Проект "Люби и знай свой край родной"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад № 40 «Золотая рыбка»
ПРОЕКТ
«Люби и знай, свой край родной»
Автор проекта:
Кузовова З.Ф
г. Нижневартовск, 2022
Введение
«Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохраненное предшествующим
поколением, может любить Родину, узнать её,
стать подлинным патриотом»
С. Михалков Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному доброму отношению к представителям других культур.
В настоящее время все больше возрастает познавательный интерес к изучению истории культуры, быта, традиций, обычаев, фольклора и декоративно-прикладного искусства коренных народов, погружающего ребенка в мир древней и мудрой культуры, ориентированной на духовную жизнь.
В любом обществе воспитание гражданина и патриота, ценящего родную землю, ее традиции и национальную культуру, уважающего историю своей Родины, относится к числу приоритетных направлений работы. Чтобы этот процесс протекал успешно, необходимо придать ему социально и личностно значимый характер. Понимание того, что Родина человека начинается с места, где родился, можно сформировать у ребенка только тогда, когда он будет включен в активную индивидуальную и совместную деятельность по изучению и преобразованию окружающей действительности, когда поймет, что его край родной – это частица большой Родины.
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение.
Актуальность проекта
У каждого человека есть свой любимый край. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания.
В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Формирование патриотического чувства с самого раннего детства не даст утратить общечеловеческие ценности и распространить равнодушие, неуважительное отношение к государству, Родине. Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью и величием. Богатая история Югры, сам дух этой земли, поистине философский и мудрый, располагают к неторопливому повествованию, размышлению о прошлом, настоящем и будущем. Северный народ – ярчайший пример неизменной любви к своей земле. Тайга для ханта и манси – это огромный, просторный чум. В ней каждую равнину, сопку он узнает по известным только ему приметам, шепоту земли в северную ночь и стужу. Манси и ханты бережно чтят природу родного края, чтобы сохранить ее для последующих поколений. В этом большую роль играют запреты: «не мучай зверя, насекомого – тебя могут постичь страшные мучения»; «не втыкай в землю железные предметы без надобности»; «боль земли – это боль сердца». Трудно найти человека, которого оставят равнодушным такие слова.
И очень хочется, чтобы наши дети переняли мудрость коренных народов Севера, научились также любить этот чудный и красивый край, в котором они живут. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания детей являлись забота о сохранении, укреплении и развитии национальных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского и духовного опыта.
Мы обязаны сохранить для потомков это бесценное наследство, сделать его основой новейшей истории края, который мы с гордостью называем своей Родиной.
Данный проект «Люби и знай, свой край родной» представляет историю родного края, воспитывает патриотические чувства к малой Родине.
Дети 5л.-6л. имеют недостаточно знаний об обычаях и традициях народа своей малой Родины. Не имея достаточного знаний о природных и культурных ценностях родного края, трудно сформировать уважительное отношение к Малой Родине. Без любви к своей малой Родине невозможно воспитать настоящего гражданина. В этом и заключается актуальность данного проекта.
Цель проекта: формирование у детей 5л.-6л. патриотических чувств на основе расширения знаний о природном и культурном наследии Родного края.
Задачи:
Образовательные: формировать представление детей о коренном народе Ханты – Мансийского автономного округа, его традициях, культуре и особенностях быта через проектную деятельность с созданием лэпбука «Наш край - Югра»; углублять знания детей об истории народов региона, их быту, традициям; познакомить с названиями некоторых видов орнамента народов севера.
Развивающие: развивать творческий потенциал дошкольников, расширять знания детей об особенностях культуры народов севера – ханты и манси; активизировать речь детей, совершенствовать диалогическую речь.
Воспитательные: воспитывать речевую активность, самостоятельность, уверенность в себе; воспитывать чувство патриотизма; воспитывать уважение и интерес к жизни народов Югры, к природе Югры; прививать уважение к официальной символике Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Новизна проекта: Комплексное приобщение детей к культуре, традиции народов Югры, изучение истории, богатств родного края через проектную деятельность с созданием лэпбука: «Наш край - Югра», сотрудничество с центральной библиотекой № 12.
