Проект "Зимующие птицы"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Информационно-творческий проект в средней группе «Зимующие птицы» Цель проекта: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Любовь к Родине начинается с любви к природе. Государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (приобретение корма для птиц, помощь в изготовлении кормушки) способствует укреплению детско-взрослого сообщества (педагоги – дети – родители).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zimuyushchie_ptitsy.docx | 26.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Зимующие птицы»
в средней группе
Вид проекта: информационно-творческий
Актуальность:
Любовь к Родине начинается с любви к природе. Государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете.
Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (приобретение корма для птиц, помощь в изготовлении кормушки) способствует укреплению детско-взрослого сообщества (педагоги – дети – родители).
Цель: Расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Задачи:
1. Расширять знания о зимующих птицах;
2. Поддерживать стремление ребенка высказываться;
3. Воспитывать заботливое отношение к птицам;
4. Помочь в создании определенного продукта (кормушки).
5. Формировать умения и навыки наблюдения за птицами;
6. Вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам в трудное время;
7. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми.
Участники проекта: воспитатели, дети средней группы и их родители.
Продолжительность: краткосрочный.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
• Создание необходимых условий по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.
• Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
• Активное участие родителей в реализации проекта.
• Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
1. Создать условия для формирования расширения знаний о зимующих птицах.
2. Составить план совместной деятельности по уходу и кормлению птиц зимой.
3. Привлечь родителей к участию данного проекта (корм, материалы для кормушки).
4.Подбор литературы, картинок, энциклопедий о зимующих птицах.
II этап – основной
Цель: формирование представлений и знаний о зимующих птицах и навыка оказания помощи им зимой.
1. Беседа «Зимующие птицы».
2. Разучивание стихов о птицах.
4. Чтение рассказов, стихов, пословиц, поговорок о птицах.
5. Изготовление кормушки вместе с детьми.
6. Д/игры «Верю – не верю», «Накорми птиц».
7. Наблюдение «Какие птицы прилетают на кормушку?».
8. Прослушивание голосов птиц.
9. Психогимнастика «Птицы – наши друзья».
Ход игры: Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вы тянете к нему руки, ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно. По одному пальчику сложите на ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим дыханием. Прижмите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони, чтобы птенец взлетел. Улыбнитесь ему, не грустите, он еще вернется к нам.
10. Информация в уголке для родителей «Покормите птиц зимой»
11. Памятка «Как подкармливать птиц», «Правила поведения возле кормушек».
3. Заключительный:
- Размещение кормушки на территории детского сада;
- Подкормка птиц в течении зимнего периода.
4. Итоговый.
После обсуждения проблемы, дети предложили изготовить кормушку самостоятельно. Были рассмотрены несколько вариантов, но больше всего понравилась идея экологически чистого «печенья». Основа кормушки – сухая ветка. Доступ птицы к корму свободный. «Печенье» изготовлено из картона, зерновой смеси и мучного клейстера, подвешено на лентах, поэтому крупные птицы – вороны, сороки – его не смогут унести, а воробьи, синицы, свиристели легко им полакомятся.
Кормушка, изготовленная в процессе реализации творческого проекта «Зимующие птицы», является коллективным творчеством. Изготовлена из экологически чистых материалов, все детали после использования просто растворяются в природе.
Приложение
1. Беседа «Зимующие птицы»
Цели:
- расширять и систематизировать знания о зимующих и перелетных птицах;
- формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище;
-углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли);
-классифицировать птиц на зимующих и перелетных на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания;
-обогащать словарный запас;
- развивать речь и логическое мышление
- воспитывать доброе отношение ко всему живому в природе.
Демонстрационный материал: картинки с изображением птиц, птичьих гнёзд.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание картинок с изображением птиц и беседа по ним, чтение и анализ сказок, подведение итогов.
Ход беседы:
Воспитатель: - Ребята! Знаете ли вы, что всех птиц, которые живут в наших краях, можно разделить на две группы: птицы зимующие и перелетные?
Зимующие птицы: воробей, ворона, сорока, галка, синица, дятел, сова, поползень, сойка. Они не улетают осенью в теплые страны, так как приспособились к суровому времени года и могут найти себе пропитание даже в сильный мороз.
Птицам трудно прокормиться, ведь аппетит у них огромный, а корма, особенно в зимнюю пору, не хватает. Поэтому многие птицы поступают так: найдя еду, они сразу сообщают об этом остальным – криком подзывают их. Помогая друг другу, птицы доживают до весны. Кроме того, некоторые из птиц, например, синица, сойка и поползень, еще осенью делают запасы. Вот как описывает это писатель А. А. Плешаков: «… запасает поползень на зиму корм! И желуди, и орехи, и крылатки клена – всё запихивает в трещины, ниши и щели на стволах. Упорно трудится целую осень, до самого декабря. В некоторых его кладовых ученые находили до двух килограммов семян.
