Проект "Зимующие птицы"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Энгельс Елена Ивановна

Информационно-творческий проект в средней группе «Зимующие птицы» Цель проекта: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Любовь к Родине начинается с любви к природе. Государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (приобретение корма для птиц, помощь в изготовлении кормушки) способствует укреплению детско-взрослого сообщества (педагоги – дети – родители).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zimuyushchie_ptitsy.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Зимующие птицы»

в средней группе

Вид проекта: информационно-творческий

Актуальность:

Любовь к Родине начинается с любви к природе. Государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете.

Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (приобретение корма для птиц, помощь в изготовлении кормушки) способствует укреплению детско-взрослого сообщества (педагоги – дети – родители).

Цель: Расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи:

1. Расширять знания о зимующих птицах;

2. Поддерживать стремление ребенка высказываться;

3. Воспитывать заботливое отношение к птицам;

4. Помочь в создании определенного продукта (кормушки).

5. Формировать умения и навыки наблюдения за птицами;

6. Вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам в трудное время;

7. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми.

Участники проекта: воспитатели, дети средней группы и их родители.

Продолжительность: краткосрочный.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

• Создание необходимых условий по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.

• Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

• Активное участие родителей в реализации проекта.

• Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

1. Создать условия для формирования расширения знаний о зимующих птицах.

2. Составить план совместной деятельности по уходу и кормлению птиц зимой.

3. Привлечь родителей к участию данного проекта (корм, материалы для кормушки).

4.Подбор литературы, картинок, энциклопедий о зимующих птицах.

II этап – основной

Цель: формирование представлений и знаний о зимующих птицах и навыка оказания помощи им зимой.

1. Беседа «Зимующие птицы».

2. Разучивание стихов о птицах.

4. Чтение рассказов, стихов, пословиц, поговорок о птицах.

5. Изготовление кормушки вместе с детьми.

6. Д/игры «Верю – не верю», «Накорми птиц».

7. Наблюдение «Какие птицы прилетают на кормушку?».

8. Прослушивание голосов птиц.

9. Психогимнастика «Птицы – наши друзья».

Ход игры: Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вы тянете к нему руки, ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно. По одному пальчику сложите на ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим дыханием. Прижмите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони, чтобы птенец взлетел. Улыбнитесь ему, не грустите, он еще вернется к нам.

10. Информация в уголке для родителей «Покормите птиц зимой»

11. Памятка «Как подкармливать птиц», «Правила поведения возле кормушек».

3. Заключительный:

- Размещение кормушки на территории детского сада;

- Подкормка птиц в течении зимнего периода.

4. Итоговый.

После обсуждения проблемы, дети предложили изготовить кормушку самостоятельно. Были рассмотрены несколько вариантов, но больше всего понравилась идея экологически чистого «печенья». Основа кормушки – сухая ветка.  Доступ птицы к корму свободный. «Печенье» изготовлено из картона, зерновой смеси и мучного клейстера, подвешено на лентах, поэтому крупные птицы – вороны, сороки – его не смогут унести, а воробьи, синицы, свиристели легко им полакомятся.

Кормушка, изготовленная в процессе реализации творческого проекта «Зимующие птицы», является коллективным творчеством. Изготовлена из экологически чистых материалов, все детали после использования просто растворяются в природе.

Приложение

1. Беседа «Зимующие птицы»

Цели:

- расширять и систематизировать знания о зимующих и перелетных птицах;

- формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище;

-углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли);

-классифицировать птиц на зимующих и перелетных на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания;

-обогащать словарный запас;

- развивать речь и логическое мышление

- воспитывать доброе отношение ко всему живому в природе.

Демонстрационный материал: картинки с изображением птиц, птичьих гнёзд.

Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание картинок с изображением птиц и беседа по ним, чтение и анализ сказок, подведение итогов.

Ход беседы:

Воспитатель: - Ребята! Знаете ли вы, что всех птиц, которые живут в наших краях, можно разделить на две группы: птицы зимующие и перелетные?

Зимующие птицы: воробей, ворона, сорока, галка, синица, дятел, сова, поползень, сойка. Они не улетают осенью в теплые страны, так как приспособились к суровому времени года и могут найти себе пропитание даже в сильный мороз.

Птицам трудно прокормиться, ведь аппетит у них огромный, а корма, особенно в зимнюю пору, не хватает. Поэтому многие птицы поступают так: найдя еду, они сразу сообщают об этом остальным – криком подзывают их. Помогая друг другу, птицы доживают до весны. Кроме того, некоторые из птиц, например, синица, сойка и поползень, еще осенью делают запасы. Вот как описывает это писатель А. А. Плешаков: «… запасает поползень на зиму корм! И желуди, и орехи, и крылатки клена – всё запихивает в трещины, ниши и щели на стволах. Упорно трудится целую осень, до самого декабря. В некоторых его кладовых ученые находили до двух килограммов семян.

