Экологическое образование на прогулках во 2 младшей группе.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа)
План работы по экологическому образованию во второй младшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_obrazovanie_2mladshaya_gruppa.docx | 30.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Сентябрь.
ЗАДАЧИ:
1.Формировать представления детей о первых осенних изменениях в природе: изменения в погоде (стало холоднее, чаще идет дождь, много ветренных дней); изменения в живой природе (листья на деревьях и кустарниках постепенно желтеют и краснеют, птицы начинают улетать на юг, насекомые прячутся под кору).
2.Развивать умение анализировать структуру объектов природы (растение и животное).
3.Воспитывать способность переживания чувства радости, удовольствия от рассматривания растений.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ
1.НАБЛЮДЕНИЯ И ОПЫТЫ
- Наблюдение за солнцем (светит, но не такое жаркое как летом). ОПЫТ по выявлению солнечных лучей: мокрые резиновые мячи выносятся в солнечный день на участок, дети наблюдают, как мячи постепенно высыхают.
- Наблюдения в пасмурный день (небо серое, солнца нет, тучи спрятали солнце).
- Наблюдения за дождем (послушать, как капли стучат по окну; дождик холодный, не такой как летом).
- Наблюдения за осенними цветами (бархатцы, астры):уточнить представления детей о том,что на территории д/сада растут цветы, разные по окраске,названиям,но все красивые,на них приятно смотреть,рядом с ними приятно находиться.По возможности пересадить цветы с клумбы в группу и наблюдать.
- Длительные наблюдения за деревьями на участке(например,береза и рябина).Учить детей сравнивать деревья по форме листьев и по цвету).
- Наблюдение за березой :1)"Падают-падают листья".Цель:показать,что осенью листья меняют цвет и опадают.Рассмотреть листья березы.Понаблюдать с детьми,как листья опадают на землю, рассмотреть опавшие листья(дети трогают их,определяют цвет,запах,форму).Они похожи на треугольник с зазубринами на концах. 2)."Чем питается береза?"Цель:наблюдение за березой в ветреную погоду. Понаблюдать вместе с детьми за тем,как под действием сильного ветра деревья качаются все сильнее и сильнее,листья опадают, они покрыли всю землю вокруг.Дети идут по листьям, которые шелестят у них под ногами.
2.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
- "Угадай растение по описанию",
- "найди листок, какой покажу",
- "Да или нет",
- "Чудесный мешочек"(овощи и фрукты),
- "Узнай на вкус" (овощи и фрукты).
3.ТРУД В ПРИРОДЕ
- Совместно с воспитателем на участке собирать природный материал и раскладывать в коробки по видам.
Октябрь.
ЗАДАЧИ:
1.Продолжать формировать представления детей об осенних изменениях в природе: изменения в погоде. изменения в живой природе - листья на деревьях и кустарниках опадают (листопад), все насекомые спрятались, птицы, которые питались насекомыми, улетели.
2.Продолжать развивать умение анализировать структуру объектов природы (дерево).
3.Формировать знания о потребностях растений и животных в пище.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ
1.НАБЛЮДЕНИЯ И ОПЫТЫ
- Продолжать наблюдения за неживой природой (дождливых дней больше, чем солнечных; стало холоднее - надо теплее одеваться).
- Наблюдение за ветром. Провести ОПЫТ: вынести на улицу вертушки и обсудить, почему они вертятся, почему качаются деревья.
- Ввести понятие "листопад". Наблюдение за опаданием листьев (листья, падая, шуршат; рассмотреть опавшие листья).
- Наблюдение за отлетом перелетных птиц.
- Наблюдение за тем, куда прячутся насекомые (паук - в пень, бабочки - под кору деревьев, пчелки - в дупло, жуки забираются в кору).
- Наблюдение за березой:3)"Что есть у березы?" Цель: показать, что у березы есть ствол и ветви (их много, они разные: внизу большие, а вверху маленькие), что береза очень стройное дерево. Воспитатель предлагает детям подойти к березке, потрогать ее ствол, показать ветви, изобразить руками их величину, обойти березу кругом, полюбоваться ее стройностью и красотой. 4)"Как береза готовится к зиме?" Цель: показать детям, что береза помогает себе сама утеплять корни опавшей листвой и сохранять воздух для различных обитателей почвы. Листья укрывают землю сплошным ковром и таким образом защищают корни от морозов: земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет и под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранив воздух, что очень важно для подземных обитателей, которые рыхлят почву и делают ее плодородной. А весной под опавшей листвой больше влаги, что очень хорошо для растений, которые после зимы возродятся к жизни.
