Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Мы - друзья природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Миронова Надежда Владимировна

Конспект занятия «Мы друзья природы»

Цель:

 Систематизировать представления детей о многообразии природы.

Вызвать интерес к природе и к проблеме ее охраны.

 Понимание детьми роли человека в нарушении и сохранении целостности экосистемы, освоение правил поведения в природе.

 Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе.

 Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность детей, их эрудицию.

 Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении.

Программное содержание:

Учить правильно вести себя в природе, бережно относиться к растениям, животным, ухаживать за ними.

Вызвать интерес к природе и к проблеме ее охраны.

Воспитывать любовь к природе родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_my_druzya_prirody.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Мы друзья природы»

Цель:

 Систематизировать представления детей о многообразии природы.

Вызвать интерес к природе и к проблеме ее охраны.

 Понимание детьми роли человека в нарушении и сохранении целостности экосистемы, освоение правил поведения в природе.

 Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе.

 Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность детей, их эрудицию.

 Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении.

Программное содержание:

Учить правильно вести себя в природе, бережно относиться к растениям, животным, ухаживать за ними.

Вызвать интерес к природе и к проблеме ее охраны.

Воспитывать любовь к природе родного края.

Методические приемы:

 Игра «Ромашка», стихотворения В.Орлова, Ф. Тютчева, И.Мазнина, В.Осеевой, игра-загадка «Найди ошибку», песня «Край родной», слушание звуков  пение птиц, рассказ А.Плещеева “Знать и беречь”,игра “Кто важнее”, загадки, пословицы.

Материал:

 Рисунок божьей коровки, набор бабочек, лепестки ромашки (на них изображены продукты и вещи), нагрудные знаки с изображением оъектов природы, иллюстрации с изображением природы, леса.

Программное содержание:

 Продолжать знакомить с классификацией понятий по разным основаниям.

Закрепить умения различать оъекты живой и неживой природы, выделяя отличительные

признаки.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Активизация словаря.

Предварительная работа: Беседы, чтение произведений о приро-

де, наблюдение, обыгрывание дидактических игр, заучивание стихов.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы поговорим о красивом, безграничном и живом мире природы, а самое главное – вместе подумаем о том, как, находясь,  в детском саду и в семье, можно охранять Землю – наш большой дом, в котором мы живём.

Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворения Ф. Тютчева:

Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, плещут воды,

Любовью воздух растворен,

И мир, цветущий мир природы,

Избытком жизни упоен.

Как вы думаете, о чем это стихотворение?

Дети: Стихотворение о природе.

Воспитатель: Что такое природа?

Дети: Природа – это все, что нас окружает, не созданное руками человека.

Воспитатель: Какая бывает природа?

Дети: Природа бывает живая и неживая.

Воспитатель: Почему мы называем природу живой?

Дети: Потому что, все живое питается, растет, развивается, дышит, движется, умирает.

Воспитатель: Что относится к живой природе?

Дети: К живой природе относится человек, животные, птицы, рыбы, растения.

Воспитатель: Что относится к неживой природе?

Дети: К неживой природе относятся: вода, земля, Солнце, камни, песок, воздух, глина, Луна.

Воспитатель: А можно ли назвать объектами природы, например, ложку, стол, стул?

Дети: Нет, это предметы, которые сделаны из разных материалов.

Воспитатель: А где же человек взял эти материалы?

Дети: Человек их взял из природы. Например, стол и стул сделаны из дерева, а ложка из металла.

Воспитатель: А может ли человек прожить без природы? Что дает человеку природа?

Дети: Нет. Человек – часть природы. Она дает человеку воздух, воду, тепло, пищу, одежду.

Воспитатель: Правильно, она кормит человека, одевает, обувает, дает все необходимое для жизни. Давайте поиграем в игру «Ромашка». Победит тот, кто правильно укажет, из чего изготовлены необходимые человеку продукты и вещи.

Игра «Ромашка».

На доске вокруг желтой серединки прикреплены белые лепестки ромашки, на обратной стороне которых изображены продукты и вещи.

Дети по очереди отрывают лепестки и отвечают «Что это? Из чего сделано? Для чего это нужно человеку? »

(Воспитатель хвалит детей за полные правильные ответы).

Воспитатель: Природа, и это, пожалуй, главное, дает человеку радость. Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Природа учит человека мудрости. Вот как сказал об этом поэт В. Орлов (стихотворение рассказывает ребенок):

Нас в любое время года учит мудрая природа.

 Птицы учат пению, паучок - терпению.

 Пчелы в поле и в саду обучают нас труду.

 И к тому же в их труде все  по справедливости.

 Отражение в воде учит нас правдивости.

 Учит снег нас чистоте, учит Солнце доброте,

 И при всей огромности обучает скромности.

 У природы круглый год обучаться нужно.

Нас деревья всех пород, весь большой лесной народ,

 Учат крепкой дружбе.

Чему же нас учит природа?

Дети отвечают.

Сама природа, тоже нуждается в нашей помощи. Люди должны жить в дружбе с природой, никого не обижать, никому не причинять зла. А ведь многие не задумываются над этим. Вам знакомо это насекомое?

(Воспитатель демонстрирует картинку с изображением божьей коровки).

Она красивая? Кто держал ее в руках?

Дети отвечают.

А знаете ли вы, что такая маленькая букашка приносит большую пользу природе, но сама часто страдает из-за неумеренного любопытства человека. Ребята, занимайте свои места и послушайте небольшой рассказ.

Дети садятся за столы.

(Воспитатель читает фрагмент из текста А. Плещеева «Знать и беречь»)

Фрагмент текста «Знать и беречь».

«Мы любим божьих коровок за то, что они добродушные на вид, круглые, яркие, блестящие. Но, оказывается, их еще и за то можно любить, что они наши верные друзья. Мы часто сажаем жучка на руку, смотрим, как он ползает по ладони, и приговариваем: «Божья коровка, улети на небо, принеси нам хлеба». Но, конечно, понимаем, что хлеба коровки не могут принести. А оказывается, могут. Не в прямом, конечно, смысле - взять и принести батон или буханку. Нет, они помогают нам сохранить урожай на полях, в садах, в огородах. Но чтобы коровок везде и всегда было много, мы должны относиться к ним бережно, тем более что приносят они не только хлеб, но и, как утверждают старинные книги, счастье. Как вы теперь будете относиться к божьим - коровкам? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: А кто из вас видел бабочек? Каких вы знаете бабочек? Чем они вам нравятся? Бабочки, как и цветы красивы, невесомы и ранимы.

Вот села на цветок пестрая Крапивница. Само собой, вы тут же начинаете к ней подкрадываться. Стараетесь чем-нибудь накрыть ее. И если вам это удается, берете бабочку за крылья, трогаете усики, свернутый спиралью хоботок. А потом бросаете - на что она вам? Но бабочка уже не может лететь, она как-то косо планирует вниз и беспомощно бьется на земле. Ее бархатистые яркие крылышки обтрепаны, узор стерт, проглядывает прозрачная, как слюда, основа крыла. Бабочка обречена на гибель.

Гораздо интереснее понаблюдать за бабочками, не повреждая их. Давайте дадим, друг другу слово никогда не ловить бабочек и других насекомых, а только наблюдать за ними и любоваться издали.

 Вы знаете, иногда человек причиняет вред природе своим неумением вести себя на природе. Сейчас мы с вами поиграем в игру - загадка «Найди ошибку». Я прочитаю фразы, а вы найдете ошибки в поведении детей.

“Майский день дети провели в лесу. Они играли, бегали, кричали, рвали цветы и плели венки, собирали большие букеты ландышей”.

“На поляне разожгли костёр, пообедали и оставили после себя много мусора”.

“Поймали ёжика и взяли его домой”.

Какие вы заметили ошибки?  

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята, так вести себя на природе нельзя. Посмотрите, кто пришел к нам в гости! (воспитатель достает мягкую игрушку ежика). Да, это ежик! Это девочка – ежик, ее зовут Ежинка. Вот послушайте стихотворение В. Осеевой, которое называется  “Ежинка”.

