Технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми. Тема: «Путешествие в историю возникновения одежды».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Возмищева Татьяна Сергеевна

«Путешествие в историю возникновения одежды».  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_odezhda.docx29.73 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

 организации непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми

Тема: «Путешествие в историю возникновения одежды».  

Автор: Возмищева Татьяна Сергеевна

Возрастная группа: подготовительная к школе группа (дети с 6 до 7 лет).  

Форма НОД: путешествие по «реке времени».

Форма организации: групповая, индивидуальная.

Средства:  

Наглядные: Дидактическое пособие «река времени» – это длинный бумажный лист (обои или склеенные листы ватмана, примерным размером 50х160 см или 60х180 см, на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река. Картинки с изображениями людей в костюмах разных эпох (древности, старины, современного времени).

Мультимедийные: презентация «Путешествие по «реке времени». История создания одежды».

Литературные: стихотворение С.Я. Маршака «Кораблик»; Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников.

Музыкальные: Д. Штейбельт «Адажио».

Задачи: 1. Актуализировать представления детей по теме «Одежда». Познакомить детей с историей возникновения одежды.

2. Развивать все компоненты устной речи; совершенствовать грамматический строй речи, побуждать детей интересоваться смыслом новых слов. Формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстником; быть доброжелательным, корректным собеседником.

3. Упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации: истории возникновения одежды. Создать в воображении детей целостные образы истории человечества через «метки»-символы материальной цивилизации.  

4. Совершенствовать умение формулировать проблему (задачу); самостоятельно искать пути решения; ставить цель; планировать свою деятельность по достижению этой цели; контролировать правильность решения.  

5. Развивать построение высказывания, помогать детям более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

6. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

7.  Развивать инициативу, организаторские способности. Воспитывать умение действовать в команде. 

8. Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты. 

9. Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.

10. Формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей

Планируемый результат

I этап. Обсуждение реального или вымышленного события

     Слайд 1.  Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас! Предлагаю вам познакомиться и поприветствовать друг друга. Я протягиваю вам свою ладонь и называю своё имя, а вы по очереди кладите мне свою ладошку и называете каждый своё имя.

      Ребята, вы перешли в подготовительную к школе группу и, наверное, уже многое знаете об одежде?

- Для чего нужна нам одежда?  Из чего шьют одежду? Как называют профессию людей, которые придумывают и шьют одежду для нас? Где шьют одежду? Где можно приобрести одежду? …

- А вы знаете когда появилась первая одежда? А хотите узнать?  А вы когда – ни будь путешествовали по «реке времени»?  А хотите попутешествовать?

     Для этого давайте вспомним, как называется время о прошедших событиях, которые уже давно прошли? Правильно, это время мы называем прошлым. А как называется время событий, которые происходят с нами здесь и сейчас?  Правильно, это время мы называем настоящим.  А как называется время событий, которые только будут происходить с нами, например, когда вы вырастите…? Правильно – будущее.  

Прошлое все то, что было. Никакая в мире сила всё - обратно не вернёт.

Время лишь вперёд идёт. То, что видим мы сейчас – настоящее для нас.

Будущее – то, что будет и его не знают люди.

     Обратите внимание на панно – «Река времени», которое символизирует движение исторического времени: от прошлого к настоящему и наше с вами путешествие. Я приглашаю вас в путешествие по «реке времени».  Да, именно, по реке, потому что, течет не только вода, но и время. Люди сравнивают время с рекой, потому что река бежит только всегда вперед и никогда не возвращается назад, так же как и время. Кто хочет – присоединяйтесь к нам!

 Педагог протягивает свою ладонь и называет своё имя.

 

Задаёт вопросы, стимулирующие высказывания детей.

Стимулирует любознательность, интерес.

Задаёт вопросы, стимулирующие процесс мышления детей; инициирует общее обсуждение; поощряет детей к высказываниям.

Дети по очереди кладут сверху свою ладошку и называет каждый своё имя.

Слушают. Выражают собственные суждения. Делают выбор.

Педагог и дети познакомились, поприветствовали друг друга.

Дети, пожелавшие присоединиться включаются в деятельность.

II этап. Постановка цели исследования (узнать…)

       Итак, мы отправляемся с вами в путешествие!!! Давайте уточним, для чего нам нужно попасть в далекое прошлое (какая цель нашего путешествия)?

Слайд 2.

- А на чем мы будем путешествовать?  Посчитайте, сколько нас? Пометимся ли мы все на это судно? Что нам понадобится с собой взять в дорогу? А как называются люди, которые путешествуют или работают на водных видах транспорта? А как называется форма у моряков?

Превращаемся в моряков. Собираем в дорогу рюкзачки (воображаемые). И в путь!

Вместе с детьми определяет цель деятельности. Вовлекает детей в совместное планирование. Инициирует поиск решений проблемных ситуаций. Предлагает принять решение путём голосования. Задаёт вопросы, стимулирующие высказывания детей. Предлагает детям одеть морские воротнички и бескозырки.

