Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Чудо-дерево»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель:
создание условий для расширения знаний детей о разнообразии деревьев, их свойствах и изделиях из древесины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkryt.zanyatie.docx | 26.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 17 «Сказка»
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Чудо-дерево»
Выполнила: воспитатель
Моисеева Оксана Валерьевна
Камень-на-Оби, 2021 г.
Цель:
создание условий для расширения знаний детей о разнообразии деревьев, их свойствах и изделиях из древесины.
Задачи:
Обучающие задачи:
- формировать умения видеть взаимосвязь между деревьями, растениями;
- расширять и уточнять знания детей о роли деревьев в жизни людей.
Развивающие задачи:
- развивать умения определять и анализировать свойства, качества материала, его особенности, познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования, любознательность, внимание, мышление, умения логически рассуждать.
Воспитательные задачи:
- воспитывать умения работать в коллективе сверстников, любвь и бережное отношение к природе.
Виды детской деятельности:
игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, экспериментальная.
Материалы и оборудование:
Изделия из бересты, кора берёзы, лапти, матрёшки, дудочки, свистульки, шишки, жёлуди, контейнеры с водой, досточки для эксперимента, деревянные ложки, железные ложки, камни, бруски из дерева, ветки, фартуки, влажные салфетки, письмо в конверте, раскраски с деревьями.
Ход занятия:
Воспитатель: Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
- Доброе утро!
Воспитатель: Ребята, сегодня в нашу группу пришло СМС сообщение от сотрудников музея, что экскурсия в музей «Чудо-дерево» откладывается по техническим причинам.
Воспитатель: Предлагаю сегодня посетить наш мини-музей. Сейчас я буду вашим экскурсоводом, а вы будете моими помощниками и посетителями. Сегодня наша экскурсия посвящена «Чудо - дереву». Мы вместе попробуем выяснить, почему же люди называют дерево Чудом?».
Воспитатель: Приглашаю вас пройти в экспозиционный зал. В музее принято ходить и рассматривать экспонаты. Но сегодня мы в нашем музее будем рассматривать всё со стульчиков.
Перед детьми стеллажи с экспонатами. Пока дети рассматривают общий фон музея, воспитатель рассказывает.
Воспитатель: Дерево есть повсюду, его легко обрабатывать. Из дерева делают красивые сувениры, посуду, мебель и используют для строительства. Поделки делают из разных частей дерева.
(показ сувенирных изделий, различных предметов для оформления интерьера).
Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки о разных частях дерева. (Показ иллюстраций к загадкам и поделки)
1.Загадка
- В высоту к теплу и свету
Без усилий лезут ветки,
И настойчивей, упорней
Прорастают в землю… (Корни)
Воспитатель: Молодцы ребята!
Дети рассматривают корни. Делятся впечатлениями.
Воспитатель: Ребята запомните, что корни для поделок нужно брать только сухие. А почему здоровые корни нельзя брать?
Ответы детей: Здоровые корни нельзя брать, потому что дерево может погибнуть).
Воспитатель: Правильно, дерево может погибнуть.
Воспитатель: Итак, а теперь слушаем вторую загадку.
2.Загадка.
- Вот и зимняя пора,
Спать ложится мошкара.
Спрятался весёлый рой
Под коричневой… (Корой)
Воспитатель: Молодцы ребята!
Воспитатель: У нас в музее тоже есть кора (показ коры детям). Какому дереву принадлежит эта кора?
Ответы детей: Эта кора принадлежит берёзе.
Воспитатель: Катя расскажи, пожалуйста, что ты знаешь про кору берёзы?
Катя: Кора берёзы называется береста. Это один из самых красивых и прочных материалов. Не зря в старину говорили, что берёза поит, кормит, обувает, одевает и красотой своей глаз восхищает.
Воспитатель: Ребята, скажите, что это?
Ответы детей: (Это лапти)
Воспитатель: Правильно это лапти. А вот недавно Таня рассказывала мне про лапти. Расскажи нам, пожалуйста, что ты знаешь про лапти.
Таня: Раньше в старину люди носили такую обувь. Их плели из лыка мочала, оно находится под корой у дерева.
Воспитатель: Как вы думаете, удобна ли была такая обувь?
Ответы детей: (Такая обувь была не удобная).
Воспитатель: Почему она была неудобная?
Ответы детей: Обувь была неудобная, потому что, в ней много дырочек и она жёсткая.
Воспитатель: Правильно. Обувь жесткая, много дырочек - летом ноги промокнут, а зимой холодно. А вот всеми вами любимые игрушки-матрешки, дудочки, свистульки.
Здесь представлены игрушки народных умельцев. Из чего сделаны они? Ответы детей: (Игрушки сделаны из дерева).
Воспитатель: Под корой у дерева находится древесина, это хороший материал для строительства, изготовления мебели, деревянных поделок.
Воспитатель: Итак, а теперь послушайте следующую загадку:
3.Загадка.
Летом листочками мы зеленеем,
Осенью листья слетят – опустеем,
Знают ответ на вопрос этот детки,
Что есть у дерева? Это (Ветки).
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно!
Дети находят веточки. Рассматривают, делают выводы, делятся впечатлениями.
Воспитатель: Из веток делают различные поделки, а еще делают заборы из них. А самое главное, что на ветках растут листочки деревьев.
Воспитатель: Итак, теперь послушайте следующую загадку.
4.Загадка
- Есть в тайге сибирской кедры,
На орехи кедры щедры.
