Конспект ОДРМ по экспериментированию в средней группе на тему "Лёд - вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Большое значение в формировании у дошкольников элементарных естественно-научных представлений имеет исследовательская деятельность, проходящая в форме опытов, экспериментов. Данный конспект ОДРМ расчитан на средний дошкольный возраст. В нём собран методический материал, который поможет педагогу организовать работу по расширению представлений детей о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_odrm_po_eksperimentirovaniyu.docx | 22.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Ромашка»
Конспект ОДРМ по экспериментированию на тему:
«Лёд - вода»
Составила: воспитатель Горбунова Е.А.
Г.Семенов
2022 г.
Цель: развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете, формирование действия «превращения».
Задачи:
- Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире;
- Формировать умение высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова;
- Создать эмоциональный настрой на совместную деятельность детей всей группы;
- На основе полученных знаний сформулировать правила поведения со льдом.
Материал: лёд в целлофановом пакетике (на каждого ребёнка), салфетки, фломастер, две картинки с изображением двух времён года (зима, лето), мяч.
Ход ОДРМ:
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами поговорим о превращениях. А как вы думаете, что может превращаться?
Дети: вода в лёд, лёд в воду.
Воспитатель: Дети, я вчера хотели напоить птичек на улице водой, налила воду в стаканчики и поставили на улицу. А сегодня, когда я хотела долить ещё воды, увидела, что птички не смогли попить воды. Как вы думаете, почему? Что произошло в эту холодную ночь?
Дети: Вода замерзла, стала твердой!
Воспитатель: Молодцы! Да, за ночь замерзала и стала твердой! А вспомните, что мы часто используем на занятиях по лепке?
Дети: Пластилин!
Воспитатель: Да, пластилин! Он у нас сначала был твёрдый, а потом мы его руками мяли-мяли и он стал какой?
Дети: Мягкий!
Воспитатель: Да! А что еще бывает мягкое помимо пластилина? (подушка, игрушка и т. д.). А что твёрдое? (камешек, дерево и т. д.). Дети, как вы думаете, твёрдое может во что-нибудь превратиться? Сегодня на занятии мы это и проверим!
Сюрпризный момент.
Приходит Снеговик
Снеговик: Я весёлый снеговик,
К снегу, холоду привык,
Вы, ребята, молодцы!
Я принёс вам леденцы.
Достаёт из ведёрка кубики льда и «угощает» детей.
Воспитатель наблюдает за реакцией детей.
Воспитатель: Ребята, чем угостил вас снеговик?
Загадка: Прозрачен как стекло, но не вставить в окно? (лёд)
Воспитатель: Извини, Снеговичок, но мы не будем кушать лёд! Это делать нельзя! А почему, ребята?
Дети: - Холодный, можно заболеть.
Воспитатель: - Снеговик, не расстраивайся, нам как раз для занятия нужен лёд.
- Ребята, я приглашаю вас со Снеговиком в нашу лабораторию, чтобы узнать побольше о льде.
Ребята одевают фартуки, встают к столам и экспериментируют со льдом.
Опыт1
Воспитатель: Снеговичок, а меня ты угостишь льдинками? (Снеговик даёт 2 больших льдинки). Помоги мне, пожалуйста, Снеговик посыпать 1 льдинку на тарелочке, а вторую просто положим на другую тарелку. А после посмотрим, что будет с льдинками.
Опыт 2. Лёд - холодный, гладкий и скользкий.
Воспитатель: - Ребята, возьмите лёд в руки, потрогайте его.
Дети берут, трогают лёд.
Воспитатель: - Ребята, какая льдинка?
Дети: холодная (2-3 ребенка)
Воспитатель: - Лёд холодный.
- А теперь попробуйте пальчиком погладить ваши льдинки. Какие они? (гладкие, скользкие).
Вывод: На ощупь - лёд холодный, гладкий и скользкий.
Слайд 1
Опыт 2. Лёд твердый, но хрупкий.
Воспитатель: - А теперь попробуйте пальчиком надавить сверху на кусочек льда. Какой он? (твёрдый или мягкий).
Дети: твёрдый (2-3 ребенка).
Воспитатель: - Лёд твёрдый и нам не удастся поломать его руками.
Воспитатель берет молоточек и стучит им по льдине. Ударяет сильнее, льдинка лопается.
Воспитатель: - Ну, вот, лёд разбился, и так легко! Почему? Лёд хрупкий. Поэтому легко разбивается.
Вывод: Лёд хоть и твёрдый, но хрупкий.
Опыт 3. Лёд бесцветен и прозрачен.
Воспитатель: - А теперь, ребята, посмотрите, какого цвета лёд?
Воспитатель показывает детям лист белой бумаги и уточняет лёд такой же белый, как этот лист бумаги?
Дети: - Нет.