2.БЕСЕДЫ
- "Как мы одеваемся осенью",
- "Что выросло на нашем огороде"(беседа об овощах, фруктах и ягодах).
3.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
- "Где спряталась матрешка",
- "Найди, о чем расскажу",
- "Ботаническое лото" с элементами моделирования
Ноябрь.
ЗАДАЧИ:
1.Формировать представления об изменениях в неживой и живой природе поздней осенью (стало еще холоднее - изменения в одежде, все листья с деревьев опали, звери в лесу готовятся к зиме).
2.Познакомить детей с компонентами трудового процесса на примере мытья комнатного растения (цели, предмет труда, материал, инструмент, трудовые действия, результат). Закрепить названия частей растения.
3.Воспитывать желание участвовать в труде.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ
1.НАБЛЮДЕНИЯ И ОПЫТЫ
- Продолжить наблюдения за солнцем, ветром, наблюдения за снегом (как снежинки кружатся в воздухе, как они медленно падают на землю).
- Рассмотреть строение снежинки через увеличительное стекло. Начать знакомство со свойствами снега: снег пушистый и легкий. Подбросить снег на лопатках вверх и понаблюдать, как он падает, легко рассыпаясь. Снег от тепла тает: взять снег в ладошку и понаблюдать, как он начнет таять (объяснить детям, что ладошка теплая).
- Рассмотреть лужи, покрытые тонкой корочкой льда, объяснить детям, почему это происходит.
- Начать знакомство со свойствами льда (лед хрупкий и тонкий). Для этого разбить лед лопаткой и рассмотреть кусочки льда .Лед от тепла тает так же, как и снег. Для этого кусочек льда положить на ладошку и понаблюдать, как он начнет таять.
- Наблюдение за березой:5)"Кора березы". Цель: уточнить представление о коре и ее назначении, учить узнавать березу по внешнему виду. Береза - единственное в мире дерево с белой корой. Обратить внимание детей на это ,рассказать о том, что кора защищает от солнца, мороза, ветра.
2.БЕСЕДЫ
- "Что изменилось в нашей одежде?",
- Беседы о жизни зверей в лесу.
3.ТРУД В ПРИРОДЕ
- Помогать воспитателю в уборке снега на участке.
- Протирать крупные листья комнатных растений.
Декабрь.
ЗАДАЧИ:
1.Формировать представления детей о зимних изменениях в природе: все покрыто снегом, вода в лужах замерзла, часто идет снег (снегопад), солнце светит, но не греет.
2.Развивать умственную операцию сравнения, используя природный материал.
3.Продолжать развивать умение анализировать структуру объектов природы.
4.Формировать представления о потребности растений во влаге (поливка растений).
5.Воспитывать желание ухаживать за растениями, развивать любознательность.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ
1.НАБЛЮДЕНИЯ И ОПЫТЫ
- Наблюдения за снегопадом. Наблюдение за свойствами снега (снег от тепла тает, снег бывает липкий и рассыпчатый).
- ОПЫТ: набрать снег в баночку и поставить в теплое место. От комнатного тепла снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная. Когда снег бывает липкий, а когда рассыпчатый. Рассказать, что можно делать из липкого снега (снеговик, пирожки).
- Наблюдение за зимующими птицами (строение тела, повадки). Повесить кормушки с кормом для птиц или насыпать корм в определенное место. Рассмотреть следы на снегу: чьи следы?
- Наблюдение за березой:6)"Почему нет листьев зимой?" Цель: рассказать детям, что зимой (когда холодно, мало света и влаги) листьев на деревьях быть не может и выяснить, почему это так. 7)"Новый год". Цель: украсить березу ледяными игрушками: ведь она самая красивая, самая лучшая, самая необыкновенная.
2.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
- "Кто во что одет",
- подвижная игра "Лиса и зайцы",
- хороводная игра "Зайка серенький сидит".
3.БЕСЕДЫ
- "Как мы играем зимой",
- "Твоя любимая зимняя игра".
4.ТРУД В ПРИРОДЕ
- Подкармливание птиц.
- Расчистка дорожек от снега.
