Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Чудо-дерево»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Моисеева Оксана Валерьевна

Цель:

создание условий для расширения  знаний детей о разнообразии деревьев, их свойствах и изделиях из древесины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkryt.zanyatie.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 17 «Сказка»

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Чудо-дерево»

                                                                                Выполнила: воспитатель

Моисеева Оксана Валерьевна

Камень-на-Оби, 2021 г.

Цель:

создание условий для расширения  знаний детей о разнообразии деревьев, их свойствах и изделиях из древесины.

Задачи:

Обучающие задачи:

- формировать умения видеть  взаимосвязь между деревьями, растениями;

- расширять и уточнять знания детей о роли деревьев в жизни людей.

Развивающие задачи:

- развивать умения определять и анализировать свойства, качества материала, его особенности, познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования, любознательность, внимание, мышление, умения логически рассуждать.

Воспитательные задачи:

- воспитывать умения работать в коллективе сверстников, любвь и бережное отношение к природе.

Виды детской деятельности:

 игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, экспериментальная.

Материалы и оборудование:

Изделия из бересты, кора берёзы, лапти, матрёшки, дудочки, свистульки, шишки, жёлуди, контейнеры с водой, досточки для эксперимента, деревянные ложки, железные ложки, камни, бруски из дерева, ветки, фартуки, влажные салфетки, письмо в конверте, раскраски с деревьями.

Ход занятия:

Воспитатель: Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

- Доброе утро!

Воспитатель: Ребята, сегодня в нашу группу пришло СМС сообщение от сотрудников музея, что экскурсия в музей «Чудо-дерево» откладывается по техническим причинам.

Воспитатель: Предлагаю сегодня посетить наш мини-музей. Сейчас я буду вашим экскурсоводом, а вы будете моими помощниками и посетителями. Сегодня наша экскурсия посвящена «Чудо - дереву». Мы вместе попробуем выяснить, почему же люди называют дерево Чудом?».

Воспитатель: Приглашаю вас пройти в экспозиционный зал. В музее принято ходить и рассматривать экспонаты. Но сегодня мы в нашем музее будем рассматривать всё со стульчиков.

Перед детьми стеллажи с экспонатами. Пока дети рассматривают общий фон музея, воспитатель рассказывает.

Воспитатель:  Дерево есть повсюду, его легко обрабатывать. Из дерева делают красивые сувениры, посуду, мебель и используют для строительства. Поделки делают из разных частей дерева.

(показ сувенирных изделий, различных предметов для оформления интерьера).

Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки о разных частях дерева. (Показ иллюстраций к загадкам и поделки)

1.Загадка

 - В высоту к теплу и свету

Без усилий лезут ветки,

И настойчивей, упорней

Прорастают в землю… (Корни)

Воспитатель: Молодцы ребята!

Дети рассматривают корни. Делятся впечатлениями.

Воспитатель: Ребята запомните, что корни для поделок нужно брать только сухие. А почему здоровые корни нельзя брать?

Ответы детей: Здоровые корни нельзя брать, потому что дерево может погибнуть).

Воспитатель: Правильно, дерево может погибнуть.

Воспитатель: Итак, а теперь слушаем вторую загадку.

2.Загадка.

 - Вот и зимняя пора,

Спать ложится мошкара.

Спрятался весёлый рой

Под коричневой… (Корой)

Воспитатель: Молодцы ребята!

Воспитатель: У нас в музее тоже есть кора (показ коры детям). Какому дереву принадлежит эта кора?

Ответы детей: Эта кора принадлежит берёзе.

Воспитатель: Катя расскажи, пожалуйста, что ты знаешь про кору берёзы?

Катя: Кора берёзы называется береста. Это один из самых красивых и прочных материалов. Не зря в старину говорили, что берёза поит, кормит, обувает, одевает и красотой своей глаз восхищает.

Воспитатель: Ребята, скажите, что это?

Ответы детей: (Это лапти)

Воспитатель: Правильно это лапти. А вот недавно Таня рассказывала мне про лапти. Расскажи нам, пожалуйста, что ты знаешь про лапти.

Таня: Раньше в старину люди носили такую обувь. Их плели из лыка мочала, оно находится под корой у дерева.

Воспитатель:  Как вы думаете, удобна ли была такая обувь? 

Ответы детей: (Такая обувь была не удобная).

Воспитатель: Почему она была неудобная?

Ответы детей: Обувь была неудобная, потому что, в ней много дырочек и она жёсткая.

Воспитатель: Правильно. Обувь жесткая, много дырочек - летом ноги промокнут, а зимой холодно. А вот всеми вами любимые игрушки-матрешки, дудочки, свистульки.

Здесь представлены игрушки народных умельцев. Из чего сделаны они? Ответы детей: (Игрушки сделаны из дерева).

Воспитатель: Под корой у дерева находится древесина, это хороший материал для  строительства, изготовления мебели, деревянных поделок.  

Воспитатель: Итак, а теперь послушайте следующую загадку:

3.Загадка.

Летом листочками мы зеленеем,

Осенью листья слетят – опустеем,

Знают ответ на вопрос этот детки,

Что есть у дерева? Это (Ветки).

Воспитатель: Молодцы ребята, правильно!

  Дети находят веточки. Рассматривают, делают выводы, делятся впечатлениями.

Воспитатель: Из веток делают различные поделки, а еще делают заборы из них. А самое главное, что на ветках растут листочки деревьев.

Воспитатель: Итак, теперь послушайте следующую загадку.

4.Загадка

- Есть в тайге сибирской кедры,

На орехи кедры щедры.

