Тематический годовой план НОД в музее «Русская изба» по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры для детей среднего дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования. Это мировоззренческие, нравственные и этические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematich._plan.docx37.72 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное  казенное  дошкольное  образовательное  учреждение

«Детский  сад  № 303»

Тематический годовой

план НОД в музее «Русская изба»

по приобщению дошкольников

к истокам русской

народной культуры

для детей среднего дошкольного возраста

                                        Выполнили воспитатели:

Ангелова Н.В.

Мисникова О.В.

Новосибирск

2019г.

Тематический годовой план занятий в музее «Русская изба» по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры

Средняя группа

Тема занятия

Содержание

Сентябрь

1неделя

«Во саду ли, в огороде»

Дидактическая игра «Что растёт в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах. Разучивание потешки «Наш козёл»

2неделя

«Чудесный мешочек»

Повторение песенки- потешки «Наш козёл». Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

3неделя

«Коровушка и бычок»

Знакомство детей с домашними животными - коровой и бычком. Разучивание потешек про корову и бычка.

4неделя

«Бычок- чёрный бочок»

Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой «Бычок- чёрный бочок, белое копытца».

Октябрь

1неделя

«Приглашаем в гости к нам»

Игра- упражнение «Вежливое обращение к гостям». Повторение потешек о козле, коровушке, бычке

2неделя

«Гуси- лебеди»

Знакомство со сказкой «Гуси- лебеди». Разучивание потешки «А тари, тари, тари».

3неделя

«Сошью Маше сарафан»

Знакомство с женской русской народной одеждой. Повторение потешки «А тари, тари, тари».

4неделя

«Золотое веретено»

Знакомство с предметами обихода- прялкой и веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое веретено».

Ноябрь

1неделя

«Волшебные спицы»

Знакомство со спицами и вязаньем на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берётся шерсть (козья, овечья)

2неделя

«Лисичка со скалочкой»

Знакомство с предметом обихода- скалкой. Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой»

3неделя

«Петушок- золотой гребешок»

Упражнение в вежливом обращении к гостю. Дидактическая игра «Похвали Петушка». Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко».

4неделя

«Чудесный сундучок»

Дидактическая игра «Кто спрятался?» (отгадывание загадок о домашних животных). Повторение потешек и попевок о домашних животных.

Декабрь

1неделя

«Здравствуй, зимушка зима»

Загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок»

2неделя

«Зимовье зверей»

Знакомство со сказкой «Зимовье зверей». Повторение песенки 15 «Как на тоненький ледок»

3неделя

«Одень зверей»

Занятие аппликацией по готовым формам. Самостоятельный пересказ детьми сказки «Зимовье зверей»

4неделя

«Сундучок Деда Мороза» Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос».

Знакомство с празднованием Нового года. Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос».

Январь

1неделя

«Сею, сею, посеваю, с Рождеством вас поздравляю!»

Разучивание колядки «Щедровочка»

2неделя

«Лиса и козёл»

Дидактическая игра «Похвали лису». Повторение потешек о домашних животных. Знакомство со сказкой «Лиса и козёл»

3неделя

«Весёлые ложки»

Знакомство с предметами обихода- деревянными ложками. Загадывание загадок о животных.

4 неделя

«Заюшкина избушка» Самостоятельный пересказ детьми сказки «Заюшкина избушка

«Заюшкина избушка» Самостоятельный пересказ детьми сказки «Заюшкина избушка

Февраль

1неделя

«Кто же в гости к нам пришёл?»

Знакомство с домовёнком Кузей. Игра «Аюшки».

2неделя

Русская балалайка

Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке

3неделя

«Лисичка-сестричка»

Знакомство со сказкой «Лисичка- сестричка и серый волк».

4неделя

«Масленица дорогая- наша гостьюшка годовая»

Знакомство с Масленицей. Разучивание песенки «Блины»

Март

1неделя

«При солнышке-тепло, при матушке- добро»

Беседа о маме с включением пословиц и поговорок. Самостоятельный рассказ «Какая моя мама». Пение песенок о маме.

