Перспективный план работы по экологическому образованию на прогулках в 1 младшей группе.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа)

Жибарева Анна Владимировна

В разработке представлен перспективный план работы по экологическому образованию с детьми 1 младшей группы на прогулках.Цель работы :приобщение  детей к экологической культуре, формирование первичных представлений об окружающем мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по экологическому образованию на прогулках  в 1 младшей группе.

(составитель – Жибарева А.В.,

воспитатель структурного подразделения

 «Детский сад п.Уемский»

МБОУ «Уемская СШ»,

 Архангельская область.)

Сентябрь.

ЗАДАЧИ:

1.Формировать представления о первых осенних изменениях в природе.

2.Развивать умение анализировать структуру объектов природы (растение).

3.Воспитывать бережное отношение к объектам живой природы.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ

1.НАБЛЮДЕНИЯ И ОПЫТЫ

  • Наблюдения за дождем: как идет дождь, сначала падает редкими каплями, потом постепенно усиливается; как дождь стучит по крыше, как одеты люди во время дождя. Рассмотреть, какие предметы после дождя стали мокрыми, перечислить их.
  • Сравнение сухого и сырого песка: "Песок сыплется, он сухой. А если мы его польем, он станет сырым и из него можно будет лепить". Знания о свойствах песка закрепить во время игр в песочнице.
  • Знакомство с понятием "листопад". Предложить детям "устроить салют", подбросив листья вверх и "выкупаться" в желтом осеннем листопаде".
  • Наблюдения за деревьями: обратить внимание детей на первые признаки сезона (на березке появились желтые листья, некоторые из них уже опали. Собрать опавшие листочки, назвать их цвет, размер, рассказать детям о наступающей осени.
  • Наблюдение за цветущими травянистыми растениями: познакомить детей с растениями цветника (календула, бархатцы), учить различать, называть их, показать стебель, листья, цветы.
  • Наблюдения за насекомыми на участке: учить детей замечать, узнавать и называть насекомых (бабочка, жук, муравей), показать пример бережного отношения к насекомым (не лови, не наступи, полюбуйся).

2.БЕСЕДЫ

  • "Как мы одеваемся осенью?"
  • "Песенка дождика"
  • "Листопад, листопад, листья желтые летят"
  • "Гостинцы от бабушки" (знакомство с овощами и фруктами).

3.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

  • "Осенний парк";
  • "Шуршащие листочки";
  • "Покажи мишке цветник. Что там растет?"
  • "Чудесный мешочек" (овощи и фрукты);
  • "Найди о чем расскажу" (овощи и фрукты).

4.ТРУД В ПРИРОДЕ

  • Наблюдение за уборкой сухих листьев.
  • Сбор крупных семян (объяснить детям, зачем собирают семена).
  • Сгребание песка лопатками.
  • Поливка сухого песка.

Октябрь.

ЗАДАЧИ:

1.Продолжать формировать представления детей об осенних изменениях в природе.

2.Обратить внимание детей на красоту окружающего мира, на особенности объектов природы.

3.Воспитывать наблюдательность, любознательность.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ

1.НАБЛЮДЕНИЯ И ОПЫТЫ

  • Наблюдение за ветром: осенью часто дуют порывистые ветры. Объяснить детям, что когда дует ветер - раскачиваются деревья, колышутся листья.
  • Экскурсия в осенний парк: показать детям как красива природа осенью. Полюбоваться разноцветием осени, предложить детям самим проверить, как  шуршат листья.
  • Наблюдение за цветущими травянистыми растениями: конкретизировать представления детей о знакомых растениях, наблюдать как выглядят растения в октябре (цветов нет, созрели семена).
  • Наблюдения за птицами: обратить внимание детей на то, что скоро многие птицы улетят в теплые края. Отметить, кто из птиц останется.
  • ОПЫТ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЕТРА НА УЛИЦЕ. Цель: учить определять наличие ветра по характерным признакам, используя для этого флажки, вертушки или ориентируясь на состояние объектов природы.

2.БЕСЕДЫ

  • "Кто живет у тебя дома?" (знакомство с домашними животными)
  • "Что такое вода: знакомство с Капелькой".
  • "Что нам осень принесла".

3.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

  • "Осенняя одежда";
  • "Подарки осени";
  • "Мы осенние листочки";
  • "Найди такой же листок";
  • лото "Фрукты-овощи".

4.ТРУД В ПРИРОДЕ

  • Посильное участие в уборке листьев.
  • Сбор сухих веток.
  • Наблюдение за трудом дворника.
  • Сбор природного материала и изготовление поделок из него.
  • Пересадка одного из растений с клумбы в горшок и перенос в группу (при пересадке рассмотреть и закрепить знания о частях растений).

Ноябрь.

