Целевая прогулка по экологической тропе для детей второй младшей группы «Весенние приключения»
методическая разработка по окружающему миру (младшая, средняя группа)

Сливащенко Нина Викторовна

Целевая прогулка по экологической тропе для детей второй младшей группы «Весенние приключения»

Природа - удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка трудно переоценить. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.

Экологическая тропа может использоваться для занятий, прогулок, наблюдений, трудовой деятельности. С помощью экологической тропы решаются многие педагогические и психологические задачи.

Цель: Познакомить детей с объектами экологической тропы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tselevaya_progulka_po_ekologicheskoy_trope.docx35.46 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 2 г.Вельска»

структурное подразделение «Детский сад № 6 «Искорка»

 

 

 

  

 

Целевая прогулка по экологической тропе 

для детей второй младшей группы

«Весенние приключения»

 

Автор составитель:

Сливащенко Нина Викторовна

воспитатель

первой категории

 

 

 

 

 

  

г. Вельск, 2019 г.

Целевая прогулка по экологической тропе  для детей второй младшей группы

«Весенние приключения»

Природа - удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка трудно переоценить. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.

Экологическая тропа может использоваться для занятий, прогулок, наблюдений, трудовой деятельности. С помощью экологической тропы решаются многие педагогические и психологические задачи.

Цель: Познакомить детей с объектами экологической тропы.

Задачи:

I Обучающие:

  1. Формировать первоначальное понятие об экологической тропе.
  2. Познакомить с объектами экологической тропы: ветродуй, мельница, птичий столб, цветник, паутина, стол обсуждений, экологические знаки.
  3. Обучать детей наблюдениям за объектами и явлениями природы.

II Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес к миру природы.
  2. Развивать умение внимательно слушать вопрос и отвечать на него полным распространенным предложением. 
  3. Развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами.

III Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия. 
  2. Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и развитие чувства симпатии к объектам природы.

Материалы и Оборудование: объекты экологической тропы (ветродуй, мельница, птичий столб, цветник, паутина, стол обсуждений, экологические знаки). Игрушка Кар- Карыч. Кленовые (любые другие) листики на каждого ребенка. Угощение для птиц.

Предварительная работа: Беседы на занятиях по познавательному развитию. Наблюдения во время прогулок.

Организация занятия: Занятие проводится на открытом воздухе, в тёплое время года, в первую половину дня, на участке группы и экологической тропе. 

В ходе целевой прогулки прослеживается интеграция разнообразных видов детской деятельности: игровой, двигательной, коммуникативной, чтения (восприятие литературного произведения).

Аннотация

Название технологии для организации мероприятия с воспитанниками с позиции системно - деятельностного подхода

Используемые

Методы

Приемы

Введение в образовательную  ситуацию (организация детей) (информационно-коммуникационные технологии)

Словесные

Наглядные

Организационный момент

Игрушка Кар-Карыч

Чтение стихотворения «Весна»

А. Н. Плещеева

Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности 

Словесные

Вопрос

Мотивация

Проектирование,

решение проблемной ситуации (игровая технология, личностно-ориентированная технология)

Игровые

Упражнение «Откуда дует ветер?»

Д/и с мячом «Ветер, ветер, ты какой?»

Игра «Мы - весенние листочки»

Подвижная игра «Воробушки и кот»

Проблемная ситуация «Кар-Карыч сорвал цветок»

Словесные

Загадки про небо, ветер, кормушку, воробья.

Упражнение «Весной небо, какое?»

Стихотворение «Если я сорву цветок»

Упражнение «Расскажите, каких насекомых вы увидели на паутине?»

Наглядные

Объекты экологической тропы: ветродуй, мельница, птичий столб, цветник, паутина, стол обсуждений, экологические знаки.

Выполнения действий (игровая технология, личностно-ориентированная технология)

Практи-ческие

Упражнение «Покормим птиц»

«Фотографирование»

Словесные

Вопросы, поощрение.

Наглядные

Экологические знаки.

Рефлексия, анализ результата деятельности

Словесные

Вопросы, поощрение.

Ход НОД.

Дети выходят на улицу и строятся в круг на прогулочной площадке.

1. Вводная часть

Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое, (очерчивают круг руками)

Здравствуй, легкий ветерок, (покачивают руками над головой)

Здравствуй, маленький цветок, (присели)

Здравствуй, утро, здравствуй, день (встали)

Нам здороваться не лень.

Воспитатель:

- Дети, посмотрите, сегодня к нам в гости прилетел Кар-Карыч (указывает на мягкую игрушку - ворону, которая сидит на заборе).

Кар-Карыч:

- Здравствуйте, ребята! (дети здороваются с игрушкой)

- Какое сейчас время года? (Весна.)

 -Расскажите, какая сегодня погода? (Теплая, небо голубое, чистое, светит солнце.)  

-Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май.)  

-Какие первые приметы говорят о наступлении весны? (Капель, проталины, весенние ручьи, теплое солнце.)  

Воспитатель:

-Давайте я прочту стихотворение А. Н. Плещеева.  

ВЕСНА

Уж тает снег, бегут ручьи,  

В окно повеяло весною,  

Засвищут скоро соловьи,  

И лес оденется листовою.  

Чиста небесная лазурь,  

Теплей и ярче солнце стало,  

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.  

Кар-Карыч:

- Дети, а вы знаете, что такое «Экологическая тропа»? (ответы детей)

- Хотите узнать и посмотреть? (ответы детей)

- Тогда приглашаю вас совершить прогулку по экологической тропе.

 Дети перестраиваются в пары. Ускоренной ходьбой идут от прогулочной площадки к экологической тропе.

2. Основная часть

Дети останавливаются возле экологической  тропы.

Воспитатель:

- Экологическая тропа – это обустроенный и особо охраняемый прогулочно-познавательный участок, где есть экологически значимые природные объекты  (созданные с целью экологического просвещения).

- Дети, сначала необходимо познакомиться с правилами поведения на тропе.

Дети знакомятся с правилами поведения при помощи плакатов, рассматривают иллюстрации. Педагог обращает внимание детей на то, что во время путешествия по тропе  необходимо соблюдать правила:

  • Не мешать жить обитателям тропы – проходить без лишнего шума.
  • Запрещается срывать растения, вытаптывать траву, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.
  • С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни и т.п.
  • С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!

Остановка №1 «Площадка для наблюдений за погодой»

Кар-Карыч произносит загадку:

Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый —

Кружевной и синий-синий! (небо)

Упражнение «Весной небо, какое?»

- Посмотрите на небо, какое оно? (Все чаще бывает голубым, синим, иногда и серым, по небу передвигаются облака).

Следующая загадка от Кар-Карыча:

 - Неизвестно, где живет.

Налетит – деревья гнет.

Засвистит – по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь! (ветер)

Воспитатель:

- У нас на экологической тропе есть необычный предмет, который называется ветродуй. Его используют для того, чтобы узнать в какую сторону дует ветер.

- Давайте определим с его помощью: в какую сторону сейчас дует ветер.

Упражнение «Откуда дует ветер?»

- Ветер бывает разный. А какой он бывает, мы узнаем с помощью игры.

Дидактическая игра с мячом «Ветер, ветер, ты какой?»

Цель: упражнять в подборе прилагательных.

Воспитатель:

- Я вам буду бросать мяч, а вы должны, бросая мяч обратно, сказать какой он. Например, ветер весной какой? Сильный (слабый, легкий, приятный, ласковый, резкий, порывистый, ураганный, прохладный, свежий, холодный, ледяной, теплый, влажный, встречный, попутный, северный, южный, западный, восточный, утренний, весенний).

Воспитатель:

- Дети, посмотрите, что это? (Ответы детей).

- Это ветряная мельница. Этой мельнице ветер работать помогает, лопасти ей крутит, поэтому она называется ветряная.

Воспитатель:

- С наступлением весны, каждый день становится все теплее. Все взрослые и дети переодевают зимнюю одежду на какую? (Ответы детей)

Кар-Карыч:

- Предлагаю поиграть в игру «Мы - весенние листочки». Хотите?

Дети выбирают по листику  и встают врассыпную около экологической тропы. Воспитатель читает текст, а дети в соответствии с ним выполняют движения.

Игра «Мы - весенние листочки»

Мы - листочки, мы - листочки, Стоят врассыпную, держа в руках листочки,

Мы на веточках сидели,                 Присесть,

Ветер дунул - полетели.                Разбегаются по дорожке.

Мы летали, мы летали -                 Бегают, помахивая листочками.

Все листочки так устали!

Перестал дуть ветерок -                 Садятся на корточки, поднимая

Все уселись мы в кружок.                 листочки над головой.

Ветер снова вдруг подул                Снова разбегаются и помахивают

И листочки с веток сдул,                 листочками.

Все листочки полетели

И на землю тихо сели.                         Подкидывают листочки вверх.

Остановка № 2. «Птичий столб»

Воспитатель:

- Ребята, а кто из вас знает, что это такое? (Указать на кормушки)

 Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)

Воспитатель: 

- Молодцы! Правильно, это кормушка. А для кого эта кормушка?

