«Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста "
проект по окружающему миру (старшая группа)

Парусова Светлана Николаевна

 самообразование   «Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста   с задержкой психического развития посредством дидактических игр и упражнений»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parusova_s.n._samoobr_2023.docx246.6 КБ
Файл poznavatelnaya_aktivnost_.pptx1.46 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №322 «Морозко»

Тема по самообразованию воспитателя Парусовой Светланы Николаевны  

«Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста   с задержкой психического развития посредством дидактических игр и упражнений»

D:\Desktop\image001.png

«Игра – это искра, зажигающая огонек

 пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский

Актуальность темы

Проблема задержки психического развития, на фоне неблагоприятной экологической и социальной ситуации приобретает все большую актуальность. В этой связи педагогу следует владеть знаниями и умениями работать с данной категорией детей. Огромную роль в коррекции ЗПР принадлежит игре, игровая деятельность является ведущей для дошкольного возраста. Задержка психического развития – это понятие, которое говорит не о стойком и, по существу, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной проблеме целенаправленности, в преобладании игровых интересов, быстро пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. Так как, игровая деятельность детей с ЗПР значительно отстает в своем развитии от игровой деятельности здоровых детей того же возраста, то самообразование по этой теме для меня очень важно. 

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС) предусматривают создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей интеллектуального развития дошкольника. Все пять образовательных областей ФГОС направлены на развитие интеллектуальных способностей у дошкольника.

Именно в дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие познавательной активности: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы для безболезненного, плавного перехода дошкольника из ДОУ в школу.

Педагогический проект направлен для работы с детьми старшего дошкольного возраста  с задержкой психического развития. И разработан в соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г  № 1155), «Конвенцией о правах ребенка», Законом РФ «Об образовании»,  и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Продолжительность проекта: долгосрочный 1 учебный год.

Сроки реализации проекта: октябрь 2022 г. - апрель 2023 г.

Формы работы с детьми:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа;

- самостоятельная игровая деятельность детей.

Методы работы:

Словесный метод – объяснение хода и правил игры; 

Наглядный метод – ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей);

Практический метод- показ игровых действий и самостоятельные игровые действия.

Игровой метод – это способ совместного (педагога и детей) развития сюжетно игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

Формы работы с родителями:

- анкетирование;

- консультации;

-индивидуальные и групповые беседы;

- оформление наглядной информации;

- привлечение к обогащению развивающей предметно – развивающей среды группы

Используемые технологии:

- здоровьесберегающие, игровые;

- информационно- коммуникативные;

-личностно- ориентированные.

Цели проекта: 

  1. создание условий для формирования познавательной активности у детей с ЗПР через дидактические  игры и упражнения.

Задачи проекта:

  1. Формировать и совершенствовать у детей мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, классификация, конкретизация;
  2.  Формировать у детей умения рассуждать, доказывать, логически мыслить;
  3. Поддерживать у детей познавательный интерес;
  4. Развивать у детей: коммуникативные навыки; стремление к преодолению трудностей; уверенность в себе; творческое воображение;
  5. подбор комплекса игр для развития логических приемов мышления старших дошкольников

Ожидаемый результат у детей:

  1. Способность и умение детей самостоятельно производить простые логические действия (выполнять группировки, обобщение, конкретизацию, сравнение, выделять лишнее, устанавливать причинно-следственные связи и др.)
  2. Непроизвольное усвоение детьми нового материала на игровой основе
  3. Использование игрового материала (дидактические игры, упражнения и задания) ведет к более интенсивному развитию  компонентов логического мышления, стимулирует умственную активность каждого ребёнка
  4. Способность логически мыслить позволяет  понимать происходящее вокруг, решать различные задачи, делать умозаключения, доказывать и опровергать словом

Ожидаемые результаты для педагога и родителей:

  1. Повышение педагогической компетентности по теме самообразования;
  2. Пополнение развивающей предметно- пространственной среды;
  3. Повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников по теме самообразования.

Работа с родителями в течение учебного года

  • Наглядная информация в родительском уголке по теме «Роль дидактической игры в развития познавательных способностей» (консультации, памятки, буклеты), папка - передвижка на тему: «Дидактическая игра в жизни ребенка», «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста».
  • Рекомендации по проведению совместных игр родителей и детей в вечернее время дома. Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка раннего возраста в семье.
  • Привлечь родителей к совместному изготовлению дидактических игр и демонстрационного материала.

