Диагностика развития исследовательских компетенций у воспитанников группы среднего возраста по методике Л.Н. Прохоровой
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа)
Диагностика уровня развития ОЭД у воспитанников среднего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_raduga_22-23.docx | 146.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика развития исследовательских компетенций
у воспитанников группы среднего возраста «Радуга»
2022-2023 учебный год
Педагогическое обследование
Педагогическое обследование проводилось на основе соблюдения принципов комплексности, возрастного индивидуального подходов, учета личностных особенностей. В обследовании были использованы наглядные, словесные и практические методы.
Мониторинг был проведен два раза в год (октябрь, май) по следующим показателям:
- Интеллектуальная инициативность.
- Настойчивость.
- Познавательный интерес.
При обследовании детей по данной методике, используется метод наблюдения за результатами деятельности детей, за предпочтенными детьми материалами в процессе экспериментирования, за умением анализировать объект или явление.
- этап: Методика «Выбор деятельности» (Л. Н. Прохорова)
Цель: выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей.
На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:
- игровая
- чтение книг
- изобразительная
- экспериментирование
Ребенку предлагается сделать выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора. Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами 1,2,3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй выбор - 2 балла, за третий - 1 балл.
Всего было обследовано 20 человек.
Вид деятельности | Октябрь 2022 г. | Май 2023 г. |
1. Игровая | 50% - 10 человек | 40% - 8 человек |
2. Чтение книг | 15% - 3 человека | 10% - 2 человека |
3. Изодеятельность | 25% - 5 человек | 10% - 2 человека |
4.Детское экспериментирование | 10% - 2 человека | 40% - 8 человек |
Вывод: В начале года воспитанники отдавали предпочтение игровой деятельности, а в конце учебного года половина воспитанников группы отдали предпочтение как игровой, так и экспериментальной деятельности.
- этап: Методика «Маленький исследователь» (Л.Н. Прохорова)
Цель: выявить уровень овладения детьми среднего дошкольного возраста ОЭД
Детям предлагается схематическое изображение Уголка экспериментирования с различными материалами и предметами (в соответствии с требованиями программы).
Ребенку предлагается осуществить 3 выбора:
«К тебе пришел в гости маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься. Выбери, куда бы он отправился в первую очередь». После этого ребенку предлагают повторить выбор второй и третий раз.
Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй –2 балла, за третий -1 бал.
Уровень | Октябрь 2022 | Май 2023 |
Высокий | 25% - 5 человек | 40% - 8 человек |
Средний | 50% - 10 человек | 55% - 11 человек |
Низкий | 25% - 5 человек | 5% - 1 человек |
Всего обследовано детей | 100% - 20 человек | 100% - 20 человек |
Таким образом, результаты мониторинга на конец 2022-2023 учебного года показали следующее:
С высоким уровнем развития - 40% детей самостоятельно видят проблему. Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планируют предстоящую деятельность. Осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действуют планомерно. В диалоге со взрослым поясняют ход деятельности. Формулируют в речи: достигнут или нет результат, замечают неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делают выводы.
Со средним уровнем – 55% в большинстве случаев дети проявляют активный познавательный интерес. Видят проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Дети принимают задачу и разворачивают поисковые действия, но действуют непоследовательно, получают частичный результат. Аргументируют свои суждения и пользуются доказательствами с помощью взрослого.
С низким уровнем развития - 5% включаются в проблемную ситуацию, но активность быстро затухает, боятся проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняются выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольники действуют хаотично, переводят экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.
3 этап: Анкетирование родителей
Цель: Исследование педагогической компетентности родителей в области диагностики и развития детского экспериментирования.
Анкета для родителей
Цель: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей.
1.В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?
- С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?
- Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома? Если да, то как часто? (Часто, редко, всегда, никогда.)
- Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребенка? 5.Делится ли ребенок с Вами результатами эксперимента (открытиями)?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей и воспитанников группы среднего возраста «Радуга» «Экспериментальная лаборатория дома»
Мастер-класс для родителей и воспитанников группы среднего возраста «Экспериментальная лаборатория дома»...
Мастер-класс для родителей и воспитанников группы среднего возраста «Радуга» «Исследуем и экспериментируем вместе с детьми»
Мастер-класс для родителей и воспитанников группы среднего возраста «Исследуем и экспериментируем вместе с детьми»...
Мастер-класс для родителей воспитанников группы среднего возраста «Радуга» «Экспериментируем вместе с детьми дома»
Мастер-класс для родителей воспитанников группы среднего возраста «Экспериментируем вместе с детьми дома»...
Занятие по экспериментированию «Тайны снега» для воспитанников группы среднего возраста «Радуга»
Занятие по экспериментированию «Тайны снега» для воспитанников группы среднего возраста...
Экологическое летнее развлечение «Мы - друзья природы» для воспитанников группы среднего возраста «Радуга»
Экологическое летнее развлечение «Мы - друзья природы»для воспитанников группы среднего возраста «Радуга»...
Организация экологической развивающей предметно-пространственной среды (РППС) для воспитанников группы среднего возраста «Радуга»
Организация экологической развивающей предметно-пространственной среды (РППС) для воспитанников группы среднего возраста «Радуга»...
Мастер-класс для родителей и воспитанников группы среднего возраста «Радуга» «Домашняя лабортория»
Мастер-класс для родителей и воспитанников группы среднего возраста «Радуга» «Домашняя лабортория»...