 В глубокой прохладной ложбинке, 
Где летняя травка свежа. 
Привольно живется Ежинке, 
Единственной внучке Ежа.

Весь день она тихо играет, 
Шуршит прошлогодним листом, 
Еловые шишки бросает 
И дремлет в тени под кустом.

Однажды надвинулась тучка, 
Стал ветер деревья качать 
И Ежик любимую внучку 
Заботливо вышел встречать.

И вдруг, запыхавшись, Зайчишка 
Бежит, перепуган до слез: 
- Скорее! Какой-то мальчишка 
Ежинку в корзине унес!

Мелькали березы и елки, 
Зеленый кустарник и рожь. 
Подняв, как оружье, иголки. 
Бежал, ощетинившись. Еж!

В прохладной пыли на дороге 
Он след мальчугана искал. 
Он по лесу бегал в тревоге 
И внучку по имени звал!

Стемнело... И дождик закапал, 
Живого следа не найдешь. 
Упал под сосной и заплакал 
Измученный дедушка Еж!

А дедова внучка сидела 
За шкафом, свернувшись клубком. 
Она и взглянуть не хотела 
На блюдце с парным молоком!

И утром к зеленой ложбинке 
Из города дети пришли, 
И дедову внучку Ежинку 
В корзинке назад принесли.

Пустили на мягкую травку: 
- Дорогу домой ты найдешь? 
- Найдет! - закричал из канавки 
Взволнованным голосом Еж.

Воспитатель: О чем, ребята, это стихотворение? Можно ли было так поступать с ежиком? Расскажите правила поведения на природе, а Ежинка останется с нами и послушает, знаете ли вы, как нужно себя вести на природе.

Ответы детей.

 – Не кричи, не пугай животных и птиц. Они любят добрых детей.

– Не рви цветы. За тобой пройдут сотни людей, пусть они тоже полюбуются ими.

– Не ломай зря деревья, кусты, не делай надрезы. От этого они сохнут и погибают.

– Не лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.

– Не сори. Убирай за собой стеклянную посуду. Пожар может возникнуть от стекляшки.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы знаете правила поведения в лесу. Мы сейчас пойдем в лес и послушаем пение птиц. Чтобы услышать птиц как нужно себя вести? (тихо, не кричать)

Аутотренинг. (Звучит запись «Голоса птиц»)

Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем, что природа и человек связаны друг с другом. А знаете ли вы, кто на свете важнее всего?

Игра «Кто важнее всего».

Дети надевают нагрудные знаки и поочередно произносят слова…

Я - солнышко, самое главное, всем нужно мое тепло.

Я - вода, главнее. Без меня все погибнет от жажды.

Я - воздух, все живое дышит. Без меня не было бы жизни. Я главнее.

Я - почва, самая важная. Без меня ничего не вырастет.

Я - растение, земли украшение. Я главнее, ведь я расту на почве.

Я - насекомое, опыляю растения, без меня не будет семян.

Я - заяц, травоядное животное. Тебя растение я съем. Я главнее.

Я - волк, хищник. Я охочусь на зайца. Значит я сильнее и важнее.

Я - человек. Могу управлять водой и ветром, распахать землю, посадить растение, разводить животных. Я - главный.

Я - микроб. Если ты, человек не вымоешь руки, то заболеешь. Значит, я главный.

Воспитатель: Не хвались, микроб. Солнце, свежий воздух и чистая вода тебя победят.

Дети с каждой фразой берут друг друга за руки, образуя круг.

Дети (хором): Все связано со всем!

Поднимают руки вверх.

Воспитатель: Это один из главных законов экологии - науки, которая изучает, как человек и природа влияет друг на друга и что нужно делать, чтобы сохранить природу. Сегодня мы с вами говорим о том, как прекрасна и удивительна наша природа, о том, что она нуждается в нашей защите. Земля – наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Всё на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеёк, и кудрявая берёзка. Мы должны беречь то богатство, которое подарила нам природа.