План работы по самообразованию

Этапы работы

Формы работы воспитателя

Сроки работы

1 этап. Информационно - аналитический

  1. Изучение методической литературы по теме самообразования;
  2. Подбор пособий, дидактических  игр для детей ЗПР;
  3. Разработать анкеты для родителей «Игровые предпочтения вашего ребенка»
  4. изучить особенности формирования игровой деятельности детей с ЗПР;

сентябрь – октябрь 2022г

2 этап. Практический

  1. Создание условий для работы с детьми по теме самообразования: обогащение развивающей среды, подготовка демонстрационного материала, создание игр  - пособий.
  2. Создание картотеки дидактических игр и упражнений для детей ЗПР

В течение учебного года

Октябрь  2022

  1. Использование картотеки дидактических игр и

 упражнений во время образовательной деятельности, режимных моментов

В течение учебного года

3 этап. Представление опыта

  1. Обобщение опыта  
  2. Оформление результатов работы по теме самообразования, представление материалов, пособий;
  3. Распространение педагогического опыта. Творческий отчет презентация – отчет о проделанной работе по теме для педагогов.

 

 апрель 2023


Перспективный план работы с детьми

(примерный)

Самой продуктивной формой обучения в дошкольном возрасте является игра, поэтому реализация проекта осуществляется на основе погружения в игровое пространство. Доказано, что обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что ребёнок учится и приобретает умения без особого над собой усилия. Условия игры сами диктуют ребёнку необходимость приобретения новых действий и навыков. Он их добровольно принимает и учиться с явной заинтересованностью. Знания, поданные в готовом виде, не связанные с жизненными интересами дошкольников, плохо ими усваиваются и не развивают его. Развивающая игра является активной и осмысленной для ребёнка деятельностью, потому что в ней он может проявить себя, реализовать свой творческий потенциал и перенести приобретённые умения в другие условия. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации является важным показателем развития творческой инициативы ребёнка. Это и есть результат осуществления одного из направлений развития образования в настоящем времени.

Лексическая тема

Примерная подборка дидактических игр, содержание

Осень (сентябрь)

 «Что лишнее?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление)

«Разложи игрушки (цвет, форма, величина)» (формировать умение проводить анализ, сравнение, выделять существенные признаки и обобщать по ним)

«Новоселье матрешек» (закреплять умение классифицировать в определенной последовательности)

«Обведи, закрась» - корректурные пробы детский вариант (умение классифицировать по определенную признаку)

«Бывает – не бывает?» (учить связывать причину и последствия, угадывать результат.)

Времена года (развитие навыков анализа и синтеза.)

«Дождливая погода» (рассказ со скрытым смыслом) - формирование умений выполнять систематизацию

«Закрой лишнюю картинку» (развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение).

Осень

(октябрь)

 

«Что сначала, что потом?» (Нашли ежа) – формировать умение делать умозаключение, проводить анализ, развивать понимание и строить  причинно-следственные отношения, развивать речь

Выкладывание картин из счетных палочек «Гриб», «Ягода» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов)

«Назови одним словом» (формировать умение обобщать предметы)

«Угадай по описанию», «Загадай предмет и опиши его» (развитие словесно-логического мышления, выбор изображения из множества по описанию, выделение сходных и отличительных признаков этого предмета)

«Чепуха» (учить связывать причину и последствия, угадывать результат, при помощи суждений делать умозаключения)

Упр. «Определи время года по перечисленным признакам» (упражнять в умении вычленять отдельные признаки предметов. Развивать у детей умение мыслить с помощью разнообразных логических приёмов, проводить простейший анализ и синтез)

«Что сначала, что потом?» (Щенок под дождем) - формировать умение делать умозаключение, проводить анализ, развивать понимание и строить  причинно-следственные отношения, развивать речь

Выкладывание из счетных палочек «Елка», «Кустарник» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов)

Предметы в окружающем мире

Выкладывание картин из счетных палочек «Черпак» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов)

«Подбери слова к предмету» (развитие словесно-логического мышления, подбор как можно больше слов - признаков, которые логически подходят для описания предмета, построение умозаключений)

«Назови одним словом» (формировать умение обобщать предметы)

«Что лишнее?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление)

«Сгруппируй предметы правильно» (учить обобщать и распределять предметы по группам, где каждая группа, каждый класс имеет своё постоянное место, закреплять умение классифицировать предметы)

 Упр. «Отгадай загадку – покажи отгадку» (учить  отгадывать загадки, уметь объяснить по какому признаку они догадались, о чём идёт речь. Упражнять в умении выделять главное, отвлекаясь от второстепенного)

Зима.