- Ребята, а знаете ли вы, у какой птицы зимой появляются птенцы?

- Ну, конечно, это клёст! Посмотрите на картинку с изображением этой птицы.

- Эта необыкновенная птичка не только зимует в наших лесах, но и в самые трескучие морозы выводит птенцов. Клесты питаются семенами хвойных деревьев и своих птенчиков тоже кормят этими семенами. Если урожай шишек хороший, в зимнем лесу корма им хватает.

А перелётные птицы с наступлением осенних холодов собираются в стаи и готовятся к отлёту на юг. Как правило, эти птицы питаются насекомыми, которые с приходом холодов забираются в щели древесной коры, зарываются в сухие листья, прячутся под старыми гнилыми корягами. Корма становится мало, и насекомоядные птицы улетают в тёплые края, а весной они возвращаются в родные края. Мелкие птички прилетают незаметно. А вот большие, хотя и летят часто ночью, издают громкие звуки. Это вожак подаёт сигнал: «Не отставайте. Летите за мной!»

И если в эти прекрасные деньки вы пришли в лес, то старайтесь не бегать и не шуметь. Представьте себе, что вы находитесь в доме, где в колыбельках спят совсем маленькие детки. Не заглядывайте в птичьи гнёзда, не трогайте яички и птенцов руками. Вы можете испугать взрослых птиц, тогда они бросят свой дом, и в гнезде не появятся птенчики.

Птицы – наши друзья! Они не только украшают природу, но и помогают сберечь урожай на полях и огорода, спасают леса от вредителей, разносят семена растений. Друзей ведь нужно беречь. Ребята, помогите птицам пережить зиму. Устраивайте для них кормушки, насыпайте в них семена тыквы, арбуза, подсолнечника, вешайте на веточки деревьев кусочки несолёного сала. Помните, что голодная птица может погибнуть и от легкого мороза. А сытой и стужа не страшна!

Вопросы

1. На какие две группы делятся птицы?

2. Каких зимующих птиц вы знаете?

3. Почему перелётные птицы осенью улетают на юг?

4. А когда перелётные птицы возвращаются в наши края?

5. Какие гнёзда строят птицы?

6. А как вы думаете, почему птиц называют друзьями леса и людей?

7. Как можно помочь птицам зимой?

2. Стихотворения о птицах.

Воробей

Мимо сизых голубей

Пролетает воробей.

Воробей такая крошка!

На меня похож немножко.

Шустрый маленький птенец,

Непоседа и боец.

И звенит задорный крик:

— Чик-чирик и чик-чирик!

Синица

Посмотрите детки,

Вон сидят на ветке

Птички невелички

Жёлтые синички

Снегирь

сидит на ветке

В розовой жилетке,

А дятел в ярко-красной

Шапочке атласной.

Вдали мелькают сойки —

Синие ковбойки.

Ворона

-Каррр! Кричит ворона. Каррр!

Улетаю на базаррр!

Воронята, не деритесь!

И меня в гнезде дождитесь!

Сорока.

Не избавится сорока

От ужасного порока —

Ищет мелочи везде,

Прячет в собственном гнезде

Дятел.

Тук-тук, тук-тук, тук-тук-тук,

Это что ещё за звук?

Кто стучит так по сосне?

Очень интересно мне

Посмотрел на верх и вдруг

Понял, что это за звук.

Дятел там сидит в листве,

Ищет червячков в коре.

«Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна.

Горсть одна -

И не страшна будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну…

А. Яшина

3. Памятка: Как подкармливать птиц зимой.

Зимующие птицы питаются:

Голубь: семена, зёрна, хлебные крошки.

Ворона: падаль (мясо), насекомые, рыба.

Воробей: семена, зерна, хлебные крошки.

Клёст: хвойные семена.

Свиристель: рябина, калина

Синица: насекомые, зерна, семена подсолнечника сало.

Снегирь: рябина (семена), калина.

Сорока: мясо (падаль), зерна, семена.

Щегол: насекомые, семена трав, семена репейника

Дятел: насекомые, сало, семена хвойных пород деревьев.

Семена крапивы, репейника, конского щавеля, лебеды собирают в августе–сентябре, пока они еще не осыпались. Для заготовки семян срезают всё растение и хранят в виде веничков. Зимой венички вешают возле кормушек.

Ягоды рябины и калины заготавливать лучше после первых заморозков.

Кусочки несоленого сала подвешивают на ниточках. 

Ни в коем случае давать нельзя: 

черный хлеб
чипсы
сладкие кукурузные хлопья
соленые, сладкие или жареные продукты
 

Такое угощение вызовет у птиц расстройство желудка, а зимой любая болезнь у пернатых неминуемо приведет к их гибели.

    

Правила поведения у кормушки.

  • громко не кричать;
  • не сорить;
  • не оставлять газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты;

            жестяные банки и коробочки;

  • корма в кормушках должно быть немного, только нужного птицам;
  • кормить птиц нужно регулярно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....