Послушайте песню о нашей Родине.

Звучит песня “Край родной”

 Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру

Я буду называть объект живой или неживой природы.

Если я назову растение, то вы будете поднимать руки «Вы растёте»,

Если животное – прыгаете, а если объект неживой природы – то замираете на месте.

Но прежде чем отправимся в путь, скажите мне ребята: Что такое лес?

Дети: Лес – это место, где растёт много деревьев и кустарников.

Воспитатель: А какие деревья вы знаете?

Дети: Тополь, ель, сосна, берёза, дуб, осина и т. д.

Воспитатель: Много разных деревьев вы назвали. А как их отличить? Какой лес бывает?

Если в лесу растут только ели и сосны – это (хвойный лес)

А если растут деревья с листьями, то такой лес называется (лиственным) .

А если в лесу растут и те и другие деревья, то такой лес будет называться – смешанным.

Игра с детьми.

Воспитатель: Ребята, я вам сейчас задам вопросы, и жду от вас правильных ответов.

– Кто на себе дом носит? (Улитка)

– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

– У какого зверя куст на голове? (Лось)

– Куда исчезают насекомые с наступлением зимы?

– Перечислите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта)

– Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк)

– Какие животные меняют на зиму окрас. (Заяц, белка)

– Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)

– Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятла)

– Без чего не сможет расти растение? (Свет, вода, тепло) .

Педагог. Вы, ребята, сегодня молодцы! Но вы забыли рассказать мне пословицы о лесе.

Дети говорят пословицы о лесе.

-«Лес видит, а поле слышит»

-«Лес да вода поле красят»

-«Возле леса жить, голода не видать»

-«Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте»

-«Кто природу губит, тот свой народ не любит»

-«Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить»

-«Растение – земли украшение»

-«По лесу ходи, под ноги гляди»

-«Лес не школа, а всех учит»

Воспитатель: Молодцы, дети! Ну, а вот это правило леса вы должны обязательно знать и соблюдать:

Много леса – не губи,

Мало леса – береги,

Нет леса – посади.

Сегодня мы с вами путешествовали по лесным тропинкам, полянкам, увидели много интересного. Мы говорили о том, как прекрасна и удивительна наша природа, о том, что она нуждается в нашей защите. Вы хотите стать друзьями и защитниками природы?

Ответы детей.

Воспитатель: Чтобы человек стал другом Природы, он должен быть добрым.

Стихотворение рассказывает ребенок:

Ты, дружок, смотри не подкачай!

Правдивым быть и добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка.

Люби цветы, леса, простор полей –

Всё, что зовётся Родиной твоей. (И. Мазнин)

Воспитатель: Спасибо, вам, ребята. Молодцы, хорошо занимались сегодня. И Ежинка тоже очень рада, что вы друзья природы. Мы ее отпустим к себе домой, в лес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе. Тема «Домашние животные. Кошки и собаки – друзья человека»

Цель:познакомить детей с жизнью кошек и собак, закрепить знания о домашних животных;развивать познавательную активность;воспитывать гуманное отношение к животным, чувство ответственности за тех, кого ...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Наши младшие друзья»

Программные задачи: Уточнить представления о классификации животных (звери, птицы, насекомые, земноводные). Развивать связную речь, упражняя в употреблении сложноподчинённых предложений. Способст...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Вернем природе чистоту»

Конспект  занятия  по познавательному развитиюв  подготовительной группе   «Вернем природе чистоту»...

Конспект занятия по познавательному развитию (экология) на тему «Защитники природы» для детей подготовительной к школе группы

- Познакомить детей с историей возникновения «Красной книги», с растениями и  животными, занесенными в неё.- Учить устанавливать причинно-следственные связи: к чему ведет небрежное от...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Наш дом-природа"

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Наш дом-природа"...

Конспект итогового занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Друзья природы"

Данная разработка поможет воспитателям формировать интерес к миру природы, закреплять знания об основных правилах поведения в природе, о взаимосвязи человека и природы. В процессе проведения занятия у...