Знают белки, знают мышки,
Что искать их надо в … (шишках).
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно!
Дети рассматривают шишки.
Воспитатель: И шишки и жёлуди - это семена деревьев, из них вырастают новые деревья. Также шишками и желудями питаются животные.
Воспитатель: Ребята, вы наверное устали, предлагаю вам поиграть? Сейчас мы с вами будем проговаривать слова и выполнять движения.
Физминутка:
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает листву.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят,
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю пройти в зал экспериментов. Здесь мы с вами превратимся в исследователей и узнаем о том, что такое дерево и его свойства. Но сначала мы с вами повторим правила безопасного поведения при проведении экспериментов.
Воспитатель: Егор, что нельзя делать в лаборатории? (В лаборатории нельзя ничего делать без разрешения воспитателя)
Воспитатель: Алена, какие еще правила поведения в лаборатории ты знаешь?
Правила поведения в лаборатории.
1.Ничего не делать без разрешения воспитателя.
2.Внимательно слушать воспитателя.
3.Быть аккуратным.
4.Не спешить.
5.Не бегать и не толкаться.
Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь перед тем, как проводить опыты мы с вами наденем фартуки!
Надеваем фартуки, подходим к столу, где стоит ёмкость с водой, деревянные, металлические предметы.
1опыт:
Воспитатель: Как вы думаете, дерево тонет в воде или нет? Ответы детей.
Воспитатель: А как мы можем это узнать?
Ответы детей.
Воспитатель: Чтобы это узнать, вам нужно опустить в воду досточки и посмотрим, что произойдёт.
Дети опускают досточки.
Воспитатель: Что произошло?
Ответы детей: Досточки не утонули.
Воспитатель: Итак, ребята, проведя данный опыт, какой мы можем сделать вывод?
Ответы детей: Дерево в воде не тонет, поэтому из него делали пароходы, лодки, корабли.
2. Опыт
Воспитатель: Сейчас мы с вами проведем следующий опыт «Звучит - не звучит». У вас на столе лежат ложки. Ева, из чего они сделаны?
Ответы детей: Ложки сделаны из дерева и металла.
Воспитатель: Возьмите деревянные ложки и постучите друг о друга. Какой звук вы слышите - глухой или звонкий?
Ответы детей: Деревянные ложки издают глухой звук.
Воспитатель: А теперь проведём такой же опыт с металлическими ложками.
(Дети стучат друг о друга металлическими ложками).
Воспитатель: А сейчас какой вы слышите звук?
Ответы детей: Мы слышим звонкий звук.
Воспитатель: Проведя данный опыт, мы можем сделать вывод, что металлические ложки издают звонкий звук, а дерево – глухой. Это ещё одно свойство дерева.
Проходим к столам, где лежат деревянные бруски и камни.
3.Опыт
Воспитатель: Следующий опыт «Лёгкий - тяжёлый». Сейчас мы с вами проверим, какой материал самый тяжёлый? Возьмите в одну руку камень, в другую - брусок. Что легче, дерево или камень?
Ответы детей: Дерево легче, чем камень.
Воспитатель: Правильно, дерево легче, чем камень!
Воспитатель: Данил, о каких свойствах дерева ты сегодня узнал, проделав экспериименты?
Ответы детей: Дерево не тонет, легче, чем камень, издаёт глухой звук.
Воспитатель. Работа в зале экспериментов закончилась. Протрите руки салфеткой, снимите форму исследователей.
Воспитатель. Уважаемые исследователи, проделав наши опыты, мы с вами узнали много интересного о дереве.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы были очень внимательны. Итак, ребята, для чего же нам нужны деревья?
Ответы детей: Деревья мы называем чудом, потому что они нужны:
- для строительства;
- для очищения воздуха;
- для питания (плоды) человека;
- как дом и стол для птиц и зверей;
- для изготовления деревянной утвари;
- для забавы (игрушки, музыкальные инструменты);
-для тепла.
Воспитатель. Деревья - это строители, музыканты, повара, художники. Вот как много профессий имеют деревья. Вот какое богатство наш лес. А люди бережно относятся к деревьям? (Ответы детей.)
Воспитатель. А что значит «бережно относиться к деревьям?». (Ответы детей.) Конечно, не ломать веток, кормить птиц. А еще, ребята, бережное отношение к деревьям - это и бережное отношение к деревянным предметам, которые нас окружают, к труду людей, которые их делают.
Воспитатель. Вот сколько же интересного мы сегодня узнали о дереве и увидели в нашем музее и как точно мы его назвали - «Чудо - дерево».
Воспитатель: Я очень рада, что вы у меня такие молодцы, а дерево вам дарит по раскраске с деревьями!
Воспитатель: Ребята, а сейчас пришло время прощаться с нашими гостями! Скажем им «До свидания!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "У природы нет плохой погоды"
Учить видеть и понимать изменение, которые происходят в природе в разные времена года; рассказывать о своем эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием природных явлений....
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема: «Золотая рыбка»
Цель занятия: формирование знаний детей о морских обитателях, умения соотносить знакомые предметы на земле с названием морских обитателей по словесному указанию....
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе, на тему "Театр"
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе...
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости в осенний лес"
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости в осенний лес"...
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Наша армия"
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Наша армия" подготовлен к празднику 23 февраля....
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Мой город"
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Мой город, моя страна, моя планета"...
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Дары природы".
Какие дары природы принесла нам осень? Давайте узнаем!...