Конспект НОД в старшей группе «Быт Древней Руси» .
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Шукшина Татьяна Аркадьевна

Материал знакомит детей с предметами быта наших предков, с предметами. о которых мы читаем теперь только в сказках, например у К. И. Чуковского, в русских народных и др. Конспект может быть использован и в подготовительной к школе группе, и в начальной школе. Подобраны динамичные занимательные развивающие задания, использованы современные технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл byt_drevney_rusi.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Быт Древней Руси»

в старшей группе.

Шукшина Татьяна Аркадьевна,

воспитатель ГБДОУ детский сад №66

Калининского района г. Санкт-Петербург

Цель:

1.Воспитание патриотических чувств, гордости за свой народ.

Задачи:

1. Развивать интерес к традициям и культуре Древней Руси.

2. Дать детям элементарные  представления  о быте Древней Руси.

3.Развивать связную речь детей, расширять словарный запас.

4.Закреплять знание устного народного творчества.

5.Совершенствовать умение отгадывать загадки.

6. Развивать мелкую моторику, дыхание, укреплять нейронные связи.

7. Формировать логическое мышление, пространственные и временные представления.

8.Совершенствовать умение воспроизводить ритм.

9.Развивать двигательную активность.

10. Создать праздничное настроение, развивать эмоциональность детей.

Предварительная работа:

1.Чтение  русских народных сказок.

2.Знакомство с некоторыми старорусскими предметами быта

Словарная работа: прялка, чугун, стиральная доска, кочерга, ухват.

Оборудование:

1.Экран, проектор, презентация

2. Макет русской печи

3.Дрова и огонь.

4.Палочки и карточки-образцы для выкладывания избы.

5.Кусочки дерева для запаха.

6.Деревянные палочки для массажа рук.

7. Мешочки-сюрпризы и растительное масло.

8.Прялка, веретено, самовар, сундук, ухват, чугун, коромысло с ведрами , чугунный утюг,  корыто, доска для стирки, деревянные ложки (по две на каждого ребенка).

9. Игрушка Домовой.

Содержание:

В.: - Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся.

Посмотрите, что я приготовила для занятия: (прялка, самовар, чугун, корыто и доска для стирки, веретено, сундук, ухват). Знаете ли вы, что это за предметы?

Дети: (ответы)

В.: -Хотите узнать про все предметы? Тогда нам придется перенестись в те времена, когда жили наши прадедушки и прабабушки. А как можно отправиться в прошлое?

Дети:- В прошлое можно отправиться на машине времени.

В.: -А вот и она.  Чтобы ее завести, надо запустить обратный отсчет :приготовьте ручки и повторяйте за мной (упражнение на нейрокоррекцию и счет от 1 до 5) Слайд №1

      -Где же мы очутились? (слайд № 2)

Дети: -Мы очутились в деревне.

В.: -Раньше большинство людей жили в деревянных домах. А чем они хороши?

Дети: -В деревянных домах чистый воздух, они крепкие, теплые.

В.: -Верно! А знаете, как в них пахнет?! Возьмите кусочек дерева и понюхайте. М-м-м!

Хоте ли бы в таком пожить?

Тогда выбирайте себе чертеж дома и приступайте к строительству.

Дети (выбирают карточку со схемой  дома из палочек и выкладывают.)

В. -Ну что ж, дом готов. А что было главным предметом в доме? Давайте заглянем в избу. (слайд № 3)

Дети:- Главной была печь.

В.: Почему, для чего она была нужна ?

Дети: - Она согревала, в ней готовили еду.

В.: -Еще в печи мылись, лечили заболевшего ребенка, на ней спали, сушили разные вещи. А вот что сушится на нашей печи? Давайте окунем мешочки в волшебную жидкость и узнаем.

Дети (опускают выбранный мешочек из бумаги в тарелку с растительным маслом и называют то, что проявилось): грибы, ягоды, фрукты, рыбу, одежду, семечки.

В. –Как же в печи разжигали огонь?