ЗАДАЧИ:

1.Обобщить представления детей об изменениях в природе в осенний период.

2.Учить различать деревья и кустарники, учить узнавать деревья по коре и веткам, закрепить знания о строении частей растений.

3.Воспитывать желание участвовать в труде.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ

1.НАБЛЮДЕНИЯ И ОПЫТЫ

  • Наблюдения за явлениями неживой и живой природы (холодно, травы нет, нет листьев на кустах и деревьях, вода покрыта слоем льда). Посмотреть, что случилось с водой (замерзла, образовался тонкий ледок), попробовать разбить его, бросив камешек.
  • Наблюдения за хвойными деревьями: познакомить детей с сосной, научить различать ель и сосну, рассказать о том, чем полезны эти деревья (семенами из их шишек кормятся птицы и животные). Рассмотреть хвою и шишки ели и сосны, сравнить их, помочь запомнить "Чьи шишки и иголки - сосны или елки?"
  • Наблюдения за кустарниками: познакомить детей с кустарниками, учить различать куст и дерево, закрепить знания о строении частей растений, учить узнавать дерево по коре, веткам (береза). Рассмотреть дерево без листьев (ясно видны ствол и ветви) и куст - сравнить, назвать части (дерево- ствол и ветви, куст - ветви).
  • Наблюдения за птицами: учить различать один-два вида птиц, подлетающих к кормушке. Поговорить с детьми о том, как можно им помочь перезимовать, чем кормить. Дети сами насыпают корм, предварительно рассмотрев его (семена, крошки, крупа, сало).
  • ОПЫТ "Снег содержит много грязи". Цель: показать детям, что снег грязный. Для этого набрать немного снега и положить его на белое блюдце. В помещении снег растает, и на дне останется грязная вода. Показать ее детям и сказать, что снег нельзя есть: можно заболеть, так как он грязный и холодный.

2.БЕСЕДЫ

  • "Как звери и птицы готовятся к зиме?"
  • "Кто под кусточком живет?" (знакомство с зайцем).

3.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

  • "Беги к своему дереву"
  • "Где спряталась матрешка?";
  • "Чудесный мешочек" (шишки сосны и ели).

4.ТРУД В ПРИРОДЕ

  • Изготовление и вывешивание кормушек для птиц.
  • Наблюдение того, как старшие дети подкармливают птиц.
  • Привлечение детей к уходу за растениями: очистка от пыли растений с крупными листьями.
  • Лепка комков для снежной бабы (с воспитателем).

Декабрь.

ЗАДАЧИ:

1.Формировать представления детей о зимних изменениях в природе.

2.Обратить внимание на красоту зимней природы, учить получать радость от прогулок.

3.Воспитывать интерес к оказанию помощи животным и растениям.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ

1.НАБЛЮДЕНИЯ И ОПЫТЫ

  • Наблюдения за снегом: как падает снег, куда он падает. Обратить внимание, как во время снегопада снег кружится в воздухе.
  • Наблюдения за деревьями: закрепить умение детей отличать дерево от куста. Полюбоваться заиндевелыми деревьями, их красотой.
  • Наблюдение за елью: полюбоваться заснеженной красавицей-елочкой, напомнив детям, чем отличаются сосна и ель;  вспомнить, что скоро праздник; украсить елочку бумажными игрушками или цветными льдинками.
  • Наблюдение за птицами: понаблюдать вместе с детьми за поведением птиц у кормушки (сидят нахохлившись на ветках, ждут корм, затем начинают подлетать к кормушке, клевать; воробьи подбирают корм под кормушкой, ссорятся, чирикают и т.п.), продолжать учить детей различать птиц по оперению, голосу (воробей, синица, голубь).
  • ОПЫТ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СВОЙСТВ СНЕГА "Вот беда - был снег, стала вода". Цель: продолжать изучать свойства снега - он тает, превращается в воду.

2.БЕСЕДЫ

  • "В лесу родилась елочка"
  • "Птичке холодно зимой"
  • "Что принесла с собой зима?"

3.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

  • "Подарки матушки-зимы";
  • Подвижная игра "Мороз, Красный нос";
  • "Вот мой куст" (различение дерева и кустарника);
  • хороводная игра "Зайка серенький сидит".

4.ТРУД В ПРИРОДЕ

  • Наблюдение за трудом дворника: отметить, как изменился его труд в связи с появлением снега.
  • Наблюдение за подкормкой птиц.
  • Наблюдение за трудом взрослых по уборке территории детского сада от снега, посильное участие в ней.

Январь.

ЗАДАЧИ:

1.Продолжать формировать представления о зимних явлениях в неживой и живой природе.

2.Продолжать развивать умение сравнивать, выделяя контрастные признаки различия и некоторого сходства.

