельных песенок, потешек, прибауток, загадок.
Предъявление задания. Индивидуально детям задаются вопросы:
- Что такое колыбельная песня?
- Какую колыбельную поет тебе мама?
- Какую колыбельную ты можешь спеть кукле Маше?
- Какие русские народные сказки ты знаешь?
- Назови самую любимую русскую народную сказку. Почему она тебе нравится?
- Кто придумал русские народные сказки, потешки, колыбельные, загадки?
В случае затруднения внимание детей обращается на приготовленные заранее книги, и задаются вопросы: Узнаешь ли ты по картинкам сказки? Назови, какие из них тебе знакомы? Посмотри: на картинке спят детки и зверюшки... Как ты думаешь, какие песенки им пели, чтобы они скорее заснули? Спой одну. Читали ли тебе эти книжки с короткими стишками-потешками? Помнишь ли ты их? Расскажи одно из них. К каким загадкам нарисованы в этой книге отгадки? Вспомни народные загадки о... (зайчике, морковке и т.д.).
Наблюдение за игровой деятельностью детей в течение дня
Выявить наличие у детей интереса к народным подвижным играм, наличие игровых умений и характер использования стихотворных текстов в играх, а также желание и возможности использовать считалки при выборе водящего.
Стимульный материал: заранее предметно-развивающая среда дополняется атрибутами для подвижных народных игр, например «шапочка-маска «медведь» (для игры «У медведя во бору»), яркий платок (для игры «Платочек»),
Задание 4. Наблюдение за ребенком, как он эмоционально отзывается на состоянии близких людей, животных, героев сказок;
Задание 5. Индивидуальная беседа с ребенком по картинкам.
Рассмотри картинку и расскажи, что ты на ней видишь?
( работников детского сада: повар, няня, медицинская сестра);
Задание 6. Экспериментальная ситуация «Выбери праздник».
Стимульный материал: подборка иллюстраций с изображением обрядовых праздников: «Рябинник», «Колядки», «Пасха», «Рождество», «Масленица».
Предъявление задания: Рассмотри картинки. На них изображены разные русские народные праздники.
- Выбери те праздники, которые ты знаешь, назови их. Как узнал?
- Расскажи, что ты знаешь об этом празднике?
- Выбери те, которые тебе незнакомы?
- Ты бы хотел о них узнать?
В - (высокий) — ребенок выполняет все параметры опенки самостоятельно.
С - (средний) — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки,
Н - (низкий) — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает.
Каждый ответ оценивается в баллах:
- 2 - правильный полный ответ;
- 1 - справился с заданием с помощью педагога;
- 0 - неправильный ответ.
Уровни:
- 11-14 - высокий уровень;
- 6-10 - средний уровень;
- менее 5 - низкий уровень.
Данные заносятся в протокол.
Программа рассчитана на детей 3-5 лет.
Основные формы работы - групповые и индивидуальные занятия. Занятия проводятся раз в неделю во второй половине дня, на первом году обучения -15 минут, на втором году - 20 минут.
Контроль усвоения программы воспитанниками проводится через наблюдения и фиксируется в диагностической карте.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
- Основные направления реализации программы.
Парциальная программа обеспечивает нравственно - патриотическое воспитание дошкольников, основанное на приобщении к истокам русской народной культуры. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с дошкольного возраста, но подобно любому другому чувству, он обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Поэтому педагоги должны пробудить в ребенке чувство любви к Родине и для этого педагогическим коллективом МКДОУ д/с №172 «Сказка» были выбраны следующие приоритеты:
- Знакомить дошкольников с народной декоративно-прикладной культурой и предметной средой русского дома, с убранством дома осуществляется посредством работы мини-музея «Русская изба». Окружающие предметы, расположенные в мини-музее, «пробуждают» душу ребенка, воспитывают в нем чувство красоты, любознательность.
- Использовать в работе все виды фольклора: устный фольклор (русские народные сказки, пословицы, поговорки, потешки), игровой русский фольклор (русские народные хороводные игры, народные игры с правилами, подражательные игры). Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря чему, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
- Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Поэтому ежегодно в годовой план деятельности МКДОУ д/с №172 «Сказка» включаются следующие мероприятия: «Капустник», «Колядки», «Масленица», «Пасха», «Русская изба».
