Экологическое образование на прогулках во 2 младшей группе.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа)

Жибарева Анна Владимировна

План работы по экологическому образованию во второй младшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_obrazovanie_2mladshaya_gruppa.docx30.57 КБ

Предварительный просмотр:

Сентябрь.

ЗАДАЧИ:

1.Формировать представления детей о первых осенних изменениях в природе: изменения в погоде (стало холоднее, чаще идет дождь, много ветренных дней); изменения в живой природе (листья на деревьях и кустарниках постепенно желтеют и краснеют, птицы начинают улетать на юг, насекомые прячутся под кору).

2.Развивать умение анализировать структуру объектов природы (растение и животное).

3.Воспитывать способность переживания чувства радости, удовольствия от рассматривания растений.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ

1.НАБЛЮДЕНИЯ И ОПЫТЫ

  • Наблюдение за солнцем (светит, но не такое жаркое как летом). ОПЫТ по выявлению солнечных лучей: мокрые резиновые мячи выносятся в солнечный день на участок, дети наблюдают, как мячи постепенно высыхают.

  • Наблюдения в пасмурный день (небо серое, солнца нет, тучи спрятали солнце).

  • Наблюдения за дождем (послушать, как капли стучат по окну; дождик холодный, не такой как летом).

  • Наблюдения за осенними цветами (бархатцы, астры):уточнить представления детей о том,что на территории д/сада растут цветы, разные по окраске,названиям,но все красивые,на них приятно смотреть,рядом с ними приятно находиться.По возможности пересадить цветы с клумбы в группу и наблюдать.

  • Длительные наблюдения за деревьями на участке(например,береза и рябина).Учить детей сравнивать деревья по форме листьев и по цвету).

  • Наблюдение за березой :1)"Падают-падают листья".Цель:показать,что осенью листья меняют цвет и опадают.Рассмотреть листья березы.Понаблюдать с детьми,как листья опадают на землю, рассмотреть опавшие листья(дети трогают их,определяют цвет,запах,форму).Они похожи на треугольник с зазубринами на концах.   2)."Чем питается береза?"Цель:наблюдение за березой в ветреную погоду. Понаблюдать вместе с детьми за тем,как под действием сильного ветра деревья качаются все сильнее и сильнее,листья опадают, они покрыли всю землю вокруг.Дети идут по листьям, которые шелестят у них под ногами.

2.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

  • "Угадай растение по описанию",
  • "найди листок, какой покажу",
  • "Да или нет",
  • "Чудесный мешочек"(овощи и фрукты),
  • "Узнай на вкус" (овощи и фрукты).

3.ТРУД В ПРИРОДЕ

  • Совместно с воспитателем на участке собирать природный материал и раскладывать в коробки по видам.

       

       Октябрь.

ЗАДАЧИ:

1.Продолжать формировать представления детей об осенних изменениях в природе: изменения в погоде. изменения в живой природе - листья на деревьях и кустарниках опадают (листопад), все насекомые спрятались, птицы, которые питались насекомыми, улетели.

2.Продолжать развивать умение анализировать структуру объектов природы (дерево).

3.Формировать знания о потребностях растений и животных в пище.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ

1.НАБЛЮДЕНИЯ И ОПЫТЫ

  • Продолжать наблюдения за неживой природой (дождливых дней больше, чем солнечных; стало холоднее - надо теплее одеваться).

  • Наблюдение за ветром. Провести ОПЫТ: вынести на улицу вертушки и обсудить, почему они вертятся, почему качаются деревья.

  • Ввести понятие "листопад". Наблюдение за опаданием листьев (листья, падая, шуршат; рассмотреть опавшие листья).

  • Наблюдение за отлетом перелетных птиц.

  • Наблюдение за тем, куда прячутся насекомые (паук - в пень, бабочки - под кору деревьев, пчелки - в дупло, жуки забираются в кору).

  • Наблюдение за березой:3)"Что есть у березы?" Цель: показать, что у березы есть ствол и ветви (их много, они разные: внизу большие, а вверху маленькие), что береза очень стройное дерево. Воспитатель предлагает детям подойти к березке, потрогать ее ствол, показать ветви, изобразить руками их величину, обойти березу кругом, полюбоваться ее стройностью и красотой.  4)"Как береза готовится к зиме?" Цель: показать детям, что береза помогает себе сама утеплять корни опавшей листвой и сохранять воздух для различных обитателей почвы. Листья укрывают землю сплошным ковром и таким образом защищают корни от морозов: земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет и под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранив воздух, что очень важно для подземных обитателей, которые рыхлят почву и делают ее плодородной. А весной под опавшей листвой больше влаги, что очень хорошо для растений, которые после зимы возродятся к жизни.

