Инструментарий по диагностике развития исследовательских компетенций у дошкольников по методике Л.Н. Прохоровой
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Инструментарийпо диагностике развития исследовательских компетенций у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Инструментарий
по диагностике развития исследовательских компетенций у дошкольников
1.Педагогическое обследование
Педагогическое обследование проводится на основе соблюдения принципов комплексности, возрастного индивидуального подходов, учета личностных особенностей. В обследовании используются наглядные, словесные и практические методы.
Обследование уровня развития познавательно - исследовательской активности проводится по методике Поздняк Л. В. «Показатели уровня развития любознательности как основы поисково – исследовательской деятельности детей».
Обследование проводится два раза в год (октябрь, май) по следующим показателям:
- Интеллектуальная инициативность.
- Настойчивость.
- Познавательный интерес.
При обследовании детей по данной методике, используется метод наблюдения за результатами деятельности детей, за предпочтенными детьми материалами в процессе экспериментирования, за умением анализировать объект или явление. Обследование проводиться в четыре этапа.
Затем педагог фиксирует уровень развития показателями: высокий, средний, низкий по всей группе. (Согласно приложению «Показателей уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью» - автор Прохорова Л.Н.).
Результаты оформляются в таблицу.
Уровень | Учебный год | |
Начальный период | Конечный период | |
Высокий |
|
|
Средний |
|
|
Низкий |
|
|
Всего обследовано детей |
|
|
- этап: Методика «Выбор деятельности» (Л. Н. Прохорова)
Цель: Методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.
На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:
- игровая
- чтение книг
- изобразительная
- детское экспериментирование
- труд в Уголке природы
- конструирование из разных материалов.
Ребенку предлагается сделать выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора. Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами 1,2,3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй выбор - 2 балла, за третий - 1 балл. Вывод делается по сумме выборов в целом по группе. Результаты оформляются в таблицу:
Вид деятельности | Н.г. | К.г. |
1. Игровая |
|
|
2. Чтение книг |
|
|
3. Изо деятельность |
|
|
4.Детское экспериментирование |
|
|
5. Труд в Уголке природы |
|
|
6. Конструирование |
|
|
- этап: Методика «Маленький исследователь» (Л.Н. Прохорова)
Цель: Методика исследует предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявляет степень устойчивости интересов ребенка.
Детям предлагается схематическое изображение Уголка экспериментирования с различными материалами и предметами (в соответствии с требованиями программы). Ребенку предлагается осуществить 3 выбора:
«К тебе пришел в гости маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься. Выбери, куда бы он отправился в первую очередь». После этого ребенку предлагают повторить выбор второй и третий раз.
Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй –2 балла, за третий -1 бал.
Вывод делается по сумме выборов в целом по группе. Результаты оформляют в таблицу:
№ | Фамилия, имя ребенка | Оборудование (материалы) из уголка экспериментирования | ||||||||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 этап: Обследование родителей и педагогов с помощью анкетирования.
Цель: Исследовать педагогическую компетентность родителей и воспитателей в области диагностики и развития детского экспериментирования.
Анкета для родителей
Цель: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей.
1.В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?
- С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?
- Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома? Если да, то как часто? (Часто, редко, всегда, никогда.)
- Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребенка? 5.Делится ли ребенок с Вами результатами эксперимента (открытиями)?
Анкета для воспитателей включала в себя 8 вопросов. Первые три вопроса было
направлено на изучение условий и формы организации детского экспериментирования. Два вопроса (4 и 5) включали изучение проблем детского экспериментирования, методов и приемов их решений. Три вопроса (7, 8и 9) изучали особенности индивидуального и группового подхода к детскому экспериментированию.
Анкета для воспитателей:
- Созданы ли условия для организации детского экспериментирования в Вашей группе? Если да, то какие?
- Как часто Вами планируется организация детского экспериментирования?
3.Какая из форм детского экспериментирования преобладает у Ваших детей:
познавательная (т.е. направленная на получение новых сведений и знаний) или продуктивная (т.е.
направленная на получение новых конструкций, рисунков, сказок)?
- Если продуктивная, то что мешает Вашим детям заняться познавательным экспериментированием (нужно подчеркнуть):