Вид проекта: практико-ориентированный.
Участники проекта: воспитанники старшей группы 5л.-6л., воспитатель группы, родители (законные представители), городская библиотека №12.
Сроки реализации проекта: долгосрочный (сентябрь-май)
В основу положены следующие принципы:
- учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы занятий, задач воспитания и обучения;
- обеспечение эмоционально – психологического комфорта для детей;
- уважение к личности каждого ребенка;
Предполагаемые результаты:
- обогащение знаний у учащихся о своем крае, культуре местного населения ханты и манси;
- повысится познавательный интерес к традициям и быту коренных народов ХМАО;
- повысится интерес к изучению творчества писателей и поэтов Югры;
- расширится знания о некоторых представителях животного и растительного мира;
- будет значительно обогащена РППС по познавательному развитию;
- установятся партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников;
- повысится уровень активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края;
- сформируется интерес к истории родного края.
- Будет изготовлен лэпбук: «Наш край - Югра»
Обеспечение проекта:
Материально-техническое: (смарт доска, ноутбук)
Учебно-методическое: (детская художественная литература, методическая литература, дидактические игры, конспекты занятий, мультимедийные презентации к занятиям и беседам).
Методы и приемы: наглядные, практические, игровые, словесные, исследовательская деятельность.
Основные этапы реализации проекта «Люби и знай, свой край родной»:
Планируемая работа | Ожидаемый результат | Сроки |
1 этап – подготовительный Цель: самосовершенствование по данной теме | ||
Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, дидактического материала по теме проекта; Информирование родителей о задачах и содержании проекта; Вовлечение родителей в совместную работу над проектом; Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к сбору наглядного материала и необходимой литературы; Обогащение предметно-развивающей среды в группе; Подбор иллюстраций, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр по данной теме; Постановка цели и задач проекта «Люби и знай, свой край родной»; Составление плана работы с детьми по проекту «Люби и знай, свой край родной»; Групповое родительское собрание с целью информирования родителей о реализации проекта «Люби и знай, свой край родной» в течение 2022-2023 учебного года (анкетирование родителей) | Будет собран необходимый материал для работы в данном направлении | сентябрь-октябрь |
2 этап - практический Цель: реализация проекта в образовательную практику | ||
Разработка конспектов занятий, сценариев мероприятий; Посещение краеведческого музея им. Т.Д.Шуваева или организация центра в группе; Оформление книжного уголка Хантыйские сказки». Цель: Выявить уровень осведомлённости детей о быте предков ханты и манси; Создание лэпбука: «Наш край - Югра» Создание презентаций к тематическим занятиям и беседам; Оформление альбома «Как одевались коренные жители ханты и манси»; Организация, совместно с родителями, выставку предметов народного быта и культуры ханты и манси; Создание альбома «Традиции народов Ханты» Создание итоговой фотопрезентации с фотоматериалами с мероприятий по теме проекта | Появится устойчивый познавательный интерес к истории культуры народов ханты и манси Повысится уровень сформированности нравственно-патриотических чувств воспитанников. | Ноябрь-апрель |
3 этап - заключительный Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив | ||
Картотека «Дидактические игры по народной культуре ханты и манси» Картотека «Игры народов ханты и манси» Картотека «Праздники народов ханты и манси» Альбом «Животный и растительный мир ХМАО» Альбом «Традиции и праздники народов Ханты» Выставка работ детей; Создание с детьми лэпбука «Наш край – Югра»; Презентация проекта «Люби и знай, свой край родной» Анализ результатов проекта «Люби и знай, свой край родной»; Обобщение работы и размещение в интернете на сайте учреждения. | Работа над проектом найдет продолжение в дальнейшем воспитательно-образовательном процессе | Май |
Работа с детьми будет осуществляться в интеграции с другими образовательными областями (таблица 1).
Таблица 1.
