конспект образовательной деятельности Познавательное развитие "Ознакомление с миром природы" "Вот и осень к нам пришла"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Занятие для старшей группы Вот и осень к нам пришла с элементами рисованияю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ознакомление с миром природы"Вот и осень к нам пришла" | 48.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 17
143441, Россия, Московская область, Красногорский район, деревня Путилково
Телефон: 8 (495) 669-42-51, 8 (499) 505-59-65 E-mail: class="c26">ОГРН 1025002876986, ИНН/КПП 5024044817 502401001
Конспект образовательной деятельности
по «Познавательному развитию»
раздел «Ознакомление с миром природы»
Тема:
«Вот и осень к нам пришла…»
(возраст детей: старшая группа 6 – 7 лет)
Подготовила:
воспитатель
Бадьина Ольга Александровна
сентябрь 2020
Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
- Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и делать выводы.
- Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.
- Закрепить навык образования прилагательного от существительного.
- Развивающие задачи
*развить восприятие, внимание память, способность анализировать.
*обогощать словарный запас.
Воспитывающие задачи
* воспитывать любовь к природе, желание беречь её
* учить наблюдать, развивать любознательность.
*Воспитывать заботливое отношение к животным, доброжелательное отношение к сверстникам
,
Материал: кисточки краски , шкатулка, мешочек , заготовки – контуры овощей и фруктов, письмо интерактивная доска, ноутбук, разноцветные листочки
иллюстрации с изображением ранней, золотой и поздней осени, игрушка фонограмма Вальс Чайковского П.И временна года Осень
.
Образовательные области:
познавательное развитие, речевое развитие
Предварительная работа:
- заучивание стихотворения Пушкина А.С «Уж небо осенью дышало», Бунина» Лес как терем расписной» Чтение поэтического произведения С. Станчева «Осенняя гамма»,В. Бианки «Сентябрь» из цикла Синичкин календарь.
- Рассматривание картин об осени.
- Дидактические игры «С какого дерева лист» «Где растет» Домино «Овощи фрукты»
- заучивание пословиц и поговорок понимать их смысл.
- Рисование осенних деревьев, овощи фрукты,
- слушанье музыкальных произведений Чайковского П.И « времена года»
- Формы организации образовательной деятельности.
- *Совместная деятельность педагога с детьми.
Методы и приёмы
* наглядные, вопросы к детям, словарная работа. активизация словаря
Использование художественного слова. Чтение стихотворения А. Болутенко загадывание загадок
Активизация словаря:
хлорафилл золотая, величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя, работа с прилагательными.
Развивающая предметно пространственная среда:
оборудование, наглядный методический материал к занятию, иллюстрации, музыкальный ряд и др.
*презентация, кисточки краски , шкатулка, мешочек , заготовки – контуры овощей и фруктов, письмо интерактивная доска, ноутбук, разноцветные листочки, шапочки животных медведь, лиса, ёж, белка, заяц. Волк.
иллюстрации с изображением ранней, золотой и поздней осени, игрушка фонограмма Вальс Чайковского П.И временна года Осень окошечки для детей.
Ход образовательной деятельности.
Организационный момент:
Давайте встанем все в круг и широко улыбнёмся ! А теперь поделимся своей улыбкой с соседом справа, а потом с лева.
Мотивационный момент:
Воспитатель:Я сегодня утром пришла в детский сад и в дверях нашла письмо
(На конверте написано Загадка.)
Чтобы узнать, кто прислал письмо, вы должны отгадать эту загадку.
Прошла по лугам По лесам, по полям,
Припасы она заготовила вам
Упрятала их в погреба, в закрома
Сказала, за мною нагрянет зима.
Воспитатель: Как вы думаете, кто прислал нам это письмо?
Дети: (Осень)
Воспитатель: А хотите узнать, что там написано? Давайте откроем это письмо и прочитаем.
Чтение письма
«Ребята, здравствуйте! Я очень хочу с вами поиграть, для этого я посылаю вам свои волшебные листочки. Листочки эти не простые на каждом из них есть для вас задания. Если вы справитесь с заданиями, то я, вас отблагодарю своими дарами.
