Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему « История возникновения книги»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему « История возникновения книги»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kniga.docx | 221.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему « История возникновения книги»
Цель: Воспитатель вносит в группу красивую коробку с книгой. Заинтересовавшиеся дети подходят к педагогу.
Воспитатель: Ребята, как вы думайте, что лежит в этой коробке? (Ответы детей)
Вы хотите знать, что здесь лежит? Я загадаю вам загадку.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Правильно, здесь лежит книга. Рассмотрите внимательно: из каких частей она состоит? (Ответы детей)
Какой материал используют для ее создания? (Ответы детей)
А где можно увидеть книгу? (Ответы детей)
А какие бывают книги? (Ответы детей)
Не всегда книги были такими, какими мы их видим сейчас.
Давным давно, много лет назад, так много, сколько песчинок в горстке песка, когда бумагу еще не изобрели, для записей люди использовали совсем другие материалы. Дети, а вы знаете, какие это были материалы? (Ответы детей)
Когда появилась первая книга? Ответ на этот вопрос требует рассмотрения условий, без которых она не могла возникнуть. В первую очередь – это материал для создания записей (бумага) и средство для сохранения информации (письменность). Только после их появления и началась история книги.
Письменность
Книга содержит в себе какую-нибудь информацию. Чтобы ее записать, нужны следующие условия: владение письменностью и материал для письма. В глубокой древности человек пользовался устной передачей знаний. Когда их было мало, такой способ подходил. Но по мере накопления информации нужно было искать новое средство для ее передачи и сохранения. Так человек изобрел письменность. Теперь все, что знали люди об окружающем мире, можно было записать, сохранив таким образом бесценные знания для следующих поколений. Как появилась книга? Это один из наиболее интересных вопросов в истории развития человечества. Ответить на него сложно, поскольку главное условие появления книг – письменность, зародилась практически в одно и то же время в Древней Месопотамии и Египте. Впрочем, пальму первенства в этом вопросе ученые отдают шумерам, считая, что именно Междуречье (Месопотамия) стало первой страной, где появилась письменность.
На чем писали в древности? Как появилась книга? Большую роль в этом сыграл материал для письма. Каждая цивилизация, открыв свой способ записи информации, стала использовать для сохранения знаний различные вещи: стебли растений, листья, глиняные таблички, кору дерева, металл. Таблички – самый древний материал для письма. Они были двух видов: восковые и глиняные. Последние для прочности обычно обжигались, и внести изменения в текст после этого уже было невозможно. Восковые таблички позволяли стирать надпись и наносить новую. Ими пользовались в Древней Месопотамии и Риме.
Свитки, сделанные из стеблей папируса, сначала использовали древние египтяне. Затем этот вид бумаги стали применять для письма финикийцы и позже познакомили с ним греков. Долгое время свитки использовали как довольно удобный материал для записей. Из-за хрупкости папирус нельзя было сгибать, но его можно было сворачивать в длинные полосы, которые было удобно хранить на полках. Кроме того, чернила с папируса легко смывались, и его можно было использовать повторно.
Когда появилась первая книга – что говорит наука? Надпись, сделанную в древности на камнях, скалах, костях животных, книгой нельзя назвать. Это были отдельные высказывания, а не тексты. Но по информации, полученной во время археологических исследований, появление первых книг относится к глубокой древности. Внешне они сильно отличались от своих современных собратьев.
Физминутка
Открывай скорее книжку! –отхлопываем ритм в ладоши
В книжке мошка, мышка, мишка, -изображаем пальчиками
В книжке мячик круглый бок:- движения соответствуют тексту
Вверх-вниз, прыг-скок. – движения соответствуют тексту
В книжке зонт, открой и пой,- движения соответствуют тексту
Лупит дождь, а ты сухой! - присесть, закрыть голову ладошками
Киска в книжке близко-близко. – показываем расстояние ладошками
На цветной картинке киску –ладошки как книжка
Долго глажу я рукой- “гладим киску” медленно и плавно
Ведь у киски мех такой. – отхлопываем ритм
Первые книги появились в III тысячелетии до н. э. в Древней Месопотамии. Обожженные глиняные таблички складывали в деревянные ящики, каждый из которых представлял отдельную «книгу». В Древнем Риме скрепляли вместе 2-4 таблички, и получался кодекс (книга) из нескольких «листов». Как появились первые книги в средние века? Долгое время папирусные свитки имели большое распространение. Но они были недолговечными, да и сам папирус в Египте становился все более редким растением. С возникновением христианства для священных текстов понадобился более прочный и удобный в обращении материал. Им стал пергамент, изготовляемый из кожи животных. Чаще всего для его производства использовались шкуры коз, овец и телят. Пергамент можно было сгибать, не боясь повредить. Со временем из него стали делать книги.
