Конспект НОД по экспериментированию в средней группе " Путешествие по Царству Воды"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему
Вода для нас – самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, одна из самых насущных потребностей человека. К воде необходимо относиться очень бережно, ведь воды, пригодной для питья, на Земле не так уж много, несмотря на то, что водой покрыто 3/4 площади Земли. Исходя из этого, важно познакомить детей дошкольного возраста с важностью воды, с её свойствами в процессе образовательной и экспериментальной деятельности. Представляем Вашему вниманию конспект НОД по экспериментированию в средней группе « Путешествие в Царство Воды».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_puteshestvie_po_tsarstvu_vody.docx | 27.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №30 «Голубок» г. Осинники
Конспект НОД по экспериментированию
в средней группе « Путешествие по Царству Воды»
Выполнил:
Воспитатели: Баранова Е.Н.
Осинниковский городской округ
2018
Конспект НОД по экспериментированию
в средней группе
« Путешествие по Царству Воды»
Цель: развивать познавательную активность в ходе экспериментальной деятельности, расширять знания детей о воде.
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение воды для всего живого.
2. Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
3. Учить образованию и использованию в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
4. Учить составлять композицию из заранее вырезанных детьми заготовок. Продолжать учить делать аппликацию. Развивать мелкую моторику рук, аккуратность.
5. Воспитывать бережное, заботливое отношение ко всему живому, формировать интерес к окружающему миру, а также эмоционально-целостное отношение к нему.
Предварительная работа: вырезание из цветного картона фигурок животных и растений, изготовление эскиза необитаемого озера, отгадывание загадок о воде, водных животных, рассматривание иллюстраций про обитателей водного мира.
Материал и оборудование:
1. Мультимедийная презентация «Кому нужна вода»
2. Мультимедийная презентация «Царство Воды»
3. Аудио-запись «Звуки воды»
4. Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, сахар, зеленка, марганцовка, ложечки, ведро, ваза, лейка, банка, кувшин, фужер, чайник.
5. Символы, обозначающие свойства воды.
6. Макет «Капелька», игрушечный ежик и лисенок.
7. Клей, салфетки, кисточки.
8. Шаблоны животных, насекомых, растений и др, предварительно вырезанные детьми для аппликации.
9. Шаблоны капельки (по количеству детей).
10. Шаблон-тучка (для воспитателя)
Ход деятельности.
Деятельность педагога | Деятельность детей |
I. Вводная часть. Создание мотивации и эмоционального настроя на дальнейшую деятельность. Воспитатель: Звучит аудиозапись журчания ручья. - Ребята, вы слышите необыкновенные звуки? Прислушайтесь и определите, что это за звуки. - Действительно, это журчит ручей. - Ребята посмотрите, эти необыкновенные звуки услышали наши знакомые друзья-игрушки Лисенок и Ежик. Они пришли к нам в гости, но не одни. Посмотрите, кто-то еще с ними пришел. Как вы думаете, кто это?
- Она поможет Ежику и Лисенку, отправиться в путешествие по Царству Воды. Эта Капелька путешествовала по всему свету, много видела, много интересного знает о воде. И мы сегодня будем путешествовать вместе с ней. Выполним опыты и оживим необитаемое озеро. II. Основная часть. Капелька: Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране Так ли это? Как вы думаете?
Воспитатель спрашивает у детей: А откуда взялась капелька, где она может быть?
Воспитатель приглашает детей к просмотру мультимедийной презентации с фотографиями реки, озера, ручья, болота, океана, моря, болота. - Ребята, давайте рассмотрим те места, где путешествовала наша Капелька и назовем их. Дидактическая игра «Назови ласково». Воспитатель называет слово, а ребенок должен назвать это слово в уменьшительно-ласкательной форме. Например: пруд, озеро, болото, лужа и др.
Лисенок: Мы видели на картинках огромное количество воды. Значит, капелька - это частичка чего? Ежик: А кому нужна вода?
Психогимнастика «Кому нужна водичка». Воспитатель приглашает детей к просмотру мультимедийной презентации с фотографиями некоторых животных, насекомых, птиц, которым нужна вода. После просмотра каждой фотографии детям также предлагается превратиться и показать то животное, насекомое или птицу, которых они увидели. (Рыба, лягушка, цветок, птицы, заяц, пингвины, бабочка) Просмотр сопровождается аудиозаписью звуков ручья.