Воспитатель достает листочек Достает листочек
Воспитатель: С какого дерева листик? Дети: С клёна
Воспитатель: Какой лист? Дети: Кленовый
Воспитатель: Осень с нами хочет поиграть в игру
Игра ДА или НЕТ»
Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?
Воспитатель: Мы с вами справились с первым заданием.
Дастаём следующий лист
Воспитатель: с какого дерева лист?
Дети: с берёзы
Воспитатель: лист какой?
Дети: берёзовый
Послушайте стихотворение:
А сейчас я вам прочитаю стихотворение «Осень»,
Плакали ночью желтые клены,
Вспомнили клены, что были зелены.
С желтой березы тоже капало,
Значит березка тоже плакала?
Воспитатель: Как вы думаете, почему березка плакала?
Дети: Жалела, что кончилось лето, что опадают листочки.
Воспитатель: А почему у деревьев опадают листочки?
Дети: В листьях разрушается хлорофилл
Поэтому листья желтеют и опадают
Воспитатель: Как называется явление природы, когда с деревьев опадают листья?
Дети: Листопад
Воспитатель: А какие периоды осени вы знаете?
Дети: Ранняя, золотая, поздняя
Воспитатель: Давайте мы с вами посмотрим на доску и определим какие периоды осени здесь изображены
Слайды: поздняя осень, ранняя и золотая
Молодцы
Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите мне месяцы осени.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит осенью в сентябре, октябре, ноябре?
Дети: В сентябре погода теплая, на деревьях начинают желтеть листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветра, желтеет трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.
В октябре дни короче, ночи длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, трава высыхает, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли.
В ноябре листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.
Игра осенние слова
Воспитатель: Сейчас вы должны придумать слова прилагательные к слову осень
Воспитатель: Осень какая?
Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.
Воспитатель: Молодцы! Вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Придумали красивые слова к слову осень.
Воспитатель: Берём следующий листочек
Листик Дуба
Дети: Дубовый
. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени. Когда я вам буду рассказывать вы смотрите на экран и слушайте меня.
Слайды
Приметы осени
Осень подойдет неслышно
Тихо встанет у ворот.
В огороде лист рябины, 4 слайд:
На дорогу упадет.
Это первая примета,
Что от нас уходит лето.
А вторая куст малины, 5 слайд
В нитях белой паутины.
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака, 6 слайд
Словно их накроет тень,
Станет пасмурней река –
Третья верная примета:
Осень бродит близко где – то
Ранним утром на поляны,
Лягут белые туманы. 7 слайд
А потом уж жди, не жди
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь
Значит наступила осень.
Воспитатель: Ребята, а у вас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания?
Дети: Да
Воспитатель:
Я шкатулочку возьму,
И приметы соберу.
Воспитатель: Я сейчас открою крышку, а вы мне будете называть приметы и пословицы.
Пословицы
- Коли ясно, то и осень прекрасна.
- Осень идет, и дождь за собой ведет.
- Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.
Приметы
- Осенью паутина на ясную погоду.
- Гром в сентябре – теплая осень.
- Если орехов много, а грибов нет – зима будет снежная, суровая.
- Когда гусь улетает, снег выпадает.
Воспитатель: Молодцы справились и с этим заданием
Следующий листик
Воспитатель:Какой лист?
Дети: Липовый
Воспитатель читает:
А вы знаете, как готовятся звери к зиме?
Я вам послала волшебные шапочки животных
кто эту шапочку наденет превратится в зверя и мы узнаем, как они готовятся к зиме.
(дети в масках рассказывают о себе)
Воспитатель: А каких зверей можно встретить в лесу осенью?
Дети: волк, медведь, лиса, заяц, белка
(Дети надевают маски шапочки еж, медведь, Лиса, заяц, волк, белка.
Дети:Ёж: Деревья готовятся к зиме, и я тоже готовлюсь. Всё лето я накапливал жир, ведь мне предстоит долгая спячка. Спать я буду в укромном месте, в сухих листьях и в траве. Я собираю листочки, чтобы сделать тёплую постельку на зиму.