запреты со стороны взрослого;
сниженность познавательных интересов детей;
неодобрение со стороны взрослых, если дети сделают что-то не так (разольют воду,
испачкаются и т.д.; другие причины (что именно?).
- Как вы поддерживает интерес ребенка к экспериментированию (нужно подчеркнуть):
проявляю заинтересованность, расспрашиваю; оказываю эмоциональную поддержку, одобряю; сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность; другие методы (какие именно?).
- С чем Ваши дети любят проводить эксперименты?
- Разделите детей Вашей группы на 3 подгруппы с высоким, средним и низким уровнем?
8.В чем особенности детей разного уровня? Спасибо
Список литературы:
- Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
- Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование: (Текст) / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. - М.: Педагогическое общество Росии,2005.
- Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 -112 с.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
- Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 208 с.
- Типовое положение о дополнительной образовательной программе от 29.08.2019 г. № 01- 11/207
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста». Издательство: "Детство-Пресс" (2015). -68
- Интернет ресурсы:
http://lytmdou14.edumsko.ru/documents/other_documents/plan_raboty_kruzh
Приложение 1
Показателей уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью» - автор Прохорова Л.Н.
Высокий уровень (2,45 –3 балла) | Средний уровень (1.45 –2,44 балла) | Низкий уровень (0 –1,44 балла) |
Познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делает выводы. | В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный и интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковых действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого. | Ребенок включается в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично, переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием. |
29
Приложение 2
Показатели уровня развития любознательности как основы поисково – исследовательской деятельности. /По Поздняк Л. В./
Группа Дата Воспитатель
| Фамилия, имя ребенка | Показатели и уровни развития | ||||||||
Интеллектуальная инициативность | Настойчивость | Познавательный интерес | Итого | |||||||
Проявляет инициативу в формировании вопроса. | Не испытывает затруднений в формулировке вопроса. | Часто задает вопросы. | Спрашивает о непонятном. | Способность доводить начатое дело до завершения. |
| |||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Высокий уровень -
Средний уровень - Низкий уровень –
30
Приложение 3
Методика «Выбор деятельности» по Л. Н. Прохоровой.
Возраст Дата Воспитатель
|
Фамилия, имя ребёнка |
| Выбор деятельности | |||||||
|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | баллы | уровень | |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
7. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
8. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
9. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
10. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
11. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
12. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
31 32
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диалог – как средство развития коммуникативной компетенции старших дошкольников.
В презентации рассматриваются вопросы развития диалогоческой речи дошкольников - задачи по формированию речевых и социально-этических умений детей, их содержание, этапы работы по обучению ...

Статья"Диагностика развития исследовательской деятельности старших дошкольников"
Диагностика развития исследовательской деятельности дошкольников...
Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» по теме: «Развитие коммуникативных компетенций у дошкольников»
ОглавлениеI. Вводная часть ...

«Развитие коммуникативных компетенций у дошкольников через организацию театрализованной деятельности».
Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети. И она является средством развития коммуникативных способностей у детей....

Статья: "Развитие исследовательской компетенции у детей старшего дошкольного возраста через кружковую работу экологического содержания"
В статье раскрываются особенности формирования исследовательской компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности в условиях экологического кружка в дошк...

Диагностика развития исследовательских компетенций у воспитанников группы среднего возраста по методике Л.Н. Прохоровой
Диагностика уровня развития ОЭД у воспитанников среднего возраста...

Инструментарий по диагностике развития исследовательских компетенций у дошкольников
Педагогическое обследование проводится на основе соблюдения принципов комплексности, возрастного индивидуального подходов, учета личностных особенностей. В обследовании используются наглядные, словесн...