Участвуют в постановке цели, планировании деятельности.

Выражают собственные суждения. Совместно обсуждают, находят решение проблемной ситуации.  Делают выбор. Активно играют.

Поставлена цель. Спланирована предстоящая деятельность.

Дети активно включились в деятельность.

III этап. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала

Для того, чтобы нам попасть на первую остановку, нужно произнести волшебные слова. Вставайте в пары «лодочкой» и повторяйте вместе со мной: «Волны, волны! Волны, волны! Разгулялись на просторе. Поднимает вверх волна, а за ней еще одна. Вверх и вниз качает качка. Ты моряк – а я морячка. Мы на лодочке плывем и не страшно нам вдвоём!»

Слайд № 3.  Ну вот мы и оказались с вами в далеком, далёком прошлом – в «Древности». Посмотрите, на берег, что вы видите? Чем занимаются древние люди? Во что одеты? Из чего сделана одежда первобытных людей?  Как вы думаете, зачем древним людям понадобилась одежда? И др.

Слайд № 4.  Как вы думаете, чем занимается древняя женщина? Какие орудия труда использует для обработки? Шкуры животных сперва закрепляли на колышках и выскабливали с помощью каменных скребков, сделанных из камня, костей, раковин; мыли, сушили. Затем кожу дубили для придания ей прочности, а также размягчали: катали, выжимали, колотили с помощью специальных кожемялок для придания эластичности. Когда шкура становилась мягкой, её разрезали каменным ножом, чтобы сделать из нее одежду. Шкуры также использовали для изготовления палаток, сумок и спальных принадлежностей.

Слайд 5. А как вы думаете, с помощью чего древний человек соединял шкурки между собой, чтобы получилось, что – то похожее на одежду? Для сшивания меховой одежды они использовали каменные иглы и длинные

 колючки. В качестве «нитки» — прочные стебли растений и жилы животных. Так же шкуры сшивали вместе полосками кожи. Остроконечным каменным шилом делали дырки. Благодаря дыркам было гораздо легче протыкать шкуры костяной иглой.

   Первая одежда состояла из простых штанов, туник и плащей, украшенных бусами из крашенных камешков, зубов, ракушек. Носили также меховую обувь, привязанную кожаными шнурками. Животные давали шкуру - ткани, сухожилия - нитки и кости - иголки. Одежда, сделанная из шкур животных, уберегала от холода и дождя и позволяла первобытным людям жить на далёком севере.

   Ну вот мы узнали с вами когда появилась первая одежда и кто её изобрел. А нам пора отправляться дальше. В путь! Вставайте парами в «лодочки» и в путь! «Плывет, плывет кораблик на запад, на восток. Канаты - паутинки, а парус - лепесток. Плывёт, спешит кораблик в далёкие края. На палубе – матросы, а боцман – это я».

Слайд № 6. Вот мы снова подплываем к берегу. Посмотрите, нас встречают замки старинного города! Мы попали с вами в «Старину», время королей и королев, принцев и принцесс… Слайды № 7 - 8. А вот и горожане старинного города вышли на прогулку. Как одеты люди? Как изменилась одежда с древних времён? Из чего сшита одежда? Какими деталями украшена?  И др. Для изготовления одежды используются различные ткани: шелк, бархат, парча, атлас.

Слайд 9. Главными деталями старинной женской одежды были корсаж с глубоким вырезом, пышные юбки, распашное платье. Одежду часто отделывали мехом. Обратите внимание как называются части женского костюма: шляпа; корсет; парик; фижмы; глухое платье; веер; распашное платье. Слайд 10. Мужчины тоже не отставали от моды. Части мужского костюма назывались: кафтан; камзол; кюлоты; чулки; туфли.

- Нравится вам старинная одежда? Как вы думаете, удобно людям ходить в такой одежде?

  Ну вот мы и узнали с вами об одежде «Старины», как она выглядела, чем отличалась от первой одежды. А нам пора отправляться назад. В путь! Для того, чтобы повернуть время назад, нужно сказать волшебные слова: «Тик – так, тик-так - все часы идут вот так: тик – так.  Смотри, скорей, который час: тик – так, тик – так, тик – так. Налево – раз. Направо – раз. Вот и дома мы сейчас!»

Слайд 11. Вот мы снова подплываете к берегу. Узнаёте город? Мы вернулись в «Настоящее» - наше современное время. В ваш родной город. Слайд 12. Давайте сравним современную одежду, с той, которую мы видели с вами в путешествии по «Древности» и «Старине». Чем она отличается? Какая одежда бывает (домашняя, спецодежда, спортивная и т.д.)? Удобна ли современная одежда? А почему одежда должна быть удобной? И др.

Использует наглядные средства; рассказывает; объясняет. Эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание. Стимулирует любознательность, интерес. Задаёт вопросы, стимулирующие процесс мышления детей.  Активно играет вместе с детьми.