2неделя

«Крошечка-Хаврошечка»

Знакомство со сказкой «Крошечка-Хаврошечка»

3неделя

«Весна, весна, поди сюда!»

Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне.

4неделя

«Пришла весна!»

Повторение заклички о весне. Создание из цветных лоскутков коллективной аппликации «Пришла весна»

Апрель

1неделя

«Шутку шутить- людей насмешить»

Знакомство с потешным фольклором- дразнилками, скороговорками.

2неделя

«Небылица-небывальщина» Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц

«Небылица-небывальщина» Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц

3неделя

Русская свистулька

Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистулек

4неделя

«Чудесный сундучок»

Раскрашивание свистулек. Дидактическая игра «Угадай по звуку». Слушание народных мелодий.

Май

1неделя

Времена года

Рассказ о временах года с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года.

2неделя

«Волшебная палочка»

Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам.

3неделя

«Колобком»

Игра с Колобком Самостоятельное творческое развитие сюжета сказки «Колобок»

4неделя

Прощание с «избой»

Знакомство детей с новой сказкой (по выбору Хозяйки). Прощальное чаепитие

I V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Литература: 1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 304с. : ил.

2. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий м сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. и дополн. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 400с., ил.


муниципальное  казенное  дошкольное  образовательное  учреждение

«Детский  сад  № 303»

Тематический годовой

план НОД в музее «Русская изба»

по приобщению дошкольников

к истокам русской

народной культуры

для детей старшего дошкольного возраста

                                        Выполнили воспитатели:

Ангелова Н.В.

Мисникова О.В.

Новосибирск

2017г.

Тематический годовой план занятий в музее «Русская изба» по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры

Старшая группа

Тема занятия

Содержания

Сентябрь

1неделя

«Что летом родиться – зимой пригодится»

Беседа о лете. Народные приметы, пословицы, поговорки о лете. Загадки о летних явлениях.

2неделя

«Гуляй, да присматривайся»

Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «с какого дерева детки». Песенка –попевка «Восенушка – осень».

3неделя

«Хлеб-всему голова»

Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел» знакомство со старинными орудиями труда серпом и цепом. Пословицы и поговорки о хлебе.

4неделя

«Октябрь пахнет капустой»

Беседа о характерных явлениях октября, народных обычаях и праздниках. (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода -деревянным корытцем, тяпкой. Песенка – попевка «Восенушка – осень».

Октябрь

1неделя

«Зайчишка - трусишка»

Знакомство со сказкой «Заяц – хваста» . Разучивание потешки «Зайчишка-трусишка».

2неделя

«У страза глаза велики»

Беседа о страхе. Знакомство со сказкой «У страха глаза велики».

3неделя

«Друг за дружку держаться - ничего не бояться»

Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный».

4неделя

«Знаешь ли ты сказки?»

Литературная викторина по сказкам «Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц Хваста», «У страха глаза велики».

Ноябрь

1неделя

Гончарные мастеровые

Дидактическая игра «Что как называется?» Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин»

2неделя

Дикие животные.

Знакомство со сказкой «Лиса и рак». Разучивание песенки- потешки о лисе. Беседа о диких животных с использованием загадок о них.

3неделя

«Что нам осень принесла?»

Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц.

4неделя

«Здравствуй, Зимушка –Зима!»

«Здравствуй, Зимушка –Зима!» Беседа о характерных признаках зимы с использованием соответствующих загадок, пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты, Мороз, Мороз, Мороз».

Декабрь

1неделя

«Проказы старухи зимы»

Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты, Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К.Д. Ушинского «Проказы старухи зимы».

2неделя

«Лиса- обманщица»

Викторина по сказкам. Разыгрывание сюжета сказки «Лисичка – сестричка и серый волк»

3неделя

«Пришла Коляда – отворяй ворота!»

Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядок

4неделя

«С Новым годом со всем родом»

Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение колядок.

Январь

1неделя

«Гуляй, да присматривайся»

Беседа о характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко»

2неделя

«Хорош город Городец»

Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. Пение частушек.