- Очень важно знакомить детей с народной декоративной росписью, национальным изобразительным искусством.
Процесс реализации программы осуществляется в старших и подготовительных группах; носит комплексный и плановый характер. Предусмотрено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей и педагогов в разных ее видах. Образовательный процесс происходит в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей.
Образовательный процесс по программе строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, на основе личностно-ориентированного подхода и социо – игровых подходов. В процессе ООД сочетается индивидуальная и групповая работа.
2.1.1. Формы работы по образовательным областям
В работе используются различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия)
Интегрированные занятия, включающие в себя развитие детей по всем образовательным областям.
2.1.2. Учебный план и его обоснования
Организованная образовательная деятельность с воспитанниками осуществляется на основе учебного плана МКДОУ и организации режима пребывания детей на учебный год в соответствии с примерной общеобразовательной программой «Детский сад 2100» под редакцией А.А. Леонтьева с сентября по май.
При составлении учебного плана учитывался максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию. Объем нагрузки на детей не превышает предельно допустимую норму и соответствует требованиям санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Для реализации программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой и М.Д. Маханевой в расписание занятий с детьми 3-7 лет включены занятия в мини-музее «Русская изба» (1 раз в месяц занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры в группе, которое проводится в мини - музее).
Специализированная ООД согласно перспективно-тематического планирования по ознакомлению с предметным миром, традициями, бытом русских людей проводятся в мини-музее занятия проводит руководитель музея педагог Гончарова Н.С.
Возрастные образовательные нагрузки
Группы | Вторая младшая группа | Средняя группа |
Длительность ООД (в мин.) | 15 мин. | 20 мин. |
Количество условных учебных часов в неделю | 1 | 1 |
Образовательный процесс в соответствии с индивидуальными и
возрастными особенностями детей
Возраст детей | Регламентированная деятельность (ООД) | Регламентированная деятельность (ООД) | Нерегламентированная деятельность, мин |
В месяц | В год | Совместная деятельность | |
3-4 года | 4 по 15 мин | 36 часов | |
4-5 лет | 4 по 20 мин | 36 часов |
Образовательный процесс в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей
Возраст детей | Регламентированная деятельность (ООД) | Регламентированная деятельность (ООД) | Нерегламентированная деятельность, мин |
В месяц | В год | Совместная деятельность | |
3-4 лет | 4 по 15 мин | 35 часов | 42 - 45 мин |
4-5 лет | 4 по 20 мин | 35 часов | 42 мин |
Расписание занятий
День недели | Время |
пятница | 15.40-16.00 |
2.1.3. Планирование образовательной деятельности
Основой образовательного процесса является планирование, т.е. проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса, который придает ему содержательность, определенность, управляемость.
Принципы планирования:
- комплексный подход, обеспечивающий взаимосвязь всех звеньев и сторон педагогического процесса;
- построение педагогического процесса с опорой на взаимодействие, партнерство взрослого с детьми;
- реальный учет особенностей региона, обстановки, сезона возраста детей.
План образовательной деятельности должен отвечать определенным требованиям:
- основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
- на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
- обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.
Планирование деятельности педагогов опирается на результаты педагогической оценки индивидуального развития детей и направлено в первую очередь на создание психолого-педагогических условий для развития каждого ребенка, в том числе, на формирование развивающей предметно - пространственной среды.
В МКДОУ используются две основные формы планирования: годовой и тематический календарный план. Педагогами используются такие виды планирования: комплексно-тематическое перспективное и календарное. В основе комплексно-тематического планирования лежит примерный перечень тем для каждой возрастной группы, разработанной на основе парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М. Д. Маханевой.