2.БЕСЕДЫ

  • "Как мы одеваемся осенью",
  • "Что выросло на нашем огороде"(беседа об овощах, фруктах и ягодах).

3.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

  • "Где спряталась матрешка",
  • "Найди, о чем расскажу",
  • "Ботаническое лото" с элементами моделирования

               

  Ноябрь.

ЗАДАЧИ:

1.Формировать представления об изменениях в неживой и живой природе поздней осенью (стало еще холоднее - изменения в одежде, все листья с деревьев опали, звери в лесу готовятся к зиме).

2.Познакомить детей с компонентами трудового процесса на примере мытья комнатного растения (цели, предмет труда, материал, инструмент, трудовые действия, результат). Закрепить названия частей растения.

3.Воспитывать желание участвовать в труде.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ

1.НАБЛЮДЕНИЯ И ОПЫТЫ

  • Продолжить наблюдения за солнцем, ветром, наблюдения за снегом (как снежинки кружатся  в воздухе, как они медленно падают на землю).

  • Рассмотреть строение снежинки через увеличительное стекло. Начать знакомство со свойствами снега: снег пушистый и легкий. Подбросить снег на лопатках вверх и понаблюдать, как он падает, легко рассыпаясь. Снег от тепла тает: взять снег в ладошку и понаблюдать, как он начнет таять (объяснить детям, что ладошка теплая).

  • Рассмотреть лужи, покрытые тонкой корочкой льда, объяснить детям, почему это происходит.

  • Начать знакомство со свойствами льда (лед хрупкий и тонкий). Для этого разбить лед лопаткой и рассмотреть кусочки льда .Лед от тепла тает так же, как и снег. Для этого кусочек льда положить на ладошку и  понаблюдать, как он начнет таять.

  • Наблюдение за березой:5)"Кора березы". Цель: уточнить представление о коре и ее назначении, учить узнавать березу по внешнему виду. Береза - единственное в мире дерево с белой корой. Обратить внимание детей на это ,рассказать о том, что кора защищает от солнца, мороза, ветра.

2.БЕСЕДЫ

  • "Что изменилось в нашей одежде?",
  • Беседы о жизни зверей в лесу.

3.ТРУД В ПРИРОДЕ

  • Помогать воспитателю в уборке снега на участке.
  • Протирать крупные листья комнатных растений.

               

 Декабрь.

ЗАДАЧИ:

1.Формировать представления детей о зимних изменениях в природе: все покрыто снегом, вода в лужах замерзла, часто идет снег (снегопад), солнце светит, но не греет.

2.Развивать умственную операцию сравнения, используя природный материал.

3.Продолжать развивать умение анализировать структуру объектов природы.

4.Формировать представления о потребности растений во влаге (поливка растений).

5.Воспитывать желание ухаживать за растениями, развивать любознательность.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ

1.НАБЛЮДЕНИЯ И ОПЫТЫ

  • Наблюдения за снегопадом. Наблюдение за свойствами снега (снег от тепла тает, снег бывает липкий и рассыпчатый).

  • ОПЫТ: набрать снег в баночку и поставить в теплое место. От комнатного тепла снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная. Когда снег бывает липкий, а когда рассыпчатый. Рассказать, что можно делать из липкого снега (снеговик, пирожки).

  • Наблюдение за зимующими птицами (строение тела, повадки). Повесить кормушки с кормом для птиц или насыпать корм в определенное место. Рассмотреть следы на снегу: чьи следы?

  • Наблюдение за березой:6)"Почему нет листьев зимой?" Цель: рассказать детям, что зимой (когда холодно, мало света и влаги) листьев на деревьях быть не может и выяснить, почему это так.      7)"Новый год". Цель: украсить березу ледяными игрушками: ведь она самая красивая, самая лучшая, самая необыкновенная.

2.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

  • "Кто во что одет",
  • подвижная игра "Лиса и зайцы",
  • хороводная игра "Зайка серенький сидит".

3.БЕСЕДЫ

  • "Как мы играем зимой",
  • "Твоя любимая зимняя игра".