3.Воспитывать интерес к наблюдениям.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ

1.НАБЛЮДЕНИЯ И ОПЫТЫ

  • Наблюдение за сезонными изменениями (много снега, холодно, деревья в инее, водоемы покрыты льдом и снегом). Рассмотреть и потрогать снег - он белый, холодный, пушистый, глубокий. Снег лежит на земле, на крышах, на деревьях, кустах. Со снегом можно играть, кататься на лыжах и санках.
  • Наблюдения за птицами: сравнение сороки и синицы. Рассмотреть их внешний вид, указать на отличия по их величине, цвету, оперению (сорока большая, белая с черными пятнами, а синица - пестрая, маленькая, очень быстрая). Уточнить, что синицы очень любят сало, подвесить его к кормушке и понаблюдать, как синицы будут его клевать.
  • Отметить изменения в одежде людей (как одеты дети и взрослые).
  • ОПЫТ ПО ИЗУЧЕНИЮ СВОЙСТВ ЛЬДА . "Мы сосульку не сосали..." Цель: закрепить представления о качественной характеристике льда. Предложить детям рассмотреть сосульку - она прозрачная. Предложить посмотреть через нее на яркий предмет. Спросить детей, что они видят? Предложить детям погладить сосульку. Спросить, какая на ощупь (холодная, гладкая). Зажгите свечу и поднесите к сосульке. Понаблюдать, как сосулька начала плакать от тепла. Когда сосулька растает, спросите детей, где же она. (Растаяла и превратилась в воду.)

2.БЕСЕДЫ

  • "Весело зимой!" (беседа о зимних играх и забавах)
  • "Лесные спаленки" (знакомство с медведем)
  • "Гости с неба" (знакомство со снежинками)

3.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

  • "Кто прилетел на кормушку";
  • "Кто как кричит" (голоса животных);
  • Подвижные игры "Голуби и воробьи", "Вороны", "Птицы";
  • "Кто во что одет".

4.ТРУД В ПРИРОДЕ

  • Уборка территории детского сада от снега, обучение приемам работы с лопатой и метлой.
  • Лепка снежных фигур.

Февраль.

ЗАДАЧИ:

1.Закрепить представления о зимних изменениях в живой и неживой природе.

2.Воспитывать сочувствие, сопереживание у детей к "братьям нашим меньшим".

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ

1.НАБЛЮДЕНИЯ И ОПЫТЫ

  • Наблюдение за птицам: продолжать учить детей различать птиц по размеру, оперению, голосу (воробей, синица, голубь); учить наблюдать за поведением птиц (воробьи не боятся людей, клюют корм с кормушки, с земли, ссорятся; синицы - улетают с кормом на другое дерево и там его съедают).
  • Наблюдение за деревьями (береза): рассмотреть, полюбоваться березкой в инее, закрепить представления детей о ее характерных признаках. Побуждать к использованию слов, обозначающих признаки березы.

2.БЕСЕДЫ

  • "Здравствуй, птичка-невеличка!" (воробей или синица)
  • "В гостях у белочки"

3.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

  • "Птички";
  • "Узнай по голосу, какая это птичка".

4.ТРУД В ПРИРОДЕ

  • Подкормка птиц.
  • Выращивание зеленого лука из луковиц (продолжить в следующие месяцы).
  • Отряхивание снега с веток деревьев, чтобы они не сломались.

Март.

ЗАДАЧИ:

1.Формировать представления о первых весенних изменениях в природе.

2.Воспитывать интерес к жизни птиц.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ

1.НАБЛЮДЕНИЯ И ОПЫТЫ

  • Наблюдение за первыми признаками весны (солнце светит ярко, пригревает); отметить состояние снега (чернеет, становится рыхлым, с крыши свисают сосульки).
  • Наблюдение за лужами: рассмотреть их с детьми. Утром они затянуты льдом, который легко можно разбить лопаткой. Хрупкие прозрачные льдинки летят в разные стороны. Днем лужи тают, увеличиваются.
  • Наблюдение за птицами: рассказать детям о перелетных птицах, рассмотреть скворечник (из чего сделан, есть крыша, леток, крылечко); рассказать, как в скворечнике будут жить птицы и их детки-птенчики.
  • ОПЫТ "Плавает - тонет". Цель: обратить внимание на то, что легкие предметы плавают, а тяжелые - тонут. Содержание опыта по усмотрению педагога.

2.БЕСЕДЫ

  • "Солнышко, солнышко, выгляни в окошко!"
  • "Эта рыжая лиса и красива и хитра!" (знакомство с лисой).

3.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

  • "Кто где живет";
  • "Угадай по описанию" (комнатные растения);
  • подвижные игры "Солнышко и дождик", "Воробушки и кот".

4.ТРУД В ПРИРОДЕ

  • Уход за комнатными растениями и животными.
  • Очистка дорожек от снега.