Интеграция образовательного процесса
Соответствие требованиям ФГОС ДО | ||
Образовательные области | Интеграция образовательных областей | Виды активности |
«Социально-коммуникативное развитие» | Развитие эмоциональной отзывчивости; формирование готовности к совместной деятельности; формирование позитивных установок к различным видам детской деятельности. | Выражают свои эмоции, восхищения. Обсуждают, у кого какие узоры получились в процессе работы, готовы к совместной деятельности со сверстниками. |
«Познавательное развитие» | Развитие интересов, познавательной мотивации; становление сознания; развитие воображения и творческой активности. | Тематические досуги, рассказы детям о животном, растительном мире нашего края (пополнение кармашка лэпбука «Наш край - Югра»). |
«Речевое развитие» | Овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря. | Беседы по ознакомлению с историей родного города, составление мини-рассказов о семье, детском саде, о природе края, чтение произведений поэтов и авторов Югры, устного народного творчества народов севера, экологических сказок, разучивание стихотворных произведений о родном крае, городе (пополнение кармашка лэпбука «Наш край - Югра»). |
«Художественно-эстетическое развитие» | Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) мира природы; реализация самостоятельной творческой деятельности (изобразительной). | Продуктивная деятельность по мотивам устного народного творчества северных народов, выставки детских рисунков и поделок, создание центра в группе, знакомство с одеждой народов ханты и манси, знакомство с орнаментами и узорами Хантов, разучивание народных песен и элементов танца (пополнение кармашка лэпбука «Наш край - Югра»). |
«Физическое развитие» | Развивают координацию движения и гибкость, равновесие, крупную моторики обеих рук; овладевают элементарными нормами и правилами здорового образа жизни. | Разучивание подвижных игр народов ханты и манси, виды спортивных состязаний коренных народов Севера (пополнение кармашка лэпбука «Наш край - Югра»). |
Заключение
Воспитание подрастающего поколения на исторических и культурных традициях способствует расширению кругозора, любви к Родине, родному краю. Организация заданий с целью применения детьми полученных знаний становится предпосылкой их устойчивого интереса к народной истории и культуре, уважение к его традициям способствует лучшему пониманию его необходимости и ценности.
Реализация данного педагогического проекта по приобщению к народной культуре ханты и манси воспитывает общечеловеческие нравственные ценности. В век разносторонней информации нелегко убедить ребенка в необходимости быть добрым. Но если в нем зародилась искорка любви, уважения к ближнему, значит, такая работа не напрасна и обязательно принесет свои плоды.
Благодаря, совместной с родителями, организации предметно-развивающей среды, использования различных форм работы с детьми по ознакомлению с традициями и бытом коренных народов ХМАО и устным народным творчеством народов севера, уровень творческих способностей детей значительно вырастит. Дети самостоятельно научаться различать стили известных видов декоративной живописи, научаться создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах.
Таким образом, тема - расширение представлений детей о быте, культуре и традициях народа ханты и манси в детском саду очень интересна и многогранна, она поможет развить не только творческую личность, но и воспитать добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране.
Список литературы
1. Блинова Г. М. «Познавательное развитие детей 5-7 лет»
2. Бочарников В. А. «Под северным солнышком», 1980
3. Бурмистрова И. К., Евдокимова Е. С. «Воспитание маленького гражданина»
4. Гаврилова О. Н. Край родной. Азбука краеведения. Екатеринбург «СВ – 96», 2001
5. Дудников Н. Ф. «Мой дом Север», 1996
6. Маханева М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», 2009
7. Природа Югры. Азбука первоклассника, 2008
8. Сборник стихов «Не бойся пурги», 1981
9. Сказки народов Севера, составитель Самойлова Е. Н. 1995
10. https://infourok.ru/material.html?mid=98576 Коренные народы ханты и манси
11. https://goturist.ru/narod-xanty/ Народ ханты
Приложение 1
Комплексно-тематическое планирование
для детей дошкольного возраста 5л.-6л.