Медведь: Закружился листопад в лесу, пора пришла мне подыскать место для берлоги. Место должно быть надёжным, чтобы спокойно спать до весны. Берлогу надо листьями устлать, душистой хвоёй и сухим мхом, чтобы было тепло. Вот-вот начнутся снегопады. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, и будет мне в ней тепло и тихо.
Лиса: А мы, лисы, к зиме шубку меняем на тёплую и пушистую. На лапках моих вырастает густая шерсть, точно валенки тёплые. А каким пушистым хвост становится! Нора моя в глухом лесу. Зимой мышки от голода спасают.
Заяц: Сейчас я линяю: вместо серой вырастает белая шёрстка. Кормлюсь я по ночам - так безопаснее. Люблю я полакомиться веточками, корой молодых деревьев и кустарников. Глаза косые у меня не случайно, вижу ими не только, что впереди, но и по сторонам и даже немного сзади.
Волк: Запасов на зиму мы, волки, не делаем. Помогают пережить трудное зимнее время нам сильные ноги да острые зубы. Много приходится пробежать, прежде чем найдём добычу, потому и говорят о нас в народе, что волка ноги кормят.
Белка:
Целый день я всё скакала,
Осенью ведь дел не мало:
Выбрать на зиму дупло,
Чтобы было в нём тепло,
Застелить его ковром -
Тёплым пухом, мягким мхом.
День-деньской скачу по лесу
Собираю мягкий мох,
А орешек если встречу,
В кладовую с ним я скок!
Ну, а если на полянке
Я грибочек разыщу,
То зимою приходите -
Непременно угощу.
Лист осенний облетает,
Льётся с веток листопад.
Посмотрите, посмотрите,
Я меняю свой наряд.
Была рыжая, теперь
Шубка гуще и светлей,
Хвостик серебристый -
Серенький, пушистый.
Вот мы и узнали как готовятся звери к зиме.
Воспитатель: А сейчас маленько поиграем
Пальчиковая игра:
Воспитатель: А сейчас мы отдохнем-физминутку проведем.
- Смотрите на меня и повторяйте движения за мной
. - Повторим еще раз, теперь запоминайте движения.
Ветер подул (губы в трубочку — дуем)
Листья зашуршали (трут ладошки)
Ежик уснул (складывают руки под голову)
Дождь заморосил (стучат пальчиками по столу)
Птицы полетели……………………(машут ладошками)
- Запомнили? А теперь я говорю а вы показываете…
Ветер подул, ежик уснул и т.д.
Воспитатель: какой лист?
Дети: осиновый
Отгадайте загадку.
Всё плывут, плывут куда то,
В небе белые, как вата.
То причудливо сольются
Белой птицей обернуться.
То растают словно дым.
Станут пятнышком одним. (Облака)
Показ слайдов облака
Воспитатель: Какие облака вы знаете?
Дети: Кучевые, 10 слайд
перестые 11 слайд ,
слоистые 12 слайд
Слайд: с облаками. 13 слайд
Чтение стихотворения:
Облака, облака пышные, белые!
Расскажите облака, из чего вы сделаны?
Может вы облака сделаны из молока?
Может быть из мела? Может быть из ваты?
Может быть из белой, Из бумаги мятой?
Никогда, никогда! Отвечают облака,
Мы дождевые, мы снеговые,
Если летом мы плывём-
Мы с собой грозу несём
Если мы плывём зимою
Мы пургу несём с собою.
Вот какие мы!
Облака волшебные если на них посмотреть, то можно заметить, что они постоянно в кого ни будь превращаются.
У нас есть с вами рамочки. Давайте посмотрим на облака через них, на что похожи облака?
(Мишка . зайка, человек лежащий на перине и.тд.)