Апрель.

ЗАДАЧИ:

1.Продолжать формировать представления о весенних изменениях в неживой природе.

2.Показать детям связь, как изменения в неживой природе влияют на жизнь растений и животных.

3.Воспитывать интерес к весеннему пробуждению природы, желание любоваться ею.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ

1.НАБЛЮДЕНИЯ И ОПЫТЫ

  • Наблюдение за сезонными весенними изменениями, закрепить и уточнить знания детей о весне (солнце светит ярко, пригревает, тепло, снег почернел и тает, видны проталины, а на них первые зеленые травинки). Погреть ладони и щеки на солнце; послушать звон капели, шум ручейка, который бежит из-под большого сугроба; походить по большой проталине; рассмотреть первую зеленую травку; полюбоваться весенней природой.
  • Наблюдения за деревьями (верба): познакомить детей с вербой, рассмотреть набухшие почки и проглянувшие "барашки" (рассмотреть, полюбоваться, потрогать, понюхать). Рассказать детям о дереве, которое встречает весну.

2.БЕСЕДЫ

  • "Кому нужен дождик?"
  • "У кого какая мама?" (знакомство с детенышами диких и домашних животных)
  • "Мы встречаем птиц".

3.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

  • "Весенние подарки";
  • "Через ручеек";
  • "Кто быстрее найдет березу, тополь, ель";
  • "Загадай, а я отгадаю" (домашние и дикие животные).

4.ТРУД В ПРИРОДЕ

  • Подготовка почвы к посадке цветочных культур.

Май.

ЗАДАЧИ:

1.Знакомить детей с явлениями, типичными для разгара весны.

2.Продолжать воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ

1.НАБЛЮДЕНИЯ И ОПЫТЫ

  • Наблюдения за изменениями в неживой и живой природе: знакомить детей с явлениями, типичными для разгара весны (небо ясное, тепло, деревья и кусты покрыты листьями, на земле зеленая трава и цветы).
  • Наблюдение за первыми весенними цветами (мать-и-мачеха, одуванчик): учить детей различать и называть цветы, закрепить названия частей растений (корень, стебель, лист, цветок). Показать детям свежесть, нежность, красоту первых весенних цветов.
  • Наблюдение за насекомыми: обратить внимание детей на появление насекомых (бабочки, мухи, жуки, муравьи). По возможности рассмотреть каждого, сравнить, определить способы передвижения (летает, ползает).

2.БЕСЕДЫ

  • "Не топчи травку"
  • "Если я сорву цветок..." (по стихотворению Т.Собакина)
  • "Носит одуванчик желтый сарафанчик".

3.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

  • "Найди дерево по описанию";
  • "Чья это тень" (звери и птицы);
  • "Что изменилось?";
  • "Времена года";
  • "Собери цветок из частей" (на примере одуванчика).

4.ТРУД В ПРИРОДЕ

  • Посильное участие в подготовке почвы для цветов.
  • Посадка под руководством педагога семян крупного размера (напомнить детям, что семена были собраны еще осенью).
  • Наблюдение за трудом людей: весной копают землю, сажают растения, ухаживают за ними, поливают.

Использованная литература.

      1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. - М.:ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.

     2. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Я познаю мир. - СПб.: Паритет, 2004.- 40с.

     3. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Часть1,часть2. - СПБ.:"Детство-ПРЕСС", 2004.

     4.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - М.: "Просвещение", 2000. - 208 с.

     5. Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 160 С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по экологическому образованию 2 младшая группа.

Перспективный план работы по экологическому образованию 2 младшая группа....

Перспективный план работы по экологическому образованию во 2 младшей группе (с сентября по май)

Представлен план образовательной работы на каждую неделю указанного периода....

Перспективный план работы по экологическому воспитанию во 2 младшей группе.

Перспективный план работы по экологическому воспитанию во 2 младшей группе....

Перспективный план работы по экологическому образованию во 2 младшей – средней группе на 2016-2017 уч. год

Перспективный план работы по экологическому образованию во 2 младшей – средней группена 2016-2017 уч. год...

Перспективный план работы по экологическому воспитанию в первой младшей группе «Гномы» на 2017 год

Основные задачи экологического воспитания детей первой младшей группы:ü формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;ü  представлений о предметах и явлениях природы, растительном и ж...

Перспективный план работы на экологической тропе для 2 младшей группы.

Вторая младшая группа  СентябрьСтанции экологической тропыТемаЗадачиМетоды и приемы реализацииЛекарственные растения В гостях у белочкиЗнакомство с календулой Дикие животные осенью...

Перспективный план работы по экологическому образованию дошкольников старшей группы.

Перспективный план работы по экологическому образованию дошкольников старшей группы....