Направление работы | Целевые ориентиры | Сроки |
Беседа «Народная культура и традиции» | Познакомить детей с понятием «традиция», с традициями народа ханты и манси. • Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о ее природе, некоторых событиях, культуре. • Воспитывать любовь к Родине, народу ханты и манси, уважение к его традициям. | |
Беседа «Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса…» | Дать детям начальные представления об истории возникновения и развития ХМАО; познакомить с образом жизни в старину; учить детей находить приметы времени, приобщать их национальной культуре. | |
Просмотр презентации «Народы ханты и манси» | Познакомить детей с древними предками – ханты и манси, с первыми историческими фактами образования ХМАО, дать представления об укладе жизни коренных жителей. | |
Презентация «Богатыри земли Югорской» | Формировать представление о героическом прошлом народов ханты и манси, великих богатырях – защитниках земли Югорской. | |
Спортивное развлечение «Легенды народов севера» | Приобщение детей к физкультуре и спорту, пропагандирование здорового образа жизни, через культуру и образ жизни коренных народов ХМАО - ЮГРА. | |
Сказки бабушки Аннэ | Познакомить детей с творчеством сказительницы Анны Митрофановны Коньковой. Оформление книжного уголка Хантыйские сказки». | |
Досуг: «Игры коренных народов Севера» Цель: | Познакомить детей с различными народными играми «Собери крупу для хантыйской каши «Саламат», «Кто быстрее соберѐт чум», «Хейро», «Перетягивание палки», «Хват без перехвата» и др.). | |
Презентация: Культура и быт народов Севера «Оленеводство». | Продолжать знакомить детей с жизнью коренных народов Севера. Познакомить с одним из основных промыслов ханты и манси – оленеводством. Показать его необходимость для выживания людей. Уточнить знания детей об олене, его питании, миграции, образе жизни, пользе. | |
Беседа «Жизнь и быт ханты и манси» | Познакомить детей с разнообразием предметов старинного домашнего хантыйского быта; знакомить детей с предметами домашней утвари их названиями предназначением; учить детей знать характерные особенности хантыйской посуды. | |
Загадки народов ханты! (о предметах народного быта ханти и манси) | Приобщение детей к традициям народной культуры ханты и манси через декоративно-прикладную деятельность. | |
Рисование «Орнаменты народов ханты». | Умение образно изображать и передавать на бумаге орнаменты народов ханты и манси – березовая ветка, шишка. Развивать творческие способности детей; | |
Дидактическая игра «Собери чум из частей» | Продолжать собирать целое изображение из частей; закреплять знание детей о чуме. | |
Северный фольклор «Легенды Севера». | Привлекать детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании произведений народов Севера. Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества произведений, поэтического фольклора о жизни народов Севера. | |
Познавательная беседа «Знакомство с одеждой народов ханты и манси». | Ознакомление детей с национальной мужской и женской одеждой, сделанных из оленьей шкуры и обувью. Вызвать интерес к жизни своих предков; воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям народа ханты и манси. | |
Презентация «Красная книга Югры» | Знакомство детей с понятием «Красная книга ХМАО-ЮГРЫ», и ее значением. Способствовать воспитанию бережного отношения и любви к природе. Развивать познавательные способности детей посредством развивающих заданий и игр. | |
Аппликация: «Варежка», по мотивам орнаментов народов Севера. | Вызвать у детей интерес к изготовлению сказочной варежки; Инициировать самостоятельный поиск способов украшения; развивать чувство формы, цвета и композиции. | |
Занятие «Народные праздники ханты и манси» | Знакомить детей с традиционными народными праздниками ханты и манси, развивать понимание их названий. Учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности. | |
Духовный мир народов ханты и манси: традиции и праздники Театрализованное представление «Медвежьи игрища». | приобщать детей к духовной культуре народов ханты и манси: показать детям отношение народов Севера к медведю, как к священному животному, их веру в его могущество. Воспитывать интерес к народным традициям и обрядам ханты и манси. Развивать музыкальные и творческие способности детей. | |
Хантыйские народные подвижные игры «Играем вместе» | Привитие духовно – нравственного воспитания через знакомство с народными подвижными играми ханты и манси, историей и культурой жителей Севера. Привлечение внимания к культуре ханты и манси через знакомство детей с хантыйскими народными играми. | |
Занятие-беседа «Знакомство с музыкальными инструментами народов ханты и манси» | Познакомить детей с музыкальными инструментами народов ханты и манси. Прививать любовь и интерес к традиционной культуре жителей Севера. | |
Занятие «Ах, эти Хантыйские сказки!» | Познакомить с величайшим богатством хантыйской культуры – сказками. | |
Занятие по познавательному развитию «Народные куклы-обереги коренных жителей Севера» | Познакомить детей с различными видами народных кукол коренных жителей Севера, рассказать о профессии мастера кукольника, познакомить детей с технологией конструирования человека. | |
Конспект занятия «Знакомство с хантыйской куколкой. Изготовление куклы Акань» | Ознакомление детей с миром народных кукол, с хантыйскими народными обрядами. Учить мастерить куклу «Акань» из лоскутков ткани. Познакомить детей с историей народных кукол, с народными обрядами ханты и манси. | |
Мастер-класс родителей с детьми «Изготовление куклы Клюквинки» | Приобщить родителей к народным традициям ханты и манси декоративно - прикладного искусства; дать представление о различных видах самодельных кукол, их назначении, роли в жизни детей и взрослых. | |
Квест-игра «Хантыйская изба» | Расширять представления детей о жизни и быте народа ханты и манси, обычаях и традициях. | |
Создание лэпбука: «Наш край - Югра» | Дети познакомятся о жизни и быте народа, о народных праздниках и обычаях, народной хантыйской куклой Акань. Устным народным творчеством народов севера, экологическими сказками, разучиваним стихотворных произведений о родном крае, городе. Обогащение представлений детей о быте, культуре, труде коренного народа, его нравственных качествах. |
Приложение 2
Перспективное планирование реализации
проекта «Люби и знай, свой край родной» с родителями
Содержание работы | Сроки |
Анкетирование родителей с целью ознакомления с семейным опытом в данном направлении работы | |
Приобщение к основам народной культуры ханты и манси. Помощь в оформлении книжного уголка «Хантыйские сказки» внесение старинных предметов быта и обихода. Организация, совместно с родителями, выставку предметов быта и культуры коренных жителей Севера. | |
Консультации: «Приобщение к истории, традициям и культуре ханты и манси». | |
Консультация «Роль родителей в возрождении хантыйских традиций» | |
Родительское собрание в форме круглого стола «Сотрудничество семьи и детского сада по воспитанию дошкольников на традициях народной культуры ханты и манси» | |
Консультация для родителей «Тряпичная кукла как эффективное средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста» | |
Папка-передвижка «Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края» | |
Буклеты: «Традиции народов ханты и манси», «Семейные традиции» | |
Картотека: «Праздники народов ханты и манси» | |
Альбом «Животный и растительный мир ХМАО» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Люби и знай свой край родной"
ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫХ. ЗАДАЧА ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ - КАК МОЖНО РАНЬШЕ ПРОБУДИТЬ В РАСТУЩЕМ ЧЕЛ...
люби и знай свой край родной
Итоговое мероприятие районной экспериментальной площадки МДОУ физкультурно-экологический праздник "Люби и знай свой край родной"...
Познавательное занятие в подготовительной и старшей группах. Тема: "Люби и знай свой край родной"
Беседа с детьми о родном Краснодарском крае, о животном и растительном мире, ландшафте....
Проект: «Люби и знай свой край родной».
Проект: «Люби и знай свой край родной»....
Проект «Люби и знай свой край родной»
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым соде...
Дидактическая игра «Люби и знай свой край родной»
Комплект игры:Магнитные карточки с изображением достопримечательностей Н.Новгорода и Нижегородской области.•Магнитные карточки с изображением представителей флоры и фауны Нижегородской области. ...
Тема презентации : " Люби и знай свой край родной"
« Люби и знай свой край родной»Актуальность этой темы я хочу сказать словами советского филолога и культоролога Дмитрия Сергеевича Лихачёва «Любовь к Родине ...