3неделя

Городецкая роспись

Продолжение рассказа о Городецкой росписи. Составление узоров из готовых форм. Повторение пословиц и поговорок о мастерстве.

4неделя

«Гуляй, да присматривайся»

Беседа о характерных особенностях января и февраля. Знакомство со сказкой «Два Мороза»

Февраль

1неделя

Сказка для Кузи

Самостоятельное рассказывание детьми сказок. Словесная игра «Аюшки»

2неделя

Письмо Нафане

Составление детьми письма Нафане - другу домовенка Кузи. Знакомство с обрядовыми песнями, посвященными Масленице.

3неделя

«Ой ты, Масленица!»

Рассказ о масленице. Пение обрядовых песен.

4неделя

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме.

Март

1неделя

«Мудрёному и счастье к лицу»

Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок.

2неделя

«Гуляй, да присматривайся!»

Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание заклички о весне «Жаворонки, прилетите».

3неделя

«Весна, весна, поди сюда!»

Пение закличек о весне, Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне».

4неделя

«Шутку шутить – людей насмешить»

Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях.

Апрель

1неделя

«Небылица в лицах, небывальщина»

Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц.

2неделя

«Красная горка»

Знакомство с традициями народных гуляний на пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек.

3неделя

«Апрель ленивого не любит, проворного голубит»

Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян.

4неделя

«Весна красна цветами»

Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадок. Знакомство со сказкой Н.Павлов «Под кустом».

Май

1неделя

«Победа в воздухе не вьется, а руками достается»

Рассказ о воинах –защитниках Отечества. Знакомство со сказкой «Каша из топора»

2неделя

«Вершки да корешки»

Знакомство со сказкой «Мужик и Медведь» Загадывание загадок детьми.

3неделя

«А за ним такая гладь- ни морщинки не видать»

Знакомство детей с различными способами глажения белья. Старинный предмет обихода рубель. Загадывание загадок о предметах обихода.

4неделя

Прощание с избой.

Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Выпекание пирога и пение частушек.

I V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Литература: 1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 304с. : ил.

2. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий м сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. и дополн. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 400с., ил.

муниципальное  казенное  дошкольное  образовательное  учреждение

«Детский  сад  № 303»

Тематический годовой

план НОД в музее «Русская изба»

по приобщению дошкольников

к истокам русской

народной культуры

для детей подготовительной группы

                                        Выполнили воспитатели:

Ангелова Н.В.

Мисникова О.В.

Новосибирск

2017г.

Тематический годовой план занятий в музее «Русская изба» по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры.

Подготовительная группа

Тема занятия

Содержание

Сентябрь

1неделя

«Что летом родиться, - зимой пригодится»

Беседа о лете. Повторение пословиц, поговорок и песенок о лете.

2неделя

«Восенушка- осень- сноп последний косим»

Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторение заклички «Восенушка осень»

3неделя

«Хлеб- всему голова»

Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием.

4неделя

«К худой голове своего ума не приставишь»

Беседа об уме и о глупости. Знакомство со сказкой «Про Филю». Словесная игра «Филя и Уля»

Октябрь

1неделя

«Град на устье Оки»

Рассказ об истории Нижнего Новгорода. Прослушивание русских народных песен (в грамзаписи).

2неделя

«Октябрь- грязник- ни колеса, ни полоза не любит»

Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове.

3неделя

«Злое истребление»

Рассказ о монголо- татарском нашествии и предания о граде Китеже. Знакомство со старинным оружием.

4неделя

«Камень- град»

Знакомство с легендами о строительстве Нижегородского кремля- пограничной крепости Московского государства.

Ноябрь

1неделя

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

Экскурсия в Нижегородский кремль (показ презентации)

2неделя

Синичкин день.

Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки.

3неделя

«Где живёт перо Жар- Птицы?» Знакомство детей с хохломской росписью.

«Где живёт перо Жар- Птицы?» Знакомство детей с хохломской росписью.

4неделя

«Чудо-чудное, диво-дивное- Золотая Хохлома»

Рассказ о традициях хохломской росписи («кудрина», «травка» и т. п.