4.ТРУД В ПРИРОДЕ

  • Подкармливание птиц.
  • Расчистка дорожек от снега.
  • Полив комнатных растений под руководством взрослого.

             

   Январь.

ЗАДАЧИ:

1.Закрепить представления детей о зимних явлениях в неживой природе: реки замерзают и покрываются льдом, снегопад, мороз. Знакомить со свойствами снега и льда.

2.Формировать представления детей о потребностях растений в земле.

3.Закрепить умение анализировать трудовой процесс, выделяя его основные компоненты.

4.Воспитывать интерес к оказанию помощи животным и растениям.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ

1.НАБЛЮДЕНИЯ И ОПЫТЫ

  • Наблюдение за снегопадом. Выявить свойства снега: снег белый, от тепла тает (опыт).

  • Рассмотреть льдинки. Сравнить снег и лед - что общего и чем отличаются?

  • Вместе с детьми сделать ледяные игрушки для украшения елки на участке, для чего подкрашенную воду разливают в формочки и замораживают.

  • Понаблюдать за работой дворника: чистит дорожки, посыпает их песком.

  • Наблюдение за березой:8)"Ясная, солнечная погода". Цель: показать, что зимой - в ясную солнечную погоду - кора дерева теплая. В светлый зимний день, когда ярко светит солнце, а небо чистое, голубое, стволы у деревьев теплые(потрогать кору березы рукой).

2.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

  • подвижные игры "Караси и щука", "Лохматый пес",
  • хороводная игра "Зайка беленький сидит..."

3.БЕСЕДЫ

  • "Зимние развлечения на улице".

4.ТРУД В ПРИРОДЕ

  • С помощью воспитателя посыпать дорожки песком.
  • Подкормка птиц.
  • Очистить вместе с воспитателем место для игр от снега.

             

   Февраль.

ЗАДАЧИ:

1.Развивать умение анализировать структуру объекта, вычленяя яркие признаки внешнего вида птиц (крылья, тело, покрытое перьями, две ноги), закреплять эти признаки с помощью моделей.

2.Продолжать развивать умение сравнивать, выделяя контрастные признаки различия и некоторого сходства.

3.Воспитывать любознательность и интерес к объектам природы, желание трудиться вместе.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ

1.НАБЛЮДЕНИЯ И ОПЫТЫ

  • Наблюдение за солнцем: оно появляется все чаще, с каждым днем светит ярче.

  • ОПЫТ: предложить потрогать стены дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются. Объяснить, что в это время зима как бы борется с наступающей весной.

  • Наблюдение за первыми сосульками (сравнение их по толщине, величине).

  • ОПЫТ: внести сосульку в теплое помещение и понаблюдать, как она будет таять.

  • Наблюдение за снегом. В конце месяца снег начинает таять, он становится липким.

  • Обратить внимание на первое веселое щебетание птиц.

  • Наблюдение за березой:9)"Оттепель" .Цель: понаблюдать за березой в оттепель(как прекрасна береза с заледеневшими ветками, как она мелодично звенит ими).Во время оттепели на ветках образуется тонкий слой льда. Когда ветки закачаются от ветра и заденут друг друга, послышится тихий мелодичный звон. 10)."Метель". Цель: показать зависимость состояния березы от погодных явлений. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку; утепляет ствол березы. После метели деревья стоят все белые, занесенные снегом.

2.БЕСЕДЫ

  • "Если птичка живет дома",
  • "Холодно ли птицам зимой",
  • "Живые ли деревья зимой".

3.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

  • "В зимней столовой",
  • "Птички",
  • "Узнай по голосу, какая это птичка",
  • "Угадай растение по описанию" (бальзамин, китайская роза, фикус),
  • подвижная игра "Птички и автомобиль",
  • подвижная игра  "Какая это птица".

4.ТРУД В ПРИРОДЕ

  • Подкормка птиц на прогулке.
  • Совместно с воспитателем собирать снег в кучи и свозить для построения снеговика.
  • Принимать участие в мытье поддонов и кашпо для растений.

             

  Март.

ЗАДАЧИ:

1.Формировать представления о первых весенних изменениях в природе (солнечных дней все больше, стало немного теплее, снег начинает постепенно таять, гололед).

2.Развивать умение сравнивать объекты природы по признакам сходства и различия.

3.Формировать навык пользования моделями.

4.Развивать связную речь.