- Воспитатель: А может ли человек прожить без воды? Зачем ему нужна вода? Для чего? - Воспитатель: Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Вода - это основа жизни. Как вы думаете, ребята, что может происходить с водой? Что может делать вода?
- Ежик и Лисенок: Ребята, а у нас в группе есть вода, где она находится?
Воспитатель приглашает детей на физкультминутку, раздает каждому ребенку капельки и тучку.
Физкультминутка «Тучка и капельки» Дождик песенку поет: Кап, кап, кап. Только кто ее поймет Кап, кап, кап. Не поймем ни я, ни ты, Да зато поймут цветы. И весенняя листва, И зеленая трава. Лучше всех поймет зерно - Прорастать начнет оно: Кап, кап, кап.
Ежик и Лисенок с Капелькой переходят в зону аквариума. А где еще у вас в группе есть вода? Аквариум мы уже видели, лейку с водой – тоже. Проходят в учебную зону (к столу для опытов). Ребята, а что это у вас такое интересное, для чего это? - Воспитатель: Это Капелька хочет с вами поиграть и рассказать, о том какая бывает вода. Хотите поиграть и узнать?
Опыт №1. «Вода - это жидкость» Капелька: Что такое вода? Ее можно налить во что-нибудь? Капелька: А вылить? Перелить из одного сосуда в другой? Давайте проверим.
Капелька раздает детям различные сосуды, заранее приготовленные на столе, затем в эти сосуды наливает воду, а потом предлагает детям перелить воду из одного сосуда в другой.
Капелька: Итак, делаем вывод: вода – это жидкость. А как вы думаете почему? Капелька: Правильно, потому что ее можно вылить, перелить, налить.
Ежик и Лисенок: А чтобы вы запомнили, мы приготовили вот такой символ. (воспитатель закрепляет первый символ на магнитной доске)
Опыт №2. «Вода бесцветная» Ежик и Лисенок обращают внимание детей на второй стол для опытов. А что на этом столе? Молоко, что ли? Мы любим с Ежиком молочко. Капелька: А вот для чего. А сейчас ребята, мне понадобится ваша помощь. Помоги мне Ваня. Опусти, пожалуйста, ложечку в молоко. На втором столе для опытов стакан с водой, стакан с молоком, ложечка. Капелька: Ребята, видно ложечку? А теперь опусти ложечку в воду.
Теперь видно ложечку? Капелька: Какого цвета молоко? А вода какого цвета? Капелька: Правильно, у воды нет цвета, она бесцветная. Ежик и Лисенок выбирают ребенка для закрепления следующего символа на доске. Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите в этом убедиться? На столе у воспитателя два стакана с водой, зеленка, марганцовка. Воспитатель: Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила свой цвет вода? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку. Посмотрим, что произойдет с водой. Вода изменила свой цвет. Ежик и Лисенок: Значит, делаем вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в нее добавили. Но на самом деле вода бесцветная.
Воспитатель приглашает детей на физкультминутку. Физкультминутка «Лодочка» Две ладошки прижму, И по морю поплыву. Две ладошки, друзья, - Это лодочка моя. Паруса я подниму, Синим морем поплыву. А по бурным волнам Плывут рыбки тут и там, Плывут рыбки тут и там.
Опыт №3. «Вода без вкуса» Лисенок и Ежик: Ой, что-то мы запыхались, пить хочется. Воспитатель: Ребята, а давайте игрушек угостим и сами водички попьем. Капелька: Вода, которую вы пили, была сладкая? Соленая? Кислая? Горькая? А какая на вкус? Воспитатель: Вода не имеет вкуса, она безвкусная. Лисенок и Ежик: А чтобы вы не забыли, мы приготовили символ этого свойства. Отдают символ детям.
Капелька: Давайте продолжим наш опыт. Положите в стакан с водой вещество (сахар), которое находится у вас на столе.
Размешайте, а теперь попробуйте воду.
Какая она стала на вкус? Как вы думаете, что мы добавили в воду? Капелька: Оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в нее положили. Но на самой деле у воды нет вкуса.
Опыт №4. «Вода без запаха» Капелька: А теперь я предлагаю вам понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь? Воспитатель: Есть ли у воды запах, если она ничем не пахнет? (Воспитатель предлагает закрепить символ этого свойства на магнитной доске)
Звучит музыка воды. Дидактическая игра «Найди место» Воспитатель: А сейчас ребята, путешествие Капельки и ее друзей-игрушек Ежика и Лисенка продолжается, и мы все вместе оказались на берегу голубого озера. Слышите, как плещется водичка? Но озеро оказалось необитаемым, ни рыбок, ни лягушек, ни растений. Давайте оживим это озеро, теми животными и растениями, которые нуждаются в чистой воде. Капелька: Молодцы ребята, теперь у животных и растений появился новый дом, и это место перестало быть необитаемым.