Тематический годовой план занятий
Вторая младшая группа
Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
№ | Тема занятия | Содержание | ||||
Сентябрь | ||||||
1 | «Милости просим, гости дорогие» | Первое посещение детьми «избы». Знакомство с ее Хозяйкой | с. 28 | |||
2 | «Ходит сон близ окон» | Знакомство с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями | с. 29 | |||
3 | «Во саду ли, в огороде» | Знакомство с огородом детского сада | с. 30 | |||
4 | «Репка» | Знакомство со сказкой «Репка» | с. 31 | |||
Октябрь | ||||||
5 | «Чудесный сундучок» | Знакомство с сундучком, в котором живут загадки. Загадывание загадок об овощах | с. 31 | |||
6 | «Как у нашего кота» | Знакомство детей с обитателем «избы» - котом Васькой. Заучивание потешки «Как у нашего кота» | с. 32 | |||
7 | «Котик, котик, поиграй» | Повторение потешки «Как у нашего кота» Дидактическое упражнение «Похвали котика». Игра с котенком в катушку на ниточке | с. 33 | |||
8 | «Девочка и лиса» | Знакомство со сказкой «Снегурушка и лиса». Игра «Кто позвал?» (угадывание по голосу) | с. 33 | |||
Ноябрь | ||||||
9 | «Водичка, водичка, умой мое личико» | Знакомство детей с рукомойником. Разучивание потешки «Водичка, водичка, умой мое личико» | с. 34 | |||
10 | «С гуся вода, с Ванечки худоба» | Повторение потешки «Водичка, водичка, умой мое личико» и колыбельных | с. 34 | |||
11 | «Идет коза рогатая» | Знакомство с новым обитателем «избы» - козой Машкой. Разучивание потешки «Идет коза рогатая» | с. 34 | |||
12 | «Волк и семеро козлят» | Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят» | с. 35 | |||
Декабрь | ||||||
13 | «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» | Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой | с. 35 | |||
14 | «Колобок» | Знакомство со сказкой «Колобок» | с. 35 | |||
15 | «Уж ты, зимушка-зима» | Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку» | с. 36 | |||
16 | «Сундучок Деда Мороза» | Загадывание загадок о зиме, зимней одежде | с. 36 | |||
Январь | ||||||
17 | «Пришла коляда – отворяй ворота» | Знакомство детей с Рождеством | с.37 | |||
18 | «Фока воду кипятит и как зеркало блестит» | Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу чаем» | с.37 | |||
19 | «Гость на гость – хозяйке радость» | Знакомство детей с медведем Мишуткой. Лепка посуды | с.38 | |||
Февраль | ||||||
20 | «Три медведя» | Знакомство со сказкой «Маша и медведь» | с.38 | |||
21 | «Маша и медведь» | Знакомство со сказкой «Маша и медведь» | с.39 | |||
22 | «Хозяйкины помощницы» | Знакомство детей с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской | с.39 | |||
23 | «Половичку курочка веничком метет» | Разучивание потешки «Наша-то хозяюшка сметлива была» | с.39 | |||
Март | ||||||
24 | «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая» | Знакомство детей с Масленицей | с.40 | |||
25 | «Нет милее дружка, чем родимая матушка» | Этическая беседа «Моя любимая мама» | с.40 | |||
26 | «Приди, весна, с радостью» | Разучивание заклички «Весна, весна красная!» | с.40 | |||
27 | «Петушок – золотой гребешок» | Знакомство детей с новым персонажем – Петушком. Разучивание потешки о петушке | с.41 | |||
Апрель | ||||||
28 | «Заюшкина избушка» | Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка» | с.41 | |||
29 | «Трень-брень, гусельки» | Знакомство с русским народным инструментом – гуслями | с.42 | |||
30 | «Кот, лиса и петух» | Знакомство со сказкой «Кот, лиса и петух» | с.42 | |||
31 | «Петушок с семьей» | Знакомство с семьей петушка. Знакомство с рассказом К.Д.Ушинского «Петушок с семьей» | с.42 | |||
Май | ||||||
32 | «Курочка Ряба» | Знакомство со сказкой «Курочка Ряба» | с.43 | |||
33 | «Здравствуй, солнышко – колоколнышко!» | Разучивание потешки про солнышко | с.43 | |||
34 | «Сорока-белобока кашу варила» | Знакомство с предметом обихода – глиняным Горшком | с.43 | |||
35 | «Кто в тереме живет?» | Знакомство со сказкой «Теремок» | с.44 | |||
36 | Прощание с «избой» | Дидактическая игра «Чудесный сундучок». Прощание детей с Хозяйкой до осени | с.44 |
Тематический годовой план занятий
Средняя группа
Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
№ | Тема занятия | Содержание | |
Сентябрь | |||
1 | «Во саду ли, в огороде» | Дидактическая игра «Что растет в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах. Разучивание потешки «Наш козел» | с.44 |
2 | «Чудесный мешочек» | Повторение песенки-потешки «Наш козел». Дидактическая игра «Чудесный мешочек» | с.46 |