- Полив комнатных растений под руководством взрослого.
Январь.
ЗАДАЧИ:
1.Закрепить представления детей о зимних явлениях в неживой природе: реки замерзают и покрываются льдом, снегопад, мороз. Знакомить со свойствами снега и льда.
2.Формировать представления детей о потребностях растений в земле.
3.Закрепить умение анализировать трудовой процесс, выделяя его основные компоненты.
4.Воспитывать интерес к оказанию помощи животным и растениям.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ
1.НАБЛЮДЕНИЯ И ОПЫТЫ
- Наблюдение за снегопадом. Выявить свойства снега: снег белый, от тепла тает (опыт).
- Рассмотреть льдинки. Сравнить снег и лед - что общего и чем отличаются?
- Вместе с детьми сделать ледяные игрушки для украшения елки на участке, для чего подкрашенную воду разливают в формочки и замораживают.
- Понаблюдать за работой дворника: чистит дорожки, посыпает их песком.
- Наблюдение за березой:8)"Ясная, солнечная погода". Цель: показать, что зимой - в ясную солнечную погоду - кора дерева теплая. В светлый зимний день, когда ярко светит солнце, а небо чистое, голубое, стволы у деревьев теплые(потрогать кору березы рукой).
2.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
- подвижные игры "Караси и щука", "Лохматый пес",
- хороводная игра "Зайка беленький сидит..."
3.БЕСЕДЫ
- "Зимние развлечения на улице".
4.ТРУД В ПРИРОДЕ
- С помощью воспитателя посыпать дорожки песком.
- Подкормка птиц.
- Очистить вместе с воспитателем место для игр от снега.
Февраль.
ЗАДАЧИ:
1.Развивать умение анализировать структуру объекта, вычленяя яркие признаки внешнего вида птиц (крылья, тело, покрытое перьями, две ноги), закреплять эти признаки с помощью моделей.
2.Продолжать развивать умение сравнивать, выделяя контрастные признаки различия и некоторого сходства.
3.Воспитывать любознательность и интерес к объектам природы, желание трудиться вместе.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ
1.НАБЛЮДЕНИЯ И ОПЫТЫ
- Наблюдение за солнцем: оно появляется все чаще, с каждым днем светит ярче.
- ОПЫТ: предложить потрогать стены дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются. Объяснить, что в это время зима как бы борется с наступающей весной.
- Наблюдение за первыми сосульками (сравнение их по толщине, величине).
- ОПЫТ: внести сосульку в теплое помещение и понаблюдать, как она будет таять.
- Наблюдение за снегом. В конце месяца снег начинает таять, он становится липким.
- Обратить внимание на первое веселое щебетание птиц.
- Наблюдение за березой:9)"Оттепель" .Цель: понаблюдать за березой в оттепель(как прекрасна береза с заледеневшими ветками, как она мелодично звенит ими).Во время оттепели на ветках образуется тонкий слой льда. Когда ветки закачаются от ветра и заденут друг друга, послышится тихий мелодичный звон. 10)."Метель". Цель: показать зависимость состояния березы от погодных явлений. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку; утепляет ствол березы. После метели деревья стоят все белые, занесенные снегом.
2.БЕСЕДЫ
- "Если птичка живет дома",
- "Холодно ли птицам зимой",
- "Живые ли деревья зимой".
3.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
- "В зимней столовой",
- "Птички",
- "Узнай по голосу, какая это птичка",
- "Угадай растение по описанию" (бальзамин, китайская роза, фикус),
- подвижная игра "Птички и автомобиль",
- подвижная игра "Какая это птица".
4.ТРУД В ПРИРОДЕ
- Подкормка птиц на прогулке.
- Совместно с воспитателем собирать снег в кучи и свозить для построения снеговика.
- Принимать участие в мытье поддонов и кашпо для растений.
Март.
ЗАДАЧИ:
1.Формировать представления о первых весенних изменениях в природе (солнечных дней все больше, стало немного теплее, снег начинает постепенно таять, гололед).
2.Развивать умение сравнивать объекты природы по признакам сходства и различия.
3.Формировать навык пользования моделями.
4.Развивать связную речь.
5.Развивать интерес к жизни комнатных растений и птиц.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ
1.НАБЛЮДЕНИЯ И ОПЫТЫ
- Продолжить наблюдение за солнцем (первые признаки весны): солнце стало более ярким, теплым. Предложить посмотреть на солнце. Почему больно смотреть?