«Времена года» (развитие навыков анализа и синтеза.)

«Бывает-не бывает?» (учить связывать причину и последствия, угадывать результат)

«Что сначала, что потом?» (Елка) (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов)

«Ассоциации - подбери слово (картинку) (мороз-шуба, зима-лыжи и т.д.)» (формирование умения устанавливать логические  связи между понятиями и предметами, делать умозаключения, доказывать свой выбор)

«Что сначала, что потом?» (Нашли птенца) -  формировать умение делать умозаключение, проводить анализ, развивать понимание и строить  причинно-следственные отношения, развивать речь

«Назови, каких знаешь зимующих птиц» (систематизация понятий, родовые понятия)

«Загадай птичку» - (развитие словесно-логического мышления, выбор изображения из множества по описанию, выделение сходных и отличительных признаков этого предмета)

«Сравни птиц» - (учить сравнивать предметы – выделять существенные признаки объектов)

Безопасность дома и на улице.

«Съедобное - несъедобное» (формирование умений выполнять классификацию)

«Назови одним словом» (формировать умение обобщать предметы)

«Что не подходит?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление)

«Что сначала, что потом?» (Помидоры) (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов)

«Съедобное - несъедобное» (формирование умений выполнять классификацию)

«Назови одним словом» (формировать умение обобщать предметы)

«Что лишнее?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление)

«Давай сравним» (учить сравнивать предметы – выделять существенные признаки объектов)ыкладывание картин из счетных палочек «Стул», «Кровать» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов)

«Назови одним словом» (формировать умение обобщать предметы)

«Четвертый лишний?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление)

«Загадай предмет и опиши его» (развитие словесно-логического мышления, выбор изображения из множества по описанию, выделение сходных и отличительных признаков этого предмета)

«Назови одним словом» (формировать умение обобщать предметы)

«Что лишнее?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление)

Окружающий мир

«Какое слово лишнее?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление)

«1,2,3 лишний уходи» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление)

Геометрическая мозаика «Заяц» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти)

«Любимая еда» (заяц – кора, белка-шишка и др.) - развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия.

«Что сначала, что потом?» (Кошка и мышка) - формировать умение делать умозаключение, проводить анализ, развивать понимание и строить  причинно-следственные отношения, развивать речь

 «1,2,3 лишний уходи» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление)

Геометрическая мозаика «Кошка», «Лошадь», «Собака» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти)

«Любимая еда» (корова-сено, кошка-молоко и др.) - развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия.

Геометрическая мозаика «Петушок» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти)

«Подбери слова из перечисленных, обозначающие домашних птиц» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление)

«У кого кто?» - развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия.

Весна

«Профессии. Кому что нужно для работы?» (развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия)

«Кто что делает? или «Кто это делает?» (развитие абстрактного (словесно-логического) мышления, подбор глаголов к существительным)

«Найди ошибку» (словесно) или «Что перепутал художник?» (наглядно) – развитие словесно-логического мышления, умение замечать ошибку, устанавливать связи и делать выводы

Упр. «Объясни понятие (профессию)» (учить мысленному выделению одного из признаков предмета и отвлечение от других, т.е.  выделение существенных признаков и отвлечение от несуществующих, второстепенных, развивать умственную активность)

Выкладывание картин из счетных палочек «Цветок» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов)

«Найди лишнюю картинку» (развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков)

«Выбери все комнатные цветы» (формировать умение классифицировать и обобщать предметы)

«Времена года» (развитие навыков анализа и синтеза.)

«Бывает – не бывает» (учить связывать причину и последствия, угадывать результат.)

«Не покатались» (рассказ со скрытым смыслом) - формирование умений выполнять систематизацию

«Продолжи предложение» (развитие абстрактного мышления, умение устанавливать причинные связи, правильно и последовательно излагать свою мысль)

Труд людей

«Подбери слова из перечисленных, обозначающие перелетных птиц» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление)

«Закрой лишнюю картинку» (развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение).