Первые книги средневековья уже почти не отличались от современных по форме. Они состояли из множества страниц и имели обложку. Такие книги были очень дорогими. На изготовление одной уходило до 500 шкур животных и 2-3 года работы переписчиков и художников. Часто они украшались дорогим окладом из золота и драгоценных камней. Как появилась книга на Руси? Что касается нашей страны, то она имеет собственную историю появления первых рукописей и текстов. Традиционным материалом для письма в XI-XV веках здесь была берестяная грамота. Впервые их в большом количестве обнаружили в Великом Новгороде в начале XX века. Береста была непрочным дешевым материалом и использовалась в основном для частной переписки. Более важные документы писали на пергаменте. Книгопечатание – новая страница в истории появления книги Рукописи стоили дорого, и позволить себе роскошь иметь их дома могли только очень богатые люди. В средние века владеющих грамотой людей было ничтожно мало. В основном это были монахи, ученые и должностные государственные лица (писцы). В VIII веке в Европе появляются первые университеты. Государства нуждались в большом количестве образованных людей. Но студенты не могли себе позволить покупать дорогостоящие фолианты. Чаще всего книга имелась только у профессора, который читал лекцию, а слушатели должны были ее запоминать. К тому времени в Китае и на Востоке уже применялась ксилография – оттиск на ткани. Но этот метод был недешевым, поскольку сама ткань была дорогой. В Европе с появлением бумаги в начале XV века было изобретено книгопечатание при помощи наборного шрифта. Традиционно считается, что первым открыл этот способ производства книг Иоганн Гуттенберг. На самом деле наборные шрифты уже применялись до него в разных европейских странах. Гениальное изобретение Гуттенберга заключалось в создании печатного станка.
Когда появились печатные книги, стало возможным распространять знания не только в среде привилегированного класса: дворянства, духовенства и представителей науки. Постепенно книги, созданные при помощи станка, стали доступны остальным слоям населения. Когда появилась первая печатная книга в России? Это знаменательное событие произошло в 1564 году. До этого в страну, несомненно, уже проникали подобного рода фолианты, созданные не переписчиками, а машинным способом. Такие книги уже не были новостью в России к моменту создания ее первой типографии. Первой печатной книгой России стал «Апостол» - настоящий шедевр, созданный Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: История елочной игрушки.
Программное содержание:1. Познакомить детей с историей елочных игрушек, дать знания где появилась первая елочная игрушка ( в Германии ).2. Развивать диа...
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему "История возникновения книги" в подготовительной группе.
В возрасте 6-7 лет ребенок формируется как будущий читатель. Многие дошкольники в этом возрасте способны самостоятельно выбрать книгу по вкусу. Целью данного занятия было обобщение и систематизи...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Знакомство с историей и современной архитектурой города Бугуруслана»
Цель: Развитие интереса к родному городу, его исторической и современной архитектуре.Воспитывать любовь к родному городу, к его прошлому и настоящему; бережное и заботливое отношение к нему.Разв...
Конспект НОД в подготовительной группе по теме "История возникновения книги"
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «История появления книги»Подготовила: старший воспитатель Зайцева Т.Б. Цель – ...
Презентация на тему история возникновения книги
История возникновения книги...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: История елочной игрушки.
Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: История елочной игрушки....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе на тему «История возникновения книги» (Познание предметного и социального окружения)
познакомить детей с историей возникновения книги.Образовательная область: познавательное развитие.Задачи: дать представление о различных материалах, из которых изготавливали книги;познаком...