Декабрь

1неделя

«Зима -не лето,- в шубу одето»

Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение русской народной песенки «Как на тоненький ледок»

2неделя

«Светит, да не греет»

Беседа о различных источниках освещения. Показ теневого театра.

3неделя

«Пришёл мороз- береги ухо и нос»

Знакомство со сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе. Повторение песенки «Как на тоненький ледок»

4неделя

Снегурочка- внучка Деда Мороза.

Знакомство со сказкой «Снегурочка». Прослушивание фрагментов оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» (в грамзаписи).

Январь

1неделя

«Пришла коляда накануне Рождества»

Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение песенок.

2неделя

«Зимние узоры»

Знакомство с творчеством вологодских кружевниц.

3неделя

«Гжель прекрасная»

Знакомство с гжельским художественным промыслом

4неделя

«Дело мастера боится»

Знакомство со сказкой «Семь Симеонов». Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве.

Февраль

1неделя

«Живёт в народе песня»

Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Разучивание русской народной песни «Ой, вставала я ранёшенько»

2неделя

«На героя и слава бежит»

Рассказ о русских богатырях

3неделя

«Масленица Кривошейка, встречаем тебя хорошенько!»

Беседа о Масленице. Пение песен, частушек.

4неделя

«Сердце матери лучше солнца греет»

Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок.

Март

1неделя

«Русская матрёшка»

Рассказ о матрёшке. Разучивание частушек.

2неделя

Поэзия народного костюма.

Рассказ о народном костюме. Прослушивание русских народных песен (грамзапись)

3неделя

«Шутку шутить- людей насмешить»

Беседа о народном юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «Путаница».

4неделя

Сказка М.Горького «Про Иванушку- дурачка»

«Про Иванушку- дурачка»

Апрель

1неделя

Красная горка

Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки».

2неделя

«Путешествие на златогривой чудо- тройке»

Знакомство детей с образом коня в русском народном ДПИ(городецкая, палехская, хохломская роспись).

3неделя

Рассказ о мастерах Палеха.

Прослушивание народных песен, воспевающих русскую тройку (в грамзаписи).

4неделя

«Грач на горе- весна на дворе»

Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне.

Май

1неделя

«Человек без Родины, что соловей без песни»

Заключительная беседа о прошлом родного края и героях земляках. Просмотр диафильмов.

2неделя

Литературная викторина

Игра- драматизация

3неделя

«Край родной, навек любимый!»

Русские подвижные игры на открытом воздухе.

4неделя

Прощание с «избой»

Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне. Коллективное изготовление панно из лоскутков.


I V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Литература: 1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 304с. : ил.

2. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий м сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. и дополн. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 400с., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование культуры здоровья детей среднего дошкольного возраста, как важное условие социально - личностного развития дошкольника".

Смысл культуры здоровья, прежде всего, выражается в обретении личностью смысла, заключающегося в бережном отношении человека к человеку, в здоровых отношениях с окружающим миром и в удовлетворенности ...

Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе нерегламентированной деятельности.

Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема современности. Система  непрерывного экологического образования достигла наиболее высокого уровня в своём начальном звене восп...

ППО. Тема :"Технология формирования культуры поведения детей среднего дошкольного возраста".

       Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей.             Стать гармоничной личностью, уметь достойно вест...

Проект по экологии: "Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста"

Проект : "Формирование экологической культуры  у детей среднего дошкольного возраста"Цель: Формироавание начал экологической культуры: правильное отношение к природе, к себе и другим людям, как к...

Занятие по физической культуре для детей среднего дошкольного возраста с использованием методики Н.Н. Ефименко и мультимедийной презентации "Путешествие козлят по сказке"

Занятие включает в себя комплекс общеукрепляющих занятий по методике Н.Н. Ефименко. На протяжении всего занятия детям демонстрируется презентация с мультипликационными героями из сказки "Гуси-леб...

Досуг по физической культуре для детей среднего дошкольного возраста по мотивам сказки Б. Заходера «Мишка-Топтыжка»

Досуг по физической культуре  для детей среднего дошкольного возраста по мотивам сказки Б. Заходера «Мишка-Топтыжка»...