3 | «Коровушка и бычок» | Знакомство детей с домашними животными – коровой и бычком. Разучивание потешек про корову и бычка | с.46 |
4 | «Бычок – черный бочок» | Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой «Бычок – черный бочок, белые копытца» | с.47 |
Октябрь | |||
5 | «Приглашаем в гости к нам» | Игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям». Повторение потешек о козле, коровушке, бычке | с.47 |
6 | «Гуси-лебеди» | Знакомство со сказкой «Гуси-лебеди». Разучивание потешки «А тари, тари, тари» | с.47 |
7 | «Сошью Маше сарафан» | Знакомство с женской русской народной одеждой. Повторение потешки «А тари, тари, тари» | с.48 |
8 | «Золотое веретено» | Знакомство с предметами обихода – прялкой и веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое веретено» | с.48 |
Ноябрь | |||
9 | «Волшебные спицы» | Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берется шерсть (козья, овечья) | с.49 |
10 | «Лисичка со скалочкой» | Знакомство с предметом обихода – скалкой. Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой» | с.49 |
11 | «Петушок – золотой гребешок» | Упражнение в вежливом обращении к гостю. Дидактическая игра «Похвали Петушка». Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зернышко» | с.49 |
12 | «Чудесный сундучок» | Дидактическая игра «Кто спрятался?» (отгадывание загадок о домашних животных). Повторение потешек и попевок о домашних животных. | с.50 |
Декабрь | |||
13 | «Здравствуй, зимушка-зима» | Загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок» | с.50 |
14 | «Зимовье зверей» | Знакомство со сказкой «Зимовье зверей». Повторение песенки «Как на тоненький ледок» | с.52 |
15 | «Одень зверей» | Занятие аппликацией по готовым формам. Самостоятельный пересказ детьми сказки «Зимовье зверей» | с.52 |
16 | «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!» | Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание колядки «Щедровочка» | с.52 |
Январь | |||
17 | «Сундучок Деда Мороза» | Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос» | с.53 |
18 | «Лиса и козел» | Дидактическая игра «Похвали лису». Повторение потешек о домашних животных. Знакомство со сказкой «Лиса и козел» | с.53 |
19 | «Веселые ложки» | Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками. Загадывание загадок о животных | с.54 |
Февраль | |||
20 | «Заюшкина избушка» | Самостоятельный пересказ детьми сказки «Заюшкина избушка» | с.54 |
21 | «Кто же в гости к нам пришел?» | Знакомство с домовенком Кузей. Игра «Аюшки» | с.55 |
22 | «Русская балалайка» | Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке | с.56 |
23 | «Лисичка-сестричка» | Знакомство со сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк» | с.56 |
Март | |||
24 | «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая» | Знакомство с Масленицей. Разучивание песенки «Блины» | с.57 |
25 | «При солнышке – тепло, при матушке – добро» | Беседа о маме с включением пословиц и поговорок. Самостоятельный рассказ «Какая моя мама». Пение песенок о маме | с.57 |
26 | «Крошечка- хаврошечка» | Знакомство со сказкой «Хаврошечка» | с.58 |
27 | «Весна, весна, поди сюда!» | Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне | с.58 |
Апрель | |||
28 | «Пришла весна!» | Повторение заклички о весне. Создание из цветных лоскутков коллективной аппликации «Пришла весна!» | с.59 |
29 | «Шутку шутить – людей насмешить» | Знакомство с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками | с.60 |
30 | «Небылица- небывальщина» | Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц | с.61 |
31 | «Русская свистулька» | Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистулек | с.61 |
Май | |||
32 | «Чудесный сундучок» | Раскрашивание свистулек. Дидактическая игра «Угадай по звуку». Слушание народных мелодий | с.62 |
33 | «Времена года» | Рассказ о временах года с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года | с.62 |
34 | «Волшебная палочка» | Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам | с.63 |
35 | Прощание с «избой» | Знакомство детей с новой сказкой (по выбору Хозяйки). Прощальное чаепитие | с.63 |
План русских народных игр во время проведения обрядовых праздников, посвященных разным циклам земледельческого календаря
Время | Обрядовые праздники | Обрядовые праздники, название игры | |
Вторая младшая группа | Средняя группа | ||
Сентябрь | Рябинник Капустник | «Заинька» | «Капуста» «Огородник» |