5.Развивать интерес к жизни комнатных растений и птиц.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ

1.НАБЛЮДЕНИЯ И ОПЫТЫ

  • Продолжить наблюдение за солнцем (первые признаки весны): солнце стало более ярким, теплым. Предложить посмотреть на солнце. Почему больно смотреть?

  • Сравнить температуру предметов на солнце и в тени .Рассказать детям, что такое тень .Понаблюдать за тенью, которую оставляют предметы разной величины.

  • Наблюдение за небом: небо чаще бывает голубым, облака светлые. Но зима еще не хочет уходить совсем - утром бывает морозно, падает снег, бывает гололед.

  • Наблюдение за птицами: воробьи стали чирикать веселее; понаблюдать за поведением воробьев на участке, рассказать детям, что воробьи готовятся вить гнезда.

  • Наблюдение за березой: 11)"Что нужно нашей березе?" Цель: углубить представление о том, без чего береза не может жить. На панно, где изображено дерево, нарисовать солнце (дереву нужен свет и тепло - в марте солнце греет сильнее), воду(капельку воды или облако), комочек земли(почва), дождевого червя(он рыхлит почву), ветер(он разносит семена), пчелу или шмеля. Необходим и воздух, но как его изобразить? Он ведь прозрачный.

2.БЕСЕДЫ

  • "О птицах" (сравнить внешний вид воробья и синицы - на прогулке и по иллюстрациям в группе).
  • "В какие игры мы играем весной",
  • "На что похожи облака",
  • "Что мы чувствуем, когда пригревает солнышко",
  • "Как живется нашим комнатным растениям в выходной день" (растения засыхают, скучают).

3.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

  • "Вороны",
  • "Через ручеек",
  • "Воробушки и кот",
  • "Солнышко и дождик",
  •  "Найди, что потерялось",
  • "Кто где живет",
  • "Угадай по описанию",
  • "Загадайте, а я отгадаю".

4.ТРУД В ПРИРОДЕ

  • Уборка с участка кусочков льда.
  • Уборка участка от веточек и камешков.
  • Продолжать подкармливать птиц.
  • Совместно с воспитателем посыпать песком ледяные дорожки.
  • Совместно с воспитателем продолжать поливку комнатных растений и уход за ними.

               

  Апрель.

ЗАДАЧИ:

1.Продолжать формировать представления о весенних изменениях в неживой природе.

2.Показать детям связь, как изменения в неживой природе влияют на жизнь растений и животных: на ветвях деревьев набухают почки, появляется первая травка, первые цветы(мать-и-мачеха), звери в лесу меняют окраску(заяц), просыпаются после зимней спячки(медведь, еж), из теплых стран прилетают птицы.

3.Учить находить общие признаки у деревьев и кустарников. Развивать умение сравнивать.

4.Закреплять знания детей о строении растений, их основных частях.

5.Воспитывать интерес к весеннему пробуждению природы, желание любоваться ею.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ

1.НАБЛЮДЕНИЯ И ОПЫТЫ

  • Продолжить наблюдения за небом и солнцем, снегом: снег бывает мокрым, часто идет дождь. Появляются ручейки, проталины. Утром они покрыты льдом, а к концу прогулки тают.(Спросить детей, почему лед тает.)

  • ОПЫТ: запустить в ручей кораблик. Понаблюдать, как он намокнет (Спросить детей, почему кораблик намокает.)

  • Обратить внимание детей на набухшие почки.

  • ОПЫТ: растереть и понюхать почки.

  • Выбрать и отметить ветку тополя (отметить красной ленточкой) и проводить длительное наблюдение за тем, как постепенно распускаются первые листочки.

  • Сравнение дерева и кустарника: формировать представление о том, что дерево и кустарник - это растения, у них общие признаки (корень, стебель, лист), но есть и различия (у дерева один стебель, а у кустарника много стеблей).

  • Наблюдение за березой:12)"Еще в полях белеет снег.." Цель: показать, что с потеплением начинается постепенное пробуждение природы .Снег еще лежит под деревьями. Но около стволов появились воронки - это нижняя часть ствола нагрелась от солнца и растопила снег. У деревьев начинается сокодвижение.  13)"Березовые почки" .Цель: показать набухшие березовые почки -"домики листьев". Рассказать: всю зиму листья спали в этих домиках, теперь солнце пригревает, посылает свои лучи - когда они станут совсем теплыми, листочки проснутся.

2.БЕСЕДЫ

  • "Мамы и их детеныши"(появление детенышей у диких животных),
  • "Какие растения живут у тебя дома?"