Воспитатель: - Лёд бесцветен.
Воспитатель: - Ребята, перед вами лежат полоски цветной бумаги, положите на них льдинку, что вы видите?
Дети: - Бумагу.
Воспитатель: - А почему её видно?
Дети: - Потому что лёд прозрачный (2-3 ребенка).
Вывод: Лёд прозрачный, через него мы можем видеть предметы.
Опыт 4. Лед тает.
Воспитатель: - А теперь вернёмся к тарелке со льдом.
- Посмотрите, ребята, в тарелке появилась вода.
Дети смотрят.
Воспитатель: - Лёд начал таять.
Воспитатель: А давайте посмотрим, почему он тает. Положите льдинки в пакетики и возьмите льдинки в ладони. Лёд какой, (холодный) А какие у нас ладошки? (тёплые) Что происходит? (В пакетике появляется вода) Почему лёд таит? ( Он тает, когда тепло.)
Вывод: Лёд тает в тёплом помещении и превращается в воду.
Воспитатель:А что произошло в моих тарелочках? Какой кусочек льда растаял больше?
Дети: Который посыпан солью.
Воспитатель: Молодцы! Дети, мы играли со льдом, ручки наши замёрзли, давайте их согреем!
Дети: Давайте!
Физминутка «Ладошки вверх, ладошки вниз»
(Дети выполняют движения по тексту за воспитателем)
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
Ладошки на бочок,
И сжали в кулачок!
Потрём ка мы свои ладошки!
Согреем пальчики немножко!
Воспитатель: Давайте зарисуем наш опыт (льдинка, лужица, стрелка).
Воспитатель: Дети, как узнать, что лёд превратился в воду?
Дети: Нужно нарисовать стрелку!
Воспитатель: Молодцы! (ребёнок по желанию выходит и рисует стрелку). Молодец! Мы нарисовали стрелку, где картина показывает, что лёд превратился в воду!
Дети: Да!
Воспитатель: А когда лёд тает?
Дети: Когда тепло!
Воспитатель: Правильно! А когда можно увидеть лёд?
Дети: Зимой!
Воспитатель: А почему зимой вода превращается в лёд?
Дети: Потому что на улице холодно!
Воспитатель: Молодцы! Лёд превращается в воду, когда тепло, а когда холодно вода превращается в лёд!
Далее воспитатель демонстрирует картинки с изображением пейзажа зимы и лета. Спрашивает детей, что нарисовано на первой картинке (зима, а что на второй? (лето)
Воспитатель: На первой картинке что на речке? По чему дети катаются? (по льду) На второй картинке что на речке? (Вода) Что дети делают? (купаются) Почему зимой на речке лед? (холодно) Почему летом в речке вода? (тепло)
Итог занятия
Снеговик: - Ребята, расскажите мне, пожалуйста, еще раз про то, какой лед. А то я совсем запутался, а мне так хочется все запомнить.
Воспитатель: - Снеговик, это не беда. Сейчас всё вместе вспомним. Дети вместе с воспитателем еще раз рассказывают Снеговику о свойствах льда.
Воспитатель: А сейчас для нашего гостя еще раз назовем свойства
льда.
- Ваши пальчики по нему скользили, потому что он…? (скользкий)
- Какой он, когда его потрогали? (холодный)
- Держали в ладошке, что с ним произошло? (тает в тепле)
- Рассматривали цветной листочек подо льдом. Его было видно? Значит лёд какой?
(прозрачный)
- Наблюдали, как ломался лёд? Потому, что он какой? (хрупкий).
Воспитатель: - Запомнил снеговик?
Снеговик: - Да! - Ой, ребятки, вы такие молодцы!
Воспитатель: - Ребята, сегодня вы узнали, и показали Снеговику удивительные свойства льда.
До свидания Снеговик!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по экспериментированию в средней группе "Путешествие в лабораторию по изучению воды"
Конспект НОД с проведением опытов по изучению свойств воды....
Конспект НОД по экспериментированию в средней группе «Волшебница вода
Расширять и обобщать знания детей о свойствах и качествах воды,посредством экспериментирования (вода прозрачная, не имеет вкуса, запаха, вода может быть твердой, пар – это тоже вода.) ....
Конспект НОД по экспериментированию в средней группе. Тема: «Вода – растворитель»
Конспект НОД по экспериментированию в средней группе...
Конспект НОД по экспериментированию в средней группе Тема: «Узнаем, какая вода»
Конспект НОД по экспериментированию в средней группе...
Конспект СОД по экспериментированию в средней группе "Какая, ты водичка?"
Экспериментирование в средней группе...
Конспект НОД по экспериментированию в средней группе " Путешествие по Царству Воды"
Вода для нас – самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, одна из...
Конспект НОД по экспериментированию в средней группе №3 «Солнышко» «Волшебница – вода».
развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования....