Беседа на тему: " Как строили избу"
материал по окружающему миру (старшая группа)
Цель : поддерживать интерес к доброй традиции "помощи"; 'знакомить с жильем русского народа - "избой"; прояснять представление о природных богатствах региона, о продуктах питания, предметах быта; стимулировать положительные эмоции, желание и умение общаться со сверстниками и взрослыми; воспитывать желание помогать другим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_na_temu_kak_stroili_izbu.docx | 16.55 КБ |
Предварительный просмотр:
БЕСЕДА НА ТЕМУ «КАК СТРОИЛИ ИЗБУ»
БЕСЕДА НА ТЕМУ " Как строили избу »
Цель : поддерживать интерес к доброй традиции "помощи"; 'знакомить с жильем русского народа - "избой"; прояснять представление о природных богатствах региона, о продуктах питания, предметах быта; стимулировать положительные эмоции, желание и умение общаться со сверстниками и взрослыми; воспитывать желание помогать другим.
Материал: макет "русской избы", иллюстрации к выставке"Русь". Словарь: сокостояние, рубленная.
Ход беседы
Воспитатель: сегодня мы продолжим говорить о том, как жили люди в старину в России. (Уточните понятие России.) О том, что в старину люди жили в домах, называемых избами, знают даже маленькие дети. И, конечно же, вы тоже знаете. Как ты узнал об этом? (Рассуждения детей.) Вот они-эти избы. (Показ иллюстраций, короткая беседа.)
— А сегодня мы вспомним, как строилась русская изба. Давайте пройдем в горницу, сядем поудобнее, и поговорим об этом.
Когда-то давно, когда на Руси и городов не было, и нашего села тоже, вместо них шумели на русской земле густые леса.
А как ты думаешь, какие деревья росли в тех лесах? В этих лесах было много животных. Что? Росли грибы видимо - невидимо. Не могли бы вы рассказать нам что-нибудь о грибах? И ягоды!.. И клубника, и черника, и клюква, и малина. Реки были полны рыбы. Люди старались строить свои жилища на берегах рек. Интересно, почему. И из чего они построили свои избы? Почему? (Во время беседы дети дают ответы на вопросы.)
Изба должна быть крепкой, так чтобы долго стояла, чтобы дети и внуки в нем жить могли. Поэтому деревья выбирали очень тщательно. Никогда для постройки избы не выбирали березу, потому что она очень хрупкая, быстро гниет. Липа-очень мягкая: она хорошо подходит для вырезания игрушек или посуды. Строили избы из сосны и ели. Из этих деревьев бревна самые крепкие. Их тоже выбирали. Старое дерево почему-то не брали. Как ты думаешь, почему? (Рассуждения, предположения детей. Вывод: Старость в России всегда уважали, оберегали, считали, что все, что состарилось, должно прожить свою жизнь спокойно.)
Да и хрупкое старое дерево. Как и молодые деревья. Почему они не подходят? (Рассуждения, предположения, дети: силы еще не успели набрать, хрупкие.)
— А рубили деревья зимой в сильные морозы, потому что дерево в это время года самое сухое. Интересно, почему. Вы слышали что-нибудь о сокостоянии? Кто сможет об этом рассказать?
— На Руси в старину говорили не строить, а рубить избу. Кто нам объяснит, почему так говорили? (Потому что топор был единственным инструментом мастеров. Деревья рубили топором, ветки рубили топором, кору рубили топором, и даже когда в избе составляли только топор и помогал.)
- А срубить избу-дело непростое. Сделать это в одиночку невозможно . Как вы думаете, что же делали тогда люди? Давайте послушаем ... (В случае затруднений воспитатель напоминает об этом детям. Если крестьянин решит срубить избу, он пойдет к соседям накануне. Войдёт в соседские избушки, поклонятся хозяевам и скажет:
- Хорошие люди, соседи у меня хорошие! Сделай одолжение, приходи завтра на рассвете помочь мне, срубить избу. А я вам хлеб-соль и квас дам.
На следующий день, как только солнце взойдёт, люди со всей деревни спешат на помощь своему соседу. Мужчины взялись за топоры, а женщины — за приготовление угощений. И не случайно в России помнят поговорку: "Кончил — иди смело." Достроили дом, хозяйка всех к столу приглашает, а там уже много угощений.
— Как вы думаете, ребята, чем в старину угощали гостей? (Ответ детей.)
- Верно,и все это было приготовлено добрыми и умелыми руками хозяек. А как рабочие поели, так и веселье началось. Там и гармошка, и пляски, и пение.
Так в России сложилась традиция помогать друг другу. И она получила свое название помощь. Помогали люди друг другу не только избу рубить, но и поле пахать, и сено косить, и урожай собирать. И эта традиция сохранилась. И теперь люди приходят друг другу на помощь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по ФКЦМ Тема: "Не красна изба углами, а красна пирогами"
НОД по ФЦКМ формирующая у детей представлене о национальном блюде русского народа - пирог и процессе его приготовления....
Конспект открытого занятия в старшей группе детей с ОНР для воспитателей по теме «В деревенской избе, в светлой горенке».
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: формировать у детей интерес к русскому быту,фольклору, обычаям, традициям.Воспитывать бережное отношение ко всему русскому,/вещам, традициям, быту, культуре народа/. Воспитыват...
Технологическая карта организованной учебной деятельности для старшей группы по развитию речи. Тема: Грамматический строй речи «В гостях у куклы Сауле» (лексическая тема: Мебель) и конспект занятия по аппликации "Шкаф"
Занятие по развитию речи ,со следующей целевой направленностью: развивать речевую активность детей, учить детей уметь отвечать полными ответамиЗадачи: -формировать грамматическую и морфоло...
конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба
конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба"...
Беседа в мини- музее "русская изба "Что летом родится, зимой пригодится"
Хозяйка ведет беседу о русском быте и о том, какой путь проделывает хлеб, чтобы попасть к н6ам на стол....
беседа "Зимние хлопоты в русской избе"
примерное содержание беседы с детьми подготовительной группы...
Беседы с детьми на тему: История русской избы
Цель: Приобщение детей к традициям русской народной культуры через знакомство с мини – музеем «Русская изба». Изучение бытарусского народа, развитие интереса к прошлому.Задачи:С...