Статья: "Развитие исследовательской компетенции у детей старшего дошкольного возраста через кружковую работу экологического содержания"
статья (старшая группа)

Чиенева Марина Николаевна

В статье раскрываются особенности формирования исследовательской компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности в условиях экологического кружка в дошкольном образовательном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие исследовательской компетенции у детей старшего дошкольного возраста через кружковую работу экологического содержания

Чиенева М.Н., Баталова М.Ю., Бугринская М.В.

МДОУ Детский сад комбинированного вида №4

Development of research competence in older preschool children through environmental group work

Chieneva M.N., Batalova M.Y., Bygrinscaya M.V.

Pre-school educational institution Kindergarten №4

Аннотация

В статье раскрываются особенности формирования исследовательской компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности в условиях экологического кружка в дошкольном образовательном учреждении.

Abstract

The article describe the features of the formation of research competence in older preschool children through research activities in the conditions of an ecological society in a preschool educational institution.

Ключевые слова: познавательный интерес, старший дошкольный возраст, исследовательская деятельность, исследовательская компетенция, исследовательское поведение, опытно-экспериментальная деятельность, кружок.

Keywords: cognitive interest, senior preschool age, research activity, research competence, research behavior, experimental activity, society.

На протяжении всего развития человека одной из главных потребностей, лежащих в основе, является потребность в новых впечатлениях и знаниях. Чем меньше возраст человека, тем более активен он в приобретении новых знаний. Начальное ощущение окружающего мира складывается именно на этапе дошкольного детства, поэтому формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста являются одними из актуальных в педагогике и психологии (Петунин, 2006).

Многие психологи и педагоги трактуют понятие познавательного интереса по-своему. И.Ф. Харламов описывает познавательный интерес как «эмоционально окрашенную потребность, прошедшую стадию мотивации и придающую деятельности человека увлекательный характер». Г.И. Щукина считает, что познавательный интерес - это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Н.Г Морозова описывает понятие познавательного интереса в более широком смысле. По её мнению, познавательный интерес - это активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру.

Таким образом, можно прийти к выводу, что большинство авторов считает, что познавательный интерес - это избирательная направленность личности на окружающий нас мир (И.Н. Соколовская, А.А. Кивилёва, 2015). Познавательный интерес выражается в стремлении узнавать что-то новое, в желании понять их суть. Он активизирует психические процессы: внимание, восприятие, память, воображение. Чем больше кругозор ребенка, тем больше развит познавательный интерес (Гонина, Новикова, 2020).

Исследовательская деятельность- это самостоятельная деятельность воспитанников, которая направлена на исследование нового, путем применения различных действий, которые помогают составить личностное суждение о предмете, действии или явлении (Репета Л.М., 2012). Исследовательская компетенция способствует формирование деятельностного начала в человеке, а также она укрепляет его потребности в познании (Рындина Ю.В., 2011).

Дети дошкольного возраста очень любознательны, а также имеют огромное желание познавать окружающий мир. Следовательно, данный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития исследовательской компетенции. Развитие исследовательского поведения формирует познавательные способности, а знания порождают потребность в практической реализации и осуществления исследовательской деятельности (Н.В. Суровцева, 2012).

Наиболее важную роль в познавательном развитии у дошкольников играет опытно-экспериментальная деятельность. Во время проведения экспериментов дети удовлетворяют свою любознательность и познавательную активность. Сведения же, которые получаются самостоятельно, откладываются в голове у ребенка прочно (Гонина, Новикова, 2020)

В связи с глобальной информатизацией происходит изменение коммуникационных возможностей, опытно-экспериментальная деятельность как компонент познания уходит на второй уровень, что приводит к снижению познавательного интереса.

Познавательный интерес намного легче и быстрее развивать на специализированных кружках, которые может предложить дошкольное образовательное учреждение, потому что дошкольный возраст является периодом расцвета познавательной активности (Красных Е.Н., 2018). Кружки в ДОУ выполняют несколько функций: образовательную, социально-адаптивную и воспитательную.

Нами было предположено, что кружковая работа по экологическому содержанию будет способствовать развитию исследовательской компетенции.

Для организации кружковой работы была разработана и внедрена в образовательный процесс образовательная программа, составленная с применением форм и методов, способствующих развитию исследовательской компетенции. Например, наблюдения, прогулки, дидактические игры, экскурсии, экспериментирование, трудовые поручения, трудовая деятельность.

По результатам диагностического исследования был выявлен прирост показателей исследовательской компетенции у детей. В начале диагностики 1/3 часть детей из старшей группы показали средний уровень исследовательской компетенции, только 10% из всех детей владеют нужными навыками. Далее была проведена коррекционная работа, которая позволила улучшить навыки исследовательской компетенции. Были проведены беседы, наблюдения за природой, экспериментальные действия. После этого повторно проводилась диагностика, которая показала, что 22% детей обладают высоким уровнем исследовательской компетенции, а 59% средним уровнем. Всего 18% воспитанников имели низкий уровень навыков. Таким образом, итоговая диагностика показала прирост детей, которые имели средний уровень владением исследовательской компетенции, а также стало больше детей с высоким уровнем. Дети стали активнее проявлять творческий интерес, увлеченность исследовательской деятельностью. У них совершенствовались способности анализировать, сравнивать и формулировать определение вещам, понятиям (Казанцева Е.В., 2019).

Список литературы:

  1. Аксенова, Т. А. Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО / Т. А. Аксенова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6 (116.6). — С. 1-6.
  2.  Баранова Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. СПб.: Речь. 2005. 128 с.
  3. Гонина О.О. Новикова С.Б. Формирование познавательного интереса в дошкольном возрасте // Вестник экспериментального образования. – 2020. – С. 2-5.
  4. Гонина О.О. Психология дошкольного возраста. М.: Юрайт, 2017. 465 с.
  5. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М.: Знание, 1979.-47с.
  6. Петунин, О. В. Проблема формирования познавательного интереса в зарубежной педагогике и психологии [Текст] / О. В. Петунин, Л. Ф. Трифонова // Инновации в образовании. – 2006. – № 1. – С. 95–98.
  7. Репета Л.М. Процесс формирования исследовательской компетенции и его особенности //Теория и практика общественного развития. - 2012.- №1.- С. 1-3.
  8. Рындина, Ю. В. Исследовательская компетентность как психолого-педагогическая категория / Ю. В. Рындина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 1 (24). — С. 228-232.
  9. Соколовская И.Н. Кивилёва А.А. К определению сущности понятия «познавательный интерес» в педагогике // Царскосельские чтения. - 2015. – С. 89-92.
  10. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика, 1988. – 203с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через кружковую работу»

ЦЕЛЬ:  повышение   уровня развития творческих способностей дошкольников через продуктивную деятельность в художественном труде, посредством кружковой работы.(из опыта работы)...

Мастер-класс "Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через кружковую работу"

Техника "Миллефиори"  как способ  развития творческих способностей старших дошкольников....

Формирование и развитие социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста через психологическую сказку.

Данный материал освещает основные понятия и вопросы в сфере социального развития детей старшего дошкольного возраста. Как один из самых ресурсных методов, сказкатерапия является освновным инструментом...

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста через утренний сбор

В соответсвии с Федеральным Госдарственным Стандартом образовательный процесс в дошкольном учреждении должен быть направлен на качественую и плодотворную организацию совместной деятельности взрослых и...

Мастер-класс для педагогов "Развитие познавательных компетенций у детей старшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность"

Поделиться с педагогами опытом по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность. Представить одну из форм проведения опытно-экспериментальн...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...