- Ребята, а знаете ли вы, у какой птицы зимой появляются птенцы?
- Ну, конечно, это клёст! Посмотрите на картинку с изображением этой птицы.
- Эта необыкновенная птичка не только зимует в наших лесах, но и в самые трескучие морозы выводит птенцов. Клесты питаются семенами хвойных деревьев и своих птенчиков тоже кормят этими семенами. Если урожай шишек хороший, в зимнем лесу корма им хватает.
А перелётные птицы с наступлением осенних холодов собираются в стаи и готовятся к отлёту на юг. Как правило, эти птицы питаются насекомыми, которые с приходом холодов забираются в щели древесной коры, зарываются в сухие листья, прячутся под старыми гнилыми корягами. Корма становится мало, и насекомоядные птицы улетают в тёплые края, а весной они возвращаются в родные края. Мелкие птички прилетают незаметно. А вот большие, хотя и летят часто ночью, издают громкие звуки. Это вожак подаёт сигнал: «Не отставайте. Летите за мной!»
И если в эти прекрасные деньки вы пришли в лес, то старайтесь не бегать и не шуметь. Представьте себе, что вы находитесь в доме, где в колыбельках спят совсем маленькие детки. Не заглядывайте в птичьи гнёзда, не трогайте яички и птенцов руками. Вы можете испугать взрослых птиц, тогда они бросят свой дом, и в гнезде не появятся птенчики.
Птицы – наши друзья! Они не только украшают природу, но и помогают сберечь урожай на полях и огорода, спасают леса от вредителей, разносят семена растений. Друзей ведь нужно беречь. Ребята, помогите птицам пережить зиму. Устраивайте для них кормушки, насыпайте в них семена тыквы, арбуза, подсолнечника, вешайте на веточки деревьев кусочки несолёного сала. Помните, что голодная птица может погибнуть и от легкого мороза. А сытой и стужа не страшна!
Вопросы
1. На какие две группы делятся птицы?
2. Каких зимующих птиц вы знаете?
3. Почему перелётные птицы осенью улетают на юг?
4. А когда перелётные птицы возвращаются в наши края?
5. Какие гнёзда строят птицы?
6. А как вы думаете, почему птиц называют друзьями леса и людей?
7. Как можно помочь птицам зимой?
2. Стихотворения о птицах.
Воробей
Мимо сизых голубей
Пролетает воробей.
Воробей такая крошка!
На меня похож немножко.
Шустрый маленький птенец,
Непоседа и боец.
И звенит задорный крик:
— Чик-чирик и чик-чирик!
Синица
Посмотрите детки,
Вон сидят на ветке
Птички невелички
Жёлтые синички
Снегирь
сидит на ветке
В розовой жилетке,
А дятел в ярко-красной
Шапочке атласной.
Вдали мелькают сойки —
Синие ковбойки.
Ворона
-Каррр! Кричит ворона. Каррр!
Улетаю на базаррр!
Воронята, не деритесь!
И меня в гнезде дождитесь!
Сорока.
Не избавится сорока
От ужасного порока —
Ищет мелочи везде,
Прячет в собственном гнезде
Дятел.
Тук-тук, тук-тук, тук-тук-тук,
Это что ещё за звук?
Кто стучит так по сосне?
Очень интересно мне
Посмотрел на верх и вдруг
Понял, что это за звук.
Дятел там сидит в листве,
Ищет червячков в коре.
«Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна -
И не страшна будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну…
А. Яшина
3. Памятка: Как подкармливать птиц зимой.
Зимующие птицы питаются:
Голубь: семена, зёрна, хлебные крошки.
Ворона: падаль (мясо), насекомые, рыба.
Воробей: семена, зерна, хлебные крошки.
Клёст: хвойные семена.
Свиристель: рябина, калина
Синица: насекомые, зерна, семена подсолнечника сало.
Снегирь: рябина (семена), калина.
Сорока: мясо (падаль), зерна, семена.
Щегол: насекомые, семена трав, семена репейника
Дятел: насекомые, сало, семена хвойных пород деревьев.
Семена крапивы, репейника, конского щавеля, лебеды собирают в августе–сентябре, пока они еще не осыпались. Для заготовки семян срезают всё растение и хранят в виде веничков. Зимой венички вешают возле кормушек.
Ягоды рябины и калины заготавливать лучше после первых заморозков.
Кусочки несоленого сала подвешивают на ниточках.
Ни в коем случае давать нельзя:
черный хлеб
чипсы
сладкие кукурузные хлопья
соленые, сладкие или жареные продукты
Такое угощение вызовет у птиц расстройство желудка, а зимой любая болезнь у пернатых неминуемо приведет к их гибели.
Правила поведения у кормушки.
- громко не кричать;
- не сорить;
- не оставлять газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты;
жестяные банки и коробочки;
- корма в кормушках должно быть немного, только нужного птицам;
- кормить птиц нужно регулярно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...
Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)
Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...
Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада
Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....