Предполагаемый ответ детей: Эта кормушка для птиц.

Воспитатель: отгадайте загадку.

Скачет птичка по дорожке,

Собирает шустро крошки.

А потом на ветку прыг

И чирикает: «Чик-чирик!»  (Воробей)

Воспитатель: Ребята, а ещё каких птиц вы знаете? (Ответы детей)

Воспитатель: Дети, а кто из вас знает, что любят кушать птицы?

Предполагаемый ответ детей: Зернышки, семечки, хлебные крошки.

Воспитатель: Кто мне подскажет, зачем мы подкармливаем птиц?

Воспитатель: Возьмите корм для птиц (семечки, зернышки) и насыпьте его в кормушку.

Упражнение «Покормим птиц»

Кар-Карыч:

- Давайте поиграем в игру «Воробушки и кот». Хотите?

Подвижная игра «Воробушки и кот»

Остановка № 3. «Цветник»

Воспитатель:

- С ранней весны до поздней осени цветут цветы, сменяя друг друга. Какие цветы вы знаете? (Ответы детей)

Воспитатель: Радуют нас своею красотой, разнообразной формой и окраской.

Стихотворение «Если я сорву цветок»

Если я сорву цветок

Если ты сорвешь цветок…

Если все: и ты, и я,

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья и кусты…

И не будет красоты.

Проблемная ситуация «Кар-Карыч сорвал цветок»

Наклонить Кар-Карыча к клумбе и «сорвать» цветок.

Кар-Карыч:

- Посмотрите, какой красивый цветок я сорвал! У вас их так много! Давайте нарвём и соберём букет из ваших цветов.

Воспитатель:

- Ребята, стоит ли нам выполнять просьбу Кар-Карыча? (Ответы детей)

Остановка № 4. «Паутина»

Воспитатель:

- А сейчас, ребята, подойдем к большой паутине.

Упражнение «Расскажите, каких насекомых вы увидели на паутине?»

- Каких насекомых вы увидели на паутине?

Рассказы детей о бабочках, жуках, божьих коровках, муравьях, кузнечиках.

Воспитатель:

- Все насекомые живые. Они дышат, двигаются, питаются, их не следует без надобности брать в руки, их можно только осторожно рассматривать. Как вы думаете, можно ли их убивать (уничтожать)? (Ответы детей)

Воспитатель:

- Правильно, их убивать (уничтожать) нельзя! Все они приносят пользу. Посмотрите, здесь вы можете увидеть экологические знаки, которые подскажут вам, как вести себя в природе. И вот, посмотрите, знак, запрещающий уничтожать насекомых (указать на нужный знак).

Остановка № 5 «Стол обсуждений»

Дети подходят к столу и садятся на скамейки.

Кар-Карыч:

- Дети, вам понравилась наша экологическая тропа? Что вам больше всего понравилось на ней? (Ответы детей)

- Давайте поступим так: где вам больше всего понравилось - мы сфотографируемся и покажем нашим родителям.

«Фотографирование»

Воспитатель:

- Ребята, Кар-Карыч останется здесь, а нам пора возвращаться  на игровую площадку. Попрощайтесь с Кар-Карычем.

Дети строятся парами. Ускоренной ходьбой идут от экологической тропы на прогулочную площадку.

3. Заключительная часть

Воспитатель:

Дети, вам понравилось наше путешествие?

Куда мы ходили? 

А что вам больше всего понравилось? 

Хотите ещё раз посетить экологическую тропу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целевая прогулка по экологической тропе ДОУ в младшей группе

В конспекте представлен разнообразный материал по ознакомлению детей младшей группы с объектами экологической тропы ДОУ....

Целевая прогулка по «Экологической тропе» во второй младшей группе «Осенние приключения»

Целевая прогулка по «Экологической тропе» во второй младшей группе «Осенние приключения»...

Конспект НОД по познавательному развитию детей второй младшей группы «Весенняя прогулка в лес»

Цель: продолжить знакомить детей с характерными признаками весны.Задачи:- закрепить у детей знания о перелетных птицах: грачах и скворцах, их жизни в весенний период;- развивать интерес к природе;- во...

Экологический досуг во второй младшей группе «Весеннее солнышко»

- Развивать игровое и танцевальное творчество, чувство ритма, слаженновыполнять движения в парах.- Развивать познавательную активность детей во время сравнение двух предметов по длине употребляя в реч...

Экологический досуг во второй младшей группе «Весеннее солнышко»

Экологический досуг во второй младшей группе «Весеннее солнышко»...

Экологический досуг во второй младшей группе «Весеннее солнышко»

Экологический досуг во второй младшей группе «Весеннее солнышко»...