Воспитатель: Я хочу поиграть с вами. Я называю начало предложения, а вы по смыслу его заканчиваете. На смену лету пришла …(осень) Осенью опадают…(листья) Дует холодный…(ветер) Стелиться…(туман) В лесу растут…(грибы) Моросит мелкий…(дождик) Солнышко все реже и реже выглядывает из-за…(туч) Птицы собираются в стаи и …(улетают в теплые края) - Молодцы! Вы правильно закончили предложения!
Воспитатель:Ну что, у нас остался последний лист С какого дерева?
Дети: с осины
Воспитатель: Какой лист?
Дети: осиновый
Воспитатель: Осень нам приготовила (волшебный мешочек)
Воспитатель: А что в нем мы сейчас посмотрим
По дороге золоченой
Осень в гости к нам пришла.
Для мальчишек и девчонок
Щедрый дар принесла
Что за дар? (урожай)
В мешочке образцы овощей и фруктов.
Дорогие ребята: В этом мешочке храню я свою волшебную кисточку. Именно волшебная кисточка помогла мне творить множество чудес. Но не всё я ещё успела.
Некоторые дары остались не раскрашенными, хочу чтобы вы мне в этом помогли.
Я приготовила для вас волшебные кисточки, краски.
Воспитатель: Вам хочется стать волшебниками? давайте поможем осени раскрасить её дары.
Дети раскрашивают овощи фрукты Звучит вальс П.И Чайковского времена года Осень
Молодцы со всеми заданиями мы справились
Воспитатель: И вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью давайте поиграем с лесным эхом.
Эхо лесное, спросить могу?
Ау-ау-ау!
Куда это листья лесные пропали?
Опали-опали-опали:
Птички певички, давно ли галдели?
Летели, летели, на юг улетели:
Белки и зайцы, про вас не знаем?
Линяем, линяем, линяем:
Так что же творится в лесу? – спросим.
Осень, осень, осень.
Рефлексивно оценочный этап:
О каком времени года мы с вами говорили?
Почему опадают листья?
Что вам понравилось на занятии
Как мы помогли осени?
Вы все молодцы. Осень всех благодарит своими дарами (Раздача яблок)
Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
- Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.
- Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.
- Закрепить навык образования прилагательного от существительного.
- Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
- Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.
Материал: Карандаши, шкатулка, мяч, заготовки – контуры березовых и кленовых листочков, значки (символы – подсказки), иллюстрации с изображением ранней, золотой и поздней осени, игрушка Степашка, пластилин, доска для лепки, магнитофон, аудиозапись «Лунная соната» и «Вальс», письмо, интерактивная доска, ноутбук, разноцветные кленовые листочки.
Словарная работа: Термометр, золотая, величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя, диктор, осадки, работа с относительными прилагательными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы для старшего дошкольного возраста.Подземные сокровища нашей земли.
закрепление знаний о разнообразии полезных ископаемых, добываемых в нашем регионе, их свойствах и применении. ...
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы «Королевство животных»
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы«Королевство животных»Образовательная область: Познавательное развитие.Цель: 1. Закрепить знания детей о природе, п...
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы «Рыбка плавает в воде»
Образовательная область: познавательное развитие Вид деятельности: образовательная Возрастная группа: младшая Тема: «Рыбка плавает в воде» Цель: Дать элементарные представления об ...
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы
Развивать исследовательский интерес, мелкую моторику кистей рук, технические навыки в рисовании, работая разными материалами и способами, логическое мышление, внимание, память...
Непосредственно образовательная деятельность ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Ознакомление с природой Тема: «Дары осени».
Продолжать знакомить с плодами фруктовых деревьев. Ввести обобщающее понятие «фрукты». Учить описывать фрукты (цвет, величину, форму, определять, какие они на вкус, нао...
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы/ Тема: «Огород на подоконнике. Посадка лука»
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с миром природыТема: «Огород на подоконнике. Посадка лука»(средняя группа «РОМАШКА») Воспитатель Лузганова Н.Г...
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы "Осень, осень в гости просим"
Цель: Дать детям элементарные представления о сезонных изменениях в природе.Задачи:Развивать речевую активность, обогащать словарный запас.Развивать умение слушать воспитателя, отвечать на вопрос...