3.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

  • подвижная игра "К дереву беги",
  • "Через ручеек",
    "Кто быстрее найдет березу, тополь, ель",
  • "Угадай по описанию".

4.ТРУД В ПРИРОДЕ

  • Уборка мусора на участке.
  • Посев крупных семян гороха, бобов, настурции.

               

  Май.

ЗАДАЧИ:

1.Закрепить представления о весенних изменениях в неживой природе: много солнечных теплых дней, снег совсем растаял, солнце стало греть сильнее.

2.Показать детям связь, как изменения в неживой природе влияют на жизнь растений и животных: в жизни растений происходит бурный рост - трава подросла, раскрылись почки, появились первые цветы; у зверей в лесу появились детеныши, прилетели из теплых краев птицы, оживились воробьи, проснулись после зимней спячки насекомые.

3.Познакомить со свойствами воды (теплая, холодная, способность отражения) и свойствами песка (сухой песок - сыпучий, сырой - липкий).

4.Развивать наблюдательность, воспитывать чувство прекрасного.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ

1.НАБЛЮДЕНИЯ И ОПЫТЫ

  • Наблюдение за солнцем - солнце яркое, теплое, много солнечных дней. Познакомить со свойствами солнечных лучей высушивать все вокруг.

  • ОПЫТ: намочить песок и понаблюдать с детьми, как он сохнет. Повесить на солнце выстиранное кукольное белье, понаблюдать, как оно будет высыхать.

  • Ежедневные наблюдения за облаками. Предложить придумать на что похожи облака.

  • Наблюдение в живой природе: на деревьях лопнули почки, появились бутоны. Наблюдение за цветением деревьев: черемухой. Рассмотреть первые цветы: мать-и-мачеху, одуванчик.

  • Обратить внимание на появление насекомых (задать детям вопрос - откуда они появились?) Рассмотреть бабочку.

  • Рассказать детям, что сейчас возвращаются перелетные птицы. Понаблюдать, как птицы купаются в лужах.

  • Наблюдение за березой: 14)"Лист зеленеет молодой". Цель: обратить внимание на красоту весенней березы. Появились первые листья (пусть дети потрогают их клейкую поверхность, понюхают), листья маленькие, нежные, блестящие.  15)"Береза цветет". Цель: показать, как цветет береза. В мае береза цветет: на кончиках берез появляются длинные сережки.

2.БЕСЕДЫ

  • "Какие песенки поет дождь" (предложить детям послушать, как шумит дождь, - в комнате, на улице, когда стоишь под зонтиком),
  • "Что солнце нагревает быстрее?" (почему весной нельзя садиться на камни, на землю),
  • "Кто рождается весной?" (у кого весной появляются детеныши).

3.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

  • "Найди дерево по описанию",
  • "Что изменилось?",
  • "Собери цветок из частей",
  • "Чья это тень?",
  • лото "Кто где живет?" (с элементами моделирования),
  • лото "Кто как двигается?" (с элементами моделирования).

4.ТРУД В ПРИРОДЕ

  • Полив посеянных цветов, наблюдение за прополкой и рыхлением.
  • Уборка участка от мусора, сбор камешков, веток.
  • Протирка крупных листьев комнатных растений от пыли влажной тряпочкой, поливка растений в уголке природы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект прогулки в младшей группе на тему: «Прогулка в осеннем лесу»

Цель: Расширить представление об осени, как времени года; развивать умение сравнивать объекты по признакам различия и сходства....

Концептуальные основы экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста

Концептуальные  основы экологического образования  детей дошкольного  и младшего школьного  возрастаПлан:1).Актуальность проблемы2).Система экологического образования3).Естественно...

Перспективный план работы по экологическому образованию на прогулках в 1 младшей группе.

В разработке представлен перспективный план работы по экологическому образованию с детьми 1 младшей группы на прогулках.Цель работы :приобщение  детей к экологической культуре, формирование ...

Целевая прогулка по экологической тропе для детей второй младшей группы «Весенние приключения»

Целевая прогулка по экологической тропе для детей второй младшей группы «Весенние приключения»Природа - удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ...

КОНСПЕКТ прогулки по экологической тропе с детьми 2 младшей группы в весенний период

Материал является конспектом прогулки по экологической тропе в весенний период с детьми 2 младшей группы...

Презентация на тему "Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования во 2-ой младшей группе"

Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования во 2-ой младшей группе...