 Инициирует общее обсуждение; поощряет детей к высказываниям; дополняет ответы детей. Отвечает на вопросы детей.

Использует наглядные средства; рассказывает; объясняет. Эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание. Стимулирует любознательность, интерес. Задаёт вопросы, стимулирующие процесс мышления детей.  Активно играет вместе с детьми.

 Инициирует общее обсуждение; поощряет детей к высказываниям; дополняет ответы детей. Отвечает на вопросы детей.

Мальчики и девочки встают в пары лицом друг к другу, берутся за руки («лодочка») и покачиваются влево – вправо, наклоняя корпус и руки.

Активно играют.

Слушают, рассматривают,  задают вопросы, рассказывают, объясняют, выражают собственные суждения по поводу увиденного, делятся впечатлениями

Выполняют действия

Выполняют действия

Активно играют.

Слушают, рассматривают,  задают вопросы, рассказывают, объясняют, выражают собственные суждения по поводу увиденного, делятся впечатлениями

Выполняют действия

Дети активно играют.

Дети закрепили и  получили новые представления об истории возникновения одежды.

Дети активно играют.

Дети закрепили и  получили новые представления об истории возникновения одежды.

IV этап. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени».

       На нашем панно – «Реке времени», которое символизирует движение исторического времени: от прошлого к настоящему, отмечены 3 остановки (метки). Первая метка с изображением первобытных людей – это наша первая с вами остановка. Кто помнит, как она называлась?  Правильно - «Древность». Вторая метка с изображением людей в старинных костюмах - это наша вторая остановка в путешествии. Как она называлась? Правильно - «Старина». Третья метка с изображением людей в современной одежде – это наша третья остановка под названием «Наше время».  На столе приготовлены для вас картинки с изображением людей в одежде разных времен. Внимательно рассмотрите их. Подумайте. Посоветуйтесь между собой. И разложите картинки на панно «река времени» в соответствии с метками, обозначающими: «Древность», «Старину» и «Наше время».

       Путешествуя по далекому прошлому и настоящему времени, мы с вами узнали когда появилась первая одежда, как она менялась со временем.

Объясняет. Ставит цели. Способствует групповой работе детей. Предоставляет возможность детям обсудить, найти решение.

Наблюдает за детьми во время выполнения задания. Отвечает на вопросы. Конструктивно комментирует работу детей.

Слушают. Задают вопросы. Советуются. Самостоятельно решают поставленную задачу. Делают выбор. Объясняют. Доказывают.

Организуют рабочее место. Осуществляют самостоятельный выбор материалов, техник исполнений. Самостоятельно выполняют задание.

На панно «река времени» закреплены картинки в соответствии с метками, обозначающими: «Древность», «Старину» и «Наше время».

V этап. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования

Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями: Вспомните, чем вы занимались?  Что получилось? Что для вас было самым сложным?  Кто узнал что-то новое для себя? Что вас удивило? Спасибо всем за общение, трудолюбие, любознательность и старание.

Предоставляет детям возможность высказываться. Поощряет высказывания. Комментирует высказывания. Показывает заинтересованность. Благодарит за совместную деятельность.

Готовые работы дети выкладывают на панно. Демонстрация достижений.  Сообщения детей, оценка своей деятельности.

Законченное панно «река времени».

Дети продемонстрировали и рассказали свои достижения.

VI этап. Вывешивание таблицы на стене группового помещения

VII этап.  Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности

Детей, которые не справились или не успели закончить задания, педагог мотивирует на продолжение деятельности в самостоятельной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность воспитателя с детьми старшей логопедической группы Тема: Путешествие на ферму

Непосредственно-образовательная деятельность воспитателя с детьми старшей логопедической группы Тема: Путешествие на ферму         Цель: Развитие пре...

Непосредственно-образовательная деятельность воспитателя с детьми старшей логопедической группы Тема: Путешествие на ферму

Непосредственно-образовательная деятельность воспитателя с детьми старшей логопедической группы Тема: Путешествие на ферму         Цель: Развитие пре...

Анализ непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми Тема занятия: «Такая разная бумага.»

Анализ непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми   Тема занятия: «Такая разная бумага.»...

Непосредственно образовательная деятельности по безопасности на тему : «Путешествие в историю пожарной службы» в старшей группе

Цель: дать детям представление об истории возникновения пожарной службы: как люди тушили пожар в прошлом, на чем передвигались, во что были одеты пожарные;Задачи:обучающие:–...

КОНСТРУКТ организации непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема:«Путешествие в историю возникновения одежды».

КОНСТРУКТ организации непосредственно образовательной деятельности с детьми  Тема:«Путешествие в историю возникновения одежды». Технология "Река времени"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непрерывной непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми «Путешествие Капельки»

Цель – создание условий для развития опытно-экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста....