Конспект совместной образовательной деятельности в средней группе. Тема: «Печь - хозяйка избы»
методическая разработка (средняя группа) на тему

Матанова Елена Альбертовна

  Конспект совместной образовательной деятельностив средней группе. Занятие прводится в "Русской избе" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pech_srednyaya.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение                                                                                          детский сад №87 Красносельского района                                                                                                                                               г. Санкт-Петербурга

Конспект совместной образовательной деятельности в средней  группе.

Тема: «Печь - хозяйка избы»

Технологии: игровые методы, обучение в сотрудничестве, куклотерапия, здоровьесберегающие технологии.

Составила: Матанова Елена Альбертовна

воспитатель

   Дата проведения:19.11.2014г.

Санкт-Петербург

2014 г.

Конспект совместной образовательной деятельности в средней  группе

Тема: «Печь - хозяйка избы»

Цель: формировать у детей представления о русской избе, русской печи  и традициях русского народа, развивать интерес к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.

      Задачи:

Познакомить детей с внутренним убранством русской избы, русской печью;

Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: пословицам, поговоркам, загадкам;

Обогащать словарный запас новыми словами;

Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору.

Предварительная работа:

  • Беседы по ознакомлению с окружающим: «Предметы русской старины», «Русская изба»;
  • Чтение русских народных сказок;
  • Рассматривание иллюстраций;
  • Слушание русских народных  песен, колыбельных;
  • Организация и проведение с детьми русских народных игр;

 Методы и приемы:

Игровой (появление интерьера русской избы);

Наглядный (показ предметов старины);

Практический (лепка из соленого теста);

Словесный (беседы, рассказ воспитателя);

Форма организации занятия: групповая;

Ход совместной образовательной деятельности:

 Хозяюшка:    Здравствуйте гости дорогие! Милости прошу в мою избу!

В старину, встречая гостей, всегда говорили: «Дай Бог тому, кто в нашем дому, чтобы хорошо было все: и житье, и бытье, и здоровьице».

- Проходите, проходите хорошо всё обглядите. Долго ж я вас дожидалась и вот вы опять ко мне пожаловали. Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь.  Отгадайте-ка загадку, чтобы узнать, про что  мы будем сегодня разговаривать.

Наша толстая Федора

 Наедается не скоро

 А зато, когда сыта

 От Федоры теплота.    (_печь)

Правильно, дети! Самое главное  в деревенской избе - это печь. Она находилась в центре избы. В одной избе она белоснежная, а в другой – вся расписная. Её украшали особенно тщательно. Печь кормила семью, согревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Каша или блины, приготовленные в такой печи, отличаются по вкусу от той же еды, приготовленной  на плите. Не зря в старину говорили: « Печка кормит, печка греет, печка мать родная»  

Хозяюшка:    - Когда я была маленькой, мне моя бабушка всегда говорила  - «Умелые руки не знают скуки». А знаете почему? Я всегда ей во всем помогала. «Хочешь есть калачи - не сиди на печи».  Давайте и вы мне сейчас поможете тесто замесить, да калачи испечь в нашей печке.

Сначала  надо печь затопить, дров в топку положить, да лучше березовых, они жарче горят! (кладет дрова в печку, дрова падают). - Ох, работа что-то не спорится, давайте позовем на помощь Кузьму.  Дети зовут домового

Кузя (кукла): - Конечно, я помогу вам, но сначала,  перед работой,  нужно размяться.

-Повторяйте за мной движения (физкультминутка  показывается 3 раза с ускорением)

За дровами мы идём

 И пилу с собой несём,

 Вместе пилим мы бревно,

 Очень толстое оно.

 Чтобы печку протопить,

 Много надо напилить!

 Чтоб дрова полезли в печку,

 Их разрубим на дощечки!

 Ребята, для того, чтобы работа спорилась, нужно сказать приговорку, а вы мне помогайте.

Я колю, колю дрова,

 Колю дрова на чурочки —

 Гори огонь в печурочке!

 Гори, гори жарче, печь,

 Будет Дуня пышки печь.

Хозяюшка:     - Ай, да молодцы!  Вот и печь наша разгорелась, теперь можно и тесто месить (берет блюдо с тестом начинает перемешивать тесто). Чтобы тесто было вкуснее, в старину, когда его замешивали, приговаривали:  

Над квашнёй сижу,

Пятернёй вожу,

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место.

Кузя:    - Вот и тесто замесили, а пока оно доходит, мы  ребятки поиграем в «цапки».

Проводится игра «В цапки». Дети встают в круг. Водящий вытягивает руку ладонью вниз. Каждый играющий ставит свой указательный палец под ладонь водящего. Все говорят слова:

Под моею крышей,

Собрались мыши,

Заяц, белка, жаба. Цап!

При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, тот выбывает из игры.

  Хозяюшка:   Вот и тесто подоспело,

                   Нужно взяться нам за дело.

-Напечь калачи всем дружно.    (Раздает детям уже приготовленное тесто, все вместе лепят калачи складывают их на противень, ставят в печку)

 - Берем кусочек теста скатываем его колбаской, вот так (показ) и соединяем по кругу. Получается у нас вот такая баранка. Кладем ее на противень.. …

- Вот и налепили мы с вами калачей, теперь поставим их в печку.  А пока калачи пекутся, Кузьма проверит ваши знания.  Он загадает загадки, а вы покажите ему ответы на них.

Вот и первая загадка.

 Прячет бабушка в нем вещи

 сапоги, кафтан, сюртук.  

Вы мне дружно все скажите,  

Этот шкаф зовут… (сундук)

- Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча.

Вы знаете, что это?  (печь)

К низу узок, верх широк,

Не кастрюля …   (чугунок)

Из русской печи

Кашу тащи.

Чугунок очень рад,

Что схватил его....  (ухват)

То назад, то вперед,

 Ходит-бродит пароход.

 Остановишь – продырявит

(Утюг)

Молодцы ребята.

Хозяюшка:   - Ну, что ж ребята «Делу время, а потехе час», вот и поспели наши калачи.  Красивые румяные получились, не зря мы с вами постарались. Молодцы!  А сейчас давайте угостим наших гостей. (Хозяюшка  достаёт из печи калачи, дети угощаются и угощают гостей).  Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Я гостям всегда рада! Приходите еще. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД) НА ТЕМУ: «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА» Сценарий театрализованного мини-спектакля в «русской избе».

Конспект непосредственной образовательной деятельности (НОД)на Тему: «Православная культура»Сценарий театрализованного мини-спектакля в «русской избе»....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД) НА ТЕМУ: «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА» Сценарий театрализованного мини-спектакля в «русской избе».

Конспект непосредственной образовательной деятельности (НОД)на Тему: «Православная культура»Сценарий театрализованного мини-спектакля в «русской избе»....

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми (с использованием регионального компонента) Подготовительная к школе группа Тема: «Хороши калачи из русской печи»

Задачи:-                   развивать  представление детей о народных традициях питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья;-  ...

КОНСПЕКТ совместной образовательной деятельности педагога, родителей и детей (непрерывной образовательной деятельности) по теме: Осенняя пора, очей очарование.

Разработчики:Вдовенко В.В, воспитатель ДС № 107 Форма работы педагога с детьми: концерт.Возрастная группа: старшаяТема календарно-тематического плана:   Осенняя пора, очей очарование.Ди...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет Тема: «Русская печь»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 97 Центрального района Санкт-Петербурга      Конспект совместной образовательной деятельност...

Конспект совместной образовательной деятельности. Область «Познание». Тема: «Число и цифра 3» 2я младшая группа

Конспект совместной образовательной деятельности. Тема: «Число и цифра 3» 2я младшая группа Цель образовательной деятельности: Познакомить с образованием числа 3 и соответствующей цифрой. ...