Знают белки, знают мышки,

Что искать их надо в … (шишках).

Воспитатель: Молодцы ребята, правильно!

Дети рассматривают шишки.

Воспитатель:  И шишки и жёлуди - это семена деревьев, из них вырастают новые деревья. Также шишками и желудями питаются животные.

Воспитатель: Ребята, вы наверное устали, предлагаю вам поиграть? Сейчас мы с вами будем проговаривать слова и выполнять движения.

Физминутка:

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает листву.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят,

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю пройти в зал экспериментов. Здесь мы с вами превратимся в исследователей и узнаем о том, что такое дерево и его свойства. Но сначала  мы с вами повторим правила безопасного поведения при  проведении экспериментов.

Воспитатель: Егор, что нельзя делать в лаборатории? (В лаборатории нельзя ничего делать без разрешения воспитателя)

Воспитатель: Алена, какие еще правила поведения в лаборатории ты знаешь?

Правила поведения в лаборатории.

1.Ничего не делать без разрешения воспитателя.

2.Внимательно слушать воспитателя.

3.Быть аккуратным.

4.Не спешить.

5.Не бегать и не толкаться.

Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь перед тем, как проводить опыты мы с вами наденем фартуки!

Надеваем фартуки, подходим к столу, где стоит ёмкость с водой, деревянные,  металлические предметы.

1опыт:

Воспитатель: Как вы думаете, дерево тонет в воде или нет? Ответы детей.

Воспитатель: А как мы можем это узнать?

Ответы детей.

Воспитатель: Чтобы это узнать, вам нужно опустить в воду досточки и посмотрим, что произойдёт.

Дети опускают досточки.

Воспитатель: Что произошло?

Ответы детей: Досточки не утонули.

Воспитатель: Итак, ребята, проведя данный опыт, какой мы можем сделать вывод?

Ответы детей: Дерево в воде не тонет, поэтому из него делали пароходы, лодки, корабли.

2. Опыт

Воспитатель: Сейчас мы с вами проведем следующий опыт «Звучит - не звучит». У вас на столе лежат ложки. Ева, из чего они сделаны? 

Ответы детей: Ложки сделаны из дерева и металла. 

Воспитатель: Возьмите деревянные ложки и постучите друг о друга. Какой звук вы слышите - глухой или звонкий?

Ответы детей: Деревянные ложки издают глухой звук.

Воспитатель: А теперь проведём такой же опыт с металлическими ложками.

 (Дети стучат друг о друга металлическими ложками).

Воспитатель: А сейчас какой вы слышите звук?

Ответы детей: Мы слышим звонкий звук.

Воспитатель: Проведя данный опыт, мы можем сделать вывод, что металлические ложки издают звонкий звук, а дерево – глухой. Это ещё одно свойство дерева.        

Проходим к столам, где лежат деревянные бруски и камни.

3.Опыт

Воспитатель: Следующий опыт «Лёгкий - тяжёлый». Сейчас мы с вами проверим,  какой материал самый тяжёлый? Возьмите в одну руку камень, в другую - брусок. Что легче, дерево или камень?

Ответы детей: Дерево легче, чем камень.

Воспитатель: Правильно, дерево легче, чем камень!

Воспитатель: Данил, о каких свойствах дерева ты сегодня узнал, проделав экспериименты?

 Ответы детей: Дерево не тонет, легче, чем камень, издаёт глухой звук.

Воспитатель. Работа в зале экспериментов закончилась. Протрите руки салфеткой, снимите форму исследователей.

Воспитатель. Уважаемые исследователи, проделав наши опыты, мы с вами узнали много интересного о дереве.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы были очень внимательны. Итак, ребята, для чего же нам нужны деревья?

Ответы детей: Деревья мы называем чудом, потому что они нужны:

- для строительства;

- для очищения воздуха;

- для питания (плоды) человека;

- как дом и стол для птиц и зверей;

- для изготовления деревянной утвари;

- для забавы (игрушки, музыкальные инструменты);

-для тепла.

Воспитатель. Деревья  - это строители, музыканты, повара, художники. Вот как много профессий имеют деревья. Вот какое богатство наш лес.  А люди бережно относятся к деревьям? (Ответы детей.) 

Воспитатель. А что значит «бережно относиться к деревьям?».  (Ответы детей.)  Конечно, не ломать веток, кормить птиц. А еще, ребята, бережное отношение к деревьям  - это и бережное отношение к деревянным предметам, которые нас окружают, к труду людей, которые их делают.

Воспитатель. Вот сколько же интересного мы сегодня узнали о дереве и увидели  в нашем музее и как точно мы его назвали - «Чудо - дерево».

Воспитатель: Я очень рада, что вы у меня такие молодцы, а дерево вам дарит по раскраске с деревьями!

Воспитатель: Ребята, а сейчас пришло время прощаться с нашими гостями! Скажем им «До свидания!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "У природы нет плохой погоды"

Учить видеть и понимать изменение, которые происходят в природе в разные времена года; рассказывать о своем эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием природных явлений....

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема: «Золотая рыбка»

Цель занятия: формирование знаний детей о морских обитателях, умения соотносить знакомые предметы на земле с названием морских обитателей по словесному указанию....

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе, на тему "Театр"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости в осенний лес"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости в осенний лес"...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Наша армия"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Наша армия" подготовлен к празднику 23 февраля....

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Мой город"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Мой город, моя страна, моя планета"...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Дары природы".

Какие дары природы принесла нам осень? Давайте узнаем!...