Инструментарий по диагностике развития исследовательских компетенций у дошкольников по методике Л.Н. Прохоровой
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Рябинина Татьяна Евгеньевна

Инструментарийпо диагностике развития исследовательских компетенций у дошкольников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл instrumentariy_diagnostiki_oed_prohorova.docx41.54 КБ

Предварительный просмотр:

Инструментарий

по диагностике развития исследовательских компетенций у дошкольников

 

1.Педагогическое обследование

Педагогическое обследование проводится на основе соблюдения принципов комплексности, возрастного индивидуального подходов, учета личностных особенностей. В обследовании используются наглядные, словесные и практические методы.

Обследование уровня развития познавательно - исследовательской активности проводится по методике Поздняк Л. В. «Показатели уровня развития любознательности как основы поисково – исследовательской деятельности детей».

Обследование проводится два раза в год (октябрь, май) по следующим показателям:

 

  1. Интеллектуальная инициативность.
  2. Настойчивость.
  3. Познавательный интерес.

При обследовании детей по данной методике, используется метод наблюдения за результатами деятельности детей, за предпочтенными детьми материалами в процессе экспериментирования, за умением анализировать объект или явление. Обследование проводиться в четыре этапа.

Затем педагог фиксирует уровень развития показателями: высокий, средний, низкий по всей группе. (Согласно приложению «Показателей уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью» - автор Прохорова Л.Н.).

 

Результаты оформляются в таблицу.

 

Уровень

Учебный год

Начальный период

Конечный период

Высокий

 

 

Средний

 

 

Низкий

 

 

Всего обследовано детей

 

 

 

  1. этап: Методика «Выбор деятельности» (Л. Н. Прохорова)

Цель: Методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.

На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:

  1. игровая
  2. чтение книг
  3. изобразительная
  4. детское экспериментирование
  5. труд в Уголке природы
  6. конструирование из разных материалов.

Ребенку предлагается сделать выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора. Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами 1,2,3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй выбор - 2 балла, за третий - 1 балл. Вывод делается по сумме выборов в целом по группе. Результаты оформляются в таблицу:

 

Вид деятельности

Н.г.

К.г.

1. Игровая

 

 

2. Чтение книг

 

 

3. Изо деятельность

 

 

4.Детское экспериментирование

 

 

5. Труд в Уголке природы

 

 

6. Конструирование

 

 

  1. этап: Методика «Маленький исследователь» (Л.Н. Прохорова)

Цель: Методика исследует предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявляет степень устойчивости интересов ребенка.

Детям предлагается схематическое изображение Уголка экспериментирования с различными материалами и предметами (в соответствии с требованиями программы). Ребенку предлагается осуществить 3 выбора:

 

 «К тебе пришел в гости маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься. Выбери, куда бы он отправился в первую очередь». После этого ребенку предлагают повторить выбор второй и третий раз.

Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй –2 балла, за третий -1 бал.

 

Вывод делается по сумме выборов в целом по группе. Результаты оформляют в таблицу:

 

Фамилия, имя ребенка

Оборудование (материалы) из уголка экспериментирования

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 этап: Обследование родителей и педагогов с помощью анкетирования.

Цель: Исследовать педагогическую компетентность родителей и воспитателей в области диагностики и развития детского экспериментирования.

Анкета для родителей 

Цель: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей.

1.В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?

  1. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?
  2. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома? Если да, то как часто? (Часто, редко, всегда, никогда.)
  3. Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребенка? 5.Делится ли ребенок с Вами результатами эксперимента (открытиями)?

 

Анкета для воспитателей включала в себя 8 вопросов. Первые три вопроса было

направлено на изучение условий и формы организации детского экспериментирования. Два вопроса (4 и 5) включали изучение проблем детского экспериментирования, методов и приемов их решений. Три вопроса (7, 8и 9) изучали особенности индивидуального и группового подхода к детскому экспериментированию.