III. Заключительная часть. Итог деятельности. Воспитатель: Сегодня вы очень многое узнали о воде. Посмотрите на доску, где висят наши символы и вспомним, что нового о воде сегодня вы узнали.
А что вам запомнилось и понравилось больше всего в нашем путешествии?
Воспитатель: Давайте поблагодарим наших друзей-игрушек Лисенка и Ежика и Капельку за увлекательное путешествие. А сейчас сюрприз от Капельки - сок. |
Слушают аудиозапись и определяют, что это звуки воды, звуки журчания ручья.
Отвечают: капелька.
Внимательно слушают воспитателя.
Да.
Ответы детей.
Предположительные ответы детей: в ручье, в луже, в воде, в аквариуме, в океане и др.
Смотрят фотографии и называют, что на ней изображено.
Прудик, океанчик, болотце, лужица и др.
Воды. Предположительные ответы детей: цветам, животным, насекомым, слонам, бабочкам, лягушкам, рыбам, акулам и др.
Дети смотрят на фотографию, превращаются и показывают того, кто на ней изображен.
Нет.
Ответы детей.
Предположительные ответы детей: бежать, течь, литься, капать, бушевать, журчать др.
Предположительные ответы детей: в водопроводном кране, в аквариуме, в душе и др.
Выполняют физкультминутку.
Дети слушают Ежика, Лисенка и воспитателя.
Да.
Предположительные ответы детей: в стакан, в ведро, в вазу, лейку, банку, кувшин, чайник и др. Дети берут сосуды, в которые Капелька наливает воду. Затем начинают переливать воду из одной емкости в другую.
Предположительные ответы детей: потому что ее можно вылить, налить, перелить, отлить и др.
Ребенок опускает ложечку в молоко.
Нет. Ребенок опускает ложечку в молоко.
Да. Белого. Ответы детей. Ребенок закрепляет следующий символ на магнитной доске. Да.
Наблюдают за действиями воспитателя.
Наблюдают за действиями воспитателя и отвечают на вопросы.
Дети совместно с Ежиком и Лисенком формулируют вывод.
Дети выполняют физкультминутку.
Дети дают водичку Ежику и Лисенку. Пьют воду.
Ответы детей. Совместно с воспитателем формулируют вывод.
Ребенок закрепляет символ на магнитной доске.
Ребята берут по одному кубику сахара, кладут в стакан с водой и размешивают. Пробуют на вкус. Сладкая. Ответы детей.
Слушают Капельку. Дети нюхают воду. Нет. Нет. Ребенок закрепляет символ на доске.
Продолжают путешествие, и переходят к берегу необитаемого озера.
Дети берут шаблоны животных и растений и приклеивают на лист.
Дети смотрят на доску и называют по символам свойства воды: ∙ Вода - это жидкость ∙ Вода - бесцветная ∙ Вода – безвкусная ∙ Вода – без запаха.
Вспоминают яркие и интересные моменты путешествия.
Благодарят друзей-игрушек, говорят им спасибо. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Путешествие в царство комнатных растений»
Конспект открытого занятия - итог работы над проектом "Загадки комнатных растений"...
Конспект НОД в средней группе «Путешествие в царство Волшебницы -Воды»
Конспект НОД в средней группе «Путешествие в царство Волшебницы -Воды»...
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе «Путешествие по Царству Воды»
Тема «Путешествие по Царству Воды»Интеграция образовательных областей: «Познавательно-исследовательское развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Соц...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе "Путешествие в царство воды"
Данное занятие является итоговым по теме "Вода"...
Конспект интегрированного коррекционно - развивающего занятия "Удивительное путешествие в Царство воды и песка»
Цель:- способствовать интенсивному и гармоничному развитию познавательных интересов детей, формировать элементарные представления о растительном и животном мире морей и океанов...
12. Конспект образовательной деятельности в средней группе «Путешествие в царство живой природы».
развивать представления детей о свойствах живого, о связи живой и неживой природы....
Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Путешествие по Царству Воды»
Цель: развивать познавательную активность в ходе познавательно-исследовательской деятельности, расширять знания детей о воде....