Дети (предлагают варианты ответа)

В.: Оказывается, люди в те времена выбивали искру с помощью специальных камней или терли специальные палочки друг о друга. Искра вылетала и поджигала дрова.

Давайте и мы разожжем огонь в нашем очаге.

Дети (берут деревянные палочки и трут их в ладонях –самомассаж рук).

Появляется огонь.

В. –Теперь надо на огонь подуть, чтобы он сильнее разгорелся. (Дыхательная гимнастика.).

Чтобы приготовить обед,  нам нужна вода. И тут нам понадобится коромысло. Посмотрите, как люди носили воду (показ). Хотите попробовать?

Дети: - Хотим! (Ходьба по веревочке с коромыслом на плечах).

В.: - Ну,что ж, Налили воду в чугунок. Берем ухват, хватаем им чугунок и отправляем в печь – пусть варится обед.

Кроме того, в каждой избе была прялка (слайд №4 ). С помощью ее женщины скручивали нити из шерсти животных.  Готовое изделие стирали с помощью этой доски (показ). Прялки были красивые, поэтому они еще и украшали дом.

-У меня для вас загадка:

Стоит «толстячок», подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем чай  пить велит.

Дети: -Это самовар.

В.: - Да! Пока мы рассматривали прялку, закипел самовар. Зачем он нужен?

Дети: -Из самовара пили чай.

В.: - Садитесь за стол. Но по старому русскому обычаю: во главе стола садился хозяин дома. Кого посадим?

Дети : У нас хозяин Домовой.

В.: -По правую руку садились мальчики. Где у Домового правая рука?

(Садятся мальчики, а по левую руку – девочки.)

-Посуда, как вы видите, тоже была деревянная.  А что еще можно делать деревянными ложками?

Дети: - На деревянных ложках можно играть. Давайте попробуем.

(Звучит русская народная песня «Я на горку шла», дети встают в круг и играют на ложках в ритм музыки).

Сейчас я поправлю огонь кочергой, чтобы он горел сильнее, и послушаем, как он горит. В народе была примета: если огонь потрескивает, то будет мороз, а если гудит, то будет вьюга да метель. Послушаем?

Дети (садятся удобно и слушают. Слайд №5 ).

В.: - Раз погода будет хорошая, надо возвращаться в детский сад и отправляться на прогулку. Начинаем обратный отсчет.

(Слайд №6) Смотрите. Здесь нас ждет игра «Найди пару»: нужно старорусскому предмету найти пару в современном мире .

Дети (называют пары).

В.: -Ухват и прялка остались без пары. Как их можно использовать в современном мире?

Дети : - Ухватом можно доставать игрушки из-под кровати, из прялки можно сделать полочку или вешалку.

В.: - Прекрасно! Спасибо вам за путешествие! В память о нем я дарю вам новую игру с предметами быта Древней Руси «Наведи порядок в избе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе на тему : «Народные праздники на Руси».

Приобщение детей к традиционной культуре, создание условий для формирования интереса к традициям, обычаям родного народа....

конспект занятия в старшей группе "Святые заступники Руси"

Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста. в ходе занятия дети знакомятся со Святыми людьми, которые жили на Руси и являлись заступниками своего государства....

Конспект ООД в старшей группе по ФЭЭП "Крещение Руси"

Конспект ООД направлен на формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников....

Конспект ОД в старшей группе "Как жили люди на Руси".

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Россия – Русь. Как жили на Руси».Цель: привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру, воспитывать ...

Методическая разработка. конспект НОД в старшей группе по художественно-эстетическому развитию (лепка) на тему "Знакомство с керамикой Древней Греции".

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию - лепка из глины. Знакомство с греческой керамикой, с гончарным мастерством, опыт ...

Конспект занятия в старшей группе комбинированной направленности «Общение в древнем и в современном мире»

Цель:Создание условий для познавательного развития детей посредством ознакомления способов передачи информации у древних людей в современном мире.Задачи:1.      Создать услови...

Конспект ООД в старшей группе по теме: «Древний человек и современный человек»

Цель: Формировать у детей познавательный интерес к истории человечества....