Октябрь | «Бабушка Маланья» | «Малечина-Калечина» «Горелочки с платочком» | |
Ноябрь | «По ровненькой дорожке» | «Хлоп! Хлоп! Убегай!» «Жмурки» | |
Декабрь | Новый год | «Зайка беленький сидит и ушами шевелит…» | «Два Мороза» «Бабка Ёжка» |
Январь | Зимние святки | «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий» | «Лошадки» «Мороз красный нос» |
Февраль | «Карусели» | «Карусели» «Цепи кованные» | |
Март | Масленица Пасха | «Курочка – хохлатка» | «Гори, гори ясно» «Солнышко-ведрышко» |
«Угадай чей голосок» | «Салки» «Пирог» | ||
Апрель | «Солнышко и дождик» «Хоровод» | «Мосток» «Жаворонок» | |
Май | «У медведя во бору» «Пузырь | «Пчелы» «Дедушка Рожок» |
2.1.4. Формы взаимодействия с семьями воспитанников
Для успешного осуществления работы по организации взаимодействия ДОУ и семьи по приобщение детей к истокам русской народной культуры была проведена работа с родителями по привлечению родителей к участию в образовательном процессе. В работе с семьёй использовались различные формы взаимодействия как коллективные, так и индивидуальные:
- родительские собрания;
- консультации;
- информационные стенды;
- буклеты, памятки;
В группе второго младшего возраста было проведено анкетирование по вопросам приобщения дошкольников к основам русской народной культуры (приложение)
Проанализировав результаты анкетирования, выявилась актуальность проблемы: современным родителям приходится нелегко, из-за нехватки времени, занятости, стремлению к карьерному росту, и ответственность за воспитание ребёнка перекладывается на педагогов и образовательное учреждение.
Работая с детьми дошкольного возраста, я поставила перед собой цель создать все необходимые условия для приобщения детей к истокам русской народной культуры, поэтому в своей работе я использую разнообразные формы и методы организации детей.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
- Описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания
- Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда МКДОУ д/с №172 «Сказка» (далее – РППС) соответствует требованиям ФГОС ДО и санитарно- эпидемиологическим требованиям: содержательно-насыщенной, развивающей; трансформируемой; полифункциональной; вариативной; доступной; безопасной; здоровьесберегающей; эстетически-привлекательной.
Описание материально-технического обеспечения программы
№ | Автор и название | Количество (экз.) |
О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (издательство «Детство- ПРЕСС» г. С-П 2017г.) | 1 | |
Л.С. Куприна «Знакомим детей с русским народным творчеством» конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждениях (издательство «Детство-ПРЕСС» г.С-П 2015г.) | 1 | |
М. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду» (издательство «Сфера»2001г.) | 1 | |
«Моя страна» (практическое пособие), 2005г «С чего начинается Родина?» под ред. Л.А. Кондрыкиной (опыт работы по патриотическому воспитанию, М-2004г) | 1 | |
«Мой город Новосибирск» (методические рекомендации для воспитателей ДОУ) | 1 | |
Музыкальный сборник для занятий в детском саду «Едем в сказку», М-2006г. ТЦ «Сфера» | 1 | |
Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду»: «Народные праздники в детском саду» | 1 | |
Степаненкова Ю.Я. Сборник русских народных подвижных игр 2-7 лет, ФГОС | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности по приобщению детей к истокам русской народной культуры для детей средней группы «В гостях у Хозяюшки»
данная разработка поможет педагогам приобщить детей к истокам русской народной культуры,используя макет избы...
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...
Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Знакомство детей с веретеном.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры . Знакомство детей с веретеном....
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» для детей в возрасте от 5 до 7 лет
Парциальная программа...
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» для детей в возрасте от 5 до 7 лет
Парциальная программа...
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» для детей в возрасте от 3 до 5 лет
Парциальная программа...
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры для детей старшего дошкольного возраста Тема: «История появления ложки на Руси»
Задачи:Обучающие:Расширить знания дошкольников об истории возникновения ложки, способах ее изготовления в разные времена;Закрепить знания о видовом многообразии ложек (разные по размеру, мат...