«Загадай птичку» - (развитие словесно-логического мышления, выбор изображения из множества по описанию, выделение сходных и отличительных признаков этого предмета)

Игра «Рыбы - птицы - звери» (учить детей видеть существующие противоречия: уметь применять в ходе упражнений различные категории, формировать способность отстаивать свою точку зрения, доказывать истинность своего ответа, закрепление видовых и родовых понятий)

«Магазин» (формировать умение проводить анализ, сравнение, выделять существенные признаки и обобщать по ним)

«Скажи наоборот (дом высокий – низкий, улица длинная- …)» (развитие логического мышления, умения подбирать слова-антонимы)

«Летает, плавает, едет» (формирование умений выполнять классификацию)

Геометрическая мозаика «Поезд», «Грузовик», «Самолет» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти)

Выкладывание картин из счетных палочек «Кораблик», «Самолет» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов)

Скоро лето

Геометрическая мозаика «Бабочка» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти)

«Летает – ползает, скачет» (формирование умений выполнять классификацию)

«Закрой лишнюю картинку» (развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение).

Выкладывание картин из счетных палочек «Жук» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов)

«Продолжи ряд» (формировать умение выстраивать определенную последовательность)

Геометрическая мозаика «Цветок» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти)

Выкладывание и счетных палочек «Тюльпан», «Одуванчик» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов)

«Ягоды, деревья, цветы» (учить детей видеть существующие противоречия: уметь применять в ходе упражнений различные категории, формировать способность отстаивать свою точку зрения, доказывать истинность своего ответа, закрепление видовых и родовых понятий)

Геометрическая мозаика «Рыбка» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти)

«Закрой лишнюю картинку» (развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение).

Выкладывание картин из счетных палочек «Рыбка» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов)

Упр. «Найди отличие» (формировать и развивать у детей основные операции мышления, учить находить сходства и различия между предметами и явлениями, делать правильные умозаключения)

Продукт проекта:

  • «Картотека дидактических игр на развитие познавательной активности для  детей старшего дошкольного возраста с ЗПР».
  • Конспекты занятий с использованием дидактических игр для формирования мыслительных операций.
  • Выставка дидактических игр, сделанных руками родителей.
  • Презентация проекта: ««Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста   с задержкой психического развития посредством дидактических игр и упражнений» на «Ярмарке педагогических идей» в ДОУ.

Результаты проекта.

В результате,  используя дидактические игры, я пыталась подвезти детей к самостоятельному выбору правильного решения, применяя ранее полученные знания. Большинство детей правильно и хорошо выполняют все задания, но кому-то из них требуется стимулирующая помощь, а другим надо просто повторить задание и дать установку сосредоточиться. Среди детей дошкольного возраста есть такие, кто без особого труда выполняет задание, в большинстве же случаев детям требуется многократное повторение задания и оказание различных видов помощи. Есть дети, которые, использовав все попытки и помощь, с заданиями так и не справляются. Отметим, что при появлении отвлекающих моментов или посторонних предметов уровень выполнения заданий резко снижается.

В пределах доступных им дидактических игр и заданий дети значительно лучше стали организовывать свою игровую деятельность, правильно использовать образец в своих действиях, внимание их стало целенаправленным. Дидактическая игра является ценным средством умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у обучающихся живой интерес к процессу познания. В игре  дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения.

Трудности:

-неустойчивое внимание;

-быстро переключаемое или  застреваемое на определенных действиях или предметах;

-низкий уровень аналитического восприятия ( ребенок не обдумывает ситуацию, которую воспринимает);

-низкая работоспособность.

Вывод: Дети  активно взаимодействуют в игре, объединяются в группы. Игровые интересы более устойчивы. Дети стали более уверены, лучше организовывают свою самостоятельную игровую деятельность. Активно включаются в игровую деятельность.

Таким образом, использование дидактических игр с целью развития познавательной активности  в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР в тесном взаимодействии с родителями  является при этом не только средством подготовки их к школе, но и одним из важнейших условий коррекции психического развития, активизации познавательной деятельности и развития личности.

Использованная литература:

  1. Винник М.О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М.О.Винник. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 154 с.
  2. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. – М.: АРКТИ, 1999. – 64 с.
  3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: пособие для воспитателя детского сада/ Зворыгина Е.В. и др.; под ред. Новоселовой С.Л., М; 1985 г. – 144 с..
  4. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта, М; 2011 г.
  5. Коррекционно-развивающее обучение в процессе дидактических игр / Е.А.Стребелева, М.: Издательство: Владос, 2008 г..
  6. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.
  7. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с

задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. - М.:Школьная Пресса, 2006.