Анкета для воспитателей:

  1. Созданы ли условия для организации детского экспериментирования в Вашей группе? Если да, то какие?
  2. Как часто Вами планируется организация детского экспериментирования?

3.Какая из форм детского экспериментирования преобладает у Ваших детей:

познавательная (т.е. направленная на получение новых сведений и знаний) или продуктивная (т.е.

направленная на получение новых конструкций, рисунков, сказок)?

  1. Если продуктивная, то что мешает Вашим детям заняться познавательным экспериментированием (нужно подчеркнуть):

запреты со стороны взрослого;

сниженность познавательных интересов детей;

неодобрение со стороны взрослых, если дети сделают что-то не так (разольют воду,

испачкаются и т.д.; другие причины (что именно?).

  1. Как вы поддерживает интерес ребенка к экспериментированию (нужно подчеркнуть):

проявляю заинтересованность, расспрашиваю; оказываю эмоциональную поддержку, одобряю; сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность; другие методы (какие именно?).

  1. С чем Ваши дети любят проводить эксперименты?
  2. Разделите детей Вашей группы на 3 подгруппы с высоким, средним и низким уровнем?

8.В чем особенности детей разного уровня? Спасибо

 

 

Список литературы:

  1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
  2. Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование: (Текст) / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. - М.: Педагогическое общество Росии,2005.
  3. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 -112 с.
  4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
  5. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 208 с.
  6. Типовое положение о дополнительной образовательной программе от 29.08.2019 г. № 01- 11/207
  7. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста». Издательство: "Детство-Пресс" (2015). -68
  8. Интернет ресурсы:

http://lytmdou14.edumsko.ru/documents/other_documents/plan_raboty_kruzh

Приложение 1

Показателей уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью» - автор Прохорова Л.Н.

 

Высокий уровень

(2,45 –3 балла)

Средний уровень

(1.45 –2,44 балла)

Низкий уровень

(0 –1,44 балла)

Познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность.

Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной

деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.

Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности.

Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делает выводы.

В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный и интерес.         Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого.

Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковых действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Ребенок включается в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее.

Дошкольник действует хаотично, переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.

         29

Приложение 2

Показатели уровня развития любознательности как основы поисково – исследовательской деятельности. /По Поздняк Л. В./

        Группа                   Дата                    Воспитатель            

 

 

Фамилия, имя ребенка

Показатели и уровни развития

Интеллектуальная инициативность

Настойчивость

Познавательный интерес

Итого

Проявляет инициативу в

формировании вопроса.

Не испытывает

затруднений в

формулировке вопроса.

Часто задает вопросы.

Спрашивает

о

 непонятном.

Способность доводить начатое дело до завершения.

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высокий уровень -

Средний уровень - Низкий уровень –

         30

Приложение 3

Методика «Выбор деятельности» по Л. Н. Прохоровой.

 

        Возраст         Дата         Воспитатель

 

 

Фамилия, имя ребёнка

 

Выбор деятельности

 

 

1

2

3

4

5

6

баллы

уровень

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         31          32

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диалог – как средство развития коммуникативной компетенции старших дошкольников.

В презентации рассматриваются вопросы развития диалогоческой речи дошкольников  - задачи по формированию речевых и социально-этических умений детей, их содержание, этапы работы по обучению  ...

Статья"Диагностика развития исследовательской деятельности старших дошкольников"

Диагностика развития исследовательской деятельности дошкольников...

«Развитие коммуникативных компетенций у дошкольников через организацию театрализованной деятельности».

Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети. И она является  средством развития коммуникативных способностей у детей....

«Развитие информационной компетенции у дошкольников»

     Вопросам развития информационной  компетентности дошкольников в современном образовании уделяется особенное внимание, что вызвано интенсивным применением новых информац...

Статья: "Развитие исследовательской компетенции у детей старшего дошкольного возраста через кружковую работу экологического содержания"

В статье раскрываются особенности формирования исследовательской компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности в условиях экологического кружка в дошк...