- Сравнить температуру предметов на солнце и в тени .Рассказать детям, что такое тень .Понаблюдать за тенью, которую оставляют предметы разной величины.
- Наблюдение за небом: небо чаще бывает голубым, облака светлые. Но зима еще не хочет уходить совсем - утром бывает морозно, падает снег, бывает гололед.
- Наблюдение за птицами: воробьи стали чирикать веселее; понаблюдать за поведением воробьев на участке, рассказать детям, что воробьи готовятся вить гнезда.
- Наблюдение за березой: 11)"Что нужно нашей березе?" Цель: углубить представление о том, без чего береза не может жить. На панно, где изображено дерево, нарисовать солнце (дереву нужен свет и тепло - в марте солнце греет сильнее), воду(капельку воды или облако), комочек земли(почва), дождевого червя(он рыхлит почву), ветер(он разносит семена), пчелу или шмеля. Необходим и воздух, но как его изобразить? Он ведь прозрачный.
2.БЕСЕДЫ
- "О птицах" (сравнить внешний вид воробья и синицы - на прогулке и по иллюстрациям в группе).
- "В какие игры мы играем весной",
- "На что похожи облака",
- "Что мы чувствуем, когда пригревает солнышко",
- "Как живется нашим комнатным растениям в выходной день" (растения засыхают, скучают).
3.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
- "Вороны",
- "Через ручеек",
- "Воробушки и кот",
- "Солнышко и дождик",
- "Найди, что потерялось",
- "Кто где живет",
- "Угадай по описанию",
- "Загадайте, а я отгадаю".
4.ТРУД В ПРИРОДЕ
- Уборка с участка кусочков льда.
- Уборка участка от веточек и камешков.
- Продолжать подкармливать птиц.
- Совместно с воспитателем посыпать песком ледяные дорожки.
- Совместно с воспитателем продолжать поливку комнатных растений и уход за ними.
Апрель.
ЗАДАЧИ:
1.Продолжать формировать представления о весенних изменениях в неживой природе.
2.Показать детям связь, как изменения в неживой природе влияют на жизнь растений и животных: на ветвях деревьев набухают почки, появляется первая травка, первые цветы(мать-и-мачеха), звери в лесу меняют окраску(заяц), просыпаются после зимней спячки(медведь, еж), из теплых стран прилетают птицы.
3.Учить находить общие признаки у деревьев и кустарников. Развивать умение сравнивать.
4.Закреплять знания детей о строении растений, их основных частях.
5.Воспитывать интерес к весеннему пробуждению природы, желание любоваться ею.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ
1.НАБЛЮДЕНИЯ И ОПЫТЫ
- Продолжить наблюдения за небом и солнцем, снегом: снег бывает мокрым, часто идет дождь. Появляются ручейки, проталины. Утром они покрыты льдом, а к концу прогулки тают.(Спросить детей, почему лед тает.)
- ОПЫТ: запустить в ручей кораблик. Понаблюдать, как он намокнет (Спросить детей, почему кораблик намокает.)
- Обратить внимание детей на набухшие почки.
- ОПЫТ: растереть и понюхать почки.
- Выбрать и отметить ветку тополя (отметить красной ленточкой) и проводить длительное наблюдение за тем, как постепенно распускаются первые листочки.
- Сравнение дерева и кустарника: формировать представление о том, что дерево и кустарник - это растения, у них общие признаки (корень, стебель, лист), но есть и различия (у дерева один стебель, а у кустарника много стеблей).
- Наблюдение за березой:12)"Еще в полях белеет снег.." Цель: показать, что с потеплением начинается постепенное пробуждение природы .Снег еще лежит под деревьями. Но около стволов появились воронки - это нижняя часть ствола нагрелась от солнца и растопила снег. У деревьев начинается сокодвижение. 13)"Березовые почки" .Цель: показать набухшие березовые почки -"домики листьев". Рассказать: всю зиму листья спали в этих домиках, теперь солнце пригревает, посылает свои лучи - когда они станут совсем теплыми, листочки проснутся.
2.БЕСЕДЫ
- "Мамы и их детеныши"(появление детенышей у диких животных),
- "Какие растения живут у тебя дома?"