  1. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР. - М.:Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.
  2. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция
  3. задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. -М.: Гном-Пресс, 2002
  4. Капустина Г. М. Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития 6-летнего возраста: Сборник научных трудов / Под ред. В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М.: Изд. АПН СССР, 1989.
  5. Особенности математических представлений детей с проблемами в интеллектуальном развитии. - Реан А. А. Психология детства. - СПб.:      «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003.
  6. Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие  детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Питер, 2004
  7. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой

      психического развития: Кн. для учителя.- Мн.: Нар. асвета, 1989

15.Удальцова Е. И. Дидактические игры в обучении детей элементарным математическим представлениям в подготовительной к школе группе.

16. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с ЗПР. - М.: Педагогика, 1990.

17.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ.

сред.пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр«Академия», 2001.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр и упражнений» Выполнила: Парусова С.Н. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №322 « Морозко »

Слайд 2

Актуальность темы Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса — это воспитание познавательного интереса, желания и привычки думать, стремления узнать что-то новое. Огромную роль в коррекции ЗПР принадлежит игре, игровая деятельность является ведущей для дошкольного возраста. Задержка психического развития – это понятие, которое говорит не о стойком и, по существу, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной проблеме целенаправленности, в преобладании игровых интересов, быстро пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. Так как, игровая деятельность детей с ЗПР значительно отстает в своем развитии от игровой деятельности здоровых детей того же возраста, то самообразование по этой теме для меня очень важно.

Слайд 3

«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский Цель проекта: создание условий для формирования познавательной активности у детей с ЗПР через дидактические игры и упражнения Задачи проекта: Формировать и совершенствовать у детей мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, классификация, конкретизация; Формировать у детей умения рассуждать, доказывать, логически мыслить; Поддерживать у детей познавательный интерес; Развивать у детей: коммуникативные навыки; стремление к преодолению трудностей; уверенность в себе; творческое воображение; подбор комплекса игр для развития логических приемов мышления старших дошкольников

Слайд 4

Ожидаемый результат Для детей: умение самостоятельно производить простые логические действия (выполнять группировки, обобщение, конкретизацию, сравнение, выделять лишнее, устанавливать причинно-следственные связи и др.); использование игрового материала (дидактические игры, упражнения и задания) ведет к более интенсивному развитию компонентов логического мышления, стимулирует умственную активность каждого ребёнка; Способность логически мыслить, понимать происходящее вокруг, решать различные задачи, делать умозаключения, доказывать и опровергать словом. Для педагога и родителе й Повышение педагогической компетентности по теме самообразования; Пополнение развивающей предметно- пространственной среды; Повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников по теме самообразования.

Слайд 5

На занятиях и в самостоятельной деятельности

Слайд 6

Игры с предметами

Слайд 7

Настольно – печатные игры

Слайд 8

Словесные игры - упражнения

Слайд 9

Работа с родителями 1.Оформление в родительский уголок консультации «Роль дидактической игры в развития познавательных способностей»), «Дидактическая игра в жизни ребенка», «Роль игры и игрушки»; 2.Буклет «Игровой калейдоскоп » 3.«Мастер – класс «Цветные перчатки» 4.совместное оснащение группы дидактическими играми

Слайд 10

Результаты Дети: Лучше организовывают свою самостоятельную игровую деятельность Активно включаются в игровую деятельность. Дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группы . Педагог: усовершенствовала теоретические и практические знания по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр и упражнений. Родители: усовершенствовали родительскую компетенцию в развитии познавательной активности

Слайд 11

Спасибо за внимание!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"

Формировать у родителей мотивацию участия в работе по данной проблеме, ознакомить с методами организации и проведения исследовательской деятельности....

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Отчет по проекту  «МИНИ-ОГОРОД» в подготовительной группеОбобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях;привлечь к работе проекта как можно больш...

Презентация "Использование камушков "Марблс" для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения".

Красота "Марблс" завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Мы используем камушки "Марблс" в непосредственно-образовательной деят...

Презентация "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования"

В деятельности экспериментирования ребёноквыступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие предметы и явления с целью более полного их по...

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром

Опыт работы по развитию познавательной активности у детей  в процессе ознакомления с окружающим миром...

Занятие познавательной направленности в старшей группе «Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными растениями.

Занятие познавательной направленности в старшей группе«Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольн...