Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему "История возникновения книги" в подготовительной группе.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
В возрасте 6-7 лет ребенок формируется как будущий читатель. Многие дошкольники в этом возрасте способны самостоятельно выбрать книгу по вкусу. Целью данного занятия было обобщение и систематизирование знаний детей о книге, ее происхождении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_vozniknoveniya_knigi_dlya_ns_portalae.docx | 26.84 КБ |
vot_takie_knizhki.docx | 2.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы
Тема проекта: «История возникновение книги»
Цель: Обобщение и систематизирование представлений детей книге, истории происхождения.
Задачи:
- Познакомить детей с историей письменности;
- историей книги;
- расширить и закрепить знания о том как создается книга;
- формировать бережное отношение к книге.
Материалы и оборудование: проектор, большой экран, слайды с презентацией «Как появились книги», книги старых издательств.
Место проведения: групповое помещение.
Время проведения: утро, вечер.
Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, труд.
ХОД.
- Организационный момент.
Звучит мелодия «В гостях у сказки».
Воспитатель. Здравствуйте ребята! С книгой вы знакомы давно. Когда вы были маленькими – кто вам читал книги?
Ответы детей.
Воспитатель. А сейчас многие из вас уже сами умеют читать. Поднимите руки – кто уже умеет читать?
Ответы детей.
- Основная часть.
- Ребята, сегодня книги окружают нас повсюду. Но как появилась письменность , никто не знает точно. Она развивалась с древнейших времен. Человек начал рисовать картинки, рассказывающие о жизни, охоте на скалах и пещерах.
Если кто-то хотел написать письмо, то 5 000 лет назад делал это на камне : вырубал определенные знаки. Или на глиняных дощечках-клинопись.
Древние инки (индейское племя) писали письмо разноцветными веревочками. Эти нити с узелками называли «Кипу».
Каждый цвет имел свое значение:
- Красный – война, кровь;
- Белый – мир, здоровье;
- Черный – смерть, болезнь;
- Зеленый – урожай, хлеб;
- Желтый – солнце;
- Синий – море, вода.
Позже люди стали писать на папирусе, который вырабатывался из стеблей растения с таким же названием. Книга того времени представляла из себя папирусный свиток. Папирус доставляли из Египта. Самому древнему из сохранившихся папирусов более 5000 лет.
-Где же ты вырос, Высокий папирус?
-Я в Эфиопии солнечной вырос!
С ветром попал я в болото Сицилии,
Где загорают и плавают лилии!
-Кто твои сестры, Папирус высокий!
-Я из одной колыбели с осокой!
Листья мои шелковисты и плоски,
В древности резали их на полоски,
Клеили в свитки, сушили от влаги,
Чтобы использовать вместо бумаги!
Поэтам, художникам и звездочетам
Был я тетрадкой, альбомом,
Блокнотом! (Ю.Мориц»
Но когда папируса стало не хватать, пришло время пергамента, который изготавливали из шкур телят, овец, коз.
Шли годы, и человек искал более дешевые материалы для письма. И вот, во 2 веке н.э. в Китае изобрели бумагу.
Первые книги были рукописными. Создание рукописных книг дело сложное. На изготовление каждой из них уходил не один год, а иногда от пяти до семи лет. Первые заглавные буквы писец рисовал кисточкой красной краской. Переписанные листы собирали и одевали в кожаный переплет, который был украшен драгоценными камнями. Эти книги были очень дорогими. Их могли купить только очень богатые люди.
Позже появились книгопечатные станки. В 15 веке немец Иоганн Гуттенберг придумал металлические буквы, из которых мастер набирал строку, покрывал краской и с помощью пресса получался оттиск на бумаге. Книгопечатанье быстро распространилось и первая Российская типография была создана по повелению царя на средства казны. Первые печатники: Иван Федоров и его друг Петр Мстиславец. В 1564 году в Москве напечатана первая книга _»Апостол». За две недели они напечатали 200 экземпляров книги. Стоили эти книги много дешевле чем рукописные и переписчики книг подожгли типографию а печатников пригрозили убить. И.Федоров и Петр Мстиславец бежали из Москвы. И.Федоров переехал в г.Львов где создал собственную типографию и печатал первую в России Азбуку, по которой потом учили читать и писать русских ребятишек.
И письмо и счет, и книги потребовались людям, чтобы сохранить для потомков достигнутое, расширить возможности человеческой памяти. Книга – помогла сохранить знания, которые накапливало человечество в течение тысячелетий.
Ребята, а сейчас, встаньте из-за столов и: (физкультминутка)
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Воспитатель:
Ребята, а сейчас мы с вами немножко поиграем. Перед вами кроссворд, если вы правильно разгадаете слова по горизонтали, то узнаете что за слово спрятано по вертикали. А разгадать его сможет только тот, кто внимательно меня слушал:
- Разноцветные нити с узелками (кипу).
- Наскальные сообщения (рисунок).
- Знаки, вырубленные на камне и на глиняных дощечках (Клинопись).
- Специально обработанные шкуры животных (Пергамент).
- Из какого растения делали писчий материал. (Папирус).
1к | ||||||||||
2 | н | |||||||||
3 | и | |||||||||
4 | г | |||||||||
5 | а |
Ответы детей
Воспитатель. Молодцы, ребята. Кто мне прочитает какое слово получилось у нас отгадать? (Книга)
Ребята, а вы любите отгадывать загадки?
Ответы детей
Крошки птички сели в ряд
И словечки говорят (Буквы).
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно,
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней. (Книга).
У сосны и елки листочки – иголки,
А на каких листочках растут слова да строчки? (На книжных).
Первую книжку,
Где буквы ты изучаешь.
Как ты ее называешь? (Букварь).
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга).
Воспитатель. Молодцы!
Ребята, а кто мне подскажет, как нужно обращаться с книгой, какие правила общения приняты и почему?
Ответы детей.
Воспитатель (суммирует ответы детей).
Не читайте книгу во время еды – ее можно испачкать.
Не кладите в книгу карандаши, ручки и другие толстые предметы – от этого книга рвется. Что предусмотрено для того чтобы не потерять то место где вы остановились читать? (Закладка).
Не загибайте углов на страницах книги – углы рвутся, и книга портится, пользуйтесь закладками.
Не рвите страницы, не рвите и не пишите книги.
Не перегибайте книгу, от этого вырываются страницы.
Книжек в мире много разных
Интересных и смешных
Приглашаем, вас, ребята,
Прочитать побольше их.
Воспитатель. Вы сегодня узнали много интересного, что вам больше всего запомнилось?
Ответы детей.
Воспитатель. Ребята, я вам предлагаю, когда мы проснемся поиграть в игру «Книжное издательство».
Вы сами придумаете сказку, нарисуете и если умеете, то напишите. А я тому, кто не умеет писать, помогу. В своей книге вы будете и автором, и художником. А потом мы с вами вместе почитаем ваши книги. И сделаем выставку книжек-малышек изготовленных своими руками, вот всем будет интересно. Договорились?
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема «Зимующие птицы» в подготовительной группе
Задачи:ОбучающиеУточнить и расширить представления детей о зимующих птицах( внешний вид, способы передвижения, питание, приспособление); познакомить детей с новой для них птицей - клест.Вовлекать дете...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре в подготовительной группе с элементами игрового стретчинга.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре в подготовительной группе с элементами игрового стретчинга.Сюжет: «Юноша и колдун»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему «Портрет месяца марта»
Программное содержание:· Продолжать учить детей составлять рас...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познанию (ФЭМП) в подготовительной группе "Помоги Незнайке".
На занятии каждый ребёнок может почувствовать себя "умницей", сможет получить положительный эмоциональный заряд....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в области познание в подготовительной группе на тему: «Измерение»
Программное содержание:Закрепить знание порядкового счета до 20 в прямой и обратной последовательности; познакомить детей со счетом парами.Учить пользоваться условной меркой.Закрепить умения ориентиро...
«Чудесный сундучок Золушки». Конспект непосредственно образовательной деятельности детей по ФЦКМ в подготовительной группе.
В детский сад к детям приходит Золушка приносит сундучок. Дети помогая Золушке сами узнают новое: для чего нужны часы, режим дня и что может произайти, если не соблюдать режим дня. Играют игры - "Собе...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Звук /ш/, буква Ш".
Материал предназначен для автоматизации звука [ш] и знакомства дошкольников с графемой Ш....