3.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
- подвижная игра "К дереву беги",
- "Через ручеек",
"Кто быстрее найдет березу, тополь, ель", - "Угадай по описанию".
4.ТРУД В ПРИРОДЕ
- Уборка мусора на участке.
- Посев крупных семян гороха, бобов, настурции.
Май.
ЗАДАЧИ:
1.Закрепить представления о весенних изменениях в неживой природе: много солнечных теплых дней, снег совсем растаял, солнце стало греть сильнее.
2.Показать детям связь, как изменения в неживой природе влияют на жизнь растений и животных: в жизни растений происходит бурный рост - трава подросла, раскрылись почки, появились первые цветы; у зверей в лесу появились детеныши, прилетели из теплых краев птицы, оживились воробьи, проснулись после зимней спячки насекомые.
3.Познакомить со свойствами воды (теплая, холодная, способность отражения) и свойствами песка (сухой песок - сыпучий, сырой - липкий).
4.Развивать наблюдательность, воспитывать чувство прекрасного.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ
1.НАБЛЮДЕНИЯ И ОПЫТЫ
- Наблюдение за солнцем - солнце яркое, теплое, много солнечных дней. Познакомить со свойствами солнечных лучей высушивать все вокруг.
- ОПЫТ: намочить песок и понаблюдать с детьми, как он сохнет. Повесить на солнце выстиранное кукольное белье, понаблюдать, как оно будет высыхать.
- Ежедневные наблюдения за облаками. Предложить придумать на что похожи облака.
- Наблюдение в живой природе: на деревьях лопнули почки, появились бутоны. Наблюдение за цветением деревьев: черемухой. Рассмотреть первые цветы: мать-и-мачеху, одуванчик.
- Обратить внимание на появление насекомых (задать детям вопрос - откуда они появились?) Рассмотреть бабочку.
- Рассказать детям, что сейчас возвращаются перелетные птицы. Понаблюдать, как птицы купаются в лужах.
- Наблюдение за березой: 14)"Лист зеленеет молодой". Цель: обратить внимание на красоту весенней березы. Появились первые листья (пусть дети потрогают их клейкую поверхность, понюхают), листья маленькие, нежные, блестящие. 15)"Береза цветет". Цель: показать, как цветет береза. В мае береза цветет: на кончиках берез появляются длинные сережки.
2.БЕСЕДЫ
- "Какие песенки поет дождь" (предложить детям послушать, как шумит дождь, - в комнате, на улице, когда стоишь под зонтиком),
- "Что солнце нагревает быстрее?" (почему весной нельзя садиться на камни, на землю),
- "Кто рождается весной?" (у кого весной появляются детеныши).
3.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
- "Найди дерево по описанию",
- "Что изменилось?",
- "Собери цветок из частей",
- "Чья это тень?",
- лото "Кто где живет?" (с элементами моделирования),
- лото "Кто как двигается?" (с элементами моделирования).
4.ТРУД В ПРИРОДЕ
- Полив посеянных цветов, наблюдение за прополкой и рыхлением.
- Уборка участка от мусора, сбор камешков, веток.
- Протирка крупных листьев комнатных растений от пыли влажной тряпочкой, поливка растений в уголке природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Занятия по экологическому образованию детей 2 – ая младшая группа
в поможет в работе педагогам 2 младшей группы...
Конспект прогулки в младшей группе на тему: «Прогулка в осеннем лесу»
Цель: Расширить представление об осени, как времени года; развивать умение сравнивать объекты по признакам различия и сходства....
Концептуальные основы экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста
Концептуальные основы экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возрастаПлан:1).Актуальность проблемы2).Система экологического образования3).Естественно...
Перспективный план работы по экологическому образованию на прогулках в 1 младшей группе.
В разработке представлен перспективный план работы по экологическому образованию с детьми 1 младшей группы на прогулках.Цель работы :приобщение детей к экологической культуре, формирование ...
Целевая прогулка по экологической тропе для детей второй младшей группы «Весенние приключения»
Целевая прогулка по экологической тропе для детей второй младшей группы «Весенние приключения»Природа - удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ...
КОНСПЕКТ прогулки по экологической тропе с детьми 2 младшей группы в весенний период
Материал является конспектом прогулки по экологической тропе в весенний период с детьми 2 младшей группы...
Презентация на тему "Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования во 2-ой младшей группе"
Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования во 2-ой младшей группе...